Научная статья на тему 'Сюжетно-логические задачи как условие формирования когнитивных метапредметных образовательных результатов у школьников шестых классов'

Сюжетно-логические задачи как условие формирования когнитивных метапредметных образовательных результатов у школьников шестых классов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
461
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ СТРОИТЬ РАССУЖДЕНИЕ / СЮЖЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ПРОГРАММА 32 ЗАНЯТИЙ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШЕСТИКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зак А.З.

В статье изложена разработка содержания 32 занятий для формирования у шестиклассников логических действии построения рассуждений. Характеризуются восемь видов сюжетно-логических задач: раскрываются варианты их построения, описываются уровни сложности, предлагаются два вида организации работы детей с задачами всех видов. Приводятся результаты занятий с двумя небольшими группами шестиклассников: экспериментальной и контрольной. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORY-LOGICAL TASKS AS A CONDITION OF FORMATION COGNITIVE METASUBJECT EDUCATIONAL RESULTS AT SCHOOL STUDENTS OF THE SIXTH CLASSES

The article describes the development of the content of 32 lessons to develop students logical step of constructing arguments. Characterized by the eight types of plot-logic problems: reveal the options of their construction, described the levels of difficulty are offered two types of working children with tasks of all types. The results of the sessions with two small groups of students: experimental and control. The data obtained show effectiveness of the developed program.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-логические задачи как условие формирования когнитивных метапредметных образовательных результатов у школьников шестых классов»

novych trvalych hodnot a postojü, latentní a otevfené agrese.

To vse je „vyzivnou" püdou pro vznik nestability a nepfízpüsobivosti chování, snízení sociální inte-grace. Základním rysem techto poruch je jejich rozvoj na nepfíznivé sociální púde. V düsledku toho se tato kategorie úcastmkú ATO nejvíce ze vsech vyzaduje dlouhodobou psychologickou rehabilitad.

Literatura

1. Талалаева Г.В., Корнюхин А.И. Синдром дезадаптации и возможности его измерения. Екатеринбург. 1998. - 31 с.

2. Соловьев И.В. Жизнь после войны: преодоление психологических последствий. Пермь, 2000. - 63 с.

СЮЖЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ШКОЛЬНИКОВ ШЕСТЫХ

КЛАССОВ

Зак А.З.

Психологический институт Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор

г. Москва

STORY-LOGICAL TASKS AS A CONDITION OF FORMATION COGNITIVE METASUBJECT EDUCATIONAL RESULTS AT SCHOOL STUDENTS OF THE SIXTH CLASSES

Zak A.Z.

PSYCHOLOGICAL INSTITUTE OF RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION DOCTOR IN PSYCHOLOGY, PROFESSOR,

MOSCOW

АННОТАЦИЯ

В статье изложена разработка содержания 32 занятий для формирования у шестиклассников логических действии построения рассуждений. Характеризуются восемь видов сюжетно-логических задач: раскрываются варианты их построения, описываются уровни сложности, предлагаются два вида организации работы детей с задачами всех видов. Приводятся результаты занятий с двумя небольшими группами шестиклассников: экспериментальной и контрольной. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы.

ABSTRACT

The article describes the development of the content of 32 lessons to develop students logical step of constructing arguments. Characterized by the eight types of plot-logic problems: reveal the options of their construction, described the levels of difficulty are offered two types of working children with tasks of all types. The results of the sessions with two small groups of students: experimental and control. The data obtained show effectiveness of the developed program.

Ключевые слова: умение строить рассуждение, сюжетно-логические задачи, программа 32 занятий, внеурочная деятельность, шестиклассники.

Keywords: skill of reason, story-logical tasks, program is 32 lessons, extracurricular activities, sixth graders.

В соответствии с новым Федеральным образовательным стандартом основной школы [ 5 ] в школах России разрабатываются Программы развития универсальных учебных действий, освоение которых формирует когнитивные метапредметные образовательные результаты, связанные, в частности, с умением строить последовательное и непротиворечивое рассуждение, выполняя разнообразные умозаключения и делая обоснованные выводы.

Наше исследование было направлено на разработку и апробацию содержания цикла занятий с целью создания условий для формирования у младших подростков логических действий, свя-

занных с построением рассуждения.

При разработке содержания развивающих занятий учитывалось своеобразие этапов развития мышления в начальных и средних классах школы, показанное в наших исследованиях.

Так, результаты изучения мышления младших школьников [ 1, 3 ] позволяют утверждать, что обучение в начальной школе - основной период в формировании аналитических действий мыслительной деятельности.

Материалы исследований, представленных в работе «Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников» [ 10 ], свидетельствуют о том, что обучение в средних классах -

основной период в формировании рефлексивных действий мыслительной деятельности.

На основе этого принималось, что на занятиях по развитию мышления у подростков следует создавать условия, способствующие осмыслению школьниками собственных действий по решению задач.

В качестве таких условий выступают не только задания, где нужно просто найти ответ на вопрос в отношении предложенных условий. Но и, главным образом, такие задания, где требуется подобрать вопрос к условиям задачи (когда предлагается насколько вариантов вопроса), или выбрать недостающую часть условия (из нескольких предложенных). Иначе говоря, основой предлагаемого цикла занятий выступают задания, где ученику необходимо осмысливать собственный способ действий при решении задач.

Благодаря реализации указанных условий на развивающих занятиях в средних классах создаются благоприятные возможности для формирования у школьников рефлексивной позиции в мыслительной деятельности, в частности, при построении рассуждений.

