Научная статья на тему 'Тактические особенности проведения следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества'

Тактические особенности проведения следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
допрос / несовершеннолетние / очная ставка / попечение / предъявление для опознания / преступления против мира и безопасности человечества / interrogation / minors / confrontation / custody / presentation for identification / crimes against the peace and security of mankind

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Владимировна Кардашевская

Определяются особенности тактики производства процессуальных действий с участием несовершеннолетних по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества. Проведен анализ разработанных в криминалистике тактических приемов производства следственных действий с участием несовершеннолетних, выделены те из них, которые могут по аналогии применяться по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества, а также проведена их адаптация к условиям специальной военной операции. Разработаны новые и модифицированы уже имеющиеся тактические приемы допроса несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и обвиняемых, производства с их участием опознания, очной ставки. Обоснована актуальность принятия мер попечения о несовершеннолетних потерпевших и свидетелях, оставшихся без присмотра в результате военных действий. Предлагаемые тактические приемы производства следственных действий с участием несовершеннолетних могут использоваться следователями СК России при расследовании уголовных дел о преступлениях против мира и безопасности человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactical features of conducting investigative and other procedural actions involving minors in criminal cases of crimes against the peace and security of mankind

The peculiarities of the tactics of procedural actions involving minors in criminal cases of crimes against the peace and security of mankind are determined. The analysis of tactical techniques developed in criminology for the production of investigative actions involving minors is carried out, those of them that can be used by analogy in criminal cases of crimes against the peace and security of mankind are highlighted, and their adaptation to the conditions of a special military operation is carried out. New and modified tactics have been developed for the interrogation of minor victims, witnesses and accused, the production of identification and confrontation with their participation. The urgency of taking care of minor victims and witnesses left unattended as a result of military operations is substantiated. The proposed tactical techniques for conducting investigative actions involving minors can be used by investigators of the IC of Russia in the investigation of criminal cases of crimes against the peace and security of mankind.

Текст научной работы на тему «Тактические особенности проведения следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества»

Научная статья УДК 343.985

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-54-63 EDN: https://elibrary.ru/fevslb NIION: 2003-0059-2/24-996 MOSURED: 77/27-003-2024-02-195

Тактические особенности проведения следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества

Марина Владимировна Кардашевская

Московская академия Следственного комитета России имени А.Я. Сухарева, Москва, Россия,

kardashewsky@yandex.ru

Аннотация. Определяются особенности тактики производства процессуальных действий с участием несовершеннолетних по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества. Проведен анализ разработанных в криминалистике тактических приемов производства следственных действий с участием несовершеннолетних, выделены те из них, которые могут по аналогии применяться по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества, а также проведена их адаптация к условиям специальной военной операции. Разработаны новые и модифицированы уже имеющиеся тактические приемы допроса несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и обвиняемых, производства с их участием опознания, очной ставки. Обоснована актуальность принятия мер попечения о несовершеннолетних потерпевших и свидетелях, оставшихся без присмотра в результате военных действий. Предлагаемые тактические приемы производства следственных действий с участием несовершеннолетних могут использоваться следователями СК России при расследовании уголовных дел о преступлениях против мира и безопасности человечества.

Ключевые слова: допрос, несовершеннолетние, очная ставка, попечение, предъявление для опознания, преступления против мира и безопасности человечества

Для цитирования: Кардашевская М. В. Тактические особенности проведения следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 54-63. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-54-63. EDN: FEVSLB.

Original article

Tactical features of conducting investigative and other procedural actions involving minors in criminal cases of crimes against the peace and security of mankind

Marina V. Kardashevskaya

Moscow Academy of the Investigative Committee of Russia named after A.Ya. Sukharev, Moscow, Russia, kardas-

hewsky@yandex.ru

Abstact. The peculiarities of the tactics of procedural actions involving minors in criminal cases of crimes against the peace and security of mankind are determined. The analysis of tactical techniques developed in criminology for the production of investigative actions involving minors is carried out, those of them that can be used by analogy in criminal cases of crimes against the peace and security of mankind are highlighted, and their adaptation to the conditions of a special military operation is carried out. New and modified tactics have been developed for the interrogation of minor victims, witnesses and accused, the production of identification and confrontation with their participation. The urgency of taking care of minor victims and witnesses left unattended as a result of military operations is substantiated. The proposed tactical techniques for conducting investigative actions involving minors can be used by investigators of the IC of Russia in the investigation of criminal cases of crimes against the peace and security of mankind.

