■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GAZOHIMIYA.RU
АНАЛИТИКА
СЖИЖЕННЫИ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ: АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Н.Г. КИРИЛЛОВ
ИКЦ «СТИРЛИНГМАШ»
А.Н. ЛАЗАРЕВ
ГОУ «ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Ю.Н. ЯРЫГИН, Ю.В. ДРОЗДОВ, Т.Б. БЕЛОЗЕРОВА
ОАО «ГАЗПРОМ ПРОМГАЗ»
Анализ мирового рынка сжиженного природного газа в первой половине XXI века
Для мировой энергетики начало XXI века ознаменовалось возрастанием значения природного газа, доля которого на сегодняшний день составляет одну треть общего объема производимой энергии. По данным зарубежных аналитиков, в ближайшем будущем газ постепенно оттеснит на второй план наиболее популярные ныне энергоносители - нефть и уголь, а к 2020 г. его доля в общем энергопотреблении достигнет 45-50 %. Уже довольно давно в научных и околонаучных кругах бытует мнение о том, что на смену нефтяной эпохе идет эпоха метана (природного газа). Мировые запасы нефти медленно, но неуклонно истощаются, несмотря на снижение ее потребления из-за кризиса и рецессии экономик развитых стран. Так, если промышленных запасов нефти, по различным прогнозам, хватит еще примерно на 20-30 лет, то газа - более чем на 100 лет [1].
На 20-м Мировом газовом конгрессе был подробно рассмотрен сценарий развития мировой газовой промышленности в ближайшем будущем и сделан вывод о том, что мировое потребление природного газа к 2030 г. должно потенциально возрасти до 4 трлн м3. При этом если для экономически развитых стран характерно увеличение доли природного газа в энергобалансе по причинам экологической безопасности и диверсификации поставок, то в странах, находящихся на стадии индустриального развития, потребление газа увеличивается вследствие роста потребности развивающейся экономики. Сейчас в год потребляется более 2,5 трлн м3 природного
газа, из них на долю международной торговли приходится 625-650 млрд м3, из этого количества более 70 % газа поступает потребителям по трубопроводной системе и около 27 % продается в виде сжиженного природного газа (СПГ).
Однако, по мнению зарубежных экспертов, в будущем на мировом рынке газа будет доминировать именно сжиженный природный газ. Так, по оценкам Международного газового союза (МГС), с 2000 по 2030 г. в раз-
Сжиженный природный газ, став неотъемлемой частью мировой торговли газом, одновременно переходит в разряд одного из ключевых факторов формирования мирового энергетического рынка
витие индустрии СПГ будет инвестировано в общей сложности более 300 млрд долл., что позволит превратить данный энергоноситель почти в такой же мобильный вид топлива, как и нефть. Сегодня сектор СПГ является одним из самых динамичных в энергетической отрасли: мировое потребление сжиженного газа растет на 10 % в год, тогда как обычного (газопроводного) - только на 2,4 %. Согласно существующим прогнозам в 2020 г. доля СПГ в мировой торговле газом составит около 35 % (для сравнения: в 1970 г. - 3 %). В 2030 г. на долю СПГ придется уже около 60 % торговли природным газом, что будет соответствовать 18-20 % общего объема природного газа, потребляемого на земном шаре.
В пользу такого прогноза, по мнению экспертов МГС, свидетельствует, с одной стороны, повышение эффективности сжижения природного газа и постоянное снижение себестоимости технологии сжижения, а с другой -
ГАЗОХИМИЯ 23
АНАЛИТИКА
высокая гибкость каналов поставки СПГ, позволяющая успешно варьировать обслуживание множества рынков. Кроме этого, необходимо учитывать периодически возникающие сложности в переговорах со странами, осуществляющими транзит природного газа через свою территорию, что также является аргументом в пользу сжиженного газа по отношению к «трубопроводным проектам».
