Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е.А.

В статье проводится теоретический анализ процесса социализации дошкольников, раскрываются понятия: социальное развитие, социальный опыт, социальная компетентность. Рассматривается влияние сюжетно - ролевых игр на процесс социализации дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE - PLAYING GAME AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article presents a theoretical analysis of process of socialization of preschool children, concepts such as social development, social experience, social competence. Examines the impact of role - playing games on the socialization process of preschool children.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

недвижимостью. Но в связи с экономической ситуацией в стране, спрос на некоторые из них падает. Например, продажа офисов уже не актуальна на данный момент. Тем более, собственники помещений не хотят снижать цену за квадрат, принимают выжидающую позицию, а покупатели не могут заплатить установленную цену. Риэлтору требуется максимально применять все свои способности коммуникатора, чтобы убедить продавца пойти навстречу потребителю, а потребителя - выразить согласие на сделку. В основном спросом пользуется аренда, но никак не всех помещений, а помещений конкретной площади.

Итак, резюмируя вышесказанное, подведем итог. Было выяснено, что повышение конкурентоспособности является важным фактором функционирования предприятия в условиях рынка. Мы рассмотрели способ повышения конкурентоспособности организации с помощью кредитных средств и остановились на том, что организация сделок с привлечением ипотеки является более легкодоступной и популярной, что позволяет повысить конкурентоспособность различных агенств недвижимости.

Использованные источники:

1.Дуванская, Е.В. Формирование положительного имиджа агентства недвижимости /Е.В. Дуванская, Л.А.Зудина // Теория и практика современной науки.- 2016.- № 3 (9).- С. 779-782.

2.Молев, М.Д. Эффективная сфера услуг в системе базовых факторов устойчивого развития региона : монография / М.Д. Молев, Е.В.Дуванская, Е.С.Алехина. Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. -133с

УДК 373.211.24

Иванова Е. А. студент

5 курс, психолого - педагогический факультет ГБОУВО РК «Крымский Инженерно -Педагогический Университет» Россия, Симферополь E. A. Ivanova student

5 course, the psycho - pedagogical faculty GBOWO RK «Crimean engineer - Pedagogical University»

Russia, Simferopol СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ ROLE - PLAYING GAME AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF

PRESCHOOL CHILDREN Аннотация: В статье проводится теоретический анализ процесса социализации дошкольников, раскрываются понятия: социальное развитие, социальный опыт, социальная компетентность. Рассматривается влияние сюжетно - ролевых игр на процесс социализации дошкольников.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, сюжетно - ролевые игры дошкольников, процесс социализации, социальный опыт, социальная компетентность

Annotation: The article presents a theoretical analysis of process of socialization of preschool children, concepts such as social development, social experience, social competence. Examines the impact of role - playing games on the socialization process of preschool children.

Key words: children of preschool age, role - play games preschoolers, process of socialization, social experience, social competence

Постановка проблемы. Социальное развитие (социализация) - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально -культурного опыта, который состоит из знаний, трудовых навыков, ценностей, традиций, правил, и других социальных качеств личности, которые усваиваются в течение жизни человека. В процессе социализации ребёнок приобретает одобряемые обществом формы поведения, убеждения, необходимые для полноценной жизни в социуме. Однако в настоящее время многие педагоги стали незаслуженно забывать о наиболее проверенных и эффективных средствах и способах воспитания и развития детей, одним из которых является сюжетно - ролевая игра. Перед педагогами и родителями встаёт задача включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и дошкольного учреждения.

Цель статьи. Раскрыть понятия: «процесс социализации», «социальный опыт», «социальная компетентность». А так же рассмотреть использование сюжетно - ролевых игр как фактора процесса социализации дошкольников

Изложение основного материала. Социальное развитие дошкольников является процессом, в котором ребёнок приобщается к нормам, культуре, ценностям, традициям общества, в котором ему предстоит жить.1 Изучением проблем социализации детей дошкольного возраста занимались А.В. Петровский, А.А Реан и другие ученые. Психолог А.В. Петровский определяет социализацию как процесс и результат освоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, происходящий в процессе коммуникации и деятельности. Реан А.А. отмечает, что процесс социализации не может рассматриваться как механическое отражение личностью социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по - разному воспринимаются и переживаются разными людьми. А потому различные люди могут выносить из объективно социальных ситуаций различный социальный опыт. Процесс социализации осуществляется в семье, детском саду, школе, и других коллективах. Анализ психолого - педагогической литературы позволяет нам сформулировать

1 Бойченко Н.К. Сюжетно - ролевые игры дошкольников / Н.К. Бойченко - Киев: Рад. Школа .- 2002. - с. 38

