Научная статья на тему 'Таджикский ирредентизм как угроза государственности Афганистана'

Таджикский ирредентизм как угроза государственности Афганистана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ИРРЕДЕНТИЗМ / АФГАНИСТАН / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / FAILED STATE / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ТАЛИБАН / КОНСТИТУЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕСПАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / IRREDENTISM / AFGHANISTAN / CIVIL WAR / TERRITORIAL INTEGRITY / TALIBAN / CONSTITUTION / INTERNATIONAL RELATIONS / PRESPAN AGREEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Веретельник А.

Данное исследование представляет собой анализ вызовов и угроз для государственной безопасности и территориальной целостности Афганистана исходящих от таджикского национального движения и политики Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAJIK IRREDENTISM AS A THREAT TO THE STATEHOOD OF AFGHANISTAN

This study is an analysis of the challenges and threats to state security and territorial integrity of Afghanistan emanating from the Tajik national movement and the policies of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Таджикский ирредентизм как угроза государственности Афганистана»

POLITICAL SCIENCES

ТАДЖИКСКИЙ ИРРЕДЕНТИЗМ КАК УГРОЗА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АФГАНИСТАНА

Веретельник А.

докторант Щецинского университета (Польша)

TAJIK IRREDENTISM AS A THREAT TO THE STATEHOOD OF AFGHANISTAN

Veretilnyk O.

doctoral student at the Doctoral School of the University of Szczecin (Poland)

АННОТАЦИЯ

Данное исследование представляет собой анализ вызовов и угроз для государственной безопасности и территориальной целостности Афганистана исходящих от таджикского национального движения и политики Таджикистана.

ABSTRACT

This study is an analysis of the challenges and threats to state security and territorial integrity of Afghanistan emanating from the Tajik national movement and the policies of Tajikistan.

Ключевые слова: ирредентизм, Афганистан, гражданская война, failed state, территориальная целостность, Талибан, конституция, международные отношения, Преспанское соглашение.

Keywords: irredentism, Afghanistan, civil war, failed state, territorial integrity, Taliban, constitution, international relations, Prespan agreement.

За последние 40 лет Афганистан пережил целый ряд вооруженных конфликтов: советско-афганскую войну (1979-1989 гг.), гражданскую войну (1989-1996 гг.), вооруженное противостояние правительства талибов с боевиками «Северного альянса» (1996-2001 гг.), американскую интервенцию, которая переросла в затяжной военный конфликт с участием стран НАТО (2001 — настоящее время) [8]. Военно-политическая нестабильность, начиная с 1979 года, когда советскими войсками был свергнут и убит президент Хафизулла Амин, привела к снижению активности Кабула на международной арене. Многими странами учрежденный и поддерживаемый СССР режим Бабрака Кармаля (а с 1987 года — Мухаммада Наджибуллы) воспринимался как марионеточный [9], поэтому он не получил признания со стороны международного сообщества. Вывод советских войск из Афганистана в 1989 году не привел к восстановлению довоенных позиций страны на международной арене. Слабый режим Наджибуллы, оставшись без помощи СССР, не смог удержать контроль над Афганистаном и добиться межафганского примирения. Воевавшие против советских войск повстанческие силы (моджахеды) продолжили войну, новой целью которой стало свержение Наджибуллы. Афганистан, по утверждению Томаша Клина, стал failed state - несостоявшимся государством [1].

В 1991 году СССР распался и у северных границ Афганистана появились новые независимые государства — Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Находясь в упадке Афганистан не мог влиять на их становление и признание на международной арене (как это делала Греция, оспаривая право бывшей югославской республики Македония [ныне — Республика Северная Македония] называться Республикой Македония, опасаясь за свою территориальную целостность), хотя они несли в

себе гипотетические риски для территориальной целостности афганского государства.

Целью нашего исследования является выяснение несет ли национальная политика Республики Таджикистан угрозу для государственности, безопасности и территориальной целостности Афганистана.

Таджикистан провозгласил свою независимость в 1991 году. Республика была создана в границах бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики, на территории которой проживало около 37,5% численности всего таджикского этноса. Таджикская ССР была создана на основе Таджикской АССР, входившей в состав Узбекской ССР, в 1929 году, в разгар первой советско-афганской войны [2]. Часть советских и афганских историков считает, что Иосиф Сталин создал таджикскую союзную республику для того, чтобы присоединить к СССР населенные таджиками афганские территории, которые советское руководство планировало отторгнуть от Афганистана.