Сжиженный природный газ, став неотъемлемой частью мировой торговли газом, одновременно переходит в разряд одного из ключевых факторов формирования мирового энергетического рынка. Так, по мнению многих экспертов, производство СПГ является более прогрессивным шагом в развитии топливной энергетики. СПГ используется для тех же целей, что и сетевой природный газ: получение электричества, тепловой энергии и промышленного холода, газификация населенных пунктов и промышленных объектов, создание резерва топлива для компенсации пиковых нагрузок (так называемый пик-шейвинг), применение в качестве моторного топлива на транспорте, а также сырья для химической промышленности [2, 3].
Широкое использование СПГ на
мировых рынках обусловлено, прежде всего, тем, что по ценам он либо сопоставим с жидкими углеводородными видами топлива, либо дешевле их. При этом СПГ является экологически более чистым видом топлива [4].
К регионам с наибольшим прогнозным ростом спроса на СПГ относятся США и страны ЮгоВосточной Азии, в первую очередь Китай и Южная Корея. Уже сейчас в США доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 25 %. В Азиатско-Тихоокеанском регионе наиболее крупным потребителем СПГ является Япония, которая импортирует до 85 % (45 млрд м3) природного газа в сжиженном состоянии. Однако на бли-
жайшую перспективу наибольший рост потребления СПГ намечается в Индии и КНР. В Индии в настоящее время работают два терминала по регазификации СПГ общей мощностью 9,2 млрд м3, строятся еще два и расширяется действующий терминал в Dahey. Их общая мощность в стране достигнет 21,6 млрд м3.
В КНР в провинции Гуандунг завершено строительство и недавно пущен в эксплуатацию терминал по регазификации СПГ мощностью 4,59 млрд м3. На стадии строительства находятся еще
три терминала производительностью 13,63 млрд м3. После ввода их в эксплуатацию общая мощность терминалов в стране составит 18,22 млрд м3 (табл. 1).
В странах Западной Европы в настоящее время в эксплуатации находятся 12 и на стадии строительства -6 терминалов. Мощность находящихся в эксплуатации терминалов по регазификации СПГ составляет 74,02 млрд м3. Проектная мощность строящихся терминалов - 53,81 млрд м3. Общая мощность терминалов по регазификации СПГ в Западной Европе составляет около 130 млрд м3 (рис. 1).
По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), импорт СПГ в Европу к 2030 г. увеличится в 6 раз, а общий объем потребления газа в Европе вырастет на 80 %. В общем объеме добытого в Европе газа доля СПГ вырастет с нынешних 8,6 до 27 % (рис. 2).
СПГ как средство транспортировки природного газа
Между тем стоит отметить, что СПГ следует рассматривать не как самостоятельный промышленный продукт, а как форму транспортировки природного газа. Мировое промышленное производство СПГ, начавшееся в середине 70-х годов прошлого века, было в значительной степени стимулировано именно экономически выгодной формой транспортировки огромного количества природного газа морским транспортом в сжижен-
Широкое использование СПГ на мировых рынках обусловлено, прежде всего, тем, что по ценам он либо сопоставим с жидкими углеводородными видами топлива, либо дешевле их. При этом СПГ является экологически более чистым видом топлива
Табл. 1 Рис. 1
Динамика изменения площади проходного сечения по глубине скважины Мощности по регазификации СПГ Мессояхского месторождения МЛрд м3
Страна Поставщики Экспорт (млрд м3) Страна Потребители Импорт (млрд м3) 300 250
Катар 31,09 Япония 81,86 200
Индонезия 29,57 Южная Корея 34,14
Малайзия 28,04 Испания 24,42 150
Алжир 24,68 США 16,56 100
Австралия 18,03 Франция 13,88
Нигерия 17,58 Тайвань 10,2 50
Тринидад и Тобаго 16,25 Индия 7,99 0
Египет 14,97 Турция 5,72
Оман 11,54 Бельгия 4,28
Бруней 9,81 Великобритания 3,56
