Научная статья на тему 'Заметки к роману «Звезда и совесть»'

Заметки к роману «Звезда и совесть» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки к роману «Звезда и совесть»»

Заметки к роману «Звезда и совесть»*

Р. Г. Назиров

1.

Общие принципы.

Посредством полифонии, юмора, трагики, скептицизма и энтузиазма создать плюралистическое повествование.

Grand style + фактичность.

Славянизмы и модернизм.

Главное — плоть, фактичность. Масса мелких деталей. Язык Библии. Точность географии. Травы и лекарства. Апостолы — это люди, которым он преподавал свой метод: сперва лечение, потом проповедь. Он читал Платона и знал египетские фокусы. Восточная медицина. Гипноз и внушение. Лечил летаргию и истерию. Умел выводить из кататонии. Особенно удачно лечил женщин и детей. Гениальный целитель неврозов.

Эпичность. Везде истреблять и педантичные длинноты, и скороговорку.

Иисус — гениальный терапевт и великий патриот. В его речи должны быть медицинские сравнения. Он изучал греческую медицинскую литературу.

2.

Важный драматический поворот.

Сначала Иуда Иссахариот явился с поручением от пророка, который из Махерона спрашивал: «Не ты ли Мессия».

Тень сомнения у Назорея. Почему? Очень красив (жгуче-красив), по-восточному театрален, создан для роли жён — премьера. Всю жизнь хочет быть героем романа.

У него есть и другое поручение — совершенно тайное: об аресте Йешуа. Привести его к месту, где будут ждать люди из Тибериады, римляне, слуги тетрарха. . .

Привёл. Но по пути, слушая Назорея, уверовал в его реальную силу: все знают его кругом, тут же чудо с Магдалиной, какое-нибудь воскрешение. Красавчик испугался.

Он решил примкнуть к движению и занять в нём видное место. Он обманул охотников и спрятал дичь. Гонимые смотрели из засады. (Иуда решил, что Иисус Христос — великий маг).

[Ещё увидев их, Йешуа сказал: «они ждут нас». Эта прозорливость решила сомнения Иуды. Он вдохновенно симпровизировал подвиг. Вызвался пойти и отвести им глаза.]

* Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ № 16—14 — 02008.

Поискать к «Звезде и совести»:

Симон Маг, детали Иудаизма, флору Палестины.

Вставить специальную главу о Тиберии (Дьяченко, тетрадь с эромифами, брошюрка Кубл. [нерасшифрованное сокращение — публ.], набросок из моих запасов в папке). Светоний.

4.

Таинственное убежище. Рыбы.

При возвращении — астролог.

Чудеса и исцеления.

Мария из Магдалы.

Весной Иоханан появляется вновь и крестит уже в пределах Галилеи. Угрожающее приближение.

Рядом с ним — Иуда Иссахариот.

После взятия пророка часть иоаннитов группируется вокруг Йешуа. Среди них Иуда.

Они побуждают Иисуса к активным действиям. Начало его проповеди. Синагога, камни, бегство. Финикия.

Иуда, пластичный характер, перековывается возле Иисуса. Забывает о шпионском долге.

Но его полюбит женолюбие.

5.

Тетрадь № 1, 45 {1 Гороскоп Авраама.

«Вода крещения смывает печать созвездий».

Облик Тиберия, Бунин.—Изгнание астрологов. Тетрадь № 3.

Предсказания перемен. Феникс, avis saecularis ...

6.

Некоторые принципы всей штуки.

Анекдоты, притчи и хохмы. Юмор (редуцированный смех). Дать массу материала. Сокращать буду потом. Добиться того, чтобы в конце греческий, арамейский и латынь занимали 25

Нужно «мясо», материал, плоть, полнокровие фактов и данных! Топография, одежда, обычаи, имена.

Суть метода: начав со старомодного стиля, кончить потоком сознания и сюрреалистическими грёзами. Мотивировка — агония: в момент Страстей бред описывать как реальность. Он стал Богом под давлением народа: постепенно.

1 Знак «{» в рукописи относится и к этой, и к следующей строке.

Эпилог: конец Тиберия. Опять эпический, спокойный рассказ.

Пересмотр Иуды. Что он выдал? Весь Иерусалим знал Учителя. Подлинным Иудой оказался Симон=Пётр, по малодушию сорвавший план освобождения Учителя.

Иуда выдал мессианический секрет!2

7.

Вторая тетрадь:

крещение Иисуса, ^ Шюре!3

сцена во дворце тетрарха,

Эпилог повести: казнью Иоханана, новое движение переходит в Иудею, к Иисусу присоединяется красивый молодой человек, фанатично преданный ему...

Смерь Тиберия?

8.

План романа

I. Экспозиция, исторический фон, имя Иоханана.

II. Трое идут по дороге. Встреча с римлянами. Всё ещё экспозиция.

III. Трапеза с пастухами. Врачеватель.

IV. Лагерь у Иордана. Ужин с Иохананом.

V. Беседа терапевта с пророком. Спор. (Усилить пророка).

VI. Йешуа одолевает в скоре. (Но всё же усилить пророка).

VII. Проповедь вопиющего в пустыне (чуточку облегчить, добавить красок).

VIII. Крещение терапевта. «Не ты ли Мессия?»

IX. Тибериадский дворец. Задание для Иуды.

X. Переделывается. Ночная буря. Путники укрылись от непогоды в одинокий дом с башней. Странный хозяин, астролог-любитель, пугало соседей. В Египте жрецы объявили, что феникс (секулярная птица) готовится восстать из пепла (смена эпох). Небывалое сочетание звёзд и планет. Близится перемена времён. Возможны землетрясения. (Смерть кесаря?). — Тип интеллигента, без корня, потомок македоно-вавилонских браков Александра, чужой всем. Особенно восхищён Иудой.

Утром, когда ушли, Иуда кается со слезами Учителю, что согрешил с женой чудака-хозяина. Удивление и задумчивость Йешуа. «Учитель, если ты прогонишь меня, я умру». Йешуа понял, что этот честолюбивый юнец говорит правду.

XI. Йешуа получает запрос Иоханана из Махерона и не отвечает. В Иудее его путают с Иохананом. Движение перешло в Иудею.

XII. Смерть Тиберия (см. у Бунина, у Светония).

2 Вписано чернилами или авторучкой другого цвета.

3 Вписано чернилами или авторучкой другого цвета

Перепроверить все даты...

Дать книге чуть больше цвета и запаха, но главное — мысль.

Осталось написать 3 главы.

9.

Портреты

Тетрарх Антипа — с тройным затылком (зашейник).

