УДК 902/904 DOI 10.24412/2411-7838-2023-17-159-167
ТАГАРСКИЙ КУРГАН В ЧЕРТЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА УЛИЦЕ ГЛАДКОВА
С. М. Фокин
Красноярский краевой краеведческий музей
Статья вводит в научный оборот археологическую коллекцию из фондов Красноярского краевого краеведческого музея, относящуюся к раннему железному веку. Это 16 бронзовых предметов, представленных миниатюрным кельтом, орнаментированным чеканом, семью ножами, некоторые из которых орнаментированы, шестью зеркалами разных размеров и подвесной бляшкой в виде оленя (марала ?), выполненного в традиционной скифо-сибирской стилистике. Предметы найдены в 1971 г. в черте г. Красноярска на правом берегу во время строительства жилого дома. В краткой сопроводительной информации отмечается наличие трёх могильных пятен на месте обнаружения артефактов, на основе чего даётся заключение, что это были следы разрушенного кургана. Автор статьи приходит к выводу, что этот материал на самом деле мог происходить из захоронений, которые можно отнести к Красноярскому варианту тагарской культуры. Учитывая обстоятельства выявления материалов, их датировка предложена в общих рамках V—III вв. до н. э.
Ключевые слова: Красноярск, ранний железный век, тагарская культура, курган, погребения
TAGAR CULTURE IN THE CITY OF KRASNOYARSK AT GLADKOVA STREET
S. M. Fokin
Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore
The article introduces into scholarly circulation one of the archaeological collection from the Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore. The collection is dating back to the Early Iron Age and consists of 16 bronze items including a miniature celt, an ornamented hammer axe, seven ornamented and unornamented knives, six mirrors of different sizes and a hanging plaque in the form of a deer made in the traditional Scythian-Siberian style. The items were found in the city of Krasnoyarsk on the right bank of the Yenisei during the construction of a residential building in 1971. Brief accompanying information indicates that the site of discovery had three grave spots. Given this, it is concluded that these are traces of a destroyed mound. The author assumes that these materials could possibly originate from the burials which might be attributed to the Krasnoyarsk variation of the Tagar culture. Taking into account the circumstances of the finding, it is proposed to date the considered objects to the period between the 5th-3rd centuries BC.
Keywords: Krasnoyarsk, the Early Iron Age, the Tagar culture, mound, burial sites
Одним из весомых вкладов Анатолия Ивановича Мартынова в изучение археологических древностей Сибири стало выделение лесостепного варианта тагарской культуры. Ведущиеся исследования на северной периферии тагарской культурной общности продолжают содержательно дополнять выделенные варианты. Данная статья вводит в научный оборот археологическую коллекцию раннего железного
века из фондов Красноярского краеведческого музея (далее КККМ), полученную в результате разрушения кургана в ходе строительства домов в черте г. Красноярска.
В фонде археологии КККМ имеется коллекция из 16 единиц хранения бронзовых предметов О/Ф (Основной фонд) № 6039. Она была внесена в книгу поступлений основного фонда 17.02.1972 г. с указанием, что предметы переданы Кировским РОВД
в июле 1971 г. В аннотации к коллекции в инвентарной книге по археологии № 4 имеется следующее дополнение: «Материалы переданы Кировским отделением милиции г. Красноярска в июле 1971 г. Обнаружили при рытье котлована по ул. Гладкова, правый берег реки Енисея (неразборчиво. - С. Ф.]. После обследования котлована установлено наличие погребенных могильных ям, которые при зачистке ярко имели вид могильного пятна. Всего обнаружено три могильных [пятна. - С. Ф.], по-видимому это был курган. Вещи относятся к тагарской культуре».
