Научная статья на тему 'Таможенник Левий Матфей'

Таможенник Левий Матфей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенник Левий Матфей»

ТАМОЖЕННИК ЛЕВИЙ МАТФЕЙ

Смирнов А. В.

У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Евангелие от Матфея

Левий Матфей - персонаж Нового Завета, один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Иакова Алфеева. Был мытарем в галилейском городе Капернауме. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» оставил свою должность и пошел за Спасителем. Автор Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке. Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, Марка, Луки, а также в Деяниях Апостолов. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и в других произведениях искусства. На иконах его зачастую изображали с книгой Евангелия (иногда с мечом в руках, так как, по преданию, он принял мученическую смерть от меча). Три картины из жизни апостола - «Матфей и ангел» кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи. Днями памяти апостола Матфея в православном церковном календаре являются: 16 ноября и 30 июня (по юлианскому календарю). Католическая и Евангелистская церкви чтят память этого апостола 21 сентября. Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео). Также считается покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.

В Новом Завете мытарями назывались иудеи, состоявшие на службе у Римской Империи и занимавшиеся сбором налогов и пошлин. В современном русском языке мытаря принято сравнивать с налоговым инспектором. Однако из истории таможенного дела в России мы знаем, что «мытницей» в средние века называлась таможня. Название происходило от слова «мыт»

- пошлины, взимаемой за провоз товара и проезд людей через заставы на границе или у крупных населенных пунктов. Сборщик пошлин (мыта) и назывался мытарем.

Косвенное подтверждение того, что «мытарь» - это не сборщик налогов в целом, встречается и в Евангелии от Матфея. В истории с уплатой налога на содержание храма говорится: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм (составляли две драхмы) и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да». «...Иисус сказал ему: ...пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми и, открыв у ней рот, найдешь статир (четыре драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя».

В церковных изданиях XIX века слово мытарь зачастую толкуется как таможенник. Так, например, в «Библейском энциклопедическом словаре» Э.Нюстрема (1868 г.) чиновники, поставленные на таможенных заставах для сбора податей, называются мытарями. В «Библейской энциклопедии» Архимандрита Никифора (1891 г.) мытарем называется «сборщик Римских податей и пошлин». В статье уточняется: «Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особые домы, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням».

Современные украинский, белорусский и болгарские языки мытарем или мытником называют таможенника. Государственная таможенная служба Украины называется «Державна митна служба», а Государственный таможенный комитет Республики Беларусь - «Дзяржауны мытны камтэт». Аналогичная структура в Болгарии называется «Агенция Митници».

Ключ к пониманию слова «мытарь» находится в латинском языке. Глагол шШс (misi, missum) означает «пропускать, сопровождать, отпускать, выпускать». В Римской империи чиновник, имевший должность mittendarшs (от тйо) был уполномоченным по сбору налогов в провинции. Мй^еМ]апш при сокращении слова и означал - «мытарь». Интересно, что у современных российских таможенников, наряду с личной номерной печатью, имеется штамп: «Выпуск разрешен». Согласно таможенному законодательству, для основной массы товаров таможенные формальности заканчиваются фразой: «Выпуск в свободное обращение». Поразительно: через две тысячи лет слово тШо (выпуск) сохранилось в таможенном лексиконе.

Общеизвестно, что таможенные органы современной России, пополняя федеральный бюджет, выполняют «фискальные» функции. Фиском (от латинского fiscus, буквально - «корзина») в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополняемая доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиском стали называть единый общегосударственный центр Римской

империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные и прочие расходы.

Чтобы лучше понять, кем был мытарь Левий Матфей, рассмотрим налоговую и таможенную систему Древнего Рима. Вскоре после основания Рима, наряду с различными податями, были введены пошлины на все привозимые товары. Эти пошлины назывались портории. В зависимости от того, каким путем товар попадал в Древний Рим, пошлины делились на морские и пограничные. Портории взимались в размере 1/40 части цены товара. Интересы казны и торговли чередовались. Сбором пошлин занимались специальные люди из числа всадников (привилегированное сословие). Они назывались пу-бликаны (лат. publicani, от publicum - государственное имущество). По сути, публиканы были откупщиками. Система откупов представляла собой систему сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передавало право их сбора частным лицам.

