Научная статья на тему 'ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)'

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОС / ПОДГОТОВКА ДОПРОСА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ (ОБВИНЯЕМЫЙ) / ЛИЧНОСТЬ ДОПРАШИВАЕМОГО / ПЛАН ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кругликова Олеся Васильевна, Пилякин Максим Иванович

В статье исследованы особенности подготовки следователя (дознавателя) к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Предложен алгоритм изучения личности самого несовершеннолетнего. Рассмотрены ошибки, допускаемые должностными лицами при подготовке данного следственного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кругликова Олеся Васильевна, Пилякин Максим Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICAL FEATURES OF INTERROGATION PREPARATION MINOR SUSPECT (ACCUSED)

The article examines the peculiarities of the preparation of the investigator (inquirer) for the interrogation of a minor suspect (accused). An algorithm for studying the personality of the minor himself is proposed. The errors made by officials in the preparation of this investigative action are considered.

Текст научной работы на тему «ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_272

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)

TACTICAL FEATURES OF TRAINING INTERROGATION OF A MINOR SUSPECT (ACCUSED)

КРУГЛИКОВА Олеся Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Барнаульского юридического института МВД России. 656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49. E-mail: mamontovanton@yandex.ru;

ПИЛЯКИН Максим Иванович,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной пр-д, 4. E-mail: mamontovanton@yandex.ru;

KRUGLIKOVA Olesya Vasilyevna,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminology Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 49 Chkalova str., Barnaul, Altai Krai, 656038, Russia. E-mail: mamontovanton@yandex.ru;

LELYAKIN Maxim Ivanovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminology

Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 4, Okruzhny Ave., Moscow, 107061, Russia. E-mail: mamontovanton@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье исследованы особенности подготовки следователя (дознавателя) к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Предложен алгоритм изучения личности самого несовершеннолетнего. Рассмотрены ошибки, допускаемые должностными лицами при подготовке данного следственного действия.

Abstract. The article examines the peculiarities of the preparation of the investigator (inquirer) for the interrogation of a minor suspect (accused). An algorithm for studying the personality of the minor himself is proposed. The errors made by officials in the preparation of this investigative action are considered.

Ключевые слова: допрос, подготовка допроса, несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), личность допрашиваемого, план подготовки допроса.

Keywords: interrogation, preparation of interrogation, minor suspect (accused), identity of the interrogated, interrogation preparation plan.

Дата направления статьи в редакцию: 01.09.2021

Дата публикации статьи: 30.11.2021

Тактике допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) посвящено много работ ученых-криминалистов, поскольку данное следственное действие является одним из самых распространенных и эффективных способов как получения доказательств по уголовному делу, так и защиты самого допрашиваемого от подозрения [2, 3]. Неудивительно, что особое внимание в этих работах авторы уделяют рассмотрению личности самого допрашиваемого, ведь недостаточный уровень знаний несовершеннолетнего, его небольшой словарный запас, особый подростковый сленг, отсутствие у него жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, повышенная склонность к внушению, как со стороны сверстников, так и взрослых, фантазирование, переполненное эмоциональное состояние, неспособность правильно оценивать свои поступки, зачастую не позволяют следователю (дознавателю) продуктивно провести допрос и выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Чтобы избежать досадных ошибок и просчётов следователю (дознавателю) еще до начала допроса рекомендуется более детально изучать условия жизни несовершеннолетнего, состав его семьи, жилищные и материальные условия, его уровень успеваемости и поведения в учебном заведении, круг интересов, взаимоотношения с родителями (опекунами) и сверстниками. А в случае совершения преступления в группе лиц, установить взаимоотношения между фигурантами. Наиболее эффективными способами получения такой информации являются: беседы с ближайшим кругом общения несовершеннолетнего, его родителями (опекунами), классным руководителем, учителями (педагогами), инспектором по делам несовершеннолетних, участковым уполномоченным полиции и т.д.. Кроме того, учитывая, что социальные сети плотно присутствуют в жизни каждого человека, а несовершеннолетние особенно погружены в виртуальный мир, одним из наиболее эффективных способов изучения его личности, образа жизни, круга общения, может стать исследование социальных страниц в сети интернет, которые вскроют имеющиеся у подростка проблемы, переживания, его положительные и отрицательные качества, а возможно и отдельные обстоятельства самого преступления.