В отличие от исполнительской позиции, прямо связанной с поиском решения и получением требуемого результата, смысл рефлексивной позиции состоит в обращении к особенностям поисковых действий, в выделении, оценке и коррекции их способов как особой реальности мыслительной деятельности.

Вместе с тем, считается общепризнанным, что обучение в средних классах школы, с одной стороны, опирается на словесно-логическое мышление, а, с другой стороны, оно существенным образом обусловливает его развитие.

В соответствии с этими представлениями содержание развивающих занятий для формирования у школьников умения строить рассуждение составляли сюжетно-логические задачи, в которых логические отношения предметов и их свойств представлены в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций. Такие задачи интересны школьникам, побуждают их к размышлениям.

Следует отметить, что организация развивающих занятий на материале сюжетно-логических задач непосредственно нацелена на совершенствование приемов выводного мышления, а опосредствованно - на формирование рефлексивных действий мыслительной деятельности, поскольку ученикам предлагаются, как отмечалось выше, задания, связанные с изменением структуры задач. В таких случаях школьник вынужден обращаться к собственным поисковым мыслительным действиям с целью их изменения в соответствии с новыми условиями.

Обсуждаемый цикл занятий был построен на материале восьми видов сюжетно-логических задач: «Больше или меньше», «Одинаковые буквы», «Какой возраст?», «Разное, неразное», «Дальше, правее», «Повтор», «Или, или», «Вид родства». Задачи этих видов отличаются содержанием и от-

ношением суждений в условиях.

Так, решение задач «Больше или меньше» связано с определением степени выраженности особенностей тех или иных персонажей, например: «Алик веселее, чем Юля. Кто самый невеселый?»

Решение задач «Одинаковые буквы» связано с определением отношения мест, которые занимают те или иные буквы в предложенных словах, например: «В тетради написали слова ручкой и карандашом:

ПАРТА ПУЛЬТ БАЛ.

У слов, написанных ручкой, одинаковая вторая буква. Какое слово написано слово карандашом?»

Решение задач «Какой возраст?» связано с определением отношений персонажей по возрасту, например: «Через много лет Игорь будет немного старше, чем Коля сейчас. Кто из мальчиков моложе?»

Решение задач «Разное, неразное» связано с определением отношений совпадения и различий свойств персонажей, например: «Катя, Лиза и Нина занимались плаванием. Две девочки ходили в спорткомплекс «Динамо», одна — в спорткомплекс «ЦСКА». Лиза посещала спорткомплекс «ЦСКА». Какой спорткомплекс посещала Катя?»

Решение задач «Дальше, правее» связано с определением отношений расположения персонажей в пространстве, например: «Карандашом, ручкой и фломастером написали слова: ЛУЖА ПАРА ДЕЛО. Слово, написанное карандашом, дальше от слова, написанного ручкой, чем слово, написанное фломастером. Чем написано слово ПАРА?»

Решение задач «Повтор» связано с определением отношений порядка следования букв в представленных словах, например: «Вова и Костя составляли слова из кубиков с буквами. Сначала Вова составил слово КОЛ. Затем он переставил буквы и получилось слово ЛОК. Костя сначала составил слово ПИР, а затем переставил в нем буквы так же, как Вова. Какое слово получилось у Кости?»

Решение задач «Или, или» связано с определением отношений признаков, исключающих друг друга, например: «На столе лежали три книги: в одной были сказки, в другой повести, в третьей рассказы. В какой-то книге было 200 страниц, в какой-то —150, в какой-то — 100 страниц. Сначала читали или книгу со сказками, или книгу, в которой 150 страниц, затем — или книгу, в которой 200 страниц, или книгу со сказками. Сколько страниц было в книге со сказками?»

Решение задач «Вид родства» связано с определением отношений родства между предложенными персонажами, например: «Михаил дядя Степана. Степан родной брат Игоря. Кем приходится Игорь Михаилу?»

В каждом из отмеченных видов задач школьникам предлагались, с одной стороны, разные сочетания суждений в структуре полных задач: в одном сочетании суждения в условии и вопросе были утвердительными, в другом - суждения в

условии были отрицательными, а в вопросе утвердительными, в третьем - суждения в условии были утвердительными, а в вопросе отрицательными. С другой стороны, предлагались разные варианты неполных задач: в одном из них требовалось подобрать отсутствующий вопрос, в другом - отсутствующий компонент условия.

Решение детьми разных вариантов задач необходимо для создания более благоприятных условий для развития способности рассуждать. Поиск ответа при решении по-разному структурированных задач предполагает осуществление разных видов поисковой деятельности, что позволяет школьникам глубже понять механизм умозаключений, состоящий в поиске нового суждения посредством соотнесения данных суждений.

Рассмотрим отмеченные варианты построения задач каждого вида.

В задачах «Больше или меньше» возможны отмеченные выше пять вариантов условий: три первых связаны с содержанием отношений качеств персонажей, - два последних с изменением структуры задач.

В первом варианте (наиболее легком) используются утвердительные суждения в условии задачи и в ее вопросе, например: «Миша и Коля переплывали реку. Миша плыл быстрее, чем Коля. Кто из мальчиков плыл медленнее?» (Ответ: Коля).

Во втором варианте (более трудном) в условии задачи используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное, например: «Вова и Зина писали буквы. Вова писал не так красиво, как Зина. Кто из ребят писал буквы красивее?» (Ответ: Зина).

В третьем варианте (наиболее трудном) в условии задачи используется утвердительное суждение, а в ее вопросе отрицательное, например: «Люба и Наташа мыли тарелки. Наташа мыла чище, чем Люба. Кто из девочек мыл тарелки не так чисто, как Наташа?» (Ответ: Люба).

