Мирошников Владимир Васильевич
адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел.: 89184142857)
Тактика производства допроса по уголовным делам об организации незаконной миграции
Аннотация
Статья посвящена особенностям производства допроса по уголовным делам об организации незаконной миграции (ст.322-1 УК РФ). Анализированы тактические приемы, используемые в ходе допроса свидетелей и подозреваемых (обвиняемых), даны рекомендации по повышению качества и эффективности допроса.
Annotation
The article is devoted to features of interrogation on criminal cases about the organization of illegal migration (item 322-1 of the criminal code of Russian Federation). Were analysing the tactical receptions used during interrogation of witnesses and suspects (accused), are given recommendations about improvement of quality and efficiency of interrogation.
Ключевые слова: расследование преступлений, организация незаконной миграции, тактика допроса.
Key words: investigation of crimes, the organization of illegal migration, the tactic of interrogation.
В последние годы миграция все больше становится вызовом, иногда угрозой безопасности личности, общества,
государства. Проблемы международной миграции занимают центральное место не только в научных дискуссиях: на рубеже веков проблема международной миграции стала центром общественного внимания, острых политических дискуссий в мире, что особенно актуализирует необходимость ее изучения. Любая страна, так или иначе, испытывает на себе действие незаконной миграции, рассматривая ее в качестве одного из аспектов национальной безопасности.
Весьма актуальным в этой связи является введение с 30 января 2005 г. уголовной ответственности лиц, организующих незаконную миграцию. В соответствии со ст. 322-1 УК, появилась возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, организующих незаконный въезд, пребывание либо транзит иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Указанная уголовно-правовая норма включена в состав главы об ответственности за преступления, посягающие на порядок управления. В ней предусмотрена ответственность за организацию
незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Допрос является одним из наиболее распространенных следственных действий по всем категориям преступлений, в том числе и по преступлениям, связанным с организацией незаконной миграции.
Р.С. Белкин допрос определял как, процессуальное (следственное и судебное) действие, заключающееся в получении показаний (информации) о событии, ставшем предметом уголовного судопроизводства^].
Создание необходимых условий допроса незаконных мигрантов является важным фактором, который позволит получить от них материал высокого качества. Основным здесь является следующее:
- общепринятый формальный, авторитарный подход и окружающая обстановка при проведении данного следственного действия побуждают к покладистости, но не к доверию и полному сотрудничеству. Чем более н е ф о р м а л ь н ы м и я вл я ю тс я окр у же н и е и атмосфера, тем выше шанс получить важные подробности о событии преступления;
270
- когда позволяют обстоятельства, проводить допрос целесообразно в нейтральном месте в присутствии адвоката либо консультанта.
Особенно важно знание следователем национальных особенностей представляемого иностранцем государства. Демонстрация осведомленности в них иностранцу поможет установлению с ним психологического контакта, а проявление их незнания способно вызвать отрицательные эмоции, обидеть допрашиваемого[2].
Как верно заметила С.И. Данилова, специфика допроса в качестве свидетелей лиц, в отношении которых имела место организация незаконной миграции, обусловлена тем, какие именно преступные действия были совершены: организация незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного проезда через территорию Российской Федерации[3].
Исходя из этого, в ходе допроса необходимо установить следующие обстоятельства.
По факту организации незаконного въезда в Российскую Федерацию:
что явилось причиной незаконного въезда в Российскую Федерацию;
когда, где и каким образом допрашиваемый пересек границу Российской Федерации;
кто организовал незаконный въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и в чем конкретно выражались эти действия: приобретение билетов, предоставление поддельных документов, транспортных услуг, обеспечение встречи и сопровождение до места пребывания и т.д.;
сколько времени допрашиваемый находился на территории Российской Федерации;
сколько раз приезжал в Российскую Федерацию, и если делал это неоднократно, то каким образом ранее осуществлял свой въезд и т.д.
