Научная статья на тему 'ТАКСОНОМИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ПРАВА: ОПЫТ РОССИИ И СТРАН АФРИКИ (Статья)'

ТАКСОНОМИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ПРАВА: ОПЫТ РОССИИ И СТРАН АФРИКИ (Статья) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климатическое право / климатическая повестка / корпоративное управление / энергетическое право / зеленая экономика / углеродный след / имущественный ущерб. / climate law / climate agenda / corporate governance / energy law / green economy / carbon footprint / property losses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карцхия Александр Амиранович, Логон Динара Теофиловна

В статье в целях определения закономерностей формирования и выявления особенностей в области правового регулирования изменений климата анализируется развитие современного законодательства России и стран Африки. Используя системный и сравнительно-правовой метод исследования, авторы приходят к выводу о том, что под влиянием глобальных мегатрендов, связанных с изменениями окружающего мира, трансформацией экономики и технологического развития в условиях борьбы с мировой пандемией, климатическая повестка выходит на первый план и сопровождается активной законотворческой деятельностью во многих странах мира. Создаваемое новое законодательство стимулируют внедрение низкоуглеродных технологий и снижение выбросов парниковых газов, разработку технологий на основе возобновляемых источников энергии. Под влиянием объективных факторов идет процесс формирования системы законодательства в области глобальной защиты климата планеты и регулирования негативного воздействия антропогенных факторов в виде климатического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxonomy of climate law: the experience of Russia and African countries (Article)

The article analyzes the development of modern legislation in Russia and African countries in order to determine the patterns of formation and identify features in the field of legal regulation of climate change. By systematic and comparative legal research method the authors come to a conclusion that global megatrends effect associated with changes of the surrounding world, modern economy transformation and technological development in the fight against the global pandemic, the climate agenda has come to the fore and is accompanied by active legislative activity in many countries of the world. The new legislation is being created and new management models stimulate the introduction of low-carbon technologies and the reduction of greenhouse gas emissions, the development of technologies based on renewable energy sources. Under the objective factors impact, there is going a process of creation a new system of legislation of the planet's climate global protection and regulation of the negative anthropogenic impact as a Climate law.

Текст научной работы на тему «ТАКСОНОМИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ПРАВА: ОПЫТ РОССИИ И СТРАН АФРИКИ (Статья)»

УДК 349.6

DOI: 10.31249 /iajpravo/2024.01.02

КАРЦХИЯ А.А.1, ЛОГОН Д.Т.2 ТАКСОНОМИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ПРАВА: ОПЫТ РОССИИ И СТРАН АФРИКИ (Статья)

Аннотация. В статье в целях определения закономерностей формирования и выявления особенностей в области правового регулирования изменений климата анализируется развитие современного законодательства России и стран Африки. Используя системный и сравнительно-правовой метод исследования, авторы приходят к выводу о том, что под влиянием глобальных мегатрен-дов, связанных с изменениями окружающего мира, трансформацией экономики и технологического развития в условиях борьбы с мировой пандемией, климатическая повестка выходит на первый план и сопровождается активной законотворческой деятельностью во многих странах мира. Создаваемое новое законодательство стимулируют внедрение низкоуглеродных технологий и снижение выбросов парниковых газов, разработку технологий на основе возобновляемых источников энергии. Под влиянием объективных факторов идет процесс формирования системы законодательства в области глобальной защиты климата планеты и регулирования негативного воздействия антропогенных факторов в виде климатического права.

Ключевые слова: климатическое право; климатическая повестка; корпоративное управление; энергетическое право; зеленая экономика; углеродный след; имущественный ущерб.

1 © Карцхия Александр Амиранович, профессор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, доктор юридических наук.