Другие 9,52 Другие 8,47
1
ГГ
1 ■
1, 1
пя 1
1985 2004 2010 2015
Щ Дальний Восток ■ США Щ Европа
24 ГАЗОХИМИЯ
■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GAZOHIMIYA.RU
АНАЛИТИКА
Рис. 2
Потребности Западной Европы в СПГ
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020 2025
Прогноз
Щ Собственная добыча Щ Экспорт
Рис. 3
Графики роста транспортных расходов при увеличении расстояния транспортировки
USD/тонна
0 620 1240 1860 2480 3100 3720
Морские мили
—•— Наземный газопровод • СПГ • Подводный газопровод
ном виде из газодобывающих стран в страны мира, не имеющие своих энергетических ресурсов. В общем виде морская доставка природного газа потребителям может быть представлена следующей схемой: на побережье строится завод по сжижению газа, продукция которого поступает в хранилище. Отсюда с помощью криогенных насосов сжиженный природный газ перекачивается в танкеры-метановозы. Доставленный морским путем СПГ поступает в терминал-хранилище, из которого по мере надобности подается на испарительную установку, а далее с помощью компрессорной станции через газораспределительную сеть - к потребителям.
Впервые исследования экономической целесообразности морских перевозок природного газа, когда невозможна его транспортировка по магистральным газопроводам, были проведены американскими и французскими фирмами в середине 60-х г. прошлого века, при выборе оптимального решения о путях транспортировки газа из Алжира в Западную Европу. Технико-экономические расчеты показали, что при годовом объеме транспорта газа до 10 млрд м3 и расстоянии перевозки свыше 1500 км
доставка сжиженного метана в морских танкерах (с учетом расхода на сжижение и регазификацию) является более рентабельной, чем путем использования трубопроводного транспорта со сложным переходом через Средиземное море (рис. 3).
В 1964 г. в г. Арзеве (Алжир) был пущен в эксплуатацию первый крупный завод по сжижению природного газа, поставляемого в Англию и Францию. Газ с месторождений Сахары поступал по трубопроводу на завод, а далее уже в жидком виде транспортировался по морю на остров Канвей (в устье Темзы) и в Гавр. Именно с этого момента СПГ стал восприниматься в мире как один из видов мировых энергоносителей и как эффективное средство транспортировки природного газа на большие расстояния.
Экономичность транспортировки природного газа морем по сравнению с трубопроводным транспортом повышается:
- по мере увеличения дальности перевозки (по расчетам, морская перевозка СПГ на расстояние 5000 км обходится не дороже перекачки по магистральному трубопроводу на расстояние 2500 км);
- по мере увеличения полезной грузоподъемности танкеров-метановозов и повышения коэффициента загрузки этих танкеров;
- при комбинировании процесса сжижения метана с другими процессами глубокого охлаждения, обычно используемыми для получения кислорода, азота и водорода.
Современная технологическая цепочка СПГ состоит из трех основных этапов:
- добыча природного газа и его сжижение;
- транспортировка СПГ в специальных танкерах-метановозах;
- хранение СПГ в специальных криогенных терминалах с последующей регазификацией, т. е. перевод СПГ в газообразное состояние для транспортирования по газопроводам до конечных потребителей (рис. 4).
В настоящее время за рубежом построены и эксплуатируются 49 терминалов по регазификации СПГ мощностью 232,61 млрд м3 и еще 25 терминалов мощностью 158,13 млрд м3 находятся на стадии строительства. С вводом последних в эксплуатацию общая мощность их в мире составит 390,79 млрд м3, что фактически на 40,0 млрд м3 превышает ожидаемые к
Рис. 4
Технологическая цепочка производства и потребления СПГ
ГАЗОХИМИЯ 25
АНАЛИТИКА
этому времени мощности установок по сжижению природного газа. Современный терминал по регазификации СПГ показан на рис. 5.
