Научная статья на тему 'Талышское слово «Ло» (человек) в виде морфемы «Ло/ла/ли/лы/лу/л» в современных индоевропейских языках'

Талышское слово «Ло» (человек) в виде морфемы «Ло/ла/ли/лы/лу/л» в современных индоевропейских языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
496
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛЫШСКИЙ ЯЗЫК / ТАЛЫШ / МОРФЕМА / СЕМАНТИКА / СЛОВО «LО» / TALYSH LANGUAGE / MORPHEME / SEMANTICS / WORD “LO”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнзаде Мирбаба Гасан Гасан Оглы

В работе рассматривается вопрос словообразования языков на основе морфемы «лo» талышского языка. Древность морфемы «ло» бесспорна и еще раз подтверждает гипотезу о существовании единого протоязыка, остатками которого и являются такие морфемы. Можно предположить, что в настоящее время эти морфемы существует в разных, неизученных древних языках. Один из этих языков талышский язык, который в себе сохранил многие морфемы в архаичной форме в виде слова и в настоящее время требует глубокого изучения. Однако особенности талышского языка до сих пор не изучена и требуют глубокого научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the question of derivation languages based on the morpheme "lo" Talysh language. The antiquity of the morpheme "lo" is undeniable and once again confirms the hypothesis of the existence of a single proto-language,with the remnants of which are such morphemes. It can be assumed that now these morphemes exist in different, unexplored ancient languages. One of these languages is the Talysh language, which in itself has retained many morphemes in their archaic form as a word form, and now requires to study it thoroughly. However, the features of the Talysh language have not been studied yet and it is required to learn it in-depth.

Текст научной работы на тему «Талышское слово «Ло» (человек) в виде морфемы «Ло/ла/ли/лы/лу/л» в современных индоевропейских языках»

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

ТАЛЫШСКОЕ СЛОВО «ЛО» (ЧЕЛОВЕК)

В ВИДЕ МОРФЕМЫ «ЛО/ЛА/ЛИ/ЛЫ/ЛУ/Л»

В СОВРЕМЕННЫХ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ

Гусейнзаде Мирбаба Гасан Гасан оглы

д-р мед. наук, председатель редакционного совета серии

«Талышские исследования», РФ, г. Москва E-mail: 79262284058@yandex. ru

TALYSH WORD "LO" (MAN) IN THE FORM OF A MORPHEME "LO/LA/LI/LY/L"

IN MODERN INDO-EUROPEAN LANGUAGES

Mirbaba Guseinzade

dr. med. Sciences,

Chairman of the Editorial Board of the series "Talish studies"

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В работе рассматривается вопрос словообразования языков на основе морфемы «ло» талышского языка. Древность морфемы «ло» бесспорна и еще раз подтверждает гипотезу о существовании единого протоязыка, остатками которого и являются такие морфемы. Можно предположить, что в настоящее время эти морфемы существует в разных, неизученных древних языках. Один из этих языков -талышский язык, который в себе сохранил многие морфемы в архаичной форме в виде слова и в настоящее время требует глубокого изучения. Однако особенности талышского языка до сих пор не изучена и требуют глубокого научного исследования.

ABSTRACT

In the article the question of derivation languages based on the morpheme "lo" Talysh language. The antiquity of the morpheme "lo" is undeniable and once again confirms the hypothesis of the existence of a single proto-language,with the remnants of which are such morphemes. It can be assumed that now these morphemes exist in different, unexplored ancient languages. One of these languages is the Talysh language, which in itself has retained many morphemes in their archaic form as a word form,

13

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_____________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

and now requires to study it thoroughly. However, the features of the Talysh language have not been studied yet and it is required to learn it in-depth.

Ключевые слова: талышский язык; талыш; морфема; семантика; слово «Lo».

Keywords: talysh language; morpheme; semantics; word “Lo”.

Введение. Все языки мира имеют в основе один древний праязык, но все они в большей или меньшей степени удалились от изначального источника. Но когда-то существовало родство языков на всей территории от Тихого до Атлантического океанов, от Приполярья до Экватора. По нынешний день эта языковая группа называется индо-ирано-европейской, а язык - арийский.

