Научная статья на тему 'Такафулу – да!'

Такафулу – да! Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ШАРИАТ / ТАКАФУЛ / ОПЕРАТОР / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАТЕЛЬ / МОДЕЛЬ / ТАКАФУЛ-ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТАКАФУЛ-ОКНО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадова Мадина Мовсаровна

В статье анализируется механизм развития исламского страхования, рассматриваются основные характеристики исламского страхования и его основных институтов, определяются структуры и виды исламского страхования, установаются различия в правовом регулировании коммерческого страхования и страхования, осуществляемого в соответствии с требованиями шариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Такафулу – да!»

УДК 368.8

ТАКАФУЛУ - ДА!

TAKAFOL - YES!

МАДИНА МОВСАРОВНА МАГОМАДОВА преподаватель кафедры «Банковское дело», Чеченский государственный университет, аспирантка МЭСИ

e-mail: madina.magomadova@mail.ru

В статье анализируется механизм развития исламского страхования, рассматриваются основные характеристики исламского страхования и его основных институтов, определяются структуры и виды исламского страхования, установаются различия в правовом регулировании коммерческого страхования и страхования, осуществляемого в соответствии с требованиями шариата.

In article the mechanism of development of Islamic insurance is analyzed, the main characteristics of Islamic insurance and its main institutes are considered, structures and types of Islamic insurance, установаются distinctions in legal regulation of commercial insurance and the insurance which is carried out according to requirements of Sharia are defined.

Ключевые слова: ислам, шариат, такафул, оператор, страховщик,

страхователь, модель, такафул-промышленность, такафул-окно.

Keywords: islam, sheriat, takaful, operator, insurer, insure, model, takaful industry, takaful windows.

26 мая 2011 года в рамках IV Международного миротворческого форума «Ислам -религия мира и созидания » в Грозном был проведен «круглый стол», на котором рассматривались вопросы развития исламских финансов в России и возможности создания исламского банкинга в Чеченской Республике. По итогам работы «круглого стола» принята резолюция, основным пунктом которой стало создание рабочей группы при Главе ЧР. Участники встречи обозначили задачи по конструктивной работе в сфере реализации исламских финансовых институтов на территории Чечни. Данный документ вошел в резолюцию четвертого международного миротворческого форума «Ислам - религия мира и созидания».

Одним из самых древних видов отношений между людьми в общественной и юридической сферах жизни по праву считается страхование.

В 1750 году до нашей эры царем Хаммурапи были приняты уникальные на то время, знаменитые законы, в которых, в частности, отмечалось, что купцы-караванщики, передвигавшиеся не по одиночке, а группой, должны обязательно заранее оговорить, каким же образом в случае неудачного путешествия одного из них будут совместно возмещаться убытки последнего. Идиома «страховой случай» была еще не в ходу, однако незапланированный визит недружественных племен, нападение разбойников, воровство, тяжелая болезнь, стихийное бедствие уже считались поводом для коллективного сбора средств в пользу пострадавшего.

Вообще, следует отметить, что и у германцев, и у греков, и у римлян, и у восточных народов существовал обычай взаимопомощи на случай внезапной кончины.

Скотоводы Древнего Востока при моровом падеже скота совместно погашали все убытки в долях пропорциональных числу голов в стаде.

В VШ-VI веках до нашей эры началась активная колониализация средиземноморских земель греческими купцами, в обычае которых на случай кораблекрушения было распределение понесенных убытков на всех членов «консорциума».

Следует заметить, что в то время Греция и Финикия более активно культивировали морскую торговлю, а не сухопутную. Поэтому для участников морского каравана было обязательным было составление договора о совместной компенсации возможных убытков.

Та же Греция считается родоначальницей страховых кредитов, которые предоставлялись состоятельными купцами арматорам, при условии непременного погашения кредитов при получении прибыли от продажи груза по прибытии в порт назначения.

Однако богатые купцы сильно рисковали: если корабль не приходил в пункт назначения, тонул или был захвачен пиратами, такой специфический «кредит» не погашался.

Если для судовладельца потеря корабля могла стать началом краха его бизнеса, то крупный торговец мог спокойно «пережить» утрату энного количества денежных средств, потраченных на кредитование. От корабельщика же требовалось тщательное выполнение условий договора и оплата более чем высокого процента по кредиту.