СПГ-технологии промышленного производства и доставки потребителям
Бурное расширение индустрии стимулируется большим прогрессом по всей технологической цепочке СПГ. За последние 10 лет удельные капитальные вложения в производство СПГ снизились в два раза, а стоимость танкеров большой грузоподъемности уменьшилась на 30-40 %. Произошло это за счет конкуренции по мере появления новых судостроительных заводов, внедрения новых технологий и увеличения размеров судов. Самое дорогая стадия производства СПГ - сжижение занимает до 40 % себестоимости СПГ (рис. 6).
Сжиженный природный газ представляет собой жидкость, примерно в два раза более легкую, чем бензин, кипящую при атмосферном давлении и температуре - 163 °C, с калорийностью 10 000 ккал/кг. Другими словами, СПГ - это охлажденный до перехода в жидкую фазу обычный природный газ, т. е. криогенная жидкость. Основой природного газа является метан, содержание которого в газопроводном природном газе составляет 97-99 % по объему. Сжиженный природный газ часто называют жидким метаном. В условиях хорошей тепловой изоляции СПГ может при
небольшом давлении храниться длительное время, что позволяет перевозить его на дальние расстояния. При сжижении из 650 м3 природного газа получается 1 м3 жидкости весом около полутонны. Соответственно, одна тонна СПГ эквивалентна 1335 м3 газа.
На сегодня в эксплуатации находится 24 крупных установки по сжижению природного газа мощностью 220,66 млрд м3, в строительстве - 17 установок мощностью 119,16 млрд м3. После ввода их в эксплуатацию общая мощность установок по сжижению природного газа может составить 339,82 млрд м3.
Ранее в промышленных условиях СПГ получали способом охлаждения и конденсации природного газа; при этом давление его выбирали в пределах P = 3,5-5,0 МПа. Для охлаждения и конденсации предусматривалось сжатие природного газа (криоагента) в компрессорах и затем резкое снижение давления в специальных устройствах, называемых дроссельными, или сжатый газ пропускали через расширительные машины - турбодетандеры, в которых газ охлаждался при его расширении на лопатках рабочего колеса.
В настоящее время на крупных установках для получения СПГ используют каскадный способ (каскад пропан-этилен-метан) или холодильный цикл на смешанном холодильном агенте с предварительным пропановым охлаждением. Наличие в
Рис. 5
Современный терминал по регазификации СПГ
смеси различных углеводородов (метан, этан, пропан, бутан и т. д.) позволяет добиваться плавных очертаний температурных кривых и доводить разность температур «теплых» и «холодных» потоков всего до нескольких градусов. Этот способ производства СПГ дает возможность сократить энергетические затраты на 20-30 %.
Быстрое развитие технологий производства и перевозки сжиженного природного газа привело к снижению их стоимости. В среднем производство сейчас составляет $250/т для базового завода и $175/т для расширения мощности имеющейся производственной линии по сравнению с $ 500 в ранний период 1965-1970 гг. и $ 300-400 в 1970-1980-x гг. (рис. 7).
Большое значение для снижения удельных затрат имеет размер проекта. Средняя ежегодная мощность одной производственной линии выросла с 1 млн т в 1960-х гг. до почти
Рис. 6
Структура стоимости СПГ
Долл.
1000
800
600
400
200
0
на тонну мощности
1995 2002 2010 2030
Щ Сжижение Щ Морские перевозки Щ Регазификация
Рис. 7
Удельная себестоимость производства СПГ
USD/тонна
600
500
400
300
200
100
0
1960-1970-е 1980-1990-е Настоящее время
26 ГАЗОХИМИЯ
■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GAZOHIMIYA.RU
АНАЛИТИКА~И
Рис. 8
Разгрузка современного танкера-метановоза Многолетний опыт использования зарубежного танкерного флота СПГ показал его безопасность и надежность эксплуатации
5 млн т в 2010 г. Существенно повлияли на экономику производства СПГ технологические достижения, в первую очередь использование газовых турбин взамен паровых. При этом стоит упомянуть и о практике интеграции терминалов СПГ и электрогенерирующих предприятий, а также о таких дополнительных факторах, как оптимизированная конфигурация оборудования, большие по объему и меньшие по количеству емкости для хранения газа и т. п.
