Научная статья на тему 'Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции'

Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1209
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / MIGRATION / ORGANIZATION / INVESTIGATION / CRIMINAL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапатников Максим Владимирович

В статье анализируются процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного статьей 233.1 УК РФ (организация незаконной миграции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапатников Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural and forensic aspects of excitation and investigation of criminal illegal immigration

The procedural and forensic aspects of excitation and investigation of criminal cases on the grounds of a crime under Article 233.1 of the Criminal Code of Russian Federation (organization of illegal migration) are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции»

Лапатников М.В. Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

Лапатников Максим Владимирович Lapatnikov Maksim Vladimirovich

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородская академия МВД России (603144, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), lecturer of the department of criminal procedure

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603144)

E-mail: maks4@mail.ru

Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

Procedural and forensic aspects of excitation and investigation of criminal illegal immigration

В статье анализируются процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного статьей 233.1 УК РФ (организация незаконной миграции).

Ключевые слова: миграция, организация, расследование, уголовное дело.

The procedural and forensic aspects of excitation and investigation of criminal cases on the grounds of a crime under Article 233.1 of the Criminal Code of Russian Federation (organization of illegal migration) are analyzed in the article.

Keywords: migration, organization, investigation, criminal case.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» была установлена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции населения.

Опасность незаконной миграции заключается в том, что это общественное явление выступает одной из основных причин преступлений разного характера (контрабанда наркотиков, торговля людьми и др.), что оказывает значительное влияние на политическую, социальную, экономическую, демографическую и иные сферы жизни государств. Поэтому неудивительно, что данная проблематика находится в центре внимания властей, на что указывает относительно недавнее ужесточение санкций за организацию незаконной миграции [1]. По данным статистики МВД РФ, в 2012 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 42,7 тысяч преступлений, что на 5,1% меньше, чем за январь— декабрь 2011 года, в том числе гражданами государств — участников СНГ — 37,3 тысячи преступлений (7,8%), их удельный вес составил 87,5% [2].

Криминализация именно организации незаконной миграции обозначила повышенную общественную опасность этого явления, в силу чего актуальным выглядит анализ отдельных проблемных аспектов возбуждения и расследования уголовных дел данной категории.

Состав преступления, предусмотренный статьей 322.1 УК РФ, имеет сложную структуру объективной стороны, включающую ряд самостоятельных (альтернативных) действий, каждое из которых в отдельности, как и их совокупность, образует единичное, оконченное преступление. Диспозиция статьи 322.1 УК РФ, является бланкетной, отсылая нас к федеральным законам «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3].

В частности, объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в совершении одного из следующих действий, а именно:

а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Организацию незаконного въезда на территорию РФ можно определить как совершение любых организаторских действий, результатом которых стало пересечение Государственной границы РФ:

1) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации;

2) без надлежащего разрешения, полученного в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.

К недействительным документам относятся поддельные (полностью или частично), выписанные на других лиц, другие недействительные (просроченные, с оттисками устаревших печатей, без специальных отметок пограничной службы и иным образом неправильно оформленные) заграничные паспорта и визы, а также любые иные документы, которыми оформляется согласно специальному порядку пересечение Государственной границы РФ отдельными категориями лиц.

В соответствии со статьей 3 Протокола ООН против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, поддельный документ на въезд/ выезд [4] — это любой документ, который:

1) был подделан или изменен каким-либо материальным образом любым лицом или учреждением, кроме тех, которые в законном порядке уполномочены изготавливать или выдавать документ на въезд/выезд или удостоверение личности от имени государства;

2) был ненадлежащим образом выдан или получен с помощью представления неверных данных, коррупции или принуждения или каким-либо иным незаконным образом;

3) используется иным лицом (иным, чем законный владелец).

Согласно российскому законодательству, иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию России с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,являются незаконно находящимися на территории РФ.

Организация незаконного пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительства) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Преступление по конструкции имеет формальный состав, то есть для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.

Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя.

