ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА ТРУПА НА МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
TACTICAL FEATURES OF THE EXAMINATION OF THE CORPSE ON THE TRAFFIC ACCIDENT CRIME SCIENCE
Аннотация: актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что расследование дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) представляет для следователя определенную сложность как в методическом, так и в организационном плане. Методике расследования преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта посвящено множество исследований ученых-криминалистов, данная проблематика имеет высокую степень разработки, в связи с чем акцент в проведенном исследовании был сделан на тактику осмотра трупа. Цель работы состоит в исследовании тактических основ осмотра трупа и выработке алгоритма действий следователя при осмотре трупа с учетом специфики методики расследования ДТП и тактики осмотра места происшествия.
Объектом исследования является деятельность следователя по раскрытию и расследованию ДТП. Предмет исследования: закономерности механизма образования следов и телесных повреждений на трупе, закономерности их обнаружения, фиксации и изъятия.
Теоретическая значимость исследования состоит в предложении автором алгоритма действий следователя при производстве осмотра трупа с признаками автомобильной травмы. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов следователем при выполнении оперативно-служебных задач и улучшения качества расследования ДТП, в частности, осмотра места происшествия.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, осмотр трупа, телесные повреждения, протокол осмотра, тактика осмотра, алгоритм действий следователя.
Для цитирования: Сергеев В.В. Тактические особенности осмотра трупа на месте дорожно-транспортного происшествия // Проблемы правоохранительной деятельности. 2023. № 1. С. 34-38.
Abstract: the relevance of the chosen research topic lies in the fact that the investigation of traffic accidents presents a certain difficulty for the investigator, both methodologically and organizationally. A lot of research by scientists is devoted to the methodology of investigating crimes against traffic safety and transport operation, this issue has a high degree of development, and therefore the emphasis in the study was placed on the tactics of examining a corpse.
The purpose of the work is to research the tactical foundations of the examination of the corpse and, taking into account the specifics of the methodology for investigating traffic crimes and the tactics of examining the scene of the incident, to develop an algorithm for the actions of the investigator when examining the corpse.
The object of the study is the activities of the investigator in the solving and investigation of traffic crimes. Subject of study: regularities of the mechanism of formation of traces and bodily injuries on a corpse, regularities of their detection, fixation and removal. The theoretical significance of the study lies in the author's proposal of an algorithm for the investigator's actions when examining a corpse with signs of a car injury.
The practical significance of the study lies in the possibility of using the results of the study by the investigator in the performance of operational tasks and improving the quality of the investigation of traffic crimes, in particular, the inspection of the scene.
Keywords: traffic accident, examination of a corpse, bodily injuries, examination protocol, examination tactics, investigator's algorithm of actions.
УДК 343.985
В.В. СЕРГЕЕВ,
VADIM V. SERGEEV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
For citation: Sergeev V.V. Tactical features of the examination of the corpse on the Traffic accident crime science // Problems of Law Enforcement Activity. 2023. № 1. P 34-38.
В настоящее время в мире прослеживается тенденция увеличения количества транспортных средств, развития объектов транспортной инфраструктуры и соответственно увеличение количества совершаемых дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой как причинение материального ущерба, так и гибель людей.
Анализ статистики ДТП в России показал, что в 2022 году в дорожных авариях погибло 14 172 человека против 14874 в 2021-м1. Данное число погибших сопоставимо с количеством населения небольшого населенного пункта в России.
Методика расследования преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта является весьма специфичной и сложной, требует от следователя наличия не только теоретических знаний, но и практических навыков. Результаты расследования дорожно-транспортных преступлений зависят от правильности выбранной тактики и организации производства базовых трех следственных действий: осмотра места происшествия, следственного эксперимента и производства судебной автотехнической экспертизы.
Стоит согласиться с мнением автора относительно того, что осмотр места ДТП сопровождается рядом объективных трудностей, не позволяющих следователю в полной мере произвести фиксацию всех обстоятельств произошедшего, к которым относятся:
- большая площадь места происшествия;
- большое количество материальных следов;
- влияние погодных условий на результаты осмотра и т.п. [1, с. 62].