2 © Логон Динара Теофиловна, аспирант РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

29

KARTSKHIYA А.А., LOGON D.T. Taxonomy of climate law: the experience of Russia and African countries (Article)

Abstract. The article analyzes the development of modern legislation in Russia and African countries in order to determine the patterns of formation and identify features in the field of legal regulation of climate change. By systematic and comparative legal research method the authors come to a conclusion that global megatrends effect associated with changes of the surrounding world, modern economy transformation and technological development in the fight against the global pandemic, the climate agenda has come to the fore and is accompanied by active legislative activity in many countries of the world. The new legislation is being created and new management models stimulate the introduction of low-carbon technologies and the reduction of greenhouse gas emissions, the development of technologies based on renewable energy sources. Under the objective factors impact, there is going a process of creation a new system of legislation of the planet's climate global protection and regulation of the negative anthropogenic impact as a Climate law.

Keywords: climate law; climate agenda; corporate governance; energy law; green economy; carbon footprint; property losses.

Для цитирования: Карцхия А.А, Логон Д.Т. Таксономия климатического права: опыт России и стран Африки (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2024. - № 1. - С. 29-43. - DOI: 10.31249 /iajpravo/2024.01.02

Введение

В последние десятилетия высокие темпы экономического роста породили новые глобальные мегатренды: урбанизацию и изменение климата1, а современные экологические и климатические риски оцениваются как самая большая глобальная угроза, в то

1 См.: Climate Finance Provided and Mobilised by Developed Countries: Aggregate Trends updated with 2019 data. - Paris : OECD Publishing, 2021. - URL: https://www.oecd.org/env/climate-finance-provided-and-mobilised-by-developed-coun tries-aggregate-trends-updated-with-2019-data-03 5 90fb7-en.htm (дата обращения: 15.10.2023).

30

время как вызванные агрессивным антропогенным воздействием экологические проблемы приводят к деградации окружающей среды, чрезмерному загрязнению воздуха, нехватке воды, утрате биоразнообразия и подрывают мировые экосистемы. Ситуация усугубляется продолжающейся мировой пандемией СОУГО-19, ставшей катализатором перестройки современных экономических и социальных моделей развития.

Климатические изменения носят комплексный характер и создают значительные риски, прежде всего, для населения, национальной инфраструктуры и климатозависимых отраслей экономики. В связи с этим формулируется основная задача - адаптация российской экономики к глобальному энергопереходу, сокращению выбросов парниковых газов и достижению углеродной нейтральности к 2060 г.1 Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью ускоренного совершенствования климатического законодательства и смежных правовых институтов в условиях глобальных климатических изменений и современного энергоперехода при изменении моделей социального и экономического развития. Установление модели правового регулирования и разработка нового законодательства определяют цель и задачи по формированию структуры нового правового института. В наши дни климатическая повестка выходит на первый план, и крупнейшие экономики стремятся разработать комплексные стратегии для устранения углеродных рисков и выявления возможностей для зеленого финансирования2.

Климатическое право формируется как самостоятельная ветвь права и выделяется из состава экологического права, вытесняя другие многочисленные проблемы экологического права3, что сопровождается формированием системного правового ландшаф-

1 См.: Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021. № 3052-р).

2 См.: Ezroj А. Carbon Risk and Green Finance. - Routledge, Taylor & Francis Group, 2022. - 122 p.

3 См.: Hilson Ch. It's all about Climate Change, Stupid! Exploring the Relationship between Environmental Law and Climate Law // Journal of Environmental Law. - 2013. - Vol. 25, N 3. - P. 359-370. - URL: https://academic.oup.com/jel/ article/25/3/359/385125?login=false (дата обращения: 15.10.2023).

31

та, который определяет и регулирует национальные меры реагирования на изменение климата1.

Практика изменений в международном регулировании свидетельствует о приоритетности достижения целей устойчивого развития в области климата, адаптации законодательства к потребностям снижения негативного влияния глобальных климатических изменений, о недостаточности внимания, уделяемого роли закона в решении проблемы производства ископаемого топлива для достижения целей в области изменения климата2, а также приобретающего все большее значение фактора углеродного риска по мере того, как истинная ценность углерода становится все более очевидной. Он затрагивает все этапы инвестирования, включая установление цены заимствования и доступа к капиталу в целом, а также вопросы страхования и социальных лицензий, включая ре-

3

гуляторные ограничения .