Для возбуждения уголовного дела об организации незаконной миграции с надежной «судебной перспективой» требуется кропотливая деятельность, осуществляемая как до, так и в период предварительной проверки в порядке статьи 1444 УПК РФ по уголовному делу. Первоначальная поисковая деятельность по установлению факта организации незаконной миграции направлена на установление и документирование криминально значимых признаков вышеобозначенной противоправной деятельности. Так, в качестве типичных источников информации о фактах потенциальной организации незаконной миграции могут выступать:

— объявления об оказании услуг по трудоустройству, временной регистрации, прописке иностранных граждан (далее — ИГ) и лиц без гражданства (далее — ЛБГ), в том числе рекламные объявления в журналах, газетах, Интернете и т. п.;

— базы данных отделов виз посольств или консульств, а также фирм, занимающихся туризмом, трудоустройством за границей;

— представители указанных фирм и консульств;

— служащие рекламных агентств, агентств по сдаче жилья внаем, паспортно-визовой службы;

— материалы плановых проверок строительных и других объектов, предприятий и организаций.

Лица, занимающиеся организацией незаконной миграции, могут быть установлены по оперативным данным либо из показаний самих иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся незаконными мигрантами. В противном случае, при отсутствии показаний мигрантов, необходимо доказывать факт организации иными способами.

При выявлении граждан, незаконно пытающихся въехать на территорию РФ, необходимо проводить личный досмотр в порядке, установленном административным законодательством РФ.

Рекомендуется обращать внимание на наличие при них посторонних предметов, записных книжек и т. п., сведения в которых могут указывать на причастность того или иного лица к организации незаконной миграции.

В случае обнаружения указанных предметов, необходимо произвести их изъятие в соответствии с требованиями административного законодательства (оформить протоколом досмотра и изъятия

Лапатников М.В. Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

Лапатников М.В. Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

предметов в соответствии со статьями 27.7, 27.10 КоАП РФ).

При проверке обоснованности пребывания ИГ и ЛБГ на территории РФ необходимо знать, что у лиц, осуществляющих законную деятельность по их перевозке (легальных организаторов перевозки), должна иметься соответствующая квота на трудовую деятельность.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В свою очередь ИГ имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Следует учитывать, что по общему правилу проверку по фактам организации незаконной миграции нередко целесообразно проводить в рамках административного производства, возбужденного по статье 18.1 КоАП РФ (нарушение режима Государственной границы Российской Федерации).

В случае установления признаков уголовно наказуемого состава преступления, предусмотренного статьей 322.1 УК РФ, лицо, проводящее административное расследование, оформляет рапорт в соответствии со статьей 143 УПК РФ об обнаружении признаков указанного преступления. Из материалов административного расследования выделяются соответствующим образом заверенные копии процессуальных документов, которые прилагаются к рапорту и направляются в подразделение дознания.

Дальнейшее проведение проверки по факту организации незаконной миграции осуществляется в соответствии с положениями статей 144,145 УПК РФ.

Анализ материалов уголовных дел и проверочных материалов показывает, что, как правило, материалы проверок по фактам организации незаконной миграции должны содержать следующие документы:

1) рапорт об обнаружении признаков преступления;

2) объяснение от незаконного мигранта(ов);

3) объяснение от организатора незаконной миграции;

4) объяснение от лица, предоставившего работу мигранту;

5) протоколы осмотра фактических мест совершения преступления: места проживания и работы незаконных мигрантов;

6) объяснения от понятых, участвовавших в осмотре места происшествия;

7) объяснения соседей и других очевидцев преступления, сослуживцев мигранта, лиц, у которых находились на хранении документы мигрантов;

8) выписка из домовой книги по адресу проживания мигрантов, копия финансово-лицевого счета (для установления ответственного квартиросъемщика и количества зарегистрированных), документы, указывающие на трудоустройство ИГ или ЛБГ и выдачу ему заработной платы;

9) ответы на запросы из ФПС РФ, ФМС РФ, Департамента консульской службы МИД России, ИЦ ГУ МВД РФ и (или) ГИАЦ МВД РФ;

10) акты, справки об исследовании документов, подтверждающих законное нахождение мигранта на территории РФ (миграционная карта и т. д.), на предмет их подлинности;

11) документы, подтверждающие привлечение мигранта к административной ответственности.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо четко разграничивать деяния, имеющие признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», от деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ «Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу».

