УДК 398.224(=512.157) Т. В. Илларионова
СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ АБЫЙСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Статья посвящена анализу сюжетосложения абыйской эпической традиции олонхо. Для понимания особенностей поэтики эпоса важное значение имеет рассмотрение характерных признаков сюжетосложения. С целью выяснения сюжетно-композиционной природы абыйской эпической традиции проанализированы тексты вариантов олонхо «Эр Соготох» в исполнении олонхосутов Г Ф. Никулина и Н. В. Слепцова. Эр Соготох - популярный герой у якутских сказителей, которые из поколения в поколение создавали различные варианты об одиноком богатыре, родоначальнике племени ураангхай саха. Сюжетная структура олонхо состоит из экспозиции, завязки, развитие действия, развязки. Абыйская эпическая традиция относится к северной группе якутского героического эпоса, для которой характерны небольшой объем, сильное влияние сказки, слабая этническая идентификация. Олонхо, записанное со слов Н. В. Слепцова, создано под сильным влиянием мифа или сказки северных народов. Олонхо Г. Ф. Никулина имеет характерные особенности, присущие эпической традиции северных якутов, больше в лексике, нежели в сюжетно-образной системе, но жанровые признаки олонхо этого сказителя остаются преимущественно в рамках общеякутской эпической традиции. Рассмотренные тексты олонхо о богатыре Эр Соготохе имеют своеобразный, только им присущий сюжет. Несмотря на идейно-тематическую общность вариантов, каждый из них сугубо индивидуален и отражает особенности той среды, в которой в процессе бытования развивалось повествовательное ядро, вобравшее в себя все сказительские традиции.
Ключевые слова: эпическая традиция, сюжет, композиция, олонхо, олонхосут, вариант, локальная традиция, экспозиция, завязка, развитие действия, развязка.
T. V. Illarionova
Plot composition of Abyisky epic tradition
This article analyzes plot composition of Abyisky epic tradition. In order to understand the features of poetics of the epic it is necessary to consider the characteristic features of plot. With the aim of clarifying the nature of plot composition of Abyisky epic tradition there were analyzed such olonkho texts as "Er Sogotokh" options by olonkhosuts G.F. Nikulin and N.V. Sleptsova. Air Sogotokh that is a popular character in the Yakut storytellers, who for generations have created different variants of a lone hero whose ancestor tribe urannghay Saha. Subject of olonkho structure consists of exposure, ties, development of action, denouement. Abyisky epic tradition belongs to the northern group of the Yakut heroic epos which is characterized by small volume, strong influence of fairy tales and weak ethnic identity. Olonkho recorded with words of N.V. Sleptsova was created under the strong influence of the myth or fairy tales of northern peoples. Olonkho by 0.G.F Nikulin has the characteristics of an epic tradition of the northern Yakut people with more vocabulary than in the plot and imagery, but this genre feature of olonkho a storyteller remains mostly within Yakut epic tradition. Examination of the olonkho hero Er Sogotokh has peculiar plot that is typical of only them. In spite of the ideological and thematic common variants each of them is individual and reflects the characteristics of the environment in which the existence in the process of developing a narrative core, incorporate all tale tradition.
Keywords: epic tradition, story, composition, olonkho olonkhosut, version, the local tradition, the exposition, exposition, development activities interchange.
ИЛЛАРИОНОВА Туяра Васильевна - к. филол. н., доцент каф. фольклора и культуры Института языков и культур народов Северо-Востока РФ СВФУ E-mail: [email protected]
ILLARIONOVA Tuyara Vasilyevna - Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor of Department of Folklore and Culture, Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the North-East, M. K. Ammosov NEFU. E-mail: [email protected]
Введение
Якуты (самоназвание саха) - коренное население Якутии. По территории расселения их делят на амгинско-ленских (между реками Лена, Нижний Алдан и Амга, а также на левобережье Лены), вилюйских (в бассейне р. Вилюй), олекминских (в бассейне р. Олекма) и северных (в тундровой зоне, бассейнах рек Анабар, Оленек, Колыма, Яна и Индигирка). Эпическую традицию якутов В. В. Илларионов делит на три группы: центральная, вилюйская и северная. А северная эпическая традиция делится на следующие подгруппы: верхоянская, колымская, абыйская, момско-оймяконская.