К сожалению, в описании отсутствует адресная привязка, где были выявлены находки. Можно только сказать об ул. Гладкова. Она тянется от Предмостной площади на юго-запад вдоль Абаканской протоки. Здесь располагалась д. Перевозная, от которой, как явствует из названия, шла паромная переправа (перевоз] на левый берег через остров Конный (ныне о. Отдыха] (рис. 1; 2: 1]. Деревня так называлась в царское время и в начале советского периода. Затем здесь разросся посёлок,
получивший название Имени 1 августа. В связи с ростом города в 1962 г. был разработан проект жилой застройки этого района. Вскоре здесь вместо деревянных частных домов выросли кварталы пятиэтажек, дополненные в 1970-80-е гг. многоэтажными жилыми и офисными зданиями (рис. 2: 2]. Теперь на месте, где была паромная переправа, сооружён автодорожный мост Коммунальный, который выходит на Предмостную площадь. От площади вверх по течению Енисея отходит ул. Гладкова, вниз проспект Красноярский рабочий, перпендикулярно от реки на юг - ул. Матро-сова (рис. 2: 3].
Стоит отметить, что в археологическом плане это место было известным. В фондах музея под названием стоянка Перево-зинская хранится значительное число предметов археологии, датированных от палеолита до русского времени. Первыми красноярскими археологами отмечалось, что по правобережной части Енисея напротив Красноярска имеется немалое число курганов. Однако за исключением раскопанного С. М. Сергеевым одного тагарского
и,.
X - Л " Ч В
Солонцы
и) • ж Ф^ШГ -
И С ¿¡г ж.
сг\ дг X X \ ж\ шШ
VI -г\ ж Лг^'У V П
1 Г \
\yjij
^ ^ ч
У. V
******** 1 Центральный район £ Вметнтул
~--- ь 3
Ч 1 ^
У
I
ОДА X Д Советский район Ш _/ ^ Ленинский район
\ V_" . Л Чд . \ уп.глии^-
ХЧЬ п• Х^г^ёя / ЛГ ^^ Г-,
ОС«-'*
^ = Красноярск
11 Предмостная
^^^^ площадь ^ 1*' ул.Гладкова / ,,
С
..„'-о* ГЛ1«№* \ %м^Кировский район
0 2км
_!_плйпн_......
Рис. 1. Картосхема города Красноярска с указанием ул. Гладкова
Рис. 2. Фотографии правобережной части Енисея в районе ул. Гладкова: 1 - 1920-е гг., фото сделано с северо-восточной стороны выше паромной переправы (из фондов КККМ, НЕГ 6473); 2 - 1976 г., фото сделано с северо-западной стороны, за высотным зданием (гостиницей) виден Коммунальный мост (КККМ О/Ф 8095/ НЕГ 1150/32); 3 - современное фото сделано с северозападной стороны, в левом верхнем углу расположено здание гостиницы
погребения, других свидетельств научного археологического изучения таких объектов нет. Как правило, инвентарь захоронений поступал в результате хозяйственной деятельности и ответственного отношения к древностям того, кто находил эти
артефакты. Именно таким образом в фонды КККМ с территории нынешнего правобережного Красноярска поступили материалы из погребений бронзового века (А № 205) и средневековья (а № 175/ 1-69) у села Ладейского, раннего железного века
у с. Торгашино (А № 184)1. Материал, которому посвящена статья, стал продолжением этой грустной традиции.
Из описания к коллекции следует, что были зафиксированы могильные пятна, причём в процессе зачистки, на основании чего сделано предположение, что это остатки кургана. Кто мог дать такое описание? Очевидно, что не рабочие, рывшие котлован, и не сотрудники милиции, которым было это передано. В последнем случае, если бы представитель правоохранительных органов разбирался в археологии, то со значительной долей вероятности сообщил бы более точное описание. Возникает предположение, что на место находки выезжал сотрудник музея археолог Н. В. На-щёкин. Почему не были предприняты попытки исследовать остатки захоронений, остаётся только гадать. В отчёте музея за 1971 г. при описании деятельности отдела досоветского общества, несмотря на упоминание об археологической работе, ничего не сказано о находках с ул. Гладкова. Нам остаётся только представить учёной общественности этот материал.
