УДК 620.91
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА
ЭНЕРГИИ НА ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗЛИЧНОГО
ЗНАЧЕНИЯ
Федоров Денис Евгеньевич, оператор 10 научной роты, г. Санкт-Петербург, Россия (e-mail: [email protected])
Бъядовский Дмитрий Александрович, старший научный сотрудник
12 отдела
Научно-исследовательский институт (Военно-системных исследований материально технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации) военной академии материально технического обеспечения им. г.а. А.В. Хрулева г. Санкт-Петербург, Россия (e-mail: [email protected]) Руденко Алексей Евгеньевич, к.э.н., начальник 12 отдела, НИИ (ВСИМТО ВС РФ) ВА МТО им. г.а. А.В. Хрулева г. Санкт-Петербург, Россия
(e-mail: [email protected]) Демьянов Алексей Анатольевич, к.т.н. старший научный сотрудник 12 отдела, НИИ (ВСИМТО ВС РФ) ВА МТО им. г.а. А.В. Хрулева г. Санкт-
Петербург, Россия (e-mail: [email protected])
Интерес к сжиженному природному газу (СПГ) является результатом острой необходимости расширения количества источников и форм энергетического снабжения потребителей.
Повышение экономической эффективности за счет применения более дешевого энергоносителя (СПГ) по сравнению с традиционным топливом (дизельное топливо и т. д). Улучшение экологической обстановки в районе генерации энергии за счет применения альтернативного вида топлива (СПГ) с низким содержанием загрязняющих веществ.
Ключевые слова: сжиженный природный газ, дизельное топливо, экономические показатели, экологическая безопасность.
Все возрастающая роль природного газа в системах топливной энергетики привели в середине прошлого века к интенсивному развитию современной инфраструктуры и рынка сжиженного природного газа (СПГ).
В настоящее время сектор СПГ является одним из самых динамичных в энергетической отрасли: мировое потребление сжиженного газа растет на 10% в год, тогда как обычного (газопроводного), только на 2,4%. Согласно прогнозам экспертов, в 2020 году доля СПГ в мировой торговле газом уже составит около 35% (в 1970 г. - 3%). В 2030 году на долю СПГ придется уже около 60% мировой торговли природным газом [1, 2, 3].
Говоря о перспективах развития производства СПГ в России, необходимо подчеркнуть, что в XXI веке все основные российские газовые месторождения будут располагаться в неблагоприятных для строительства газопроводов районах, что обуславливает необходимость строительства заводов по производству сжиженного природного газа в местах перспективных месторождений. Морская добыча газа становится основой развития газовой промышленности России, поскольку крупнейшие российские проекты по увеличению добычи газа связаны с использованием потенциала континентального шельфа.
Сжиженный газ исторически используется, прежде всего, как удобный способ его транспортировки с месторождений, откуда невозможно проложить магистральный трубопровод. Современные технологии создания криогенный емкостей большого объема позволяют длительно хранить сжиженный природный при сверхнизких температурах газ в бездренажном режиме - то есть без стравливания испарившегося в хранилище криогенного газа в атмосферу. Хранить СПГ можно как в больших, так и малых объемах, которые позволяют обеспечивать энергией как крупные потребители, так и менее значимые объекты и сооружения.
Оценка экономической эффективности приведена на примере использования энергетической установки работающей как на дизельном топливе, так и с ее технологической оптимизацией для работы на природном газе. В качестве источника энергии принят электростанция с двигателем ЯМЗ-8503.10 и генераторной установкой мощностью 315 кВт. Основные экономические показатели представлены в таблице (см. Таблица 1).
Годовые графики экономической оценки представлены см. Рисунок 1 и Рисунок 2.
Таблица 1 - Сравнительные показатели энергоустановок на дизельном _топливе и природном газе_
Вид двигателя Дизельный Газодизельный
Вид топлива Дизельное Дизельное Газ
Расход топлива 69 л/ч 69 л/ч 78 м3/ч
Стоимость, руб/час 69*23=1587 69*23=1587 78*10,2=795,6
Итог, руб/час 1587 1587 (выход на режим переключения на ПГ)
Стоимость в месяц 1587 руб.*720 ч = =1142640 руб. 1587руб.*1ч.+(795,6руб.*719ч.)=572036,4руб
Расходы топлива в 13711680 руб. 6874775,4 руб. (8640 ч)
год (8640 ч)
Средняя стоимость
электростанции базовая комплек- 1800000 руб. 3000000 руб.
тация, двигатель
ЯМЗ
Окупаемость по 0 Разница в стоимости покупки =1200000,
расходу топлива Срок окупаемости газового оборудования = 67,4 сут.