XII век принято считать началом страхового дела в Европе.

До этого время повсеместно возникали различные как формальные, так и неформальные объединения, призванные консолидировать силы для защиты от неожиданностей и различных катаклизмов - «один в поле не воин». Так, ирландские

селяне (обычно дворов двадцать, не более) объединялись в некое подобие «страховых фондов» на случай возникновения неожиданных расходов (мор, падеж скота, засуха, неурожай, стихийные бедствия, пожары и т.п.).

Однако дальнейшее развитие сухопутной и морской караванной торговли привело к появлению новых систем страхования, которые, в свою очередь, дали толчок к разработке новых принципов и видов страхования, впоследствии ставших для нас хорошо знакомыми и привычными.

Для европейской системы страхования была характерна королевская монополия.

Так, в 1293 году все морские суда, стоявшие под загрузкой в портах Португалии либо суда, взятые в аренду гражданами Португалии, были застрахованы португальским королем.

В начале XV века европейское страхование все больше приобретает черты отдельной отрасли финансовой деятельности, причем явной становится коммерческая направленность такого занятия, хотя это не исключало и взаимности страхования.

Известные как «огневые товарищества», парижские и лондонские страховые компании постепенно перерастали в акционерные товарищества.

Так появилась в 1612 году известнейшая «Голландско-ост-индийская страховая акционерная компания».1

Учреждение в России при Государственном заемном банке Особой страховой экспедиции послужило отправной точкой зарождения страховых отношений в стране.

Однако только после отмены крепостного права страховой рынок в России активизировался и приобрел относительную популярность.

Акционерное страхование как одна из форм организации страховой защиты появилось во второй половине XVII в.

Для стран с ориентацией экономики на рыночные отношения характерны различные формы страховых отношений, причем с каждым годом многообразие организационных форм института страхования только растет.

За сорок последних лет вначале в странах восточного региона, а затем и в странах других регионов мира, получил широкое распространение такафул, или исламское страхование, являющийся не столько организационной разновидностью страхования, сколько альтернативной формой защиты человека и его имущества от неблагоприятных факторов, опирающейся на мусульманское право.

1 Фогельсон Ю. Введение в страховое право. -М., 1999

Фогельсон Ю. Введение в страховое право. -М., 1999

История такафула началась, по мнению зарубежных историков, более 1400 лет тому назад.3

Слово «такафул» произошло от идиомы «кафала», обозначающей в переводе с арабского «обоюдное предоставление друг другу каких-либо гарантий».

Так как суть такафула заключается во взаимной поддержке участниками друг друга, исламское страхование создает наиболее оптимальные условия для оказания

4

помощи пострадавшим участникам договора .

Коммерческое же страхование, по мнению исламских правоведов, не соответствует положениям шариата, поскольку содержит в себе запрещенные мусульманскими нормами веры формы:

- ростовщичество;

- азарт;

- неопределенность.

Но наиболее важной проблемой на пути развития исламского страхования является проблема адекватного соотношения мусульманского права и вопросов инвестирования, ведь с точки зрения шариата, как мусульманского права, единственными приемлемыми для такафул-оператора способами инвестирования являются:

- вклады в исламские банки;

- инвестиции в недвижимость;

- инвестиции на основе модели мудараба;

- инвестиции на основе модели мушарака.5

Однако по вопросу о соответствии такафула положениям шариата среди исламских правоведов нет единого мнения. Дискуссия по вопросам такого соответствия продолжается в течение долгого времени.

В 1985 году Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации

Исламской конференции «О страховании и перестраховании» принял фетву, где

6

коммерческое страхование признавалось несоответствующим шариату.

Там же было рекомендовано правительствам мусульманских стран развивать исламскую систему страхования, построенную на принципах шариата и являющуюся альтернативой традиционному коммерческому страхованию.

3 http://www.pwc.com/en GX/gx/fmandal-services/pdf/pwc takaful.pdf

4 http://www.zamnoy.com/blogs/dzhiyan/84577701/2009-03-10/dozvolennoe і zapret-noe V islame

5 Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М., 2001

6 http://www.takafoLm/mbrika.php?mb=44

7 Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование. -М., 2008

Несмотря на то, что сейчас исламское страхование успешно развивается в Судане, странах Персидского залива и Малайзии, общая рыночная доля исламского страхового сектора по сравнению с традиционным остается небольшой.