В четвертом варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например: «Вова и Галя прыгали. Галя прыгала выше Вовы.

На какой вопрос можно ответить по условию задачи:

(1) Сколько прыжков сделала Галя?

(2) На какую высоту прыгал Вова?

(3) Кто прыгал ниже Гали?» (Ответ: на вопрос 3).

В пятом варианте также изменяется строение

задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например: «Сева и Игорь ехали на велосипедах. Кто из мальчиков ехал быстрее?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

(1) Мальчики ехали по шоссе.

(2) У Игоря был новый велосипед.

(3) Сева ехал медленнее, чем Игорь» (Ответ: вариант 3).

В зависимости от того, сколько отношений свойств персонажей представлено в содержании задач, различаются четыре уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности содержатся сведения об одном отношении качеств персонажей, например: «Леша и Катя клеили конверты. Леша поклеил больше конвертов, чем Катя. Кто поклеил конвертов меньше, чем Леша?» (Ответ: Катя).

В задачах второго уровня сложности содержатся данные о двух отношениях качеств персонажей, например: «Боря, Сережа и Коля строгали палочки. Боря настрогал палочек больше, чем Сережа, а Сережа - больше, чем Коля. Кто настрогал палочек больше всех?» (Ответ: Боря).

В задачах третьего уровня сложности содержатся данные о трех отношениях качеств персонажей, например: «Катя, Нина, Лиза и Наташа вышивали платки. Катя вышила платков больше, чем Нина, Лиза меньше, чем Наташа, Наташа меньше, чем Нина. Кто вышил платков меньше всех?» (Ответ: Лиза).

В задачах четвертого уровня сложности содержатся данные о четырех отношениях качеств персонажей, например: «Миша, Петя, Олег, Вася и Ваня стреляли в тире. Миша стрелял хуже Олега, Олег хуже Вани, Вася лучше Вани, Петя лучше Васи. Кто стрелял лучше всех?» (Ответ: Петя).

В задачах «Одинаковые буквы» варианты построения условий реализуются следующим образом.

В первом варианте используются утвердительные суждения, например:

«На доске цветными мелками написали слова: МОРЕ МАЧТА КАРАВАЙ

У синего и белого слов одинаковая первая буква, у белого и красного - вторая. Какое слово синего цвета?» (Ответ: МОРЕ).

Во втором варианте в условии задачи используется отрицательное суждение, например: «Одно слово написали в блокноте в среду, другое - в понедельник, третье - в пятницу:

БРЕВНО КРЕСЛО БЕНЗИН

У слов, написанных в понедельник и среду, одинаковая третья буква, а у написанных в среду и пятницу - первая. В какие дни не было написано слово «БЕНЗИН»? (Ответ - в понедельник и среду).

В третьем варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например:

«На доске написали слова цветными мелками:

ВОЛК ВЕСЛО ВЕЛОСИПЕД

У синего и белого слов одинаковая первая буква, у белого и красного - вторая.

На какой вопрос можно ответить по условию этой задачи:

1) Кто написал слово ВОЛК?

2) Когда написали слово ВЕЛОСИПЕД?

3) Кто писал красным мелком?

4) Мелком какого цвета написано слово ВЕСЛО?» (Ответ - на вопрос 4).

В четвертом варианте также изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например: «На доске написали слова цветными мелками: ПЕРИЛА КАБИНА КАРНИЗ

У белого и зеленого слов одинаковая четвертая буква. Какое слово зеленого цвета?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

1) Слово КАРНИЗ не белого цвета.

2) Зеленое слово - не КАРНИЗ.

3) У зеленого и красного слов одинаковая вторая буква.

4) Белое слово либо ПЕРИЛА, либо КАБИНА» (Ответ - вариант 3).

В зависимости от того, сколько представлено в содержании задач отношений (т.е. совпадений букв по месту в словах), различаются три уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности содержатся сведения о двух совпадениях мест букв в словах, например:

«На доске цветными мелками написали слова: ГОРА ГРУЗ ПРЯДЬ

У синего и белого слов одинаковая первая буква, у белого и красного - вторая. Какое слово синего цвета?» (Ответ - слово ГРУЗ).

В задачах второго уровня сложности содержатся сведения о трех совпадениях мест букв в словах, например:

«На доске цветными мелками написали слова: ПОМИДОР ПИЛА МИР

У красного и синего слов одинаковая первая буква, у красного и зеленого - последняя, у синего и зеленого - вторая. Какое слово зеленого цвета?» (Ответ - слово МИР).

В задачах третьего уровня сложности содержатся сведения о четырех совпадениях мест букв в словах, например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«На доске цветными мелками написали слова: РУЧЕЙ КАНАТ СЕЛО РОСТ ВЕЧЕР У синего и зеленого слов одинаковая первая буква, у красного и желтого - вторая, у фиолетового и зеленого - последняя, у синего и красного - третья. Какого цвета слово СЕЛО?» (Ответ -желтого цвета).

В задачах «Какой возраст?» варианты построения условий реализуются следующим образом.

В каждом из отмеченных видов задач школьникам предлагались, с одной стороны, разные сочетания суждений в структуре полных задач: в одном сочетании суждения в условии и вопросе были утвердительными, в другом - суждения в условии были отрицательными, а в вопросе утвердительными, в третьем - суждения в условии были утвердительными, а в вопросе отрицательными. С другой стороны, предлагались разные варианты неполных задач: в одном из них требовалось подобрать отсутствующий вопрос, в другом - отсутствующий компонент условия.

В первом варианте в задаче представлен весь состав ее компонентов, - необходимые суждения и вопрос, например:

«Клава и Лена жили в одном доме. Через много лет Клава будет немного старше, чем Лена сейчас. Кто из девочек моложе?» (Ответ: Клава).