Участие древнейших морфем в словообразовании языков. В одной из прежних работ [4; 5] рассматривался вопрос об участии морфемы «кэ» и «ро» в составе слов в разных индоевропейских языках в течение длительного периода: от праязыка до наших дней. Было показано, что использование этих морфем носит глубинный фундаментальный характер, и до настоящего времени они не потеряли первоначальную семантику. Анализ материалов показал, что морфема «кэ» в современном талышском языке почти в неизменном виде сохранила в себе первоначальную семантику, как будто в законсервированном виде, на многие тысячи лет, связанные с «домом», «местом» или гнездом. Изначально это было особенностью рунической письменности. По мере перехода к буквенной письменности семейство слогов «кэ» естественным образом вошло в состав многих слов славяноарийских народов, и в настоящее время активно используется во многих группах слов, связанных с понятиями «дома», «очага», «семейства», частей тела, названиями растений, домашних животных и птиц т. д.

Анализ определенных групп индоевропейских слов также показал [5], что морфема «ро» как морфема «кэ» одна из древнейших слогов человечства, которая осталась почти в неизменной форме в талышском языке. Т алышское слово «ро» (путь, дорога, направление, движение) участвует как морфема в форме -ро или -ра, -ри, -ры, -ру и -р при образовании слов, также означающих дорогу, путь, направление, движение во многих индоевропейских языках. Древность данных и других морфем бесспорна и еще подтверждает данный тезис, и ведет нас к гипотезе о существовании единого праязыка, остатками которого и являются такие морфемы, распространенные в разных индоевропейских языках. Можно предположить, что в настоящее

14

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

время эти морфемы «живут» в разных, неизученных, древних языках. Одним из этих языков может быть талышский язык, который в себе сохранил многие морфемы в архаичной форме и настоящее время требует глубоко изучения. В талышском языке обнаруживается гораздо большее сходство со словами древнего времени и в меньшей степени изменения за протекшие тысячелетия, в этом смысле, можно говорить, о нем как о языке сохранившем больше архаизмов.

Талышский язык и его особенности. На карте мира можно найти немало уголков, которые из-за своих природно-географических условий веками могли стоять вне крупных потоков движения различных племен и народов и, тем самым, сохранить свою замкнутую изолированность. Наглядным примером может служить территория Талыша с ее древними, дремучими лесами, надежно охранявшими талышей и их язык в течение многих тысячелетий [14].

Т алышский язык (толыша зывон) - один из древних индоевропейских языков, принадлежащий к северо-западной иранской группе каспийского ареала, к которой относятся также татский, курдский, осетинский, гиляки, мазандарани, заза, и др. Вследствие некоторых исторических процессов и географических различий, талышский язык разделяется на четыре главных диалекта: южный, центральный, северный, а также дейламский диалект. Несмотря на это, следует отметить, что разница между основными ведущими диалектами талышского языка не так уж и велика. Территория Талыша с одной стороны граничит с Каспийским морем, с другой стороны её охраняют Т алышские горы. Эта особенность способствует скорейшей интеграции и сохранению диалектов талышского языка в древней неизмененной форме.

Результаты первых исследований, посвященных талышскому языку, были опубликованы в 1842 г. в Лондоне в труде “Spesimens of the popular poetry of Persia” российского ираниста Александра Хадзкона. С.А. Кесрави, Б.В. Миллер, В.С. Соколова, Л. Пирейко, E. Jarshater доказали, что современный талышский язык относится к северо-западной языковой подгруппе и является, по предположению ученых, продолжением вымерших мидийского, авестийского и парфянского диалектов, распространенных в свое время, а местами бытующих и ныне на территории исторической Мидии [13]. Однако не была изучена роль талышского языка среди древних и современных языков. В настоящее время талышский язык - забытый язык среди лингвистов. Этот забытый индоевропейский язык может в то же время дать некоторые разъяснения относительно путей развития человеческого языка вообще и относительно его происхождения.

15

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo___________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

Разъяснение могут быть получены в результате изучения внутреннего строя и лексики данного языка.

В талышском языке исконные слова в основном состоят из двух звуков - согласного и гласного (бу, бе, би, бы, ка, кэ, ко, ку, ки, ка, да, дэ, ды, ди, ду, де, ро, ма, мэ, му, ми, мы, мо, са, си, сы, су, ло, лу и др.). Эти слова талышского языка в виде морфем участвуют в образовании компрессионных слов в других языках, которые относятся к индоевропейским языкам. В этимологических словарях в различных языках семантика этих слогов не расшифровывается из-за незнания. Следует отметить, что в настоящее время эти слоги являются полноправными словами талышского языка. В этой статье мы попытаемся доказать этот постулат.

