Научная статья на тему 'Игровой подход в обучении дошкольников чтению'

Игровой подход в обучении дошкольников чтению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
310
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ / ИГРОВОЙ ПОДХОД / GAMING APPROACH / СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / DIDACTIC GAME / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ. TEACHING READING / STAGES OF LEARNING TO READ / ROLE-PLAYING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

В отечественной психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов замещений. Поскольку,именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. Задача педагога грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Play approach in teaching preschool reading

In Russian psychology main components of the role-playing game are described: an imaginary situation, role, playing action, usage of the substitute objects. Since it is a leading activity of the preschoolers, the presence of the same components is needed for didactic games (especially when children are 3-5 years old). Didactic games should become role-playing. For many preschool children problems in reading are not associated with laziness or intellectual deficits is the inability to “jump” through the intermediate links of the learning process. The task of the teacher in this regard is to build the process of learning to read in a creative way: to find solutions for each pedagogical task in a role-playing didactic game which turns learning into a joyful fascinating process.

Текст научной работы на тему «Игровой подход в обучении дошкольников чтению»

И. Ю. Синицына

Игровой подход в обучении дошкольников чтению*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

В отечественной психологии описаны главные компоненты сюжетноролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметовзамещений. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх - особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетнодидактическими. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. Задача педагога - грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетноролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс.

Ключевые слова: обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению.

Play approach in teaching preschool reading

Sinitsyna Irina

Leading Researcher, Psychologist, Educator of the Center of the Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

In Russian psychology main components of the role-playing game are described: an imaginary situation, role, playing action, usage of the substitute objects. Since it is a leading activity of the preschoolers, the presence of the same components is needed for didactic games (especially when children are 3-5 years old). Didactic games should become role-playing. For many preschool children problems in reading are not associated with laziness or intellectual deficits -is the inability to "jump" through the intermediate links of the learning process. The task of the teacher in this regard is to build the process of learning to read in a creative way: to find solutions for each pedagogical task in a role-playing didactic game which turns learning into a joyful fascinating process.

Keywords: teaching reading, role-playing, gaming approach, didactic game, stages of learning to read.

* Продолжение. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №№4, 7; Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. № 9, 2014. № 7.

В предыдущих публикациях было описано:

1. Как в игре можно выявить степень готовности ребенка к обучению чтению (СДО №4 (36)/2013).

2. Как сформировать эту готовность в том случае, если она оказалась низкой (СДО №7 (39)/2013).

3. Как перейти от игр с буквами и звуками к написанию ребенком его первых слогов и слов (СДО № 9 (41)/2013).

4. Как подвести ребенка к чтению простейших слогов и слов (СДО № 7 (49)/2014).

Данная публикация является продолжением статьи, посвященной решению этой задачи.

Первый основной этап -соединение согласных с гласными У, О, А, Э, Ы (продолжение)

3. Составляем слова с разными гласными

Несмотря на то, что у ребенка уже получается читать, чтение не должно быть его единственным занятием. Составление, «написание» слов - это важнейшее условие овладения чтением.

Как это ни странно, возможности ребенка в составлении слов шире, чем в их прочтении. Нам не придется выбирать слова, в которых фигурирует только одна гласная, ведь ребенок хорошо распознает на слух сочетания согласных с гласными У, О, А, Э, Ы, а также с гласной И.

Однако написать «любое слово» он пока не может - со смягчением согласных мы еще не работали. Слова, которые будет составлять ребенок, будут подобраны специально. И, конечно, всю ситуацию следует организовать так, чтобы ему было интересно.

Гости-1

Игра будет более естественной, если включить в нее несколько сюжетов - так, как это уже было в некоторых предыдущих играх (примеры - игра-тестирование, «День рождения», «Поезд» - «Эхо» - «Поезд А» и др.). Мы будем иметь дело даже не с играми, а с целыми игровыми композициями, игровыми блоками, с цепочкой последовательно предлагаемых взаимосвязанных игр, каждая из которых может быть описана и проведена отдельно, но, безусловно, выиграет при соединении с другими играми блока.

а) На чем поедем?

- Тр-р-р, тр-р-р... - имитируется звонок телефона.

- Алло, я слушаю... (в «телефон» можно превратить все, что угодно, например, указку-карандаш) ...- Гости?.. Хотим ли мы, чтобы гости приехали?.. (ребенку: -Хотим?) - Конечно, конечно, приезжайте, как хорошо! - А какие будут гости? - Вот они! (Показывается закрытый пакет с игрушками или стопочка перевернутых картинок.)

- На чем ехать?.. (ребенку: - На чем?) На автобусе!.. А потом - на трамвае!.. На маршрутке!.. На поезде!.. Нет, троллейбусы у нас пока не ходят. Самолетов тоже пока нет, но скоро будут - чуть позже.