При этом следует учитывать, что наличие у ИГ миграционной карты со штампом о временной регистрации по месту проживания, выданной в установленном порядке, а также визы в паспорте, исключает признаки преступления в действиях лица, организовавшего пребывание таких граждан на территории России. При наличии указанных документов, но при отсутствии у них разрешения на работу в Российской Федерации работодатель несет только административную ответственность.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что наиболее часто по делам об организации незаконной миграции проводятся следующие комплексы следственных и иных процессуальных действий:

— задержание подозреваемого;

— допрос подозреваемого, свидетелей;

— осмотры мест происшествий, предметов и документов;

— очные ставки, проверки показаний на месте.

Кроме того, в редких случаях проводились судебные экспертизы, обыски и выемки. Рассмотрим процессуально-тактические особенности проведения вышеуказанных действий.

Осмотр. Осмотр помещений и участков местности является типичным для расследования организации незаконной миграции. Это следственное действие может проводиться как на первоначальном, так и на последующих этапах расследования. При этом следует учитывать его двоякую направленность. Имеются в виду две возможные разновидности тактических ситуаций в зависимости от основной и факультативной цели осмотра:

— проведение осмотра с целью обнаружения незаконных мигрантов на объекте осмотра, а также фиксации следов их содержания, использования труда, перевозки;

— осмотр с целью обнаружения самого объекта, о котором стало известно и который используется для организации проживания и содержания иностранцев- нелегалов.

В отличие от осмотра небольших помещений, используемых субъектами преступной деятельности, тактика осмотра транспортных средств, используемых ими для перевозки нелегалов, а также осмотр таких участков местности, как районы возделывания сельскохозяйственных культур, фермерские хозяйства, территории организаций и предприятий, где востребован и используется труд незаконных мигрантов, имеет свои особенности.

Осмотру транспортного средства, например автомобиля, которое используется для перевозки, как правило, предшествует его задержание. Следует свести к минимуму вероятность аварии при задержании автомобиля с людьми. Также необходимо лишь в самом крайнем случае применять оружие для остановки такого транспортного средства, в котором в тайнике или с использованием подложных документов перевозится нелегал. Не исключена вероятность, что в процессе осмотра возникнет необходимость оказания медицинской помощи мигрантам, которые нелегально перемещаются по территории России.

Осмотр районов возделывания сельскохозяйственных культур, фермерских хозяйств и предприятий в силу большой площади осматриваемой территории может потребовать большого числа сотрудников правоохранительных органов. При этом в силу нежелания иностранных рабочих контактировать с правоохранительными структурами многие из них могут предпринять попытку скрыться с места задержания и осмотра. Данное обстоятельство требует выставления оцепления по периметру осматриваемой территории.

Все лица, обнаруженные в процессе осмотра участков местности или помещений, используемых в качестве места жительства, временного содержания либо использования труда незаконных мигрантов, должны быть немедленно направлены на освидетельствование и опрошены (допрошены), желательно с использованием аудио- или видеозаписи.

Осмотр помещений и участков местности следует проводить с использованием видеозаписи или фотосъемки. Грамотно составленная фототаблица, на которой зафиксированы все изложенные в протоколе элементы обстановки, является наглядным приложением к протоколу осмотра. Она может быть использована в ходе допроса свидетелей и подозреваемых (обвиняемых), а также применяться в процессе планирования проверки показаний на месте.

Все объекты, обнаруженные и изъятые в процессе осмотра, могут быть дополнительно осмотрены в стационарных условиях и направлены для проведения необходимых экспертиз.

Обыск и выемка. На первоначальном этапе расследования обыск или выемка проводятся как неотложные следственные действия. При подготовке к проведению обыска следует учитывать, что качество изъятых объектов представляет важное доказательственное значение для формулирования обвинения в процессе предварительного след-

ствия, а также в процессе судебного рассмотрения уголовного дела.

При проведении обыска качество изъятия уличающего материала является важным составляющим при производстве дальнейшего расследования уголовного дела, а также судебного рассмотрения.

