ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 821.35
ТАБАСАРАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ТВОРЧЕСТВО Б. МИТАРОВА И ДРУГИХ ПОЭТОВ ТАБАСАРАНА
Юсуфов М.Г.
ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», г. Дербент
Аннотация. На основе архивных, газетных источников анализируемые произведения были переведены подстрочно братом Б. Митарова, Муталибом, автором данной статьи М. Юсуфовым и другими. Статья освещает литературу военных лет одного из народов Дагестана - табасаранцев.
Ключевые слова: родина, фронт, образ солдата, воин труженик тыла
TABASARAN LITERATURE OF THE PERIOD OF THE GREAT
PATRIOTIC WAR CREATIVITY B. BITAROVA AND OTHER POETS of TABASARAN
Yusufov M. G.
PEO HO «Socio-pedagogical Institute», Derbent
Annotation. On the basis of archival, newspaper sources the analyzed works were translated by B. Mitarov, Mutalib, the author of this article M. Yusufov and others. The article covers the literature of the war years of one of the peoples of Dagestan - Tabasarans.
Keywords: homeland, the front, the image of a soldier, soldier, home front workers
Табасаранская литература в годы Великой Отечественной войны несет на себе печать той сложности, которой был отмечен конец 30-х годов, когда по известным обстоятельствам отдельные писатели были лишены возможности участвовать в творческом процессе.
Другие с первых дней после нападения на нашу страну гитлеровской Германии ушли воевать. Немногочисленный и до того отряд писателей теперь исчислялся несколькими именами — Б. Мнтаров, М. Шамхалов, А. Везиров.
Б. Митаров, добровольцем ушедший на фронт в начале войны, погиб, не успев дописать последней строки. Он известен в табасаранской и дагестанской литературе прежде всего произведениями военных лет. Его стихотворение «Сообщите друзьям» украшает страницы сборников «Великая Отечественная» и «Священная война».
Во фронтовых стихах, позднее опубликованных в сборниках «Веселые
голоса табасаранцев» (1948), «Оборванные струны» (1971), «Сообщите друзьям» (1974), составленных братом Б. Митарова, тоже писателем и участником войны М. Митаровым, нарисован образ солдата, воина, человека высокого интеллекта, способного на подвиг, глубокие переживания и раздумья о суровой правде времени. Война в понимании Б. Митарова — испытание духовных сил народа, его идейной и моральной крепости.
Именно такая философская интерпретация темы войны дана в стихотво -рениях «Сообщите друзьям». «Смотрите, друзья», «Твой портрет». Любовь к жизни и вера в победу слышатся в этих стихах.
Личные чувства и переживания героев несут в себе общезначимое, общечеловеческое содержание. Желание постигнуть душу солдата, простого и великого, побуждало к анализу чувств и движений его души. Сами названия произведений свидетельствуют об особой поэтической атмосфере тех лет, воссоздающей патриотический дух советского народа.
Лирику военных лет Б. Митарова трудно разграничить на политическую, философскую, любовную и другие традиционные жанровые и тематические разновидности, так как каждое значительное стихотворение представляет собой единство патриотических, гражданских, интимных мотивов.
Стихотворение «Смотрите, друзья», написано в форме волнующих обращений воина и к близким, и к однополчанам. Стилистические приемы — повторы, размер, ритм стиха придают ему напряженность и взволнованность. Смотрите, друзья. Как к нам возвращается Наша земля. Смотрите, родные, Любимая мать, Как я научился В бою побеждать
Перевод Л. Румарчук
Слова обращены не «вообще» к народу, армии, а словно бы к каждому в отдельности, что придавало даже наиболее публицистическим строкам лично-интимный, задушевный характер.
И сын ваш, Без красочных слов В любую минуту На подвиг готов
Здесь обнаруживается и другая особенность военной лирики — тенденция к тем понятиям, которые в годы великих испытаний принимают характер вечных истин: мести, возмездия, правды. Придание им символического смысла усиливало эмоциональное воздействие. За одну
Мы сражаемся Честь. Когда нам с тобою Навеки дана,
И правда одна, И Отчизна одна
На примере произведений «Уничтожим врата». «Война», «Непобедимой Красной Армии», «Сообщите друзьям» можно пронаблюдать, как менялся характер стихов на разных этапах войны; от гневных, непримиримых — к любованию героическими подвигами, от призывных — к лирическим, утверждающим радости настоящих побед.