Keywords: interrogation, minors, confrontation, custody, presentation for identification, crimes against the peace and security of mankind

For citation: Kardashevskaya M. V. Tactical features of conducting investigative and other procedural actions involving minors in criminal cases of crimes against the peace and security of mankind. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):54-63. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-54-63. EDN: FEVSLB.

© Кардашевская М. В., 2024

JURISPRUDENCE

Введение

Безусловно, преступления против мира и безопасности человечества — тягчайшие действия, которые требуют самой жесткой оценки и кары. Люди давным-давно осмыслили ошибочность их совершения, масштабы наносимого в итоге ущерба. Общеизвестно, что в отечественной и зарубежной литературе имеется большое число научных и научно-публицистических трудов, которые посвящены осмыслению злодеяний против мира и безопасности человечества, прежде всего, которые были совершены в период Второй Мировой войны и квалифицированы в качестве таковых в Приговорах Нюрнбергского и Токийского трибуналов. Казалось, что «после ужасов Второй мировой войны... человечество все уяснило и этот кошмар больше не повторится» [1, с. 20]. Однако действия нацистов на Украине, арабо-израильский конфликт показывают, что нацизм не умер. Самое страшное заключается в том, что в сферу совершения данных преступлений вовлекаются несовершеннолетние, чаще всего, жертвы и свидетели указанных преступлений, но в ряде случаев они могут выступать и в качестве лиц, которые их совершают.

Следует отметить, что изначально в юриспруденции не существовало особого правового статуса несовершеннолетнего как лица, с возрастными особенностями, спецификой психофизиологического развития и социально-правового положения. И только в 1864 г. в Уставе уголовного судопроизводства появились первые нормы, касающиеся специального правового статуса несовершеннолетнего. В настоящее время в УПК России содержится достаточное количество нормативных предписаний, регламентирующих особенности проведения следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Криминалистикой эти предписания конкретизируются в зависимости от процессуального статуса несовершеннолетнего — потерпевший, свидетель или обвиняемый (подозреваемый).

В ходе ведения специальной военной операции украинские военнослужащие и международные наемники совершают преступления против мира и безопасности человечества, в результате чего страдают дети, некоторые подростки становятся свидетелями преступных действий. При расследовании преступлений в непосредственной близости к военным действиям, на территории населенных пунктов, которые

продолжают обстреливать, производство следственных действий с несовершеннолетними обладает определенной спецификой.

Несовершеннолетние, которые совершают преступления, предусмотренные ст. 354.1 УК РФ, находятся вдалеке от зоны боевых действий, однако предмет их допроса также имеет свои особенности.

Общие правила производства следственных действий с участием подростков по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества

Вначале надлежит установить преступления против мира и безопасности человечества, по которым несовершеннолетние могут выступать в качестве потерпевших, свидетелей и обвиняемых.

1. Потерпевшие по преступлениям, предусмотренным ч. 2 ст. 353 УК РФ, — ведение агрессивной войны. Дети становятся жертвами бомбежек, срабатывания минных ловушек, получают огнестрельные ранения; ч. 1 ст. 356 УК РФ — жестокое обращение с гражданским населением. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда несовершеннолетнему потерпевшему, захват его в заложники, пытки и проведение биологических экспериментов. «Надлежит заметить, что средства массовой информации России многократно писали про мучения, которым украинские военнослужащие подвергают своих граждан. Причем и международные организации не смогли это умалчивать. В одном из докладов Управления Верховного комиссариата по правам человека ООН сказано о систематически попадающих в адрес Мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине извещений о зверском обращении и страданиях арестованных. Туда же неизменно идут заявления о произвольных и секретных арестах, насильственных исчезновениях лиц, которых подозревают в «сепаратизме» [1, с. 21]. Самое страшное, что идет задержание и пытки лиц моложе 18 лет.

2. Свидетели по преступлениям, предусмотренным ч. 2 ст. 353, ч. 1 ст. 356 УК РФ, а также ст. 356.1 УК РФ (противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества гражданского населения, а также находящегося при убитых и раненых); ст. 357 УК РФ (убийство или причинение тяжкого вреда здоровью православных, русских — геноцид. Учитывая, что потерпевшими от геноцида выступают не

отдельные лица, члены указанных групп, а сами названные группы в целом, на уничтожение которых нацелено данное преступление, то несовершеннолетние участники группы могут выступать только в качестве свидетелей).

3. Обвиняемые по преступлениям, предусмотренным ст. 354.1 УК РФ — реабилитация нацизма.

С учетом большой психологической травмы, которую получают дети, став свидетелями совершения преступлений против мира и безопасности человечества, допрашивать их следует только в случае крайней необходимости, когда имеющиеся у них свидетельства нельзя получить от других свидетелей, взрослых лиц.