Во втором варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например:

«Леня и Петя жили на одной улице. Пройдет несколько лет. Кто из ребят моложе?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

1) Леня будет старше.

2) Петя будет старше.

3) Леня будет намного старше, чем Петя сейчас.

4) Леня будет старше, чем Петя.

5) Петя будет старше, чем Лёня» (Ответ - вариант 3).

В третьем варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например:

«Борис и Гриша строили дом. Много лет назад Борис был немного моложе, чем Гриша сейчас.

На какой вопрос можно ответить по условию этой задачи:

1) Из чего строили дом?

2) Сколько лет было Грише?

3) Где строили дом?

4) Кто из ребят старше?

5) Какого размера строили дом?» (Ответ - на вопрос 4).

В зависимости от того, сколько отношений (персонажей) по возрасту представлено в содержании задач, различаются три уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности содержатся сведения о двух отношениях людей по возрасту, например:

«Несколько лет назад Сергею было намного меньше лет, чем Евгению сейчас. Кто из ребят старше?» (Ответ - Евгений).

В задачах второго уровня сложности содержатся сведения о трех отношениях людей по возрасту, например:

«Через несколько лет Таня будет намного старше того, что было Кате несколько лет назад. Кто из девочек старше?» (Ответ - Катя).

В задачах третьего уровня сложности содержатся сведения о четырех отношениях людей по возрасту, например:

«Много лет назад Миша был немного моложе того, что исполнилось Пете в этом году. Через много лет Петя будет немного старше того, что Игорю исполнилось в этом году. Кто из мальчиков моложе всех?» (Ответ - Петя).

В задачах «Разное, неразное» варианты условий реализуются следующим образом.

В первом варианте (наиболее легком) исполь-

72

зуются утвердительные суждения в условии задачи и в ее вопросе, например: «Катя, Лиза и Лена посылали письма: двое в Калугу, одна в Москву. Лена переписывалась с подругой из Москвы. Куда посылала письма Катя?» (Ответ: в Калугу).

Во втором варианте (более трудном) в условии задачи используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное, например: «Миша, Саша и Коля стреляли из лука: двое с расстояния 20 метров до мишени, один с расстояния 30 метров. Саша не стрелял с расстояния 20 метров. С какого расстояния до мишени стрелял Коля?» (Ответ: с расстояния 20 метров).

В третьем варианте (наиболее трудном) в условии задачи используется утвердительное суждение, а в ее вопросе отрицательное, например: «Вера, Наташа и Нина пришивали пуговицы: двое к пальто, одна к куртке. Вера пришивала пуговицы к куртке. Кто из девочек не пришивал пуговиц к пальто?» (Ответ: Вера).

В четвертом варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например: «Юра, Дима и Толя играли в баскетбол. Двое мальчиков попали в кольцо по 10 раз, а один - 12 раз. Юра и Димы попали в кольцо одинаковое число раз.

На какой вопрос можно ответить по условию задачи:

(1) Какого цвета был мяч?

(2) С какого расстояния делал броски по кольцу Юра?

(3) Кто попал в кольцо 12 раз?» (Ответ: на вопрос 3).

В пятом варианте также изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например: «Марина, Женя и Лариса мыли чашки. Две девочки вымыли по 3 чашки, а одна - 4 чашки. Сколько чашек вымыла Марина?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

(1) Чашки были из фарфора.

(2) Чашки были розового цвета.

(3) Лариса вымыла больше чашек, чем Женя» (Ответ: вариант 3).

В зависимости от того, сколько суждений о сходстве - отличии свойств персонажей представлено в содержании задач, различаются четыре уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности представлено одно такое суждение, например: «Сережа, Миша и Гриша решали примеры. Двое решали примеры на сложение, один на вычитание. Миша и Гриша решали разные примеры. Какие примеры решал Сережа?» (Ответ: примеры на сложение).

В задачах второго уровня сложности представлены два суждения о сходстве - отличии свойств персонажей, например: «Маша, Даша и Римма писали слова: две девочки английские, одна

- французские. Маша и Даша, Даша и Римма писали слова на разных языках. Кто писал французские слова?» (Ответ: Даша).

В задачах третьего уровня сложности представлены три суждения о сходстве - отличии свойств персонажей, например: «Архип, Алик, Афоня и Вадим ехали на городском транспорте: два мальчика - на трамвае, два - на троллейбусе. Архип и Алик, Алик и Вадим ехали на разных видах транспорта, Афоня ехал на троллейбусе. На чем ехал Вадим?» (Ответ: на трамвае).

В задачах четвертого уровня сложности представлены четыре суждения о сходстве - отличии свойств персонажей, например: «Оля, Элла, Настя, Дуня и Нюра разводили в аквариумах рыбок: три девочки - золотистых, две - красных. Элла и Настя, Дуня и Оля, Настя и Дуня, Оля и Нюра разводили разных рыбок. Какие рыбки были у Насти?» (Ответ: красные).

В задачах «Дальше, правее» варианты условий реализуются следующим образом.

В первом варианте (наиболее легком) используется пространственное отношение «выше - ниже», например:

«Синим и красным карандашами написали два слова:

МОРЕ ОЗЕРО

Синее слово выше красного. Каким карандашом написали слово ОЗЕРО?» (Ответ: красным).

Во втором варианте (более трудном) используется пространственное отношение «левее - правее», например:

«Желтым и коричневым карандашами написали два слова:

КОРОВА ЛОШАДЬ Желтое слово левее коричневого. Какое слово написали коричневым карандашом?» (Ответ: слово ЛОШАДЬ).

