Научная статья на тему 'СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ ТОПЛИВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ'

СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ ТОПЛИВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / LIQUEFIED NATURAL GAS / NORTHERN DELIVERY / DIESEL FUEL / ECONOMIC INDICATORS / ECONOMIC EFFICIENCY / ENVIRONMENTAL SAFETY / ARCTIC ZONE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бъядовский Д.А., Коровин Э.В., Руденко А.Е.

Использование в качестве энергоресурса сжиженного природного газа (СПГ) - одно из перспективных направлений мировой экономики. СПГ является формой транспортировки природного газа. Повышение экономической эффективности выработки энергии в Арктической зоне за счет применения более дешевого энергоносителя (СПГ) по сравнению с традиционным видом топлива. Дорогостоящий «Северный завоз» требует больших экономических вложений на обеспечение энергией объектов в Арктической зоне. Улучшение экологической обстановки в районе генерации энергии за счет применения топлива (СПГ) с низким содержанием загрязняющих веществ, особенно актуально для Арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бъядовский Д.А., Коровин Э.В., Руденко А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ ТОПЛИВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»

УДК 330.15 ГРНТИ 06.71.51

СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ ТОПЛИВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

БъядовскийД.А.

Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований МТО ВС РФ Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева)

Коровин Э.В. доктор экономических наук

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева)

Руденко А.Е. кандидат экономических наук Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований МТО ВС РФ) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева)

АННОТАЦИЯ

Использование в качестве энергоресурса сжиженного природного газа (СПГ) - одно из перспективных направлений мировой экономики. СПГ является формой транспортировки природного газа. Повышение экономической эффективности выработки энергии в Арктической зоне за счет применения более дешевого энергоносителя (СПГ) по сравнению с традиционным видом топлива. Дорогостоящий «Северный завоз» требует больших экономических вложений на обеспечение энергией объектов в Арктической зоне. Улучшение экологической обстановки в районе генерации энергии за счет применения топлива (СПГ) с низким содержанием загрязняющих веществ, особенно актуально для Арктического региона.

ABSTRACT

The use of liquefied natural gas (LNG) as an energy resource is one of the most promising areas of the world economy. LNG is a form of natural gas transportation. Improving the economic efficiency of energy production in the Arctic zone by using a cheaper energy carrier (LNG) compared to traditional fuels. The expensive "Northern delivery" requires large economic investments to provide energy to facilities in the Arctic zone. Improving the environmental situation in the area of energy generation through the use of fuel (LNG) with a low content of pollutants is especially important for the Arctic region.

Ключевые слова: сжиженный природный газ, Северный завоз, дизельное топливо, экономические показатели, экономическая эффективность, экологическая безопасность, Арктическая зона.

Keywords: liquefied natural gas, Northern delivery, diesel fuel, economic indicators, economic efficiency, environmental safety, Arctic zone.

Площадь России составляет 17.1 млн. км2, что составляет 11,3% от площади сухопутной поверхности планеты Земля. Это накладывает свой отпечаток на структуру размещения элементов жизнеобеспечения, в том числе и объектов инфраструктуры на территории нашего государства в Арктической зоне. В свою очередь это влечет за собой проблемы в обеспечении удаленных объектов различными видами ресурсов, в том числе и по энергопотреблению.

В настоящее время все отчётливее просматривается тенденция к развитию территорий и расширению присутствия инфраструктурных объектов в прибрежной арктической зоне России, в первую очередь, для обеспечения Северного морского пути. Проводится глобальная работа по освоению арктических территорий. Наращивается не только военная группировка в данном регионе, но и растёт количество гражданских предприятий в данном регионе.

Арктика в прошлом, настоящем и будущем -одно из основных национальных богатств России. Ресурсный потенциал Арктики огромен, и именно сейчас закладываются условия для его дальнейшей реализации. С геополитической точки зрения

данный регион важен как стратегический выход в Мировой океан. Он имеет огромное значение для обеспечения национальной безопасности России. В феврале 2013 г. Президент России В.В. Путин утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [1]. В целях обеспечения её реализации был разработан и утверждён «План мероприятий.... ». В соответствии с данной стратегией в настоящее время, в числе прочего, проводятся мероприятия по восстановлению и создания новой военной инфраструктуры в высоких широтах.

Сегодняшняя Российская Федерация обладает существенно меньшими возможностями и ресурсами, чем СССР, что осложняет, но не отменяет фактического императива - вернуть ВС РФ в Арктическую зону для ее комплексного освоения, в том числе как основного работодателя для населения региона. Важным фактом является утверждение положения «О Государственной комиссии по вопросам развития Арктики», принятое Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 228 во исполнение Указа Президента РФ от 3 февраля 2015 г. [2, 3]. На

Комиссию возлагается координация деятельности всех федеральных и региональных органов власти, участвующих в освоении Арктики. Решения Комиссии будут обязательными для всех ведомств (для их реализации могут издаваться президентские и правительственные акты). Заседания Комиссии будут проходить не реже одного раза в полгода, а оперативное управление возлагается на её президиум. В ведении Комиссии будут как социально-экономические, так и политические (в том числе оборонные) аспекты развития региона. Комиссия будет оценивать эффективность использования ресурсной базы Арктики, а также принимать решения по разработке и реализации приоритетных инвестиционных программ.

