УДК 339.9
ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
А. А. Гостев*, А. П. Сурник
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: frumentari@yandex.ru
Интегрирование интеллектуальной собственности во внешнюю торговлю обусловило актуализацию правонарушений в данной сфере. При этом значительная роль в предупреждении правонарушений, связанных с контрафакцией, принадлежит таможенным органам. Одним из основных механизмов защиты экономической безопасности является таможенная экспертиза.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, контрафакт, экономическая безопасность, таможенные органы, таможенная экспертиза.
CUSTOMS EXPERTISE AND ITS ROLE IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY
OF KRASNOYARSKIY KRAY
A. A. Gostev*, A. P. Surnik
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: frumentari@yandex.ru
Integration of intellectual property into external trade also conditioned the actualization of various offences in relevant sphere. Customs have a significant role in preventing said offences that are connected with importing counterfeit goods. An important mechanism of preserving economic security is customs expertise.
Keywords: intellectual property, counterfeit, economic security, customs, customs expertise.
В современных реалиях глобализации торговой деятельности актуальным остаётся вопрос определения производителя продукции и соответствия товара тем качествам, которые потребитель ожидает получить, приобретая товар с тем или иным товарным знаком. Это неизбежно приводит к рассмотрению проблемы «подделок», или же контрафактной продукции, поскольку она представляет угрозу как экономическому благополучию, жизни и здоровью конечного потребителя, так и экономической безопасности Российской Федерации, в частности, Красноярского края.
Понятие контрафактных товаров определяется как «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» [3, с. 54]. Зачастую контрафактная продукция является и фальсификатом, то есть товаром, произведённым с нарушением установленной технологии производства, что также делает актуальным вопрос качества товара.
Интерес к проблеме контрафакта обусловлен, в первую очередь, сравнительно близким расположением Красноярского края к Китайской Народной Республике (далее - КНР), а также активной внешнеэкономической деятельностью между ними. На территории КНР расположено огромное количество производственных мощностей, однако при этом Китай является крупнейшим источником контрафактной продукции. Общий индекс торговли и перемещения контрафакта и пиратской продукции GTRIC-e, показывающий вовлечённость экономики страны в производство или перевозку контрафактной продукции, основанный на статистических исследованиях
Секция « Современные проблемы экономической теории и региональной экономики»
по выявленным фактам ввоза контрафактной продукции, принимает данные из КНР и Гонконга за единицу [4]. Это означает, что Китай действительно является главным источником контра-факта.
Первым препятствием для ввоза контрафакта становятся таможенные органы Российской Федерации, должностные лица которых правомочны осуществлять таможенный контроль в отношении ввозимых товаров, в том числе содержащих в себе такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. С целью предупреждения противоправных действий с объектами интеллектуальной собственности (далее -ОИС) был создан таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее -ТРОИС), нахождение товарного знака в котором гарантирует принятие должностными лицами таможенного органа мер по приостановлению выпуска товара, обладающего признаками контрафактного, и уведомлении правообладателя о перемещении такого товара через таможенную границу Евразийского Экономического союза (далее - Союза) [2].
Ключевым механизмом выявления контрафактной продукции и дальнейшего производства по делу об административном правонарушении является таможенная экспертиза. Согласно статье 388 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), таможенная экспертиза - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы [1].
Проведение таможенной экспертизы следует общепринятой структуре, при которой устанавливаются обстоятельства и причины проведения такой экспертизы; перед экспертом ставится ряд вопросов, на которые необходимо дать ответ, и, в конечном итоге, даётся экспертное заключение. Тем не менее, таможенная экспертиза товаров, обладающих признаками контрафактных, имеет свою специфику. Так, эксперты, защищая товарные знаки, находящиеся в ТРОИС, могут использовать методические указания самих производителей товаров, в которых могут быть указаны не только образец товарного знака, его характеристики, отличительные черты и размеры, но и наиболее популярные способы подделки товарного знака. При проведении таможенной экспертизы товаров, содержащих ОИС, задаются следующие основные вопросы:
- установление однородности товаров, в отношении которых обозначения заявлены или зарегистрированы;
- установление сходства до степени смешения или тождества исследуемых обозначений зарегистрированным;
- установление соответствия исследуемых товаров оригинальной продукции [2].