В третьем варианте (наиболее трудном) используется пространственное отношение «ближе -дальше», например:

«Черным, зеленым и оранжевым карандашами написали три слова:

НОМЕР БУКВА ЦИФРА

Черное слово дальше от слова ЦИФРА, чем зеленое. Какое слово написали черным карандашом?» (Ответ: слово НОМЕР).

В четвертом варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например: «Ручкой и карандашом написали два слова:

СЕСТРА БРАТ

Слово, написанное ручкой, правее слова, написанного карадашом.

На какой вопрос можно ответить по условию задачи:

(1) Какого цвета был карандаш?

(2) Какой длины была ручка?

(3) Какое слово написано карандашом?» (Ответ: на вопрос 3).

В пятом варианте также изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компо-

нентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например:

«Красной и желтой красками написали два слова:

МОЛОТОК ВЕДРО Какой краской написано слово МОЛОТОК? Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

(1) Ведро было маленькое.

(2) Молоток был деревянный.

(3) Красное слово левее желтого. (Ответ: вариант 3)».

В зависимости от того, сколько пространственных отношений представлено в содержании задач, различаются четыре уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности содержатся сведения об одном пространственном отношении (выше или ниже, левее или правее, «ближе к» или «дальше от»), например: «Миша и Соня написали по слову:

САМОЛЕТ КОРАБЛЬ Слово Миши правее слова Сони. Кто написал слово КОРАБЛЬ?» (Ответ: Миша).

В задачах второго уровня сложности содержатся данные о двух пространственных отношениях, например: «Катя, Вера и Люба написали три слова:

СТОЛ ШКАФ ДИВАН

Слово Кати выше слова Веры, а слово Любы правее слова Кати. Кто написал слово ШКАФ?» (Ответ: Люба).

В задачах третьего уровня сложности содержатся данные о трех пространственных отношениях, например: «Миша, Нина, Вова и Люба написали по слову:

ПОМИДОР ОГУРЕЦ РЕПА МОРКОВЬ Слово Миши выше слова Нины. Слово Вовы левее слова Миши. Слово Любы дальше от слова Нины, чем слово Вовы. Кто написал слово ОГУРЕЦ?» (Ответ: Вова).

В задачах четвертого уровня сложности содержатся данные о четырех пространственных отношениях, например: «Боря, Лида, Сева, Галя и Саша написали по слову: БЕЛКА ЛИСА

МЕДВЕДЬ ЁЖ ВОЛК

Слово Бори выше слова Лиды. Слово Севы правее слова Бори. Слово Севы ниже слова Гали. Слово Саши ближе к слову Лиды, чем к слову Се-вы. Какое слово написала Лида?» (Ответ: слово ЁЖ).

В задачах «Повтор» варианты условий реализуются следующим образом.

В первом варианте используется утвердительные суждения, например: «Алик и Боря составляли слова из кубиков с буквами.

Сначала Алик составил слово СОН. Затем он переставил буквы и получилось слово НОС. Боря сначала составил слово МИР, а затем переставил в нем буквы так же, как Алик. Что получилось у Бори?» (Ответ: слово РИМ).

Во втором варианте (более трудном) в условии задачи используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное, например: «У Кати были кубики с цифрами, у Лёни с буквами. Катя сначала поставила кубики так - 7 2 9 6 , затем переставила их и получилось - 2 7 9 6. Лёня сначала расставил кубики так — ДВОР, а потом переставил их не так, как Катя. Что могло получиться у Лёни?» (Ответ: у Лёни могло получиться много вариантов, например, слово ВОДР).

В третьем варианте (наиболее трудном) в условии задачи используется утвердительное суждение, а в ее вопросе отрицательное, например: «Егор и Нина расставляли кубики: Егор — со знаками, Нина — с цифрами. Егор сначала расставил кубики так — ? ; ! + , затем их переставил и получилось так — ; ? ! + . У Нины вначале кубики стояли так - 6 8 4 7. А потом она их переставила так же, как Егор. Что не могло получиться у Нины?» (Ответ - у Нины кубики не могут располагаться, как у Егора, т.е. как 8 6 4 7).

В четвертом варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например:

«Женя и Маша расставляли кубики с буквами. Женя сначала поставил слово АТОМ, затем переставил кубики и получилось слово АОТМ. Маша сделала такую же перестановку в слове КРОВ.

На какой вопрос можно ответить по условию этой задачи:

1) Какого цвета были кубики?

2) Какого размера были кубики?

3) Что получилось у Маши после перестановки?

4) Сколько всего было кубиков с буквами?» (Ответ - на вопрос 3).

В пятом варианте также изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Дима и Марина расставляли кубики с буквами. Дима сначала составил слово АИСТ, затем переставил буквы и получилось слово АТИС. Марина переставила свои кубики так же, как и Дима. Что у нее получилось?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

1) У Марины было четыре кубика.

2) Дима переставил три буквы.

3) Сначала Марина поставила кубики так -ГОРА» (Ответ - вариант 3).

В зависимости от того, сколько изображений (букв, цифр, знаков и т. п.) переставляется, различаются три уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности переставляются два изображения из четырех, например:

«Лена и Кирилл расставляли кубики с цифрами. Лена сначала поставила кубики так - 7 5 3 6, затем переставила кубики и получилось - 6 5 3 7. Кирилл сначала расставил кубики так - 3 8 2 9.

Затем он их переставил. Что у него получилось?» (Ответ - 9 8 2 3).