При производстве обыска следует обращать отдельное внимание на наличные деньги, кредитные карточки, документы, относящиеся к финансовым сделкам любого вида, независимо от малозначительности сумм, документы, касающиеся платежей, которые иностранцы-нелегалы делали в пользу организаторов незаконной миграции, например записи ежедневных расчетов, рукописные листки с платежами, формы денежных переводов и т. д.; проездные документы, билеты, купоны, квитанции, посадочные талоны, багажные бирки, документы, относящиеся к выдаче паспортов, в том числе заграничных, виз, любые формы регистрации, документы туристических фирм о приобретении на имя иностранцев туров, документы, имеющие отношение к ежедневной организации трудовой деятельности незаконного мигранта, документы, имеющие отношение к аренде или сдаче в наем помещений вместе с документацией, имеющей отношение к способу оплаты, документация, имеющая отношение к процессу вовлечения иностранных граждан в ту или иную сферу труда на территории России, например, копии рекламных материалов, журналы назначения встреч, письма в визовые отделы посольств и т. д.

В расследовании уголовных дел об организации незаконной миграции особое значение имеют средства связи и информационно-технические средства как источники доказательственной информации. К такому оборудованию относят компьютеры, принтеры, факсы, персональные органайзеры, сотовые телефоны, радиостанции, пейджеры, магнитофонные кассеты из телефонных автоответчиков, иная информационная аппаратура. Данное оборудование также подлежит изъятию.

Анализ данных, содержащихся в накопителях на жестких дисках, архив данных о сообщениях по электронной почте и их содержании, а также деятельность в Интернете в целом могут представить уличающие доказательства против владельца и пользователя этого оборудования.

При изъятии компьютеров и информационной аппаратуры чрезвычайно ценным является участие сотрудника или эксперта, располагающего специальными познаниями в этой области.

Допросы свидетелей. Допрос в качестве свидетелей лиц, выявивших признаки преступления, предусмотренного статьей 322.1 УК РФ (сотрудников ФМС РФ, участковых уполномоченных полиции, оперативных уполномоченных и др.), имеет особое значение. Это связано с тем, что эта категория допрашиваемых, как правило, обладает большей информацией по сравнению с той, которая находит отражение в рапортах или различного рода справках, предоставляемых ими в распоряжение дозна-

Лапатников М.В. Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

Лапатников М.В. Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

вателя (следователя). При этом в протоколе допроса должна быть отражена следующая информация:

а) что явилось основанием для осуществления проверочных мероприятий (в том числе оперативно-разыскного характера) в отношении тех или иных лиц;

б) что было выявлено в ходе проделанной работы (при этом в протоколе допроса необходимо точно указать: время, а также место проведения операции, круг ее участников, последовательность действий каждого из них; сведения, сообщенные лицами, застигнутыми на месте происшествия и т. д.);

в) какие документы были составлены при выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 322.1 УК РФ (рапорта, справки, объяснения и т. д.).

Специфика допроса в качестве свидетелей лиц, в отношении которых имела место организация незаконной миграции, отчасти обусловлена тем, какие именно преступные действия были совершены: организация незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного проезда через территорию Российской Федерации. В зависимости от этого подлежат выяснению следующие вопросы.

По факту организации незаконного въезда в Российскую Федерацию:

а) что явилось причиной незаконного въезда в Российскую Федерацию;

б) когда, где и каким образом допрашиваемый пересек границу Российской Федерации;

в) кто организовал незаконный въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и в чем конкретно выражались эти действия: приобретение билетов, предоставление поддельных документов, транспортных услуг, обеспечение встречи и сопровождение до места пребывания и т. д.;

г) сколько времени допрашиваемый находился на территории Российской Федерации;

д) сколько раз приезжал в Российскую Федерацию, и если делал это неоднократно, то каким образом ранее осуществлял свой въезд и т. д.

