Библиографический список
1. Сложеникина ЮБ., Растягаев A.B. Философский диалог об именах: Платон, Сумароков, современное состояние. Онтология проектирования. 2015; Т. 5; № 4 (18): 463 - 471.
2. Сложеникина ЮБ., Звягинцев B.C Нормализация и кодификация терминологии в условиях вариантности. Самара, 2018.
3. Наказ о Градском благочинии. Available at: http://www.fireman.ru/myzei/istor1/uk1649.htm
4. История пожарной охраны России. МЧС России. Available at: http://70.mchs.gov.ru/folder/1465149
5. Назаров ^B. Три периода развития правового сопровождения деятельности по обеспечению пожарной безопасности российского государства: от Петра I до наших дней. Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2013; 1 (18): 46 - 53.
6. Пожарный устав Российской Империи. Хрестоматия. Под редакцией B£. Aртамонова. Санкт-Петербург, 2014.
7. Декрет об организации государственных мер борьбы с огнем от 17 апреля 1918 г. Декреты Советской власти. 17 марта-10 июля 1918 г. Москва. Том II: 124 - 125.
8. Законодательство о труде: комментарий к законодательству о труде СССР и Кодексу законов о труде РСФСР. Москва, 1947.
9. Иванов Ab. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. и преемственность в отечественном трудовом праве. Вестник КГТУ. Государство и право: вопросы теории и практики. 2015; 5: 93 - 96.
10. Золтуев A.B., Aрceнтьeв BM Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе развития. Инновационные технологии в технике и образовании. Чита, 2015: 217 - 220.
11. МЧС России: хроника событий 1990 - 2015. Под редакцией B.A. Пучкова. Москва, 2015.
12. Заворотный A.T, Калайдов A.K, Заворотная СБ. Гражданская оборона в СССР и России: история и современность. Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012; 3: 15 - 25.
13. Кострубицкий A.A., Aгарков A.B. Международная организация гражданской обороны - история, деятельность и роль в современной системе гражданской обороны. Вестник Академии гражданской защиты. 2018; 1 (13): 69 - 73.
14. Сложеникина ЮБ., Звягинцев B.C Из истории упорядочения русской медицинской терминологии. Язык и культура. 2017; 38: 94 - 104.
References
1. Slozhenikina Yu.V., Rastyagaev A.V. Filosofskij dialog ob imenah: Platon, Sumarokov, sovremennoe sostoyanie. Ontoiogiya proektirovaniya. 2015; T. 5; № 4 (18): 463 - 471.
2. Slozhenikina Yu.V., Zvyagincev V.S. Normaiizaciya i kodifikaciya terminoiogii v usioviyah variantnosti. Samara, 2018.
3. Nakaz o Gradskom biagochinii. Available at: http://www.fireman.ru/myzei/istor1/uk1649.htm
4. Istoriya pozharnojohrany Rossii. MChSRossii. Available at: http://70.mchs.gov.ru/folder/1465149
5. Nazarov R.V. Tri perioda razvitiya pravovogo soprovozhdeniya deyatel'nosti po obespecheniyu pozharnoj bezopasnosti rossijskogo gosudarstva: ot Petra I do nashih dnej. Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2013; 1 (18): 46 - 53.
6. Pozharnyj ustav Rossijskoj Imperii. Hrestomatiya. Pod redakciej V.S. Artamonova. Sankt-Peterburg, 2014.
7. Dekret ob organizacii gosudarstvennyh mer bor'by s ognem ot 17 aprelya 1918 g. Dekrety Sovetskoj viasti. 17 marta-10 iyulya 1918 g. Moskva. Tom II: 124 - 125.
8. Zakonodatei'stvo o trude: kommentarij k zakonodatei'stvu o trude SSSR i Kodeksu zakonov o trude RSFSR. Moskva, 1947.
9. Ivanov A.B. Kodeks zakonov o trude RSFSR 1922 g. i preemstvennosf v otechestvennom trudovom prave. Vestnik KGTU. Gosudarstvo i pravo: voprosy teorii i prakíiki. 2015; 5: 93 - 96.
10. Zoltuev A.V., Arsent'ev V.M. Grazhdanskaya oborona Rossijskoj Federacii na sovremennom 'etape razvitiya. Innovacionnye tehnoiogii v tehnike i obrazovanii. Chita, 2015: 217 - 220.
