Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОНТРАФАКТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / INTELLECTUAL PROPERTY / COUNTERFEIT / ECONOMIC SECURITY / CUSTOMS / CUSTOMS EXPERTISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гостев А.А., Сурник А.П.

Интегрирование интеллектуальной собственности во внешнюю торговлю обусловило актуализацию правонарушений в данной сфере. При этом значительная роль в предупреждении правонарушений, связанных с контрафакцией, принадлежит таможенным органам. Одним из основных механизмов защиты экономической безопасности является таможенная экспертиза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS EXPERTISE AND ITS ROLE IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF KRASNOYARSKIY KRAY

Integration of intellectual property into external trade also conditioned the actualization of various offences in relevant sphere. Customs have a significant role in preventing said offences that are connected with importing counterfeit goods. An important mechanism of preserving economic security is customs expertise.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

УДК 339.9

ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

А. А. Гостев*, А. П. Сурник

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: frumentari@yandex.ru

Интегрирование интеллектуальной собственности во внешнюю торговлю обусловило актуализацию правонарушений в данной сфере. При этом значительная роль в предупреждении правонарушений, связанных с контрафакцией, принадлежит таможенным органам. Одним из основных механизмов защиты экономической безопасности является таможенная экспертиза.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, контрафакт, экономическая безопасность, таможенные органы, таможенная экспертиза.

CUSTOMS EXPERTISE AND ITS ROLE IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY

OF KRASNOYARSKIY KRAY

A. A. Gostev*, A. P. Surnik

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: frumentari@yandex.ru

Integration of intellectual property into external trade also conditioned the actualization of various offences in relevant sphere. Customs have a significant role in preventing said offences that are connected with importing counterfeit goods. An important mechanism of preserving economic security is customs expertise.

Keywords: intellectual property, counterfeit, economic security, customs, customs expertise.

В современных реалиях глобализации торговой деятельности актуальным остаётся вопрос определения производителя продукции и соответствия товара тем качествам, которые потребитель ожидает получить, приобретая товар с тем или иным товарным знаком. Это неизбежно приводит к рассмотрению проблемы «подделок», или же контрафактной продукции, поскольку она представляет угрозу как экономическому благополучию, жизни и здоровью конечного потребителя, так и экономической безопасности Российской Федерации, в частности, Красноярского края.

Понятие контрафактных товаров определяется как «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» [3, с. 54]. Зачастую контрафактная продукция является и фальсификатом, то есть товаром, произведённым с нарушением установленной технологии производства, что также делает актуальным вопрос качества товара.

Интерес к проблеме контрафакта обусловлен, в первую очередь, сравнительно близким расположением Красноярского края к Китайской Народной Республике (далее - КНР), а также активной внешнеэкономической деятельностью между ними. На территории КНР расположено огромное количество производственных мощностей, однако при этом Китай является крупнейшим источником контрафактной продукции. Общий индекс торговли и перемещения контрафакта и пиратской продукции GTRIC-e, показывающий вовлечённость экономики страны в производство или перевозку контрафактной продукции, основанный на статистических исследованиях

Секция « Современные проблемы экономической теории и региональной экономики»

по выявленным фактам ввоза контрафактной продукции, принимает данные из КНР и Гонконга за единицу [4]. Это означает, что Китай действительно является главным источником контра-факта.

Первым препятствием для ввоза контрафакта становятся таможенные органы Российской Федерации, должностные лица которых правомочны осуществлять таможенный контроль в отношении ввозимых товаров, в том числе содержащих в себе такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. С целью предупреждения противоправных действий с объектами интеллектуальной собственности (далее -ОИС) был создан таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее -ТРОИС), нахождение товарного знака в котором гарантирует принятие должностными лицами таможенного органа мер по приостановлению выпуска товара, обладающего признаками контрафактного, и уведомлении правообладателя о перемещении такого товара через таможенную границу Евразийского Экономического союза (далее - Союза) [2].

Ключевым механизмом выявления контрафактной продукции и дальнейшего производства по делу об административном правонарушении является таможенная экспертиза. Согласно статье 388 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), таможенная экспертиза - исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы [1].