Проблемы климатического права, возможности международно-правового и национального регулирования в сфере климата и экологии, адаптация права под влиянием климатических изменений и перспектив углеродного регулирования широко обсуждаются в научном мире4. При этом предполагается, что основу правового регулирования по вопросам климатической повестки составляют акты комплексного характера, которые относятся к экологическому, финансовому и энергетическому праву, создавая совокупность

1 См.: Scotford, E., Minas, S. Probing the Hidden Depths of Climate Law: Analysing National Climate Change Legislation // Review of European, Comparative & International Environmental Law (RECIEL). - 2019. - N 28 (1). - P. 67- 81. - URL; https://papers. ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3757972 (дата обращения: 15.10.2023).

2 См.: Wenta J., McDonald J., McGee J. Enhancing Resilience and Justice in Climate Adaptation Laws // Transnational Environmental Law. - 2019. - № 8 (1). -P. 89-118.

3 См.: Bolton P., Kacperczyk M. Do Investors Care about Carbon Risk? // Journal of Financial Economics. - 2021. - Vol. 142, N 2. - P. 517-549. - URL: https://www. cambridge. org/core/journals/transnational-environmental-law/article/enhan cing-resilience-and-justice-in-climate-adaptation-laws/95F84D8FC76EE35A03F0E614 95C94562 (дата обращения: 15.10.2023).

4 См.: Право и климат планеты : науч. изд. / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин. - Москва : Юстиция, 2020. - С. 21-33.

32

норм национального и международного права при возрастающей роли частноправовых отношений в сфере «зеленой» экономики1.

Вопросы климатической повестки в России. Воздействие изменения климата, как отмечается в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р, (далее - Стратегия), имеет комплексный характер и создает значительные риски, прежде всего, для населения, национальной инфраструктуры и клима-тозависимых отраслей экономики. К числу наиболее значимых отнесены риски экстремальных погодных явлений (например, масштабные наводнения или засухи), риски совместного неблагоприятного воздействия (например, высокая температура и высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха) и риски деградации различных экосистем в результате изменения термического и влажностного режима (например, деградация многолетнемерзлых грунтов и горного оледенения, ускоренное старение зданий).

В Стратегии подчеркивается, что в силу значительной территории и многообразия природно-климатических условий изменение климата создает для Российской Федерации также новые возможности, в том числе такие, как увеличение периода навигации в акватории Северного морского пути, сокращение продолжительности отопительного периода, рост продуктивности растениеводства и поглощающей способности управляемых экосистем.

Глобальные вызовы оказывают существенное влияние на развитие отдельных отраслей промышленности России, и в частности, эти вызовы приводят к нестабильности конъюнктуры угольных рынков в мире, что создает риски возникновения финансовой неустойчивости и угрозы банкротства части угольных компаний; возможному снижению потребления угля в мире по экологическим и климатическим соображениям в связи с переходом отдельных стран на низкоуглеродные стратегии развития, наблюдаемый рост доли возобновляемых источников энергии и природного газа в энергобалансах развитых и развивающихся стран, а также к развитию других инновационных и альтернативных неф-

1 См.: Новикова Е.В. Зеленая экономика и зеленое право: мировые тенденции // Экологическое право. - 2020. - № 3. - С.18.

33

ти, газу и углю источников энергии, прежде всего водородной энергетики1.

Основным стратегическим документом климатической повестки в России является утвержденная Президентом РФ и пришедшая на смену Климатической доктрине РФ 2009 г. новая Климатическая доктрина РФ 2023 г., ключевой целью которой служит достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития достижение в России углеродной нейтральности (баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением) не позднее 2060 г., а целью климатической политики Российской Федерации провозглашено обеспечение безопасного и устойчивого развития России, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, факторы, в условиях изменения климата и возникновения сопутствующих ему угроз.