РФ за последние несколько лет активизировали восстановление инфраструктуры в Арктике, появились современные аэродромы, уже подготовлены базы для дальнейшего развития данных территорий. Очень важно, чтобы люди в этих суровых районах были хорошо обеспечены питанием, одеждой, проживанием, энергией и остальным.

В связи развитием данного региона возникает немаловажная проблема обеспечения Арктики ресурсами. Решение данного вопроса осуществляется в рамках комплекса ежегодных государственных мероприятий «Северного завоза».

В 2018 году на отдалённые объекты в Арктике в рамках «Северного завоза» доставлено свыше 49 тысяч тонн имущества и грузов различного назначения в котором 94% - это топливная составляющая!!! При этом основные многомиллиардные затраты приходятся на особое арктическое дизельное топливо [4].

Большинство объектов инфраструктуры расположены в удаленных районах и доставка традиционных видов топлива, таких как: каменный уголь, мазут, дизельное топливо, торф, сетевой природный газ, вызывает трудности. Возникает проблема эффективного, экономически выгодного, экологически чистого способа обеспечения объектов энергией. В целях решения этой проблемы ведутся поиски нетрадиционных ресурсов генерации энергии, таких как солнечный свет, геотермальные источники, энергия ветра, атомная энергия и др. [1, 6, 7].

Проблемы энергоснабжения городков и объектов, расположенных в труднодоступных районах, стоят наиболее остро. Главными причинами являются плохое состояние энергоисточников, дальняя логистика доставки топлива и зависимость от его поставок. В наиболее труднодоступных районах эта проблема усугубляется ограниченностью сроков сезонного завоза. Многозвенность и сезонность завоза топлива приводит к высоким потерям и его многократному удорожанию. У наиболее удаленных потребителей транспортная составляющая стоимости природного топлива достигает 70-80%. Это касается не только завозимого жидкого топлива, но и добываемого угля. Его доставка от мест добычи до удаленных

населенных пунктов водным путем и по автозимникам на расстояния до нескольких тысяч километров сопряжена с большими трудностями

[7].

На объектах энергообеспечения в Арктической зоне, как правило, в качестве энергоносителя используется жидкая фракция нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин, мазут и др.) или твёрдое топливо (каменный уголь, дрова, топливные брикеты и др.). Имеют место попытки использования в этих условиях нетрадиционных (возобновляемых) источников энергии (ветровая, солнечная и др.), но это сопряжено с определенными трудностями, связанными как с природными и экономическими условиями, так и временным характером действия этих источников.

Кроме того, экологическая обстановка вокруг объектов энергообеспечения использующих традиционные виды топлива, напрямую зависит от соблюдения требований санитарных норм, которые обеспечиваются рациональным сжиганием топлива и организацией технологического процесса, предотвращающим загрязнение окружающей среды, в том числе и загрязнение грунта, воздушного и водного бассейнов; поддержанием соответствующих климатических, служебно-бытовых, осветительных и шумовых условий в котельных, а также снижение уровня шума от работающего оборудования котельной на прилегающих территориях и т.д. [8, 9, 10].

Альтернативой существующей системы энергообеспечения использующей традиционные виды топлива, может явиться использование сжиженного природного газа. Опыт коммерческой реализации СПГ показывает, что технологически это более сложный продукт, чем сжиженный углеводородный газ, но экономически он является более привлекательным энергоносителем. Дело в том, что при незначительных объёмах потребления нецелесообразно строить и эксплуатировать газопровод. Необходимое количество газа можно подвозить в сжиженном состоянии непосредственно к потребителю, а в условиях Арктики это выходит на первый план. К тому же, в Российском секторе ответственности, находятся большие запасы природного газа, а в местах его добычи активно ведётся строительство заводов по его сжижению.

Размеры денежных ассигнований на энергоснабжение арктических объектов огромны. Если стоимость в центральной России дизельного топлива 40 тыс. руб. и каменного угля 1,5 тыс. руб. за тонну, то с учётом транспортных расходов 59500 руб./т и 5300 руб./т соответственно (по ценам 2018 года). Например по данным открытых источников [4], для нужд Министерства обороны РФ, в период летней навигации на объекты ведомства в Арктике было доставлено свыше 49 тысяч тонн имущества и грузов различного назначения и в него входило более 27 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, около 19 тысяч тонн твердого топлива, около 700 тонн продовольствия, более 78 тонн вещевого имущества, около 12 тонн медицинского

имущества и свыше двух тысяч тонн прочего что основная доля груза - 94% приходится на имущества [4]. Приведенные цифры показывают, топливо (Рисунок 1).

