Научная статья на тему 'ТАБЛИЦА ГОРБОТОВА-ШУЛЬТЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ'

ТАБЛИЦА ГОРБОТОВА-ШУЛЬТЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
588
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / ТАБЛИЦЫ ГОРБОТОВА-ШУЛЬТЕ / ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕР / ATTENTION / ATTENTION SWITCHING / ATTENTION DISTRIBUTION / TERMS OF REFERENCE / GORBOTOV-SHULTE TABLES / ONLINE SIMULATOR

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Визерский А.В., Николаева Ю.С.

Обосновывается возможность тренировки и оценки переключения и распределения внимания с помощью онлайн-тренажера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Визерский А.В., Николаева Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TABLE GORBOTOVA-SHULTE AS MEANS OF ESTIMATION OF SWITCHING AND DISTRIBUTION OF ATTENTION

It is based on the possibility of training and assessment of switching and distribution of attention using an online simulator.

Текст научной работы на тему «ТАБЛИЦА ГОРБОТОВА-ШУЛЬТЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ»

УДК 37.025.8

ТАБЛИЦА ГОРБОТОВА-ШУЛЬТЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

А. В. Визерский, Ю. С. Николаева

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: mr.vizerskiy@mail.ru

Обосновывается возможность тренировки и оценки переключения и распределения внимания с помощью онлайн-тренажера.

Ключевые слова: внимание, переключение внимания, распределение внимания, техническое задание, таблицы Горботова-Шульте, онлайн-тренажер.

TABLE GORBOTOVA-SHULTE AS MEANS OF ESTIMATION OF SWITCHING AND DISTRIBUTION OF ATTENTION

A. V. Vizersky, Yu. S. Nikolaeva

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: mr.vizerskiy@mail.ru

It is based on the possibility of training and assessment of switching and distribution of attention using an online simulator.

Keywords: attention, attention switching, attention distribution, terms of reference, Gorbotov-Shulte tables, online simulator.

Для успешного восприятия значимой для нас информации из окружающего мира нам необходимо умение управлять своим вниманием. Внимание - это процесс отбора и текущего контроля актуальной на данном этапе информации о конкретных объектах внешней и внутренней среды [1, с. 120]. Во всех сферах человеческой деятельности объекты, процессы и явления несут информацию, для восприятия которой нам следует уметь переключать и распределять свое внимание. Поэтому его развитием нужно заниматься всем людям, желающим жить полноценной жизнью и достигать высоких результатов.

В условиях цифровизации общества и образования, а также внедрения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности особую актуальность приобретает создание онлайн-тренажёра для оценки, тренировки переключения и распределения внимания.

Для создания такого тренажера мы рассмотрели свойства внимания и выбрали два особо значимых, которыми являются переключение и распределение внимания. В основу тренажера легли таблицы Горботова-Шульте, которые предназначены для оценки выбранных свойств.

Онлайн-тренажер будет реализована на сайте «Тестирование когнитивных способностей человека» [2]. Для размещения онлайн-тренажера на портале необходимо было разработать техническое задание для разработчика. Данный портал создан для разработки новых диагностик, проведения исследований и диагностик когнитивных состояний человека [3, с. 150].

Суть онлайн-тренажера: Пользователю представляется таблица (7^7) из 49 клеток. В клетки в случайном порядке вписаны цифры на красном фоне (от 1 до 24) и цифры (от 1 до 25) на черном фоне. В соответствии с инструкцией испытуемый должен очень быстро и без ошибок находить цифры на черном фоне (в порядке возрастания от 1 до 25) и цифры на красном фоне (в порядке убывания от 24 до 1).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

Тренажер будет состоять из трех этапов:

1 этап: показать черные числа в возрастающем порядке от 1 до 25

2 этап: показать красные числа в убывающем порядке от 1 до 24

3 этап: попеременно находить и показывать числа в черных ячейках от 1 до 25 в порядке возрастания, а числа в красных ячейках от 1 до 24 в убывающем порядке.

Для описания работы программы были составлены блок схемы для каждого этапа тренажера. Блок схема для первого этапа тренажера представлена на рисунке.

Блок-схема программы

Переменные, которые будут использованы в программе:

Вшах - 25 в ячейке с черным фоном;

N - номер хода (соответствует числу которое должно быть выбрано следующем);

Н - число, находящееся в выбранной ячейке;

У - кол-во ошибок.