Климатическая доктрина РФ 2023 г. основывается на фундаментальных и прикладных научных знаниях в области климата и смежных областях и представляет собой систему положений о целях, основных принципах, задачах и механизмах реализации единой государственной политики России по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями, и является основой для выработки и реализации климатической политики. Доктрина базируется на Монреальском протоколе по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г., Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) от 9 мая 1992 г., Киотском протоколе РКИК от 11 декабря 1997 г., Парижском соглашении от 12 декабря 2015 г. и других международных договорах РФ и развивает положения Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., а также учитывает положения Стратегии национальной безопасности РФ, Концепции внешней политики РФ, Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г., Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г., Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г. и других документов стратеги-

См.: Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.06.2020 № 1582-р (ред. от 13.10.2022).

34

ческого планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Устойчивое развитие энергетики тесно связано с энергопереходом. В частности, как определяет Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов, устойчивое развитие мировой энергетики рассматривается в международной повестке в контексте перехода на технологии, использующие энергию солнца, ветра, вод (в том числе энергию сточных вод), биомассы, биогаза, геотермальной энергии (далее -возобновляемые источники энергии), а также развитие технологий атомной и водородной энергетики.

Технологической основой устойчивого развития в условиях энергоперехода служат передовые технологии производства энергии и энергоэффективности. В частности, более чистыми являются технологии производства энергии на основе природного газа с использованием водорода и метано-водородной смеси, на основе парогазового цикла и термоядерного синтеза.

Развиваются технологии утилизации отходов производства и потребления, повышения эффективности использования материалов, увеличения доли их повторного использования; осуществляются разработка и освоение технологий улавливания, переработки, использования и (или) захоронения углекислого газа, выбросы которого образуются в процессах промышленного и энергетического производства; внедрение технологий электрификации транспорта.

Климатическая повестка в странах Африки. Повышение температуры угрожает здоровью жителей Африки. Межправительственная группа экспертов по изменению климата МГЭИК предупреждает, что «если глобальное потепление превысит 2°С, то произойдет увеличение распространения и сезонной передачи трансмиссивных заболеваний, таких как малярия, лихорадка денге и желтая лихорадка, даже в регионах, ранее не затронутых этими болезнями»1. В Кот-д'Ивуаре наблюдаются повторяющиеся эпидемии лихорадки денге: в период с 2017 по 2020 г. было зарегистри-

1 Bilan 2001 des changements climatiques : Conséquences, adaptation et vulnérabilité. - URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/03/wg2sumfrench. pdf (дата обращения: 15.10.2023).

35

ровано в целом 4729 случаев с подозрением на заболевание, в том числе 594 подтвержденных случая1.

Засухи и наводнения являются наиболее опасными рисками в Африке. Засуха уже ощущается на Африканском Роге2, а также в таких странах, как Марокко. В Северном Бенине снижение плодородия почв является одним из основных препятствий, влияющих на сельскохозяйственное производство3. На западе континента наводнения и штормы уже дают о себе знать. В октябре 2022 г. Всемирная продовольственная программа распространила предупреждение о разрушительных последствиях сильных дождей и наводнений в Западной и Центральной Африке. От этих исключительных погодных явлений пострадали пять миллионов человек в 19 странах региона. Наводнения привели к гибели сотен людей и

4

нарушили жизнедеятельность пострадавшего региона .

Уровень моря у берегов Африки повышается быстрее, чем в среднем по миру, особенно в Красном море и на юго-западе Индийского океана, где он увеличивается примерно на 4 мм в год5.