Для понимания особенностей поэтики эпоса важное значение имеет рассмотрение характерных признаков сюжетосложения. С целью выяснения сюжетно-композиционной природы абыйской эпической традиции проанализируем тексты олонхо «Эрис халлаан уола Эр Соготох» («Сын жестокого неба Эр Соготох»), записанный в апреле 1940 г. фольклористом А. А. Саввиным со слов Г. Ф. Никулина в Майорском наслеге Абыйского района [1], и «Эрэйдээх-буруйда-ах Эр Соготох» («Многострадальный Эр Соготох»), записанный Г. М. Васильевым от сказителя Н. В. Слепцова из Абыйского улуса в 1943 г. [2].
Олонхо Г. Ф. Никулина рассмотрено в монографии «Сюжеты олонхо о родоначальниках племени» Н. В. Емельянова [3]. В книге автор анализирует олонхо о родоначальниках племени ураангхай саха, которые по своей сюжетной тематике соответствуют историческим преданиям об основателях отдельных якутских родов. Во второй главе Н. В. Емельянов сопоставляет многообразие сюжетов олонхо об одиноком герое Эр Соготохе. Здесь описаны олонхо «Пеший богатырь Эр Соготох - родоначальник племени», опубликованное С. В. Ястремским, долганское олонхо П. Аксенова «Брат и сестра», олонхо «Сын жестокого неба Эр Соготох» Г. Ф. Никулина, олонхо «Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох» М. Н. Неустроева, олонхо «Многострадальный Эр Соготох, который ездит на вороном коне, мгновенно исчезающем из виду» Н. С. Скрыбыкина. Н. В. Емельянов охарактеризовал героя олонхо Г. Ф. Никулина как культурный герой. И сравнивает мотивы олонхо с мотивами исторических преданий о первопредках якутов Омогой Баай и Эр Соготох Эллэй Боотур.
Композиция олонхо «Эр Соготох» в исполнении олонхосутов Г. Ф. Никулина и Н. В. Слепцова
Одним из сюжетно-композиционных и жанровых признаков якутского эпоса является наличие пространной вступительной части, традиционной для всех олонхо. «Такой большой размер вступления становится понятным, если учесть, что между ним и действием олонхо существует прямая идейная связь: чем обширнее и величественнее страна и богаче ее люди, тем значительнее должны быть подвиги героя, защищающего их» [4, с. 49].
В экспозиции олонхо, наряду с описанием пейзажа, страны героя, жителей Среднего мира людей айыы, срединной земли значительное место отводится характеристике внешнего вида героя, его жилища, скота, происхождению и описанию священного дерева Аал Луук Мас, растущего на его земле. Аал Луук Мас является мифологическим олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-хозяйки земли. Оно есть «символ неувядающего плодородия земли и вечного расцвета жизни на ней» [5, с. 91]. Такая вступительная часть обязательна для всех олонхо.
«Вступительная часть олонхо - по мнению Н. В. Емельянова - обычно открывается зачином, в котором подчеркивается, что события, описываемые в олонхо, произошли в древние, незапамятные времена; сообщая об эпическом времени, зачин олонхо подготавливает слушателей к восприятию событий «давно минувших дней». Таков один из принципов построения эпических сказаний, дошедших до нас в устном бытовании» [6, с. 11].
В зачинах олонхо «Эр Соготох» Г. Ф. Никулина и Н. В. Слепцова говорится о том, что все, что происходит в олонхо, было в эпоху первотворения.
Вслед за традиционным зачином в этих олонхо последовательно идет описание Среднего мира, предназначенного для жизни племени айыы аймага, и где-то на нем поселяется одинокий герой по имени Эр Соготох (Одинокий Муж), не знающий своего происхождения.