Как было выше указано, коллекция включает 16 бронзовых предметов. Это бляшка с изображением копытного рогатого животного, орнаментированный миниатюрный чекан, небольших размеров кельт, семь разнотипных ножей и шесть зеркал.
Наиболее выразительной находкой среди предметов коллекции является бронзовая бляшка, изображающая оленя в реалистичной манере исполнения. Её размеры 6,2 х 4,2 см (рис. 3: 1). Животное изображено в экспрессивной форме, отражённой в рельефно выраженных напряжённых мышцах тела и морды, со сложенными под туловищем копытами, задранными вверх шеей и головой с крупной круглой глазницей. От носа и глаза к спине отходят ветвисто-переплетающиеся рога, доходящие до середины крупа, но не касающиеся его. Между рогами и спиной от глазницы отходит длинное заострённое ухо, напоминающее ослиное. В районе репицы хвостовая часть отображена в форме пятиугольни-
ка с отверстием в середине. Вероятно, это было место для крепления. Обратная сторона бляшки полая, негативно отображающая внешний рельеф. Посередине имеется петля для крепления.
В плане видовой принадлежности фигурка, по-моему, отображает марала. Это тем более вероятно, что в южной тайге Приенисейской Сибири северный олень встречается только в горах Саян, в то время как марал здесь широко распространён и до сих пор является объектом охоты. В то же время наличие длинного уха придаёт фантастичность образу животного.
Миниатюрный чекан (записанный в инвентарной книге как кельт) имеет втулку, частично разрушенную с одной стороны, с подквадратным отверстием для крепления. Боёк квадратный в профиле с клиновидным остриём и плоским обухом. Обух украшен пятью продольными желобками. Размеры изделия - 5,3 х 14,5 см (рис. 3: 2).
Миниатюрный клиновидный кельт с се-кирообразным рабочим краем имеет на боковых плоскостях с обеих сторон круглые отверстия для крепления. Грань устья втулки имеет заметный прогиб к середине плоскости. Размеры: 4,8 х 6,3 см (рис. 3: 3).
Ножи разнотипные и плохой сохранности. В их число входят: с кольцевым на-вершием, дугообразнообушковые и без выраженной границы между рукоятью и клинком, плоские пластинчатые. Некоторые из них имеют орнаментацию (рис. 4).
Дугообразнообушковый нож с кольцевым навершием и обломанным остриём без перехода от рукояти к клинку имеет размеры 19,8 х 3,3 см (рис. 4: 1).
Ещё один нож с кольцевым наверши-ем имеет плавно изгибающийся к острию клинок с вогнутой спинкой и выраженной односторонней заточкой. Клинок по заточке имеет микроразрушения. Переход в рукоять по низу отмечается плавным изгибом. Вдоль нижней грани на одной стороне рукояти нанесён слабо читающийся орнамент в виде «плетёного шнура», оканчивающегося на границе с клинком каким-то изображением, возможно, головы грифона. Перед началом заточки фик-
1 В археологической литературе материалы этой коллекции чаще называют кладом, но вопрос о характере этого объекта остаётся открытым. Не исключено, что это было погребение.
Рис. 4. Бронзовые ножи из кургана на ул. Гладкова
сируется мелкое круглое отверстие. Размеры ножа 15,1 х 2,3 см (рис. 4: 4).
Третий нож - дугообразнообушковый -имеет петельчатое окончание рукояти без перехода от рукояти к клинку. Сохранность изделия плохая - патина разрушается, имеются трещины, лезвие полностью разрушено. Кроме того, полотно ножа деформировано повдоль. Несмотря на состояние, в торцовой части рукояти прослеживается двусторонний орнамент. Со стороны спинки отверстие в рукояти охватывает голова грифона, у которого отчётливо заметны круглые углубления глаз (в одном углу рукояти) и ноздря клюва (противоположный угол рукояти). Размеры ножа 16,2 х 1,5 см (рис. 4: 2).