В данной статье рассматривается роль и значимость талышского слова «ло» как морфемы в происхождение слов, относящихся к индоевропейским языкам. Целью данной работы является анализ индоевропейской языковой общности по морфемалогическим признакам морфем «ло», для того чтобы доказать насколько типологически близки индоевропейские языки на морфемном уровне. Для выполнения данной работы были анализированы индоевропейские слова, содержащиеся морфему «ло» или её исторически измененную форму (ла, ли, лу и др.).

Л, л (русское название: эль, буква всех славянских кириллических алфавитов (12-я в болгарском, 13-я в русском, белорусском и сербском, 14-я в македонском и 16-я в украинском); используется также в письменностях неславянских народов. В старо- и церковнославянской азбуках называется «людию» (ст.-сл.) или «люди» (ц.-сл.), ведущая свое начало от кирилловского люди - Л, которое, в свою очередь, восходит к греч. Ламбде Л, а через посредство последней -к финикийскому лямед. Форма буквы Л с древности до наших дней особых перемен не испытывала, разве что стоит упомянуть переход от её старого Л-образного вида к современному (с П-образной верхушкой), введённому в шрифтах «Санкт-Петербургской Словолитни Ревильона и К°» в 1840-х годах и в последующие десятилетия распространившейся повсеместно. Следует отметить, что китайский иереоглиф, (человек - ^А; люди - А), который обозначает человека, также подобен букву «Л» кириллского алфавита [3; 18].

При анализе индоевропейских слов, было выявлено, что почти во всех словах, связанных с телом человека, с деятельностью человека, с местностью проживания человека, с природными явлениями, которые влияют на жизнедеятельность человек, всегда присутствует согласный звук л в различных сочетаниях с гласными звуками.

16

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

Слово «ло» на талышском лексиконе. В талышском языке есть многочисленные слова, в составе которых присутствует морфема «ло». Например: ло (человек), лэвэ (живот), боло (утроб), лонэ (гнездо, местность), локнэ, лохна, коло (шапка), лод (худой), далан (тупик), алажен (мифическое женское существо), аламерд (мифическое мужское существо), балон (банка), лол (немой). Среди талышских фольклоров есть песня «Ло-ло». Люди, занимающиеся земледелием во время работы, в полях хором пели песню «Ло-ло». Слово «позвать» на талышском языке переводится “he-le (хеле)” Звучит как английское слово “hello”, русское слово - «алло».

Присутствие морфемы «ло» в названиях органов человека и животных: человек, скелет, голова, волос, лысина, локон, лохмы, лоб, лобок, лонная кость, лицо, железа, слюна, глаза, слеза, тело, туловище, лоно, лапа, лопаточная кость, колено, голень, лодыжка (лодыга), селезенка, желудок, ладонь (долонь), лодыжка, щиколотока, клитор, опухоль, легкое, клоака, колон (толстая кишка), кулак, жила и др.

Присутствие морфемы «ло» в названиях частей тела в других индоевропейских языках: се11и1а - клетка, bloo, liver-печень (анг.), leber (нем.) scapula (лопаточная кость), лекарь, энсефалон, гландула, лордоз, клон, клон - (от греч. klon - ветвь, отпрыск), лапоратомия и др. летальность и др.; (в рум. яз. omul - человек (из homo ille), тало (дом -на фин. языке), fratele - брат (из frater ille); В анг. словах: language (язык), laugh (смех), loud (громко), low (закон), Lord, line и др.

Присутствие морфемы «ло» в составе слов, характеризующих, характер, эмоции, состояния и переживания человека: зло, ложь, мило, боль, болезнь, слово, мысль, мышление, либидо, диалог, сила, слабость, ласка, плохо, голос, талант, голод, холод, калека, жалоба, пожалуйста, слава, роль, лодырь, след, логика, лозунг, ломка, ломота, лоретка, филон (лентяй, лодырь), лоботряс (бездельник, лентяй), бедолаг, благо (ст. слав. - болого), ловелас, блондинка, клонус и др.