В олонхо, исполненных Г. Ф. Никулиным и Н. В. Слепцовым, Эр Соготох также не знает своего происхождения, но здесь по сюжету он сам себе дает имя. Заметим, что из всех
известных нам олонхо это единственный случай самонаречения героя. В олонхо Эр Соготох наделяется функциями культурного героя. Герой олонхо сделанным им самим каменным топором рубит лес, строит дом и подворье; разжигает огонь, добывая его способом трения сухой березы; затем Юрюнг Айыы Тойон по его молению-просьбе спускает ему телят и жеребят, положивших начало огромным стадам рогатого скота и табунам лошадей. Эр Соготох из олонхо в исполнении абыйского сказителя Н. В. Слепцова также изготавливает из камня топор, ударом кремня высекает искру и разжигает костер. Как считал Е. М. Мелетинский, добывание огня является важнейшим подвигом культурного героя и, следовательно, Эр Соготох предстает перед нами как первопредок и культурный герой. В большинстве олонхо черты культурного героя проявляются уже в начале произведений. У Г. Ф. Никулина же только в середине повествования рассказывается, что герой сам изготавливает лук, из которого убивает своих противников. По мнению И. В. Пухова, когда-то в олонхо хозяйственная и культурная деятельность героя как первого человека и зачинателя жизни на земле, возможно, была представлена более значительной, чем в современных олонхо [4]. Черты культурного героя в образе первопредка-бо-гатыря сохранились только в некоторых сказаниях в повествовательно-объясняющих частях сюжета и, видимо, утратились в связи с усилением поэтической героизации и идеализации главного героя олонхо.
В экспозиции олонхо Г. Ф. Никулина перед главным подвигом герой совершает путешествие по трем мирам, тем самым проверяет свои возможности в предстоящей борьбе с богатырями. Этот мотив можно отнести к мотиву закалки богатыря, своеобразного обряда посвящения.
В отличие от других эпосов, в вариантах олонхо «Эр Соготох» Г. Ф. Никулина и Н. В. Слепцова героическое детство богатыря не упоминается.
Завязкой олонхо Г. Ф. Никулина служит мотив приезда богатыря-абаасы Тимир Лыыбырда-ана с целью увезти Эр Соготоха и женить его на своей сестре.
Схематически развитие действия сюжета олонхо можно представить следующим образом:
1. Эр Соготох живет одиноко, не зная своего происхождения.
2. Культурный герой.
3. Поиск равных себе по силе.
4. Приезд богатыря-абаасы, который предлагает Эр Соготоху жениться.
5. Сборы Эр Соготоха в богатырский поход:
а) выбор коня;
б) обращение к священному дереву родной земли, которое предсказывает благополучное возвращение героя.
6. Эр Соготох отправляется в поход вместе с богатырем-абаасы. Цель Эр Соготоха - женитьба на дочери абаасы.
7. Препятствием на пути героя становится огненное море, которое абаасы легко преодолевает, как представитель темных сил. Эр Соготох по совету коня приносит жертву огненному морю: превратив три волоса из хвоста своего коня в трех лошадей, на них и переправляется.
8. Нижний мир. Герой ссорится с родителями женщины-абаасы Добун Куодар, пожелавшей выйти замуж за богатыря-айыы. Ссора происходит из-за того, что родители невесты в качестве калыма просили коня героя:
а) Эр Соготох убивает родителей «невесты»;
б) в единоборстве побеждает Железного Лыыбырдаана.
9. Мнимую невесту Эр Соготох заставляет указать местожительство Оногой Баайя и превращает ее в пень.
II Сюжетная линия - сватовство:
10. По совету коня Эр Соготох принимает облик мальчика-сироты и под видом этого мальчика входит в усадьбу Оногой Баайя.
11. Эр Соготох участвует в брачном испытании женихов. Претенденты на невесту соревнуются в стрельбе и скачках. Двух своих соперников герой побеждает в первом поединке.
12. Эр Соготох по совету коня похищает Ююс Юлбюрдээн.
13. Богатырь-абаасы Хара Суорун преследует Эр Соготоха и Ююс Юлбюрдээн.
14. Поединок богатыря-абаасы Хара Суорун и Эр Соготоха, победа Эр Соготоха.
15. Эр Соготох, после победы над богатырем-абаасы Хара Суоруном, с суженой Ююс Юлбюрдээн Куо возвращаются к ее родителям. Свадьба-пир.
16. Возвращение Эр Соготоха на родину с женой Ююс Юлбюрдээн Куо.