В Риме большая часть налогов отдавалась на откуп с торгов, происходивших ежегодно, под водружённым копьём (hasta - знак аукциона или торгов). Откупщики, или публиканы, могли просить сенат (иногда и народ) отменить торги и назначить новые, если цифра, которую они должны были платить, была несоответственно велика. Откуп требовал значительных денежных средств, вследствие чего оказывался под силу лишь богатому сословию «всадников», особенно с тех пор, как сенаторам было воспрещено заниматься денежными делами. Когда недостаточно было капиталов одного лица, составлялись компании (societates), бравшие в Италии и провинциях на откуп разные доходы. Во главе компании стояли ежегодно сменявшиеся magistri. Число низших и второстепенных служащих было очень велико; это были, большей частью, вольноотпущенники и рабы, но не гнушались этим занятием и граждане. В руках откупщиков часто накапливались огромные богатства, так как собранные ими налоги и сборы с населения в 2-3 раза превышали средства, вносимые в казну. Наместники провинций, обыкновенно должники публиканов, всячески покровительствовали им. Будучи силой в государстве, публиканы легко добивались смещения неугодных им лиц.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (крупный рогатый скот и рабы), ценности. Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Косвенные налоги главным образом состояли из таможенных пошлин, если не считать второстепенных сборов: дорожных, мостовых и за проезд по каналам. На рубеже новой эры Император Август ввел во всех провинциях новые

таможенные пошлины со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин дифференцировалась, в среднем ставка составляла 5%.

Сбор налогов зачастую носил сезонный характер. Земельный налог взимался после сбора урожая, а подушный налог - по завершении года. Содержать штат чиновников, работающих один месяц в году, никто не стал бы. Налоги собирались откупщиками с привлечением армейских подразделений. При этом упор делался на работу с одним из представителей местной общины (например, старостой).

Другое дело - торговля. Каждый день в морские порты приходили торговые корабли. Каждый день к границам Империи прибывали купеческие караваны. Нужны были чиновники, которые могли собирать пошлины ежедневно. Этими чиновниками в Римской Империи были мытари.

Высокий размер пошлин и притеснительный способ их взимания не способствовали их популярности. Уже в то время слово мытарь стало у восточных народов Империи синонимом слов «злодей» и «грабитель». Эта повинность больше всех других способствовала тому, что римское имя стало ненавистным в особенности на Востоке.

В 63 г. до н.э. Палестина попала под протекторат Рима. После смерти Ирода Великого в 4 г. до н. э. его владения были поделены между тремя его сыновьями: Архелаем, Антипой и Филиппом (от десяти жён у него было пятнадцать детей). Ирод Архелай с титулом этнарха (др.-греч. - правитель народа), хотя и не стал царем, получил в правление половину царства отца (Иудея, Самария и Идумея). Две другие четверти - тетрархии достались Ироду Антипе и Ироду Филиппу. Ирод Антипа получил Галилею и Перею, а Ирод Филипп - Трахонитскую область и Ватанею. В 6 г. н. э. Император Август, обвинив Архелая в жестоком обращении к подданным, отстранил его от власти и отправил в ссылку. Земли этнархии были превращены в римскую провинцию, управляемую особым римским чиновником - прокуратором, подчинявшимся, в свою очередь, наместнику Сирии.

Первым по счёту прокуратором Иудеи стал Копоний (6-9 гг. н. э.), а пятым - знаменитый Понтий Пилат (26-36 гг.), сыгравший такую важную роль в жизни и смерти Иисуса Христа. Законодательное собрание и синедрион потеряли и то весьма ограниченное значение, которое еще сохранялось за ними при Ироде и Архелае. В Иерусалиме стоял постоянный гарнизон римских войск; здесь же находился целый штат римских начальников и чиновников, заведовавших разными учреждениями. Для поддержания своей власти римляне разместили в Иудее военные силы - примерно 3 тыс. солдат вспомогательных войск. Они использовались в основном для несения полицейской и таможенной службы. В самом Иерусалиме в крепости Антония была расквартирована одна когорта (до 600 человек), остальные войска находились в Кесарии Приморской - постоянной резиденции прокуратора. Две оставшиеся тетрархии, сохраняя некоторую автономию, всецело зависели от воли императора.