Действительность вызвала потребность в поэтах-ораторах. Даже такие известные советские лирики, как М. Исаковский, С. Щипачев, М. Алигер заговорили в ряде стихов в не свойственной нм манере.
Автором одических произведений становится и Б. Митаров. Поэтика его стихов включает большое число риторических фигур, звуковых повторов: Пусть пулемет, не уставая, Косит врагов без лишних слов. Так наши деды шли, сжимая Клинки, косить своих врагов... Сомкнемся все под этим небом, И отстоим за пядью пядь. Из наших тел живую крепость
Врагу не взять, врагу не взять....
(Оборванные струны. С.33. Перевод Н.Гребнева)
Герой произведения — скромный труженик войны, живущий •буднями фронта, человек открытого сердца и высоких помыслов. Человечность в самом высоком смысле слова — его главная черта.
Одно из самых сильных произведений Б. Митарова — стихотворение «Сообщите друзьям», которое дышит верой, что придет час победы, желанием приободрить людей, вдохнуть в них силу духа. Если вас обо мне
Будет спрашивать старый знакомый, И друзья, и подруги С вопросами явятся к вам, Передайте друзьям, Что на фронте средь гула и грома Я спокоен и счастлив, — Сообщите об этом друзьям 50.
(Оборванные струны. С.30-31. Перевод Н.
Гребнева)
«Сообщите друзьям» — лирическое размышление. Его размеренный, неторопливый, спокойный тон настраивает читателя особым образом, позволяет прикоснуться к богатству и щедрости души человека, насладиться величием его духа.
Уже при самом общем взгляде на эти строки отмечается сочетание двух начал: напевной стихии, увлекающей в глубины индивидуальной психологии, и конструирующего интеллектуального принципа. Оба они органично входят в
стихотворение, определяя его содержание.
Образующим композиционным началом является лирический 'герой, в образе которого концентрируется пристрастный летописец и конкретная личность, наделенная самыми высокими порывами.
Спокойствием и гордостью дышат следующие строки: Я — советский солдат, Я воюю за нашу свободу, Я спокоен и счастлив, — Сообщите об этом друзьям!
Здесь также много фронтовых впечатлений, достоверных картин воинской обстановки, жизни на передовой, на линии огня, думы и настроения бойцов: «с отделением пехотного взвода я иду по тревожным лесам и степям», «здесь небо гудит и дымится», «навстречу чернокрылым врагам над землею леят краснозвездные птицы и горят «хейнкеля».
Развернутая композиция, представляющая определенную тенденцию к эпизации, сближает стихотворение «Сообщите друзьям» с лиро -эпической поэмой: герой, «воюющий за нашу свободу», рассказывает о событиях последовательно и обстоятельно; возвеличивая подвиг солдата, автор перемежает лиризм с патетикой.
Лирическое «я» неотделимо от судеб Отечества и народа. Справедливо отмечается в «Истории русской советской литературы», что мотив «я и Родина» в творчестве военных лет сменился мотивом «я — Родина». Родина определяет цель и смысл борьбы, она же является судьей, гордость для солдата — одобрение Родины!
Гордись, солдат, своим солдатским званьем, И этой честью свято дорожи! С любовью, и отвагой, и стараньем, Своей Советской Родине служи!
Коллективизм — самая притягательная черта и особенность характера советского солдата, и Б. Митаров показывает, что плечом к плечу заслонили Родину представители всех национальностей.
Украинцы, лакцы — Не все ли равно. Когда мы в атаку, За дело одно.
Характерной особенностью поэзии Б. Митарова становится сиюминутность сюжетных построений. Военное событие, весточка из родного аула, занятого заботами фронта, ложились в основу произведения.
В стихах единой темы рождается образ, в котором прочитываются свойства, определяющие национальный народный характер, олицетворяющий склад ума и психологию горца в свете гуманистических, демократических традиций, воплощающий основополагающие качества человека, представляя в синтезе новую концепцию героической личности.