1 См.: 411 - Situation épidémiologique de la dengue en Côte d'Ivoire de 2017 à 2020 / Ano A.K.M.N., Coulibaly D., Bénie V.J., Akani B.C., Douba A., Ahoussou E.M., Dagnan N.S. // Revue d'Épidémiologie et de Santé Publique. - 2022. - N 70. - S. 146. -URL: https://www.researchgate.net/publication/362403761_411_-_Situation_epidemio logique_de_la_dengue_en_Cote_d'Ivoire_de_2017_a_2020 (дата обращения: 15.10.2023).

2 См.: Une nation dépendante des aléas climatiques et des organisations internationales pour subvenir à ses besoins. - URL: https://www.tresor.economie. gouv.fr/Pays/ER/une-nation-dependante-des-aleas-climatiques-et-des-organisations-inter nationales-pour-subvenir-a-ses-besoins^aTa обращения: 15.10.2023).

3 См.: Déterminants de l'adoption des bonnes pratiques de gestion durable des terres dans un contexte de changement climatique au Nord Bénin: cas de la fumure organique / Adebiyi K.D., Maiga-Yaleu S., Issaka K., Ayena M., Yabi J.A // International Journal of Biological and Chemical Sciences. - 2019. - N 13 (2). -P. 998-1010.

4 См.: Afrique de l'Ouest : des inondations déciment des vies et des terres cultivées. - URL: https://news.un.org/fr/story/2022/10/1128902 (дата обращения: 15.10.2023).

5 См.: Le rapport sur l'état du climat en Afrique met l'accent sur le stress hydrique et les risques liés à l'eau. - URL: https://public.wmo.int/fr/medias/communi qués-de-presse/le-rapport-sur-l'état-du-climat-en-afrique-met-l'accent-sur-le-stress (дата обращения: 15.10.2023).

36

Это приводит к увеличению частоты и тяжести прибрежных наводнений в низкорасположенных городах, а также к повышению солености грунтовых вод из-за вторжения морской воды. Все эти явления снижают производительность сельского хозяйства и угрожают продовольственной безопасности1.

Растет и проблема доступности пресной воды в Африке.

Озеро Чад за последние десятилетия значительно уменьшилось в

2

размерах из-за повышения температуры , засухи и растущего спроса на воду. Ледники в экваториальной Восточной Африке, такие как горы Кения, Килиманджаро и Рувензори, тают быстрее, чем в среднем по миру. Выживание населения этих стран будет зависеть от количества осадков в регионе в будущем3. В Кот-д'Ивуаре последствия изменения климата проявляются в таких явлениях, как повышение уровня моря, эрозия берегов и наводнения4. Согласно Шестому оценочному докладу МГЭИК, «мир не в состоянии выдержать согласованный в Париже предел в 1,5°С, и глобальные выбросы необходимо сократить на 43% в течение этого десятиле-тия»5. Группа экспертов предупреждает, что потепление в Африке будет ускоряться очень быстро и что без решения проблемы изменение климата будет продолжать оказывать негативное воздейст-

1 См.: Topeur B. Trois essais sur l'impact socio-économique du changement climatique en Afrique subsaharienne // Economies et finances / Univ. Clermont Auvergne. - 2023. - URL: https://theses.fr/2023UCFA0002 (дата обращения: 15.10.2023).

2 См.: Georgieva K. Il est temps de s' adapter // L'économie face au climat. -2019. - URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/fre/2019/12/index.htm (дата обращения: 15.10.2023).

3 См.: Le rapport sur l'état du climat en Afrique met l'accent sur le stress hydrique et les risques liés à l'eau. - URL: https://public.wmo.int/fr/medias/ communiqués-de-presse/le-rapport-sur-l'état-du-climat-en-afrique-met-l'accent-sur-le-stress (дата обращения: 15.10.2023).

4 См.: L'élévation du niveau de la mer assiège les villes côtières africaines en plein essor. - URL: https://africacenter.org/fr/spotlight/lelevation-du-niveau-de-la-mer-assiege-les-villes-cotieres-africaines-en-plein-essor/ (дата обращения: 15.10.2023).