В структуре осмотра места ДТП условно можно выделить три вида следственного осмотра, классифицировать их исходя из объектов, подлежащих исследованию: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства и осмотр трупа.
Некоторые исследователи выделяют задачи, стоящие перед следователями, осуществляющими осмотр места ДТП, - «незамедлительность проведения осмотра, установление всех участников, тщательный анализ всех выявленных следов, которые могут относиться к ДТП и его участникам, фиксация таких следов, на которых впоследствии будут строиться выводы» [2, с. 246].
1 Показатели состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 04.03.2023 г.).
В нашем исследовании мы проанализируем особенности осмотра трупа на месте ДТП и проблемы, с которыми сталкиваются должностные лица, осуществляющие расследование при его производстве.
Анализ следственной и судебной практики позволил нам выделить следующие типичные ошибки, допускаемые следователями при осмотре трупа:
- наличие пробелов в теоретической подготовке следователя (криминалистическая тактика, судебная медицина);
- отсутствие практического опыта участия в осмотре трупов;
- невключение в состав следственно-оперативной группы судебно-медицинского эксперта и специалиста в области судебной биологии.
Во-первых, следователи сталкиваются с проблемой, связанной с описанием локализации трупа.
Во-вторых, не всегда к осмотру привлекается судебно-медицинский эксперт и специалист-биолог.
В-третьих, описание одежды трупа осуществляется поверхностно, не описываются механические повреждения на одежде, их размеры и локализация. Не должным образом описываются телесные повреждения на трупе.
Нередко в практической деятельности сотрудников полиции имеют место случаи, когда личность погибшего участника ДТП остается неустановленной. Участники следственно-оперативной группы сталкиваются с определенными трудностями, возникающими при обнаружении, фиксации и изъятии следов на трупе, особенно это касается микроследов, микрообъектов, следов биологического происхождения.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осмотр трупа должен осуществляться с участием судебно-медицинского эксперта. Эта особенность отличает его от других видов следственного осмотра. По нашему мнению, участие судебно-медицинского эксперта в рассматриваемом виде осмотра способствует улучшению качества его производства.
Участие последнего в осмотре не должно отражаться на роли следователя, который и в этом случае остается руководителем осмотра. Выполняя функции консультанта по специальным вопросам судебной медицины, он работает по плану и под руководством следователя; его при-
сутствие не освобождает следователя от обязанности лично произвести осмотр [3, с. 29].
Одним из перспективных на сегодняшний день направлений в организации следственной работы является автоматизация процесса проведения замеров, составления и распечатывания схемы ДТП и других документов [4, с. 38]. В этой связи мы попытаемся сформулировать алгоритм действий следователя на месте ДТП, связанных с производством осмотра трупа.
1. Констатация смерти. Перед началом производства осмотра места происшествия необходимо убедиться в наступлении смерти пострадавшего и в отсутствии у него признаков жизни. В противном случае сотрудник полиции обязан оказать первую помощь и приступить к проведению реанимационных мероприятий. Сердечно-легочная реанимация - это комплекс мероприятий, направленных на оживление в случае остановки кровообращения и дыхания [5, с. 247].
Констатировать смерть должен судебно-медицинский эксперт или иной врач. В практической деятельности имеют место случаи, когда следователь самостоятельно производит осмотр трупа в связи с отсутствием возможности обеспечения участия вышеупомянутых специалистов.
Основной, наиболее частой причиной отсутствия специалиста в ходе осмотра места происшествия и трупа является «удаленность района, где совершено преступление» [6, с. 110]. В этой связи следователь должен обладать теоретическими знаниями в области судебной медицины. Для констатации смерти необходимо в протоколе осмотра описать признаки биологической смерти, такие как:
- симптом Белоглазова (кошачий глаз): при боковом сдавлении глазного яблока зрачок трансформируется в вертикальную щель, похожую на кошачий зрачок;
- высыхание кожного покрова и слизистых;
- охлаждение (снижение температуры тела ниже 20 градусов Цельсия).