Одним из важных элементов в системе использования СПГ как энергоносителя занимают морские танкеры-газовозы, основной функцией которых является транспортировка сжиженного природного газа от мест
его производства к потребителю. Танкеры-метановозы позволяют отказаться от использования стационарных наземных и подводных трубопроводных систем, обеспечить перевозки природного газа на огромные расстояния и быстро переориентировать его потоки, избегая монополии отдельных поставщиков.
В настоящее время мировой флот криогенных метановозов насчитывает около 200 танкеров. На короткие расстояния по доставке СПГ эксплуатируются в основном танкеры-метановозы грузоподъемностью от 45 тыс. м3 до 80 тыс. м3 СПГ. Для межконтинентального транспорта жидкого метана построен флот танкеров-метановозов с объемом резервуаров до 120-140 тыс. м3,
что эквивалентно 70-80 млн м3 обычного газа. Проектируются метановозы, которые могут перевозить за один рейс свыше 200 млн м3 газа. Каждый из таких танкеров за рейс доставит столько газа, сколько необходимо, чтобы в течение полугода обеспечивать энергией город, по величине равный Амстердаму (табл. 2).
Если газовоз вместимостью до 140 тыс. м3 рентабелен при транспортировке на расстояние не более 5 500 км, то для перевозок на расстояние до 14 500 км танкер с дедвейтом (грузоподъемность судна, измеряемая в тоннах, представляет собой разность между полным и чистым водоизмещением) 200 тыс. м3 на 20 % рентабельнее, чем газовоз с дедвейтом 140 тыс. м3.
Табл. 2
Зависимость стоимости перевозки от вместимости танкера
Дедвейт, Стоимость, Длина/ширина
тыс. м3 (млн долл.) судна, м
140 160 160/45
210 200 320/50
250 240-250 350/55
Танкеры-метановозы позволяют отказаться от использования стационарных наземных и подводных трубопроводных систем, обеспечить перевозки природного газа на огромные расстояния и быстро переориентировать его потоки, избегая монополии отдельных поставщиков
ГАЗОХИМИЯ 27
Я АНАЛИТИКА
Морская добыча газа становится основой развития газовой промышленности России, поскольку крупнейшие российские проекты по увеличению добычи газа связаны
с использованием потенциала континентального шельфа
При транспортировке на расстояние до 20 000 км на 25 % рентабельнее танкер с вместимостью 250 тыс. м3. Стоимость производства газовозов с дедвейтом до 140 тыс. м3 с 1993 г. снизилась более чем на 40 %. За весь период транспорта СПГ было совершено около 3500 рейсов, доставлено более 800 млн т СПГ. На рис. 8 представлен современный танкерметановоз.
Многолетний опыт использования зарубежного танкерного флота СПГ показал его безопасность и надежность эксплуатации.
Россия выходит на международный рынок СПГ
В последние годы в России ведется активное обсуждение проектов, связанных с производством и транспортировкой сжиженного природного газа. Однако мировой опыт промышленного производства СПГ показывает, что для создания полной инфраструктуры СПГ требуются очень дорогостоящие проекты, в частности строительство заводов, терминалов, производство танкеров и т. д. Срок окупаемости таких проектов может превышать 10-15 лет. Более того, никто не гарантирует стабильности цен на газ и высокой рентабельности. Объективно, в настоящее время торговля СПГ развивается, главным образом, в странах, занимающих невыгодное географическое положение с точки зрения экспорта газа по
трубам. А Россия, в отличие от этих стран, имеет развитую наземную трубопроводную систему, обеспечивающую доставку природного газа во все страны Европы и Китай. Невольно возникает вопрос: а стоит ли России вообще заниматься производством и торговлей СПГ?