Наиболее высокий показатель (отношение суммы страховых премий по исламскому страхованию к сумме страховых премий по традиционному страхованию) отмечен в Саудовской Аравии, Малайзии, Индонезии.

Для других стран этот показатель на порядок ниже (рис. 1).

Доля исламского страхового сектора

Рисунок 1. Доля исламского страхового сектора

О перспективности данного направления в страховом деле красноречиво говорит следующий факт: в странах, где исторически было предопределено акционерное и взаимное страхование, в настоящее время на страховом рынке появляются такафул-продукты, все большее число такафул-операторов выбирают для своих штаб-квартир города США, Люксембурга, Голландии, Великобритании.9

Сейчас в мире действует около 160 компаний, предлагающих своим клиентам такафул-продукты (включая компании, работающие по принципу такафул-окон).

Принято все объекты, каким-либо образом имеющие отношения к процессу создания такафул-продуктов, объединять в систему такафул-промышленности (takaful industry).

Такафул-промышленность состоит из различных субъектов хозяйствования, непосредственно участвующих в производстве такафул-продуктов либо такафул-услуг:

8 http://www. emirates247. com/?utm_source

9 Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М., 2001

- традиционные страховые компании, осуществляющие коммерческое страхование, и одновременно предлагающие ограниченный выбор такафул-продуктов;

- традиционные перестраховочные компании, участвующие в перестраховании такафул-операторов;

- ре-такафул компании, участвующие в перестраховании такафул-операторов;

- такафул-операторы (компании), предлагающие полный перечень такафул-продуктов либо такафул-услуг.

В последнее время часто владельцами такафул-фирм либо дистрибьюторами такафул-продуктов и услуг становятся банки, таким образом втягиваясь в круговорот такафул-бизнеса, составляя здоровую конкуренцию подвизающимся на этом рынке страховым синдикатам, перестраховочным брокерам и фондовым менеджерам.10

Как нам кажется, такой повышенный интерес в масштабах мировой экономики к такафул-промышленности вызван, прежде всего, фактором мобильности такафула (исламское страхование растет на 35% быстрее, чем традиционное страхование).

Нельзя также не заметить, что для немусульманских стран актульной является система такафул-окон (takaful windows), получающая в последнее время все большее распространение в странах Европы.

В мире насчитывается миллионы и миллионы сторонников шариата, причем огромное количество этих людей проживает не в мусульманских государствах. Этот потребительский сегмент рынка такафул продуктов и услуг охватывают традиционные страховые компании, предлагающие страховые продукты на основе такафула, и не создающие для этого отдельных подразделений.11

В качестве подтверждающего это факта выступает деятельность страхового концерна Allianz AG, одного из лидеров на рынке страхования. Среди 70 филиалов компании, работающих по всему миру, можно выделить 9 подразделений, базирующихся в исламских странах и предоставляющих там наряду с традиционными продуктами страховые услуги на основе такафула.

Однако, несмотря на все вышесказанное, у системы такафул-окон имеются и ярые противники, утверждающие, что такое совмещение коммерческих страховых продуктов и продуктов такафул-страхования противоречит нормам ислама, может вызвать резкое неприятие верующих, и, что самое главное, сделает неизбежным конфликт интересов между традиционным и исламским страхованием, что, соответственно, сильно усложнит деятельность такафул-операторов.

10 Islamic insurance. Trends, Opportunities and the future of Takaful. -London, 2007

11 http://www.business24-7.ae/Articles

Данные опасения небеспочвенны, однако, как нам кажется, такое неблагоприятное развитие событий возможно лишь для мусульманских государств, где верующие составляют превалирующее большинство населения.

Для неисламских стран система такафул-окон, по нашему мнению, является наиболее перспективным направлением такафул-промышленности, поскольку сможет охватить всю прослойку мусульманского населения, в то время как организация такафул-оператора в таком государстве будет нерентабельной.

