Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Васильев М.А., Клеймёнов С.Ю. Тактические основы огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Полицейская деятельность. 2024. № 3. DOI: 10.7256/24540692.2024.3.69078 EDN: VQBATJ URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=69078
Тактические основы огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
Васильев Михаил Александрович
старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД
России
664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
Клеймёнов Семён Юрьевич
преподаватель, кафедра огневой подготовки, ВСИ МВД России 665789, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонотова, 110
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2024.3.69078
EDN:
VQBATJ
Дата направления статьи в редакцию:
23-11-2023
Дата публикации:
19-04-2024
Аннотация: Объектом исследования научной статьи являются тактические основы обращения с огнестрельным оружием при обучении огневой подготовки. Предметом исследования являются методики развивающие тактические основы владения огнестрельным оружием при обучении огневой подготовки. Цель исследования: выявить
наиболее эффективные методы и способы при проведения занятий по огневой подготовке, направленные на формирование тактических навыков обращения с огнестрельным оружием. Задачи исследования: Определение наиболее эффективных и доступных к применению методик в процессе обращения с огнестрельным оружием. Практическая значимость проведенного исследования состоит в выявлении наиболее эффективных методик при обучении огневой подготовке, необходимых для применения в практической деятельности. При этом уделяется внимание строгому соблюдению мер безопасности при обращении как с учебным, так и боевым оружием в процессе обучения. Методология проведенного исследования обусловливается его целью и задачами. Её основу составляет системный подход к изучению методик подготовки сотрудников ОВД в вопросах практического применения огнестрельного оружия. Новизна научной статьи заключается в выработке авторских методик в вопросе изучения и апробации тактических действий курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в вопросах обращения с огнестрельным оружием при проведении практических занятий по огневой подготовке. Учебные упражнения прошли практическую апробацию при обучении курсантов и слушателей на первоначальном этапе практической части огневой подготовки, при отработке тактических навыков осуществлялась как вхолостую, так и при проведении боевых стрельб из стрелкового оружия. Отработка тактических действий с огнестрельным оружием позволило сформировать у обучаемых уверенные практические навыки обращения с огнестрельным оружием, что в свою очередь сказалось на повышении уровня общей дисциплины и готовности сотрудников к действиям в практической деятельности.
Ключевые слова:
огневая подготовка, огнестрельное оружие, тактическая подготовка, профессиональное обучение, теоретическая подготовка, действия вхолостую, боевые стрельбы, сотрудник полиции, меры безопасности, боеприпасы
Огневая подготовка как раздел служебно-боевой подготовки и учебной дисциплины в образовательных организациях органов внутренних дел, представляет собой многоуровневую систему. По своей структуре огневая подготовка включает в себя как теоретический, так и практический разделы, которые всецело дают представление о системе подготовки курсантов и слушателей. Общий алгоритм данной подготовки по мнению автора научной статьи должен осуществляется по схеме:
изучение теории - отработка действий с огнестрельным оружием вхолостую -
проведение боевых стрельб
Данный алгоритм активно применяется при проведении занятий по огневой подготовке, преподавательским составом кафедры огневой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России. В условиях реализации рабочих программ учебной дисциплины «Огневая подготовка», курсанты и слушатели на протяжении периода обучения (5 лет, 4 года, 2 года 4 месяца) в зависимости от специализации, всецело получают необходимые знания, закрепляемые в профессиональном навыке по обращению с огнестрельным оружием. При этом вышеуказанная схема подготовки при проведении занятий отрабатывается учебном занятии в зависимости от текущих учебных задач реализуемых пре пода в а те ле м.
Исходя из вышеуказанных положений в вопросе подготовки курсантов и слушателей,
автор ставит перед собой цель в проведении научно-практического исследования, направленного на изучение и выработку практических основ и наиболее эффективных тактических действий при обращении с огнестрельным оружием, в рамках проведения занятий по огневой подготовке.
Под тактическими навыками обращения с огнестрельным оружием, определяется совокупность отработанных действий с оружием направленных на эффективное и
безопасное его применение при выполнении учебных и оперативно-служебных задач -Ш.