11. MChS Rossii: hronika sobytij 1990 - 2015. Pod redakciej V.A. Puchkova. Moskva, 2015.
12. Zavorotnyj A.G., Kalajdov A.N., Zavorotnaya S.V. Grazhdanskaya oborona v SSSR i Rossii: istoriya i sovremennost'. Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvraschenie, iikvidaciya. 2012; 3: 15 - 25.
13. Kostrubickij A.A., Agarkov A.V. Mezhdunarodnaya organizaciya grazhdanskoj oborony - istoriya, deyatel'nost' i rol' v sovremennoj sisteme grazhdanskoj oborony. Vestnik Akademii grazhdanskojzaschity. 2018; 1 (13): 69 - 73.
14. Slozhenikina Yu.V., Zvyagincev V.S. Iz istorii uporyadocheniya russkoj medicinskoj terminologii. Yazykikui'tura. 2017; 38: 94 - 104.
Статья поступила в редакцию 15.11.18
УДК 398.224(=512.157)
Illarionov V.V., Doctor of Sciences (Philogogy), Professor, North-Eastern University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Yadreeva A.P., senior teacher, North-Eastern University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Pavlova O.K., researcher, North-Eastern University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
SUBJECT PECULIARITIES OF "ER SOGOTOKH" OLONKHO IN THE EXECUTION OF ABYY TALES OF G.F NIKULIN AND N.V. SLEPTSOV. The article analyzes the plot structure of "Er Sogotokh" performed by olonkhosuts G.F. Nikulin and N.V Sleptsov. To understand the features of the poetics of the epic, consideration of the characteristic features of the plot is important. Er Sogotokh is a popular hero among the Yakut storytellers who, from generation to generation, created various versions of the lonely warrior, the ancestor of the Urangkhai Sakha tribe. The plot structure of the olonkho consists of an exposure, strings, development of action, interchange. The texts of the olonkho about the bogatyr Er Sogotokh have a peculiar, unique to them plot. Despite the ideological and thematic community of options, each of them is purely individual and reflects the characteristics of the environment in which the narrative core, which absorbed all the narrative traditions, developed during its existence.
Key words: plot, composition, olonkho, olonkhosut, variant, local tradition, exposure, setting, development of action, denouement.
В.В. Илларионов, д-р филол. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
А.П. Ядреева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
О.К. Павлова, науч. сотр., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
СЮЖЕТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЛОНХО «ЭР СОГОТОХ» В ИСПОЛНЕНИИ АБЫЙСКИХ СКАЗИТЕЛЕЙ Г.Ф. НИКУЛИНА И Н.В. СЛЕПЦОВА
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №16-06-00505 А «Эпико-фольклорное наследие народов арктической и субарктической зоны Северо-Востока России: трансформация культурного пространства, цифровые архивы, информационная система».
Статья посвящена анализу сюжетной структуры олонхо «Эр Соготох» в исполнении олонхосутов Г.Ф. Никулина и Н.В. Слепцова. Для понимания особенностей поэтики эпоса важное значение имеет рассмотрение характерных признаков сюжетосложения. Эр Соготох - популярный герой у якутских сказителей, которые из поколения в поколение создавали различные варианты об одиноком богатыре, родоначальнике племени уран-гхай саха. Сюжетная структура олонхо состоит: из экспозиции, завязки, развитие действия, развязки. Рассмотренные тексты олонхо о богатыре Эр Соготохе имеют своеобразный, только им присущий сюжет. Несмотря на идейно-тематическую общность вариантов, каждый из них сугубо индивидуален и отражает особенности той среды, в которой в процессе бытования развивалось повествовательное ядро, вобравшее в себя все сказительские традиции.
Ключевые слова: сюжет, композиция, олонхо, олонхосут, вариант, локальная традиция, экспозиция, завязка, развитие действия, развязка.
С целью выяснения сюжетных особенностей северной эпической традиции проанализируем тексты олонхо «Сын жестокого неба Эр Соготох» (Эрис уола Эр Соготох) было записано в апреле 1940 г фольклористом А.А. Саввиным со слов ПФ. Никулина в Майорском наслеге Абыйского района [1] и текст олонхо «Многострадальный Эр Соготох», записанное П.М. Васильевым от сказителя Н.В. Слепцова из Абыйского улуса в 1943 г [2].