Производство отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних обладает своей спецификой в силу психологических особенностей данной возрастной группы. К ним следует тщательно готовиться для того, чтобы обеспечить их эффективное производство, получить от подростков необходимые для расследования сведения с минимальным травмирующим воздействием (без ущерба для доказывания), защитить их права и законные интересы.

В Указании СК РФ отмечается, что надлежит исключить случаи безосновательного многократного проведения с подростками одних и тех же следственных и процессуальных действий, а также иные организационные упущения и нарушения норм УПК РФ, которые вызывают нужду повторного проведения одних и тех же мероприятий с их участием1.

Для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители. В условиях проведения СВО многие дети оказываются разлученными с их родителями. Нередко допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей приходится проводить в больничных условиях. Это определяет специфику приглашения законного представителя.

Законным представителем подростка может быть представитель учреждения или организация, на попечении которой он находится (ст. 5 УПК РФ). Поэтому, если ребенок находится в лечебном учреждении, то его законным представителем может выступить лечащий врач. При этом в протоколе допроса обязательно следует отметить, что это представитель больницы (госпиталя и т. п.), на попечении

которой в данный момент находится несовершеннолетний. В постановлении о признании лечащего врача в качестве законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего следует указать, что он представляет интересы подростка временно, только на период его нахождения в лечебном учреждении.

Участие законного представителя в процессуальных действиях с несовершеннолетним — это его право, которым он может воспользоваться, а не обязанность. Поэтому следователь не может «заставить» законного представителя участвовать при допросе. Однако, данное положение закона, чаще всего, нарушают не следователи, а вышестоящие инстанции. Так, прокурор возвратил следователю уголовное дело для производства дополнительного следствия, поскольку при допросе несовершеннолетнего свидетеля не участвовал законный представитель, который по этому поводу не высказал каких-либо жалоб или претензий2.

Анализ уголовно-процессуального законодательства показал, что в ходе предварительного расследования у законного представителя есть следующие обязанности:

1) обеспечить явку лица, не достигшего возраста 16 лет, если его вызывают через законного представителя;

2) удостоверить факт отказа несовершеннолетнего от подписи протокола следственного действия в тех случаях, если он в нем участвовал;

3) удостоверить содержание протокола и факт невыполнимости его подписи подростком в силу телесных изъянов либо из-за болезни;

4) ознакомиться с материалами уголовного дела, если следователь, дознаватель по окончании предварительного расследования вынес постановление о не предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие.

Учитывая большую психологическую травму, которую подростки получают, будучи жертвами или

1 О мерах по повышению эффективности проведения процессуальных проверок и расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних или несовершеннолетними, а также по профилактике преступлений указанной категории см.: Указание СК РФ от 23 июля 2021 г. № 2/218.

2 Архив Подольского городского суда Московской области.

JURISPRUDENCE

свидетелями преступлений против мира и безопасности человечества, при их допросе, независимо от возраста, желательно присутствие психолога. Однако в условиях СВО это реализовать крайне сложно. Поэтому, при наличии возможности, допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей следует проводить через некоторое время после события, когда будет возможность оказать подростку психологическую помощь.

Психолог с разрешения следователя может задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончании допроса вправе знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данные права следователь разъясняет психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе.

Роль психолога в процессе допроса близко взаимосвязана с целью и задачей данного следственного действия. Если его цель выражается в определении обстоятельств, подлежащих установлению, а задача — в приобретении глубоких и точных показаний от несовершеннолетнего, то цель участия психолога — способствование цели проведения допроса. Основной задачей участия данного специалиста при производстве указанного следственного действия является содействие следователю в получении полных и верных показаний подростка [9, с. 96]. Значение деятельности психолога состоит в предупреждении либо понижении психотравмирующего влияния совершенного правонарушения и процедуры допроса на несовершеннолетнего путем формирования удобной, благожелательной ситуации, которая обеспечит результативное взаимодействие следователя и подростка; в пресечении и коррекции применяемых следователем тактических приемов, которые могут угрожать психическому здоровью ребенка. Данную функцию психолога можно обозначить как психологическое сопровождение несовершеннолетнего [8, с. 103].

Таким образом, законный представитель и психолог являются обязательными участниками следственных действий с участием несовершеннолетних при расследовании преступлений против мира и безопасности человечества. Роль психолога определяется его специальными знаниями, позволяющими облегчить психологическую боль подростка и установить психологический контакт между следователем и несовершеннолетним.