В Евангелии Палестина описывается как земля крестьян. Судя по писаниям авторов Талмуда, скотоводство составляло основу сельского хозяйства. На вновь приобретенных землях Трансиордании развивалось овцеводство. На землях Галилеи, Иудеи и Гадара выращивалась пшеница и ячмень, но из-за слишком малых размеров урожаи были не велики. Сотни деревень располагались на покрытых лесами обширных нагорьях Галилеи. Ее озера изобиловали рыбой, а берега щедро заросли ореховыми деревьями, пальмами, оливками и инжиром. «В Галилее, - говорилось в Талмуде, - легче вырастить легион олив, чем в Палестине вырастить ребенка».

Императорская казна, как и доходы местных правителей, пополнялась за счет поземельного и подоходного налогов. Хорошим дополнением к основным налогам стали пошлины, налагаемые на все импортируемые и экспортируемые товары. Ставка пошлины составляла от 2,5% до 12,5%. Кроме этого, платили налог за проезд по большим дорогам, по мостам, за въезд на базарные площади, в города и в гавани. Существовал налог на вьючных животных, а также на колеса и оси повозок. Облагались налогом все покупаемые и продаваемые товары. Некоторые товары были монополией правительства. Например, в Египте в руках правительства находилась вся торговля солью, пивом и папирусом.

Для сбора пошлин римские власти создали систему, основой которой стали мытные округа, состоявшие из мытных пунктов. Как и во всем Древнем мире, сборщики пошлин - мытари были откупщиками. Ими становились местные жители, заранее внесшие в казну всю сумму податей, а затем поручавшие своим помощникам собрать деньги с населения.

Мытарей нигде не любили. Греческий комедиограф Аристофан говорил: «Все сборщики податей, все грабители». Другой знаменитый грек - писатель Лукиан ставил сборщиков налогов в один ряд с блудниками, сводниками, льстецами и подхалимами. Считалось, что мытари способны были обобрать любого, никого не щадя. Сумма налога устанавливалась произвольно, и сборщики намеренно во много раз увеличивали ее, чтобы положить разницу себе в карман.

В Иудее мытарей ненавидели, считая предателями своего народа. В представлении иудеев существовал только один царь - Бог, и уплату налогов какому-то смертному правителю они считали ущемлением прав Бога и оскорблением Его царственности и величия. По иудейскому закону сборщику налогов был закрыт вход в синагогу; он был включен в список нечистых предметов и животных; он не мог быть свидетелем в судебном разбирательстве; его ставили рядом с разбойниками и убийцами. Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением.

В Иудее грешниками назывались не только люди, нарушившие Божьи заповеди, но и те, кто имел «грешные» профессии, такие как сборщики податей, пастухи, переписчики Священного Писания (незачем это делать за деньги!) и другие. К грешникам относились также члены их семейств. Чтобы

раскаяться, грешник должен был поменять профессию, если она была «греховной», возместить в четырехкратном размере нанесенный им ущерб, что было особенно трудно сделать сборщику податей, который не мог помнить всех, с кого он за всё время своей деятельности взял лишнего.

Одним из таких мытарей был Левий, сын Алфея из города Капернаума. В Евангелии от Матфея апостол пишет сам о себе как о Матфее (евр. Ма-тайяху, сокращенно Матайя, «дар Божий»). Возможно, второе имя Матфей мытарю дал Иисус. Возможен и другой вариант: имя Левий было прозвищем и означало «левит», что говорило о возможной принадлежности к сословию левитов. Левий Матфей имел свой дом и порядочное состояние. Он был женат и являлся отцом четырех детей. К моменту прихода в город Иисуса Левию Матфею исполнился 31 год. Если исходить из должности чиновника, которую занимал Матфей, он был образованным человеком, достаточно умным, организованным, компетентным во многих вопросах, вдумчивым, усидчивым. Работа мытаря предполагала составление отчетности перед властями, умение отчитаться и заработать прибыль. Профессия Левия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках.

Город Капернаум находился на северо-западном берегу Тивериадского озера, более известного как Галилейское море. К I веку нашей эры город процветал благодаря своему местоположению на границе тетрархии Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути из Египта в Сирию и Малую Азию. После завоевания римлянами Палестины в городе стоял отряд легионеров.

