Вступление России в Совет Европы (1996 г.), ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней (1998 г.) возложили на нашу страну обязанность поддерживать и обеспечивать уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с требованиями международных стандартов, которые нашли свое воплощение в Конституции РФ, действующем уголовно-процессуальном законодательстве в форме принципов.
Таким образом, международные стандарты осуществления уголовного судопроизводства представляют собой комплексные принципиальные положения, содержащие базовые рекомендации, направленные на обеспечение гуманизации, рационализации и эффективности уголовного процесса, обеспечение прав и интересов участников уголовно-процессуальных отношений.
^ университета т _
Г.А. Третьякова,
кандидат исторических наук, доцент, зам. директора Института права Самарского государственного экономического
Таможенная политика России в начале XIX века
^ Осуществление стратегических мероприятий в области защиты
с экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, ^ отечественной торговли и промышленности всегда было неразрывно связано с ^ проводимой в стране таможенной политикой. А таможенная политика всегда яв-н лялась составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. с Место, роль и содержание таможенной политики определяются многими с составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается < тесно связанной с ними и прямо или косвенно им подчиняется. Это подо чинение обусловлено также тем, что на ее формирование и реализацию <с оказывают влияние государственные, общественные, деловые структуры как с внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие — объектами таможенной политики.
122 «Таможенная политика» — сложная категория, включающая несколько направлений. По мнению Н.М. Блинова, В.Н. Иванова, В.Б. Кухаренко и А.Г. о, Пашинского, правовая (властная), организационная (институциональная), ° экономическая, психоэтическая, технико-технологическая и коммуникацией онная политики являются элементами таможенной политики. Эти же авторы ^ подразделяют на отдельные элементы и правовую (властную) политику, включая в нее в качестве элементов «обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД». И, наконец, они определяют таможенную политику как систему, «... комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мер административно-властного характера, которыми
®
наделены таможенные органы»1.
Начало XIX в. отмечено активным участием России в масштабных внешнеполитических событиях. Это не могло не сказаться на ее внешней торговле, которая в значительной степени регулировалась мерами таможенного характера. Поскольку европейское и восточное направления в российской внешней торговле развивались неравнозначно, то неодинаковым было и их таможенное обеспечение.
В начале XIX в. был отменен запрет на вывоз русских товаров из портов2. Александр I снял также запрет на ввоз в Россию фарфора, фаянса, инструментов, тканей и других товаров, введенный Павлом I в 1800—1801 гг.3 В 1802—1807 гг. были повышены ввозные пошлины на сахар, ткани и хлопчатобумажную пряжу. При этом был разрешен беспошлинный ввоз машин и инструментов для фабрик4.
Однако фритрейдерские тенденции в таможенной политике России стали противоречить внешнеполитической конъюнктуре. Исходя из секретных статей Тильзитского мира, заключенного между Россией и Францией, российским императорским указом от 20 марта 1807 г. был запрещен импорт английских мануфактурных товаров. На все находящиеся в русских портах суда и имущество англичан был наложен арест. Русским судам, находив- § шимся в Англии, было приказано немедленно вернуться в Россию без груза. Однако товары английского происхождения продолжали прибывать на ней- я тральных судах, и в 1809 г. вышло постановление о том, что нейтральность О груза должна быть доказана капитаном судна перед «комиссией нейтрального т мореплавания» в Петербурге или Архангельске5. g
Подобное положение привело к многочисленным затруднениям внутри о страны, из которых правительство рассчитывало выйти путем тарифно- о пошлинных мероприятий. Было выработано «Положение о торговле на 1811 s год». Для поддержания экспорта вывозные пошлины на часть товаров были ^ отменены (хлеб, железо), но на некоторые, исходя из фискальных соображе- | ний, повышены (лен, пенька, соль и др.). В то же время был крайне ограничен ® импорт: продукты, отнесенные к «предметам роскоши», а также те, которые X могли производиться внутри страны, запрещались к ввозу. Остальные пред- ш меты импорта, за исключением сырья, подлежащего беспошлинному про- g пуску, были обложены очень высокой пошлиной. Таможенно-политические принципы «Положения о торговле на 1811 год» установили почти запрети- 123
тельную систему по отношению к ввозу товаров, но в то же время создали -
благоприятные условия для торговли с нейтральными государствами6.
После поражения Наполеона на конгрессах европейских держав выска- 2
зывались пожелания установления дружественных торговых связей между ^ _ 3
- ф
1 Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной по- J литики. М., 2001. URL: http://ilts.ru/cgi-bin/eng.p. ^
2 См.: ПСЗ. Т. XXVI. 19775. §
3 См.: Там же. 19812.
4 См.: Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. Челябинск, 2005. С. 168.
5 См.: Сидаков А.Ю. Внешнеторговая и таможенная политика России в XIX веке: дис. ... канд. эконом. наук. Владикавказ, 2004. С. 18.
6 Там же. С. 18.
