Современное образование
Правильная ссылка на статью:
Васильев М.А — Методика преодоления стрессовых состояний при обучении огневой подготовке // Современное образование. - 2021. - № 2. DOI: 10.25136/2409-8736.2021.2.35845 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=35845
Методика преодоления стрессовых состояний обучении огневой подготовке
Васильев Михаил Александрович
старший преподаватель, кафедра специальной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России
664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
ЕЗ vip.medved1983@list.ru
Статья из рубрики "Новые методики и технологии"
DOI:
10.25136/2409-8736.2021.2.35845
Дата направления статьи в редакцию:
01-06-2021
Дата публикации:
22-06-2021
Аннотация: Предметом исследования является выработка методик преодоления стрессовых состояний слушателей при обучении огневой подготовке на подготовительном этапе без использования огнестрельного оружия. Объектом исследования является формирование психологической устойчивости и совершенствование навыков обращения с огнестрельным оружием у слушателей образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделяется как индивидуальному, так и групповому подходу в работе со слушателями учебных групп на первоначальном этапе подготовке как основе в успешного освоении курса огневой подготовке. Делается акцент на внедрении методик преодоления стрессовых состояний в практику проведения занятий по огневой подготовке на всём этапе обучения слушателей. Автор статьи постарался выработать наиболее эффективные методики психолого-педагогической корректировки учебной деятельности слушателей образовательных организаций МВД России на этапе формирования навыков обращения с огнестрельным оружием. Особый акцент уделялся апробированию данных антистрессовых методик психологической стимуляции слушателей на занятиях по огневой подготовке. Применение данных методик позволило за короткий промежуток времени, сформировать у слушателей устойчивые навыки обращения с огнестрельным оружием и успешного преодоления стрессовых состояний в процессе учебной деятельности. Особому вниманию в процессе обучения методикам преодоления
стрессовых состояний уделено вопросам самоанализа. Методология проведенного исследования обусловливается его целью и задачами. Её основу составляет системный подход к изучению методик подготовки сотрудников ОВД к действиям в процессе оперативно-служебной деятельности Практическая значимость проведенного исследования состоит, в разработке наиболее эффективных способов овладения навыками обращения с огнестрельным оружием.
Ключевые слова: Огневая подготовка, Методика, Стрессовое состояние, Профессиональная подготовка, Применение оружие, Психологическая готовность, Профессиональный навык, Самоанализ, Самоконтроль, Служебная деятельность
Огневая подготовка, как вид профессионально-служебной и физической подготовки в системе органов внутренних дел, находится в аспекте особого положения в вопросах восприятия и обучения данному виду деятельности слушателей ведомственных учебных заведений МВД России. Данный подход в вопросах особенностей в обучении, связан в первую очередь с самим фактором обращения с огнестрельным оружием. Огнестрельное оружия на всех этапах обучения и его эксплуатации, требует повышенного внимания и представляет собой опасность. В связи с этим отношение к самому предмету и способам обучения слушателей является важной многоуровневой задачей для преподавателей огневой подготовки.
Занимаясь обучением огневой подготовке слушателей, стоит уделить внимание на выработку единого алгоритма в обучении слушателей по методике где психологическая готовность (стрессоустойчивость) сопровождает обучаемых на всех этапах подготовки это: теория, тренировки вхолостую, боевые стрельбы.
Вышеуказанная методика предлагает единый алгоритм в подготовке слушателей, в которой приоритетным направлением во всех элементах обучения является психологическая составляющая. В данном случае мотивация к освоению предмета является именно той необходимой составляющей, в которой через интерес к изучению появляются навыки, дающие положительный результат и позволяющие в последующем при возникновении законных оснований, грамотно и умело, в соответствии с действующим законодательством, применить огнестрельное оружие.
Условия, которые создаются при обучении слушателей огневой подготовке, являются идеальными для овладения навыками стрельбы и обращения с огнестрельным оружием и боеприпасами. Но при внесении в элемент подготовки психологического стрессфактора, показатели в выполнении задач по меткой стрельбе или выполнении нормативов по огневой подготовке резко ухудшаются, либо слушатель вообще становится неспособным
выполнить поставленную учебную задачу [5, с 58].