Тем более, что страховщик, «открывший» в своей компании такафул-окно, получает за счет альтернативного источника доходов финансовые «преференции» и другие преимущества, тем самым укрепляя материальную стабильность и устойчивость своей фирмы.

В основном, исламские страховые компании обычно предлагают страхователям услуги по семейному и общему такафулу.

Семейный такафул предусматривает различные варианты полисов, причем эти полисы обычно имеют аналоги в традиционном страховании12 - семейный такафул, такафул, связанный с инвестициями (investment linked takaful), такафул для получения образования (Child education takaful), медицинский такафул и такафул по страхованию здоровья (Medical & health takaful).13

Шариат весьма противоречиво относится к проблеме страхования жизни, поэтому в исламском мире считается, что семейный такафул направлен прежде всего на защиту домочадцев страхователя от различных рисков, а не означает буквально страхование чьей-либо жизни14.

По мнению Р.И. Беккина, главное отличие между семейным такафулом и традиционным личным страхованием состоит в специфике системы распределения прибыли между страховым оператором и участниками (страхователями), а не в терминологии15.

Страховые случаи, связанные с имущественным страхованием (home takaful), охватываются общим такафулом, которому присуща идея возмещения.

В качестве страхователей в данном случае имеют право выступать как юридические, так и физические лица, выплачивающие взносы, поступающие в фонд общего такафула (такафул-фонд), обеспечивающий возмещение убытка страхователям в случае наступления страхового случая.

12 http://www.insuranceinfo.com.my

13

Беккин Р. И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М., 2001

14 Крюков В.П. Страховое право.- М., 1992

15 Беккин Р. И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М., 2001

Роль доверительного собственника фонда общего такафула играет такафул-оператор.

В случаях, если уплаченных страхователем взносов недостаточно для покрытия ущерба, наступившего в результате страхового случая, такафул-оператор имеет право увеличить ставку премии.

Хотя следует заметить, что в случае наступления страхового случая для страхователя и получения денежного возмещения от страховщика, застрахованный, как правило, не может предъявлять права на часть прибыли фонда общего страхованияю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фонд общего страхования служит также для выплат премий перестраховщикам и содержит созданные на случай непредвиденных расходов денежные резервы.

Доход, полученный от вносимых страхователем взносов в фонд общего страхования (за вычетом указанных выше издержек), распределяется между страхователем и страховщиком в заранее обозначенных долях (например, 55% -оператору и 45 % - участнику договора).

Распределение доходов между такафул-оператором и участником происходит, в основном, по истечении срока действия страхового договора.

Срок действия страхового договора в общем такафуле обычно составляет один год, по истечении срока полиса, его продлевают и возобновляют.

Исламское страхование предусматривает для своих участников специальные

льготы.

Например, если за время действия полиса (Motor Takaful), в котором оговаривается ответственность автовладельца, последний ни разу не попал в аварию, участнику страхового договора предоставляется скидка.16

Мусульманскими правоведами на основе анализа предписаний и запретов, изложенных в Коране и сунне, были сформулированы основополагающие принципы, согласно которым строится договор такафула:

- правило соблюдения договоров: «...И пусть не отказывается писец написать

так, как научил его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на котором обязательство. И пусть он боится Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости. И берите в свидетели двух из ваших мужчин.»17 (2:282);

16 http://www.insuranceinfo.com.my

17 Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. - М., 1991

- правило наивысшей добросовестности (utmost good faith). Если в договоре существуют какие-либо сомнительные моменты либо недостатки, участники договора не могут утаивать негативные факты, касающиеся предмета договора. Недействительным договор может стать в результате мошеннических действий, предоставления заведомо ложных сведений, умышленного введения в заблуждение и т.д. Обратимся к Корану: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами. И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд!»18 (4:29);

- правило гуманизма. Договор исламского страхования, по меньшей мере внешне, заключается совсем не ради получения прибыли его участниками, но лишь в целях оказания помощи пострадавшим: «По свидетельству Сафвана бин Салима, который передал слова Пророка: «Тот, кто заботится о вдове и бедняке и работает для них, подобен воину, сражающемуся напути Аллаха, или тому, кто постится в течение дня, а всю ночь проводит в молитве»19;

