Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКЕ'

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
757
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / CUSTOMS TARIFF / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOMS DUTIES / CUSTOM POLICY ENTITY / CUSTOM POLICY GUIDELINES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьякова Г.А.

Рассматривается специфический набор составляющих таможенной политики России в конкретно-исторический период 19 века. Проводится анализ роли различных тенденций таможенной политики того периода, зависимость принимаемых решений в таможенной сфере от внешнеполитической конъюнктуры. Определяется место таможенно-тарифного регулирования в системе таможенной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS POLICY IN RUSSIA IN THE 19TH CENTURY

Here is consided a specific set of the Russian Imperial customs policy in the certain historical period of the 19th century. Analysis is completed for various trends of that period customs policy, for dependency of decisions made in the customs sphere in relation with outer political conjuncture. The article identifies the place of customs tariff regulation in the system of customs policy.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКЕ»

Вступление России в Совет Европы (1996 г.), ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней (1998 г.) возложили на нашу страну обязанность поддерживать и обеспечивать уровень защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с требованиями международных стандартов, которые нашли свое воплощение в Конституции РФ, действующем уголовно-процессуальном законодательстве в форме принципов.

Таким образом, международные стандарты осуществления уголовного судопроизводства представляют собой комплексные принципиальные положения, содержащие базовые рекомендации, направленные на обеспечение гуманизации, рационализации и эффективности уголовного процесса, обеспечение прав и интересов участников уголовно-процессуальных отношений.

^ университета т _

Г.А. Третьякова,

кандидат исторических наук, доцент, зам. директора Института права Самарского государственного экономического

Таможенная политика России в начале XIX века

^ Осуществление стратегических мероприятий в области защиты

с экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, ^ отечественной торговли и промышленности всегда было неразрывно связано с ^ проводимой в стране таможенной политикой. А таможенная политика всегда яв-н лялась составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. с Место, роль и содержание таможенной политики определяются многими с составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается < тесно связанной с ними и прямо или косвенно им подчиняется. Это подо чинение обусловлено также тем, что на ее формирование и реализацию <с оказывают влияние государственные, общественные, деловые структуры как с внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие — объектами таможенной политики.

122 «Таможенная политика» — сложная категория, включающая несколько направлений. По мнению Н.М. Блинова, В.Н. Иванова, В.Б. Кухаренко и А.Г. о, Пашинского, правовая (властная), организационная (институциональная), ° экономическая, психоэтическая, технико-технологическая и коммуникацией онная политики являются элементами таможенной политики. Эти же авторы ^ подразделяют на отдельные элементы и правовую (властную) политику, включая в нее в качестве элементов «обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД». И, наконец, они определяют таможенную политику как систему, «... комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мер административно-властного характера, которыми

®

наделены таможенные органы»1.

Начало XIX в. отмечено активным участием России в масштабных внешнеполитических событиях. Это не могло не сказаться на ее внешней торговле, которая в значительной степени регулировалась мерами таможенного характера. Поскольку европейское и восточное направления в российской внешней торговле развивались неравнозначно, то неодинаковым было и их таможенное обеспечение.

В начале XIX в. был отменен запрет на вывоз русских товаров из портов2. Александр I снял также запрет на ввоз в Россию фарфора, фаянса, инструментов, тканей и других товаров, введенный Павлом I в 1800—1801 гг.3 В 1802—1807 гг. были повышены ввозные пошлины на сахар, ткани и хлопчатобумажную пряжу. При этом был разрешен беспошлинный ввоз машин и инструментов для фабрик4.

Однако фритрейдерские тенденции в таможенной политике России стали противоречить внешнеполитической конъюнктуре. Исходя из секретных статей Тильзитского мира, заключенного между Россией и Францией, российским императорским указом от 20 марта 1807 г. был запрещен импорт английских мануфактурных товаров. На все находящиеся в русских портах суда и имущество англичан был наложен арест. Русским судам, находив- § шимся в Англии, было приказано немедленно вернуться в Россию без груза. Однако товары английского происхождения продолжали прибывать на ней- я тральных судах, и в 1809 г. вышло постановление о том, что нейтральность О груза должна быть доказана капитаном судна перед «комиссией нейтрального т мореплавания» в Петербурге или Архангельске5. g

Подобное положение привело к многочисленным затруднениям внутри о страны, из которых правительство рассчитывало выйти путем тарифно- о пошлинных мероприятий. Было выработано «Положение о торговле на 1811 s год». Для поддержания экспорта вывозные пошлины на часть товаров были ^ отменены (хлеб, железо), но на некоторые, исходя из фискальных соображе- | ний, повышены (лен, пенька, соль и др.). В то же время был крайне ограничен ® импорт: продукты, отнесенные к «предметам роскоши», а также те, которые X могли производиться внутри страны, запрещались к ввозу. Остальные пред- ш меты импорта, за исключением сырья, подлежащего беспошлинному про- g пуску, были обложены очень высокой пошлиной. Таможенно-политические принципы «Положения о торговле на 1811 год» установили почти запрети- 123

тельную систему по отношению к ввозу товаров, но в то же время создали -

благоприятные условия для торговли с нейтральными государствами6.

После поражения Наполеона на конгрессах европейских держав выска- 2

зывались пожелания установления дружественных торговых связей между ^ _ 3

- ф

1 Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной по- J литики. М., 2001. URL: http://ilts.ru/cgi-bin/eng.p. ^

2 См.: ПСЗ. Т. XXVI. 19775. §

3 См.: Там же. 19812.

4 См.: Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. Челябинск, 2005. С. 168.