В просторечии для характеристики человека - производителя действия, используются различные формы обращения. Обязательно в конце этих слов присутствует морфема «ло». Например: дурило, мазило, светило или мазло, трепло. В данным контексте л-(о) словообразовательная единица, образующая имена существительные среднего рода, которые обозначают предмет, предназначенный для осуществления действия, названного мотивирующим глаголом (давило, кадило, кропило, мерило, мыло, поддувало, пугало, точило [9; 15].

Присутствие морфемы «ло» в названиях разных сообществ людей и в названиях профессий людей: владыко, человек, люди,

17

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

молодежь, мальчик, хлопец, малой, салага, слуга, пожилой, полк, плен, флот, религия, колоны, лобби, лоцман, лолларды. Присутствуют морфемы «ло» во многих фамилиях и именах людей в разных языках мира.

Присутствие морфемы «ло» в названиях предметов,

созданных человеком и используемых в быту человека: купола, склеп, колокол, кулон, лопата, ложка, лохань, тарелка, блюдце, лестница, телега, хлеб, стол, стул, колесо, клад, колодец, плен, плот, плащ, след, лом, лонгет, панталоны, калош, локус, лосины, лавка, ложа, блондовая косыночка, фелон (церковная одежда), лонжа-трос (веревка), лодка (древнерус. - лодъка, образовано от общеславянского olda (лода), (Болг. - лодка, Чеш. - lodka, Пол.- lodka). и др.

Присутствие морфемы «ло» в названиях животных

и растений: лошадь, лошак, лончак, лось, верблюд, злак, олень, флора, яблоко, лавр, лаванда, лоза, лопух, лох, лотос, муфлон и др.

Присутствие морфемы «ло» в названиях продуктов: лакомство, сала, колос, молоко, хлеб, соль, булочка, калач (хлеб) и др.

Присутствие морфемы «ло» в названиях бога и мифических существ: Аллах, Велес, Элохим, Владыко, Аполлон, Соломон, Лока (в индийской мифологии мир как часть Вселенной, Локапалы (в индуистской и буддийской мифологии стражи сторон света), Локи (в скандинавской мифологии бог из числа асов), Лопамудра (в ведийской и индуистской мифологии мудрая жена отшельника Агастьи), Лохань (китайский буддийский святой, достигший совершенства), Ло-Цзу (в китайской мифологии бог уличных цирюльников), Алад (Шеду) (в шумеро-аккадской мифологии демон, добрый дух-хранитель каждого человека), Лот (в библейской мифологии племянник Авраама). Ло-шень (в китайской мифологии, духи, исцеляющие зрение), Олонхо (древнейшее эпическое искусство якутов (Саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора.

Присутствие морфемы «ло» в словах, характеризующих размер и вес предметов: маленький, большой, толстый, половина, число, тяжелый, легкий и др.

Морфема «ло» присутствует в словах приветствиях в разных

языках мира: Ьеле (на тал. языке), алло, ЬеПо, салам, шалом и др.

Присутствие морфемы «ло» в названиях местности, созданной человеком: В талышском лексиконе есть слово «лонэ», которое означает место обитания животных, змей, насекомых, птиц и др. Также в просторечии используется слово «лона» как место обитания человека. При анализе слов русского языка, связанных с местом жительства человека, часто присутствует морфема «ло» или «лон» или их измененные формы. В данных словах всегда

18

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

присутствует согласный «л» в комбинации с различными гласными буквами. Например: лагерь, земля, локус, лог, логово, суслон, клиника, ложа, кресло, седло, село, болото, шалаш, площадь, улица, плащ, область, клетка, кладбище, могила, зал (древ. форма - зала) [12], колония, лавка, лабиринт, школа, ломбарды, барахло, ареал, локальный, пилон, лужа (итал. Laguna, англ. Lake, лат. Lacuna).

Ближайшим аналогом талышской морфемы «лон» или «лонэ» в индоевропейских языках является морфема - land и 1оп, означающая «земля», «страна» (England, Gotland, Deutschland, Nederland, Бадалон -с. в талышском регионе Азербайджана, Вавилон, Каталон и др.). Также в этих словах присутствует морфема «ло», дословно перевод из талышского языка - сообщество определенных групп людей.