Например, резкое изменение поставленной учебной задачи при проведении учебного занятия, когда преподаватель неожиданно при проведении занятия по огневой подготовке ставит учебную задачу о сдаче норматива на оценку. Как показал анализ данного действия, резкое изменение поставленной учебной задачи, явился для подавляющего большинства учебной группы реальной экстремальной ситуацией, когда за короткий промежуток времени происходит резкое изменение психологического состояния слушателя, напрямую влияющее на его показатели в выполнении норматива. Резко возросший уровень переживаний, появление страха, озноб, а иногда ступор и полная не способность выполнить поставленную учебную задачу. Вот примерный набор
побочных эффектов личностного психологического характера, проявляющийся у сотрудника при возникновении экстремальной ситуации на этапе первоначальной подготовки. Надо отметить, что данные психологические явления также проявляются при выполнении учебных и контрольных стрельб, сдачи зачетов и экзаменов по огневой подготовке. А при выполнении оперативно-служебных задач, к вышеуказанному можно добавить фактор угрозы со стороны преступного элемента, где промедление в принятии
законных решений, грозит жизни и здоровью сотрудника ОВД с- 96°1.
На всех этапах обучения огневой подготовке слушатель встречается с таким явлением, как стресс (страх). По мнению автора научной статьи, слушатели подвергаются этому чувству в силу соприкосновения с предметом, а именно огнестрельным оружием, представляющим потенциальную опасность.
В целом специфика обучения слушателей огневой подготовки имеет свои особенности. В первую очередь необходимо выделить фактор времени в осуществлении подготовки. Временной отрезок до четырёх месяцев является достаточно сжатым и более интенсивный в вопросах обучения, в отличие времени, предназначенного для обучения курсантов очных курсов. Столь сжатый период обучения огневой подготовке слушателей должен включать в себя комплекс более интенсивных элементов подготовки, всецело направленных на формирование навыков стрельбы, обращение с огнестрельным оружием и боеприпасами, а также выработку психологической устойчивости слушателей
Это:
- теоретическая подготовка;
- физическая подготовка;
- техническая подготовка;
- психологическая подготовка;
- тактическая подготовка. Теоретическая подготовка
Данный вид подготовки является первоосновой в успешном подготовки, так как невозможно достичь высоких результатов необходимым запасом знаний основ теории стрельбы.
Также важны знания в соблюдении мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами, нормативно-правовой сфере применения огнестрельного оружия. Необходимо изучить тактико-технические характеристики огнестрельного оружия, вопросы баллистики, возникновения задержек при стрельбе, поломок и способы выхода из данных ситуаций.
Физическая подготовка
Занятия по огневой подготовке содержат ряд особенностей, отражающихся на физическом состоянии слушателей.
Это:
- высокое напряжение нервной системы, особенно возрастающее при сдачи зачётов,
освоении курса огневой в стрельбе, не обладая
экзаменов или соревнований;
- затруднение полноценной вентиляции лёгких, вызываемое коротким поверхностным дыханием при прицеливании и производстве выстрела;
- постоянная и сильная нагрузка на органы слуха;
- повышенная утомляемость организма и нервной системы.
Занятия физической подготовкой помогают противостоять негативному влиянию данных факторов.
Основные задачи, которые должна решать физическая подготовка при обучении огневой подготовки:
- предупреждение отрицательного воздействия на слушателей занятий стрельбой;
- создание физической основы дальнейшего совершенствования спортивного и профессионального мастерства путём развития общей силы и выносливости;
- повышение силы групп мышц и укрепление связочного аппарата, которые несут непосредственную нагрузку по поддержанию позы изготовки с оружием;
- развитие чувства контроля за мышцами. Техническая подготовка
Данный вид подготовки направлен на разучивание и овладение навыками производства выстрела и в целом на правильное обращение с огнестрельным оружием при стрельбе и
в процессе несения службы [6]. К элементам разучивания относятся:
- элементы осмысливания нового учебного материала, создание мысленного представления разучиваемых действий при работе с огнестрельным оружием;
- самостоятельное выполнение данных технических элементов, работа вхолостую;
- осваивание и применение разученных действий самостоятельно, при подготовке.