2 Бойченко Н.К. Сюжетно-ролевые игры - с. 42

3 Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - с. 30

определение социальной компетентности касательно дошкольников. Социальная компетентность - это качество личности ребёнка, которое даёт ему возможность, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частицей общества, коллектива, уметь строить отношения, учитывая интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребёнок развивается.4 Социальная компетентность дошкольника состоит из таких компонентов: мотивационный - это необходимость в одобрении окружающих людей, стремление занять определенное место в обществе; познавательный - это наличие необходимых представлений об окружающем мире, осведомлённость в области взаимоотношений людей в обществе, осознание своей собственной индивидуальности; поведенческий, или собственно коммуникативный, - это процесс эффективного взаимодействия со средой, способность поступать так, как принято в социуме.5 Формирование социальной компетентности - сложный, комплексный процесс. Он должен обязательно проводиться по плану и быть теоретически обоснован и методически обеспечен. Выделяют такие пути работы по формированию социальной компетентности дошкольника: познание самого себя; познание других людей; умение взаимодействовать с другими людьми. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить систему сведений, знаний, навыков, образцов, а владеть таким способом деятельности и коммуникации, результатом которого является социальный опыт. Социальный опыт ребёнка - это результат специальным образом организованного усвоения общественного опыта, то есть всегда «производный продукт» специально направленного обучения и воспитания, поэтому на них и нужно сосредоточить главные усилия педагогов.

Таким образом, важнейшей первой составляющей процесса социализации ребёнка является деятельность. Вторая составляющая содержания социализации ребёнка связана с тем, что ребёнок вносит в свой социальный опыт не только то, что является продуктом его деятельности, но и то, что сделали другие люди. Процесс овладения социальным опытом проходит не в любой деятельности. Известно, что ребёнок может присутствовать на определенном занятии, выполнять определенные действия, но не получать при этом социальный опыт. Ребёнок успешно социализируется в такой деятельности, какая подкрепляется необходимыми педагогическими условиями. Деятельность должна воспроизводить ситуации из жизни и опираться на повседневные впечатления ребёнка; вызывать интерес детей и осознание ими значимости достижений своей деятельности; предлагать ребёнку активные действия, связанные с планированием

4 Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте - с. 32

5 Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психология исследования / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 2003.- с. 65

деятельности, обсуждением разных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и самооценкой; вызывать потребность в сотрудничестве и взаимопомощи.

Игры представляют богатый материал для социального воспитания детей. У ребёнка все потребности и интересы лежат в области игр. Все важнейшие психические новообразования этого периода развиваются у ребёнка в ведущей деятельности данного возраста - сюжетно - ролевой игре. «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Её происхождение связано не с действием каких - либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определёнными социальными условиями жизни ребёнка в обществе» - Д.Б. Эльконин.6 «Ролевая игра формирует у детей способность сыграть роль другого человека, посмотреть на себя с позиции собеседника. Она предполагает ориентацию учащихся на планирование своего коммуникативно - речевого поведения и поведения партнёра, развивает контроль над своими поступками, развивает умение давать объективную оценку поступкам других участников игры, развивает навыки социальной компетентности. Таким образом, сюжетно - ролевая игра выполняет ориентирующую функцию» -

п

Краснощекова Н.В. Базой сюжетно - ролевой игры является воображаемая ситуация, которая состоит в том, что ребёнок может взять на себя роль взрослого и выполнять её в созданной им самим игровой ситуации. Например, ребёнок, играя в школу, изображает учителя, который ведёт урок с ребятами (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое важное - в процессе игры у ребёнка есть возможность воплощать свои взгляды, своё отношение к тем ситуациям, которые он разыгрывает. Сюжетно - ролевые игры дают возможность детям занимать новые эмоционально - привлекательные позиции и этим облегчить себе выполнение практической деятельности, в которую они вводятся. Во время сюжетно - ролевой игры общение детей происходит непосредственно и естественным путем.

Вывод. Разнообразие сюжетов игр представляет ребятам множество социальных ролей в игровой деятельности. Изменяющаяся реальность сюжетно - ролевой игры требует от детей проявления умений и использования ранее сложившихся навыков в новых обстоятельствах. Это даёт детям возможность улучшать личные качества и умения и приблизить их к окружающей действительности.

Использованные источники: 1.Бойченко Н.К. Сюжетно - ролевые игры дошкольников / Н.К. Бойченко -Киев: Рад. Школа .-2002.- 197с.

6 Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психология исследования - с. 32

7 Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова - Изд. 2-е. - Ростов н /Д.: Феникс, 2006. - с. 19

2.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 29 -34. З.Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психология исследования / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович.- М.: Просвещение, 2003.- 307с.

4.Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова - Изд. 2-е. - Ростов н /Д.: Феникс, 2006. - 251 с.

УДК 372.47

Изотова О.А. студент группа ЗДО-5-12 факультет психологии и педагогического образования

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-Уста З.Р., к.пед.н. стпреп. кафедры дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ» ЗНАЧЕНИЕ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного образовательного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является создание познавательного интереса ребенка к математике и подготовка к обучению в школе.

Проблемой формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста занимались следующие педагоги A.M. Леушина, A.A. Столяр [6], Т.В. Тарунтаева [3],

3.А. Михайлова [1; 4], Т.Д. Рихтерман [2] М.Н. Полякова [4], Щербакова Е.Н. [5] и др. Исследователи отмечают, что обучение математике в условиях ДОУ происходит не только на занятиях, но и в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности в уголке занимательной математики.

Цель статьи: раскрыть значение уголка занимательной математики в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками [6].

Важно заметить, что успех игровой деятельности в уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным играм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.