Присутствие морфемы «ло» в названиях городов и стран: область Латий, или Лаций (лат. Latium, совр. ит. Lazio) вокруг Рима, исконная зона бытования латинского языка; Сен-

Ло (фр. и норманд. Saint-Lo, лат. Briovera, Fanum Sancti Laudi) - город и коммуна во Франции; Лозанна - (Lausanne) город в Швейцарии на Женевском озере; Локарно - город в Швейцарии; Лоян - город в Китае; Лори - (Лориберд) древнеармянский город; Лопасня -г. Чехов в Московской обл. до 1954; Ломе - морской порт Того в Гвинейском зал; Ломжа - город на северо-востоке Польши; Лоньгир - административный центр и порт арх. Свальбард (владение Норвегии); Лота - (Lota) город и порт в Чили; Тулон (Toulon) - город во Франции. Известен до н. э. как финик. Telonion. В III в. рим. гавань Portus Telonis. В IV в. латин. Telo Martius -'город Тело, посвященный Марсу'; в IX в. Tholon, совр. Toulon. Возможно, от долатин. tol-, tel-'источник', Лозовая - г. (с 1938) на Украине, Колон - г. в Панаме, г. Осло; Ланкон (на талышском языке) - Ленкорань (исконное местожительство талышей), столица талышского ханства XIX века.

Присутствие морфемы «ло» в названиях природных тел и явлений: тело, луна, лес, луга, поле, алмаз, облако, холод, гелиос (греч.), солнце, золото, железо и др.

Присутствие морфемы «ло» в действия человека: любить, ласкать, ловить, лежать (нем. Liegen, am. ley), слышать, лопнуть, колоть, молоть, толковать, удовлетворить, делить, глаголить, класть, лобызать, локализовать, ломать, лопать, лояльность и др.

Присутствие морфемы «ло» в названиях различных народов: славяне, сколоты (скифы), толош, дейлемиты, словенцы, балканы, болгары, дулебы, аланы, сколоты, валлоны, каталонцы, лози (народ в Замбии); лотофаги - (греч. поедающие лотос) в греческой мифологии сказочный народ, обитавший в Ливии и др.

19

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo______________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

Следует особо отметить один из вариантов возникновения этнонима «толыш/талыш». В среде учёных существует несколько версий происхождения этнонима «талыш», порой противоречивых, отрицающих друг друга. Одну из них связывают с мифологией греков, согласно которой люди произошли из камня. Здесь учёные проводят параллели происхождения слов «человек» от слова «лаас» («камень»), «лаои» («люди-камни»), идентифицируют с шумерским «лолу» («человек»), делая вывод, что слова «ло» в слове «талыш» означает «человек» [6; 17]. Вопрос о происхождении этнонима «талыш», формирования народности и наиболее раннего этапа его истории остаётся окончательно не выясненным.

Присутствие морфемы «ло» в современном лексиконе. В современных лексиконах часто можно встретить слова, в составе которых присутствует морфема «ло». Например: салон, баллон, эшелон, эталон, шаблон, рулон, биатлон, волонтер, блондин, заслон, наклон, талон, яблонь, поролон, локомотив, лосьон, лотерея, одеколон, лаборатория и др.

Слово «лоно» на русском языке [14]. 1) а) устар. грудь (как символ материнства, нежности, ласки), чрево, чресла женщины. б) перен. то, что является приютом, прибежищем для кого-л., чего-л. 2) перен. то, что окружает кого-л., что-л. (о поверхности воды, недрах земли и т. п.). В лоне церкви. В лоно чего, в знач. предлога срод. п. (книжн.) - в сферу какой-н. деятельности. В лоно церкви. На лоне природы - вне города, на вольном, свежем воздухе. На лоно природы -загород, на вольный, свежий воздух.

Присутствие морфемы «ло» в названиях единицы измерений: Литр -единица измерения жидкости, галлон - единица объема жидкостей в странах с английской системой мер, равная 3,78 л в США и 3,785 л в США и 4,546 л в Великобритании. Локоть - древнерусская мера длины (XI-XVI вв.), равная 38-46 см (длина локтевой кости человека); Лот - мера массы (веса). 12,8 г. в России со 2-й пол. XVIII в. до введения метрических мер, товаром; дублон - старинная испанская (а также итальянская, швейцарская и латиноамериканская) золотая монета, чеканившаяся до конца XIX в.; долонь [долонь] ж. 1) устар. ладонь, длань. 2) перен. местн. Ток для молотьбы; биллон -а, м. Спец.