Помимо этого, целесообразно выяснить, не привлекался ли ранее несовершеннолетний к уголовной ответственности за совершение других преступлений, так как наличие у подростка преступного опыта может повлечь за собой возникновение конфликтной ситуации в ходе проведения самого следственных действий. Данная информация следователем (дознавателем) может быть истребована из информационных ресурсов системы МВД России либо от должностных лиц, работающих с подростком. При подтверждении информации о наличии судимости (ей) у подозреваемого (обвиняемого) целесообразно истребовать и изучить архивное уголовное дело по предыдущему (щим) преступлению (ям), что-

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

бы составить более полный психологический портрет допрашиваемого, установить его связи, наличие или отсутствие лидерских качеств, его роли в предыдущем (щих) преступлении (ях). Это даст следователю (дознавателю) возможность выдвинуть и проверить в ходе допроса версии о непричастности (причастности) подростка к рассматриваемому преступлению; вовлечению его в преступную деятельность другими лицами, в том числе взрослыми (родителями или опекунами); совершении им данного преступления в одиночку, в группе лиц и т.д.

Полное и своевременное уяснение следователем (дознавателем) данных обстоятельств позволит ему достигнуть успеха, правильно оценить ситуацию, выбрать необходимую тактику допроса, определить наиболее подходящее место и время проведения данного следственного действия, создать располагающую обстановку для установления психологического контакта с несовершеннолетним, определить участников допроса (третьих лиц: законных представителей, психологов и педагогов). Поэтому еще до начала допроса должностному лицу требуется тщательно подготовиться и выработать стратегию поведения, направленную на достижение желаемого результата.

С этой целью, изучив всю имеющуюся информацию о несовершеннолетнем, следователь (дознаватель) составляет подробный план допроса, в котором отражает:

1) цель и задачи допроса. Цель допроса состоит в получение полных и правдивых сведений о событии преступления или связанных с ним фактах. Общей задачей допроса является получение информации и ее проверка. К частным задачам допроса можно отнести получение информации о самом преступлении, личности несовершеннолетнего и других участниках преступления; источниках, для истребования дополнительной информации для расследования дела; сведений, позволяющих произвести оценку достоверности имеющихся в уголовном деле доказательств; выявлении обстоятельств, способствовавших совершению расследуемого преступления. Постановка задач допроса позволяет определить круг тактических приёмов, которые могут быть использованы при проведении допроса. Необходимо учесть, что те тактические приемы, которые могут быть применены в отношении взрослого, иногда оказываются недопустимыми в отношении подростка.

2) технические средства, которые могут быть использованы для фиксации хода и результатов следственного действия. Допрос может сопровождаться звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и видеозаписью. При этом технические средства должны применяться таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего от беседы. Так же следует учесть, что подросток, стесняясь совершенного преступления и последствий огласки, может в момент допроса закрыться и не давать показания под видеозапись. В этом случае целесообразно использовать в качестве дополнительного способа фиксации - аудиозапись.

3) время и место проведения допроса. Выбор места проведения допроса и создание условий, позволяющих несовершеннолетнему сосредоточиться на общении со следователем (дознавателем), является важным элементом подготовки. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), в отличие от допроса потерпевшего и свидетеля, рекомендуется проводить в кабинете следователя (дознавателя), а не в школе или по месту жительства, ибо в данной обстановке подросток более глубоко осознает всю серьезность сложившейся с ним ситуации. Сам допрос целесообразно проводить в первой половине дня, когда несовершеннолетний еще не устал и готов воспринимать большой объём информации.