5 См.: Le sixième rapport d'évaluation du GIEC. - URL: https://cdkn.org/ sites/default/files/2022-04/IPCC%20Regional%20Factsheet%202_West%20Africa-FR_ web.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

37

вие на экономику и общество Африки, препятствовать росту и благосостоянию1.

Только 40% населения Африки имеет доступ к системам раннего предупреждения, что ниже, чем в любом другом регионе мира2.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) на Африканском климатическом саммите в Найроби (Кения) признала, что Африка гораздо больше страдает от изменения климата и пока не имеет достаточных ресурсов для борьбы с ним3. Такая ситуация способствует росту перемещений и миграции. В Сахеле изменение климата вызывает ряд проблем, угрожающих экологическому равновесию и существованию живых существ. Хава Кайентао (HAWA KAYENTAO) из Университета правовых и политических наук в Бамако посвятила свое исследование защите мигрантов в контексте изменения климата и пришла к следующим выводам: в Африке действует Конвенция Африканского союза о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи (Convention de Kampala), однако этот документ должен поддерживаться международным договором по защите климатических мигрантов. Климатические мигранты имеют право на особую международную и гуманитарную правовую защиту. Отсюда вытекает целесообразность создания международной правовой базы по данному вопросу и формированию защитного статуса для этой груп-пы4. Необходимо подчеркнуть, что, хотя индустриализация позволила многим странам развиваться, большинство африканских стран не успели воспользоваться преимуществами этого прогрес-

1 См.: AR6 Synthesis report: Climate change 2023. - URL: https://www.ipcc. ch/report/sixth-assessment-report-cycle/ (дата обращения: 15.10.2023).

2 См.: La Conférence sur les alertes précoces multi-dangers met en évidence les effets en cascade des phénomènes météorologiques extrêmes et autres aléas naturels, qui s'inscrivent dans le contexte du changement climatique. - URL: https://public. wmo.int/fr/medias/communiqués-de-presse/des-alertes-précoces-pour-tous-le-plan-d'ac tion-pour-l'afrique-st#:~:text=«Entre%201970%20et%202021%2C%20sur,quelle%20 autre%20région%20du%20monde (дата обращения: 15.10.2023).

3 См.: L'Afrique pâtit du changement climatique de manière disproportionnée. -URL: https://news.un.org/fr/story/2023/09/1138192 (дата обращения: 15.10.2023).

4 См.: Hawa K. Les changements climatiques et les migrations dans le sahel: enjeux, solutions, perspectives. - URL: https://visionafriq.lemafriq.org/wpontent/uplo ads/revista/01.01/Communication%20Kayentao .pdf (дата обращения: 15.10.2023).

38

са. Поэтому этим странам трудно совместить свои законные цели развития с обязательствами по ограничению выбросов парниковых газов в соответствии с Парижскими соглашениями.

Грабеж и незаконная эксплуатация природных ресурсов в зонах вооруженных конфликтов в Африке, осуществляемые повстанческими движениями и некоторыми воюющими государствами, не прекращаются1. Эта незаконная деятельность, включающая добычу алмазов, золота, колтана, древесины и касситерита, служит источником финансирования повстанцев для приобретения оружия. Некоторые государства и международные компании также пользуются этим, чтобы незаконно эксплуатировать эти ресурсы или получать выгодные контракты2. Такая чрезмерная эксплуатация природных ресурсов наносит серьезный ущерб окружающей среде и ставит под угрозу устойчивое развитие. Кроме того, международное экологическое право сложно применять, особенно в Африке, из-за отсутствия опыта в этой области. Препятствием является также нехватка финансовых ресурсов для выполнения обязательств, содержащихся в международных конвенциях по охране окружающей среды. Существует множество конвенций, которые требуют от государств, подписавших и даже не подписавших их, принятия мер. Однако в большинстве случаев, особенно в развивающихся странах, отсутствует реальная политическая воля к воплощению положений этих конвенций в конкретные действия.