1. собир. Разменная неполноценная металлическая монета, номинальная стоимость которой превышает стоимость содержащегося в ней металла. 2. Серебро невысокой пробы и другие металлы, идущие на чеканку разменной монеты. Колон - денежная единица Коста-Рики; содержит 100 сентимо. Сокращенно колон обозначают точно так же, как центы в США: маленькой латинской буквой «с», перечеркнутой

20

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одной вертикальной или косой чертой; колон (греч. kolon) -ритмическая единица прозаической речи

Логос - (греч.). Разум слово [9; 16], 1) буквально - слово; 2) божество [14], 1) слово; 2) разум, мысль Бога, выделившаяся для создания мира и управления им; 2) Божество.

Обсуждение. Каждый язык находится в процессе постоянного изменения. Одни слова постепенно устаревают (в словарях они даются с пометкой «устаревшее») и даже совсем отмирают, другие, наоборот, появляются вновь. Для того чтобы выяснить происхождение таких слов, этимологу необходимо обратиться к истории разных родственных древних и современных языков и восстановить утраченные когда-то древние связи между словами. В своём развитии слова обычно подвергаются различным изменениям. Меняется, в частности, звуковой облик слова (фонетические изменения). Например, архаическая (древняя) форма заутра в современном русском языке звучит как завтра.

С течением времени часто изменяется не только звуковой облик слова, но и его смысл, его значение (семантические изменения). Т ак, слова позор и позорище в древнерусском языке имели значение «зрелище», то есть буквально: «то, что представляется взору» (сравните слова зоркий, зреть, смотреть, зритель). Это же древнее значение мы находим и у таких древнерусских слов, как позорателъ, свидетель, очевидец, зритель и др. Архаичное, устаревшее в наше время значение слова позор «зрелище» мы можем встретить, например, ещё у поэтов XIX века:

Итак, этимологический анализ слова не ограничивается одним лишь установлением его исходного («истинного») значения. Задачи, стоящие перед этимологом, значительно шире: он должен

восстановить полностью (насколько это возможно) всю «биографию» исследуемого слова, то есть выяснить, какие фонетические и семантические изменения претерпело слово за всю историю своего существования, установить, с помощью каких словообразовательных средств (морфем) оно было сформировано, какие родственные слова в настоящее время в данном языке и в родственных языках существуют.

Но даже и в древнейших памятниках русской письменности далеко не всегда удаётся найти те «исходные» значения слова, которые позволяют решить вопрос о его этимологии. И здесь языковеды вынуждены обратиться к материалу родственных языков, в которых нередко сохраняются этимологические связи, утраченные в русском языке. Возьмём в качестве примера хотя бы слово семенной [11]. Совершенно ясно, что это прилагательное образовано от слова семя

21

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo________________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

(родительный падеж: семен-и) с помощью суффиксального — н. В свою очередь слово семя является производным от глагола сеять (точнее, от древнерусского скги). Следовательно, этимология слова семя также определяется без особого труда. Но каково происхождение самого слова сеять? А какова же этимология древнего слова с корнем «se». Касаясь истории языка в целом, известный датский лингвист О. Есперсен писал: «Необъяснённой остаётся самая ранняя стадия, доступная для изучения, и её надо принимать как она есть». С этим положением постоянно приходится считаться и этимологу. На вопросы подобного рода этимологи, как правило, ответить не в состоянии, так как они не располагают достаточными сведениями о столь древних этапах развития языка. Однако если обратится к потомках разных древних языков, например талышского языка, слово «се» на талышском языке означает искусственный водоем, для выращивания риса. В древности и сейчас в некоторых районах Талыша сегодня также готовят место - се для выращивания риса. Как видно из этого примера, при помощи талышского языка этимология древнего слова «се» становится ясной.

Ведь уже на самой заре истории человеческого общества люди пользовались языком. Каким бы примитивным ни был язык на первых этапах своего развития, это был всё же язык, в котором имелись определённые (пусть элементарные) связи между словами. И этот язык должен был постепенно развиваться, причём он постоянно пополнялся новыми словами. А в процессе словотворчества человек невольно опирался на те закономерности, которые были характерны для языка. Иначе говоря, древний человек практически вынужден был прибегать к своего рода методам этимологического анализа, устанавливать на базе имеющихся образцов этимологические связи между словами. Например, на талышском языке несколько слов ро (дорога), ру (река), риа (линия), риза (след) и руа (кишка) звучит одинаково и внешне выглядят одинаково. Вероятно, уже в глубокой древности люди задумывались над ними, как назвать данных предметов.