- правило взаимопомощи. Верующие должны помогать друг другу в духе

братства и взаимопомощи: «... И помогайте одни другим в благочестии и

богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде.»20 (5:2);

- правило социальной защиты. Следовательно, шариат разрешает человеку накопить определенные средства путем внесения денежных взносов и получения прибыли в соответствии с требованиями шариата, чтобы не оставить своих наследников без средств к существованию. «Поистине, для тебя лучше оставить твоих наследников с достатком, чем оставить их бедными и просящими других о помощи»21;

- правило справедливой компенсации. Такафул-оператор принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный собственности, жизни или здоровью застрахованного или страхователя: «Поистине, Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит это и дарует от Себя великую награду!»22 (4:40);

- правило надлежащего размещения средств страхователя. Следуя условиям договора такафула, страхователь выплачивает взносы такафул-оператору с условием, что эти деньги будут использоваться только в операциях, разрешенных шариатом: «Если я

18 Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. - М., 1991

19 Сахих аль-Бухари (Краткое изложение)/ Пер. В.А. Нирши. - М., 2002

20

Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. - М., 1991

21 Сахих аль-Бухари (Краткое изложение)/ Пер. В.А. Нирши. - М., 2002

22 Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. - М., 1991

запрещу вам что-нибудь, то избегайте этого, если же я повелю вам что-либо, то делайте из

23

этого, что сумеете!» .

Мусульманские ученые определяют классический договор такафула как правовой акт, содержащий:

- оговоренный заранее механизм разделенного распределения рисков и предоставления взаимных гарантий;

- условия участия в договоре, где владельцы полисов являются и совладельцами такафул-фондов;

- условия управления, предоставляющие держателям полисов право участия в операциях и право контроля над счетами;

- условия инвестирования уплаченных участниками взносов в разрешенные шариатом области;

- условия распределения доходов от финансовой деятельности.

В основе такафула как исламской модели страхования лежит принцип табарру', что в переводе с арабского означает «дар, пожертвование»24.

Данная доктрина заключается в наличии у каждого страхователя искреннего намерения оказывать помощь другим участникам договора исламского страхования, в случае возникновения у последних определенных страховых случаев.

Следуя принципу табарру', такафул-компания создает Специальный счет участника, куда страхователь в личном страховании (семейном такафуле) перечисляет в качестве условного «дара» часть выплачиваемых им по полису взносов, именно с этого счета в дальнейшем компания осуществляет выплаты застрахованному (страхователю) либо его наследникам, в случае смерти страхователя до окончания срока договора.

Но прежде специально оговаривается, что такафул-оператор не будет вкладывать собранные ею со страхователя взносы в операции, противоречащие нормам шариату.

Табарру' как институт права имеет сходные черты с такими догмами, как хиба, хайрат и садака, которые несут в себе безвозмездную основу предоставляемой в распоряжение другой стороны предмета или вещи.

Табарру' освобождает такафул от ростовщичества рибы (рибы) и неопределенности (гарара).

Однако, несмотря на то, что табарру' формально должен предоставляться безвозмездно, страхователь получает право на компенсацию в виде равноценного

23 Сахих аль-Бухари (Краткое изложение)/ Пер. В.А. Нирши. - М., 2002

24 http://slovarix.ru/islam_entsiklopedicheskiy_slovar/search/word

продукта за предоставленные взносы, что вызывает некоторые нарекания со стороны исламских правоведов.25

В основе деятельности такафул-операторов лежит одна из трех моделей:

- кооперативная;

- коммерческая;

- агентская.

Основой кооперативной модели исламского страхования в области отношений страхователя и страховщика является чистая мудараба - классический договор.

В основном чистая мудараба используется при заключении договоров по семейному такафулу (личное страхование), хотя иногда принципы чистой мударабы находят применение и для общего страхования (имущественное страхование).

Следуя этой модели, страховщик лишь управляет средствами страхователя, при этом участники договора имеют право на стопроцентный излишек.

Полученная от вложения излишка прибыль распределяется в указанных в договоре долях между участниками и оператором, причем никакие вычеты не производятся, пока не состоится раздел прибыли, а все производственные издержки оператора погашаются из дохода последнего.