Олонхо П.Ф. Никулина рассмотрена в монографии «Сюжеты олонхо о родоначальниках племени» Н.В. Емельянова [3]. В книге автор анализирует олонхо о родоначальниках племени ураангхай саха, которые по своей сюжетной тематике соответствуют историческим преданиям об основателях отдельных якутских родов. Во второй главе Н.В. Емельянов сопоставляет многообразие сюжетов олонхо об одиноком герое Эр Соготохе. Здесь описаны олонхо «Пеший богатырь Эр Соготох - родоначальник племени» опубликованное С.В. Ястремским, долганское олонхо П.Аксенова «Брат и сестра», олонхо «Сын жестокого неба Эр Соготох» ПФ. Никулина, олонхо «Эрэйдээх Буруйдаах Эр Соготох» М.Н. Неустроева, олонхо «Многострадальный Эр Соготох, который ездит на вороном коне, мгновенно исчезающем из виду» Н.С. Скрыбыкина. Н.В. Емельянов охарактеризовал героя олонхо ПФ. Никулина как культурный герой. И сравнивает мотивы олонхо с мотивами исторических преданий о первопредках якутов Омогое Баае и Эр Соготохе Элляе Боотуре.
Одним из сюжетно-композиционных и жанровых признаков якутского эпоса является наличие пространной вступительной части, традиционной для всех олонхо. «Такой большой размер вступления становится понятным, если учесть, что между ним и действием олонхо существует прямая идейная связь: чем обширнее и величественнее страна и богаче её люди, тем значительнее должны быть подвиги героя, защищающего их» [4, с. 49].
В экспозиции олонхо, наряду с описанием пейзажа, страны героя, жителей Среднего мира людей-айыы срединной земли значительное место отводится характеристике внешнего вида героя, его жилища, скота, происхождению и описанию священного дерева Аал Луук Мас, растущего на его земле. Аал Луук Мас является мифологическим олицетворением всех светлых начал Среднего мира, местом обитания духа-хозяйки земли. Оно есть «символ неувядающего плодородия земли и вечного расцвета жизни на ней» [5, с. 91]. Такая вступительная часть обязательна для всех олонхо.
«Вступительная часть олонхо - по мнению Н.В. Емельянова - обычно открывается зачином, в котором подчеркивается, что события, описываемые в олонхо, произошли в древние, незапамятные времена; сообщая об эпическом времени, зачин олонхо подготавливает слушателей к восприятию событий «давно минувших дней». Таков один из принципов построения эпических сказаний, дошедших до нас в устном бытовании» [6, с. 11].
В зачинах олонхо «Эр Соготох» ПФ. Никулина и Н.В. Слепцова говорится о том, что все, что происходит в олонхо, было в эпоху первотворения.
Вслед за традиционным зачином в этих олонхо последовательно идет описание Среднего мира, предназначенного для жизни племени айыы аймага, и где-то на нем поселяется одинокий герой по имени Эр Соготох (Одинокий Муж), не знающий своего происхождения.
В олонхо, исполненных ПФ. Никулиным и Н.В. Слепцовым, Эр Сого-тох также не знает своего происхождения, но здесь по сюжету он сам себе даёт имя. Заметим, что из всех известных нам олонхо это единственный случай самонаречения героя. В олонхо Эр Соготох наделяется функциями культурного героя. Перой олонхо рубит лес каменным топором, сделанным им самим, строит дом и подворье; разжигает огонь, добывая его способом трения сухой березы; затем спускает ему по его молению-просьбе Юрюнг Айыы Тойон телят и жеребят, положивших начало огромным стадам рогатого скота и табунам лошадей. Эр Соготох из олонхо в исполнении абыйского сказителя Н.В. Слепцова также изготавливает из камня топор, ударом кремня высекает искру и разжигает костер. Как считал Е.М. Мелетинский, добывание огня является важнейшим подвигом культурного героя и, следовательно, Эр Соготох предстает перед нами как первопредок и культурный герой. В большинстве олонхо черты культурного героя проявляются уже в начале произведений. У П.Ф. Никулина же только в середине повествования рассказывается, что герой сам изготавливает лук, из которого убивает своих противников. По мнению И.В. Пухова, когда-то в олонхо хозяйственная и культурная деятельность героя как первого человека и зачинателя жизни на земле, возможно, была представлена более значительной, чем в современных олонхо [4]. Черты культурного героя в образе первопредка-богатыря сохранились только в некоторых сказаниях в повествовательно-объясняющих частях сюжета и, видимо, утратились в связи с усилением поэтической героизации и идеализации главного героя олонхо.
В экспозиции олонхо ПФ. Никулина перед главным подвигом герой совершает путешествие по трем мирам, тем самым проверяет свои возможности в предстоящей борьбе с богатырями. Этот мотив можно отнести к мотиву закалки богатыря, своеобразного обряда посвящения.