Становление таджикской государственности сопровождалось насилием. В 1992 году в стране началась кровопролитная гражданская война. Коммунистическая элита не смогла договориться с исламской оппозицией о выборе формы правления и будущего вектора развития молодой республики. Конфликт, по официальным данным, унес жизни более 100 тысяч человек [10]. Президент Таджикистана говорит о 150 тысячах погибших [11]. Миллионы стали беженцами (из них более 1 миллиона граждан Таджикистана нашли убежище в раздираемом гражданской войной Афганистане). Фактически Таджикистан с первых дней своей независимости стал failed state.

Находясь в состоянии упадка таджикское государство не представляло никакой угрозы сосед-

ним странам. Вопросы о характере таджикской государственности и национальной идее в период гражданской войны в Таджикистане не рассматривались.

В 1997 году при посредничестве ООН, Ирана и России в Москве было подписано Общее соглашение о мире и национальном согласии [12], положившее конец гражданской войне в Таджикистане. Свои подписи под документом поставили президент Таджикистана Э. Рахмонов [в 2007 году президент Таджикистана изменил написание своей фамилии на Рахмон], лидер Объединенной таджикской оппозиции А. Нури и специальный представитель Генерального секретаря ООН Г. Меррем. К Соглашению сторонами примирения был приложен Акт о взаимопрощении, подписанный Э. Рахмоновым и А. Нури, который указан в документе как Председатель Комиссии по национальному примирению [13]. В этом документе Душанбе впервые провозглашает Республику Таджикистан «правопреемницей исторической Родины таджиков», давая понять, что стремится к тому, чтобы в границах Таджикистана оказались все земли населенные этническими таджиками. Тот факт, что с такой формулировкой в документе согласились и представители власти и оппозиция может свидетельствовать о том, что:

• идея расширения границ Республики Таджикистан, в том числе за счет включения в ее состав афганских территорий населенных этническими таджиками, всерьез рассматривалась всеми политическими силами независимого Таджикистана;

• и светское правительство Рахмонова и исламская оппозиция во главе с Нури опасались Движения Талибан, которое в 1996 году установило в Афганистане законы шариата, а к 1997 году установило контроль над большой частью территории страны, и были готовы предпринять шаги направленные на отторжение от Исламского эмирата Афганистан [официальное название Афганистана с 1996 года, признанное рядом стран: Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Пакистаном. Движение Талибан использует это название по сей день, в том числе на переговорах по афганскому урегулированию] территорий с преимущественно таджикским населением.

Это признает лидер оппозиционной Партии Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ), ранее входившей в состав Объединенной таджикской оппозиции, Мухиддин Кабири. В интервью телеканалу «Настоящее время» (телевизионному проекту Радио Свобода) Кабири рассказал, что страх перед военными успехами Движения Талибан в Афганистане, в том числе захват Кабула, интенсифицировал переговорный процесс между противоборствующими сторонами в Таджикистане и усилил на них давление со стороны международных посредников — Ирана и России, требующих прекращения огня [3]. В том же интервью Кабири признал, что Душанбе имел тесные контакты с лидерами таджикской общины Афганистана, в том числе с самопровозглашенным «президентом» Бур-хануддином Раббани и Ахмад Шахом Масудом.

В 1997 году Таджикистан, не смотря на слабость собственных государственных институтов, начинает активно вмешиваться во внутренние дела Афганистана, оказывая политическую, финансовую и военную поддержку незаконным вооруженным формированиям таджиков, которые вели борьбу против сформированного талибами центрального правительства. В этом Душанбе помогали Россия и Иран, которые в шариатском Афганистане видели угрозу как своей национальной безопасности, так и безопасности своих союзников [4]. Таджикистан выступал против признания правительства талибов на международной арене, к чему мировое сообщество призывали Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан, хотя другие страны Центральной Азии (Туркменистан и Казахстан) считали Движение Талибан политической силой с которой можно вести диалог и договориться о мирном сосуществовании.

В 2001 году Таджикистан поддержал начало военной операции США против Афганистана [5].

В процессе исследования таджикской политики ирредентизма важным является анализ Конституции Республики Таджикистан, так как именно она может дать ответ на вопрос о допустимости или недопустимости изменения государственных границ Таджикистана с точки зрения основного закона Республики Таджикистан, а также о характере таджикской государственности.