Одним из подвидов кооперативной модели является бесприбыльное страхование, при котором казначеем фонда выплаченных страхователем взносов становится такафул-оператор. Средства этого фонда не могут никуда инвестироваться, а используются только для выплат компенсаций участникам при наступлении страховых случаев.

Кооперативная модель оптимальна для страховщиков, ограничивающих свою деятельность взаимным страхованием (первоначально по этому принципу работали такафул-компании в Саудовской Аравии и Судане), однако с течением времени выгоды коммерческого страхования заставили большинство такафул-операторов перейти в своей деятельности к более рентабельным системам страхования.

Поэтому очень скоро в мусульманском мире стала развиваться другая модель -коммерческая.

Родиной коммерческой модели такафул-страхования является Малайзия.

Некоторые авторы при описании коммерческой модели страхования используют термин «мудараба». По нашему мнению, данное название не вполне корректно, в виду того, что мудараба, как механизм исламского страхования, используется и в агентской модели в случае вложения выплаченных страхователем взносов.

25 http://www.maybank2u.com.my

Для случая использования коммерческой модели такафул-страхования применяется другой подвид мударабы: модифицированная мудараба (общий такафул).

Для семейного такафула более актуальной является чистая мудараба.

Основным отличием коммерческой модели от кооперативной является распределение между оператором и участниками в оговоренных договором долях и прибыли, и излишка, которые следует различать.

Такафул трактует излишек как «превышение общего количества собранных в течение финансового периода взносов над общим количеством страховых выплат, произведённых в течение указанного периода, а также выплат по перестрахованию и после вычета издержек и изменения технических резервов».

Следовательно, разделу между оператором и участниками подлежат и убытки.

Кроме того, перед разделом такафул-оператор вычитает из излишка свои издержки.

Данный факт вызывает резкое неприятие у некоторых исламских правоведов: они считают, что изъятие производственных издержек до разделения прибыли и излишка между страхователем и страховщиком противоречит шариату и духу мударабы.

Другие исламские исследователи полагают, что коммерческая модель более приемлема для такафул-операторов вследствие своей конкурентоспособности, поскольку в ней могут использоваться элементы агентской модели и для нее не является приоритетным исключительное использование мударабы.

Агентская модель получила свое название из одноименного договора.

Таким образом, такафул-компания выступает по отношению к страхователю в роли агента.

В агентской модели оператор получает от участников фиксированную сумму (комиссию), которая покрывает понесенные им операционные расходы и взимается с взносов участников.

В отличие от коммерческой модели, в агентской модели участники несут все

риски.

К примеру, если сумма страховых выплат превысит сумму страховых взносов, уплаченных участниками, то последние обязаны компенсировать разницу путем дополнительных платежей.

Вместе с тем оператор не претендует на излишек, который принадлежит участникам.

Полученная прибыль распределяется между компанией (ее акционерами) и теми участниками, которые в течение действия договора не предъявляли требований по возмещению ущерба.

В большинстве такафул - компаний действует именно такое правило.

Однако возможны и другие варианты:

- когда все участники имеют право на излишек, независимо от требований по возмещению;

- когда каждый участник может претендовать на излишек, если возмещение не превысило суммы уплаченных им взносов.

Таким образом, по общему правилу в агентской модели в отношениях между оператором и участниками используется договор вакала (агентский договор), а при инвестировании взносов участников оператор может воспользоваться механизмом мудараба.

Оператор может также прибегнуть к любому другому разрешенному шариатом способу инвестирования.

Что касается страховых агентов, то к их услугам прибегают и в коммерческой, и в агентской моделях.

Среди российских страхователей бытует мнение, что такафул является подвидом взаимного страхования. Об этом неоднократно писал С.Г. Скакун.26

С ними спорит Р.И. Беккин, утверждающий, что такафул может иметь форму и взаимного, и коммерческого страхования: «.не позволяет однозначно определить такафул в качестве исламского варианта взаимного (кооперативного) страхования или коммерческого страхования. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в каждой отдельно взятой стране такафул может быть представлен в форме взаимного либо коммерческого страхования.». 27

Исследователь такафула Э. Гильманов вообще разделяет две формы такафула:

- некоммерческий такафул;

- коммерческий такафул, т.е такафул с элементами инвестиционной

28

деятельности.