Современные археологические раскопки показали, что Капернаум был небольшим по площади городом. Площадь его равнялась примерно 6 га, что соответствует размерам 300 на 200 м. По своему положению он был вытянут вдоль берега озера с запада на восток. Население его в лучшие годы едва ли превышало полторы тысячи человек. Жители занимались рыболовством (озеро и по сей день изобилует рыбой), сельским хозяйством и торговлей. Императорская дорога на Дамаск проходила вдоль северного края поселения. Археологи выяснили, что население Капернаума пользовалось определенным достатком, резкого имущественного расслоения не было. Добротные одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем смешанной с соломой глины (саманом). Из внутреннего двора, вокруг которого располагались жилые помещения, на крышу обычно вела каменная лестница. Все окна открывались во внутренний двор, из которого на улицу вела единственная дверь. Проложенные по линии север-юг главные улицы и перпендикулярные им переулки образовывали жилые кварталы.

Находясь на границе тетрархии Ирода Антипы, мытари Капернаума взимали пошлины с проезжих купцов и, по всей видимости, подати с улова рыбы галилейских рыбаков.

Около 30 года н.э. Иоанн Креститель, обличавший в своих проповедях тетрарха Ирода Антипу, был схвачен людьми иудейского правителя и посажен в тюрьму. «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Евангелие от Матфея 4:12; 4:13). Иисус не случайно выбирает приграничный городок на Тивериадском озере. Опасаясь преследований со стороны Ирода Антипы, он, заранее получив предупреждение о возможном аресте, мог бы быстро покинуть пределы тетрархии или по суше, или по воде.

Согласно Евангелию, Капернаум становится «Его городом». Здесь Христос совершил множество чудес, произнес много притчей и поучений. Здесь нашел он первых учеников и последователей. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел он других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починяющих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Евангелие от Матфея 4:18 - 4:22).

Кроме рыбаков, Христос обратил внимание на мытаря: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Евангелие от Матфея 9:9). Вскоре Матфей пригласил Иисуса и его учеников к себе домой на трапезу. Пришли на трапезу друзья Матфея, такие же мытари. Фарисеи с особой щепетильностью относились к соблюдению пищевых ритуалов и предпочитали не есть с теми, кто хотя бы в чем-то их нарушал, особенно с мытарями и грешниками. Христос принял приглашение бывшего мытаря. Разделив трапезу с мытарями, Иисус не на словах, а на деле доказал, что Бог прощает грешников, изгоев общества. И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдой, Христос не отказался быть ее участником. Он согласился быть в одном доме, за одним столом с грешниками, хотя и навлек на себя нарекание за то, что ел вмести с мытарями, в доме мытаря и со многими мытарями. Услышав, как фарисеи осуждают эту трапезу, Иисус ответил им: «...не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Евангелие от Матфея 9:12).

С тех пор Матфей, оставив все свое дело, пошел за Христом и, как верный ученик, после этого уже не отлучался от Учителя. В скором времени он удостоился причисления к лику 12 избранных Апостолов. Вместе с другими

учениками Господа Матфей сопровождал Иисуса в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал проповедям, видел бесчисленные чудеса, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и вознесения его на небо.

Паоло Веронезе. Пир в доме Левия Матфея, 1573 г.

Матфей хорошо разбирался в людях и был прекрасным пропагандистом. Сильной чертой его характера была безраздельная преданность общему делу. Иисус не дал Матфею прозвища, но товарищи обычно называли его «добытчиком денег». Имея опыт сборщика пошлин, Матфей выполнял обязанности по пополнению казны братии. В некотором смысле он являлся финансовым уполномоченным и агентом апостольской организации.

Хотя на Матфее лежало бремя прошлого, он зарекомендовал себя с лучшей стороны, и постепенно его товарищи стали гордиться поступками мытаря. Он записывал многие изречения Иисуса, и эти записи легли в основу последующего рассказа Исадора о высказываниях и делах Иисуса, известного как Евангелие от Матфея.