Иуда пошло-красив: опереточный тенор.

Йешуа — внешность, напоминающая какого-нибудь великого учёного или хирурга (А. Эйнштейна, А. Швейцера, но не тип Павлова).

Симон Пётр — гневливый, в ярости глаза начинают косить, жилист и очень силён, несмотря на сухую фигуру. Краснота на крыльях носа, как у многих легко возбуждающихся людей.

Иоханан — робкий, почти трусливый мальчик (полжизни провёл среди молчальников-ессев, где камни и пещеры). Девичья красота, большие мечтательные глаза, очень добр. При всей своей трусости он не боится скорпионов, разговаривает с ними.

Понтий? Антибулгаковский. Целиком и полностью прагматик. Холодно презирает туземцев, но считает нужным лавировать. После кровавого подавления на горе Гаризим (незадолго до ареста Йешуа) знает о недовольстве сирийского легата, о доносах в Рим и потому хочет спустить на тормозах дело Йешуа, именуемого «царём Иудейским». В тоже время ему выгодно, не вызывая восстаний, создать перед Антиохией и Римом впечатление своей доброй воли и злобы туземцев, их опасности и коварства. Отсюда план Понтия: симулировать отбитие приговорённого внезапным нападением зелотов.

Главное звено плана — верный слуга Понтия должен найти Симона Петра и изложить ему суть дела. Проинструктировать, научить, сговориться о месте и времени.

Но Симон Пётр трижды отрёкся, и пришлось осуждённого всерьёз распять.

А он ждал! Он ждал до конца! Изобразить, как ждал!

10.

Он вернулся через неделю, весь избитый. Его приняли, как своего. Симон — Пётр, заглаживая прежнее недоверие, обнял, как брата.

Один юноша Иоханан молчал. Он ничего не говорил, был ровен, но он догадывался.

Подвиг Иуды в том, что он указал врагам ложное направление. Никого не найдя, его действительно избили и прогнали вон. Он действительно стал апостолом и творил чудеса.

Сон Йешуа. (Вещий).

В эпилоге Магдалина убивает Иуду и уходит рядом с Петром. Начинается новая свобода, новый вид предательства (идейного). Предательство веры, друга, Человека.

Пётр —главный предатель.

[Сцена ареста в Гефсиманском саду:

— Вот Йешуа Назорей.

— Без тебя знаем, — ответил стражник.]

Главы недостаточно познавательны. Не хватает «мяса», материала: топографии, растений, фактов, одежд , обычаев, подлинных имён. Пройти по тексту с тетрадью № 1, дополнить, поправить, обогатить. Одежда стражников. Где сначала проповедовал I оханан?

Главу IV начать описанием Тибериады. Не модернизировать! Кабинета министров не было! Был восточный диван с римско-греческим оттенком.

II глава исторически неверна. О мировой революции речи не было. Переписать всё!

12.

The history - fiction Материалы:

Дьяченко, Бунин, Франс, Флобер, книжка об арабах. Важнее всего — природа Палестины. Эротико-детективная фанташьенца.

Первую Тибериадскую интермедию переписать в стиле Дюма. Нужен злой юмор — комментарий к диалогу в виде тайных мыслей тетрарха (немного).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.

Два Иуды

Встреча (вариант 3)

Слабоваты сцены на Иордане (повествование хуже диалога). Слабы реалии греческой виллы. < Тетрадь > №2

Сильно переписать, дать тон, цвет, запах. Природа должна включать исторический колорит. Западный берег Иордана плоский, восточный — крутой, обрывистый... Неплоха философская дискуссия.

14.

Оглавление II-й тетради.

VII. Проповедь Иоханана.

VIII. Ессеи принимают крещение.

IX. Антипа и Иродиада.

X. Приют в ненастье.

XI. Спор о судьбе и совести.

XII. Дума о кесаре.

#

Для 3-й тетради:

Совет астрологу продать и раздать бедным? Нет, имея жену, он не может этого: женатому этого не посоветуют.

Ладно, совет идти к Иоханану. Вода крещения смывает печать созвездий. Сновидения Назорея (Египет, девочка, крокодил). Пробуждение от поцелуя женщины. Сцена с женой астролога.

Ранний уход, хотя хозяин просил ещё погостить.

Кана Галилейская. К учителю приводят Мариам — одержимую бесами Магдалину (sein nu, патлы, расцарапанное лицо).

15.

Два Иуды The history-fiction

< Тетрадь > № 34

Плохая, сырая тетрадь: масса работы, особенно не вызывает доверия экзорцизм (нет двойного объяснения, всё очень плоско, хотя есть задатки мысли).

16.

Дальнейший план

XVI. Исцеление Марии из Магдалы.

XVII. Известия о казни Иоханана.

XVIII. Проповедь Йешуа (Нагорная). Мысли Иуды о свободе.

XIX. Развалины горной крепости и обращение Иуды (его первое предательство).

XX. Мария Магдалина ищет Йешуа. Рассказ людей о его проповеди в пустыне и чудесах. Конец I части.

Отделка стиля и расцветка. Борьба с банальностью и мелодрамой; нужны изобретения и находки.

Часть II -я. Иерусалим. (Встреча с астрологом, Никодим, Иосиф, Гамалиил...)

4 Рукопись в ученической тетради. «№ 3» дописано к напечатанному слову «Тетрадь» на обложке.

Часть III. Апофеоз. Эпилог: смерть Тиберия. В каждой части по ХХ глав (по 3 тетради). Всего 60 глав + эпилог. Вся книга — рационализация мифа.

Мировая революция, инициатором которой явился Чехов. Мой Йешуа = Эйнштейн + Чехов.

Курс на 500 действующих лиц с толстовской рельефностью и уникальностью: чтобы ни одно лицо не было похоже на другое. С кем я? С искателями свободы5.

17.

С самого начала создать атмосферу ожидания:

1) Нечего копить деньги, так как римские деньги пропадут.

2) Эллинам надо опасаться Мессии, арабам ничего не будет...

3) Что было внизу, станет наверху, и vice versa. Те, кто ныне пирует на серебре и спят с эллинскими блудницами, будут просить подаяния у порогов наших домов, а дочери их будут плясать за баранью кость на наших пирах.

Когда Он сказал:

«Ну, что ж, воздайте кесарево кесарю, а божие богу!» — То это было сказано в насмешку, так как в Иудее почти не ходили монеты с портретом кесаря, обычно с пальмовой ветвью и проч. — Этот эпизод ложно понят: он предлагал до времени откупаться от римлян, платить им дань — пока. Скоро, мол, этой дани придёт конец.

18.

Х.