Также к блок-схеме программы приложено словесное описание работы онлайн-тренажера:

1 этап.

Задание: показать черные числа в возрастающем порядке от 1 до 25

На экран выводится таблица Горбова-Шульте, в которой представлены числа от 1 до 25 в черных ячейках и от 1 до 24 в кранных ячейках (при каждом новом запуске теста цифры выстраиваются в случайном порядке). После нажатия на клавишу «Начать тестирование» таблица меняет свой масштаб (становится больше). На экране отображается обратный отчет (5 секунд). С помощью курсора мыши тестируемый указывает на числа в черных ячейках от 1 до 25 в порядке возрастания. Если тестируемый, допускает ошибку, издается звуковой сигнал (так происходит до тех пор, пока не будет указано правильное число). Тест заканчивается после того как тестируемый указал все числа от 1 до 25. По окончанию теста на экран выводится время, потраченное на выполнение задания. Также на экран выводится кнопка «Продолжить тест» данная кнопка предназначена для перехода ко 2 этапу.

Что необходимо фиксировать при выполнении 1 этапа:

1. Время, потраченное на выполнение первого этапа (11);

2. Кол-во ошибок при выполнении 1 этапа (У1).

2 этап.

Задание: показать красные числа в убывающем порядке от 1 до 24

На экран выводится таблица Горбова-Шульте, в которой представлены числа от 1 до 25 в черных ячейках и от 1 до 24 в кранных ячейках (при каждом новом запуске теста цифры выстраиваются в случайном порядке). После нажатия на клавишу «Начать тестирование» таблица меняет свой масштаб (становится больше). На экране отображается обратный отчет (5 секунд). С помощью курсора мыши тестируемый указывает на числа в красных ячейках от 1 до 24 в по-

рядке убывания. Если тестируемы, допускает ошибку, издается звуковой сигнал (так происходит до тех пор, пока не будет указано правильное число). Тест заканчивается после того как тестируемый указал все числа от 1 до 24. По окончанию теста на экран выводится время, потраченное на выполнение задания. Также на экран выводится кнопка «Продолжить тест» данная кнопка предназначена для перехода ко 3 этапу.

Что необходимо фиксировать при выполнении 2 этапа:

1. Время, потраченное на выполнение второго этапа (t2);

2. Кол-во ошибок при выполнении 2 этапа (Y2).

3 этап.

Задание: попеременно находить и показывать числа в черных ячейках от 1 до 25 в порядке возрастания, а числа в красных ячейках от 1 до 24 в убывающем порядке.

На экран выводится таблица Горбова-Шульте в которой представлены числа от 1 до 25 в черных ячейках и от 1 до 24 в кранных ячейках (при каждом новом запуске теста цифры выстраиваются в случайном порядке). После нажатия на клавишу «Начать тестирование» таблица меняет свой масштаб (становится больше). На экране отображается обратный отчет (5 секунд). С помощью курсора мыши тестируемый указывает поочередно на числа в черных ячейках от 1 до 25 в порядке возрастания, а на числа в кранных ячейках от 1 до 24 в порядке убывания. Если тестируемый, допускает ошибку, издается звуковой сигнал (так происходит до тех пор, пока не будет указано правильное число). Тест заканчивается после того как тестируемый указал все числа в правильном порядке. По окончанию теста на экран выводится время, потраченное на выполнение задания. Также на экран выводится кнопка «Закончить тестирование» данная кнопка предназначена для просмотра результатов тестирования.

Что необходимо фиксировать при выполнении 3 этапа:

1. Время, потраченное на выполнение второго этапа (t3);

2. Кол-во ошибок при выполнении 3 этапа (Y3).

Таким образом, в работе представлена методика диагностики и развития переключения и распределения внимания на основе онлайн-тренажёра. Спроектированный тренажер планируется разместить на сайте самодиагностик http://self-test.ufoproger.ru. Пользователи смогут определить свои объем, распределенность и переключаемость внимания.

Библиографические ссылки

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Минск : Амалфея, 2008. С. 120.

2. Тестирование когнитивных способностей человека. URL: https://self-test.ufoproger.ru/ (дата обращения: 10.04.2018).

3. Николаева Ю. С., Пак Н. И. Облачная технология исследований и диагностики когнитивных способностей человека // материалы XVII Междунар. конф. по науке и технологиям Россия-Корея-СНГ. 2017. С. 150-156.

© Визерский А. В., Николаева Ю. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.