Принимая пожертвования от всех желающих из числа верующих учеников и слушателей, присутствовавших на проповедях Учителя, Матфей никогда не проводил массовых сборов средств. Вся его деятельность, связанная с финансированием, осуществлялась им втайне и лично. Большей частью деньги собирались среди наиболее состоятельных верующих. Практически всё свое состояние он потратил на нужды Иисуса Христа и его апостолов, но они так и не узнали о его щедрости - за исключением Иисуса, который знал обо всём. Матфей не решался открыто вносить свои деньги в апостольскую казну из-за боязни, что Иисус и его товарищи посчитают их грязными - поэтому он часто давал деньги от имени других верующих.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на апостолов святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими апостолами проповедуя учение Христа в Иерусалиме и его окрестностях. Вскоре апостолы отправились в разные страны, разнося по миру веру Христову. Перед отбытием апостола Матфея иерусалимские христиане попросили его оставить для них письменное свидетельство о делах и учении Иисуса Христа. Святой Матфей, исполняя общее желание и заручившись согласием других апостолов, написал Евангелие. Произошло это через 8 лет после Вознесения Христова - в 41 или 42 г. н.э.

В настоящее время доказано, что оно является самым ранним из записанных Евангелий. Изначально Евангелие от Матфея было написано на арамейском языке - палестинском разговорном наречии того времени, так как предназначалось, прежде всего, для иудеев. Арамейский текст вскоре был утерян, но сохранились многочисленные греческие переводы.

Евангелие от Матфея содержит в себе 28 глав, или 116 церковных зачал. Начинается оно родословием Господа Иисуса Христа от Авраама и заканчивается прощальным наставлением Господа ученикам перед Его Вознесением. Так как святой Матфей говорит главным образом о человеческом происхождении Иисуса Христа, символом этого евангелиста стал образ человека. Матфей из всех евангелистов наиболее методично и систематизировано подает материал. В его Евангелии каждое повествование следует одно за другим в определенной последовательности, и для этого всегда есть свои причины.

Хорошо разбираясь в финансовых вопросах, апостол Матфей описал несколько примеров из деяний Христа, связанных с уплатой налогов и пошлин. Однажды фарисеи решили скомпрометировать Иисуса в глазах народа. Они задали ему такой вопрос - «.как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?». Замысел был такой: если Христос скажет, что платить налоги Римскому императору нельзя, то его легко можно будет обвинить перед римлянами, а если он скажет, что платить подати нужно, то он сам себя скомпрометирует перед народом. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея 22:17- 22:21).

Святой Матфей, оставив свой стол сборщика пошлин, взял с него одну, но важную, вещь - перо. Маловероятно, чтобы другие двенадцать апостолов хорошо владели пером. Галилейские рыбаки не могли быть мастерами письма или слова, а Матфей обладал таким мастерством. Ремесло мытаря научило его пользоваться пером, и он употребил это перо на то, чтобы составить первое руководство к учению Иисуса. За две тысячи лет писательский труд апостола стал одним из самых читаемых и цитируемых в мире.

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея и других древнехристианских авторов, после вознесения Иисуса Христа апостол Матфей 15 лет проповедовал благую весть иудеям в Палестине, а затем, по преданию, отправился с проповедью в Персию, Индию и Эфиопию. Находясь на землях некоего племени антропофагов (людоедов), он проповедовал им учение Христа. Через некоторое время святой Матфей рукоположил в городе Мирмены епископа Платона. Исцелив одержимых беснованием в семействе князя той страны Фульвиана, евангелист привлек сначала его удивление и почтение, а затем после своей проповеди всю силу гнева. В результате этого святой апостол Матфей принял мученическую смерть за Христа около 60 года н.э. Через некоторое время после этого Фульвиан сам отрекся от своей власти и принял крещение с именем Матфея в честь святого апостола.

Современным исследователям известны места захоронений одиннадцати апостолов. О судьбе захоронения двенадцатого апостола - Матфея - достоверных данных нет. Где находилась земли антропофагов? Древнехристианские авторы указывают на Эфиопию. Однако святой Матфей не является небесным покровителем этой страны. Кроме того, еще «отец истории» Геродот писал о двух Эфиопиях: Восточной (Азиатской) и Западной (Африканской). Согласно древнегреческим географам, термин «Эфиопия» означал - «страна людей с пылающими (может быть, обожженными) лицами», которая располагалась где-то на юге. Азиатскую Эфиопию отождествляют с современной Аравией. По некоторым сведениям, она вообще находилась на территории Малой Азии (современная Турция). Проповедуя в Персии и Индии, апостол Матфей мог попасть на юг Аравийского полуострова. В раннем средневековье Южная Аравия входила в состав православного эфиопского царства.