Проведение таможенной экспертизы следует общепринятой структуре, при которой устанавливаются обстоятельства и причины проведения такой экспертизы; перед экспертом ставится ряд вопросов, на которые необходимо дать ответ, и, в конечном итоге, даётся экспертное заключение. Тем не менее, таможенная экспертиза товаров, обладающих признаками контрафактных, имеет свою специфику. Так, эксперты, защищая товарные знаки, находящиеся в ТРОИС, могут использовать методические указания самих производителей товаров, в которых могут быть указаны не только образец товарного знака, его характеристики, отличительные черты и размеры, но и наиболее популярные способы подделки товарного знака. При проведении таможенной экспертизы товаров, содержащих ОИС, задаются следующие основные вопросы:

- установление однородности товаров, в отношении которых обозначения заявлены или зарегистрированы;

- установление сходства до степени смешения или тождества исследуемых обозначений зарегистрированным;

- установление соответствия исследуемых товаров оригинальной продукции [2].

Впрочем, достаточно часто таможенная экспертиза не ограничивается лишь установлением

факта, являются ли товары контрафактными или нет, но также может включать в себя экспертизы по выявлению действительного состава товара, несоответствий в таможенной стоимости товара и даже по определению страны происхождения товара. Результаты таможенной экспертизы являются основополагающими при привлечении декларанта к ответственности.

Тем не менее, в Красноярском крае присутствует весомое количество контрафактной продукции, не соответствующей необходимым требованиям и потому опасной для жизни и здоровья потребителей. Так, на территории края в 2017 году задержано более 60 000 единиц товаров, обладающих признаками контрафакции, было изъято 15 035 единиц контрафактной продукции, и количество ввезённой продукции может значительно увеличиться. Среди такой продукции чаще всего встречаются одежда и обувь, электроника, игрушки и автозапчасти.

Большое количество контрафактной продукции можно объяснить несовершенством законодательства, поскольку таможенные органы правомочны начать производство по делу об административном правонарушении лишь в случае подтверждения соответствующих намерений правообладателем. Производители контрафактной продукции, а также лица, перевозящие такую продукцию, активно пользуются так называемыми «лазейками» в законодательстве. Так, распространено перемещение через таможенную границу товара в относительно малых объёмах (около 20 единиц), поскольку в данной ситуации издержки правообладателя являются зачастую меньшими, чем если бы им было заявлено о нарушении прав на интеллектуальную собственность [4]. В отношении товаров в сфере информационно-коммуникационной и бытовой техники, автотоваров и сантехнических изделий распространён ввоз из КНР не конечного продукта, а их запча-

стей, что затрудняет таможенным органом выявление контрафактного товара, а также правообладателя в установленный срок [4]. В данной связи проведение таможенной экспертизы можно считать нецелесообразным, поскольку материалы и решение экспертизы не будут использованы для каких-либо значимых процессуальных действий. Более того, отсутствие методических указаний и образца товарного знака от правообладателя вследствие нежелания последнего разглашать отличительные особенности продукции значительно затрудняет работу эксперта [3, с. 56].

Однако проведение таможенной экспертизы не ограничивается только промежутком времени при фактическом пересечении таможенной границы Союза. Проведение таможенной экспертизы может проводиться в рамках выездной или камеральной таможенной проверки при таможенном контроле после выпуска товаров (далее - ТКПВТ). Срок проведения ТКПВТ установлен ТК ЕАЭС и составляет 3 года со дня выпуска товаров. Следует отметить, что и тут существует особенность, поскольку срок исковой давности по статье 14.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации составляет лишь один год [3, с. 55]. Данные положения и несовершенства законодательства становятся более актуальными на фоне перехода таможенных органов к ТКПВТ как основному виду таможенного контроля.

Таким образом, таможенная экспертиза является ключевым механизмом в обеспечении экономической безопасности Красноярского края. Таможенная экспертиза выявляет факт кон-трафактности товара, а также может выявить и иные правонарушения, сопутствующие неправомерному использованию товарного знака. Важность результатов таможенной экспертизы трудно переоценить в судебном процессе.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 24.03.2018).

2. Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/32EVN417.pdf (дата обращения: 24.03.2018).

3. Сальникова А. В. Проблемы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: таможенный аспект // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2018. № 1. С. 53-58.

4. Trade in counterfeit ICT goods [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/ governance/trade-in-counterfeit-ict-goods_9789264270848-en (дата обращения: 24.03.2018).

© Гостев А. А., Сурник А. П., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.