- наличие на теле трупных пятен;
- трупное окоченение;
- аутолиз (разложение).
Данные признаки легко устанавливаются путем визуального осмотра частей тела трупа и при надавливании пальцем на отдельные его фрагменты.
2. Описание места положения трупа производится в два этапа. Первый этап - описание позы трупа, второй - описание его локализации. Описывая позу трупа, следователь указывает положение туловища, всех его конечностей и головы в пространстве относительно поверхности, на которой он находится.
При осмотре предметов, расположенных на трупе и в непосредственной близости от него, фиксирует их локацию, чем они представлены, конструктивные особенности, материал, из которого они изготовлены [7, с. 92].
Как известно, фиксация места положения трупа осуществляется относительно каких-либо стационарных объектов. Если мы говорим об осмотре трупа на месте ДТП, то фиксация его положения должна осуществляться относительно конструктивных элементов дороги (например, бордюрный камень, окончание асфальтобетонного покрытия и т.п.), а также любого ближайшего стационарного объекта (угла дома, остановки общественного транспорта и т.п.). Если дорожно-транспортное происшествие произошло вне населенного пункта, то таким объектом будет являться километровый столб.
Так называемая привязка (измерение расстояния) будет осуществляться от левых, правых конечностей и от головы трупа до указанных объектов.
3. Описание одежды трупа. При осмотре одежды обращается внимание на ее общее состояние: в порядке, застегнута, расстегнута, завернута кверху, спущена, разорвана, пуговицы оторваны, карманы вывернуты, соответствует ли размерам, сезонности [8, с. 6]. В первую очередь следователь осматривает верхнюю одежду, а затем нижнее белье. При этом описываются следующие ее качественные характеристики: фасон, цвет, состав ткани, размер и так далее. Особое внимание при осмотре одежды неустановленного трупа необходимо обращать на содержимое карманов, бирки, которые находятся на внутренних швах одежды. Данная информация носит розыскной характер. По характеру бирок и информации, указанной на них, можно определить, где и примерно когда приобреталась данная одежда, ее размеры и другую значимую для расследования информацию.
Согласимся с мнением некоторых авторов, которые в своих исследованиях отмечают, что в ходе осмотра трупа с автомобильной травмой внимание следователя должно акцентироваться на следах скольжения, на подошвах обуви [9, с. 105]. В последующем при проведении трасологической судебной экспертизы возможно будет определить механизм наезда, в каком направлении до ДТП двигались пешеход и автомобиль относительно друг друга.
На втором этапе осмотра одежды фиксируются ее механические повреждения, разрывы, стертости, степень загрязнения. При этом обнаруженные повреждения должны сразу сопоставляться следователем с телесными повреж-
дениями на трупе. Таким образом, следователь может проверить наличие или отсутствие негативных обстоятельств осмотра, указывающих на инсценировку ДТП. Особое внимание следователем должно уделяться обнаружению на одежде трупа следов транспортного средства (следы лакокрасочного покрытия автомобиля, следы шин, следы горюче-смазочных материалов и других технических жидкостей), следы биологического происхождения и иные. Указанные объекты могут быть в весьма малых количествах и представлять собой микроследы и микрообъекты, что соответственно влечет за собой необходимость соблюдения следователем и участвующими в осмотре специалистами криминалистических правил обращения с материальными следами преступления.