Рисунок 1. Объём поставок «Северного завоза» в 2018 г. (т; %)

Таким образом даже по укрупненным показателям получаем:

(27 000 х 59,5) + (19 000 х 5,3) = 1 707 200 тыс. руб.

То есть затраты на топливо составили более 1,5 млрд. рублей, а по объектам гражданской инфраструктуры стоимость ежегодного «Северного завоза» в районы Крайнего Севера и

приравненных к ним регионов превышает 100 млрд. руб. [4].

Как сказано выше одной из проблем поставок топлива в Арктическую зону является длинное плечо подвоза энергоресурса и его сезонность. Но даже в этом случае преимущество СПГ, в том что по Северной оконечности России располагается и планируется к строительству большое количество газодобывающих и газоперерабатывающих предприятий (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Планируемые к вводу в эксплуатацию заводы и существующие производства СПГ.

Преимуществами СПГ по сравнению с традиционными видами топлив являются:

• в процессе сжижения плотность газа увеличивается в сотни раз, что повышает эффективность и удобство хранения, а также транспортировки и потребления энергоносителя;

• сжиженный природный газ -нетоксичная криогенная жидкость, хранение которой осуществляется в теплоизолированной ёмкости при температуре -162°С. Большие объёмы СПГ хранятся в специальных наземных резервуарах при атмосферном давлении;

• возможность межконтинентальных перевозок СПГ специальными танкерами-газовозами, а также перевозка железнодорожным и автомобильным видами транспорта в цистернах;

• сжиженный природный газ дает возможность газификации объектов, удаленных от магистральных трубопроводов на большие расстояния, путём создания резерва СПГ непосредственно у потребителя, избегая строительства дорогостоящих трубопроводных систем;

• высокие экологические показатели;

• низкая стоимость СПГ;

• высокая технологичность использования при эксплуатации объекта;

• защита от несанкционированного использовании (от воровства).

• Но между тем есть у данного вида топлива и недостатки, такие как:

• высокие капитальные затраты на оборудование;

• наличие специальной техники на поставку топлива;

• высокие требования к квалификации обслуживающего персонала;

• увеличение трудоемкости технического обслуживания и ремонта оборудования.

• Таким образом сжиженный природный газ представляет собой безопасный, экологически чистый вид топлива с высокими энергетическими характеристиками и октановым числом. Цена СПГ по стоимости у потребителя ниже цены сжиженного нефтяного газа, мазута и тем более дизельного топлива.

Полученные анализ наглядно демонстрируют перспективность и экономическую эффективность применения сжиженного природного газа для систем энергоснабжения инфраструктуры в Арктической зоне.

1.Указ о Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения

национальной безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс] // Сайт Правительства. - URL: http://government.ru/info/18360/ (Дата обращения: 05.11.2018)

2.Указ Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 года № 228. [Электронный ресурс] // Сайт Правительства. - URL:

http://government.ru/media/files/Cozw5FAxCGc.pdf (Дата обращения: 16.11.2018)

3.О Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Указ Президента РФ от 3 февраля 2015 года № 50.Сайт правительства [Электронный ресурс]

http://government.ru/docs/17319/ (Дата обращения: 06.10.2018)

4.В ВВО стартовал северный завоз [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации -URL:https://ens.mil.ru/education/more.htm?id=12178 583@egNews&_print=true (Дата обращения: 22.02.2019)

5. Анализ нынешнего положения изолированных систем энергоснабжения с высокими затратами на энергию [Электронный ресурс] // Центр энергоэффективности - XXI век. -URL: http://www.cenef.ru/file/Discussion_paper1.pdf (Дата обращения: 18.05.2019)

6.Возобновляемая энергетика. Пути повышения энергетической и экономической эффективности // Международный форум REENFOR -2014 / под редакцией Попеля О.С. и Дуникова Д.О. .- М.: ОИВТ РАН. 2014. - 478 с.

7.Материалы Второго международного форума «Возобновляемая энергетика: Пути повышения энергетической и экономической эффективности. 10-11 ноября 2014 г. Москва: ОИВТ РАН, 2014- 478 с.

8.Абдурагимов И.М., Куприн Г.Н. Утечки и разливы сжиженного природного газа. URL: http://mingas.ru/2015/07/utechki-i-razlivy-szhizhennogo-prirodnogo-gaza/ (дата обращения 10.11.2017).

9.Бурдаков И. И., Черноплеков А. Н. Аварии ее сжиженными газами - Анализ статистики // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - 1990. -№2.-С. 1-22.

10.Концепция федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2011/04/11/chrezvychayki-site-dok.html (дата обращения 12.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.