В отличие от других эпосов, в вариантах олонхо «Эр Соготох» ПФ. Никулина и Н.В. Слепцова героическое детство богатыря не упоминается.
Завязкой олонхо П.Ф. Никулина служит мотив приезда богатыря-абаа-сы Тимир Лыыбырдаана с целью увезти Эр Соготоха и женить его на своей сестре.
Активность женщин айыы и абаасы является, по-видимому, архаической чертой олонхо, восходящей к временам матриархата. В олонхо ПФ. Никулина борьба богатыря-айыы против активной женщины, превращенной в абаасы, и её родственников вводится в олонхо как одна сюжетная линия о первом подвиге богатыря перед сватовством. Второй поход Эр Соготоха - это его героическое сватовство. От плененной им Добун Куодар он узнает, что у родоначальника айыы Оногой Баая есть дочь по имени Ююс Юлбюрдээн Куо и что к этой девушке сватаются три богатрыря: из Нижнего, Среднего и Верхнего мира. Если перед первым походом Эр Соготох обращался к священному дереву, то на этот раз он свои слова адресует духу хозяину очага.
Эр Соготох, прибыв в страну айыы, навечно превращает женщину аба-асы в черный пень, а появившегося без седока коня, который человеческим голосом сообщает о сильных соперниках в старуюшкуру жеребенка. По совету коня он принимает облик мальчика-сироты и входит в усадьбу Оногой Баая, и выстрелом из лука убивает двоих соперников. Оставшийся в живых третий противник - небесный ключник Хара Суорун, не отказывается от сватовства к девушке айыы. Тогда Оногой Баай устраивает состязания, во время которых Эр Соготох по совету своего коня похищает Ююс Юлбюрдээн куо. Узнав об этом, Хара Суорун преследует их. По свежим следам он быстро догнал беглецов. Тогда Эр Соготох превратил девушку айыы в золотое колечко, положил его в карман и вступил в битву с соперником. После победы над ним Эр Соготох с женой возвращаются к её родителям. Они живут там три года, а потом уезжают в страну Эр Соготох.
А в олонхо Н.В. Слепцова завязкой становится поход Эр Соготоха с целью поисков своего исчезнувшего побратима Эрэли Мэргэна. Сам по себе поиск Эрэ-ли Мэргэна сюжетно не развернут: герой не совершает героических подвигов, не преодолевает трудностей. Однако заявленный поход предопределяет будущее событие: женитьбу Эр Соготоха.
Завязка всех вариантов напрямую связана с поставленными в эпосе проблемами, а развитие действия дает представление о возможных путях их разрешения.
Основной мотив олонхо «Эр Соготох» в исполнении Н.В. Слепцова это конфликт между Эр Соготохом и сыном Сабыйа Бая из-за невесты, т. е. противоречие возникает между соплеменниками.
Сюжет олонхо завязывается со встречи и побратимства Эр Соготоха с Эр-эли Мэргэном и исчезновением последнего. Эр Соготох отправляется на поиски побратима, и эти поиски приводят к женитьбе богатыря. Эрэли Мэргэн в олонхо фактически выступает как сват и выполняет функции свата.
Конь богатыря в олонхо является советчиком, предназначенным ему свыше, он велит Эр Соготоху взять щенка и тем самым жениться на девушке, превращенной в щенка, а не брать в жены красавиц-сестер Эрэли Мэргэна.
Эрэли Мэргэн, побратим героя, относится к девушке-щенку с благоговением, причиной которого является не любовь к животным, а нечто иное.
Эта девушка-щенок относится к другому миру, она - абаасы. Об этом можно догадываться по тому, что Эр Соготоха считают своим зятем и глава Нижнего мира Нэс Ютюген, и глава Верхнего мира Чэкэ Чуураан, и хозяин огненного моря Салбакыны Агыластай, которые никаких препятствий ему в пути не чинят, а называют Эр Соготоха счастливым человеком, взявшим в жены их дочь. Мотив перевоплощения девушки в щенка встречается и в олонхо «Сын лошади Дыырай Беге». Здесь жена-оборотень Айталы Куо не показывается своему мужу, но в его отсутствие в доме творятся чудеса. Однако в отличие от олонхо Н.В. Слепцова, перевоплощение героини объясняется тем, что девушка, не любя Дыырай Беге, превращается в щенка.
Подобные представления о женах животного происхождения могли возникнуть у тех народов, для которых охота составляла основной промысел: тотемные супруги приносят счастье своим мужьям.