Особенности производства допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по уголовным делам против мира и безопасности человечества

Самым распространенным видом допроса является получение показаний от свидетелей и потерпевших. Объясняется данное обстоятельство тем, что предмет их свидетельств содержит в себе обширный круг обстоятельств по уголовному делу. В тоже время, имеются существенные отличия в допросе данных участников уголовного процесса, обусловленные, в первую очередь, их процессуальным статусом. В результате этого выделяются тактические, психологические и этические особенности их допроса.

При допросе жертвы преступления следователь сможет обрести более полные сведения о событии правонарушения, чем при допросе свидетелей.

Допросу несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по уголовным делам против мира и безопасности человечества предшествует стадия подготовки. Если подросток находится в лечебном учреждении, то вначале следует получить справку от лечащего врача о возможности его допроса в зависимости от состояния его здоровья, а также о том, какие ранения он получил, откуда его доставили в госпиталь. Также следует определить, кто будет участвовать в допросе в качестве законного представителя и есть ли возможность пригласить психолога. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает при производстве допроса несовершеннолетнего потерпевшего использование видеозаписи, поэтому необходимо решить вопрос о том, кто будет ее проводить.

Следователь обязан хорошо знать психологию личности подростков и учитывать ее при избрании тактических приемов производства с ними допросов. Надо учесть физическое и психоэмоциональное состояние ребенка. Это является одним из требований особой профессиональной подготовки всех лиц, которые производят допрос подростка. Так, в Указании СК РФ от 23 июля 2021 г. № 2/218 «О мерах по повышению эффективности проведения процессуальных проверок и расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних или несовершеннолетними, а также по профилактике преступлений, указанной категории» отмечается обязанность руководителей следственных подразделений Следственного комитета отдавать предпочтение при расследовании правона-

рушений, которые совершены в отношении детей, наиболее подготовленным сотрудникам.

По справедливому мнению многих ученых-криминалистов, одним из обстоятельств допроса несовершеннолетнего потерпевшего, которое обеспечивает приобретение полных и верных свидетельств, служит нахождение психологического контакта между допрашиваемым и следователем [2, с. 27]. Найти психологический контакт с подростком — это обозначает достичь взаимной заинтересованности к ожидаемому общению и, тем самым, обеспечить готовность приобретения криминалистически значимых сведений. Осознание и учет возрастной специфики подростков подсобляют построить тактику общения. Следует признать, что подростки, пострадавшие от преступлений против мира и безопасности человечества, очень быстро взрослеют и установление с ними психологического контакта, как правило, не вызывает затруднений.

Допрос начинается со стадии свободного рассказа, когда следователь просит допрашиваемого рассказать, что именно произошло. При такой форме получения показаний намного меньше искажений информации, чем при ответах на задаваемые следователем вопросы [5, с. 52]. На этой стадии следователь получает информацию о произошедшем. Применяя различные вопросы (уточняющие и детализирующие) после окончания свободного рассказа, следователь получает полные данные об объективных условиях совершения преступления, а также о субъективном восприятии потерпевшим события, что позволит ему в последующем оценить не только полученные показания, но и их взаимосвязь с другими собранными по делу доказательствами, а также составить обвинительное заключение [7, с. 16].

Цель проведения допроса жертвы преступления проявляется в получении исходных сведений как о ней самой, так и о личности правонарушителя.

При допросе потерпевшего будут уместны следующие вопросы:

1) его физиологическое состояние во время совершения правонарушения;

2) его действия, предшествующие преступлению;

3) имеет ли он сведения о преступнике и какие;

4) сможет ли он описать приметы правонарушителя;

5) что именно произошло: стреляли именно в него, его захватили в заложники, что произошло с

другими людьми, которые находились вместе с ним; попал под обстрел (бомбардировку); наступил на минную ловушку; его пытали или проводили медицинские опыты — кто и как. Обязательно выясняется время и место произошедшего события;

6) что с ним произошло после события: кто его освободил (или он сам смог сбежать), кто оказал ему первую медицинскую помощь, как попал в больницу.

Следовательно, надлежит признать, что верно организованный и компетентно проведенный допрос несовершеннолетнего потерпевшего от преступления против мира и безопасности человечества содействует приобретению наиболее честных и глубоких свидетельств. Данное условие будет содействовать справедливой квалификации преступления, разграничению смежных составов, назначению справедливого наказания.