Осознавая возросшую опасность изменения климата Африки, страны приняли Парижское соглашение, в котором обязались ограничить рост температуры менее чем на 2°С. Африканский союз принял Стратегию и План действий по борьбе с изменением климата, которыми должны руководствоваться все африканские страны. Разработана Программа «Климат для развития Африки» (СНшВеу-АЙ1са) которая является инициативой Комиссии Афри-

1 См.: Paillard Ch.-A. Le trafic international de matières premières, un fléau qui ravage le continent africain. - URL: https://www.areion24.news/2020/05/21/le-trafic-international-de-matieres-premieres-un-fleau-qui-ravage-le-continent-africain/ (дата обращения: 15.10.2023).

2 См.: Les zones insécurisées, les acteurs armés et les types d'incidents sécuritaires à l'est de la République Démocratique du Congo / Kasivirehi R.K., Kiso-nia G.P., Muhesi R.M., Mukosa E.K. // Parcours et Initiatives: Revue interdisciplinaire du Graben (PIRIG). - 2023. - N 23. - S. 223-242.

39

канского союза, Экономической комиссии ООН для Африки и Африканского банка развития. Она утверждена на самом высоком уровне лидерами африканских стран (саммит глав государств и правительств). Программа была создана с целью создания прочной основы для реагирования Африки на изменение климата1.

Африканский саммит по вопросам «зеленого» роста и климатического финансирования призван собрать вместе лидеров африканских стран и их партнеров для обсуждения проблем и возможностей, связанных с изменением климата на континенте. Основная цель саммита - сформулировать Найробийскую декларацию по зеленому росту, климатическому финансированию, обратиться к государствам - членам Африканского союза и их партнерам с призывом взять на себя обязательства по ее реализации.

4 сентября 2023 г. был обнародован новый план действий для Африки в пользу системы раннего предупреждения для всех, на открытии Африканского климатического саммита в Найроби (Кения). Основная цель - обеспечить получение всеми слоями африканского общества, особенно наиболее уязвимых, точной и своевременной информации об опасных природных явлениях и надвигающихся катастрофах.

С 4 по 6 сентября 2023 г. состоялся первый Африканский климатический саммит, на котором была принята Найробийская декларация. Основные недостатки и ограничения этой Декларации заключаются в следующем:

- в ней признается важность разработки политики и нормативных актов, однако в ней не предлагается обязательных мер для обеспечения их эффективной реализации;

- ничего не говорится о создании механизмов мониторинга и оценки для определения прогресса, достигнутого в реализации климатической политики в Африке;

- не указано, каким образом различные африканские игроки и институты будут взаимодействовать в целях реализации климатической политики;

- заявляется о важности привлечения инвестиций и развития справедливых энергетических переходов, но не предлагаются кон-

1 См.: ClimDev-Africa Leading the Response to Climate Change in Africa. -URL: https://www.climdev-africa.org/ (дата обращения: 15.10.2023).

40

кретные меры по наращиванию потенциала африканских стран для реализации этой политики.

Существует несколько возможных решений указанных проблем.

Во-первых, африканским странам необходимо принять обязательные к исполнению законы по реализации климатической политики, изложенной в Декларации, чтобы гарантировать ее эффективную реализацию и обеспечить ответственность стран за выполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, создание системы мониторинга и оценки прогресса в реализации климатической политики позволит выявить области требующие улучшения и принять соответствующие корректирующие меры. Наконец, было бы полезно укрепить существующие институты, отвечающие за реализацию климатической политики, такие как министерства окружающей среды и энергетики, путем выделения необходимых ресурсов, обучения персонала и улучшения координации между различными учреждениями.