Проводя занятия с курсантами и слушателями, преподаватели идут по пути прогресса от первого до выпускного курса обучения стремятся усложнять выполняемую учебную
задачу На примере, данное усложнение учебной задачи в рамках занятий по огневой подготовке, может рассматриваться в таком аспекте как переход в выполнении учебно-боевой стрельбы обучаемым из статического в динамическое состояние (из положения стоя в положение на колено или лёжа, а также выполнение элементов передвижения до огневого рубежа).
Важно отметить, что первоочередной задачей при осуществлении столь сложных тактических элементов при проведении боевой стрельбы, в первую очередь является
выполнение мер безопасности По своей сути тактические основы обращения с огнестрельным оружием при выполнение учебных боевых стрельб или выполнение оперативно-служебных задач практическим работником органов внутренних дел, направлены на сбережение жизни, безопасности и здоровья граждан, лиц, из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих участие в данных мероприятиях, а также успешного выполнения реализуемых задач.
Точный выстрел при стрельбе является целью любого стрелка, но при рассмотрении практической составляющей в дополнении к меткой стрельбе должны применятся элементы подготовительного и сопровождающего характера, поддерживающие стрелка
при выполнении сложных элементов стрельбы Данными элементами и являются тактические основы в боевой стрельбе.
Любой выстрел необходимо подготовить, при этом стрелок должен знать тактико-технические характеристики огнестрельного оружия, особенности производства
выстрела, специфику проведения стрельб Также необходимо учитывать саму составляющую фактического воспроизводства действий обучаемым, с учётом его физиологических, психологических особенностей и т.д. В данном случае стоит обратить внимание на то, что тактическая основа действий с огнестрельным оружием, как и в целом методика подготовки обучаемых должна осуществляться по пути усложнения выполняемых учебных задач, с элементами психологического напряжения. Обучаемый зная чётко поставленную учебно-боевую задачу должен подготовить свою психику к ситуации, когда при выполнение оперативно-служебных задач могут возникнуть законные основания для применения огнестрельное оружия.
Освоение тактических основ обращения с огнестрельным оружием должно всецело повысить уровень подготовленности курсантов и слушателей за период их обучения, расширить общее представления о возможностях применения огнестрельного оружия в различных ситуациях оперативно-служебного характера. Повысить уровень служебной дисциплины и самоорганизации лиц задействованных при проведении занятий по огневой подготовке.
Рассмотрение и изучение тактических основ взаимодействия обучаемого с
огнестрельным оружием, в рамках проведения занятий по огневой подготовке на первоначальном этапе обучения должно рассматриваться с позиции освоения действий вхолостую, с использованием учебного оружия и боеприпасов. При этом у обучаемых с первых занятий должны начать вырабатываться навыки соблюдения мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами. Отношение к учебному и незаряженному оружию, должно формироваться с позиции того что оружие заряжено и представляет собой опасность [4].
В данном случае переход к элементу практической подготовки выходит из основ теоретического раздела огневой подготовки.
В системе огневой подготовки органов внутренних дел пистолет Макарова (ПМ), занимает особое положение. Принятый на вооружение в 1951 г., данный пистолет получил широкое распространение в вооружённых силах и силовых министерствах и ведомствах. В современный период пистолет Макарова является базовым огнестрельным оружием, из которого происходит обучение личного состава курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
По мнению автора научной статьи, данный вид огнестрельного оружия не перестанет быть востребованным в системе МВД России в ближайшие годы, в связи с чем особенности процесса обучения стрельбе курсантов и слушателей образовательных организаций останется актуальным и в будущем. При этом система подготовки должна включать в себя не только базовые навыки стрельбы и их совершенствование, но и основы тактической подготовки по обращению с огнестрельным оружием и в частности
пистолетом Макарова Умелое тактическое обеспечение подготовки выстрела, осуществляется с помощью взаимодействия по схеме:
стрелок - оружие
Данный алгоритм действия позволяет расставить тактические приоритеты данного взаимодействия, где лицо осуществляющее стрельбу является единым центром принятия решения по открытию огня, началом действия - его выполнением с доведением данных действия до логического завершения, то есть до окончания стрельбы. При этом правильное выполнение тактических действий с оружием способно оптимизировать выполнение действий стрелка при стрельбе с позиции соблюдения мер безопасности, а также выполнению наиболее оптимальных действий с оружием на всех этапах обращения с ним.