.0
нациями, исключения всяких препятствий в международной торговле. В силу этого был принят тариф 1816 г., представлявший собой меру переходную и довольно осторожную1. Остался запрет на ввоз многих товаров (как и в Положении о торговле 1811 г.). В остальном пошлинное обложение снизилось в среднем на 50 %, отчего тариф и заслужил название «половинного». Тариф 1916 г. предусматривал обложение как ad valoren (пошлиной с цены), так и неценовыми пошлинами, в зависимости от категории товара. Вместе с тарифом вводились новые правила по его применению. Для борьбы с заниженной оценкой товаров, облагаемых пошлиной с цены, таможенники получили право оставлять товары в свою пользу по заявленной цене плюс 10 % и т.п.2 Раздел Польши между Россией, Пруссией и Австрией привел к изменению таможенной политики. Тариф 1819 г., введенный в действие в 1820 г., декларировал свободу внешней торговли, разрешил ввоз в Россию практически всех промышленных товаров. Он содержал ценовые пошлины в размере 2, 3,
5, 6 и 15 %, но только для сырья, не производимого внутри страны и легко провозимых тайными способами предметов (например, драгоценностей). На остальные товары устанавливались ввозные пошлины от 25 до 60 %. Запретительных статей стало меньше, но на ранее запрещенные товары обложение достига-í ло 60 %, что фактически являлось запретом3. ^ Еще до опубликования нового тарифа Александр I в октябре 1819 г. уста-^ новил беспошлинную (за некоторым исключением) торговлю с Царством ¡g Польским. Таможенный тариф 1819 г. (вступивший в действие с 1820 г.) § привел к реальной корректировке правовых основ российской внешней □l торговли в интересах других государств, прежде всего Пруссии, Австрии и s новых польских земель4.
< Российские промышленные и торговые предприниматели не смогли s быстро приспособиться к введению элементов свободной торговли и стали g оказывать сильное давление на власть. В силу этого в 1820 г. на некоторые ° товары пошлины были увеличены. А в 1822 г. русское правительство издало к новый тариф, который почти целиком возвратился к положениям тарифа m 1816 г. с теми же многочисленными запрещениями и высокими пошлинами. m Таможенное регулирование восточной и южной торговли России имело ряд особенностей. Во-первых, оно было менее четко регламентировано. Во-вторых, таможенные пошлины отличались от аналогичных по европейской торговле.
124 28 мая 1812 г. между Россией и Турцией по итогам русско-турецкой войны
- 1806—1812 гг. был заключен Бухарестский мир, в результате чего Россия
присоединила значительную часть Черноморского побережья Кавказа и о получила право торгового судоходства по всему течению Дуная. Этот до° говор повлек за собой развитие российского торгового законодательства. ^ Так, в октябре 1811 г. Александр I утвердил особые правила для торговых отношений «с черкесами и абазинцами», которые номинально находились
1 См.: Лодыженский К.И. Указ. соч. С. 184.
2 См.: Абашеева Е.А. Нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в первой половине XIX века: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 46.
3 См.: Там же. С. 53.
4 См.: Там же. С. 54.
под властью Турции. Согласно указанным правилам купцы, занимающиеся торговлей с горцами, получали значительные выгоды. Товары, которые привозились в Керчь и Бугаз, должны были там беспошлинно обмениваться по установленному тарифу, за исключением банковских ассигнаций и всякого огнестрельного и холодного оружия, пороха, свинца, железа и стали1. Через 10 лет были утверждены новые «Правила для торговых сношений с черкесами и абазинцами». Они разрешали доставку только тех товаров, которые были означены в «особой росписи». С российской стороны можно было отпускать только те товары, которые по таможенному тарифу «к вывозу дозволены». Как и по упомянутым «Правилам» 1811 г. запрещалось экспортировать российские и иностранные серебряные и медные монеты, российские банковские ассигнации, огнестрельное и холодное оружие, порох и свинец, «как в деле, так и в кусках или слитках»2.
Гюлистанский мирный договор 1813 г., завершивший русско-иранскую войну 1804—1813 гг. не только оформил включение в состав России значительных территорий Закавказья, но и предоставил русским купцам право свободной торговли в Иране, а иранским — в России.
С 1817 г. в Одессе начал свое существование режим беспошлинной торговли (действовавший в течение 42 лет). Ж
Развитие тарифной системы в начале XIX в. привело к росту контрабанды, которая существенным образом влияла на состояние внешней торговли. I Как следствие, в Российском государстве повышенное внимание уделялось О изменению правовой базы, обеспечивающей организацию таможенных т служб. В 1819 г. был принят Таможенный Устав, с утверждением которого $ «в России появляется систематическое законодательство о контрабанде»3. В о Уставе содержалось определение понятия контрабанды. Под лись не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо 5 таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в ^ предъявленных в таможню документах. |
Таким образом, в начале XIX в. правительство пыталось вести сбалан- ® сированную таможенную политику, однако она не всегда была однозначна X и адекватна потребностям развития Российской империи. ш
1 См.: Пчегалтук С. Из истории торговых отношений России и Кавказа: организация деятельности Попечительства керченской и бугазской торговли // Два века. Журнал российской истории 18—19 столетий. 3.
2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. СПб., 1830. Т. 37. С. 878.
3 Угаров Б.В. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 21.
®
®
125
3
(И
г
о и а