Описание телесных повреждений трупа. Для автомобильной травмы характерны специфические повреждения. К ним относят контактные повреждения, образовавшиеся в месте соприкосновения частей транспорта с телом [10, с. 53]. При описании телесных повреждений на трупе внимание следователя должно быть обращено на обнаружение и фиксацию видимых повреждений на теле трупа с учетом технических характеристик автомобиля. Например, перелом костей голени или бедра возникает на уровне бампера, повреждения головы - на уровне лобового стекла и стоек автомобиля. Внимание следователя должно быть направлено на обнаружение, фиксацию в протоколе осмотра видимых телесных повреждений. Наилучший результат может быть достигнут при применении метода мысленного моделирования механизма ДТП и путем обращения пристального внимания на те части тела пострадавшего, где должен был быть контакт с выступающими частями автомобиля. Впоследствии детальное исследование тела трупа и его внутренних органов будет производиться судебно-медицинским экспертом в рамках судебно-медицинской экспертизы, в лабораторных условиях, при вскрытии трупа. Результаты исследования оформляются в виде заключения судебно-медицинской экспертизы трупа.
Описание ложа трупа. Ложе трупа - это место, на котором находится труп. Так как тело трупа контактирует с какой-либо поверхностью, под ним и в непосредственной близости могут находиться какие-либо следы. Говоря о следах биологического происхождения, которые могут быть обнаружены как на трупе, так и под ним, необходимо иметь в виду следующее: это следы крови, слюны и других биологических выделений человеческого организма. С точки зрения доказательственного значения
данные следы играют огромную роль в идентификации лица, оставившего данные следы. При осмотре трупа, личность которого не установлена, необходимо произвести фотографирование по правилам опознавательной (сигналистической) съемки. Кроме этого, необходимо дактилоскопировать труп. Полученная информация в кратчайший срок должна быть направлена в информационные центры федерального и регионального уровней и размещена в автоматизированной информационно-поисковой системе АИПС «Опознание» с целью незамедлительной организации работы по установлению личности погибшего.
Особенности обнаружения, фиксации и изъятия микроследов (микрообъектов), следов биологического происхождения. Особую роль в обнаружении, фиксации и изъятии следов играют специалисты, привлекаемые к осмотру места ДТП. Исходя из природы происхождения следов, их количественных и качественных характеристик, к работе с ними должны допускаться соответствующие специалисты. Обнаружение, фиксацию и изъятие микроследов и микрообъектов необходимо поручить специалисту-криминалисту, работу со следами биологического происхождения -специалисту-биологу, так как эти лица являются сведущими в своих сферах деятельности. Следователи должны принимать во внимание их мнения и рекомендации относительно работы с обнаруженными следами. Мы считаем, что для исключения утраты микроследов на одежде трупа, ее следует изымать и направлять на исследование в лабораторных условиях, с применением соответствующей криминалистической техники.
Таким образом, на основании изложенного позволим себе сделать следующие выводы. К каждому конкретному случаю необходим индивидуальный подход, но с целью улучшения качества осмотра трупа на месте ДТП, особенно молодыми следователями, мы рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Констатация смерти.
2. Описание местоположения трупа.
3. Описание одежды трупа.
4. Описание телесных повреждений трупа.
5. Описание ложа трупа.
Особое внимание необходимо уделять обнаружению, фиксации и изъятию микроследов, микрообъектов, следов биологического происхождения.
К осмотру трупа на месте ДТП необходимо привлекать судебно-медицинского эксперта, специалиста в области судебной биологии и
специалиста-криминалиста. Участие данных ственно-оперативной группы позволит повы-лиц в осмотре и включение их в состав след- сить качество проводимого осмотра места ДТП.
Литература
1. Морозова Н.В. Особенности использования информационных технологий при осмотре места дорожно-транспортного происшествия // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. №. 2. С. 61-64.
2. Остробородов В.В., Обухов И.А., Остробородова А.В. Тактические особенности осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе с летальным исходом // Закон и право. 2021. № 11. С. 244-248.
3. Богданов В.В. К вопросу об особенностях тактики наружного осмотра трупа на месте его обнаружения // Форум молодежной науки. 2020. № 4. С. 28-34.
4. Жидкова Е.В., Загуляев Д.А. Криминалистическое обеспечение производства осмотра места происшествия при расследовании преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ // Контентус. 2020. № 12. С. 34-42.
5. Манасян К. Современные методические рекомендации по проведению базовой сердечно-легочной реанимации при внегоспитальной остановке сердца / О-^ш^шЪ Ырдш^ / Научный Арцах / Scientific Artsakh. 2020. №3 (6). С. 246-258.