Нет, Йешуа, сын Иосифа, не был мечтателем, ни визионером, ни абстрактным теоретиком. Думая приукрасить и возвеличить его образ, поклонники его в дальнейшем много налгали о нём.

Это был гениальный врачеватель, собравший глубокие знания Востока, Египта и Эллады, но державший в тайне своё врачевание, ибо это занятие всё же не было достаточно престижным. Йешуа был великий патриот, понявший, что нельзя освободить только один свой народ; для этого нужно разрушить морально-правовой фундамент всей Империи и сокрушить державу кесарей. Только общая свобода может стать и моей свободой.

Моралистом он сделался поневоле: только из-за давней любви иудеев к моральной регламентации, к сложным «случаям совести» ему приходилось вечно отвечать на эти вопросы.

5 Вертикальная помета на левом поле листа.

(Нет, это вне текста. Можно это думать, но не писать)6.

19.

Звезда и совесть

Суть метода — начав со старомодного стиля, постепенно разогнаться и кончить потоком сознания казнимого (обзор всей жизни).

В эпилоге (три смерти: самоубийство Иуды, смерть Тиберия на мысе Мисенум, ввезён в Рим Аппиевыми вратами; смерть Понтия Пилата в Галлии) опять спокойный, традиционно-эпический рассказ.

Во время крестной муки бред описывать как реальность. Знаменитое цитирование псалма — после него перед Ним открылось небо, словно раздвинулась завеса, и он увидел с облегчением суровое, но приветливое лицо Отца. — этим и кончить. Йешуа под влиянием народа осознал себя богом.

Он безобразен. Народный мудрец, самоучка. На койнэ говорит плохо. Греков не читал. Филон Александрийский (+ ок. 50 н. э.) ни словом не упоминает об Иисусе. Не нужно преувеличивать учёность Йешуа. Он знает Писание и жизнь, мудрость народа.

План его — национальный блок Иоханана, фарисеев, зелотов против саддукеев и ироди-ан. Иоханан — вождь. Себя Йешуа предлагает посредником. Но с фарисеями ничего не получилось ( провал миссии Иисуса у фарисеев), а более близкие ему, как демократу, зелоты ждали Мессию как воина. Зелоты — народные мстители. Фарисеи — национально-религиозная буржуазия, сделавшая из правоверия политическое знамя против саддукеев (оппортунистов, коллаборационистов, эллинистов).

Кафкоджойсизация метода Вальтера Скотта7.

Анти-Флобер в плане стиля

Анти-Булгаков в плане идеи опровергнуть!

В конце — поток сознания без знаков препинания, с переходом в белый стих...

20.

Фарисеи и саддукеи искушали Христа, требуя знамения с небес. Он утратил выдержку и сорвался: «Вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо было багрово. Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времени не можете!... » Характер у него был не сахар.

6Эта фраза вписана авторучкой другого цвета, похожего на записи, сделанные Назировым к заметкам под номерами 6 и 8. Можно предположить, что эти пометки сделаны одновременно при одном из повторных обращений автора к материалам романа.

7 Эта строка и остальные до конца заметки вписаны предположительно той же авторучкой, что и дополнительные записи в заметках 6, 8 и 17.

Дополнения и пометки любого рода к «Звезде и совести»

1. Ирод Великий был одним из участников заговора против Юлия Цезаря вместе с Брутом и Кассием. Проверить.

2. Согласно раннехристианским идеалам, плотская красота — от дьявола. В «Деяниях Павла и Теклы» апостол Павел изображён уродцем. У Иустина, Оригена, Климента Александрийского и Тертуллиана отражено предание о безобразии самого Христа. Это значит, что Иисусу приписывалась одна из черт, которые в ветхозаветные времена считались мессианскими (см. Ренан, Жизнь Иисуса, СПб, 1906, с. 61, примечание 4).

3. I оханан, сын Зеведея, рыбак с Геннисаретского озера, был учеником I оанна Крестителя и последовал за I исусом после его первой встречи с галилейским пророком. Это он позже будет прозван «сыном грома».

4. I уда Искариот, по преданию, ведал кассой апостолов и со временем начал потихоньку таскать из неё деньги; легенда обвиняет его в алчности, оттого-де он и продал Христа за 30 сиклей.

5. Иосиф Аримафейский — богатый и знатный иудей, член синедриона, из г. Аримафеи (такоже Рамае, Рама). Тайный последователь Христа, он только после его казни открыл своё обращение: испросил у Понтия Пилата позволения снять тело Христа и с почестями предал его погребению в своей собственной фамильной гробнице, в саду своего богатого иерусалимского дома. Другой член синедриона, Никодим, из секты фарисеев, тоже объявил себя учеником Христа, отправился вместе с Иосифом Аримафейским отдать последний долг распятому Учителю и за это был лишён своего сана.

6. Тиберий родился в 42 до н. э., приёмный сын Августа. Стал императором в 14 г. н. э.; человек был ловкий и сильный, но с годами всё более жестокий и подозрительный. Неслыханную силу при нём приобрел его фаворит Сэян (род. в Вольсинии ок. 20 до н. э.). В 23 г. н. э. внезапно умер сын Тиберия Друз , отравленный Сэяном. С 26 года Тиберий почти безвыездно жил на Капрее, а в Риме всем распоряжался продажный и жестокий Сэян. В 29 году умерла Ливия, мать Тиберия. В 31 г. по приказу Тиберия Сэян был удавлен. Власть перешла к префекту преторианцев Макрону — это последний фаворит Тиберия.

Умер Тиберий 16 марта 37 года в своей вилле в Мизенуме. По преданию его глубокий обморок окружающие приняли за смерть; вдруг он к общему ужасу очнулся. Тогда Макрон приказал задушить его, навалив на него много одежды.

22.

I исус никогда не называл себя Мессией. Евангелист Марк приводит его беседу с учениками: «За кого почитают меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете меня? Пётр сказал ему в ответ: ты - Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о нём»

(Марк, VIII , 27-30; ср. Матф. XVI , 13-16; Лука, IX , 18-21). Запретил говорить, что он -Мессия (Христос).

Прощение прелюбодейной жены — позднейшая интерполяция.

Из древневосточной медицины. Травы в мешках и корзинах. Мускатный орех — от болезней сердца, хмель — послабляющее средство, сандаловое дерево — для лечения подагры и головной боли, камфара — от головокружений, кровотечений и воспаления мозга, амбра — от судорог. Чеснок и лук — средство от гипертонии, сок граната успокаивает боли в сердце; пепел виноградной лозы, смешанный с уксусом, сглаживает рубцы.