«Многовековая борьба горцев Дагестана за свободу и независимость, —
отмечает А. Гусейнаев, — сопровождавшаяся частыми кровавыми войнами, не обходилась без самого активного участия женщин. Если бойцу в бою изменяло мужество, мать проклинала молоко своей груди, вскормившей сына».
У Б. Митарова есть такие стихи, где лирический герой говорит с самым дорогим ему человеком — матерью, чей наказ он выполнял на фронте.
Теплота и задушевность монолога, где звучит радость, что «возвращается наша земля», надежда на скорую победу постепенно обретает суровость и торжественность клятвы — «твой сын научился в бою побеждать», ибо «минута трусости достойна проклятья наших матерей».
Женщина-мать, женщина-возлюбленная, неотступно присутствуют в творческом воображении лирического героя. В минуту затишья. На гребне кургана, В далеком, тебе неизвестном краю. Твою фотографию Я из кармана
С любовью и трепетом вновь достаю, — пишет поэт в стихотворении «Твой портрет». Б. Митаров не однажды обращается к любимой, в нем живет жгучая тоска по мирной жизни, простым и прекрасным человеческим радостям.
Однако реальность была иной и иными были мечты. Любимая не раз «бывала» с ним в разведке, под обстрелом, хотя живет она «в далеком горном ауле». Штрихи, дорисовывающие портрет солдата, сосредоточились в заключительной части стихотворения «Твой портрет». Но если в бою Мне придется от пули Надежду на встречу с тобой потерять, Не верь ни письму, Ни друзьям, что вернутся, О том, что погиб я. Не плачь обо мне. Я знаю,
Что жить на века остаются Герои, погибшие на войне (Оборванные струны. С. 34).
В стихотворении «О, пусть раздастся гром победы» герой, предвидя радость победы, возводя солдата на пьедестал великого памятника века, какой воздвиг он себе сам, защитив жизнь на земле, говорит: А день придет — В победном марше Отряды двинутся домой. Солдат, полмира отшагавший. В Москву приедет в выходной. Пилотку старую снимая,
Он перед входом в Мавзолей Вдруг оробеет, понимая Значение судьбы своей ... (Оборванные струны. С. 34).
Эти строки, как и предыдущие, можно назвать поэтическим послесловием к творчеству Б. Митарова, хотя названные сочинения вовсе не исчерпывают того, что было нм создано.
В военные годы он обращается к жанру фронтовых песен и пишет их, используя народную форму: «Фронтовая песня», «Любимая», «Благодать» и др. Традиционный лад повествования типа «меълийир» (песни), предельная приближенность к разговорной речи, раздольная напевность мелодии делали стихи легкими для исполнения, а Б. Митаров стал самым любимым табасаранским поэтом.
Самолет в небе Со страшным гулом летит. Чтоб врага сразить в сердце, Автомат в моих руках.
Параллелизмы: в небе — самолет, в руках — автомат. Пароход плывет по морю. Пароход плывет на боевом дежурстве. Золотая звезда на твоей груди Излучает яркий блеск.
Параллелизмы: в море — пароход, на груди — золотая звезда. Использование фольклорных композиционных и лексических приемов способствовало популярности «Фронтовой песни», которая и поныне живет в Табасаране как светлая память о погибших героях.
М. Шамхалов, А. Везиров, Ю. Гюльмагомедов и другие в эти годы также разрабатывали тему человека и войны, человека на войне.
В отличие от Б. Митарова, в их сочинениях чаще звучит сатира, клеймившая Гитлера и его кровавую клику.
Жизнь давала богатый материал для создания произведений, обличающих фашизм. Большое место было отведено политической сатире как в газете «Колхозная жизнь», так и в сборнике М. Шамхалова «За Родину, за свободу» (1944).
В газете постоянно помещались карикатуры, изображающие врага во многом в его отвратительном обличье. Часть из них перепечатывалась из центральных и фронтовых газет.
Под рисунками помещались свои стихи. Тематика произведений была широка и разнообразна. Политические эпиграммы разоблачали фашистских главарей, высмеивали хвастливые речи Гитлера.
А. Везиров пишет:
Взбесившийся враг пошел Войной на нас. Поднимемся, пойдем с оружием И уничтожим врага!
