Научная статья на тему 'Современные тенденции в развитии территориальной структуры международной торговли сжиженным природным газом'

Современные тенденции в развитии территориальной структуры международной торговли сжиженным природным газом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ТОРГОВЛЯ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ / МОРСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ГАЗА / WORLD POWER ECONOMY / NATURAL GAS / LIQUEFIED NATURAL GAS / TRADE IN GAS / TANKER SHIPMENT OF GAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каминская Н. В.

Исследованы экономико-географические аспекты экспорта и импорта сжиженного природного газа (СПГ), освещены процессы регионализации международных поставок СПГ и интеграции региональных газовых рынков. В последние два десятилетия отмечается стремительное развитие международных поставок СПГ, что является основным фактором изменения географии мировой торговли природным газом. Диверсификация потоков СПГ, а также изменение контрактных отношений в сторону повышения их гибкости позволяют рассматривать международную торговлю СПГ как элемент глобализации мировой газоснабжающей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF THE TERRITORIAL STRUCTURE OF INTERNATIONAL TRADE IN LIQUEFIED NATURAL GAS

The paper deals with the economic-geographical aspects of the export and import of liquefied natural gas (LNG). It describes regionalization of international delivery of LNG and integration of regional gas markets. In two recent decades international delivery of LNG has experienced the sharp growth that predetermined changes in the geography of the world trade in natural gas. Diversification of LNG flows and increasing flexibility of contractual relations allow the international trade in LNG to be regarded as an element of globalization of the world gas distribuion system.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в развитии территориальной структуры международной торговли сжиженным природным газом»

УДК 911.3:338.4(100) Н.В. Каминская1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЖИЖЕННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ

Исследованы экономике-географические аспекты экспорта и импорта сжиженного природного газа (СПГ), освещены процессы регионализации международных поставок СПГ и интеграции региональных газовых рынков. В последние два десятилетия отмечается стремительное развитие международных поставок СПГ, что является основным фактором изменения географии мировой торговли природным газом. Диверсификация потоков СПГ, а также изменение контрактных отношений в сторону повышения их гибкости позволяют рассматривать международную торговлю СПГ как элемент глобализации мировой газоснабжающей системы.

Ключевые слова: мировая энергетика, природный газ, сжиженный природный газ, торговля природным газом, морская транспортировка газа.

Введение. Опережающий рост спроса на природный газ по сравнению с другими видами первичных энергоресурсов, географическое несовпадение основных регионов добычи и потребления газа диктуют необходимость расширять газотранспортные системы и соответственно развивать территориальную структуру мировой торговли этим энергоносителем. На настоящее время в рамках международной газовой торговли (899,55 млрд м3 [5])2 соотношение объема поставки сжиженного природного газа (СПГ) на специализированных танкерах к трубопроводным составляет примерно 1/4 к 3/4. Но в последнее десятилетие темп роста международной торговли СПГ более чем в 1,5 раза опережает этот показатель для сетевого газа [5]. Согласно оценкам большинства специалистов, такая тенденция сохранится на достаточно длительную перспективу, что означает увеличение доли СПГ в совокупной торговле природным газом в мире с 26% в 2007 г. до 38% к 2020 г. [7, с. 11]. Все это обусловливает актуальность разработки проблем интенсивно развивающегося рынка СПГ как межконтинентальной составляющей формирующегося глобального газового рынка, а также будущего места Российской Федерации на нем.

Конкурентные преимущества СПГ. Среди основных факторов, влияющих на выбор способа транспортировки газа, выделим географические особенности территории, отводимой под создание газотранспортной системы, обеспечение стабильности поставок, а также стоимость реализации проектов.

Танкерная транспортировка газа предпочтительнее, а при наличии значительных водных расстоя-

ний между экспортными и импортными районами нередко это и единственный вариант доставки. Многие поставщики и потребители СПГ являются островными и полуостровными государствами.

