Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников'

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сюжетно-ролевая игра / коммуникативные способности / речь / навыки конструирования взаимодействия / story-role-playing game / communication skills / speech / interaction design skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енова Ирина Владимировна, Астахова Анна Алексеевна, Янина Алёна Дмитриевна

В современном мире важны коммуникативные способности в процессе общения, особенно в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста, а речь – основным средством коммуникации. Отмечается, что формирование навыков взаимодействия требует определенных условий в дошкольном учреждении. Дошкольный возраст в целом и старший дошкольный возраст в частности – это периодом, характеризующийся активном развитием основ общения. Здесь же закладываются и начинают развиваться навыки бесконфликтного, конструктивного, рационального, взаимовыгодного общения. Сюжетно-ролевая игра расценивается современными специалистами как основной вид деятельности детей в 5–7 лет. Как следствие, использование данного средства для формирования основ конструирования взаимодействия является обоснованным с психолого-педагогической точки зрения. Исключительно важно, чтобы игра существовала не сама по себе, а как часть комплексного образовательного пространства группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енова Ирина Владимировна, Астахова Анна Алексеевна, Янина Алёна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF FORMING CONSTRUCTIVE INTERACTION SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS

In the modern world, communication skills are important in the process of communication, especially at preschool age. Story-role-playing is the main activity for preschool children, and speech is the main means of communication. It is noted that the formation of interaction skills requires certain conditions in a preschool institution. Preschool age in general and senior preschool age in particular is a period characterized by the active development of the basics of communication. Here, the skills of conflict-free, constructive, rational, mutually beneficial communication are laid down and begin to develop. Story-role-playing is regarded by modern experts as the main activity of children aged 5–7 years. As a result, the use of this tool to form the foundations of interaction design is justified from a psychological and pedagogical point of view. It is extremely important that the game does not exist on its own, but as part of the complex educational space of the group

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Енова Ирина Владимировна,

старший преподаватель кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: enova.irina@mail.ru

Астахова Анна Алексеевна,

студент ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: 89096233834@bk.ru

Янина Алёна Дмитриевна

студент ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: 89096233834@bk.ru

В современном мире важны коммуникативные способности в процессе общения, особенно в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста, а речь - основным средством коммуникации. Отмечается, что формирование навыков взаимодействия требует определенных условий в дошкольном учреждении. Дошкольный возраст в целом и старший дошкольный возраст в частности - это периодом, характеризующийся активном развитием основ общения. Здесь же закладываются и начинают развиваться навыки бесконфликтного, конструктивного, рационального, взаимовыгодного общения. Сюжетно-ролевая игра расценивается современными специалистами как основной вид деятельности детей в 5-7 лет. Как следствие, использование данного средства для формирования основ конструирования взаимодействия является обоснованным с психолого-педагогической точки зрения. Исключительно важно, чтобы игра существовала не сама по себе, а как часть комплексного образовательного пространства группы.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, коммуникативные способности, речь, навыки конструирования взаимодействия.

о с

CJ

см см

Формирование личности ребенка начинается с рождения в процессе общения ребенка с взрослыми. Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок не только усваивает основные и особо важные социальные знания, умения, навыки, но и приобретает определенные ценности, необходимые ему не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни.

Поэтому так важно на этапе дошкольного детства организовать и реализовать педагогические условия формирования коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе, жизни в обществе в целом.

Одним из аспектов такой готовности являются навыки конструктивного взаимодействия. Дошкольникам, которые только осваивают основы общения, очень важно понять основные особенности построения бесконфликтного, эффективного, взаимовыгодного взаимодействия. Это будет крайне важно для его будущего развития, для существования в современном социуме со всеми его недостатками.

Каждый человек по своей психологической сути имеет потребность в общении той или иной степени. Для реализации такой потребности человеку необходим ряд знаний и навыков, которые он нарабатывает в течение всей жизни. Это способность личности к общению, или коммуникативная способность личности.

Определения коммуникативных способностей не является устоявшимся. Так, Е.А. Кукуев говорит о том, что коммуникативные способности представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, которые в полной мере обеспечивают динамику, эффективность, успешность получения человеком определенных знаний, формирования у него умений и навыков по поддержанию взаимодействия на партнерской основе [8].

