Научная статья на тему 'СЮЖЕТЫ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК ГЕРМАНИИ И БОЛГАРИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ'

СЮЖЕТЫ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК ГЕРМАНИИ И БОЛГАРИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА / ОБРАЗ ВРАГА / ПРОПАГАНДА / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / POSTCARD / IMAGE OF THE ENEMY / PROPAGANDA / HISTORY OF THE FIRST WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кызьюров Г.А., Лобанов Н.В.

Статья посвящена проблеме рассмотрения почтовых открыток рассматриваемых государств, как исторического источника времен Первой мировой войны. Открытки анализируются с точки зрения заключенной в них информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMES OF GERMAN AND BULGARIAN POSTCARDS AS THE SOURCE OF INFORMATION ABOUT WORLD WAR I

The article is devoted to the problem of considering a postcard of the states under consideration as a historical source of the First World War. Postcards are analyzed from the point of view of the information contained in them.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТЫ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК ГЕРМАНИИ И БОЛГАРИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»

УДК 93/94

Кызьюров Г.А. студент магистратуры 2 курса

Лобанов Н.В. студент магистратуры 2 курса Институт истории и права Сыктывкарский государственный университет

им. Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар СЮЖЕТЫ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК ГЕРМАНИИ И БОЛГАРИИ КАК ИСТОЧНИК ПО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме рассмотрения почтовых открыток рассматриваемых государств, как исторического источника времен Первой мировой войны. Открытки анализируются с точки зрения заключенной в них информации.

Ключевые слова: почтовая открытка, образ врага, пропаганда, Первая мировая война.

Kyzyurov G.A. master student

second-year student, Institute of history and law Syktyvkar State University of Sorokin

Russia, Syktyvkar Lobanov N.V. master student

second-year student, Institute of history and law Syktyvkar State University of Sorokin

Russia, Syktyvkar

THEMES OF GERMAN AND BULGARIAN POSTCARDS AS THE SOURCE OF INFORMATION ABOUT WORLD WAR I

Annotation. The article is devoted to the problem of considering a postcard of the states under consideration as a historical source of the First World War. Postcards are analyzed from the point of view of the information contained in them.

Keywords: postcard, image of the enemy, propaganda, history of the First World War.

В начале XX века во всех странах Европы выпускались разнообразные почтовые открытки большими тиражами. Почтовые открытки использовались не только, как короткое письмо, привет из путешествия, поздравление с праздником или днём рождения, но их часто собирали по темам, дарили друзьям, как сувениры. Открытые письма или открытки стоили недорого и были очень популярны среди широких масс населения европейских стран. С началом военных действий во время Первой мировой

войны враждующие страны развернули тотальную агитацию и пропаганду в средствах массовой информации. Почтовые открытки стали очень действенным агитационным ресурсом войны, хотя в военной пропаганде ведущих держав было очень много общих черт.

В нашем распоряжении находилось 10 болгарских и 50 германских почтовых открыток периода Первой мировой войны. Эти открытки можно классифицировать по определенным сюжетам: «Союзники», «Война и дети», «Романтика на войне», «Фронтовая жизнь», «Единство народа», «Женщина на войне».

Начать хотелось бы с почтовых открыток, на которых изображаются союзники Четверного союза. Нужно отметить, что это один из самых распространенных сюжетов на открытках тех лет. Ведь крайне выгодно было иметь положительный образ союзника, а для этого необходимо донести до людей данный посыл. Одним из ярких примеров данного посыла является почтовая открытка «Печальные кожевники». На открытке изображены страны-члены Антанты и страны-члены Четверного Союза. На одном берегу стоят представители Российской империи, Англии, Франции и Сербия, а на другом берегу стоят Германия, Австро-Венгрия и Османская империя. Они пытаются склонить на свою сторону с помощью дипломатических игр нового союзника - Болгарию. В итоге, Болгария оторвалась от тянувшей ее на свою сторону Антанты и приняла условия Тройственного союза.

Данный сюжет отражает всю обстановку, которая была на Восточном фронте к осени 1915 года. Именно в тот период у стран Антанты складывалась неблагоприятная ситуация на разных фронтах. На Восточном австро-германские войска успешно вели наступления против русской армии. Турецкие войска благополучно вели сражения в Дарданельском проливе, а англо-французские войска не могли прорвать германский фронт на Западе. Поэтому Царь Болгарии Фердинанд I сделал свой выбор в пользу союза Германии, Австро-Венгрии и Турции. Официально этот союз был закреплён 6 сентября 1915 года в Софии, была подписана конвенция между Германией и Болгарией, по которой Болгария обязалась выставить не менее 4 дивизий для проведения операции против Сербии.

После того, как Болгария вступила в войну на стороне Тройственного союза, на ее территории стали распространяться немецкие и австро-венгерские агитационные открытки, и плакаты. Немецкие тексты, которые писались на открытках, дублировались на болгарском языке. Тем самым можно отметить о болгаро-германское взаимодействие во время войны.

Одним из распространенных образов на почтовых открытках - это портретное изображение монархов Четверного союза. На них изображены император Вильгельм II (Германская империя), император Франц Иосиф I (Австро-Венгерская империя), султан Мехмед хан Хазрет Лери (Османская империя) и царь Фердинанд I (Болгарское царство). Первые три правителя приветствуют нового союзника - Болгарию. В отличие от открытки «Печальные кожевники» на этих почтовых открытках изображены портреты

правителей.