Базовыми элементами тактической подготовки при обращении с пистолетом Макарова являются простейшие действия, носящие ознакомительный характер для курсантов и слушателей. В данном случае необходимо отметить, что для большинства обучаемых особенно на первоначальном этапе, огнестрельное оружие является предметом ранее не находившимся в повседневном обиходе. Соответственно психика задействованных в обучении курсантов и слушателей должна адаптироваться к действиям по обращению с ним. Причём данный элемент подготовки должен сопровождаться неукоснительным выполнением мер безопасности, на всём периоде прохождения обучения. А также переход к выполнению действий с огнестрельным оружием вхолостую должен осуществляться после изучения курсантами и слушателями теоретического раздела огневой подготовки.
Базовой основой тактической подготовки по обращению с пистолетом Макарова для курсантов и слушателей является выполнение ознакомительных упражнений с оружием
вхолостую, на заранее определённом учебном месте. При выполнении данных упражнений рекомендуется сформировать учебную подгруппу, состоящую из пяти человек для осуществления более качественного контроля со стороны лица проводящего данное занятие.
Упражнение № 1.
Основополагающим тактическим элементом обращения с пистолетом Макарова является процесс начала работы с оружием, а именно элемент правильной проверки оружия на незаряженность. Важной составляющей данного аспекта является соблюдение мер безопасности, которое в первую очередь соблюдается направлением оружия в безопасную сторону, вне зависимости от условий выполнения учебной или оперативно-служебной задачи. Правильным алгоритмом проверки оружия на незаряженность в процессе выполнения учебной задачи в условиях проведения учебного занятия, является отработка данных действий курсантами и слушателями на заранее определённом учебном месте вхолостую. Учебное место должно быть оснащено учебными пистолетами Макарова для выполнения данных действий.
Непосредственно при выполнении данной учебной задачи направленной на выработку тактических основ безопасного взаимодействия с огнестрельным оружием, особо необходимо обратить внимание на расположение оружия на учебном месте. Учебные пистолеты Макарова расположены в одну линию, стволы направлены в безопасную сторону, просматривается включенный флажок предохранителя пистолета. Включенный флажок предохранителя, является наглядным визуальным сигналом, который обучаемые должны запомнит с первого занятия. Данный элемент также носит воспитательный характер направленный на выработку дисциплины и культуры обращения с огнестрельным оружием, основой в которой для обучаемого должно стать положение о том, что брать учебное или боевое оружие в рамках проведения учебного занятия можно только с разрешения преподавателя проводящего учебное занятие (руководителя стрельб либо его помощника).
Непосредственно сама проверка учебного пистолета Макарова должна проводиться с применением алгоритма:
Оружие направлено в безопасную сторону - визуальный осмотр оружия -выполнение тактических действий по проверке пистолета - проверенное оружие убирается в кобуру.
Упражнение № 2.
Основой в выработке первоначальных тактических действий по обращению с пистолетом Макарова, являются действия по извлечению данного пистолета из кобуры. При этом для более углублённого изучения данного аспекта тактической подготовки необходимо рассмотреть выполнение данного действия из трёх видов кобур, которые потенциально могут использоваться сотрудником органов внутренних дел при выполнении оперативно-служебных задач, это:
1 - стандартная поясная кобура закрытого типа для пистолета Макарова;
2 - оперативная поясная кобура открытого типа для пистолета Макарова;
3 - оперативная кобура скрытого ношения для пистолета Макарова.
Рассматривая тактические элементы извлечения пистолета Макарова из стандартной
поясной кобуры закрытого типа, необходимо обратить внимание на элемент разработанности самой кобуры. Учитывая материал изготовления данного вида кобуры, а именно натуральная кожа, для выполнения данного тактического элемента необходимы разработанные кобуры.
Выполнение действий по извлечению учебного пистолета Макарова из кобуры может осуществляться двумя основными способами:
- извлечение ПМ с использованием вспомогательного хлястика кобуры;
- извлечение ПМ без использования вспомогательного хлястика кобуры.