14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000
февраль март апрель
г ГI
ША715,
ГГГГ
август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
.стоимостьоборудования ягазодиэельный агрегат "дизельный агрегат
Рисунок 1 - Экономическая эффективность применения СПГ
Рисунок 2 - График расхода топлива
Таким образом из рисунка видно, что применение СПГ взамен дизельного топлива позволяет окупить затраты на приобретение самой энергоустановки за 6 месяцев ( см. ).
По мимо сказанного применение СПГ носит высокий уровень экологической безопасности как во время хранения (в случае разлива просто испаряется в воздух без загрязнения поверхности почв), так и после его переработки в энергию (отсутствие в природном газе вредных примесей, возможность сжигания его без образования окислов серы, канцерогенных веществ и твердых частиц), что в современном обществе играет довольно высокую роль ( см. Рисунок 3) [1, 2].
88,9
90 80 70 60 50 40 30 20 10 ДТ и СПГ
',8
I
IS 1 2 17 Я
IVyJ. 11 ,4 17,8 m 12,9
l- Шт ■ IIH—i 0
и СО NOx CH SOx i i Сажа
Рисунок 3 - Выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от сжигания одного литра дизельного топлива и СПГ в двигателе внутреннего
сгорания, грамм на литр
Таким образом основной целью перехода на энергоснабжение на базе СПГ является повышение экономической эффективности (за счет сокращения эксплуатационных затрат), экологичности и надежности обеспечения потребителей энергией.
Исходя из выше изложенного применение СПГ не только технически возможно, но и всесторонне экономически целесообразно, годовые эксплуатационные расходы на СПГ в 2 раза меньше, чем такие же расходы на дизельном топливе, так как затраты на топливо входят в состав эксплуатационных расходов.
Список литературы
1. Бъядовский Д. А. Применение метано-водородных технологий для энергообеспечения объектов военной инфраструктуры удаленных от централизованных систем энергоснабжения / Бъядовский Д.А., Руденко А.Е., Волков Д.В. // В сборнике: Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2017. С. 60-71.
2. Бъядовский Д.А. Применение метано-водородных технологий для обеспечения объектов военной инфраструктуры удаленных от централизованных систем энергоснабжения / Бъядовский Д. А., Тарханова В. С., Овчинников Е.А. // В сборнике: Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 62-69.
3. Отчёт о комплексной научно-исследовательской работе «Использование сжиженного природного газа на энергоблоках арктической зоны и островной части РФ» (шифр Альтернатива). СПб., ВА МТО НИИ (ВСИ МТО ВС РФ) 2017 г.
Fedorov Denis Evgenyevich, operator of the 10th scientific company
E-mail: [email protected]
Bjyadovsky Dmitriy Alekcandrovich, senior research associate of the 12th department. The Scientific Research Institute (Military System Studies of the Material and Technical Support of the Armed Forces of the Russian Federation) of the Military Academy of Material and Technical Supply
them. A.V. Khruleva St. Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Rudenko Alexey Evgenyevich, PhD of Sci.Ec.,
director of the 12th department. The Scientific Research Institute (Military System Studies of the Material and Technical Support of the Armed Forces of the Russian Federation) of the Military Academy of Material and Technical Supply them. A.V. Khruleva St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected]
Demyanov Alexey Anatolyevich PhD of Sci.Tech., senior research associate of the 12th department. The Scientific Research Institute (Military System Studies of the Material and Technical Support of the Armed Forces of the Russian Federation) of the Military Academy of Material and Technical Supply them. A.V. Khruleva St. Petersburg, Russia ECONOMIC EFFICIENCY OF USE OF LIQUEFIED NATURAL GAS AS A SOURCE OF ENERGY ON INFRASTRUCTURE OBJECTS OF DIFFERENT VALUES
Annotation. Interest in liquefied natural gas (LNG) is the result of the urgent need to expand the number of sources and forms of energy supply to consumers. Increasing economic efficiency through the use of a cheaper energy carrier (LNG) in comparison with traditional fuels (diesel fuel, etc.). Improvement of the ecological situation in the area of energy generation through the use of an alternative fuel (LNG) with a low content ofpollutants.
Key words: liquefied natural gas, diesel fuel, economic indicators, environmental safety.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ
ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ Филиппова Татьяна Александровна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Жабунин Антон Юрьевич, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Экова Виктория Александровна, ст.преподаватель Шипунова Ирина Сергеевна, студент Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета,
г. Волжский, Россия
Объектом исследования в данной статье является организация оплаты труда на малом производственном предприятии. Сделан вывод о том, что недостатки существующей системы оплаты труда не позволяют анализируемому предприятию реализовать свой потенциал, предложены пути решения имеющихся проблем.
Ключевые слова: заработная плата, мотивация, стимулирование, производительность труда, рабочая сила, персонал.
Проблема оплаты труда является одной из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.