В задачах второго уровня сложности переставляются три изображения из четырех или из пяти, например:

«Соня и Лара расставляли кубики с буквами. Сначала Соня поставила кубики так - Д В К Ж Т, а затем переставила их по-другому - Д Ж В К Т. Лара сначала поставила кубики так - Р М С Н Л, а затем переставила их так же, как Соня. Что получилось у Лары?» (Ответ - у Лары получилось Р Н М С Л).

В задачах третьего уровня сложности переставляются четыре изображения из четырех или из пяти, например: «Миша и Алла расставляли кубики с цифрами и буквами. Сначала Миша поставил кубики так - 8 2 4 6, а затем их переставил по-другому - 2 6 8 4. Алла сначала поставила кубики так - Р Н В Т, а затем переставила их так же, как Миша. Что получилось у Аллы?» (Ответ - Н Т Р В).

В задачах «Или, или» варианты условий реализуются следующим образом.

В первом варианте в условии и в вопросе задач используются утвердительные суждения, например:

«Три кошки - серая, белая, черная - сидели: одна в комнате, одна в коридоре, одна в спальне. Утром покормили или черную кошку, или сидящую в спальне, вечером - или сидящую в спальне, или белую. Где была серая кошка?» (Ответ - в спальне).

Во втором варианте в условии задач используются утвердительные суждения, а в вопросе - отрицательные, например:

«Катя, Маша и Надя - подруги. Кто-то из них учился в музыкальной школе, кто-то в спортивной, кто-то в художественной. Четверки получала либо Катя, либо кто-то в музыкальной школе, пятерки -либо кто-то в музыкальной школе, либо Надя. Кто не учился в музыкальной школе?» (Ответ - Катя и Надя).

В третьем варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например:

«Было три дерева: сосна, ель и липа. На одном из них было три птицы, на другом - пять, на третьем - шесть. Сначала нарисовали то ли сосну, то ли дерево с пятью птицами, затем - то ли дерево с шестью птицами, то ли сосну.

На какой вопрос можно ответить по условию этой задачи:

1) Сколько птиц сидело на ели?

2) Сколько птиц сидело на липе?

3) Сколько птиц было на сосне?» (Ответ - на вопрос 3).

В четвертом варианте также изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например:

«Егор и Лёня - переводчики. Кто-то из них читал газеты, кто-то журналы, кто-то на англий-

ском языке, кто-то на французском. Утром переводились либо газеты, либо что-то с английского языка. Кто читал журналы?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

1) Днем переводил Егор.

2) Днем либо Лёня переводил, либо кто-то с английского.

3) Утром читал Лёня» (Ответ - вариант 2).

В зависимости от того, сколько суждений с разделительным союзом («то ли, то ли», «либо, либо», «или, или») представлено в содержании задач, различаются три уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности содержатся два суждения с разделительным союзом, например:

«Миша и Гена отдыхали: кто-то на реке, кто-то на озере, кто-то один день, кто-то два. В августе отдыхал то ли Миша, то ли — кто-то на озере. В июне отдыхал то ли кто-то два дня, то ли кто-то на озере. Сколько дней отдыхал Гена?» (Ответ - один день).

В задачах второго уровня сложности содержатся три суждения с разделительным союзом, например:

«Михайлов, Сергеев и Владимиров выступали в концерте. Один пел народные песни, другой — городские романсы, третий - оперные арии. Сначала на концерте слушали то ли Михайлова, то ли арии, далее слушали то ли арии, то ли Сергеева, затем слушали то ли Сергеева, то ли народные песни. Что пел Михайлов?» (Ответ - народные песни).

В задачах третьего уровня сложности содержатся четыре суждения с разделительным союзом, например:

«В саду нужно было поливать яблони, груши, сливы и вишни. Какие-то из деревьев хотели поливать в 6 часов утра, какие-то - в 7, какие-то - в 8 и какие-то - в 9. Сначала планировали поливе то ли яблонь, то ли в 9 часов утра. Далее намечали полив то ли в 9 часов, то ли слив. Затем совещались о поливе то ли слив, то ли в 8 утра. После всего принимали решение о поливе то ли груш, то ли в 9 утра. В котором часу хотели поливать вишни?» (Ответ - в 9 утра).

В задачах «Вид родства» варианты условий реализуются следующим образом.

В первом варианте (наиболее легком) используются утвердительные суждения в условии задачи и в ее вопросе, например: «Александр - сын Бориса. Кем может приходиться Борис Александру?» (Ответ: отцом).

Во втором варианте (более трудном) в условии задачи используется отрицательное суждение, а в ее вопросе утвердительное, например: «Михаил - не брат Ларисы, но ее родственник. Кем может приходиться Лариса Михаилу, - бабушкой, сестрой или никем не может приходиться?» (Ответ: может приходиться бабушкой).

В третьем варианте (наиболее трудном) в условии задачи используется утвердительное суждение, а в ее вопросе отрицательное, например:

«Константин - дядя Нины. Кем не может приходиться Нина Константину, - матерью, племянницей или никем не может приходиться?» (Ответ: не может приходиться матерью).

В четвертом варианте изменяется строение задачи, - неизвестным становится ее вопрос: требуется определить, какой вопрос подходит к данным компонентам условия задачи, например: «Владимир - дедушка Николая. Николай - приятель Игоря.

На какой вопрос можно ответить по условию задачи:

(1) Кто брат Николая?

(2) Кто приятель Владимира?

(3) Кем приходится Николай Владимиру?» (Ответ: на вопрос 3).

В пятом варианте также изменяется строение задачи, - неизвестным становится один из компонентов ее условия: требуется определить, какой информации не достает в условии, чтобы можно было ответить на вопрос задачи, например:

«Борис работает вместе с Виктором. Кем может приходиться Виктор Борису?