Ещё один нож представлен двумя фрагментами с утраченной торцовой частью рукояти. Его можно отнести к дугообраз-нообушковым, хотя угол преломления в районе перехода рукояти в клинок слабо заметен. Следов орнамента не наблюдается. Его размеры 14,9 х 1,3 см (рис. 4: 3).
Пятый нож имеет прямое плоское полотно без перехода от рукояти к клинку; он с прямой спинкой, плавно сужающимся к острию лезвием и заоваленными углами торцовой части с круглым отверстием. У ножа частично разрушена грань лезвия, имеется поперечная трещина, патина разрушается. Размеры ножа 14,9 х 1,3 см (рис. 4: 6).
Ещё два ножа представлены фрагментами. Один - дугообразнообушковый - имеет по нижней части рукояти односторонний орнамент в виде продольного жёлоба, под которым читается узор «плетёный шнур», оканчивающийся в районе перехода рукояти в клинок каким-то изображением, которое из-за разрушающейся патины не определяется (рис. 4: 5). Последний экземпляр представлен фрагментом с рукоятью и обломанным клинком. Торцовая часть имеет прямые углы и овально-наклонённое отверстие (рис. 4: 7).
Шесть зеркал имеют круглую форму с петельчатым креплением, их диаметр от 4,8 до 6,9 см. Три зеркала относительно целые (рис. 5: 2, 3, 4). Ещё одно имеет частично разрушенную грань (рис. 5: 1). Два оставшихся зеркала фрагментарны. Причём у одного отломана центральная часть с пе-
телькой (рис. 5: 5, 6). От этого зеркала происходят ещё два небольших фрагмента.
Обнаружение в одном месте такого количества предметов уже наводит на мысль, что мы имеем дело с погребением. Лаконичные сведения в инвентарной книге о том, что были зафиксированы три пятна, отождествляемые с могилами, являются дополнительным доказательством такой гипотезы. Хотя отсутствие упоминания о человеческих костях и фрагментах керамики всё-таки заставляет усомниться в точном определении типа памятника. Но, на взгляд автора статьи, к моменту появления на местонахождении археолога все остальные находки и, прежде всего, костные останки, могли быть попросту утилизированы рабочими. Учитывая вышеуказанные свидетельства о наличии курганных захоронений на правом берегу, всё-таки можно разделить мнение, оставленное в инвентарной книге, что это следы кургана.
Весь имеющийся вещественный комплекс свидетельствует о том, что материал можно отнести к раннему железному веку и тагарской культуре. Но как его стоит датировать и возможно ли уточнить стадию развития культуры? Высказанные ниже наблюдения являются предварительными, так как основная цель публикации -введение этого материала в научный оборот. Его всесторонний анализ - дело будущего.
Исследователи лесостепного варианта тагарской культуры (Мариинская, Ачинская и Красноярская лесостепи, Назаров-ская котловина) А. И. Мартынов и В. В. Бобров отмечают, что эта культура распространилась с VI в. до н. э. и прошла несколько этапов. Если на ранней стадии (больше-пичугинский вариант) фиксируется, как правило, одно могильное пятно с одиночными или парными захоронениями, то следующая стадия (тисульский этап) характеризуется курганами, включающими в себя две или три могилы с коллективными погребениями. Напомним, что на ул. Гладкова фиксировались три могильных пятна. Тисульский этап датируется в рамках У-^ вв. до н. э. Такие хронологические рамки определил А. И. Мартынов [1979, с. 77-81] и со временем они пока
не претерпели заметной корректировки [Бобров, 2011, с. 14-19].
Проникновение тагарской культуры на северную периферию анализирует Д. Г. Савинов, предлагая считать лесостепные варианты частью тагарской культурной общ-
ности, которые формируются позднее основного распространения тагарской культуры в Минусинской котловине. В середине - конце VI в. до н. э. происходит трансформация культуры в сарагашенский вариант и уже в сложившемся виде она перено-
3 см
Рис. 5. Бронзовые зеркала из кургана на ул. Гладкова
сится в лесостепные зоны [Савинов, 2012, с. 39-42].