Автор говорит о том, что это индивидуально-психические особенности, которые отличают одного индивида от другого, проявляются в успешности коммуникативной деятельности. Коммуникативные способности определяются коммуникативными навыками, умениями, а также быстротой, успешностью приобретения тех знаний, умений или навыков, которые для этого необходимы.

Анализ литературы говорит о том, что навыки общения, т.е. коммуникативные способности - это сложная, многокомпонентная система, в рамках которой разные специалисты выделяют разные блоки. Так, Н.А. Воробьева выделяет такие струк-

турные компоненты коммуникативных способностей как:

1. Личностный блок. В составе блока выделяется потребность в общении, в общительности, в доверие к прочим членам общества. Также автор сюда относит доброжелательность, способность к самообладанию, интеллектуальные качества, определенный уровень эмоциональности, способность индивида получать удовольствие от общения.

2. Социально-перцептивный блок. В блоке выделяются умение точно воспринимать себя, партнера по общению, ситуация общения в целом, умения воспринимать информацию о человека, проявлять эмпатию, наблюдательность.

3. Операционно-технический блок. Это поведенческий блок, в который входят коммуникативный репертуар личности, его умения и навыки в области коммуникаций.

4. Мотивационно-ценностный компонент. Это компоненты, которые включают в себя побудители коммуникативной деятельности.

5. Функциональный компонент. Сюда входит способность поведения личности во внешней среде [5].

Можно говорить о том, что под коммуникативными способностями понимаются индивидуальные способности личности, которые обеспечивают эффективность общения индивидов, совместимость с другими членами общества.

Как следует из приведенных данных, важным компонентом процесса общения является его согласованность, взаимная полезность, эффективность, т.е. конструктивность. Для этого компонента введено понятие конструктивного взаимодействия.

О.А. Чебыкина определяет конструктивное взаимодействие как совместную, целенаправленную, основанную на гибких установках, взглядах, взаимопонимании индивидуальных особенностей партнера деятельность двух заинтересованных в таком взаимодействии личностей, которые стремятся к продуктивному разрешению возникших у них противоречий, получению социально-значимого результата [7].

Большая часть проанализированной нами источников по теме конструктивного взаимодействия касается подростков, юношей, однако считать, что только в данном возрасте формируются основы конструктивного взаимодействия было бы категорически неверно. Указанные навыки и умения формируются еще в дошкольном возрасте.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, а именно сюжетно - ролевая игра, которая является наиболее эффективным способом для развития конструктивного взаимодействия у старших дошкольников. Постепенно сюжетная и содержательная сторона детской игры все больше расширяются, что демонстрирует более глубокое понимание ребенком процессов в окружающем его мире. С расширением кругозора идеи игр черпаются детьми из книг, мульт-

фильмов, фильмов. Все чаще игры становятся совместными. Взаимоотношения детей в совместной игре носит различный характер. Например, могут наблюдаться отношения по сюжету, отношения в рамках игровых ролей, отношения как партнеров по игре, выполняющих общее дело, т.е. рольные отношения. Игры оказывают на ребенка большое влияние. В частности, под действием игр развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения и психических процессов, преодолевается познавательный эгоцентризм, развивается эмоциональная саморегуляция поведения [4].

Внутри игровой деятельности начинаются формироваться и другие виды деятельности, в частности трудовая, продуктивная, учебная деятельность.

В дошкольном возрасте ребенок активно овладевает нормами речи. Основными направлениями развития речи становятся:

- расширение словарного запаса, формирование и развитие грамматического стоя речи;

- феномен детского словотворения, связанные с обогащением когнитивных, языковых структур речи;

- снижение интенсивности проявлений эгоцентризма речи;

- формирование и развитие фонематического слуха, понимание ребенком словесного состава речи[9].

Важнейшей функцией речи становится коммуникация. Речь является основным средством коммуникации. Первоначально она проявляется только в наглядной ситуации (так называемая ситуативная речь), но далее речь становится связной, контекстной, ребенок способен полноценно описывать ту или иную ситуацию, событие, содержание увиденного и т.д. К концу дошкольного периода развития у ребенка развивается способность понятно выражать свое намерение, цели [1].