Соколом в небе лети, летчик, Ввергни Гитлера в огонь. Обрушь на него пули, пламя, гнев, Пусть земля содрогается от взрыва бомб! Заряжайте свое оружие, Прострелите сердца фашистов... В ряды, противостоящие врагу. Вливайтесь, будущие герои Родины!...
(Везиров А. Берегите Отчизну. - Газета «Красный Табасаран», 16.07.41)
Война давала богатый материал для создания произведений негативного плана. И поэты с первых же дней обратились к этому острому оружию.
Большое место было отведено этой проблеме и в творчестве других поэтов. М. Шамхалов для воссоздания образа врага смело использует краски карикатуры и шаржа, употребляет традиционные обращения: Презренный Гитлер, с чем ты пришел? Зачем ты топчешь народа добро? Знай, трудящиеся уже роют Для тебя глубокую могилу. Презренный Гитлер, никогда свой лик Не отмоешь ты от позора! Лаешь, как собака ...
Таковы «Берегите Отчизну» А. Везирова, «Рой себе могилу, Гитлер» С. Шахсинова, «Наши» Т. Тайибова, «За Родину» Г. Гаджикурбанова и многие другие. Обращения к Гитлеру «презренному», «кровопийце», «сумасшедшему», «самому ярому врагу» перекликаются со стихами Г. Цадасы, А. Гафурова, А. Аджиева, Т. Хурюгекого и других дагестанских поэтов.
Нужно отметить, что возрождение фольклорных жанров стало в табасаранской, как и во всей дагестанской литературе тоже стало явлением широко распространенным.
На страницах «Колхозной жизни» появляются стихи-послания с фронта и на фронт, в военный комиссариат, к друзьям. Характерная форма подобного произведения — письмо-послание Рамазанова в Хивский райвоенкомат, которое так же может быть исполнено на лад народных «мяълйир»:
Хивскому райвоенкомату Пишу это заявление. Добровольцем на фронт Послать — требование в нем. Уничтожу проклятого врага, Вернусь отважным героем. В день по тысяче врагов
Уничтожить обязуюсь. Мне ждать уже невмоготу, Зачем же мучиться в ауле? Пошлите меня на фронт
(Газета «Колхозная жизнь», 14 февраля 1943 г.)
Письмо-послание «За Родину» Г. Гаджикурбанова — своеобразный отчет пред родными, близкими. Фольклорные образы, которые использовались в лирических песнях, песнях отходников, и главное — форма, творчески восприняты поэтом.
С голубями, летящими по небу, С весенним теплым ветерком, Любимым краям и аулу Шлю красноармейский салам. Матери, отцу, нашим друзьям Сообщаю, что здоров. С лучами солнечного света Шлю красноармейский салам.
Фронтовики из посланий родных узнавали о положении дома. трудовых подвигах земляков, о детворе, участвовавшей в колхозных делах и заменившей отцов и старших братьев, и откликались на них. Таково стихотворение - послание «Салам юным героям!» М. Сеидова.
В 1944 году в Даггизе вышел сборник М. Шамхалова «За Родину, за свободу» — единственный самостоятельный сборник в табасаранской литературе военных лет. В нем опубликованы стихи и рассказы военных и предвоенных лет.
В предисловии к книге Г. Юзбек (Ю. Гюльмагомедов) пишет: «Нет для советского человека долга священнее, чем с оружием в руках защищать свою Родину. Единый, монолитный союз братских народов СССР превратил страну в крепость, которую враг не взял и не сможет взять».
М. Шамхалов обращался к советским людям, прежде всего к солдатам, со словами, исполненными верой в победу: Остановить врага, разгромить, изгнать, Свободную страну очистить от нечисти — Вот наша задача!
Поэт воспевал единство и сплоченность социалистического общества, дружбу интернациональной семьи и освободительную миссию советского народа.
По своему пафосу и художественной силе выделились строки, обращенные к воину-горцу. Их стиль и поэтика соотносились опять-таки с фольклорной эстетикой.
Эй, горный орел, наточи свой кинжал. Изруби врага, иди вперед!
В стихотворении «Друг» поэт обращается к друзьям с призывом идти
па фронт защитить «честь Родины», «ведь страна в опасности!»
В стихах «Красноармеец», «Фронту», «Новое» и др. те же горячие слова обращения, в них мало конкретных событии.