17. Мирная счастливая жизнь.
Активность женщин айыы и абаасы является, по-видимому, архаической чертой олонхо, восходящей ко временам матриархата. В олонхо Г. Ф. Никулина борьба богатыря-айыы против активной женщины, превращенной в абаасы, и ее родственников вводится в олонхо как одна сюжетная линия о первом подвиге богатыря перед сватовством. Второй поход Эр Соготоха - это его героическое сватовство. От плененной им Добун Куодар он узнает, что у родоначальника айыы Оногой Баайя есть дочь по имени Ююс Юлбюрдээн Куо и что к этой девушке сватаются три богатыря: из Нижнего, Среднего и Верхнего миров. Если перед первым походом Эр Сого-тох обращался к священному дереву, то на этот раз он свои слова адресует духу хозяину очага.
Эр Соготох, прибыв в страну айыы, навечно превращает женщину абаасы в черный пень, а появившегося без седока коня, который человеческим голосом сообщает о сильных соперниках, - в старую шкуру жеребенка. По совету коня он принимает облик мальчика-сироты,входит в усадьбу Оногой Баайя и выстрелом из лука убивает двоих соперников. Оставшийся в живых третий противник - небесный ключник Хара Суорун, не отказывается от сватовства к девушке айыы. Тогда Оногой Баай устраивает состязания, во время которых Эр Соготох по совету своего коня похищает Ююс Юлбюрдээн Куо. Узнав об этом, Хара Суорун преследует их. По свежим следам он быстро догоняет беглецов. Тогда Эр Соготох превращает девушку айыы в золотое колечко, кладет его в карман и вступает в битву с соперником. После победы над ним Эр Соготох с женой возвращаются к ее родителям. Они живут там три года, а потом уезжают в страну Эр Соготох.
А в олонхо Н. В. Слепцова завязкой становится поход Эр Соготоха с целью поиска своего исчезнувшего побратима Эрэли Мэргэна. Сам по себе поиск Эрэли Мэргэна сюжетно не развернут: герой не совершает героических подвигов, не преодолевает трудностей. Однако заявленный поход предопределяет будущее событие: женитьбу Эр Соготоха.
Завязка всех вариантов напрямую связана с поставленными в эпосе проблемами, а развитие действия дает представление о возможных путях их разрешения.
Основной мотив олонхо «Эр Соготох» в исполнении Н. В. Слепцова - это конфликт между Эр Соготохом и сыном Сабыйа Баайя из-за невесты, т. е. противоречие возникает между соплеменниками.
Сюжет олонхо завязывается со встречи и побратимства Эр Соготоха с Эрэли Мэргэном и исчезновением последнего. Эр Соготох отправляется на поиски побратима, и эти поиски приводят к женитьбе богатыря. Эрэли Мэргэн в олонхо фактически выступает как сват и выполняет функции свата.
Конь богатыря в олонхо является советчиком, предназначенным ему свыше, он велит Эр Соготоху взять щенка и тем самым жениться на девушке, превращенной в щенка, а не брать в жены красавиц-сестер Эрэли Мэргэна.
Эрэли Мэргэн, побратим героя, относится к девушке-щенку с благоговением, причиной которого является не любовь к животным, а нечто иное.
Эта девушка-щенок относится к другому миру, она - абаасы. Об этом можно догадываться по тому, что Эр Соготоха считают своим зятем и глава Нижнего мира Нэс Ютюген, и глава Верхнего мира Чэкэ Чуураан, и хозяин огненного моря Салбакыны Агыластай, которые никаких препятствий ему в пути не чинят, а называют Эр Соготоха счастливым человеком, взявшим в жены их дочь. Мотив перевоплощения девушки в щенка встречается и в олонхо «Сын лошади Дыырай Бёгё». Здесь жена-оборотень Айталы Куо не показывается своему мужу, но в его отсутствие в доме творятся чудеса. Однако в отличие от олонхо Н. В. Слепцова, перевоплощение героини объясняется тем, что девушка, не любя Дыырай Бёгё, превращается в щенка.
Подобные представления о женах животного происхождения могли возникнуть у тех народов, для которых охота составляла основной промысел: тотемные супруги приносят счастье своим мужьям.