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос этой задачи?

(1) Борис старше Виктора.

(2) Виктор выше Бориса.

(3) Борис брат Виктора» (Ответ: вариант 3).

В зависимости от того, сколько родственных отношений представлено в содержании задач, различаются четыре уровня сложности.

В задачах первого уровня сложности содержатся сведения об одном родственном отношении, например: «Алексей - отец Дмитрия. Кем может приходиться Дмитрий Алексею?» (Ответ: сыном).

В задачах второго уровня сложности содержатся данные о двух родственных отношениях, например: «Екатерина - мать Марины. Марины -сестра Никиты. Кем может приходиться Никита Екатерине?» (Ответ: племянником).

В задачах третьего уровня сложности содержатся данные о трех родственных отношениях, например: «Михаил - отец Маргариты. Маргарита - сестра Николая. Николай - отец Виктора. Кем может приходиться Виктор Михаилу?» (Ответ: внуком).

В задачах четвертого уровня сложности содержатся данные о четырех родственных отношениях, например: «Аркадий - брат Игоря. Игорь -отец Ларисы. Лариса - сестра Олега. Олег - сын Егора. Кем может приходиться Егор Аркадию?» (Ответ: братом).

В заключение изложения вариантов построения указанных восьми видов задач следует отметить, что сюжетно-логические задачи полезно не только решать, но и проверять их решение. Такое задание способствует формированию у школьников рефлексивного компонента мыслительной деятельности, поскольку требует от них занять позицию, необходимую для анализа особенностей ее строения и объективной оценки способа ее решения.

Для задач «Больше или меньше» может быть предложено такое проверочное задание, например:

Один ученик решал задачу: Витя прыгнул выше, чем Коля. Витя прыгнул ниже, чем Боря. Кто прыгнул выше всех?

а) Коля б) Витя в) неизвестно г) Боря Ученик выбрал ответ: в) неизвестно. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не знаю в) верно Для задач «Одинаковые буквы» может быть предложено такое проверочное задание, например: Один ученик решал задачу: В блокноте ручками разного цвета, — красной и синей, — написали слова:

БАЛ ВАР ВЬЮГА У слов, написанных синей ручкой, одинаковая первая буква. Какой слово написано красной ручкой?»

а) ВЬЮГА б) БАЛ в) ВАР г) неизвестно Ученик выбрал ответ: в) ВАР. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не знаю в) верно Для задач «Какой возраст?» может быть предложено такое проверочное задание, например: Один ученик решал задачу: Ира и Катя — близнецы. Много лет назад Марина была немного моложе, чем Ира сейчас. Кто из них старше?

а) Марина б) неизвестно в) Ира г) Катя Ученик выбрал ответ: а) Марина. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не знаю в) верно Для задач «Разное, неразное» может быть предложено такое проверочное задание, например: Один ученик решал задачу: Алик, Боря и Вова решали примеры. У двоих мальчиков были примеры на сложение, у одного — на вычитание. Боря решал примеры на вычитание.

Какие примеры решал Вова? а) на сложение б) неизвестно в) на вычитание г) на умножение

Ученик выбрал ответ: а) на сложение. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не знаю в) верно Для задач «Дальше, правее» может быть предложено такое проверочное задание, например: Один ученик решал задачу: Марина, Ира и Катя написали по одному числу: 849 671 253. Число Марины находится правее числа Кати и левее числа Иры. Кто написал число 671?

а) Марина б) неизвестно в) Ира г) Катя Ученик выбрал ответ: в) Ира. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не знаю в) верно Для задач «Повтор» может быть предложено такое проверочное задание, например: Один ученик решал задачу: Инна и Маша составляли числа из кубиков с

цифрами. Сначала Инна составила число 345. Затем она переставила цифры и получилось число 543. Маша сначала составила число 281. Затем переставила в нем цифры так же, как Инна. Какое число получилось у Маши?

а) 821 б) неизвестно в) 812 г) 182 Ученик выбрал ответ: а) 821. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не знаю в) верно Для задач «Или, или» может быть предложено такое проверочное задание, например: Один ученик решал задачу: В магазине купили овощи: морковь, картофель, капусту. Каких-то овощей купили 3 кг, каких-то — 4 кг, каких-то — 2 кг. Сначала чистили то ли морковь, то ли 3 кг овощей, затем — то ли капусту, то ли 3 кг овощей. Каких овощей купили 3 кг?

а) морковь б) неизвестно в) капуста г) картофель Ученик выбрал ответ: а) морковь. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не знаю в) верно Решение задач «Вид родства» связано с определением отношений родства между предложенными персонажами, например: «Михаил дядя Степана. Степан родной брат Игоря. Кем приходится Игорь Михаилу?»

Для задач «Вид родства» может быть предложено такое проверочное задание, например: Один ученик решал задачу: Алексей - отец Дмитрия. Кем может приходиться Дмитрий Алексею?

а) братом б) неизвестно, кем в) отцом

г) сыном

Ученик выбрал ответ: б) неизвестно, кем. Проверь, верно ли он решил задачу и выбери один из данных ответов

а) неверно б) не могу сказать в)

верно

Следует отметить, что задания, связанные с проверкой выполненных решений, предлагаются школьникам, как в отношении задач, где требуется найти решение на основе полного состава суждений в условии и предложенного вопроса, так и в отношении задач, где нужно выбрать подходящий вопрос или требуется подобрать недостающую часть условия. При этом занятие, связанное с проверкой решения задач некоторого вида, проводится сразу после занятия, связанного с решением задач этого же вида.