Обучение слушателей на начальной стадии обучения строится таким образом, чтобы поочерёдно отрабатывались элементы упражнения вплоть до закрепления необходимого навыка.
Психологическая подготовка
Данный вид подготовки строится на индивидуальном изучении преподавателем особенностей работы психики каждого слушателя для осуществления корректировок, направленных на недопущение нарушений мер безопасности, а также в целях повышения качества выполнения стрельб.
Тактическая подготовка
Основной целью данного вида подготовки является ознакомление слушателей с элементами применения навыков стрельбы, полученных на занятиях по огневой подготовки, в условиях, приближённых к ситуациям, возникающим при выполнении служебных обязанностей сотрудника ОВД. Подобные ситуации необходимо моделировать
для того, чтобы слушатель имел чёткое представление о том, что успешное применение навыков стрельбы в реальных экстремальных ситуациях способно сохранить жизнь и здоровье сотрудника
При всех вышеуказанных элементах подготовки слушатель сталкивается со стрессовыми состояниями (беспокойством, страхом), способными парализовать волю обучаемого. Данные негативные явления психики часто ведут к спонтанным и хаотичным движениям, действиям, в результате чего снижается способность правильного и адекватного реагирования на происходящее в окружающей его среде
По своей психологической природе стрессовые состояния, появляющиеся у слушателей в процессе обучения огневой подготовке, являются чувствами, т. е. эмоциональными процессами слушателей, которые отражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Причиной возникновения данных психологических явлений можно считать работу мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия слушателя. Стрессовые состояния варьируются от эмоций опасения, боязни, испуга (особенно от звуков выстрела на первоначальном этапе подготовки) к чувству ужаса, приводящего к потере целенаправленности в
поведении, стремлению уйти, скрыться от источника опасности
На занятиях по обучению огневой подготовке стрессовые явления в психической деятельности обучающихся могут проявляться в связи с познавательными процессами, сопровождающими слушателей на всех этапах. В данном случае страх, неуверенность, переживание могут быть вызван мысленными образами, воспоминаниям, предвосхищением опасного события. В результате познавательных процессов проявляющих себя в процессе обучения огневой подготовки, как в разделе теоретических, так и практических занятий. В целом может быть сформирована неточная или относительно точная оценка реальности или нереальности опасности, степени возможности наступления неблагоприятных последствий. Наличие информации о столкновении с реальной опасностью ведёт к снижению страха, а неопределённость информации увеличивает интенсивность отрицательных переживаний слушателей. В случае недостаточности информации об источнике опасности или его неосознанности у слушателей могут развиваться состояния тревоги. В процессе преподавания огневой подготовки у слушателей наблюдались состояния панического страха, ужаса, переходящего в оцепенение, истерик, защитной агрессии (состояние танка) , уход от выполнения учебной задачи (состояние панциря ).
Одним из важнейших факторов преодоления стрессовых состояний в процессе обучения огневой подготовке является своевременная и по возможности более ранняя их диагностика. Работа с огнестрельным оружием, особенно на стадии обучения владения им, требует максимальной концентрации внимания слушателей, вырабатывает самодисциплину и внимания. Поэтому при работе со слушателями перед преподавателем огневой подготовки стоит важная задача по изучению индивидуальных особенностей обучающихся. Это позволяет уже на первоначальном этапе работы с вновь поступившими на обучение, составить их психологическую карту и в целом определить потенциал учебной группы. В процессе знакомства с обучающимися и проведения первых занятий по огневой подготовки стоит уделить внимание на готовность группы к проведению учебного занятия и на внешний вид слушателей, которые должны с первых, занятий чётко понимать какая, ответственная задача перед ними стоит, и насколько важно будущему сотруднику практических органов овладеть навыкам владения огнестрельным оружием. В данном случае формирование личной и коллективной
заинтересованности в овладении предметом является мощным фактором к будущему успешному выполнению учебных задач [2, с 70].