По факту организации незаконного пребывания в Российской Федерации:

а) когда и с какой целью допрашиваемый прибыл в Российскую Федерацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) на основании каких документов осуществлялся въезд на территорию России (данные документы должны быть проверены на предмет их подлинности, поскольку при установлении факта их подделки квалификация преступного деяния по статье 322.1 УК РФ должна включать в себя не только организацию незаконного пребывания, но и организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию);

в) если допрашиваемый утверждает, что потерял миграционную карту, выяснить, заявлял ли он об этом в ближайший по месту его нахождения территориальный орган ФМС по месту регистрации (согласно п. 11. Постановления Правительства РФ от 16 августа 2004 года № 413 «О миграционной карте» «в случае порчи или утраты миграционной

карты иностранный гражданин обязан в течение 3 дней заявить об этом в ближайший по месту своего нахождения территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции. В этом случае ему должен быть выдан дубликат миграционной карты);

г) почему допрашиваемый в установленном законом порядке не зарегистрировался в территориальном органе УФМС по месту нахождения и не получил разрешения на работу;

д) если допрашиваемый утверждает, что передавал свои документы для оформления временной регистрации и получения разрешения на трудовую деятельность, то необходимо выяснить, кому именно и какие документы он передавал, кто предложил ему такого рода услуги, почему допрашиваемый решил ими воспользоваться вместо того, чтобы решить указанную проблему самостоятельно;

е) заключал ли допрашиваемый какие-либо договоры, например, о найме на работу, о предоставлении услуг, на аренду помещения, если да, то когда, с кем и на каких условиях (сохранились ли экземпляры указанных договоров);

ж) на какие средства существовал (каким трудом занимался), кто наряду с ним осуществлял ту или иную деятельность и что ему известно об этих людях;

з) кто организовывал их трудовую деятельность, а также проживание на территории Российской Федерации и в чем конкретно это выражалось; получал ли допрашиваемый за свою работу какое-либо вознаграждение и если да, то от кого и каким образом и т. д.

Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим, поэтому если в ходе допроса выяснятся обстоятельства, нуждающиеся в конкретизации, задача допрашивающего состоит в грамотной постановке уточняющих вопросов и наиболее четкой и полной фиксации ответов на них в протоколе.

Так, например, если допрашиваемый сообщит о том, что организация незаконной миграции осуществлялась организованной группой, у него необходимо выяснить роль и степень участия в совершении указанного преступления каждого члена преступной группы, а также источник осведомленности с целью последующей проверки такого рода информации.

Если в ходе допроса выяснится, что организация указанных в части 1 статьи 322.1 УК РФ преступных действий имела место в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, у допрашиваемого необходимо выяснить: когда, где, при каких обстоятельствах и какие именно действия он должен был совершить, кто является заказчиком и организатором преступления, кто помимо него (т. е. допрашиваемого) должен был участвовать в реализации преступного умысла, какова предполагаемая роль и степень участия в преступлении других лиц и т. д. Впоследствии при проверке такого рода информации процессуальный статус допрашиваемого может измениться.

Специфика допроса подозреваемого (обвиняемого) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 322.1 УК РФ, зависит от многих факторов: государственно-правового статуса допрашиваемых (граждане Российской Федерации или иностранные граждане, лица без гражданства); уровня знания и владения ими русским или иным языком, на котором ведется уголовное судопроизводство; их профессиональных навыков и функциональных обязанностей, которые во многих случаях предопределяют характер преступного деяния и т. п.

При установлении факта организации незаконного въезда в Российскую Федерацию, у подозреваемого (обвиняемого) необходимо выяснить:

а) через кого и когда он организовал поиск иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих незаконно въехать в Российскую Федерацию;

б) какие цели при этом преследовались и кто являлся заказчиком организации незаконного въезда в Российскую Федерацию (при наличии такового);

в) каким образом допрашиваемый организовывал незаконный въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Российскую Федерацию (способы прибытия указанных лиц на территорию Российской Федерации, обеспечение их проездными и поддельными документами, отработка приемов встречи и сопровождения до места пребывания, улаживание конфликтов с представителями правоохранительных, таможенных органов и т. п.);

г) кто помимо допрашиваемого организовывал незаконный въезд в Российскую Федерацию и в чем выражались действия соучастников преступления с указанием значимости и степени активности каждого из них и т. д.