Возможности дошкольника к общению расширяются. Общение приобретает внеситуативный характер, выходя за пределы непосредственной наглядной ситуации общения. Речь становится основным средством внеситуативного общения. В 3-4 года у ребенка развивается внеситуативно-познавательное общение, ведущим мотивом которого становится познание. Ребенок задает большое число вопросов, взрослый человек становится для него источником информации. В 6-7 лет наблюдается переход к новой, высшей для дошкольника форме общения, которая называется внеситуативно-личностной. Наблюдать личностный мотив общения можно в трансформации содержания задаваемых вопросов, в новых темах, которые ребенок предлагает для обсуждения, в расспрашивании близких и их делах, например о работе. Взрослый становится для ребенка источником социального познания, эталоном поведения в тех или иных ситуациях [3].

Активно развивается общение ребенка со сверстниками. В 4-5 лет сверстник рассматри-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вается ребенком как равный. К 5-7 годам сверстник в глазах ребенка приобретает индивидуальность, становится важным лицом общения, в этом аспекте обгоняя взрослого человека. Основным продуктом общения со сверстниками становится аффективно-когнитивный образ как самого себя, так и других.

Таким образом, мы можем уверенно говорить о том, что дошкольный возраст является периодом освоения основ общения. При этом сюжетно-ролевая игра пока остается основной вид деятельности. Данный факт активно применяется для формирования основ конструирования взаимодействия.

Формирование навыков конструирования взаимодействия у старших дошкольников - это сложная проблема, решение которой в условиях дошкольного учреждения требует создания определённых условий.

Так, И.И. Гиниятуллина выделяет такие педагогические условия формирования и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях смешанных групп как:

- рациональное обустройство предметно-пространственной среды, режимных моментов в дошкольном учреждении;

- организация игровой среды, в рамках которых дети могут проявлять свободную игровую деятельность;

- создание основ коммуникативно-диалогового взаимодействия между детьми и педагогом, детьми в группе[6].

Крайне важным компонентом развития коммуникативных способностей дошкольника в дошкольном учреждении выступает коммуникативно-диалоговая среда, которая выстраивается в рамках взаимодействия ребенка и педагога[2].

Таким образом, можно говорить, что в числе наиболее значимых педагогических условий формирования коммуникативных навыков у дошкольников в дошкольном учреждении выступает предметно-развивающая среда, игровая деятельность, коммуникативно-диалоговое взаимодействие с педагогом.

Проведем анализ условий и опыта использования сюжетно-ролевых игр в формировании навыков конструирования взаимодействия у старших дошкольников.

Итак, сюжетно-ролевая игра в целом - это игра, в рамках которой ребенок самостоятельно продумывает, развивает тот или иной сюжет, принимает на себя ту или иную роль.

Основу сюжетно-ролевой игры составляют игровое содержание, игровые роли и игровые действия.

В рамках содержания можно выделить цель ^ игры, ее основу, игровой сюжет. Цель у игры мо-с= жет быть одна, но чаще всего ставится комплекс ~ целей. Например, кроме отработки коммуникации сэ могут быть поставлены цели нравственного, па-~ триотического, эстетического, трудового, физиче-z ского воспитания детей и т.д.

Основной сюжетно-ролевой игры выступает некая воображаемая ситуация. Это может быть как реальная ситуация, т.е. ситуация, которая возможна в реальной жизни, так и ситуация, которая в реальной жизни не встречается (например, сказки).

Заключение. Дошкольный возраст в целом и старший дошкольный возраст в частности - это периодом, характеризующийся активном развитием основ общения. Здесь же закладываются и начинают развиваться навыки бесконфликтного, конструктивного, рационального, взаимовыгодного общения. Сюжетно-ролевая игра расценивается современными специалистами как основной вид деятельности детей в 5-7 лет. Как следствие, использование данного средства для формирования основ конструирования взаимодействия является обоснованным с психолого-педагогической точки зрения.

Анализ особенностей применения сюжетно-ролевых игр для формировании навыков конструирования взаимодействия у детей 5-7 лет показа, что игра при ее проведении должна иметь цель, основу, сюжет, должны быть распределены роли. Исключительно важно, чтобы игра существовала не сама по себе, а как часть комплексного образовательного пространства группы.