Геродот писал, что Ливию населяли два народа: ливийцы и эфиопы. Ливийцы жили на территории современной Северной Африки, а все остальные земли населяли эфиопы. Согласно коптским преданиям, Святой Андрей посетив Египет, отправился в страну антропофагов. Копты (христианская община Египта) знали ее местоположение - район Великих озер на границе между Танзанией, Угандой, Руандой и Конго. Еще более интересные сведения содержатся в коптском апокрифе «Деяния святого Андрея и святого Матфия (Матфея)». Фантастическое повествование рассказывает о том, как во время своего третьего миссионерского путешествия Андрей получил указание - либо свыше, либо от других апостолов - пойти и помочь апостолу Матфею, которого захватили антропофаги, то есть людоеды, каннибалы.

Придя в страну антропофагов, святой Андрей освобождает святого Матфея и сражается с Амайелем - богом-демоном этого племени. Демон страны антропофагов оказался очень силен, и апостол попросил Бога послать ему на помощь архангела Михаила. Архангел явился, и совместными усилиями они

повергли Амайеля. Это явилось настолько грандиозным событием, что народ антропофагов обратился в христианство.

Апостол Матфей мог попасть в Восточную Африку из Индии. Торговые отношения между народами, проживавшими на берегах Индийского океана, поддерживались с глубокой древности. Недаром одно из заблуждений древнегреческих географов состояло в том, что они считали реки Нил и Инд одной и той же рекой.

В предании о святом Матфее упоминается, что после мученической смерти князь антропофагов Фульвиан, продолжая колебаться в учении Христа, сказал: «Если Тот, Кто сохранил Матфея невредимым от огня, не допустит его потонуть в море, - то воистину Он единый Бог, и мы поклонимся Ему и отринем всех богов наших, не могших и себя сохранить от огня». После этого Фульвиан велел сковать железный ковчег, положить в него мощи апостола, наглухо запаять ковчег со всех сторон оловом и бросить в море. В следующую за тем ночь Матфей явился епископу Платону и сказал: «Иди утром на морской берег, на восток от дома властителя, и возьми там мощи мои, вынесенные из моря на берег». На следующее утро епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого апостола Матфея, как было ему возвещено в видении.

После этого, почти на целое тысячелетие, ковчег с мощами святого исчезает из церковных и исторических хроник. В 954 году н.э. лангобардский принц Жизульф (Gisulfo) привез мощи апостола Матфея в Салерно. В середине IX века Салерно стал столицей лангобардского княжества, осколка некогда былого королевства, разгромленного Карлом Великим. По преданию, останки святого были обнаружены в одном из лангобардских замков. Как они туда попали - загадка. Якобы еще в конце I века н.э. мощи апостола были доставлены на Аппенинский полуостров. В 1050 году часть мощей святого апостола будущий папа Виктор III отвез в Рим и поместил в церкви святых Косьмы и Дамиана. В 1077 году норманны под предводительством Роберта Гвискара захватили Салерно. По условиям капитуляции, свергнутый князь Гизульф II отдавал власть и корону победителям. Как это нередко встречается в истории, драматические события сопровождаются фарсом. Так, по условиям капитуляции, поверженный князь обязался отдать Роберту Гвискару драгоценную реликвию города Салерно - зуб святого Матфея. Однако Гизульф решил обмануть Гвискара и вручил норманну самый обычный зуб. Подлог скоро раскрылся, и Роберт Гвискар в гневе воскликнул, что если пленный князь не выдаст ему священный зуб, то он сам лично пересчитает обманщику все зубы. Пришлось униженному пленнику расстаться с драгоценной реликвией.

В 1081 году, после завершения строительства собора Сан-Матео (Святого Матфея) в Салерно, в нем поместили остатки мощей святого. В капелле сокровищ собора до сих пор хранится десница (означает - «правая рука» или вообще «рука») апостола. Однако никаких документальных подтверждений

подлинности мощей святого Матфея в Италии нет. Официальный Ватикан по этому поводу дипломатично заявляет буквально следующее: «По старой католической традиции считается, что мощи, находящиеся в Салерно принадлежат апостолу евангелисту Матфею ...».