При установлении факта организации незаконного пребывания в Российской Федерации в качестве подозреваемого (обвиняемого) в большинстве случаев допрашиваются: руководители коммерческих фирм и различного рода предприятий, нуждающиеся в дешевой рабочей силе; менеджеры по работе с клиентурой, специалисты погрузочноразгрузочных работ, бригадиры, ответственные за подбор и найм рабочего персонала. При допросе указанных лиц дознавателю (следователю) необходимо выяснять следующие вопросы:

а) кто фактически, а также юридически является работодателем, заказчиком работ (услуг);

б) имеет ли он полученное в установленном законом порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации;

в) обращался ли он в федеральные органы с целью оформления официального приглашения иностранных лиц (впоследствии задержанных за незаконную миграцию) на работу, а также временного нахождения их на территории Российской Федерации, если нет, то почему;

г) кто помимо допрашиваемого или по его поручению занимался подбором рабочей силы и каким образом это происходило;

д) удостоверялся ли допрашиваемый в личности устраивающихся к нему на работу мигрантов; проверял ли документы, свидетельствующие о законности их нахождения на территории Российской Федерации, а также о праве последних на осуществление трудовой деятельности в России, если нет, то почему. Нередко при допросах в качестве свидетелей иностранные граждане заявляют о том, что их работодатель или заказчик работ (услуг) говорил им о необходимости оформления документов, свидетельствующих о законности их пребывания в Российской Федерации, в связи с чем забирал у них документы, удостоверяющие личность (паспорта), миграционные карты и деньги для оплаты регистрации. В связи с этим у подозреваемого (обвиняемого) должно быть выяснено, обеспечивал ли он привлекаемых им к труду лиц регистрацией по месту пребывания, а также получением разрешения на работу. Если нет, то почему и с какой целью забирал тогда у иностранных граждан их документы и денежные средства;

е) с какого периода, где и каким образом организовывал незаконное пребывание мигрантов, кто оказывал ему в этом содействие;

ж) заключал ли он с мигрантами трудовые договоры (контракты), если нет, то почему;

з) производил ли какие-либо финансовые расчеты с мигрантами или с другими лицами, если да, то когда именно и на каких условиях и т. д.;

и) в случае установления факта организации незаконной миграции в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, необходимо выяснить: когда, где, при каких обстоятельствах и какое именно преступление должно было быть совершено, кто помимо подозреваемого (обвиняемого) должен был принимать в этом участие и т. п.

Подводя итоги, необходимо отметить, что основные проблемы при возбуждении и расследовании уголовных дел об организации незаконной миграции заключаются в следующем: слабое взаимодействие с Федеральной миграционной службой, недостаточное знание сотрудниками органов внутренних дел миграционного законодательства, в свою очередь его запутанность и противоречивость. Серьезные трудности организационноправового характера нередко возникают в связи с частой сменой мест жительства мигрантов, выступающих в качестве свидетелей по делу. Определенную сложность представляет собой сбор доказательств, указывающих на умысел лица именно на организацию незаконной миграции.

Все эти факторы обусловливают то, что основные усилия по сбору материала, который ляжет в основу системы доказательств по факту организации незаконной миграции, приходятся, прежде всего, на этап предварительной проверки в порядке статьи 144 УПК РФ либо в рамках административного расследования, что объясняется менее жесткими правилами доказывания, нежели в уголовно-процессуальном производстве.

Лапатников М.В. Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

Лапатников М.В. Процессуальные и криминалистические аспекты возбуждения и расследования уголовных дел об организации незаконной миграции

И, как и по некоторым другим категориям уголовных дел, во многом именно от качества собранного материала на этапах, предшествующих возбуждению уголовного дела, зависит конечный результат уголовного преследования по фактам организации незаконной миграции.

Примечания

1. О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 308-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7633.

2. 11Р1_: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/ 804701

3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст. 3032.

4. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Органи-

зации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40, ст. 3883.

Notes

1. On amendments to article 322.1 of the Criminal code of the Russian Federation: the federal law of 30.12.2012 № 308-FZ // Collection of legislative acts of the RF 2012. № 53, p. 1, art. 7633.

2. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/ 804701

3. On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation: the federal law of 25.07.2002 № 115-FZ // Collection of legislative acts of the RF 2002. № 30, art. 3032.

4. Protocol against the smuggling of migrants by land, sea and air, supplementing the United Nations Convention against transnational organized crime (adopted by General Assembly resolution 55/25 of the UN General Assembly on November 15, 2000) // Collection of legislative acts of the RF. 2004. № 40, art. 3883.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.