4) перечень вопросов, подлежащих уяснению в ходе допроса. Данный перечень вопросов должен быть составлен в зависимости от возможных сценариев поведения допрашиваемого (отрицает свою причастность к совершенному преступлению, признает вину полностью или частично). Требуется понимать, что вопросы, формулируемые для несовершеннолетнего должны быть краткие, четкие, не содержать ответов на поставленные вопросы. Сложные, объёмные вопросы могут быть не поняты подростку, в результате чего он может начать путаться в показаниях. В некоторых случаях разумно один и тот же по смыслу вопрос задавать допрашиваемому неоднократно, в различных формулировках и последовательности, это позволит уличить подростка во лжи. Бывают случаи, когда следователи (дознаватели), имеющие небольшой опыт работы, могут сформулировать вопросы некорректно, например, если несовершеннолетний воспитывается в детском доме, то не следует применять такие слова как «мама», «папа», ведь допрашиваемый может «уйти в себя», разозлиться и не давать показания.

5) участников допроса. Законодатель требует от следователя (дознавателя) обеспечить присутствие при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): законного представителя, психолога, педагога, адвоката. От того насколько грамотно и корректно будет сделан выбор участников, главным образом, зависит успех следственного действия. К примеру, участие в допросе законного представителя которому несовершеннолетний доверяет, предоставит подростку возможность чувствовать себя более спокойно и давать правдивые показания. В то же время, присутствие при допросе знакомого, уважаемого подростком педагога, перед которым несовершеннолетний не захочет испортить свою репутацию, может повлечь за собой отказ его от дачи показаний. Помощь педагога особенно неоценима в тех случаях, когда несовершеннолетний активно использует в своем разговоре молодежный сленг, зачастую непонятный более взрослому поколению. В этом случае надо понимать, что приглашенный для участия в допросе педагог должен иметь опыт постоянной работы именно с этой возрастной категорией и хорошо понимать, о чем говорит несовершеннолетний, а не делать предположения. При подготовке допроса следователю (дознавателю) необходимо учитывать характер и личность защитника, его манеру поведения и тактику защиты, что бы тактически грамотно подготовить и использовать в ходе допроса тактические приемы и комбинации, а так же держать процесс допроса под своим контролем.

Анализ судебно-следственной практики показал, что подготовка к допросу несовершеннолетнего подогреваемого имела место менее чем в 50% случаев. Это обстоятельство в ходе интервьюирования следователи (дознаватели) объяснили большой загруженностью в работе, нехваткой времени для составления плана допроса и обдумывания тактики своего поведения в ходе его проведения, а так же наличием опыта проведения допроса подобных следственных действий по аналогичным составам преступлениям.

Вместе с тем, не следует пренебрегать подготовительными действиями даже бывалому, опытному следователю (дознавателю), так

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 11(203)

как событие каждого преступления имеет свой характер и последствия, а результаты конкретного допроса могут находиться в прямой зависимости: от наличия или отсутствия психологического контакта между допрашивающим и допрашиваемым; от мотивов совершения преступления; от личности самого подозреваемого (обвиняемого), его возраста, характера и интеллекта, семейного положения и т.д.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что от того, имела ли место подготовка к допросу, насколько в ходе нее полно и непредвзято изучена личность несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), установлены мотивы совершения преступления, правильно выбраны место, время и участники допроса, напрямую зависит результат данного следственного действия и объективность полученных доказательств.

Библиогра фия:

1. Князьков А.С. Правовые и психологические аспекты этики производства допроса // Сборник материалов криминалистических чтений. 2018. № 15.

- С. 40-41.

2. Макаренко, И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого / автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Башкирский гос. ун-т. - Уфа, 1998. - 24 с.

3. Стрельцова, Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых / автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Сарат. гос. акад. права - Саратов, 2007. - 26 с.

References (transliterated):

1. Knyaz'kov A.S. Pravovye i psihologicheskie aspekty etiki proizvodstva doprosa // Sbornik materialov kriminalisticheskih chtenij. 2018. № 15. - S. 40-41.

2. Makarenko, I.A. Sistema takticheskih priemov doprosa nesovershennoletnego obvinyaemogo s uchetom sledstvennyh situacij i psihologicheskih svojstv doprashivaemogo / avtoreferat dis. ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.09 / Bashkirskij gos. un-t. - Ufa, 1998. - 24 s.

3. Strel'cova, E.V. Takticheskie i psihologicheskie osnovy doprosa nesovershennoletnih podozrevaemyh, obvinyaemyh / avtoreferat dis. ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.09 / Sarat. gos. akad. prava - Saratov, 2007. - 26 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.