Настоенные на спирту скорпионы — средство от их же укуса. Гадание о будущем по лопаточной кости овец.

Чудесные исцеления. Французский психоневролог Ж. М. Шарко в книге «Исцеляющая вера» писал, что, решившись отправиться к святому месту, человек начинает жадно собирать о нём сведения; причём определённая установка заставляет его специально отбирать факты. Затем паломник отправляется в путь. В дороге все мысли и чувства его полны ожидания и надежды. И вот он приходит к цели, где встречается с людьми, которые пришли за тем же. «Начинается инкубационный период, подготовительное очищение, во время которого вера всё более и более усиливается благодаря самовнушению , заражению от соседства» (Шарко).

Шарко отмечает, что все святилища сходны между собой, отлиты в одну форму, несмотря на различие эпох, цивилизаций, религий. Он пишет, что внезапность исцеления во всех случаях является скорее воображаемой, чем реальной. Однако, по мнению Шарко, психологическая подготовка и психическое напряжение могут быть столь мощными, что человек действительно способен почувствовать облегчение.

Иисус говорит: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марк, Х, 18). Никогда не называл себя Мессией!

Братья, сёстры, соседи Иисуса (Марк, XIII , 55-58).

Семья (и даже мать) боялись, что он свихнулся, и хотели забрать его домой. Обычное дело: все психиатры заражаются от своих пациентов , и большой психиатр (много лечивший) — сам немножко псих. Поэтому Он любил уединяться, чтоб отдохнуть. Уходил в пустыни и пещеры, как потом Магомет. Но у того была эпилепсия. А I исус— циклоти-мик. В периоды депрессий уходил, скрывался, никому не выдавал своей слабости (принцип врача — внушать доверие больному собственным здоровьем).

Ридли считает, что у Христа был исторический прототип — вождь «мессианского восстания», распятый на кресте Пилатом.

«Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его» (Матфей, Х, 35-36). Он на себе это испытал: пария семьи. Un idiot de la famille!

«Чудеса» он совершает ТОЛЬКО в атмосфере веры!

Когда ел с пастухами, благословил пишу.

Из логий: «Говорит Иисус: не бывает принят пророк в отечестве своём, да и врач не лечит знающих его».

? Аристион — ученик I исуса!? Об исцелениях, магии I исуса,

Об исцелениях, магии I исуса, внушении говорил уже евангелист Марк (V , 29-30). Слюна I исуса имеет целебные качества (VII , 33; VIII , 22). Не потому ли целовал Марию Магдалину в губы? Поддерживал в ней психическое равновесие! — Марк древнее других евангелий.

Проповедническая деятельность I исуса началась после заточения I оханана Крестителя. I исус приходил в Иерусалим на одну пасху. Проповедовал только в Галилее.

23. Заметка к главе 1.

Одежда была яркая: даже бедняки носили голубую, жёлтую и красную одежду.

Ессеи носили белую — только белую одежду.

24. Заметка к главе 2.

Не преувеличивать учёность Йешуа (он народный мудрец, самородок).

? Тайное создание общей казны? Идея Иоханаана?

NB | Иоханаан полностью покорился его тихой и могучей воле. — Ученики Иоханаана — полуессеи: унылые, печальные, часто постились.

В главе много литературщины, банала, особенно в авторских ремарках... Диалоги слишком сгущены. Их надо раздробить слегка авторскими ремарками; ремарок сделать больше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мелкие реплики соединять. У меня слишком много коротких фраз. Диалоге не должен быть натуралистичным, это не магнитофон. Нужен образ диалога.

25. Заметка к главе 2.

Отказ крестить!

Общая казна нации.

Суть!

План Йешуа — объединить Иоханаана и ессеев с фарисеями и зелотами против саддукеев и иродиан. Себя он предлагает посредником. Иоханаан даёт санкцию на переговоры. Но с фарисеями ничего не получилось, а зелоты ждали Мессию как воина.

Фарисеи = национально-религиозная буржуазия, сделавшая из правоверия политическое знамя.

NB Борьба двух культов, двух идей. Сделать беседу конфликтнее! Переписать noch ein mal! И сильно!

26. Заметка к главе 2.

Глава II . Лагерь за Иорданом

Не преувеличивать ученость Йешуа: он народный мудрец, самородок. Филон Александрийский (+ ок. 50 г.) ничего не упоминает о нём.

МБ! Создание тайной национальной казны. Идея Иоханана? Общая казна нации!

Больше авторских ремарок, диалоги слишком сгущены.

Ассидеи (хассидим) = «благочестивые», воинство Иуды Маккавея.

Левий Матфей, мытарь, ещё не входил тогда в общину Йешуа. Позднее — пир у Левия и его переход в братство бедных.

Тут самая беда — много литературщины, банала, особенно в авторских ремарках... Нужно чистить главу. Особенно внимательно —с. 19.

Иоханан полностью покорился Его могучей тихой воле!

МБ! | Ученики Иоханана — полуессеи: печальные, часто постились.

27. Заметка к главе 2.

На наших братских трапезах купец соседствует с простым рыбаком, и раскаянный мытарь, жалкий отверженец веры, пьёт из одной чаши с зелотом.

28. Заметка к главе 3.

Дополнить портреты посланцев — они пока что куклы. —Проповедь не называет прямо фарисеев, а только иносказательно.

29. Заметка к главе 5.

Описать детальнее быт города. Ревекка и грек. Эротич<ческий> момент.

Аристофан! Мысли грека. Позы! Как львица на царских вратах или персидск<ие> туфельки к потолку.

Алазонейрон! Дать тивериаду изнутри! Перистиль, коринфские колонны, акантовые капители. Подробнее дом Марии? Портреты братьев Йешуа. 1-ю стр. и конец переписать!

30. Заметка к главе 7.

Глава VII . Таинственное убежище.

Это горный грот в виду Галилейского моря; вход — узкий лаз, скрытый в кустарниках. Внутри древнее святилище. О нём знают только галилейские рыбаки и хранят в глубокой тайне, ибо подозревают, что с этим местом не всё в порядке: это был храм хананеян ещё до завоевания евреями земли обетованной (1000 лет?).

Но это был храм Рыбы, и они по молчаливому уговору берег<ут> его; ведь они живут от рыбы; Галилейское озеро, очень богатое рыбой, кормит их. Рыба кормит их. В древних же верах, забытых евреями, рыба была тотемным предком рода человеческого.

У вавилонян был бог Рыба. Филистимский Дагон с рыбной головой. А Деркето?

Не случайно в Иерусалиме считают Галилею полуязыческой страной и сомневаются в правоверии галилеян. Угасший культ Рыбы оставил среди галилейских рыбаков тайные (или бессознательные?) симпатии.