Статья 7 Конституции Таджикистана гласит: «Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна» [7]. Но тут же допускает «образования и изменения административно-территориальных единиц», если это «регулируется конституционным законом» и не направлено на отторжение от страны территорий, так как «пропаганда и действия, направленные на разделение единства государства, запрещаются». То есть отторгать от Таджикистана территории нельзя, но присоединять новые законом не запрещено. Статья 11 Конституции Таджикистана подчеркивает, что государство «сотрудничает с зарубежными соотечественниками». Попадает ли под это понятие таджикская община Афганистана статья не уточняет. Согласно Конституции «Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков и сел» (статья 7). Количество областей (и их названия), городов и районов в основном законе страны не указаны. Статья 6 и Глава десятая Конституции Таджикистана (статьи 98 и 99) допускают изменения Конституции республики посредством общенациональных референдумов. Это означает, что путем организации референдума в состав Республики Таджикистан («правопреемницы исторической Родины таджиков») можно принять много «областей, городов, районов, поселков и сел», населенных этническими таджиками, проживающими южнее Пянджа. И такое расширение Таджикистана вполне соответствовало бы основному закону страны.

В Конституции Таджикистан не назван национальным государством таджиков, но о том, что он именно таковым является постоянно упоминает

президент Э. Рахмонов [14, 15, 16, 17], за годы независимости узурпировавший власть в стране.

Анализ Конституции Таджикистана, националистической пантаджикской риторики главы государства, а также политики Душанбе в отношении Афганистана начиная с 1997 года позволяет утверждать, что Таджикистан несет угрозу территориальной целостности и национальному единству Афганистана. Однако преждевременно утверждать, что Таджикистан перестал быть failed state и стал полноправным региональным игроком, способным самостоятельно реализовывать свои национальные интересы. Установление в этой стране авторитарного режима, преследование оппозиции (в том числе той, с которой в 1997 году власти подписали мирное соглашение положившее конец гражданской войне), слабая экономика, зависящая от денежных переводов миллионов трудовых мигрантов, высокий уровень коррупции, вмешательство государства в дела религии и зависимость от внешних сил в деле обеспечения государственной безопасности и охраны границ делают Таджикистан крайне нестабильным государством, которое в любой момент может рухнуть, встать на путь «сома-лизации» - внутреннего дробления в результате потери центром контроля над регионами. Государственную безопасность Таджикистана сегодня обеспечивают Россия и КНР, которые, по всей вероятности, и будут принимать решения за таджикское руководство какой будет его политика на афганском направлении.

Начатые при посредничестве Катара [6] в 2018 году прямые переговоры между США и Движением Талибан, которое считает себя единственной законной властью в Афганистане, дают основания полагать, что стороны конфликта стремятся к его завершению дипломатическим путем. В ходе переговоров американские дипломаты во главе с Залманом Халилзадом намерены заключить с талибами мирное соглашение [18], а талибы — добиться вывода с территории Афганистана всех иностранных войск. Эту инициативу поддерживают и другие страны, в том числе КНР и Россия, которые, через политический офис Движения Талибан в Дохе (именуемый талибами «посольством Исламского эмирата Афганистан»), установили с делегацией талибов, во главе с муллой Абдуль Гани Барадаром, прямые дипломатические контакты [19] и работают над появлением доверия, которое откроет дорогу к сотрудничеству во имя окончания кровопролития в Афганистане, его восстановления и стабилизации всего центральноазиатского региона. Завершение войны, вывод иностранных войск и стабилизация Афганистана должны помочь будущему международно признанному афганскому правительству (кем бы оно ни было сформировано) начать диалог с соседними странами, направленный в том числе на устранение рисков пограничных конфликтов, а главное — на поиск такой модели мирного сосуществования, которая исключала бы в будущем реализацию попыток соседей Афганистана расширить свои границы за счет поглощения афганских терри-

торий на которых компактно проживают представители национальных меньшинств. Попытки Таджикистана или его союзников (России, Китая и Ирана) создать в центральноазиатском регионе единое таджикское национальное государство путем включения в состав Республики Таджикистан афганских территорий могут серьезно дестабилизировать ситуацию, привести к целой серии новых кровопролитных конфликтов и спровоцировать повторное вмешательство в региональные проблемы других влиятельных мировых игроков — США, ЕС и НАТО.

Для того, чтобы устранить угрозы исходящие от Таджикистана и обезопасить себя от потенциальных территориальных претензий Афганистан должен начать с Душанбе откровенный диалог, и, при необходимости, настаивать на внесении изменений в Конституцию Таджикистана. За основу будущих переговоров может быть взято Преспанское соглашение [20], подписанное в 2018 году главами правительств Греции и Македонии А. Ципрасом и З. Заевым, которое положило конец многолетнему противостоянию двух стран. Изменение конституционного названия Таджикистана с «Республика Таджикистан» на «Республика Северный Таджикистан» было бы доказательством приверженности Душанбе мирному сосуществованию со своими соседями, отказа от вынашивания экспансионистских планов в отношении таджикских земель южнее Пянджа. И Афганистан имеет право добиваться этого от таджикской стороны.