Важной составляющей правильного и быстрого выполнения данных тактических элементов, является плотное состояние поясного ремня на который крепится кобура. Ремень должен быть подтянут до плотного состояния. Не соблюдение данной особенности не позволяет быстро извлечь пистолет Макарова из кобуры, так как слабо подтянутый поясной ремень не позволяет крепко зафиксировать кобуру и в момент извлечения оружия, кобура вытягивается в сторону пистолета не позволяя извлечь его полностью в короткий промежуток времени. Также важно отметить, что при применении способа извлечения оружия без использования вспомогательного хлястика кобуры, важной технической составляющей является плотное удержание левой рукой (правша) кобуры.
Упражнение № 3.
Данное упражнение отрабатывается подгруппой курсантов и слушателей на учебном месте из учебных пистолетов Макарова. Данное упражнение особенно рекомендуется к выполнению на этапе первых занятий по отработке действий с оружием вхолостую для курсантов первых курсов и слушателей проходящих обучение по программам первоначальной подготовки.
Подгруппа обучаемых расположившись на учебном месте в одну шеренгу, на против учебных мишеней, заранее экипировавшись кобурой и не снаряжённым учебными патронами учебным пистолетом Макарова, находящимся в кобуре, занимает удобную для выполнения упражнения стойку. По команде лица проводящего учебное занятие обучаемые извлекают учебный пистолет из кобуры при этом удержание оружия осуществляется одной рукой, выполняется прицеливание в заранее выбранную на против себя по направления мишень. При этом имитация досылания патрона в патронник не осуществляется, указательный палец руки выполняющий данные действия с оружием находится на спусковой скобе или затворе. Текущая цель упражнения выполнить прицеливание в учебную мишень при этом осуществить удержание прицельных приспособлений пистолета Макарова в ровном состоянии на протяжении 3 - 4 секунд, после прицеливания рука удерживающая пистолет начинает движение в обратную сторону к стрелку, в средней точке движения руки удерживающей пистолет происходит передача пистолета Макарова во вторую руку стрелка с повторением тех же действий по прицеливанию и удержанию оружия в точке прицеливания на протяжении 3 - 4 секунд. При выполнении данного упражнения важно постараться синхронизировать дыхание с элементами выведения оружия в точку прицеливания и обратно. Сам процесс прицеливание в зависимости от руки выполняющей данное действие осуществляется соответствующим правым или левым глазом.
Систематическое выполнение данного упражнение в рамках проведения учебных занятий, позволяет в кратчайшие сроки улучшить показатели в техники обращения с
оружием на первоначальном этапе обучения. Можно с уверенностью определить данное упражнение как «разминку» перед выполнением боевой стрельбы. То есть происходит первоначальное формирование профессионального навыка обращения с огнестрельным оружием, с задействованием простейших элементов тактической подготовленности курсантов и слушателей.
Важно обратить внимание на востребованность методик предложенных в научной статье по выработке тактических основ в обращении с огнестрельным оружием в современный период. Данные методики характерны своей простотой и универсальностью в применении при проведении занятий по огневой подготовке. В целом происходит всецелое расширение и развитие дополнительных навыков у сотрудников, способных улучшить показатели в оперативно-служебной деятельности.
Библиография
1. Ворожцов А.М., Игумнов А.В., Шайхутдинов А.Р. Развитие навыка правильном прицеливании. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т.26. №1 (84). С. 75-81.
2. Васильев М.А. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения огневой подготовки // Полицейская деятельность. 2019. № 2. С. 68-75.
3. Васильев М.А. - Моделирование экстремальных ситуаций в огневой подготовке слушателей образовательных организаций МВД России // Полицейская деятельность. -2022. - № 3. - С. 1 - 8.
4. Гаврилов А.В., Солоницкая Э.В. Обучение боевой стрельбе из пистолета с использованием тренажёра беспулевой стрельбы: Учебно-методическое пособие. -Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2005. - 108 с.
5. Кубышко В.Л., Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. - М.: ДГСК МВД России, 2014. - 228 с.
6. Кудряшов Ю. Моделирование действий стрелка при выполнении выстрела // Разноцветные мишени: Сборник статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 71-75.