В свете актуальности вопросов обеспечения энергобезопасности интерес к СПГ со стороны потребителей обусловлен стремлением к диверсификации источников энергии и способов их транспортировки. Поставщики для повышения конкурентоспособности стремятся к расширению своих экспортных возможностей и максимальному охвату рынков сбыта. В результате конкурентоспособность СПГ возрастает даже там, где возможны и трубопроводные поставки природного газа. Кроме того, нередко возникает ситуация, когда зависимость от трубопроводной транспортировки делает поставку энергосырья уязвимой к шантажу со стороны транзитных стран. Например, для РФ это нередкие конфликты с Украиной по поводу транзита российского газа. В подобной ситуации альтернативный вариант решения проблемы безопасного газоснабжения Европы наряду со строительством газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» — реализация поставки СПГ с перспективного завода в пос. Териберка Мурманской области (проект «Штокман»)3.

Среди недостатков организации поставок СПГ следует отметить сложность и капиталоемкость создания производственной инфраструктуры для его транспортировки и как следствие дороговизну исходного продукта. По сравнению с производственной цепочкой для традиционного газа в себестоимость СПГ помимо добычи и собственно транспортиров-

1 Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, аспирантка, e-mail: [email protected]

1 Включены объемы поставок между странами СНГ.

3 Несмотря на то что этот проект предназначен в первую очередь для рынка США, поставки СПГ в европейские страны преимущественно на «спотовой» основе не исключаются.

17 ВМУ, география, № 2

Рис. 1. Взаимосвязь между транспортными расходами и расстоянием транспортировки природного газа посредством наземного и подводного газопроводов, морской доставки СП Г. Составлено по данным [8]

ки включаются дорогостоящие процессы сжижения и регазификации, что в сумме составляет около половины себестоимости готового продукта. Поэтому запуск проектов СПГ требует масштабных капиталовложений, в результате транспортировка СПГ становится экономически оправданной при крупных объемах и на большие расстояния. Кривая транспортных расходов поставок СПГ демонстрирует, что при увеличении расстояния транспортировки расходы увеличиваются гораздо меньше, чем в случае с использованием трубопровода (рис. 1).

Кроме того, для развития международной торговли СПГ неблагоприятный фактор — повышенное внимание к проблеме безопасности населения, а также охране окружающей среды в зоне размещения производственных объектов СПГ. Особенно остро этот вопрос стоит в США, где в ряде штатов (особенно на востоке страны) общество крайне негативно относится к строительству терминалов по приему СПГ. Во многом именно поэтому в США активно разрабатываются проекты оффшорных терминалов, т.е. размещенных на морских платформах вдали от населенных пунктов.

Значение поставок СПГ в формировании и развитии мировых регионов экспорта и импорта природного газа. Транспортировка природного газа от мест добычи к потребителям с помощью трубопроводов сдерживала расширение мирового рынка сбыта газа из-за обширных морских пространств, отделявших дефицитные по газу регионы от некоторых регионов с крупными запасами газа, способных развернуть его добычу. Подводные газопроводы рентабельны на значительное, но все же ограниченное расстояние (не более 1,5—2 тыс. км) [2, с. 295]. Поэтому внедрение технологии сжижения в сферу транспортировки природного газа (в 1960-е гг.) стало, по сути, переворотом в мировой газовой промышленности, поскольку превратило крупные водные объекты из препятствия на пути развития по-

ставок газа в пространство для формирования новых межрегиональных и межконтинентальных газотранспортных систем, что послужило мощным фактором расширения международной газовой торговли.

Возможность транспортировки газа в сжиженном виде обеспечила участие в международном разделении труда (МРТ) стран (особенно развивающихся), обладающих значительными газовыми ресурсами, но географически удаленных и отделенных водным пространством от основных регионов потребления газа. В целом подавляющее большинство экспортных поставок СПГ (~90%) [5] приходится на развивающиеся страны, где внутренние потребности в газе достаточно низкие, а доказанные запасы значительные. Остальной объем СПГ поставляют на мировой рынок Австралия, Норвегия и США4. Кроме того, все строящиеся и планируемые газоэкспортные терминалы (кроме РФ и Австралии) также размещаются в развивающихся странах (рис. 2). Однако значительную роль в реализации проектов СПГ в развивающихся странах играли и продолжают играть иностранные инвестиции, а также сотрудничество местных компаний (в основном национальных) с транснациональными корпорациями и энергетическими фирмами экономически развитых государств.