На этот вопрос есть несколько ответов. Во-первых, в XXI веке все основные российские газовые месторождения будут располагаться в неблагоприятных для строительства газопроводов районах (Баренцево море, шельф Карского моря, остров Сахалин и т. д.), что обуславливает необходимость строительства ряда крупных заводов по производству СПГ в местах перспективных месторождений. Морская добыча газа становится основой развития газовой промышленности России, поскольку крупнейшие российские проекты по увеличению добычи газа связаны с использованием потенциала континентального шельфа.
Во-вторых, на мировом газовом рынке сегодня в любой момент могут произойти серьезные изменения. В последнее время явно возрастает стремление производителей газа к консолидации и объединению для совместных действий и координации цен. На повестке дня вопрос о возможном создании газового ОПЕКа, основной задачей которого будет усиление влияния на рынках газа и расширение возможностей для политического нажима на покупателей в США, Европе и Азии. Пока мировой газовый рынок фактически поделен на региональные сегменты - североамериканский, европейский, азиатский, южноамериканский - и объединение этих сегментов возможно только через СПГ. Это понимают все производители газа.
Таким образом,
России, как крупнейшему экспортеру сетевого газа, для диверсификации своих газовых маршрутов, участия в формировании глобального газового рынка и выхода на новые, ранее недоступные для нее по
географическим причинам ниши (Атлантическое побережье Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона) необходимо срочно занять такую же позицию в мировой торговле СПГ [5].
В итоге в середине 2000-х гг. ОАО «Газпром» объявило, что отныне разработка проектов в области производства и транспортировки СПГ является одним из приоритетных направлений его деятельности и что компания приступает к реализации поэтапной стратегии наращивания своего присутствия на рынке СПГ. Первый шаг был сделан в сентябре 2005 г., когда Газпром «открыл Америку» — отправил первый танкер с СПГ в США. Эта поставка была осуществлена по так называемой свопо-вой (обменной) схеме: сжиженный газ был приобретен (обменян на сетевой газ) у компании British Gas Group и продан компании Shell Western BV для реализации на рынке США. В декабре 2005 г. Газпром отправил в США еще один танкер. А впоследствии российская компания осуществила по свопо-вой схеме поставки СПГ в Великобританию, Южную Корею, Японию, а также Мексику и Индию. Общий объем поставок составил примерно 0,85 млрд м3.
Однако первое промышленное производство и вступление России на рынок СПГ было связано с реализацией проекта «Сахалин-2». Первый в России завод по производству СПГ на Сахалине, торжественная церемония запуска которого состоялась 18 фев-
Объективно, в настоящее время торговля СПГ р азвивается главным образом в странах, занимающих невыгодное географическое положение с точки зрения экспорта газа по трубам
28 ГАЗОХИМИЯ
■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GAZOHIMIYA.RU
АНАЛИТИКА
раля 2009 года, состоит из двух технологических линий производительностью 4,8 млн т СПГ в год каждая. После выхода завода на проектную мощность (9,6 млн т/год), управлять высокоавтоматизированным производством будут всего 300 человек. Строительство этого масштабного объекта началось в августе 2003 г. В период наибольшей интенсивности строительных работ в них было задействовано около 10 тысяч рабочих и специалистов из более чем 40 стран. На построенном на Сахалине заводе СПГ используется специально разработанная технология сжижения газа с применением двойного смешанного хладагента, повышающая энергоэффективность производства за счет использования преимуществ холодного сахалинского климата. Акционерами данного проекта являются ОАО «Газпром» (50 % плюс 1 акция), Royal Dutch Shell (27,5 % минус 1 акция), японские Mitsui (12,5 %) и Mitsubishi (10 %).