Богатырь отказывается от сестер Эрэли Мэргэна по следующим причинам: во-первых, родственники побратимов относятся друг к другу как настоящие родственники и не вступают между собою в браки; во-вторых, герой не женится на сестрах Эрэли Мэргэна по велению своего коня, который знает о происхождении невесты-щенка.
Сын Сабыйа Бая - соперник Эр Соготоха, соплеменник, богатый человек. Борьба между богатырем и сыном богатого человека из-за женщины носит признаки классовой борьбы, отражение которых более свойственно сказке, нежели эпосу.
Развязкой олонхо служит благополучное возвращение богатыря Эр Соготоха и смерть соперника Сабыйа Бая, т. е. развязка, как всегда, оказывается благополучной для главного героя.
Анализируемое нами олонхо Н.В. Слепцова «Эр Соготох» записано в Абый-ском улусе, где живут наряду с якутами, эвены и эвенки. Поэтому нет никакого сомнения, что олонхо подверглось влиянию их мифов и сказок, в которых не могли не отразиться охотничьи темы и мотивы. Исходя из всего этого, мы можем сказать, что олонхо, записанное со слов Н.В. Слепцова, создано под сильным влиянием мифа или сказки северных народов.
Олонхо, записанное со слов П.Ф. Никулина, земляка Н.В. Слепцова, резко отличается от этого варианта. Можно предположить, что олонхо ПФ. Никулина имеет характерные особенности, присущие эпической традиции северных якутов, больше в лексике, нежели в сюжетно-образной системе, но жанровые при-
знаки олонхо этого сказителя остаются преимущественно в рамках общеякутской эпической традиции.
Композиция якутского олонхо связана с его жанровой спецификой. Олонхо, в отличие от других жанров, характеризуется устойчивостью композиционной структуры.
Библиографический список
Рассмотренные тексты олонхо о богатыре Эр Соготохе имеют своеобразный, только им присущий сюжет. Несмотря на идейно-тематическую общность всех вариантов, каждый из них сугубо индивидуален и отражает особенности той среды, в которой в процессе бытования развивалось повествовательное ядро, вобравшее в себя все сказительские традиции.
1. Эрис халлаан уола Эр Соготох. Запись А.А. Саввина, со слов Г.Ф. Никулина. Рукописный фонд Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Ф. 5; оп. 7; д. 108.
2. Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох. Запись Н.В. Слепцова. Рукописный фонд Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Ф. 5; Оп. 8; Д. 62.
3. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. Москва: Наука, 1990.
4. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо: Основные образы. Москва: Издательство АН СССР 1962.
5. Васильев Г.М. Живой родник: Об устной поэзии якутов. Якутск: Издательство Якут. Филиала СО АН СССР 1973.
6. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. Москва: Наука, 1983.
References
1. 'Eris hallaan uola 'Er Sogotoh. Zapis' A.A. Savvina, so slov G.F. Nikulina. Rukopisnyj fond Instituta gumanitarnyh issledovanijiproblem malochislennyh narodov Severa SO RAN. F. 5; op. 7; d. 108.
2. 'Er'ejd'e'eh-burujdaah 'Er Sogotoh. Zapis' N.V. Slepcova. Rukopisnyj fond Instituta gumanitarnyh issledovanij i problem malochislennyh narodov Severa SO RAN. F. 5; Op. 8; D. 62.
3. Emel'yanov N.V. Syuzhety olonho orodonachal'nikah plemeni. Moskva: Nauka, 1990.
4. Puhov I.V. Yakutskijgeroicheskij 'epos olonho: Osnovnye obrazy. Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR, 1962.
5. Vasil'ev G.M. Zhivojrodnik: Ob ustnojpo'ezii yakutov. Yakutsk: Izdatel'stvo Yakut. Filiala SO AN SSSR, 1973.
6. Emel'yanov N.V. Syuzhety rannih tipov yakutskih olonho. Moskva: Nauka, 1983.
Статья поступила в редакцию 13.11.18
УДК 398
Illarionova T.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE HISTORY OF COLLECTING FOLKLORE IN THE ABYISKY ULUS OF REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA). The paper studies the history of a collection and publication of folklore and the Yakut heroic epic Olonkho in Abyisky Ulus. The problem of preservation of folklore materials is one of the main tasks of folklore. The folklore of the Yansky Yakuts was first collected by the famous folklorist, political leader I.A. Khudiakov. Of particular value are two Olonkho G.F. Nikulin, which were collected by well-known folklorists by A.A. Sawin in 1940 "Eris khallaan uala Er Sogotokh" and G.M. Vasiliev in 1945 "Alyp Khara Ikki Ala Tuygun Ikki". These manuscripts are kept in the Manuscript Fund of the Yakut scientific center of SB RAS. A significant contribution in collecting folklore Abyisky Ulus made researcher of the Institute of the Humanities P.N. Dmitriev, who in 1973 expedition worked in Abyisky ulus. A lot of material about the Abyisky folklore is gathered by K.N. Nikulin and K.T. Novikov in the 80s of the last century and handed over the collected papers to archives of the Institute.