Важно отметить что чёткое формулирование учебной задачи на всех этапах обучения является естественным «предохранителем» от нарушений в выполнении поставленных целей, что значительно плодотворно влияет на психологическое состояние слушателей, т. е. четкое понимание того, что им необходимо выполнить.
Подобная учебная стимуляция слушателей, как показала практика преподавания, явилась важной отправной точкой в формировании личности стрелка и сотрудника-профессионала.
Однако, несмотря на важность психологического настроя в овладении предметом «Огневая подготовка», психологические особенности слушателей в любом случае проявляют себя в процессе обучения. Следует подчеркнуть, что степень тревожности повышается пропорционально усложнению учебных задач, которые ставятся перед слушателями. Переход от теоретического к практическому разделу увеличивает количество стрессовых явлений в психологическом состоянии слушателей. Пиком данных стрессовых проявлений является непосредственных переход к проведению практических стрельб из огнестрельного оружия. Именно этап практических стрельб является наиболее эмоциональным во всех проявлениях работы психики молодых сотрудников
полиции [10 с- 114].
Известно, что стрессовые состояния в процессе проведения занятий по огневой подготовке способны проявляться на всех этапах данной учебной деятельности. При этом выявление данного стрессового состояния способно скорректировать деятельность слушателя на предшествующем стрельбе из огнестрельного оружия этапе. В данном случае диагностическое значение имеет наблюдение за мимическим выражением лица слушателя. При нервном напряжении, страхе брови подняты и сдвинуты. Горизонтальные морщины занимают три четвёртых лба. Глаза при стрессе раскрыты более широко, чем в обычном состоянии, верхнее веко приподнято, а нижнее напряжено. Рот в состоянии страха раскрыт, губы напряжены и слегка растянуты. Показателем интенсивности страха считается степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих и выпрямляющих губы над зубами.
Кроме того, в качестве дополнительных признаков стрессовых состояний слушателей могут выступать их конкретные действия, обусловленные той опасностью, которую психика обучаемых ассоциирует с огнестрельным оружием. К таким признакам можно отнести: изменение характера передвижения в тире (бег, суетливые движения, хаотические реакции); изменение модуляции голоса (дрожание голоса, переход на крик и т. п.); тремор пальцев, рук, ног, лица; изменение цвета лица (бледность); повышенное потоотделение; бегающий взгляд, затруднение в фокусировке.
Нельзя не сказать о том, что стрессовые состояния слушателей возникают на уровне внутреннего диалога, переживаний. В результате проведённого опроса групп слушателей на занятиях по огневой подготовке было выявлено, что страх,
неуверенность присутствуют на всех этапах проведения занятий [1, с 77]. И в процессе усложнения учебных задач стрессовые состояния только увеличиваются. Данные стрессовые явления на уровне мыслей выражаются в таких формулировках, как: чувство опасности (физической угрозы), чувство неадекватности восприятия реальности, отсутствие безопасности, потребность спастись, убежать от источника опасности, ретироваться, защитить себя. Данные переживания в процессе обучения огневой
подготовке у слушателей необходимо преодолевать и преобразовывать в дополнительные стимулы в преодолении психо-эмоциональных препятствий при обращении с огнестрельным оружием. При правильном планировании и проведении учебного процесса, как показали практические занятия, данные стрессовые явления в
психике слушателей практически полностью исчезают к концу курса обучения [4].
Преодоление стрессовых состояний в процессе обучения огневой подготовке должно осуществляться на всех этапах проведения занятий в зависимости от особенностей обучаемых. Здесь необходимо выделять как групповые, так и индивидуальные особенности.