Расширение поставок СПГ стимулировало развитие крупной газодобывающей промышленности экспортной направленности в ряде стран, которые в дальнейшем образовали важные регионы экспорта природного газа — Австралия, Ближний Восток, Северная Африка, Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия (табл. 1).

Одним из самых важных событий в мировой газовой промышленности стало широкое освоение крупных запасов газа, расположенных в Персидском заливе и Юго-Восточной Азии, и их включение — с использованием преимущественно технологии СПГ — в мировое энергопотребление.

Среди стран—поставщиков СПГ ведущие позиции занимает Катар, где на базе месторождения Норд (крупнейшего из открытых на настоящее время) создается самый мощный в мире комплекс заводов СПГ. Ожидается, что в среднесрочной перспективе Катар займет одно из главных мест в мировой газовой торговле, чему способствуют значительная сырьевая база (около 14% мировых доказанных запасов газа [5]), низкая себестоимость добычи, удачное географическое положение месторождения вблизи побережья и относительно недалеко от основных дефицитных по газу регионов.

В апреле 2009 г. был запущен первый российский проект по производству и транспортировке сжиженного газа («Сахалин-2»), в перспективе (к 2014 г.) — строительство завода СПГ на базе од-

4 На рис. 2 США отнесены к странам-импортерам. США — единственная страна, которая одновременно является импортером и экспортером СПГ. Однако в связи с тем, что мощность единственного американского завода СПГ, расположенного на п-ове Аляска, по современным меркам очень мала, страну в целом относят к потребителям СПГ.

го

>3 е-

соединенные штаты америки

индия

У///У////////У

■/ российская федерация

у///У///.//////

канада

нидерланды

* ^"¡¡Щ^ЕЛЬГИЯу

"франция

ИСПАНИУ^^Ц^ португалия | i ^•¿¿иь

япония

[республика ■■корея в

греция1

иран/;

^лжирйливия

багамские о-ва /

I / Ч -н I . доминиканская республика

-- I/ [

пуэрто-рико н

катар/ ОАЭ£|

тайвань

мексика ямайка

оман н V/ 1

филипины

гондурас \ ---л i

'¿'/^^тринидад и тобаго

к" т венесуэла

малайзия брунейн0

папуд-новая-¡¡> . гвинея

перу /{

индонезия

¡бразилия

ГНи С

¡австралия!

Страны-участницы торговли СПГ Основные торговые потоки,

млрд м3

ЭКСПОРТЕРЫ

Существующие

Планируемые ИМПОРТЕРЫ

I Существующие

1 1 Планируемые

1 мм=25млрд м3

30 к западу от Гринвича 0°к востоку от Гринвича 30°

[Масштаб 1:100 ООО 1КК11

(Т1

О

ч к

о

о

я ^

X

£ о

о

£ е

к *

о р

£ ьо

Рис. 2. География международной торговли СПГ в 2007 г. Составлено автором по данным [6, 9, 10]

1/1

Таблица 1

Экспорт СПГ по регионам мира в 2007 г.

Регион Доля от мирового экспорта, % Доля СПГ в экспорте природного газа из региона, %

природный газ (СПГ и сетевой) СПГ

Австралия 2,3 8,9 100,0

Ближний Восток 7,4 25,9 90,9

Северная Африка 9,7 17,3 46,4

Тропическая Африка 2,3 8,3 100,0

Юго-Восточная Азия 9,7 30,9 82,9

Прочие* 68,6 8,7 3,3

* Страны бывшего СССР, Европы, Северной Америки, Южной Америки, составлено по данным [5].