Несовершеннолетние свидетели преступлений против мира и безопасности человечества, как правило, являются очевидцами совершенного преступления и хорошо запоминают событие, поскольку оно наносит, как уже ранее говорилось, большую психологическую травму. Многие подростки испытывают чувство вины, что не могли помочь своим близким, друзьям. Поэтому вначале допроса их необходимо успокоить, попытаться объяснить, что они ничего не могли сделать, и сейчас самое главное — зафиксировать произошедшее в протоколе, чтобы можно было привлечь к уголовной ответственности виновных.

Учитывая обстановку, в которой сейчас проходит специальная военная операция, может сложиться ситуация, когда несовершеннолетние, ранее проживавшие в Украине, плохо знают русский язык. Для допроса таких подростков следует привлекать иных лиц (это может быть и персонал больницы, и военнослужащие), которые владеют и русским, и украинским языками.

В ходе допроса запрещено задавать наводящие вопросы. Особенно это актуально при допросе несовершеннолетних свидетелей, которые, услышав в вопросе ответ, могут с ним согласиться, даже если это не соответствует действительности.

Также запрещено задавать улавливающие и безнравственные вопросы. Нельзя перебивать подростка или глупо шутить в ходе допроса [4, с. 42].

Ученые — психологи и психиатры — на протяжении длительного периода времени изучают проблемы, которые связаны с длительностью допроса

JURISPRUDENCE

несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Отчасти плоды этих изысканий нашли отражение в ч. 2 ст. 187, ч. 1 ст. 191 УПК РФ [10, с. 93]. Конкретное время допроса должен определять лечащий врач, в зависимости от физического и психологического состояния здоровья подростка.

Видеозапись допроса следует прослушивать без несовершеннолетнего с тем, чтобы не волновать, не травмировать его лишний раз.

Особенности производства допросов несовершеннолетних обвиняемые по уголовным делам против мира и безопасности человечества

Как ранее отмечалось, несовершеннолетние могут и сами совершать преступления против мира и безопасности человечества, а именно выкладывать на своей страничке в социальных сетях посты как изготовленные самостоятельно, так и скаченные со страницы других лиц, с текстами, оправдывающими нацизм (возвеличивание бандеровцев; сожаление, что нацисты не истребили всех евреев — в связи с современным израильско-палестинским конфликтом, и др.), а также осквернение памятников героям Великой отечественной войны (измазывание краской, приготовление сосисок на Вечном огне), как правило, с видеофиксацией своих действий и выкладыванием этих роликов в Интернете.

В целях нахождения психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) следует учитывать особенности его характера. Как правило, подросток, совершивший преступление против мира и безопасности человечества, является общительным, подвижным, и максимальной результативности от его допроса можно достигнуть при формировании обстановки, в которой обнаруживается его инициатива и энергия, активность и лидерство. Нахождение психологического контакта с подобными несовершеннолетними не является проблемой, так как они без затруднений находят общий язык с чужими людьми, адекватно реагируют на благожелательное отношение и неподдельную заинтересованность к их делам и проблемам. В общении с ними следователю надлежит сторониться строгой требовательности. Допрос подобает вести в резвом темпе, чаще давая инициативу самому подозреваемому [6, с. 4].

Следователь должен максимально ответственно отнестись к допросу несовершеннолетнего подозре-

ваемого или обвиняемого по рассматриваемой нами категории дел, начиная с правильной формулировки вопросов, адресованных допрашиваемому, заканчивая изучением условий жизни, воспитания, психического статуса, а также общего самочувствия и состояния здоровья несовершеннолетнего.

Первые объяснения от несовершеннолетнего могут быть получены уже в ходе проверки сообщения о преступлении. Подростка следует опросить в кратчайшие сроки после получения информации о возможном его участии в преступных действиях. При этом опрос должен быть полным, чтобы не допускать неоднократного получения от него объяснений по факту произошедшего различными должностными лицами органа внутренних дел. При получении объяснения у несовершеннолетнего следует руководствоваться положениями ст. 191, 425 и 426 УПК РФ.

Элементами подготовки к допросу несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) являются:

1) получение информации о семье подростка, условиях его жизни и воспитания;

2) выбор времени допроса;

3) установление наиболее оптимального способа вызова на допрос;

4) определение, кто будет участвовать в допросе;

5) составить план (перечень вопросов и тактических приемов, которые следует использовать);

6) определить, кто и как будет использовать технико-криминалистические средства (видеозапись).

Все это позволит провести допрос результативно.

При предъявлении обвинения следователь должен учитывать личностные особенности несовершеннолетнего. Поэтому постановление о привлечении в качестве обвиняемого должно быть написано четким, доступным пониманию языком. Следователь должен сам или с помощью защитника разъяснить:

1) сущность используемых юридических терминов;

2) смысл отягчающих и смягчающих вину условий;

3) роль защитника и педагога на этом этапе расследования;

4) права подростка.