На материале рассмотренных выше задач восьми видов и двух видов заданий была составлена годовая программа из 32 занятий:

1 занятие — решение задач «Больше или меньше»: варианты 1, 2, 3, 4;

2 занятие — проверка решения: варианты 1, 2, 3, 4;

3 занятие — решение задач «Одинаковые буквы»: варианты 1, 2, 3;

4 занятие — проверка решения: варианты 1,2,3;

5 занятие — решение задач «Какой возраст?»:

варианты 1, 2, 3;

6 занятие — проверка решения: варианты 1,2,3;

7 занятие — решение задач «Разное, неразное»: варианты 1, 2, 3, 4;

8 занятие — проверка решения: варианты 1,2,3,4;

9 занятие — решение задач «Дальше, правее»: варианты 1, 2, 3, 4;

10 занятие — проверка решения: варианты

1,2,3,4;

11 занятие — решение задач «Повтор»: варианты 1, 2, 3, 4;

12 занятие — проверка решения: варианты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,2,3,4;

13 занятие — решение задач «Или, или»: варианты 1, 2, 3;

14 занятие — проверка решения: варианты

1,2,3;

15 занятие — решение задач «Вид родства»: варианты 1, 2, 3, 4;

16 занятие — проверка решения: варианты

1,2,3,4;

17 занятие — решение задач «Больше или меньше»: варианты 1, 2, 3, 5;

18 занятие — проверка решения: варианты

1,2,3,5;

19 занятие — решение задач «Одинаковые буквы»: варианты 1, 2, 4;

20 занятие — проверка решения: варианты 1,2,4;

21 занятие — решение задач «Какой возраст?»: варианты 1, 2, 4;

22 занятие — проверка решения: варианты 1,2,4;

23 занятие — решение задач «Разное, неразное»: варианты 1, 2, 3, 5;

24 занятие — проверка решения: варианты

1,2,3, 4;

25 занятие — решение задач «Дальше, правее»: варианты 1, 2, 3, 5;

26 занятие — проверка решения: варианты

1,2,3,4;

27 занятие — решение задач «Повтор»: варианты 1, 2, 3, 5;

28 занятие — проверка решения: варианты

1,2,3,4;

29 занятие — решение задач «Или, или»: варианты 1, 2, 4;

30 занятие — проверка решения: варианты 1,2,4;

31 занятие — решение задач «Вид родства»: варианты 1, 2, 3, 5;

32 занятие — проверка решения: варианты 1,2,3,5.

На каждом занятии школьники решают в основном 12 задач одного вида, но разной сложности. В пятом классе предлагается решать задачи трех уровней сложности: шесть задач второго уровня, три — первого уровня и три — третьего уровня. В шестом классе предлагается решать задачи четырех уровней сложности: шесть задач третьего уровня, две — второго уровня, одну — первого уровня и три — четвертого уровня.

На основе указанной программы было проведено пробное исследование с двумя группами шестиклассников: экспериментальная группа включала 24 школьника, контрольная — 27. Занятия проводились во внеурочное время (в основном один раз в неделю) в течение учебного года В начале и в конце учебного года на материале методики «Выводы» [ 2, с.402 ] проводилась диагностика сформированности умения строить логическое рассуждение. Результаты диагностики до и после занятий показали, что до занятий все задачи в экспериментальной группе решили 41,7% школьников, в контрольной группе — 42,3%, после занятий, соответственно, 62,5% и 53,8%, — различие результатов заключительной диагностики статистически значимо Т-критерию Вилкоксона (при р < 0,05).

Итак, в настоящей статье изложено содержание исследовательской работы, направленной на разработку и предварительную апробацию программы занятий, предназначенной для формирования у шестиклассников логического мышления, связанного с выполнением умозаключений разного рода. Было показано, что программа строится на материале восьми видов сюжетно-логических задач разной степени сложности и с разными конструктивными вариантами. При этом на одних занятиях школьники решают данные задачи, на

других — проверяют предложенные решения.

Данные, полученные в рамках предварительной апробации материалов развивающих занятий, несмотря на предварительный характер работы, позволяют, с осторожным оптимизмом, утверждать, что разработанная программа создает шестиклассникам условия для достижения более высокого, чем обычно, уровня сформированности когнитивных метапредметных образовательных результатов, отражающих освоение логических действий, необходимых для построения последовательного и непротиворечивого рассуждения.

Литература

1. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 251 с.

2. Зак А.З. Интеллектика. - М.: Интеллект-центр, 2002. - 408 с.

3. Зак А.З. Мышление младшего школьника. -Спб.: Содействие, 2004. - 829 с.

4. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 350 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ДРАМАТЕРАПИИ

Коровина Ю.А.

Тюменский государственный университет

Россия

FORMATION OF EMPATIC CAPABILITIES OF FUTURE TEACHERS WITH DRUGS

Korovina Y.A.

Tyumen State University Russia

АННОТАЦИЯ

В статье представлено исследование направленное на проверку гипотезы о том, что формирование эмпатических способностей будущего педагога будет эффективной, если реализовать такие средства, как социально-психологический тренинг с элементами драматерапии.

ABSTRACT

The article presents a study aimed at testing the hypothesis that the formation of the empathic abilities of the future teacher will be effective if one realizes such means as social and psychological training with elements of dramatherapy.

Ключевые слова: empathy, training, teacher, dramatherapy, experiment, empathic abilities.

Keyworlds: эмпатия, тренинг, педагог, драматерапия, эксперимент, эмпатические способности.

Постановка проблемы. Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эм-патия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятель-

ности и расширяет представление об ее эффективности.

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к человеку как к индивидуальности. Ориентация молодежи на про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.