На одной стене грота — древнее изображение Рыбы, более новое — ладья. На другой стороне свежее изображение — Илия в верблюжьем плаще в окружении отрубленных голов (баалитов?) Это добавили недавно галилейские рыбаки, чтобы лишить древнее святилище его однозначного языческого смысла.

Иаков удивлён изображением рыбы. —Куда вы меня привели? Это... etc.!!!

— Но почему... ? Может быть, это Левиафан, «Рыба Бога», о которой говорится в Писании. Длина его 100 локтей, плавники толще дуба, а хвост как кедр ливанский.

Йешуа странно улыбается, но он не возражает против Рыбы.

Беседа братьев. Иаков одобряет план союза с фарисеями. Создать национальный блок против иродиан и саддукеев. Надежда на смерть кесаря.

! А снаружи льёт дождь. Томно, тихо, скучно. Лирическая глава, неторопливая, задумчивая и скромная!

31. Заметка к главе 7.

Аскалон — один из главных филистимских городов, здесь находился храм Деркето (Астар-ты) и пруд, с посвящёнными ей рыбами. Аскалонцы всегда враждовали с иудеями. Главные города филистимлян — Асдод, Газа и Рафия. Газа главнее всех.

В Эдессе — храм богини моря, покровительницы рыбаков: жертвенник, почерневший от крови, и бассейн, в котором плавают священные золотые рыбки. Над ним бронзовая статуя нагой женщины с маленькими грудями — богиня. Эдесса — богатый город в Северной Месопотамии, столица княжества, пограничного с Парфией, входящего в состав римской провинции (???).

32. Заметка к главе 8.

Глава VIII . Поздняя беседа.

Мало авторского комментария к диалогу и мало драматизма.

33. Заметка к главе 8.

VIII. Таинственное убежище.

(Йешуа ищет травы в горах с учениками, потом оставляет их и идёт навестить беглецов в пещере, украшенной изображениями корабля и рыбы. Святилище тайного народного культа плодородия. Царь-Рыбак...).

34. Заметка к главе 8.

Иудейский календарь (лунный) Аб —от 24 июля до 22 августа.

Адар — от 20 февраля до 24 марта. В лунном календаре месяцы не составляли полного года; через каждые 2 года прибавляли дополнительный 13-й месяц « веадар» (2-й адар). Лунный месяц = 28 дней.

Аеаним — сентябрь с началом октября: месяц, на который приходится Праздник Кущей. Бул — октябрь + часть ноября. Каслев = ноябрь.

Нисан — 1-й месяц еврейской календаря, отчасти соответствующий марту. В этот месяц была Пасха и распятие Христа. Новолуние (греч. нумен и я)—еврейский праздник 1-го дня каждого месяца.

35. Заметка к главе 8.

Архиграмматевс = начальник книжников, президент синедриона. Архитриклин = распорядитель пира.

Ассидеи = (Ьа881&т) = «благочестивые», воинство Иуды Маккавея.

Ауларх = двороначальник, первый дворцовый чиновник.

Антилютрон = избава, выкуп за пленника.

Анамимн е скон = напоминатель, царский канцлер.

Апедевт = неписьменник, необразованный человек, невежа.

Архиатрос = главный лекарь.

Баал и м = идолы, истуканы.

Аметист = драгоценный камень цвета фиалки; антракс = карбункул, рубин. Лигирий = драгоценный камень желтоватого цвета.

Апотека = 1) житница, погреб, склад; 2) лекарня. Фармак и я = приготовление отрав и лекарств.

Фармак о с = приготовитель отрав, чародей, заклинатель. —Коллурий — глазная мазь. Костоломный недуг = ревматизм. Трапеза = стол; трапезит = меняла.

Пэдагогос = пестун, детоводец, наставник детей благонравию. Дом века = гроб ( эониос топос , вечное место).

Пневматофор = ветроносец, ветрогон, легкомысленный и пустой человек.

Дидаскалос = учитель, наставник. Дипла = двойная одежда (на подкладке). Кенсос (census) = подать.

Киботос = киот, Ковчег Завета. Киботион = ковчежец, ящик для денег. Лазарома = гробная одежда, плащаница.

Тератоскоп = дивозритель, знаменосмотритель, гадатель о будущем по необычайным явлениям.

Ксенодох = странноприимец.

Мавл и стрия =сводня, приманщица.

Макеларий = мясник; макелия —мясной ряд на рынке.

Мартолос = грабитель, разбойник.

Мастропа = гадальщица.

Мелиглоттос = медоязычный.

Парас и тос = прихлебатель, ласкатель.

Тел о н = мытарь, сборщик податей, лихоимец, притеснитель. Телоний = мытница, таможня.

Эпитанатий (эпифанатиос) = насмертник, приговорённый к смертной казни. Эпитр о пос = смотритель, надзиратель, местоблюститель, наместник.

36. Заметка к главе 8.

Ненависть его к трапезитам (менялам). Они блудят с деньгами, и от этого блуда рождаются новые деньги: деньги от денег.

37. Заметка к главе 8.

Симон Кифа, рыбак, и Симон Зелот —два разных лица.

38. Заметка к главе 8. Апограф э = перепись (на койнэ).

39. Заметка к главе 8.

Биография Иссахариота

Сын богатого купца, рос в довольстве. Мать его +, дав ему жизнь. Красавчик и баловень. Отец вдовел, а потом купил молодую рабыню из Дамаска. Через год сириянка влюбилась в юного наследника. Отец застал их, убил рабыню и проклял сына. Тот бежал прочь из Иудеи, скитался, бедствовал, даже воровал. Потом в Тибериаде он стал слугою Эвбула, а затем афаром, соглядатаем. Сперва на рынках. Потом на Иордане.

Примкнув к Йешуа, он рассказал ему первую половину биографии. О тайной службе умолчал.

Казначей группы, бережлив и расчётлив, за что его и невзлюбили прочие.

40. Заметка к главе 8.

Флавий: «По дороге Помпей разрушил крепость Анамею, которую укрепил киликиец Антиох, и разгромил владения Птоломея Меннея, гнусного человека, который был нисколько не лучше своего родственника, обезглавленного Дионисия из Триполиса, сам же за свои злодеяния он избег кары ценою 10.000 талантов, которыми Помпей и выплатил жалование своим солдатам. После этого Помпей овладел Лисиадою, где властвовал иудей Силас. Затем он прошёл через города Гелиополь и Халкиду и, перейдя через хребет, пересекающий Келесерию, через Пеллу достиг снова Дамаска».