Однако, как нам видится, такафул следует отнести именно к системе страховой защиты в виде взаимного страхования хотя-бы по той причине, по которой в исламском страховании считается обязательным слияние в фонде табарру' средств участников

26 Скакун С.Г. Взаимное страхование и исламская экономика. -М., 2007

27

Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М., 2001

28 http://www.rcief.com/download/thirdinsurance.pdf

такафула, предназначенных для выплаты средств по страховому случаю, и общее несение рисков участниками такафул-страхования.

Возражения о том, что участники такафул-фонда не участвуют в управлении компанией и фондом, поэтому о «взаимности» страхования не может быть и речи, кажутся нам необоснованными, поскольку свои права в области управления участники такафул-договора делегируют такафул-оператору, тем самым непосредственно участвуя в процессе страхования.

Следовательно, по нашему мнению, признание такафула разновидностью взаимного страхования является вполне обоснованным и убедительным, хотя исламское страхование и обладает рядом отличительных черт:

- взаимное страхование в такафуле подразумевает передачу части средств страхователей в оперативное управление такафул-оператору, т.е. страховщику;

- страхователь всегда получает определенную выплату от такафул-оператора то ли как страховое возмещение при наступлении страхового случая, то ли как оговоренную долю прибыли;

- в случае бесприбылиных или убыточных инвестиций переданных в оперативное управление средств страховщика, убытки несет страхователь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И как нам не согласиться с Р.И.Беккиным, утверждающим, что такафул - это не

29

страховой продукт, а альтернативная система страхования.

Нам представляется, что такафул является обособленным видом страхования, при котором принципы взаимного страхования тесно переплетаются с принципами передачи средств в доверительное управление, что позволяет страхователю практически всегда получать определенные выплаты от такафул-оператора.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. - М., 1991

2. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М.,

2001

3. Крюков В.П. Страховое право.- М., 1992

4. Сахих аль-Бухари (Краткое изложение)/ Пер. В.А. Нирши. - М., 2002

5. Скакун С.Г. Взаимное страхование и исламская экономика. -М., 2007

6. Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование. -М., 2008

7. Фогельсон Ю. Введение в страховое право. -М., 1999

29

Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М., 2001

8. Islamic insurance. Trends, Opportunities and the future of Takaful. -London,

2007

9. http://www.pwc.com/en GX/gx/financial-services/pdf/pwc takaful. pdf

10. http://www.zamnoy.com/blogs/dzhiyan/84577701/2009-03-10/dozvolennoe i zapret-noe_v_islame_

11. http://www.takafol.ru/rubrika.php?rub=44

12. http://www. emirates247. com/?utm_source

13. http://www.business24-7.ae/Articles

14. http://www.insuranceinfo.com.my

15. http://slovarix.ru/islam_entsiklopedicheskiy_slovar/search/word

16. http://www.maybank2u.com.my

17. http://www.rcief.com/download/thirdinsurance.pdf

THE USED LITERATURE

1. Koran / the Transfer I.J. Krachkovskij. - M., 1991

2. Beccin R.I. Insurance in the Muslim right: theory and practice. -M., 2001

3. Krjukov V.P. Insurance right.- M., 1992

4. Sahih al-Buhari (Summary)/ the Transfer V.A.Nirshi. - M., 2002

5. Skakun S.G. Mutual insurance and Islamic economy. -M., 2007

6. Turbina K.E., Dadkov V.N. Mutual insurance. -M., 2008

7. Fogelson J. Introduction in the insurance right. -M., 1999

8. Islamic insurance. Trends, Opportunities and the future of Takaful. -London,

2007

9. http://www.pwc.com/en GX/gx/financial-services/pdf/pwc takaful. pdf

10. http://www.zamnoy.com/blogs/dzhiyan/84577701/2009-03-10/dozvolennoe i

zapret-noe_v_islame_

11. http://www.takafol.ru/rubrika.php?rub=44

12. http://www. emirates247. com/?utm_source

13. http://www.business24-7.ae/Articles

14. http://www.insuranceinfo.com.my

15. http://slovarix.ru/islam_entsiklopedicheskiy_slovar/search/word

16. http://www.maybank2u.com.my

17. http://www.rcief.com/download/thirdinsurance.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.