ного из крупнейших в стране и мире Штокманов-ского месторождения. Кроме того, эксперты давно обсуждают возможность монетизации ресурсов Харасавэйского месторождения с использованием технологии СПГ. Успешная реализация указанных экспортных проектов открывает перед РФ возможность завоевать новые рынки сбыта природного газа (Восточная Азия и США), а вероятно, и укрепить позиции в европейском регионе за счет диверсификации маршрутов экспорта и минимизации транзитного риска. Согласно планам ОАО «Газпром», производство СПГ достигнет 80—90 млн т к 2020 г., что будет составлять, в зависимости от темпа реализации проектов в других странах, до 25% мирового рынка [4].

К основным регионам импорта природного газа относятся Западная Европа5, Восточная Азия и США, на долю которых в совокупности приходится более 70% мирового ввоза. Для большинства стран Восточной Азии СПГ — основа газоснабжения, а в За-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Импорт природного газа, в том числе СПГ, по регионам мира в 2007 г.

Регион Доля от мирового импорта, % Доля СПГ в импорте природного газа в регион, %

природный газ (СПГ и сетевой) СПГ

Западная Европа 38,6 19,6 13,2

США 14,5 9,3 16,8

Восточная Азия 16,3 61,7 98,0

Прочие* 30,6 9,4 8,0

* Страны Центрально-Восточной Европы, Северной Америки, Южной Америки, Азии, Африки, составлено по данным [5].

падной Европе и США танкерные поставки природного газа в сжиженном виде развиваются в условиях острой конкуренции с поставками газа по трубопроводам (табл. 2).

Формирование газоимпортного региона Восточной Азии связано прежде всего с потребностями Японии и Республики Корея, на которые в сумме приходится около 90% [5] импорта газа в регионе. Островное и полуостровное положение вышеназванных стран, крайне низкая самообеспеченность природным газом и высокий темп его потребления определили зависимость региона от внешних поставок этого энергоносителя морским транспортом. В этих странах практически отсутствует трубопроводная инфраструктура для транспортировки и распределения газа, электрогенерирующие мощности расположены в непосредственной близости от портовых терминалов по приему СПГ. Указанное определило структуру газопотребления в странах Восточной Азии, основная доля которого приходится на электроэнергетику.

В Западной Европе и США СПГ выступает как дополнительный источник внешних поставок природного газа. Учитывая растущую разницу между объемами собственной добычи и спроса на природный газ, в Западной Европе, а также в США ожидается увеличение импорта, значительное место в котором будут занимать поставки СПГ.

В Европе стабильный рост спроса на СПГ связан со стремлением стран диверсифицировать источники поставок энергоносителей, а также с быстрым развитием сектора электроэнергетики в странах Южной Европы.

США, по мнению ряда экспертов, в том числе Мирового энергетического агентства, в долгосрочной перспективе превратятся в ведущего импортера СПГ. Планы строительства новых терминалов для обеспечения США сжиженным газом охватывают около 50 объектов как в пределах США, так и в соседних странах.

В США, как и в Европе, важное условие развития рынка СПГ — конкурентоспособность цены на СПГ по сравнению с ценой трубопроводного газа. В последние годы цены на СПГ и сетевой газ имеют тенденцию к уравниванию.

Регионализация международной торговли СПГ. С географической точки зрения особый интерес представляет то, что отдельные районы экспорта и импорта СПГ тесно связаны между собой и вместе образуют международные газотранспортные системы, каждая из которых включает всю производственную цепочку — от добычи природного газа до доставки его к потребителям [3, с. 216]. На основе функционирующих к настоящему времени регулярных международных газотранспортных систем СПГ

5 В состав региона входят (без микрогосударств): Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.

выделим два «экваториальных» макрорегиона торговли СПГ — Атлантический и Индийско-Тихоокеанский, на которые приходится около 1/3 и 2/3 объема всех поставок СПГ в мире соответственно [5]. Доля межрегиональных потоков незначительна.

Нередко Атлантический макрорегион называют Атлантическо-Средиземноморским, чтобы подчеркнуть роль транспортных потоков СПГ, циркулирующих в пределах Средиземного моря. К экспортерам этого макрорегиона традиционно относят страны Африки, а также Тринидад и Тобаго, к импортерам — страны Западной Европы, восточное побережье Северной Америки. Основная часть потоков СПГ в Атлантике распределяется по двум направлениям: страны Африки — Западная Европа; Тринидад и Тобаго — Северная Америка. Таким образом, можно говорить о существовании Африкано-Запад-ноевропейского и Американского субрегионов торговли СПГ.