В настоящее время ОАО «Газпром» рассматривает возможности разработки Штокмановского месторождения и строительства мощностей по сжижению газа. Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части Баренцева моря, в 550 км к северовостоку от Мурманска, на глубине
около 350 метров. Запасы месторождения оцениваются в 3,2 трлн м1 2 3 газа и 31 млн т конденсата. Месторождение готовится к освоению с учетом последующей реализации сжиженного природного газа в США и, возможно, в Европу. Для этих целей ОАО «Газпром» намерено построить в Мурманской области завод по производству СПГ. Для добычи углеводородов на месторождении будут установлены три ледостойкие плавучие платформы. Пуск месторождения в эксплуатацию ожидается во второй половине первого десятилетия этого века, вначале - на уровне 22,5 млрд м3/год с последующим наращиванием добычи до устойчивого показателя 90 млрд м3/год. Общая стоимость проекта для полной разработки месторождения составляет 25-30 млрд долл. США, при финансировании эксплуатационных расходов в размере 700 млн долл. США в год. Партнерами по проекту освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения выступают французская Total (Франция) и StatoilHydro (Норвегия).
С производством СПГ связана и разработка одного из наиболее перспективных газовых месторождений полуострова Ямал. Так, представители компании «НОВАТЭК» уже провели презентацию проекта по производ-
ству сжиженного природного газа «Ямал-СПГ», который будет базироваться на Южно-Тамбейском месторождении предприятия. Потенциальная ресурсная база на полуострове Ямал для производства сжиженного газа - около 10 трлн м3. Запасы Южно-Тамбейского месторождения составляют около 1,3 трлн м3 сырья. Реализация проекта предполагается в 2010-2018 гг. Концепция проекта предполагает строительство комплекса по производству сжиженного газа мощностью 15-16 млн т в год. Расположение будущего завода позволяет рассматривать в качестве рынков сбыта Европу, Северную и Южную Америку, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ввиду удаленности и экстремальных условий полуострова Ямал, вечной мерзлоты, ледовых нагрузок и экологической уязвимости региона проект «Ямал-СПГ» считается одним из наиболее сложных в мире энергетических проектов и требует сочетания проверенных технологий и использования уникальной модели реализации. О своей заинтересованности в проекте «Ямал-СПГ» уже заявили компании Shell (Англия, Голландия), Repsol (Испания), Total и GdF SUEZ (Франция), Mitsui и Mitsubishi (Япония), ONGC (Индия) и Qatar Petroleum (Катар).
Заключение
СПГ и трубопроводный газ - это два совершенно разных подхода к формированию энергетической безопасности страны и выстраиванию отношений в мировой энергетической системе. Существующий в России рынок трубопроводного газа в значительной степени менее конкурентен, чем рынок СПГ, и не настолько оперативен. Если Россия в условиях разрастающегося экономического кризиса сможет войти на рынок СПГ, гибкий конкурентный рынок перспективного энергоносителя XXI века, этот существенный шаг позволит обеспечить увеличение валютных поступлений в отечественную экономику. ОХ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. N. G. Kirillov. Producing Natural Gas for Vehicles. //Chemical and Petroleum Engineering, May - June, 2001, 37 (5-6): рр. 334-337.
2. Кириллов Н.Г. СПГ - универсальное энергетическое топливо XXI века // Нефть, газ & СПР, 2004. - № 2. - С. 39-43.
3. Карасевич А.М., Ярыгин Ю.Н., Дроздов Ю.В. Расширение источников поставок газа при газификации регионов России // Газовая промышленность. Спецвыпуск, 640/2009. - С. 23-25.
4. Кириллов Н.Г., Лазарев А.Н. Мировые тенденции в производстве
и использовании сжиженного природного газа как универсального энергоносителя и моторного топлива // Двигателестроение,
2010. - № 2. - С. 27-33.
5. Кириллов Н.Г. Рынок сжиженного газа: российские перспективы // Энергетика и промышленность России, 2009. - № 1. -
С. 31.
ГАЗОХИМИЯ 29