Келесерия — провинция империи Александра Великого, включавшая Дамаск и Пальмиру.

41. Заметка к главе 8.

Считалось, что Афродита не любит кровавых жертв. Лишь изредка в жертву ей приносили зайцев, коз, поросят. Для неё возжигали благовония, а обычными жертвами ей были розы, мирты, яблоки и гранаты.

В Афинах у входа на Акрополь стояла группа харит — произведение Сократа, изваянное в ту пору, когда Сократ занимался ещё скульптурой в мастерской своего отца Софрониска.

! |8 Аристотель: «Вояки в большинстве своём очень влюбчивы».

| Тацит в 6-й книге своих «Анналов» сообщает, что во времена Тиберия в Египте появился Феникс, которого там не видели более 200 лет.

Тирс — прут с воткнутой на него кедровой шишкой.

Дочери Диониса Ойно, Сп е рмо и Эл а ис обладают чудесным даром превращать всё в вино , зерно и масло. Сам Дионис из ничего создаёт молоко и мёд, а от удара его посоха из скал начинают бить источники.

Пастухи строго соблюдали полуденный отдых — «час Пана».

| Во времена Тиберия в Риме рассказывали удивительную легенду. Однажды некая компания плыла из Греции в Италии, но путешествие было прервано внезапным штилем. После ужина пили, забавлялись, а уже ночью могучий голос из глубины острова позвал кормчего по имени Таммуз. Когда призыв прозвучал в 3-й раз, Таммуз отозвался; тогда голос приказал, чтобы Таммуз, когда корабль прибудет в назначенное место, возвестил, что великий Пан умер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда судно достигло этого места, Таммуз крикнул во всю мочь: «Великий Пан умер!» Тотчас со всех сторон раздались испуганные вопли и стоны. Все находившиеся на корабле были свидетелями этого происшествия. Весть скоро достигла Рима. Тиберий приказал привезти Таммуза, а после разговора с ним собрал философов, чтобы узнать их мнение. Все склонились к тому, что по-видимому, на самом деле умер великий бог лесов.

Нарцисс — цветок с белыми лепестками и золотым сердечком.

8 Здесь и далее во всей заметке № 37 вертикальное отчеркивание относится ко всему абзацу.

Волшебная шапка из собачьей шкуры делала Аида невидимым.

В Риме Диоскуры (К а стор и П о ллукс) стали патронами сословия всадников и имели храм на Форуме.

42. Заметка к главе 8.

I. Далее какое-то благодеяние, исцеление, за которое очень благодарна жена Хузы; с целым караваном мулов, с дарами, с вином. Это вино и пойдёт на свадьбу Симона Кананита с сестрой Назорея. Первое чудо было шуткой этого весёлого человека. Описать общее изумление.

II. Потом проповедь в синагоге и бегство в горы с друзьями. Потом астролог.

43. Заметка к главе 8.

Вилла в греческом стиле, с фресками на стенах. Отсюда и начало разговора —Одиссея.

44. Заметка к главе 16.

— Исцелишь ли ты её?

— Да, исцелю, но она к тебе не вернётся.

— ???

— Потому что её болезнь — одной природы с твоей любовью. И если она станет здоровой, то ей останется одна жизнь — следовать повсюду за своим исцелителем.

Богатый юноша поколебался, но вытер слёзы и принял неизбежное (в тайной надежде на возобновление связи с Марией Магдалиной).

Исцеление — колыбельная песнь.

45.

Террор Тиберия. В 25 году н. э. Кремуций Корд был привлечён к суду сената по страш-

ному обвинению в «оскорблении величества», так как в своей «Летописи» назвал Брута и Кассия последними римлянами. Не чая спастись, он добровольно уморил себя голодом.

Жертвой судебного убийства стал поэт Лутаций Приск, а Элий Сатурнин за стихи против Тиберия низвергнут с Тарпейской скалы. Литература в Рима смолкла, поэтов больше фактически не было: известны только ритор Анней Сенека, энциклопедист Корнелий Цельс, баснописец Федр.

46.

Иудея и Сирия в I веке (детали)

В Палестине в самые жаркие часы дня пустели улицы и дороги, прекращались полевые работы; люди отдыхали до вечерней прохлады.

Идумейский полководец Антипатр в гражданских войнах Рима присоединился к Юлию Цезарю и был за это вознаграждён властью над Иудеей. Сына его Ирода второй триумвират признал царём иудейским. Этот «Ирод Великий» правил Иудеей в 37-4 годах до н. э.

Евреи презирали жителей Эдома (Идумеи) — гористой страны к югу от Мёртвого моря; эдомитяне (идумеяне) были разбойниками, пастухами и водителями караванов. Только при помощи римлян Ирод добился иудейского царства, а потому с исключительной угодливостью выполнял все приказания Рима. Алчный и жестокий, он тяжко угнетал Иудею, выколачивая из евреев огромные средства для роскошных построек и богатых подарков римским государственным деятелям.

У Ирода было 8 жён и 14 детей. Подавляя недовольство евреев, он прибегал к террору и не остановился перед казнью своей жены , тёщи и ряда сыновей.

В Иерусалиме он строил грандиозный Храм, законченный и роскошно отделанный уже после его смерти, но прежде всего воздвиг мощную цитадель — Башню Антония (названа так в честь Марка Антония).

Для защиты от арабских набегов построил на границе пустыни крепостью Махэрус (восточнее Мёртвого моря): она стояла на конической базальтовой скале и была практически неприступна. В крепости был царский дворец, украшенный портиками; его плоская кровля была огорожена сикоморовой баллюстрадой. Над этой террасой натягивался над мачтой велариум.

В подземелье Махэруса содержался под стражей и был убит галилейский пророк Иоха-нан Креститель.

48.

Римлянин носит сандалии , широкую тунику до колен, препоясанную шнурком с кистями; туника сшита из мягкой серой шерстяной ткани, красная кайма на вороте, отверстиях для рук и полах; сверху — светлоголубая мантия.

Еврей носил тонкую белую шерстяную одежду, покрывало, привязанное к голове жёлтой тесьмой и ниспадавшее на затылок.

Поэзия курит фимиам у алтарей, риторика живёт только в синагоге.

Страстный патриотизм: «горжусь, что я еврей». Образ мысли, нравы и законы еврейского общества не допускали сатиры и шутки.

К спору в Золотом доме.9

Об эссеях полагали невежи-греки, что у них много сходного с пифагорейцами и что они верят в парок.

В Иудее у рабов в знак их положения прокалывали толстым шилом мочки ушей.

9 Запись на полях напротив следующего абзаца.