Индийско-Тихоокеанский макрорегион (его также называют Азиатским) объединяет потоки СПГ между импортерами Азии и экспортерами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Австралией. В рамках этого макрорегиона особое место занимает Азиатско-Тихоокеанский субрегион международной торговли СПГ, который сформировался на базе регулярных линий по перевозке СПГ из стран Юго-Западной Азии и Австралии в государства Восточной Азии. В перспективе возможно выделение Индийского субрегиона.

К основным факторам регионализации мировой торговли СПГ относятся:

— особенности историко-географического развития международных поставок СПГ — главными очагами зарождения торговли СПГ стали страны Средиземноморья и Азиатско-Тихоокеанский регион;

— стоимость транспортировки газа танкерами-метановозами, которая, несмотря на значительный технический прогресс отрасли, остается достаточно высокой. В результате участникам мировой торговли СПГ экономически невыгодно выбирать сверхдальние (вне своего региона) маршруты транспортировки;

— поставки СПГ на условиях долгосрочных контрактов, что связывает жесткими обязательствами экспортеров и импортеров на 15—20 лет. Очевидно, что контракты с условием «бери или плати» обеспечивают значительную стабильность потоков международной торговли СПГ, гарантируют возврат инвестиций, вложенных в дорогостоящие проекты.

Таким образом, газотранспортные системы СПГ, хотя и отличаются большей мобильностью и гибкостью поставок по сравнению с трубопроводами, все же имеют стабильную региональную привязку, неизбежным проявлением которой выступает региональный характер международной торговли газообразным топливом.

СПГ как фактор глобализации газовой торговли.

В отличие от рынка нефти, который во многом благодаря развитой системе танкерных перевозок является глобальным, говорить о мировом рынке природного газа пока преждевременно. Магистральные газопроводы обслуживают главным образом внут-риконтинентальную торговлю, а существующая система поставок СПГ не обладает такой гибкостью и подвижностью, как мировая торговля «танкерной» нефтью, во-первых, из-за относительно небольших объемов, а во-вторых, из-за указанной жесткости контрактных обязательств, связывающих поставщиков и покупателей СПГ.

Однако начиная с 1990-х гг. с быстрым увеличением объема производства, количества экспортеров и импортеров, доли СПГ в общем объеме торговли и товарной добычи природного газа в мире (табл. 3) расширяется география транспортных потоков.

Таблица 3

Динамика развития международной торговли СПГ в 1975—2007 гг., по данным [5]

Год Объем международной торговли СПГ, млрд м3 Доля СПГ в общем объеме мировой газовой торговли, % Доля СПГ от мировой товарной добычи природного газа, %

1975 13 10,4 1,0

1985 50,9 22,2 2,9

1995 93,2 23,8 4,2

2007 233,5 26,0 7,7

Одна из главных причин развития и расширения международной торговли СПГ заключена в снижении себестоимости производства и транспортировки этого энергоносителя. С середины 1990-х гг. вследствие технологического прогресса, положительного эффекта от масштаба производства и конкуренции среди производителей суммарные издержки производства по всем компонентам технологической схемы поставок СПГ снизились почти на 30% [8]. По сравнению с тем, что происходило 30—40 лет назад, в настоящее время рентабельными становятся перевозки, дальность которых в 5—10 раз больше. Например, доставка СПГ из Тринидада и Тобаго в Японию, которая на сегодня успешно реализуется, в 1970-х гг. вряд ли была возможной.