Приведённая ниже методика позволяет проводить корректировку стрессовых состояний обучаемых на подготовительных к стрельбе этапах. При этом важно отметить что практическая апробация данных методик проводилась со слушателями учебных групп в январе-феврале 2020 г. В данном исследовании приняло участие 15 слушателей имевших психологическое напряжение при обучении огневой подготовке. Работа с данной категорией обучаемых проводилась как в группе, так в индивидуальном порядке в период проведения учебных занятий. К началу проведения боевых стрельб в рамках учебного процесса, значительно снизилось психологическое напряжение у принимавших в исследовании слушателей, а уровень самоконтроля позволил успешно перейти к выполеннию практических стрельб из боевого огнестрельного оружия.
Упражнение № 1
Задание: выполняйте упражнение, которое в психотерапевтической практике получило название «дыхание стоя». Эффект упражнения направлен на уменьшение степени тревожности, депрессивных явлений при подготовке к стрельбе.
Методика выполнения упражнения.
Необходимо сделать полный вдох, одновременно поднимая руки вверх, прикасаясь ими к ушам, задержать дыхание на несколько секунд. Стремительно нагнувшись, дать рукам свободно повиснуть, выдохнуть воздух через рот. Затем, делая медленный вдох, выпрямиться, поднимая руки над головой. Вдыхая, желательно образно представить, как с потоком воздуха «впитываются» положительные чувства (сила, спокойствие, свежесть, здоровье), а во время выдоха «отдаётся» всё негативное (слабость, тревожность, страх, неуверенность).
Рекомендуется повторить упражнение в одной серии 3-5 раз. Упражнение № 2
Задание: выполните упражнение, имеющее целью выработку спокойствия, самообладания и повышения уровня субъективного контроля.
Для закрепления эффекта от упражнения рекомендуется периодически его повторять. Также необходимо заметить, что данное упражнение рекомендуется выполнять до занятия по огневой подготовке в домашних условиях.
Методика выполнения упражнения.
Перед выполнением упражнения необходимо создать спокойную окружающую обстановку.
Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Подумайте о
спокойствии во время подготовки к стрельбе и непосредственно в момент выстрела. Сосредоточьтесь на понятии «спокойствие» поразмышляйте над ним, что это за чувство, какова его природа, смысл. По мере того, как у вас будут возникать какие-то озарения, идеи или образы, связанные с этим чувством, постарайтесь занести их в рабочую тетрадь.
В дальнейшем при подготовке к занятию, вспоминая и используя данные слова-ключи, самонастройка психики обучаемого будет самостоятельно корректироваться для подготовки к стрельбе и непосредственно повлияет на качество выстрела и результат в целом.
Также при выполнении данного упражнения слушатель мысленно может создать ситуацию стресса при подготовке к стрельбе непосредственно при выстреле. Важно в момент мысленного напряжения, когда обучаемый почувствовал себя в данных стрессовых условиях, постараться увидеть себя спокойным и безмятежным. При выполнении данного упражнение, создаётся мощный внутренний механизм самоконтроля, который может в дальнейшем мгновенно включаться в работу обучаемого на этапе проведения практических стрельб.
Упражнение № 3
Задание: выполните упражнение, которое позволяет оперативно устранять чувство страха при подготовке к стрельбе из огнестрельного оружия.
Методика выполнения упражнения.
Положите свою правую руку на живот, левую руку на сердце сделайте глубокий вдох. После этого задержите дыхание в течение 4-6 секунд, а затем сделайте внезапный вдох. В одной серии упражнение необходимо повторить 4-6 раз.
Упражнение должно, конечно, производиться так, чтобы в горле не появлялось стеснение или чувство боли. Если же появляются болезненные ощущения в горле, то это служит знаком того, что упражнение выполняется неправильно. Целесообразно ещё раз повторить порядок выполнения упражнения.
Упражнение № 4
Задание: внимательно ознакомьтесь с методикой психогигиенической гимнастики и выполняйте предлагаемое упражнение в домашних условиях, особенно перед предстоящим занятием по огневой подготовке, вне зависимости от степени вашей подготовленности. Частота выполнения данного упражнения зависит от индивидуальных особенностей обучаемого и носит рекомендательный характер.
Методика выполнения упражнения.