Литература

1. Амет-Уста З.Р. Педагогические возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / З.Р. Амет-Уста, Н.Н. Са-пон // Вестник науки и образования, 2019. -№ 10-1(64). - С. 74-77.

2. Бабудоржиева Э.Д. Исследование проблемы коммуникативных и организационных способностей в психологии / Э.Д. Бабудоржиева // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2012. - № 5. - С. 41-45.

3. Батенова Ю.В. Личность дошкольника: коммуникативная компетентность и социальный статус ребенка / Ю.В. Батенова, О.А. Рощина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020. - Т. 9. - № 1(30). - С. 2832.

4. Бурим Н.В. Педагогическая поддержка сюжет-но-ролевой игры дошкольников: учебно-методическое пособие авт.-сост. Н.В. Бурим; под общ. ред. О.В. Ковальчук. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. - 151 с.

5. Воробьева Н.А., Авилов Г.М. Влияние ролевой игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей личности // СПЖ. 2007. № 26.

6. Гиниятуллина И.И. Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников в условиях разновозрастной группы / И.И. Гиниятуллина // Вестник науки, 2021. - Т. 3. - № 1(34). -С. 6-9.

7. Горшенина Т.В. Создание развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста средствами современных игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО / Т.В. Горшенина, О.М. Помазан // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2018. - № 7. - С. 258-260.

8. Кукуев Е.А. К вопросу об определении понятия «Коммуникативные способности личности» // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 3.

9. Чебыкина Н.А. Научные подходы в управлении дошкольным образовательным учреждением // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4.

PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF FORMING CONSTRUCTIVE INTERACTION SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS.

Enova I.V., Astakhova A.A., Yanina A.D.

State University of Humanities and Technology

In the modern world, communication skills are important in the process of communication, especially at preschool age. Story-role-playing is the main activity for preschool children, and speech is the main means of communication. It is noted that the formation of interaction skills requires certain conditions in a preschool institution. Preschool age in general and senior preschool age in particular is a period characterized by the active development of the basics of communication. Here, the skills of conflict-free, constructive, rational, mutually beneficial communication are laid down and begin to develop. Story-role-playing is regarded by modern experts as the main activity of children aged 5-7 years. As a result, the use of this tool to form the foundations of interaction design is justified from a psychological and pedagogical point of view. It is extremely important that the game does not exist on its own, but as part of the complex educational space of the group.

Keywords: story-role-playing game, communication skills, speech,

interaction design skills.

References

1. Amet-Usta Z.R. Pedagogical possibilities of role-playing games as a means of developing the communication skills of children of senior preschool age / Z.R. Amet-Usta, N.N. Sapon // Bulletin of Science and Education, 2019. - No. 10-1(64). - pp. 74-77.

2. Babudorzhieva E.D. Study of the problem of communicative and organizational abilities in psychology / E.D. Babudorzhieva // Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society, 2012. - No. 5. - pp. 41-45.

3. Batenova Yu.V. Personality of a preschooler: communicative competence and social status of the child / Yu.V. Batenova, O.A. Roshchina // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2020. - T. 9. - No. 1(30). - pp. 28-32.

4. Burim N.V. Pedagogical support for role-playing games for preschoolers: educational and methodological manual, author. N.V. Drilling; under general ed. O.V. Kovalchuk. - St. Petersburg: GAOUDPO "LOIRO", 2019. - 151 p.

5. Vorobyova N.A., Avilov G.M. The influence of role-playing game activities on the development of a person's communicative abilities // Siberian Journal of Psychology. 2007. No. 26.

6. Giniyatullina I.I. Features of the development of communication skills of preschoolers in conditions of different age groups / 1.1. Giniyatullina // Bulletin of Science, 2021. - T. 3. - No. 1(34). -P. 6-9.

7. Gorshenina T.V. Creation of a developing educational space for preschool children using modern gaming technologies in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for Educational Education / T.V. Gorshenina, O.M. Anointed // Collection of materials of the Annual International Scientific and Practical Conference "Education and Education of Young Children", 2018. - No. 7. - P. 258-260.

8. Kukuev E.A. On the question of defining the concept of "personal communicative abilities" // Siberian Pedagogical Journal. 2004. No. 3.

9. Chebykina N.A. Scientific approaches in the management of preschool educational institutions // Humanitarian and social sciences. 2012. No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.