Другой важный фактор динамичного развития международных поставок СПГ заключается в том, что в рыночную сферу СПГ постепенно проникают формы торговли, характерные для нефтяного рынка: наряду с долгосрочными контрактами получают распространение краткосрочные соглашения и «спо-товые» сделки. Торговля по краткосрочным соглашениям и на основе «спот», которая в 1997 г. составляла лишь около 1% мировых поставок СПГ, в последние два-три года стабильно удерживается

19 ВМУ, география, № 2

на уровне 10% [7]. Более того, в структуре «спото-вого» рынка СПГ в ближайшей перспективе ожидаются принципиальные изменения. В начале 2007 г. в Катаре была создана энергетическая биржа ИМЭКС (IMEX), главная задача которой состоит в максимальном переводе на биржевую площадку объема «спотового» СПГ, торгуемого на данный момент только в рамках двусторонних договоров. Успешная реализация этого проекта может стать революционным фактором ценообразования на рынке газа (сейчас цены на газ в основном привязаны к ценам на нефть) и значительно способствовать увеличению мобильности торговли СПГ.

Таким образом, в целом наметился крен в сторону глобализации международной торговли не только СПГ, но и природным газом. Подтверждают это и нередкие в последнее время заявления крупнейших государств—экспортеров углеводородного сырья о возможной организации газового картеля — аналога ОПЕК. Очевидно, что для манипулирования мировыми ценами на газ «газовой ОПЕК» необходимо функционирование глобального, подобного неф-

СП ИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. М.: Нефть и газ, 2006. 640 с.

2. Валев Э.Б. Новые тенденции в размещении мировой газодобычи и потребления природного газа // География инновационной сферы мирового хозяйства / Под ред. Н.С. Мироненко М.: Пресс-Соло, 2000. С. 287-307.

3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2008. 480 с.

4. Миллер А. Б. Безопасность поставок и соответствующие инвестиции // Доклад на XXIV Мировом газовом конгрессе. Буэнос-Айрес, Аргентина, 5—9 октября 2009. URL: http://gazprom.ru/press/miller/speeches/24WGC (09.11.2009).

тяному, газового рынка, основой создания которого может стать лишь динамичное развитие морской транспортировки СПГ.

Заключение. Показано, что на современном этапе под воздействием интенсивного развития мировой индустрии СПГ и расширения ее территориальной структуры происходят значительные изменения в географии международной торговли природным газом. Во-первых, появляются новые регионы экспорта и импорта природного газа, подключение которых к системе международных газопроводов технически невозможно или экономически нецелесообразно. Во-вторых, несмотря на выявленную устойчивую регионализацию поставок СПГ, влияние этих межконтинентальных газотранспортных систем — ключевой фактор образования интегрированной глобальной газоснабжающей системы. Российской Федерации как крупнейшему экспортеру газа для участия в формировании глобального газового рынка и выхода на новые, недоступные ранее по географическим причинам регионы сбыта необходимо занять заметные позиции в международной торговле СПГ.

5. Экономико-статистический обзор «Газовая промышленность мира-2007». М.: ИРЦ Газпром, 2008. 240 с.

6. British Petroleum Statistical Review of World Energy 2008. URL: http://www.bp.com/productlanding.do7catego-ryld=6929&contentld=7044622 (20.11.2009).

7. Chabrelie M. Question of capacity // LNG Industry, Spring. 2007. P. 11-18.

8. Coyle D., Durr C. LNG technology for the commercially minded // LNG Industry, Spring. 2007. P. 81-88.

9. New liquefaction construction // LNG Observer. 2007. N 4. P. 29-31.

10. Tables of reception terminals// LNG Journal, May, 2007. P. 20-22.

Поступила в редакцию " 23.04.2009

N.V. Kaminskaya

MODERN TRENDS OF THE TERRITORIAL STRUCTURE

OF INTERNATIONAL TRADE IN LIQUEFIED NATURAL GAS

The paper deals with the economic-geographical aspects of the export and import of liquefied natural gas (LNG). It describes regionalization of international delivery of LNG and integration of regional gas markets. In two recent decades international delivery of LNG has experienced the sharp growth that predetermined changes in the geography of the world trade in natural gas. Diversification of LNG flows and increasing flexibility of contractual relations allow the international trade in LNG to be regarded as an element of globalization of the world gas distribution system.

Key words: world power economy, natural gas, liquefied natural gas, trade in gas, tanker shipment of gas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.