В XVIII веке европейские учёные ближе познакомились с памятниками древнеиндийской письменности, самые архаичные из которых создавались 3-4 тысячи лет тому назад. Почтенный возраст этих памятников явился причиной того, что родоначальником всех языков стали считать не древнегреческий, латинский или древнееврейский (как до этого считали некоторые учёные), а язык древнеиндийский (санскрит). В нем находили много общего с древнейшими языками Европы, и именно обращение к этим общим чертам привело позднее к созданию научного языкознания, научной

22

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

этимологии. Однако в конце XVIII века видный английский санскритолог (специалист по древнеиндийскому языку) У. Джоунз высказал мысль о том, что и древнеиндийский язык, и древнегреческий, и латинский представляют собой более поздние формы какого-то исчезнувшего доисторического языка. Иначе говоря, древнеиндийский оказался не «прародителем», а кровным «братом» европейских языков. Это доисторический язык может быть языком, похожим на современный талышский язык.

Этимология некоторых общеизвестных индоевропейских слов при помощи талышского языка. Как известно, все индоевропейские языки родственны друг другу. У всех у них когда-то был единый язык-предок, от которого отделились славянские, германские и другие языки, которые, в свою очередь, разделились на немецкий, английский и т. д. Однако корневой состав языка - вещь довольно консервативная, и основные корни могут (пусть несколько модифицированной семантикой) сохраняется значительно длительно в архаичной форме в различных языках.

Теория глоттохронологии также доказывает, что исходный 100-словный список базисной лексики в языке заменяется целиком за период приблизительно в 15-20 тысяч лет. Если учесть при этом, что всякое - пусть даже небольшое - изменение значения слова по глоттохронологической теории считается его впадением, то становится ясно, что корневой состав языка - вещь довольно консервативная и основные корни могут (пусть несколько модифицированной семантикой) сохраняется значительно дольше [1; 10].

На основании заимствований иностранных слов, компрессии, телескопии [2; 8; 12] можно объяснить образование сложных слов на русском или других индоевропейских языках. Слова «сила» - /зила /зило /золо /зу-ло (зу, на тал. языке - сила), ло (человек на тал. языке) -сила человека. Слова - «село» - /со/ло (на тал. яз. двор) - ло (на тал. яз. человек) - место скопления людей.

Всякий звук образуется в результате движения и сотрясения воздуха; даже стихийный шум воды или потрескивание дерева в огне обусловлены сильными ударами волн друг о друга и производимым ими давлением на воздух. Семантически слова «слова» - сэ (голово) -ло (человек) - во (воздух, звук) - звук, исходящий из головы человека.

Слова «диалог» - форма с ударением на последнем слоге заимствованы из франц. dialogue или нем. Dialog; другие, возм., -через польск. dyalog из лат. dialogus от греч. Sia^oyog [16]; Разговор между двумя лицами, обмен репликами; (греч. dialogos), 1) форма

23

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo____________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как видно из толковых словарей, в диалогах всегда присутствуют 2 и более человек, т. е. разговор между двумя людьми. Семантически из талышского языка этимология слова «диалог» (ди/ды (два), ло (человек) - гап (говор, разговор) - разговор двух человек. Чем более углубляем мы свое исследование, тем более мы убеждаемся, что почти у каждого слова своя собственная история.

Выводы.

1. Талыши являются потомками одного их древних народов Востока. Жизнь талышей в изоляции способствовала сохранению их древнего языка, почти в неизменной форме.

2. Слог (морфема) «ло» как слог «кэ» и «ро» один из древнейших слогов человечества, который остался почти в неизменной форме в талышском языке.

3. Талышское слово «ло» (человек) участвует как морфема в форме -ло или -ла, -ли, -лы, -лу и -л при образовании слов, также означающих человека, характер и эмоции человека, сообщество человека, предметы, созданные человеком, место жительства человека и др.

4. Древность морфемы «ло» бесспорна и еще раз подтверждает гипотезу о существовании единого протоязыка, остатками которого и являются такие морфемы. Можно предположить, что в настоящее время эти морфемы «живут» в разных, неизученных древних языках. Один из этих языков может быть талышский язык, который в себе сохранил многие морфемы в архаичной форме в виде слова и в настоящее время требует глубокого изучения. Однако особенности талышского языка до сих пор не изучена и требуют глубокого научного исследования.