На национальном уровне практически все африканские страны приняли меры по борьбе с последствиями глобального потепления, например, Кот-д'Ивуар и Демократическая Республика Конго. Статья 177 Лесного кодекса Республики Конго предусматривает, что «при разработке политики, стратегий, национальных планов действий, исследовательских программ, планов развития и нормативных документов по устойчивому управлению лесными экосистемами, а также при проведении лесохозяйственных работ учитывается борьба с изменением климата»1. Однако уже на протяжении нескольких десятилетий в Республике Конго наблюдается чрезмерная эксплуатация земельных ресурсов в экономических целях. Эксплуатация природных ресурсов, в данном случае ископаемого топлива, является одной из основных причин изменения климата, последствия которого становятся все более ощутимыми2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

См.: Повестка дня в области устойчивого развития. - URL: https://www. sgg. cg/codes/congo-code-2020-forestier.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

2 См.: Yonoudjim Y.D., Galy D. Des prémices d'une réglementation des énergies renouvelables au Tchad // RADE. - 2021. - N 6. - S. 172.

41

1 июня 2023 г. Кот-д'Ивуар представил проект закона о новом Экологическом кодексе1. Законопроект соответствует международным обязательствам Кот-д'Ивуара, таким как Парижское соглашение по климату и Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.2

Законопроект предусматривает создание агентства, отвечающего за национальную политику в области окружающей среды, устойчивого развития, и фонда окружающей среды и устойчивого развития. Агентство будет обладать статусом юридического лица, финансовой автономией, собственным имуществом и управленческими ресурсами. Фонд будет охватывать такие основные экологические сектора, как изменение климата, биоразнообразие, опустынивание, прибрежные зоны и химические вещества. Законопроект совершенствует инструменты управления природопользованием, делая акцент на социальном аспекте и привлечении населения к участию в проектах развития. К ним относятся оценка воздействия на окружающую среду и социальную сферу, экологический и социальный аудит и стратегическая экологическая и социальная оценка. Особое внимание в нем уделено вопросам управления и утилизации отходов, включая бытовые, промышленные, санитарные и электронные.

Важно подчеркнуть, что африканские страны часто сталкиваются со специфическими проблемами в области экономического и социального развития, которые могут ограничивать их возможности по эффективной реализации экологической политики. Такие проблемы, как бедность, ограниченный доступ к финансовым и технологическим ресурсам, а также внутренние конфликты, препятствуют внедрению и исполнению экологического законодательства.

1 См.: Nouveau code de l'environnement : le ministre jean-luc assi presente les grandes innovations aux parlementaires. - URL: https://environnement.gouv.ci/ nouveau-code-de-lenvironnement-le-ministre-jean-luc-assi-presente-les-grandes-innova tions-aux-parlementaires/ (дата обращения: 15.10.2023).

2 См.: Повестка дня в области устойчивого развития. - URL: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 15.10.2023).

42

Выводы

Необходимо отметить, что законы и меры, принимаемые Российской Федерацией и африканскими странами для борьбы с глобальным потеплением, имеют большое значение, но они являются лишь частью решения проблемы. Глобальное потепление -это общемировое явление, не признающее государственных границ. Выбросы парниковых газов из других регионов мира также способствуют изменению климата как на юге - в Африке, так и на севере - в Арктике. Последствия глобального потепления в этих регионах мира во многом схожи: таяние ледников и вечной мерзлоты, подъем уровня Мирового океана, сопровождающийся затоплением прибрежных территорий, утрата сельскохозяйственных угодий и т.д.

Поэтому даже если страны примут меры по сокращению собственных выбросов, они все равно могут пострадать от последствий глобального потепления, вызванного действиями промышленностью других более развитых стран.

Россия и Африка обладают огромным потенциалом солнечной, ветровой и гидроэлектрической энергии, соответственно необходимо формирование правовой базы, направленной на стимулирование частных компаний к развитию возобновляемых источников энергии и облегчающей их быстрое внедрение. Необходимо поощрять более тесное международное сотрудничество в борьбе с глобальным потеплением, наращивать научный обмен знаниями в области изменения климата, реализовывать совместные научно-технологические проекты, призванные создавать новые технологии по смягчению последствий и адаптации к изменению климата.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.