Богатырь отказывается от сестер Эрэли Мэргэна по следующим причинам: во-первых, родственники побратимов относятся друг к другу как настоящие родственники и не вступают
между собою в брак; во-вторых, герой не женится на сестрах Эрэли Мэргэна по велению своего коня, который знает о происхождении невесты-щенка.
Сын Сабыйа Баайя - соперник Эр Соготоха, соплеменник, богатый человек. Борьба между богатырем и сыном богатого человека из-за женщины носит признаки классовой борьбы, отражение которых более свойственно сказке, нежели эпосу.
Развязкой олонхо служит благополучное возвращение Эр Соготоха и смерть Сабыйа Баайя, т. е. развязка, как всегда, оказывается благополучной для главного героя.
Заключение
Анализируемое нами олонхо Н. В. Слепцова «Эр Соготох» записано в Абыйском улусе, где живут, наряду с якутами, эвены и эвенки. Поэтому нет никакого сомнения, что олонхо подверглось влиянию их мифов и сказок, в которых не могли не отразиться охотничьи темы и мотивы. Исходя из всего этого, мы можем сказать, что олонхо, записанное со слов Н. В. Слепцова, создано под сильным влиянием мифа или сказки северных народов.
Олонхо, записанное со слов Г. Ф. Никулина, земляка Н. В. Слепцова, резко отличается от этого варианта. Можно предположить, что олонхо Г. Ф. Никулина имеет характерные особенности, присущие эпической традиции северных якутов, больше в лексике, нежели в сюжетно-образной системе, но жанровые признаки олонхо этого сказителя остаются преимущественно в рамках общеякутской эпической традиции.
Композиция якутского олонхо связана с его жанровой спецификой. Олонхо, в отличие от других жанров, характеризуется устойчивостью композиционной структуры. Рассмотренные тексты олонхо о богатыре Эр Соготохе имеют своеобразный, только им присущий сюжет. Несмотря на идейно-тематическую общность всех вариантов, каждый из них сугубо индивидуален и отражает особенности той среды, в которой в процессе бытования развивалось повествовательное ядро, вобравшее в себя все сказительские традиции.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00505 а.
Литература
1. Эрис халлаан уола Эр Соготох. По записи А. А. Саввина, сделанной в 1940 г. со слов Г. Ф. Никулина, 27 лет, из Майорского наслега Абыйского района. - Рукописный фонд ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Д. 108. Л. 57.
2. Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох. Записано со слов Н. В. Слепцова, олонхосута Абыйского района. - Рукописный фонд ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 8. Д. 62.
3. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. - М.: Наука, 1990. - 208 с.
4. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо: Основные образы. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. -256 с.
5. Васильев Г. М. Живой родник: Об устной поэзии якутов. - Якутск: Изд-во Якут. Филиала СО АН СССР, 1973. - 68 с.
6. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - М.: Наука, 1983. - 246 с.
References
1. Jeris hallaan uola Jer Sogotoh. Po zapisi A. A. Savvina, sdelannoj v 1940 g. so slov G. F. Nikulina, 27 let, iz Majorskogo naslega Abyjskogo rajona. - Rukopisnyj fond IGIiPMNS SO RAN. F. 5. Op. 7. D. 108.
2. Jerjejdjejeh-burujdaah Jer Sogotoh. Zapisano so slov N. V. Slepcova, olonhosuta Abyjskogo rajona. -Rukopisnyj fond IGIiPMNS SO RAN. F. 5. Op. 8. D. 62.
3. Emel'janov N. V. Sjuzhety olonho o rodonachal'nikah plemeni. - M.: Nauka, 1990. - 208 s.
4. Puhov I. V. Jakutskij geroicheskij jepos olonho: Osnovnye obrazy. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1962. - 256 s.
5. Vasil'ev G. M. Zhivoj rodnik: Ob ustnoj pojezii jakutov. - Jakutsk: izd-vo Jakut. Filiala SO AN SSSR, 1973. - 68 s.
6. Emel'janov N. V. Sjuzhety rannih tipov jakutskih olonho. - M.: Nauka, 1983. - 246 s.