Впрочем, достаточно часто таможенная экспертиза не ограничивается лишь установлением
факта, являются ли товары контрафактными или нет, но также может включать в себя экспертизы по выявлению действительного состава товара, несоответствий в таможенной стоимости товара и даже по определению страны происхождения товара. Результаты таможенной экспертизы являются основополагающими при привлечении декларанта к ответственности.
Тем не менее, в Красноярском крае присутствует весомое количество контрафактной продукции, не соответствующей необходимым требованиям и потому опасной для жизни и здоровья потребителей. Так, на территории края в 2017 году задержано более 60 000 единиц товаров, обладающих признаками контрафакции, было изъято 15 035 единиц контрафактной продукции, и количество ввезённой продукции может значительно увеличиться. Среди такой продукции чаще всего встречаются одежда и обувь, электроника, игрушки и автозапчасти.
Большое количество контрафактной продукции можно объяснить несовершенством законодательства, поскольку таможенные органы правомочны начать производство по делу об административном правонарушении лишь в случае подтверждения соответствующих намерений правообладателем. Производители контрафактной продукции, а также лица, перевозящие такую продукцию, активно пользуются так называемыми «лазейками» в законодательстве. Так, распространено перемещение через таможенную границу товара в относительно малых объёмах (около 20 единиц), поскольку в данной ситуации издержки правообладателя являются зачастую меньшими, чем если бы им было заявлено о нарушении прав на интеллектуальную собственность [4]. В отношении товаров в сфере информационно-коммуникационной и бытовой техники, автотоваров и сантехнических изделий распространён ввоз из КНР не конечного продукта, а их запча-
стей, что затрудняет таможенным органом выявление контрафактного товара, а также правообладателя в установленный срок [4]. В данной связи проведение таможенной экспертизы можно считать нецелесообразным, поскольку материалы и решение экспертизы не будут использованы для каких-либо значимых процессуальных действий. Более того, отсутствие методических указаний и образца товарного знака от правообладателя вследствие нежелания последнего разглашать отличительные особенности продукции значительно затрудняет работу эксперта [3, с. 56].
Однако проведение таможенной экспертизы не ограничивается только промежутком времени при фактическом пересечении таможенной границы Союза. Проведение таможенной экспертизы может проводиться в рамках выездной или камеральной таможенной проверки при таможенном контроле после выпуска товаров (далее - ТКПВТ). Срок проведения ТКПВТ установлен ТК ЕАЭС и составляет 3 года со дня выпуска товаров. Следует отметить, что и тут существует особенность, поскольку срок исковой давности по статье 14.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации составляет лишь один год [3, с. 55]. Данные положения и несовершенства законодательства становятся более актуальными на фоне перехода таможенных органов к ТКПВТ как основному виду таможенного контроля.
Таким образом, таможенная экспертиза является ключевым механизмом в обеспечении экономической безопасности Красноярского края. Таможенная экспертиза выявляет факт кон-трафактности товара, а также может выявить и иные правонарушения, сопутствующие неправомерному использованию товарного знака. Важность результатов таможенной экспертизы трудно переоценить в судебном процессе.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 24.03.2018).
2. Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/32EVN417.pdf (дата обращения: 24.03.2018).
3. Сальникова А. В. Проблемы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: таможенный аспект // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2018. № 1. С. 53-58.
4. Trade in counterfeit ICT goods [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/ governance/trade-in-counterfeit-ict-goods_9789264270848-en (дата обращения: 24.03.2018).
© Гостев А. А., Сурник А. П., 2018