Саддукеи допускали живопись и ваяние, любовь к прекрасному во всех его формах. Иудеи утверждали, что Ковчег не уничтожен вавилонянами, что он скрыт в какой-то горной пещере и затерян (ибо скрывшие его погибли). В своё время он будет найден и явлен миру, и при виде изображённых на нём херувимов люди, видевшие чудеса греческого резца, преклонятся перед искусство иудеев, дремавшем тысячи лет.10

49.

Еврейский дом (не бедный)—I в. н. э.

Два этажа. Дом похож на крепость, совершенно квадратный. Фасад на северо-запад. Стены сложены из грубых камней, с наружной стороны не отёсанных. Вид дома суров, даже груб; его оживляют окна и орнаменты на портиках дверей. Все окна — только на втором этаже , выступающем над улицей. В нижнем этаже единственным отверстием в стене были ворота-двери, запертые на крепкие железные засовы и накрытые мраморным полунавесом — карнизом, смелые и искусные очертания которого указывали, что владелец этого дома принадлежит к секте саддукеев. От западных ворот дома во внутренний двор ( patio) тянулся коридор-туннель, вдоль стен которого стояли каменные скамьи. Внутренний двор был полон скота и птицы; отсюда калитка пропускала в садик, где виноград и кустарник с бассейном (!) (Цистерна (?)) Нижний этаж затеняли навесы, опирающиеся на примитивные колонны. Евреи были неважными строителями, ещё худшими живописцами, а скульптуры практически не знали.

Войдём в комнаты верхнего этажа. Потолок поддерживается дубовыми балками. Пол выложен белыми и синими черепицами (плитками). Стулья с точёными ножками в виде львов. Низкий синий диван полуприкрыт полосатой шерстяной тканью.

На кровлях домов в Иудее устраивали бельведеры (у царей — из мрамора и золота).

На крыше устраивается на ночь семья, любуется на звёздное небо, беседует, отдыхает.

Зажжённый медный светильник. Деревянный поднос. Кружка молока. Белый хлеб. Лёгкое печенье из пшеничной муки. Жареная птица. Мёд. Соль. Серебряный кубок с вином.

50.

Дворец в Иерусалиме, на горе Сион, с садами, фонтами, бассейнами, водами которых питались заросли мелкого тростника и олеандров. Дворцовые строения достигали 2 этажей и имели веранды, галереи, низкие колоннады. В окнах видны были седые головы учителей, по дорожкам сада гуляли, беседуя, юноши; широкими листьями шелестели пальмы. Орешник, рожковые и абрикосовые деревья. На едва заметном пологом возвышении стоял глубокий мраморный резервуар; дверцы его открывались в сухое время года, и запасённая вода стекала по узким канавам в сад.

(Всё тот же Лью Уоллес)11

10 Весь абзац выделен одним большим восклицательным знаком на поле слева.

11 Очевидно, имеется в виду Лью Уоллес (1827 — 1865), американский политический деятель и писатель, автор исторического романа «Бен-Гур: история Христа» (1880).

Иудейская трапеза в субботу. С потолка свешиваются серебряные лампы, обвитые гирляндами цветов. Произнеся молитву над бочонком вина из Эшкола, хозяин разливает его по кубкам с эмблемой Израиля — виноградной лозой.

52.

Всё о скорпионах.

Желтоватый паучок, возбуждающий страх своим ядом... В ХХ веке биологи обратили на него особое внимание. Был даже создан специальный институт для изучения этого хищника. Биологов интересует прежде всего потрясающая сопротивляемость скорпионов. Оказалось, что, будучи погружены в воду, они выдерживают 48 часов и остаются в живых. Замороженные скорпионы, как только их извлекут изо льда, тотчас обретают свою жизнедеятельность. Они устойчивы против бактериальных инфекций, вызывающих обычно болезни у зверей и людей. Особенно удивительна их сопротивляемость радиоактивному излучению. Скорпионы гибнут при дозе порядка 75.000 рентген, тогда как человека убивает доза в 600 R. По мнению учёных, это объясняется структурой и биохимическими реакциями скорпионов.

В Западной Европе живут 3 вида: крупнейший — лангедокский скорпион (желтоватый, длиной 5 см); маленький чёрный скорпион с жёлтым ядовитым шипом; и слепой скорпион, живущий в гротах и пещерах.

Вообще тело скорпиона (длиной до 18 см) подразделяется на головогрудь, переднебрю-шье и заднебрюшье ( хвост), оканчивающееся жалом. Ногощупальцы вооружены клешнями. Они встречаются в тропических, субтропических поясах и на юге умеренного. Питаются насекомыми, пауками etc. Яд крупных скорпионов опасен для человека и животных.

53.

Верблюд

«Корабль пустыни». За один приём выпивает до дюжины вёдер воды: может пить и солёную воду. В горб про запас откладывает свыше центнера жиров. Десять суток может обходиться без воды и пищи, но всегда выручит хозяина: молоко верблюдицы, смешанное с солёной водой, спасает человека от жажды и голода.

Верблюд выживает, теряя в солнцепёк до четверти своего веса. Обычная скорость его — до 10 км/час. На гонках сильный верблюд бежит вдвое и втрое быстрее: раньше верблюды использовались в боевой кавалерии.

Пасётся верблюд ночью, самостоятельно, и утром приходит к хозяину.

Одногорбый верблюд (дромадер) приручен людьми в глубокой древности. В долине Нила археологи нашли статуэтку навьюченного верблюда: её возраст превышает 5.000 лет. Ещё древнее наскальные изображения верблюдов в Асуане.

В диком виде дромадер не известен. В природе уцелел лишь дикий двугорбый верблюд ( бактриан): впервые он обнаружен и описан Пржевальским близ озера Лобнор в пустыне Гоби. Считают, что сейчас численность диких бактрианов не превышает 300 голов.

Одомашненный бактриан широко используется в Монголии, Северном Китае и Казахстане. Бактриан был приручен раньше, но потом двугорбого верблюда вытеснил в большинстве стран более выносливый к жаре дромадер.

Бактриан сыграл роль секретного оружия в битве при Галисе (546 до н. э.). Крез Лидя-нин готовил свою конницу к атаке на армию персов, но внезапно в авангарде их появились ужасные и невиданные двугорбые чудовища. Их вида не выдержали не только лидийские воины, но и их лошади. Конница Креза обратилась в бегство и опрокинула собственную пехоту. Кир Персидский завоевал всю Лидию.

54.

Набль — древнееврейский струнный инструмент.

В иудейских городах через улицы перекинуты мосты.

Иерусалим. Цитадель Преториум с Антониевой башней, в которой сидел римский гарнизон.