6. Обухов И.А., Остробородов В.В. Тактические особенности осмотра места происшествия и трупа при проведении контртеррористических операций // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 108-110.
7. Буромский И.В., Ермакова Ю.В., Сидоренко Е.С. Участие врача в качестве специалиста в осмотре трупа на месте его обнаружения (месте происшествия) // Лечебное дело. 2020. № 3. С. 91-94.
8. Воротникова Е.В. Осмотр трупа на месте его обнаружения // Концепт. 2015. № 3. С. 6-10.
9. Пироженков С.А., Серебров Д.О. Особенности производства осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) в свете законодательных новелл // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 18. С. 104-109.
10. Барканов В.Б., Ермилов В.В., СивикВ.В., Власова Е.В., Кинаш А.А., Подчайнов П.В. Специфические телесные повреждения пешехода при автотравме («бампер-перелом») // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2018. № 1 (65). С. 53-55.
11. Латыпова К.С. Особенности методики расследования и поддержания государственного обвинения по уголовным делам о нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, связанных с наездами на пешеходов: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12. - Улан-Удэ, 2017. - 256 с.
References
1. Morozova N.V. Osobennosti ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij pri osmotre mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. 2021. №. 2. S. 61-64.
2. Ostroborodov V.V., Obuhov I.A., Ostroborodova A.V. Takticheskie osobennosti osmotra mesta proisshestviya pri dorozhno-transportnyh proisshestviyah, v tom chisle s letal'nym iskhodom // Zakon i pravo. 2021. № 11. S. 244-248.
3. Bogdanov V.V. K voprosu ob osobennostyah taktiki naruzhnogo osmotra trupa na meste ego obnaruzheniya // Forum molodyozhnoj nauki. 2020. № 4. S. 28-34.
4. Zhidkova E.V., Zagulyaev D.A. Kriminalisticheskoe obespechenie proizvodstva osmotra mesta proisshestviya pri rassledovanii prestuplenij, predusmotrennyh stat'ej 264 UK RF // Kontentus. 2020. № 12. S. 34-42.
5. Manasyan K. Sovremennye metodicheskie rekomendacii po provedeniyu bazovoj serdechno-legochnoj reanimacii pri vnegospital'noj ostanovke serdca / Q-fiswI^wl Upgw^ / Nauchnyj Arcah / Scientific Artsakh. 2020. №3 (6). S. 246-258.
6. Obuhov I.A., Ostroborodov V.V. Takticheskie osobennosti osmotra mesta proisshestviya i trupa pri provedenii kontrterroristicheskih operacij // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 3. S. 108-110.
7. Buromskij I.V., Ermakova Yu.V., Sidorenko E.S. Uchastie vracha v kachestve specialista v osmotre trupa na meste ego obnaruzheniya (meste proisshestviya) // Lechebnoe delo. 2020. № 3. S. 91-94.
8. Vorotnikova E.V. Osmotr trupa na meste ego obnaruzheniya // Koncept. 2015. № 3. S. 6-10.
9. Pirozhenkov S.A., SerebrovD.O. Osobennosti proizvodstva osmotra trupa na meste ego obnaruzheniya (proisshestviya) v svete zakonodatel'nyh novell // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2012. № 18. S. 104-109.
10. Barkanov V.B., Ermilov V.V., Sivik V.V., Vlasova E.V., Kinash A.A., Podchajnov P.V. Specificheskie telesnye povrezhdeniya peshekhoda pri avtotravme (\»bamper-perelom\») // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2018. № 1 (65). S. 53-55.
11. Latypova K.S. Osobennosti metodiki rassledovaniya i podderzhaniya gosudarstvennogo obvineniya po ugolovnym delam o narusheniyah pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatacii transportnyh sredstv, svyazannyh s naezdami na peshekhodov: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.12. - Ulan-Ude, 2017. - 256 s.
(статья сдана в редакцию 01.03.2023)