При допросе подозреваемого (обвиняемого) несовершеннолетнего, совершившего преступление, обязательно нужно выяснить следующие сведения.

1. При распространении сведений, оправдывающих нацизм, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет:

♦ откуда он взял информацию, которую он выложил на своей странице в социальных сетях;

♦ знал ли он о том, что эта информация не соответствует действительности;

♦ пытался ли он провести какие-либо исторические исследования по данному вопросу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ если он перепостил чей-то текст, то где (на какой странице) он был расположен, что ему известно об авторе текста;

♦ если он является автором текста, то кто ему подсказал идею создания текста, с кем до выкладывания текста и после его опубликования он беседовал по поводу этой информации;

♦ знали ли его родители о той информации, которая опубликована на его странице, как часто они проверяют его деятельность в сети Интернет;

♦ если ему кто-то передал текст для опубликования, то кто именно (это может быть его школьный преподаватель), что при этом говорил, о чем просил.

2. При осквернении символов воинской славы:

♦ когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия?

♦ кто предложил совершить преступление (как правило, это групповое преступление)?

♦ пути подхода и отхода подозреваемого к месту происшествия?

♦ где, когда, по чьей инициативе, и при каких обстоятельствах были совершены преступные действия, их последовательность?

♦ кто осуществлял видеозапись преступных действий и выкладывал ее в сеть?

♦ при совершении преступления использовал ли подросток какие-либо орудия?

♦ знал ли он кому и в связи с чем был поставлен памятник?

♦ обсуждали ли подростки до совершения преступления возможность таких действий с кем-либо из взрослых, если да, то с кем конкретно?

В результате допроса подозреваемых (обвиняемых) подростков следователь может получить, в частности, ответы на следующие вопросы:

♦ каковы истинные причины совершения преступления против мира и безопасности человечества;

♦ на протяжении какого времени подозреваемый (обвиняемый) находился на месте происшествия или сколько времени недостоверные сведения были на его странице в социальной сети;

♦ какими условиями, способствовавшими совершению преступления, воспользовался;

♦ кто является подстрекателем, организатором или пособником преступления.

Особенности производства иных следственных и процессуальных действий с участием несовершеннолетнего по уголовным делам против мира и безопасности человечества

Предъявление для опознания. Предъявление для опознания несовершеннолетним потерпевшим и свидетелями вещей по уголовным делам против мира и безопасности человечества не имеет какой-либо специфики. Отдельные особенности есть только при опознании лиц.

Во-первых, лица, которые совершили преступление, могли быть убиты в ходе боевых действий или при задержании. Подросткам не следует предъявлять их трупы для опознания. Необходимо сделать качественные фотоснимки лиц, максимально убрав посмертные изменения внешности, и проводить опознание по фотографиям.

Во-вторых, опознание живых лиц следует проводить обязательно в условиях, когда опознаваемый не может видеть и слышать подростка. Это может быть как очное опознание, так и дистанционное. Желательно, чтобы вместе с подростком присутствовал его законный представитель или психолог. Для проведения дистанционного опознания в условиях вооруженного конфликта при возможности следует использовать систему видео-конференц-связи Министерства обороны.

Очная ставка. Основание ее проведения — наличие существенных противоречий в показаниях уже допрошенных лиц [3, с. 20].

При принятии решения о проведении очной ставки с участием несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) следует предусмотреть возможные негативные последствия для психики подростка, о чем следует проконсультироваться с психологом, уже участвовавшем в деле, или под наблюдением которого ребенок находится в период проведения данного следственного действия. Конечно, проведение очной ставки нежелательно. Ее лучше заменить демонстрацией видеозаписи допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) в ходе допроса обвиняемого (заочная очная ставка). Однако, если видеозаписи по какой-либо причине нет, то следует

JURISPRUDENCE

провести предварительную беседу с подростком, целью которой будет:

1) выяснение его отношения к проведению очной ставки, причины его возможного нежелания в ней участвовать (боязнь мести, страх снова увидеть человека, который причинил боль ему и его близким, и т. д.);

2) разъяснение значения данного следственного действия для решения задач уголовного судопроизводства и выяснения действительной роли каждого соучастника в совершенном преступлении;

3) проговорить линию его поведения при очной ставке, т. е. максимально настроить его на участие в ней.