5 См.: Сидаков А.Ю. Внешнеторговая и таможенная политика России в XIX веке: дис. ... канд. эконом. наук. Владикавказ, 2004. С. 18.

6 Там же. С. 18.

.0

нациями, исключения всяких препятствий в международной торговле. В силу этого был принят тариф 1816 г., представлявший собой меру переходную и довольно осторожную1. Остался запрет на ввоз многих товаров (как и в Положении о торговле 1811 г.). В остальном пошлинное обложение снизилось в среднем на 50 %, отчего тариф и заслужил название «половинного». Тариф 1916 г. предусматривал обложение как ad valoren (пошлиной с цены), так и неценовыми пошлинами, в зависимости от категории товара. Вместе с тарифом вводились новые правила по его применению. Для борьбы с заниженной оценкой товаров, облагаемых пошлиной с цены, таможенники получили право оставлять товары в свою пользу по заявленной цене плюс 10 % и т.п.2 Раздел Польши между Россией, Пруссией и Австрией привел к изменению таможенной политики. Тариф 1819 г., введенный в действие в 1820 г., декларировал свободу внешней торговли, разрешил ввоз в Россию практически всех промышленных товаров. Он содержал ценовые пошлины в размере 2, 3,

5, 6 и 15 %, но только для сырья, не производимого внутри страны и легко провозимых тайными способами предметов (например, драгоценностей). На остальные товары устанавливались ввозные пошлины от 25 до 60 %. Запретительных статей стало меньше, но на ранее запрещенные товары обложение достига-í ло 60 %, что фактически являлось запретом3. ^ Еще до опубликования нового тарифа Александр I в октябре 1819 г. уста-^ новил беспошлинную (за некоторым исключением) торговлю с Царством ¡g Польским. Таможенный тариф 1819 г. (вступивший в действие с 1820 г.) § привел к реальной корректировке правовых основ российской внешней □l торговли в интересах других государств, прежде всего Пруссии, Австрии и s новых польских земель4.

< Российские промышленные и торговые предприниматели не смогли s быстро приспособиться к введению элементов свободной торговли и стали g оказывать сильное давление на власть. В силу этого в 1820 г. на некоторые ° товары пошлины были увеличены. А в 1822 г. русское правительство издало к новый тариф, который почти целиком возвратился к положениям тарифа m 1816 г. с теми же многочисленными запрещениями и высокими пошлинами. m Таможенное регулирование восточной и южной торговли России имело ряд особенностей. Во-первых, оно было менее четко регламентировано. Во-вторых, таможенные пошлины отличались от аналогичных по европейской торговле.

124 28 мая 1812 г. между Россией и Турцией по итогам русско-турецкой войны

- 1806—1812 гг. был заключен Бухарестский мир, в результате чего Россия

присоединила значительную часть Черноморского побережья Кавказа и о получила право торгового судоходства по всему течению Дуная. Этот до° говор повлек за собой развитие российского торгового законодательства. ^ Так, в октябре 1811 г. Александр I утвердил особые правила для торговых отношений «с черкесами и абазинцами», которые номинально находились

1 См.: Лодыженский К.И. Указ. соч. С. 184.

2 См.: Абашеева Е.А. Нормативно-правовое регулирование таможенной деятельности на европейской границе в первой половине XIX века: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 46.

3 См.: Там же. С. 53.

4 См.: Там же. С. 54.

под властью Турции. Согласно указанным правилам купцы, занимающиеся торговлей с горцами, получали значительные выгоды. Товары, которые привозились в Керчь и Бугаз, должны были там беспошлинно обмениваться по установленному тарифу, за исключением банковских ассигнаций и всякого огнестрельного и холодного оружия, пороха, свинца, железа и стали1. Через 10 лет были утверждены новые «Правила для торговых сношений с черкесами и абазинцами». Они разрешали доставку только тех товаров, которые были означены в «особой росписи». С российской стороны можно было отпускать только те товары, которые по таможенному тарифу «к вывозу дозволены». Как и по упомянутым «Правилам» 1811 г. запрещалось экспортировать российские и иностранные серебряные и медные монеты, российские банковские ассигнации, огнестрельное и холодное оружие, порох и свинец, «как в деле, так и в кусках или слитках»2.

Гюлистанский мирный договор 1813 г., завершивший русско-иранскую войну 1804—1813 гг. не только оформил включение в состав России значительных территорий Закавказья, но и предоставил русским купцам право свободной торговли в Иране, а иранским — в России.

С 1817 г. в Одессе начал свое существование режим беспошлинной торговли (действовавший в течение 42 лет). Ж

Развитие тарифной системы в начале XIX в. привело к росту контрабанды, которая существенным образом влияла на состояние внешней торговли. I Как следствие, в Российском государстве повышенное внимание уделялось О изменению правовой базы, обеспечивающей организацию таможенных т служб. В 1819 г. был принят Таможенный Устав, с утверждением которого $ «в России появляется систематическое законодательство о контрабанде»3. В о Уставе содержалось определение понятия контрабанды. Под лись не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо 5 таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в ^ предъявленных в таможню документах. |

Таким образом, в начале XIX в. правительство пыталось вести сбалан- ® сированную таможенную политику, однако она не всегда была однозначна X и адекватна потребностям развития Российской империи. ш

1 См.: Пчегалтук С. Из истории торговых отношений России и Кавказа: организация деятельности Попечительства керченской и бугазской торговли // Два века. Журнал российской истории 18—19 столетий. 3.

2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. СПб., 1830. Т. 37. С. 878.

3 Угаров Б.В. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 21.

®

®

125

3

г

о и а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.