Насколько подходит к рамкам V-IV вв. до н. э. выявленный на Гладкова материал? А. И. Мартынов отмечает, что полноразмерные ножи дугообразнообушкового типа характерны для ранних стадий тагарской культуры - VII-V вв. до н.э. [1979, с. 38]. В тот же момент плоские прямые ножи относятся к более поздней стадии и начинают появляться с III в. до н. э. [Мартынов, 1979, с. 40]. Для периода V-III в. до н. э. характерны и кельты малых форм [Мартынов, 1979, с. 44]. Уменьшенные в размерах чеканы также характеризуют лесостепную тагарскую культуру в рамках тисульско-го этапа [Мартынов, 1979, с. 51; Бобров, 2011, с. 17, рис. 5-2, 4]. Что касается бляшек с изображениями оленей, то отмечается, что придание реалистичного объёмного образа присуще ранней стадии тагарской культуры [Мартынов, 1979, с. 120, 121]. В отношении зеркал отметим, что они небольших размеров с простым петельчатым креплением. Такие изделия получают широкое территориальное распространение в раннем железном веке и характерны не только для тагарского населения. Хотя наличие зеркал в тагарских погребениях довольно типично.
Но А. И. Мартынов и В. В. Бобров выделяют лесостепной вариант, прежде всего, на основе памятников Кемеровской области. Что можно сказать об этом варианте для Красноярской лесостепи? Общая сводка курганных могильников для данного района приведена в работе Д.А.Виноградова [2019]. Но только малая часть этих
памятников была раскопана. Причём раскопки с надлежащей методикой исследования были проведены лишь Р. В. Николаевым. Он исследовал в 1956/57 гг. курганную группу Коркино, попадавшую в зону строительства алюминиевого завода. Полученный в ходе раскопок материал позволил этому исследователю выделить красноярский вариант тагарской культуры [Николаев, 1980]. Однако инвентарь данных погребений представлен миниатюрными изделиями, характерными для поздних стадий тагарской культуры. В том числе бляшки с оленями здесь плоские, со значительной степенью условности отображения животного. Но этим исследователем в представленный вариант включены и коллекции с полноразмерными бронзовыми изделиями. Речь идёт о Есаульском (О/Ф №3588) и Торгашинском кладах (А № 184). Второй клад (который, как уже мною отмечено, может быть погребением) включает в себя дугообразнообушковые ножи с кольцевым навершием и кинжалы с аналогичным окончанием.
Всё вышеперечисленное позволяет отнести рассмотренный материал кургана с улицы Гладкова к красноярскому варианту тагарской культуры. Ранняя дата может соотноситься с серединой I тыс. до н. э. Стоит отметить, что часть предметов выполнена в уменьшенных размерах: чекан, кельт, некоторые из ножей и зеркала. То есть фиксируется процесс миниатюризации сопроводительного инвентаря. Поэтому предварительно рассмотренный материал можно датировать в пределах VIII вв. до н. э.
Литература
Бобров В. В. Тагарская культура в северной лесостепи //«Terra Scythica»: Материалы международного симпозиума «Terra Scythica». Новосибирск: Из-во ИАЭ СО РАН, 2011. С. 11-22. Виноградов Д.А. История изучения курганных могильников Красноярской лесостепи //Теория и практика археологических исследований. 2019. № 2 (26). С. 61-72. Мартынов А. И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск: Наука, 1979. 208 с. Николаев Р.В. Красноярский вариант тагарской культуры //Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Материалы I Всесоюзной археологической конференции. Кемерово: КемГУ 1980. С. 239-247.
Савинов Д. Г. Памятники тагарской культуры Могильной степи (по результатам археологических исследований 1986-1989 гг.). СПб.: ЭлекСис, 2012. 180 с.