Такую беседу следует проводить непосредственно перед очной ставкой с тем, чтобы у подростка не было времени передумать. Только в тех случаях, когда следователь приходит к выводу, что очное проведение очной ставки может привести к негативных результатам, данное следственное действие следует проводить заочно. В этом случае подростка следует дополнительно допросить именно по поводу его отношения к участию в очной ставке. Данный протокол будет свидетельствовать о том, что следователь планировал производство очной ставки в очном режиме, но не провел ее по независящим от него причинам.

В подготовку очной ставки входит:

1) изучение раньше данных показаний допрошенных лиц;

2) принятие решения о ее производстве с учетом прогноза ее результатов;

3) определение участников очной ставки;

4) составление плана,

5) формулирование вопросов и их последовательности;

6) определение последовательности опроса участников;

7) принятие мер по исключению негативного воздействия одного участника очной ставки на другого;

8) определение, кем и как будут применяться технико-криминалистические средства (видеозапись или видео-конференц-связь).

При планировании заочного проведения очной ставки следователь должен определить, в чем именно заключаются противоречия в показаниях, с тем, чтобы воспроизвести второму участнику очной став-

ки только те фрагменты, которые имеют отношение к предмету очной ставки. Не следует воспроизводить полностью показания несовершеннолетнего, это является тактической ошибкой, позволяющей второму участнику очной ставки получить больше информации по уголовному делу, чем это необходимо в рамках предварительного расследования. Знакомиться с полной фонограммой второй участник очной ставки может только после окончания предварительного расследования при ознакомлении с материалами уголовного дела.

Производство данного следственного действия с участием несовершеннолетнего свидетеля может быть без законного представителя и защитника. На это обращено внимание в определении Верховного Суда РФ от 23 марта 2006 г. № 2010. В определении суда было отмечено, что в соответствии со ст. 191 и 192 УПК РФ не является обязательным присутствие законного представителя и адвоката при допросе свидетеля или проведении очной ставки между свидетелями.

В ходе очной ставки для недопущения негативного воздействия одного участника очной ставки на другого следователь обязан следить за их поведением (тон, интонации голоса, мимика, жесты) и вовремя прекращать такие действия. Если все-таки возникла конфликтная ситуация, то следует прервать производство следственного действия, сделав в протоколе очной ставки запись о причинах ее приостановления или прекращения.

При производстве очной ставки первым допрашивается несовершеннолетний, независимо от его процессуального статуса, а если оба участника являются подростками, то тот, кто, по мнению следователя, дает правдивые показания. При производстве очной ставки заочно следователь вначале должен воспроизвести выбранный фрагмент видеозаписи, а потом задать вопрос второму участнику: «подтверждаете ли вы данные показания?» Ответ фиксируется в протокол производства очной ставки, в котором следователь, еще до ее начала, должен дословно зафиксировать показания несовершеннолетнего с видеофрагмента, указав, что они зафиксированы на видеозапись такого-то числа, в такое-то время. После фиксации показаний второго участника, следователь у него и его защитника выясняет, есть ли у них вопросы к первому участнику. Заданные вопросы также фиксируются в протоколе. Сле-

дователь должен оценить эти вопросы с позиции того, а нет ли на них ответов в показаниях несовершеннолетнего, которые не демонстрировались в ходе очной ставки. Если есть, то необходимо сделать перерыв, найти эти показания, и продолжить очную ставку с их демонстрации. В случае, если следователь не полно допросил несовершеннолетнего и заданные второй стороной очной ставки вопросы имеют существенное значение для решения задач уголовного судопроизводства, то необходимо дополнительно допросить несовершеннолетнего по заданным вопросам. О целесообразности ознакомления второго участника очной ставки с протоколом дополнительного допроса несовершеннолетнего следователь должен решать сам, в зависимости от степени влияния новых показаний на установление обстоятельств совершенного преступления.

Меры попечения о несовершеннолетних потерпевших и свидетелях, оставшихся без присмотра. В результате совершения преступлений против мира и безопасности человечества многие несовершеннолетние потерпевшие и свидетели остаются без родителей, которых убили, или теряют с ними связь. Следователь, установив этот факт в процессе расследования, должен принять меры по их передаче на попечение близким родственникам, родственникам или другим лицам. Для этого, следует выяснить у подростка, кто из его родных остался в живых, хочет ли он с ним дальше жить, и если хочет, то где это лицо находится. После этого следователь должен связаться с указанным лицом и сообщить о желании подростка, и об отношении к этому данного лица. Если лицо находится в том же населенном пункте, где проходит предварительное расследование, то следователь должен его вызвать к себе и, при положительном решении вопроса, признать данное лицо в качестве законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего с указанием нового местожительства подростка.