Однако они не были риторичны, строки, пронизанные живым чувством, выражали эмоции советского солдата-патриота.
В суровые дни 1943 года М. Шамхалов от имени своего народа обратился со стихами к 'героическому сыну Табасарана снайперу Абдулле Сефербекову, который творил чудеса на фронте. На счету А. Сефербекова было более сотни убитых врагов.
Мой друг, наш сын, спасибо тебе, герою. Гордостью полны паши сердца. Достойным ты сыном представлен в ратном строю, Поднявший цену родному народу.
Шамхалов также продолжает заложенные до него традиции сатиры.
Эстетика комического в искусстве горцев выражалась в сравнении выходок человека с повадками животных. Эта особенность нашла отражение в стихотворениях «Бесстыжий», «Ослы». Ослы случайно попали в стаю львов и там их ждал печальный конец — таково резюме произведения басенного склада. Его мораль: не будь самонадеян и спесив.
Оригинально его же стихотворение «Мои друзья», написанное в форме аллегории. Конь сильнее льва, быстрее молнии, грудью сокрушает любое препятствие, топчет врагов — этот стереотип фольклорного образа коня-богатыря использовался для передачи мощи советского народа. Гипербола: винтовка одной пулей убивает десять фашистов, сабля без усилий бойца разрубает врага. Все это выдержано в традициях народной поэзии.
Красноармеец Манаф счастлив рядом С такими друзьями, как вы, воевать. Черный конь ретив и могуч, А винтовка и сабля в моих руках. Итак, литературная жизнь Табасарана военных лет, как и всех дагестанских и советских народов была подчинена задачам времени, ее главным героем стал защитник Родины
Именно в эти годы наиболее очевиден реалистический подход к воссозданию его образа, обусловленный необходимостью отражения жизни в конкретике обстоятельств, будней солдата.
Табасаранские журналисты пишут о тружениках тыла. В небольших очерках рассказывается о людях настойчивых в делах, скромных, честных, с душой щедрой и открытой, стремящихся поделиться с воинами, чем только можно, отдающих в фонд обороны сбережения, ценности. А таких примеров было великое множество.
15 мая 1945 года появляется стихотворение С. Казимагомедова «После взятия Берлина». В печати, таким образом, начинает отражаться мирная
жизнь страны.
Хотя количество произведений табасаранцев о воине было и незначительно, их объединяет суровая и беспощадная правдивость в изображении военного лихолетья, глубокая связь с социально -нравственными и психологическими проблемами своего времени, священная память о тех, кто в длительных и кровавых сражениях отстоял свободу и независимость Отчизны.
С точки зрения именно сегодняшних дней, когда, в определенны/. кругах идет обесценивание завоеванного героическим советским народом, эти строки о войне для нас остаются святыми и многозначными. Особенно такие категории, как гуманизм, интернационализм, антимилитаризм.
Литература:
1.Юзбек Г. Вступиельное слово к сб. М. Шамхалова «За Родину, за свободу» - Махачкала, 1944
2.Везиров А. Берегите Отчизну. - Газета «Красный Табасаран» Газета «Колхозная жизнь», 14 февраля 1943 г.
З.История русской советской литературы. - М.: Военная школа, 1970
References:
1.Uzbek G. opening remarks to SB. M. Shamkhalov "for the Motherland, for freedom" - Makhachkala, 1944
2.Vezirov A. Protect The Homeland. - Newspaper "Red Tabasaran"» Newspaper "collective farm life", February 14, 1943
3.History of Russian Soviet literature. - M.: Military school, 1970
УДК: 81
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И ПРИЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»
Ашимова А.Ф.
ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент
Аннотация: Использование краеведческого материала при углублении знаний о лексических явлениях и совершенствовании лексических умений на занятиях факультативного курса действительно продуктивно. Исследуя лексические явления в краеведческих текстах, а не изолированно, учащиеся усваивают лексические понятия осознанно и прочно, поскольку они оказываются включенными в речевую деятельность. Это подтверждают результаты контрольного эксперимента, проведенного после включения заданий и упражнений, содержащих краеведческий материал.
Ключевые слова: лексика, краеведческий материал, упражнения.