5. В талышском языке обнаруживается гораздо большее сходство с древним состоянием и в меньшей степени произошли изменения за протекшие тысячелетия, в этом смысле можно говорить о нем как о сохранившем больше архаизмов.

6. Возможно, талышский язык является одним из тех языков или тем инструментом, с помощью которого могут быть решены многие проблемы исторической лингвистики, топонимики, связанные с проживанием древних индоевропейских племен и может быть наряду с санскритом одним из праязыков для индоевропейских языков.

Список литературы:

1. Арапов М.В., Херц М.М. / Математические методы в исторической лингвистики / Изд. «Наука» Москва. 1974. - 167 с.

24

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

2. Борисенко И.И. Телескопия в современном английском языке // Вопросы языковой структуры (исследования по романо-германской филологии): Киев: Изд-во Объединение Вища школа, 1976. - 253 с.

3. Викитека. ЭСБЕ/Л, буква русской азбуки. [Электронный ресурс] - Режим

доступа. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki (дата обращения:

20.10.2015).

4. Гусейн-Заде М.Г., Львов Е.В. // Общность слогов семейства «ко/ка», участвующих в словообразовании языков, со словами «ко», «ка» талышского языка // Сборник научных трудов SWorld, Межд. научно-практ. конф. «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте», Одесса т.20, 2014. [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://www.sworld.com.ua/konfer37/833.pdf. (дата обращения: 20.10.2015).

5. Гусейн-Заде М.Г., Львов Е.В. // Талышское слово «РО» (путь, дорога) в виде морфемы «РО/РА/РИ/РЫ/Р» в современных индоевропейских языках // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://sibac.info/19528. (дата обращения: 20.10.2015).

6. Гусейнзаде М.Г.//Возникновение этнонима «Талыш». [Электронный

ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.talish.info/news/

vozniknovenie_ehtnonima_talysha

7. Звегинцев В.А. Особенности развития языков в различные исторические эпохи / Лекция 5. [Электронный ресурс] - Режим доступа. -https://www.google.ru/url?sa. (дата обращения: 12.10.2015).

8. Мартине А. / Принцип экономии в фонетических изменениях / М., 1960. -301 с.

9. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. /Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.classes.ru/aU-russian/russian-dictionary-Ozhegov.htm (дата обращения: 14.10.2015).

10. Общее языкознание. / Формы существования, функции, история языка /Отв. ред. Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1970. - 597 c.

11. Откупщиков Ю.В. / К истокам слова Рассказы о науке этимологии / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://lib.rus.ec/b/245928/read (дата обращения: 20.10.2015).

12. Попов М. / Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1911. -466 с.

13. Расторгуева В.С. Иранские языки. II. Северо-западные иранские языки. М.: ИЯ РАН, 1999. - 301 с.

14. Сумбатзаде А.С /Азербайджанцы - этногенез и формирование народа / Баку. Элм, 1990. - 304 с.

15. Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.efremova.info/word/ (дата обращения: 20.10.2015).

25

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии ___________________________________№ 11 (54 2015 г

16. Фасмер Макс. /Этимологический словарь русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://onlineslovari.com/

etimologicheskiy_slovar_russkogo_yazyika_maksa_fasmera/ (дата обращения: 15.10.2015).

17. Шахсойлу Б. / Путешествие по следам этнонима «Талыш» [Электронный

ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://atropat.narod.ru/tolosh-

gazeti/tolosh15/tolosh1502.html (дата обращения: 15.10.2015).

18. Шицгал А. Русский гражданский шрифт. 1708-1958. М.: Искусство, 1959. - 280 с.

К ВОПРОСУ ПРИОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИА-РЕСУРСОВ

Марченко Оксана Александровна

старший преподаватель кафедры культурологии, заведующая отделом аспирантуры Северо-Кавказского государственного института искусств

РФ, г. Нальчик E-mail: ksany@mail. ru

TO A QUESTION OF FAMILIARIZING OF THE PERSONALITY WITH NATIONAL ART CRAFTS BY MEANS OF MEDIA RESOURCES

Oksana Marchenko

senior teacher of department for cultural science, head manager of department for postgraduate study North Caucasian State Institute of Arts, Russia, Nalchik

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы влияния традиционной культуры на личность, необходимость приобщения человека к ценностям традиционного уклада жизни того общества, в котором он родился. Раскрывается проблема приобщения подрастающего

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.