Первая часть - лёжа на спине с закрытыми глазам. Занимающийся психогигиенической гимнастикой мысленно произносит следующую формулу самовнушения: «Я совершенно спокоен». Затем как возможно ярче надо представить себе, что правая рука очень тяжёлая, мысленно произнеся про себя формулу: «Моя правая рука очень тяжёлая. Она словно налилась свинцом. Тяжесть разливается по всему телу. Появляется приятное чувство тепла в правой руке. Я весь охвачен теплом, как в тёплой ванне. Лёгкая прохлада овевает лоб».
Вторая часть - повторять себе: «Я весел и спокоен. Дыхание свободное, ровное,
глубокое. Я словно заряжаюсь внутренней энергией. Свежесть и бодрость наполняют меня. Владею собой без усилий. Впереди плодотворный день и успешное занятие по огневой подготовке. Воля собрана, как пружина. Мышцы напряглись. Внимание ... Встать!»
Третья часть - встать и потянуться, руками вверх в стороны, при этом спокойно вдыхая и выдыхая.
Психогигиеническая гимнастика обеспечивает эмоциональную уравновешенность и сосредоточенность.
Предложенные выше упражнения позволяют в кратчайший период укрепить психоэмоциональную составляющую личности обучаемого.
При этом следует помнить, что преодоление стресса при стрельбе из огнестрельного оружия и сопутствующих негативных явлениях психики зависит только от вас.
Для ослабления стрессового состояния:
- старайтесь сосредоточиться на контроле за своими действиями;
- делайте всё как можно более точно;
- стремитесь контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом;
- постарайтесь мысленно увидеть себя со стороны;
- попытайтесь увидеть со стороны всю ситуацию;
- не поддавайтесь эмоциям, прикажите себе думать над своей задачей, для этого задайте себе три вопроса: «Кто я? Где я нахожусь? Какова моя задача? Что я должен делать?»
Подготовленность сотрудников ОВД в разделе огневая подготовка, является неотъемлемой частью успешного выполнения служебных обязанностей всех категорий
сотрудников ———190] При этом само выполнение служебных обязанностей всегда сопряжено с риском для жизни и здоровья. Автор данной научной статьи постарался выработать дополнительные методики в преодолении стрессовых состояний сотрудников в период первоначальной подготовки. Уникальность данных методик по преодолению стрессовых состояний слушателей, отличается своей простотой и универсальностью в применении при проведении занятий по огневой подготовке. В целом происходит всецелое расширение и развитие дополнительных навыков у слушателей, способных улучшить показатели в оперативно-служебной деятельности. Применение антистрессовых методик не требует от преподавателя каких-либо дополнительных материальных затрат для их воспроизведения. В данном случае всё зависит от творческих начинаний и желания самих участников данного процесса. Данные методики являются универсальным фундаментом для их будущей модернизации и внесения новых элементов в систему огневой подготовки. Важно отметить, что основным источником для проведения данной научно-исследовательской работы, помимо учебно-научной литературы и нормативно-правовых актов МВД России, является личный опыт и наблюдения автора данной работы на протяжении долгого периода службы в территориальных ОВД и за период преподавательской деятельности на базе Восточно-Сибирского института МВД России.
При постепенном внедрении данных методик преподавания, в огневую подготовку, в результате проведённого анализа успеваемости и сдачи итоговых зачётов по огневой
подготовке, у слушателей учебных групп выработались уверенные навыки в обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами. Молодые сотрудники, принимавшие участие в выполнении антистрессовых упражнений, получили всецелое представление о природе происхождения и развития чрезвычайных ситуаций при обращении с огнестрельным оружием в период несении службы, и что наиболее важно и ценно, в экстремальных ситуациях сопряжённых с риском для жизни при встрече с вооружённым преступником.
Библиография
1. Ворожцов А.М., Игумнов А.В., Шайхутдинов А.Р. Развитие навыка в правильном прицеливании. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 1 (84). С. 75-81.
2. Васильев М.А. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения огневой подготовке // Полицейская деятельность. 2019. № 2. С. 68-75.