7. Морозов А.В. Обучение инстинктивной стрельбе в условиях физических нагрузок и психологического воздействия: Учебное пособие. - Томск: Филиал РИПК МВД РФ, 1993.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Тактические основы огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России».
Предмет исследования. Работа направлена на обеспечение преподавателей учебно-тренировочными упражнениями, которые рекомендуется использовать в процессе огневой подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделяется тактическим его основам. Это - важная составляющая в подготовительных действиях перед боевой стрельбой.
Методология исследования опирается на методику огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Особое внимание должно быть уделено ее тактическим основам.
Научная новизна исследования в работе не определена. Автором были получены следующие результаты: описан общий алгоритм огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (изучение теории - отработка действий с огнестрельным оружием вхолостую - проведение боевых стрельб), разработан и предложен комплекс упражнений на выполнение тактических действий. Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы прослеживается четко, несмотря на то, что автором не выделены основные смысловые части
Во введении определена актуальность затронутой проблемы. Автор отмечает, что по своей структуре огневая подготовка включает в себя как теоретический, так и практический разделы. Это позволяет получить представление о системе подготовки курсантов и слушателей. В работе описан общий алгоритм (схема) подготовки научной статьи: изучение теории - отработка действий с огнестрельным оружием вхолостую -проведение боевых стрельб.
Следующий раздел посвящен описанию выделенного автором алгоритма. Автором было отмечено, что рекомендуемая схема была апробирована при обучении различных категорий обучающихся на базе Восточно-Сибирского институт МВД России. Особое внимание было уделено проведению научно-практического исследования, направленного на изучение и выработку практических основ и наиболее эффективных тактических действий при обращении с огнестрельным оружием, в рамках проведения занятий по огневой подготовке. Автор конкретизировал содержание понятия «тактические навыки обращения с огнестрельным оружием», а далее были описаны особенности проведения занятий с курсантами и слушателями. Важным является:
- поэтапное усложнение выполняемой задачи,
- обеспечение выполнения мер безопасности,
- знание обучающимися тактико-технических характеристик огнестрельного оружия,
- учет особенностей производства выстрела,
- понимание специфики проведения стрельб.
Важным в процессе обучения является учет физиологических, психологических, личностных и пр. особенностей.
Обучающий подход способен обеспечить повышения уровня подготовленности курсантов и слушателей за период их обучения, расширить общее представление о возможностях применения огнестрельного оружия в различных ситуациях оперативно-служебного характера, повысить уровень служебной дисциплины и самоорганизации лиц, задействованных при проведении занятий по огневой подготовке.
Следующий раздел посвящен описанию практической подготовки с помощью использования пистолета Макарова. Важным является умелое тактическое обеспечение подготовки выстрела, осуществляется с помощью взаимодействия по схеме: стрелок -оружие. Алгоритм действия позволяет расставить тактические приоритеты взаимодействия, где лицо осуществляющее стрельбу является единым центром принятия решения по открытию огня, началом действия - его выполнением с доведением данных действия до логического завершения, то есть до окончания стрельбы. При этом правильное выполнение тактических действий с оружием способно оптимизировать выполнение действий стрелка при стрельбе с позиции соблюдения мер безопасности, а также выполнению наиболее оптимальных действий с оружием на всех этапах обращения с ним. Автор выделил базовые элементы тактической подготовки при обращении с пистолетом Макарова и предложил комплекс упражнений.
Заканчивается статья кратким описанием результатов исследования и формулированием общих выводов.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 7 отечественных источников,
незначительная часть которых издана за последние три года. В списке представлены, в
основном, статьи и тезисы. Помимо этого, в библиографии имеются учебники, учебные и
учебно-методические пособия. Источники оформлены, в целом, некорректно и
неоднородно.
Апелляция к оппонентам.
Рекомендации:
- провести более полный анализ научной и методической литературы, в том числе, современной;
- подробно описать организацию, содержание и особенности проведения занятий в соответствии с разработанной схемой;
- выделить научную новизну, авторский вклад в решение выделенной проблемы, определить перспективы и направления дальнейшего исследования;
- оформить библиографический список в соответствии с предъявляемыми требованиями. Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью; будет интересна специалистам, которые занимаются огневой подготовкой курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Статья может быть рекомендована к опубликованию с учетом выделенных рекомендаций.