Если родственник находится в другом населенном пункте, то следует подростка отправить к нему в сопровождении сотрудника полиции либо военной полиции. Сотрудник, при передаче подростка родственнику, должен получить от него расписку о получении ребенка, в которой следует указать, кто будет осуществлять присмотр за подростком (паспортные данные) и по какому адресу.

В случае отсутствия у несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) родственников, которые мо-

гут осуществлять за ним присмотр, он помещается в детские или социальные учреждения, о чем в уголовном деле должна иметься соответствующая справка. Руководство учреждения должно быть предупреждено о том, что подросток является свидетелем или потерпевшим по уголовному делу, а, следовательно, обо всех его дальнейших перемещениях должен незамедлительно уведомляться следователь.

Заключение

Расследование преступлений против мира и безопасности человечества, особенно в условиях продолжающихся военных действий, обладает существенной спецификой. Особенно сильно это проявляется, когда участником процесса становится несовершеннолетний. Психологический стресс накладывает свой отпечаток на особенности проведения следственных действий с участием подростков, ставших свидетелями или жертвами страшных, жестоких преступлений. Возникает необходимость решения в процессе расследования вопросов об их дальнейшем местонахождении. В статье рассмотрены возникающие проблемы и определены пути их решения.

Список источников

1. Бастрыкин А. И. Противодействие преступлениям неофашистов на Украине // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 2. С. 20-23.

2. Боровик О. В. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

3. Желтобрюхов С. П. Проверка показаний на месте с участием разоблачаемого лица // Российский судья. 2023. № 1. С. 19-22.

4. Киселев Е. А., Казачек Е. Ю. Некоторые аспекты подготовки к допросу несовершеннолетнего потерпевшего // Российский следователь. 2015. № 11. С. 41-44.

5. Корнакова С. В. Условия эффективности допроса несовершеннолетнего потерпевшего // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2018. № 4 (22). С. 50-60.

6. Королева Е. А. Криминалистическая характеристика личности несовершеннолетнего насильника // Российский следователь. 2020. № 8. С. 3-7.

7. Куемжиева С. А. Допрос свидетелей по делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних // Российский следователь. 2017. № 18. С. 15-18.

8. Лазарева В. А., Демкина М. С. Проблемы развития правовой регламентации деятельности педагога (психолога) в следственных действиях // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 3. С. 101-107.

9. Фомина И. А., Горбачева Е. В. Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего // Сибирский юридический вестник. 2018. № 3 (82). С. 94-99.

10. Чернова С. С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. № 2 (48). С. 92-102.

References

1. Bastrykin A. I. Countering the crimes of neo-fascists in Ukraine // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2017. № 2. Р. 20-23.

2. Borovik O. V. Features of pre-trial proceedings in criminal cases against minors : dissertation ... cand. legal sciences. M., 2006.

3. Zheltobryukhov S. P. Verification of testimony on the spot with the participation of the exposed person // Russian judge. 2023. № 1. P. 19-22.

4. Kiselyov E. A., Kazachek E. Y. Some aspects of preparation for the interrogation of a minor victim // Russian investigator. 2015. № 11. P. 41-44.

5. Kornakova S. V. Conditions for the effectiveness of interrogation of a minor victim // Siberian criminal procedural and criminalistic readings. 2018. № 4 (22). P. 50-60.

6. Koroleva E. A. Criminalistic characteristics of the personality of a minor rapist // Russian investigator. 2020. № 8. P. 3-7.

7. Kuemzhieva S. A. Interrogation of witnesses in cases of crimes against the family and minors // Russian investigator. 2017. № 18. P. 15-18.

8. Lazareva V. A., Demkina M. S. Problems of the development of legal regulation of the activity of a teacher (psychologist) in investigative actions // Legal Bulletin of the Samara University. 2019. Vol. 5. № 3. P. 101-107.

9. Fomina I. A., Gorbacheva E. V. Certain aspects of the participation of a teacher and a psychologist in the tactics of interrogation of a minor // Siberian Legal Bulletin. 2018. № 3 (82). P. 94-99.

10. Chernova S. S. Interrogation of a minor victim: procedural aspects // Legal science and law enforcement practice. 2019. № 2 (48). P. 92-102.

Информация об авторе

М. В. Кардашевская — профессор кафедры предварительного расследования Московской академии Следственного комитета России имени А.Я. Сухарева, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

М. V. Kardashevskaya — Professor of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow Academy of the Investigative Committee of Russia named after A.Ya. Sukharev, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 29.01.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 01.04.2024.

The article was submitted 29.01.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 01.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.