3. Васильев М.А. Подготовка сотрудников ОВД к действиям по применению огнестрельного оружия в условиях ограниченной видимости // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности // Сборник научных статей Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 189-191.
4. Гаврилов А.В., Солоницкая Э.В.. Обучение боевой стрельбе из пистолета с использованием тренажера беспулевой стрельбы: Учебно-методическое пособие. -Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2005. - 108 с.
5. Кузьменко А.А., Приемы преодоления психологического барьера перед оружием // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственные редакторы А.А. Каримов, А.А. Сысоев. 2018. С. 57-60.
6. Кудряшов Ю. Моделирование действий стрелка при выполнении выстрела // Разноцветные мишени: Сборник статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука.-М.: Физкультура и спорт, 1977.-С. 71-75.
7. Литвин Д. В. Формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в процессе профессионального обучения (первоначальной подготовки): структура, содержание, этапы: учеб.-метод. пособ. / Д. В. Литвин, А. И. Кузнецов, Р. С. Ахметов. — Краснодар: КУ МВД России, 2016. — 96 с.
8. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
9. Морозов А.В. Обучение инстинктивной стрельбе в условиях физических нагрузок и психологического воздействия: Учебное пособие.-Томск: Филиал РИПК МВД РФ, 1993.
10. Тирских А.А. Формирование психологической готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственные редакторы А.А. Каримов, А.А. Сысоев. 2018. С. 113-117.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в рецензируемой статье выступают методические аспекты огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов, проанализированы психологические факторы обучения обращению с огнестрельным оружием. В процессе исследования применены общенаучные методы (классификация, сравнение, обобщение), теоретические методы (анализ литературы по проблеме исследования, методологический анализ), а также эмпирические методы (включённое наблюдение, опрос обучающихся, обобщение опыта преподавания).
Актуальность работы обусловлена текущими задачами отечественной высшей школы: повышать качество профессиональной подготовки специалистов, усилить внимание к формированию практико-ориентированных компетенций обучающихся. Вопросы регулирования психоэмоционального состояния будущих работников системы внутренних дел значимы и как элемент их професионализма, и как фактор эффективности учебной деятельности.
Работа имеет элементы научной новизны:
- автором предложен алгоритм огневой подготовки слушателей в образовательных организациях МВД;
- описано содержание каждого этапа огневой подготовки;
- сформулированы рекомендации по преодолению стресса при работе с огнестрельным оружием;
- предложены упражнения для корректировки стрессовых состояний в процессе обучения стрельбе.
Стиль изложения материала соответствует стандартам научной публикации.
Текст структурированный, логичный.
Однако, в текст необходимы некоторые правки:
- сократить заголовок (желательно не превышать норматива в 7-10 слов);
- во фразе «Занимаясь обучением огневой подготовке слушателей, на базе ВосточноСибирского института МВД России...» убрать указание на название вуза, так как предлагаемый алгоритм обучения может быть применим в различных организациях;
- описывая алгоритм огневой подготовки слушателей, сопроводить текст рисунком, так как сделанное автором выделение шрифтом выглядит не ясно;
- упоминая в тексте о проведённом опросе обучающихся, нужно кратко указать фактические данные - когда он проедён, как оранизована процедура опроса, сколько человек опрошено, к каким категориям относятся респонденты;
- вывод «у слушателей учебных групп выработались уверенные навыки в обращении с оружием» также выглядит не убедительно без указания количественных данных. Библиография содержит как классические, так и актуальные работы. Но в тексте присутствуют ссылки не на все источники. Также необходимо внести коллективы в оформление источников, в соответствии со стандартами журнала «Современное образование», и расположить список литературы в алфавитном порядке.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует, поскольку не входила в круг задач автора. Это не умаляет практической ценности исследования. Статья представляет интерес для специалистов в области дидактики профессионального образования, для психологов и преподавателей, работающих в системе органов внутренних дел. После исправления указанных недочётов работа может быть рекомендована к публикации в научном издании.
Замеачния главного редактора от 08.06.2021: "Автор доработал статью в соответствии с требованиями рецензентов".