Интересно, что союзники изображались также в виде детей. Так на почтовой открытке «Фотограф» иллюстрированы четыре ребенка в национальной форме каждого члена Четверного союза. Для лучшей идентификации у каждого ребенка в руках находится флаг своей страны. Поэтому перейдем к следующему типу почтовых открыток «Война и дети».

Изображение детей являлось психологическим средством манипулирования сознанием бойцов. Ведь, как только мужчина видел изображение маленьких детей, у него подсознательно просыпался инстинкт защиты своего потомства. Солдату хотелось поскорее вернуться домой к семье в качестве победителя. Так на открытке «Маленький ангел» изображена маленькая девочка, которая молится своему ангелу, чтобы ее отец вернулся живым и невредимым обратно. На почтовой открытке 1915 года изображены три ребенка: девочка в красном платье и флагом Красного креста, мальчик в форме солдата сухопутного подразделения германской армии и мальчик в форме моряка. Дети, играя в «войну», чувствовали себя бессмертными, идеализировали войну и ее идеалы, мечтали о великих подвигах. Скорее всего, эта детская искренность и наивность умиляла взрослых, и они рисовали военные игры детей на открытках.

«Романтика на войне» также является достаточно интересным типом открыток. Они пользовались большой популярностью у солдат, так как в Германии того периода наличествовала героизация воинского духа, военные пользовались почетом и уважением. Не последним был здесь и аспект восхищения девушек молодыми людьми. Это было важно, так как солдату было необходимо отправляться на передовую, новой возможности романтической встречи могло и не случиться, что придавало некоторую эмоциональную остроту таким отношениям.

Такие почтовые открытки пользовались популярностью, а их производители чутко следили за окружающей обстановкой, поэтому их производство и включение в них романтических сюжетов было подавляющим. Например, главным персонажем одной из немецких открыток является солдат Германской империи, который держит под уздцы лошадь. Рядом с ним стоит хрупкая девушка. Видно, что она против его отправки на фронт, так как они могут не увидеться в будущем. По открытке видна тёплая тональность изображения, она переполнена грустью расставания, но в то же время в ней прослеживается теплота чувств.

Агитация, которая играла важную роль в тот временной промежуток, имела важнейшую задачу - демонстрацию единства и силы народа, государства и армии. В пример можно привести открытку, на которой был изображен император Вильгельм II, его окружали солдаты германской армии, в данном случае матрос и солдат сухопутных войск. Другая открытка изображала древо мира, которое охраняли солдат и матрос. Данное древо можно сравнить с военной силой Германской империи, ее стойкости. Боевые действия, их отдельные участники, изображенные на почтовых открытках,

так же являлись мощным рычагом регулирования патриотического настроя военной пропаганды. Например, на немецкой открытке главным персонажем является солдат, который находится в центре страшного сражения. В руках у него простреленное, изорванное знамя, что на наш взгляд является символом стойкости солдат, их несгибаемой воли.

Народ нельзя отделять от государства. То есть если внешний враг угрожает целостности государства, на его защиту встает и простой народ. Женщины наряду с мужчинами также участвовали в боевых действиях. Например, на некоторых немецких открытках изображены женщины в военной форме. Однако большинство женщин на передовой оказывали помощь раненым во время операций, осуществляли уход. Очень много сестер милосердия, которые стали главными персонажами почтовых открыток. Как правило в них прослеживается героизм, так как это было сродни подвигу для женщины того времени.

Как это не странно сказочные сюжеты также использовались в качестве пропаганды. Они отражали смысл избранности настоящих героев. На одной из почтовых открыток австрийский и немецкий солдаты штыком и прикладом пытаются поразить гидру - сказочное животное. На ее головах надеты шапочки, характеризующие членов союза Антанты, а кроме того Сербию, Италию и Японию.

В некоторых открытках также был использован один из распространенных приемов военной пропаганды - уничижительное изображение врага. Например, на одной из них были изображены русские офицеры, употребляющие алкоголь. Пьют они без стаканов, из бочек. Всё это, на наш взгляд, создает образ пьяниц, служащих в русской армии, которым в радость только разгульный образ жизни. На другой открытке персонажами являются провинившиеся люди, которые характеризуют членов Антанты. Сюжет представляет собой их наказание, в частности они лежат на скамье, задрав мундиры, а немецкий военный порет их. Другая открытка изображает отбор солдат в армию. На ней показаны призывные пункты Англии, Франции, России, Японии и Германии. Немецкие солдаты изображены в центре, остальные по краям. На наш взгляд, открытка показывает принцип отбора солдат на военную службу в разные армии, то есть самые сильные и стойкие находятся только в рядах германской армии.

В целом, можно отметить, что почтовые открытки являлись одним из способов ведения информационной войны. То есть человек на уровне подсознания воспринимает поданную ему информацию в открытках и, опираясь на нее, делает важные для себя выводы. Также на изображенных в открытках сюжетах можно увидеть события Первой мировой войны, так как одним из свойств, характеризующих изобразительные источники, является фиксация исторической информации во время происходящего события. Однако нельзя забывать о субъективизме автора, имеющего собственные цели, взгляды на события и т.д., поэтому воспринимать такие источники надо осторожно. Ну и самым важным здесь будет тот аспект, что почтовые

открытки по праву являются уникальным историческим источником, благодаря которому можно изучать историю Первой мировой войны.

Использованные источники:

1. Германия // Филателистическая география (зарубежные страны): Справочник / Л. Л. Лепешинский. — М.: Связь, 1967.

2. Мазур П. Болгария, русская почта // Филателия СССР. — 1978. — № 9.

3. Самбур М.В. Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 65 - 69.

4. Цыкалов Д.Е. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 1. С. 85 - 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.