Как всегда, интригу в ситуацию внесли русские. В 50-х годах XIX века молодой русский ученый Петр Семенов, а в будущем знаменитый географ и путешественник Семенов-Тян-Шанский, находясь в Венеции, обратил внимание на старинную каталонскую карту мира, составленную в 1375-1377 годах Авраамом и Иегуди Крескесами. Картографы Арагонского короля составили собрание из восьми карт, получившее название Каталонская карта мира. На одной из карт, посвященных Азии, было указано озеро, а рядом интригующая надпись: «Это место называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся останки св. Апостола и евангелиста Матфея».

Российское географическое общество проявило большой интерес к далекому горному озеру. Уже в 1856 году Семенов, во главе экспедиции, добирается до озера Иссык-Куль, лежащего у северного хребта Тянь-Шаня. Помимо проведенных им географических исследований, Петр Петрович уделил внимание месту, где, возможно, был старинный армянский монастырь. Развалин монастыря он не нашел, но от киргизов услышал многочисленные легенды о затонувших городах. Якобы Бог покарал людей за грехи, и города ушли под воду. В тихую ясную погоду можно было увидеть очертания одного из затонувших городов. Кроме того, в доказательство своих слов местные жители демонстрировали гостю находки, выброшенные на берег волнами.

В 1871 году российские власти Туркестана, стремясь продолжить исследования, предприняли попытку выписать легкий водолазный костюм из Парижа. Научные изыскания собирались провести там, где волны озера выбрасывали на берег после шторма не только легкие керамические предметы, но и тяжелые бронзовые изделия в виде жертвенных казанов, оружия и зеркал. Встречались даже бронзовые нательные крестики. Но затее не удалось сбыться. Сначала не хватило финансов, а затем как-то и интерес угас. В годы советской власти, когда Союз безбожников активно боролся с церковью, поисковые работы на озере выглядели бы совсем неуместно.

Начиная с 90-х годов XX века поиск мощей святого Матфея на озере Иссык-Куль продолжился. Самое деятельное участие в этом приняла Русская православная церковь. По мнению представителей церкви, рака с мощами святого Матфея вполне реально могла оказаться в горах Тянь-Шаня. По одним из древних церковных источников апостол не был убит в стране антропофагов, а принял мученическую смерть от меча в Сирии. Недаром на некоторых иконах святой изображен с мечом. Нетленные мощи апостола хранились в Сирии, и когда в середине III века н.э. император Декий Траян

объявил гонения на христиан, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли мощи святого Матфея в Среднюю Азию - край, славившийся широкой веротерпимо стью.

С 1999 года, под руководством академика В.М.Плоских, было организовано три археологических экспедиции, которые не только установили наличие подводного городища, но и идентифицировали расположение развалин зданий христианского монастыря и храма.

Летом 2002 года на территории Кыргызстана, в северо-восточной части озера Иссык-Куль, при проведении геофизической разведки, экспедиционной группой американской компании, занимающейся съемками фильмов в экстремальных природных условиях (IPV News USA), были обнаружены остатки древнего христианского монастыря. При углубленном исследовании, с применением специальной аппаратуры, под толстым слоем отложений и селевых наносов, был найден некий объект, представляющий собой выдолбленное бревно, окованное серебряными орнаментированными листами и, возможно, содержащее человеческие останки.

Отечественные и зарубежные СМИ, да и сами сотрудники IPV News USA, не удержались от соблазна объявить находку церковной ракой с мощами Евангелиста Матфея. Летом 2003 года последовала новая экспедиция американцев на берега озера. Работы ее не оглашались, и сведения о находках крайне скупы. Стало лишь известно, что заокеанские исследователи применили мощную буровую технику и произвели значительный объем горных работ в Тюпском районе. После этого их основная деятельность сосредоточилась в архивах.

В последнее время интерес к сенсационной находке опять стал спадать. Но давайте вспомним - ведь эта священная рака (если только это она) уже один раз была в морских водах, и мы знаем, чем это закончилось.

Вслед за Матфеем - деловым человеком и сборщиком пошлин, исполнившим самое важное в своей жизни деяние, прожившим прекрасную и полезную жизнь, - многие тысячи деловых людей, государственных служащих и политических деятелей последующих веков шли по пути христианской морали, руководствуясь призывом Иисуса Христа: «Следуй за мной».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.