Key words: folklore, collection history, heroic epic Olonkho, manuscripts, fairy tales, tongue twisters, riddles, proverbs.
Т.В. Илларионова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ИЗ ИСТОРИИ СОБИРАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В АБЫЙСКОМ УЛУСЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Данная статья посвящена истории собирания и публикации фольклора жителей Абыйского улуса. Проблема сохранения фольклорных материалов является одной из главных задач фольклористики. Фольклор янских якутов впервые собрал известный фольклорист, политссыльный И.А. Худяков. Особую ценность представляют две олонхо ГФ Никулина, которые были собраны известными фольклористами А.А. Саввиным в 1940 г. "Эрис халлаан уола Эр СоБотох" и ГМ. Васильевым в 1945 г. "Алып Хара икки Ала Туйгун икки". Эти рукописи хранятся в Рукописном фонде ЯНЦ СО РАН. Значительный вклад в собирании фольклора Абыйского улуса внес научный сотрудник института гуманитарных исследований П.Н. Дмитриев, который в 1973 году с экспедицией работал в Абыйском улусе. Много материала о фольклоре Абыйского улуса собрали энтузиасты фольклористы К.Н. Никулин - Куоста Хотугуурап и К.Т. Новиков в 80-х годах прошлого века и сдали собранные труды в архив института.
Ключевые слова: фольклор, история собирания, героический эпос олонхо, рукописи, сказки, скороговорки, загадки, пословицы.
В серию "Якутские боотуры" многотомной публикации «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» по плану должны были включены по одному эпосу олонхо с каждого района, где особенно было развито устное народное творчество. В ходе подготовки серии было выявлено, что в некоторых улусах, особенно в северных, олонхо были короткими и несодержательными, поэтому было решено объединить фольклор Момского, Среднеколымского, Оймя-конского и Горного улусов в один том. Такое решение позволило более подробно изучить традицию исполнения олонхо в этих улусах.
Традицию исполнения эпоса в Абыйском улусе представляют две олонхо ГФ. Никулина, которые были собраны известными фольклористами А.А. Саввиным в 1940 г "Эрис халлаан уола Эр СоБотох" [1] и ГМ. Васильевым в 1945 г "Алып Хара икки Ала Туйгун икки"[2]. Эти рукописи хранятся в Рукописном фонде ЯНЦ СО РАН.
До революции Абыйский район назывался Элгэс улууhа (Элгетский улус) и входил в Янский округ Фольклор янских якутов впервые собрал известный фольклорист, политссыльный И.А. Худяков. По его сведениям, он собрал материал у торговцев, приезжающих в город Верхоянск и возможно, у талантливых скази-
телей Элгетского улуса, так как в своем труде «Краткое описание Верхоянского округа» он много пишет о жителях этого улуса. Также в его работе часто упоминается олонхо «Алып Туйгун» из репертуара абыйских олонхосутов [3]. Поэтому можно утвердить, что абыйские олонхо вошли в научную литературу во второй половине XIX в.
Впервые фольклор Абыйского улуса был собран известным фольклористом А.А. Саввиным во время его фольклорной экспедиции. Судя по его путевым заметкам и отчетам фольклорист работал в Абыйском районе начиная с 19 марта по 6 июня. За это время он записал 1 олонхо, 2 сюжета олонхо, 27 сказок, 17 скороговорок, 122 загадок, 11 пословиц [4]. По сведениям информаторов олонхо не было сильно развито в этом улусе, в основном слушали сказителей олонхо Якутского округа ("дойду дьоно") и соседнего Верхоянского улуса.
Из отчёта А.А. Саввина: «Героический эпос Абыйских якутов, как по своей художественности так и содержательности стоит гораздо ниже героического эпоса Верхоянских якутов. Зато здесь значительной ценностью отличается религиозный фольклор, как по своему внутреннему содержанию, так и по своей поэ-