По факту организации незаконного пребывания в Российской Федерации:
когда и с какой целью допрашиваемый прибыл в Российскую Федерацию;
на основании каких документов осуществлялся въезд на территорию России (данные документы должны быть проверены на предмет их подлинности, поскольку при установлении факта их подделки квалификация преступного деяния по ст. 322.1 УК РФ должна включать в себя не только организацию незаконного пребывания, но и организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию); если допрашиваемый утверждает, что потерял
миграционную карту, выяснить, заявлял ли он об этом в территориальные органы внутренних дел по месту регистрации;
почему допрашиваемый в установленном законом порядке не зарегистрировался в паспортно-визовом отделе по месту нахождения и не получил разрешения на осуществление трудовой деятельности в миграционной службе МВД России;
если допрашиваемый утверждает, что передавал свои документы для оформления временной регистрации и получения разрешения на трудовую деятельность, то необходимо выяснить, кому именно и какие документы он передавал, кто предложил ему такого рода услуги, почему допрашиваемый решил ими воспользоваться вместо того, чтобы решить указанную проблему самостоятельно;
заключал ли допрашиваемый какие-либо договоры, например, о найме на работу, о предоставлении услуг, на аренду помещения, если да, то когда, с кем и на каких условиях (сохранились ли экземпляры указанных договоров);
на какие средства существовал (каким трудом занимался), кто наряду с ним осуществлял ту или иную деятельность и что ему известно об этих людях;
кто организовывал их трудовую деятельность, а также проживание на территории Российской Федерации и в чем конкретно это выражалось; получал ли допрашиваемый за свою работу какое-либо вознаграждение, и если да, то от кого и каким образом и т.д.
По факту организации незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации:
в чем конкретно выражался незаконный транзитный проезд допрашиваемого через территорию Российской Федерации (откуда, в какое государство и с какой целью он направлялся, время въезда в Российскую Федерацию, причины отсутствия документов, необходимых для транзитного проезда: российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации);
каким образом незаконно проник на территорию Российской Федерации, каков был маршрут следования, каким транспортом воспользовался
271
и т.д.;
кто оказывал помощь допрашиваемому в незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации транспортом, обеспечении поддельными документами;
кто предложил допрашиваемому такого рода услуги (за какое вознаграждение) и т.д.
Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим, поэтому, если в ходе допроса выяснятся обстоятельства, нуждающиеся в конкретизации, задача допрашивающего состоит в грамотной постановке уточняющих вопросов и наиболее четкой и полной фиксации ответов на них в протоколе[3].
Подозреваемых в совершении организации незаконной миграции следует допрашивать после тщательной подготовки, исходя из сведений о характере и степени их участия в преступной деятельности.
Прежде всего, и это основное правило, необходимо установить психологический контакт с допрашиваемым лицом. Как правило, при расследовании организации незаконной миграции на момент допроса подозреваемых лиц у органа следствия имеется в наличии минимальная доказательственная база, изобличающая преступника в совершении преступления. Это по сути факт - ни одно уголовное дело о преступлении, связанном с организацией незаконной миграцией, не возбуждалось без предварительной оперативной проверки, в ходе которой документируются факты преступной деятельности, и проведения совместной реализации оперативных материалов в форме операции по задержанию преступников.
На данном этапе перед подозреваемым лицом этот факт необходимо обозначить[4].
В ходе допроса лица, отказывающегося от дачи показаний, как справедливо замечает Н.И. Порубов, следует прежде попытаться выяснить и устранить мотивы, лежащие в основе подобной позиции. Рекомендуется пробудить в его сознании опасения, связанные с тем, что молчание помешает ему защитить свои интересы
и ухудшит положение по сравнению с другими соучастниками преступления. В частности, целесообразно разъяснить, что занятая им неверная позиция может привести к более строгому наказанию, поскольку не будут учтены смягчающие ответственность обстоятельства[5].
Учитывая, что незаконная миграция нередко совершается группой лиц, а зачастую и организованными преступными формированиями, при допросе подозреваемого, если он идет на контакт, следователю необходимо сфокусировать свое внимание на выявлении и изобличении всех членов таких групп, участвовавших в совершении преступления на каждой его стадии: въезда, пребывания, транзита.
Таким образом, рассмотренные выше особенности производства допроса по уголовным делам об организации незаконной миграции и предложенные рекомендации позволят, на наш взгляд, расследовать данные преступления с максимальной эффективностью.
1. Белкин Р. С. Криминалистика. Краткая энциклопедия. М. 1993.
2. Закатов А.А. Правовые, тактические и психологические особенности расследования по уголовным делам с участием иностранных граждан. Учебное пособие. - Волгоград. 1984.
3. Данилова С.И. Организационно-тактические особенности производства опроса по уголовным делам об организации незаконной миграции // Проблемы предварительного следствия и дознания. Сборник научных трудов № 223. - М.: ВНИИ МВД России, 2007.
4. Методические рекомендации по расследованию организации незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ) [Электронный ресурс] / подгот. М.В. Климовой. - URL: http://www.crime.vl.ru/ index.php?blog=4&p=1446&more=1&c= 1&tb=1&pb=1
5. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., БЕК, 1998.
272