Литература

1. Klin T. Panstwa Upadle. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.repozytorium.uni.wroc.pl/Content/59707/ 05_Tomasz_Klin.pdf

2. Окунев Д. Тайная операция: как СССР впервые вторгся в Афганистан. // Аналитическая статья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2019/04/18_a_1230787 9.shtml?updated

3. Жигалов Г. «Исламская оппозиция стала жертвой». Политэммигрант Мухиддин Кабири о войне в Таджикистане и ее последствиях. // Интервью [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.currenttime.tv/a/tajikistan-civil-war-kabiri-rakhmon/30024238.html

4. Панфилов О. Таджикистан как прифронтовое государство. // Интервью [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://olegpanfilov.com/?p=8256

5. Панфилова В. Солдат США в Таджикистане пока нет. // Аналитическая статья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2001-10-09/4_tadzhikistan. html

6. Веретельник А. Катарский дипломатический кризис: причины, последствия и пути разрешения, Sciences ofEurope № 34(2018) Vol 4, s. 40

7. Конституция Таджикистана. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/ru/tj/tj001ru. pdf

8. Misja ISAF. Podsumowanie. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https ://archiwum2019.mon.gov.pl/aktual-nosci/artykul/najnowsze/2014-12-27-misja-isaf-pod-sumowanie/

9. Panstwo marionetkowe. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.szkolnictwo.pl/szukaj,Pa%C5%84stwo_ marionetkowe

10. Гражданская война в Таджикистане: воспоминания очевидцев. // Аналитическая статья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-38460797

11. Выступление Лидера нации Эмомали Рах-мона в честь Дня национального единства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tajembassy.ru/ru/press/news/800-vystuplenie-lidera-natsii-emomali-rakhmona-v-chest-dnya-natsionalnogo-edinstva

12. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. // Официальный документ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bitly.su/ReCXEx

13. Акт о взаимопрощении. // Официальный документ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bitly.su/ReCXEx

14. Поздравительное послание по случаю Дня национального единства. // Официальный документ

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/7007

15. Выступление по случаю Дня национального единства. // Официальный документ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/12327

16. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации, уважаемого Эмомали Рах-мона в честь Дня национального единства. // Официальный документ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/15632

17. Речь по случаю Дня национального единства. // Официальный документ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/21204

18. Приближают ли переговоры США и талибов мир в Афганистане? // Аналитическая статья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-47033249

19. Талибы в Москве: попытка начала диалога о будущем Афганистана. // Аналитическая статья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-47124229

20. Парламент Македонии одобрил соглашение с Грецией о новом названии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/29705243.htmI

ФОРМУВАННЯ ГРОМАДЯНСЬКОГО СУСШЛЬСТВА У РЕСПУБЛ1Ц1 ПОЛЬЩА

Волквський М.А.

астрант

Кшвський нацюнальний утверситет iMeHi Тараса Шевченка, фтософський факультет, вiддiлення полiтологii

Науковий КеpieHUK Кирилюк Федip Михайлович Д-р фыос. проф.

FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN THE REPUBLIC OF POLAND

Volkivskyi M.

PhD. Student

Taras Shevchenko National University of Kyiv, political science department

АНОТАЦ1Я

У статп аналiзуeться становлення громадянського сустльства в РП, виокремлюються етапи просу-вання до демократп, характеризуются позитивш i негативш чинники, що супроводжують процес демок-ратизаци краши.

ABSTRACT

The author analyzes the process of the formation of the civil society in Poland, the main steps of the development towards democracy are сharacterized, the positive and negative factors that accompany the process of democratization of the country are examined. Keywords: civil society, democracy, the Republic of Poland, „Solidarity", religion.

Ключовi слова: громадянське сустльство, демократия, Республша Польща, "Солщаршсть", релшя.

Keywords: civil society, democracy, Republic of Poland, Solidarity, religion.

Civil society is a kind of democratic community in which citizens consciously participate in public life, are active, responsible and capable of self-organization. A positive aspect of such a society is its prevailing democracy. People themselves nurture and change their coun-

try by electing a head of state, participating in referenda, holding demonstrations, writing announcements and appeals, and many other events.

Civil society, by its very nature, is a form of organized and purposeful influence of society on the implementation of public policy through its institutions,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.