Галилейское местечко: единственная улица — это тропа, протоптанная стадами. Дома разбросаны неправильными группами: это простые хижины, квадратные, одноэтажные, с плоской кровлей; они обвиты зеленью виноградников.

Эздредонская долина и склоны гор покрыты пастбищами, садами, рощами пальм и фруктовых деревьев, виноградниками.

Кесария — богатый эллинско-семитический город, морская гавань к югу от Тира.

«Земля Иерихонская — самая плодородная в Иудее, производящая в огромном изобилии пальмовые деревья и бальзаминовые кустарники, из которых, если надрезать заострённым камнем нижний ствол их, капают ароматные слёзы, которые и собирают как бальзам» (Иосиф Флавий).

55.

Римляне в I веке

Caliga = сапог (преимущественно солдатский). Caligarius = башмачник.

Aquila = орёл, знак (знамя) легиона; aquila gentea , aquiula decimae legionis. Так же назывался и солдат-орлоносец. он же aquilifer.

Corniculum = 1) рожок, 2) солдатский знак отличия, который носили на шлеме. Cornicularius = награждённый почётным рожком (и назначенный на младшую командную должность) солдат.

Centuria = отряд в 100 (позже 60) солдат. Каждой центурии придавался мул для перевозки продовольствия.

Центурион = командир центурии.

Primipilaris = центурион примипилов (первой центурии первого манипула 1-й когорты). Центурион примипилов, примипиларий — самый заслуженный воин; при Империи — чин военного интенданта.

Manipulus = 1/3 когорты = 1/30 легиона. В манипул входило 2 центурии, обычно 120 человек, только у триариев — 60.

Suggestus = насыпь, возвышение, трибуна; земляная насыпь, с которой военачальник говорил речь солдатам.

Exactor = 1) сборщик податей, 2) наблюдатель, блюститель.

Exactor promissorum = требующий исполнения обещаний, а exactor supplicii = палач.

Tugurium = 1) хижина, шалаш; 2) конура (tugurium canis).

Epulae =) яства, кушанья, еда; 2) торжественный обед, пиршество, угощение; 3) наслаждение, услада (oculis epulas dare = дать пир очам). Epulatio = пиршество.

Epulo , epulonis = 1) устроитель пира; особая жреческая коллегия эпулонов обязана была устраивать религиозные пиршества; 2) бражник, участник пиршества, кутила, гурман.

Byssinum (греч.) = виссон, тонкая льняная ткань, очень дорогая. Bissus = виссон.

Tunica byssina

Ternas tabellas dare = вручить судьям 3 таблички: с буквой А (absol vo , оправдываю), с буквой С (condemno , осуждаю) и N. L. (non liquet , неясно, т. е. воздерживаюсь).

Manum de tabula ! = руку прочь от картины! (поговорка: довольно! будет!).

Драхма = 6 оболов. Триобол = полдрахмы.

Sacella = небольшое святилище, алтарь под крышей (sacella Priapi).

Sudarium = (носовой) платок для вытирания пота.

Elemporia (греч.) = торговля (растительным) маслом.

Эпиоема (epithema) = греческая примочка, припарка, компресс.

Эпитога = одежда, которую надевали поверх тоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эпитрапезиос = находящийся на столе в качестве украшения.

Эпитропос — смотритель, надзиратель.

Эпитир ( epityrum) — греческий салат из маслин.

56.

Луций Вителлий — римский патриций, при Тиберии проконсул Сирии (легат?), успешно воевал с парфянами, хитростью и лестью снискал расположение Калигулы.

Сын его, Aulus Vitellius , родился в 15 н. э., воспитывался при дворе Тиберия, которому нравился как неутомимый собутыльник, Калигуле — мастерской ездой на колесницах, Клавдию — азартом в игре, Нерону — утончённой развращенностью. При Клавдии управлял провинцией Африка — и со знанием дела, но позже погряз в обжорстве и пьянстве. . .

57.

Маршрут по заиорданской дороге.

Адомским бродом — переход через Иордан в Галаад.

Севернее Иавона — тетрархия Филиппа; далее, за рекой Иероманка, — Гавлонитида.

Мимо Гадары , пересекая большую дорогу (?), в Гамалу (встреча с сынами Гавлонита). Отсюда на лодке через море, ввиду Тибериады.

Капернаум — Кана (5 миль вверх).

«Поднялись в Кану».

58.

«Онейрокритика» Аполлод Артемидора.

59.

Крах Сеяна—18 октября 31 года. Очень детально в Брокгаузе и Ефроне, т. 58, с. 271. Использовать для целой главы!

Всего 3 «римских» главы: Тиберий на Капрее, падение Сеяна, смерть Тиберия но уже для Ьй нужно взять из Брокгауза и Ефрона (Сеян).

60.

Исайя, прорицая царство Мессии, нарисовал утопию золотого века: «И почиет на Нём дух Господень, дух премудрости и разума, дух света и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится и будет судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих решать дела. Он будит судить бедных по правде и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убъёт нечестивого. И будет препоясанием чресл его правда и препоясанием бёдр его истина. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе моей... » ( XI , 2-6, 9).

Филон Александрийский рассматривает тело как темницу души, а душу как искру божественного Логоса; он формирует идеал аскета, который такой ценой достигает общения с Богом.

Секта ессеев во внутреннем нравственном совершенствовании видит путь к спасению «в конце дней». Ессеи отвергают телесные наслаждения, проповедуют аскезу, презирают стяжательство, рассматривают тело как темницу бессмертной души. Общность имущества, личный труд, общее потребление.

Фарисеи верят в бессмертие души и, по оценке Иосифа Флавия, в своём учении близки к стоикам.

В 6 году н. э. Иудея стала римской провинцией 3-го класса, управляемой префектом из всаднического сословия.

Сикарии — крайне радикальные зелоты, из бедняков. Иосиф Флавий сообщает об уничтожении ими долговых документов, о привлечении в свои отряды рабов, о кинжальных расправах с римскими ставленниками и собственными богачами.

Кумранская община «сыны света». Они вступили в Новый завет с Богом. Общность имущества, общий труд, вражда к стяжательству и богатству. Ессеи (эссены) —не самоназвание. Они себя называли «бедными», «простецами», «младенцами», «сынами света».

Симон Маг — «отец» гностицизма; его учителем одна версия называет ересиарха Доси-фея.

« На путь к язычникам не ходите... » (Мате., Х, 5). Раннее христианство было иудео-христианство, оппозиционная секта внутри иудаизма. «На путь к язычникам не ходите, и в город самаритянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам Дома Израилева».!!!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.