Из всех предложенных ребенком видов транспорта выбираются те, названия которых он уже способен выложить (2-3 слова). Нужны слова, причем любой длины, но только такие, в которых есть гласные У, О, А, Э, Ы и нет гласных Ю, Е, Я, Е, И.

- Алеша, мы собираем трамвай, да? Собирать будем по кусочкам, а кусочки такие: Т. РА. М... ВА... И. (При таком назывании лучше загибать пальчики.) Можешь повторить?

Ребенок пытается повторить (также загибая пальчики).

- С чего начнем, какой кусочек первый? Послушай внимательно: Т. РА. М... ВА. И.

- ТРА!

- ТРА - не получится, это много. Мы же не так называли! Для ТРА потребуется сразу два кубика, тут два кусочка! А у нас Т. РА.

Какой кусочек слова будет первым? (Маленьким деткам для лучшей организации внимания и устранения монотонности процесса можно предложить сделать ручками «ушки на макушке», «как у зайчика», -это поможет «особенно внимательно слушать».) - Т. РА. М. ВА. И.

- Т!

Если мы работаем с кубиками Зайцева, перед ребенком оказываются все необходимые кубики - М, Т, В, Р, И, а также 1-2 лишних -например, Н и Д. При первых выкладываниях слов лучше расположить кубики так, чтобы «буква-хозяйка» стояла лицом к детям. В дальнейшем кубики можно будет бросить «как получится».

Конечно, можно было попросить ребенка выбрать нужные кубики среди всех кубиков

набора, но такой поиск длился бы слишком долго, процесс затянулся, и сохранить интерес было бы трудно.

В нашем же случае, хотя мы и даем небольшое количество кубиков, ребенок тоже может выбирать. Просто зона поиска сужена, и ребенок может направить внимание именно на то, что более важно - на последовательное выслушивание и нахождение нужных «единиц».

- На каком кубике ты будешь ее искать?.. Точно, на этом! А как ты думаешь, она будет одна или с какой-нибудь другой буквой? Т.

- А что после Т? Т. РА. М. ВА. И. Верно, РА.

Работа с кассой букв и слогов происходит примерно так же, как с кубиками. Вместо каждого кубика ребенку дается стопочка карточек, например, Т-ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ, причем изображение «буквы-хозяйки» лежит поверх изображений ее сочетаний с «буквами-гостями» (в данном случае, сверху окажется изображение буквы Т).

После «сборки трамвая» происходит «проверка его технического состояния»:

- Мастер Миша, проверьте, пожалуйста, можно ли этому трамваю отправляться в путь?.. Все ли здесь в порядке? Т. РА. М. ВА. И. (Можно прочитать слово по частям вместе с ребенком, как бы ожидая от него самостоятельного прочтения, но фактически помогая ему с каждым «кусочком».)

б) Машина, или попутная орфография: ЖИ-ШИ

Очень вероятно, что среди названных детьми видов транспорта окажется МАШИНА. Ребенок неизбежно столкнется с тем, что сочетания Ш с Ы на кубиках или на карточках кассы нет - мы обязательно дадим ему возможность самостоятельно поискать и убедиться в этом.

- Действительно, нет. Знаешь, почему?.. (Далее перед ребенком разыгрывается сказка, героями которой становятся соответствующие кубики или карточки.)

.Жила-была буква Ш. Она очень любила ШШШуметь!.. Еще у нее была подружка Ж. Она очень любила ЖЖЖужжжать. И жила-была старенькая-старенькая бабушка, она ходила с палочкой и все время вздыхала: Ы.Ы. Ы.Как ты думаешь, бабушки любят, когда кто-то ШШШумит?.. А когда ЖЖЖужжит?.. И когда ей надо было встать после Ш или Ж, она говорила:

- Ох! Не могу я с ними стоять!.. Ох! Не могу!.. - Что делать?..

- А мы не уме-е-ем не ШШШуметь и не ЖЖЖужжать! Мы по-другому не мо-ожем! Мы всегда одина-а-а-ковые!..

И вот к бабушке подбежала ее внучка, ИИИгривая И:

- ИИИди, бабушка, домой, я вместо тебя постою!

- Так как же, внученька, здесь же нужна Ы!..

- Бабушка, так эти буквы-то не простые, особенные! Они же всегда одинаковые, а мы с тобой звучим похоже! Ничего и не изменится!

И С ТЕХ ПОР ЖИ И ШИ ПИШУТ С БУКВОИ И!

в) Разные дороги

- Сначала на трамвае? По каким рельсам ехать? - Никто не знает, только Миша знает!

Перед ребенком - веер дорожек, на которых выписаны в ряд все возможные сочетания согласных с гласными У, О, А, Э, Ы.

Дорожки перевернуты изображением вниз. Одну из них ребенок выбирает и читает.

Щл

/

Не забывайте предоставлять детям выбор! Только в этом случае задача из навязанной вами превращается в добровольно принятую и охотно выполняемую.

Если дети еще не отгадывали загадки У и Ы и не катались по соответствующим дорогам, можно спросить:

- Интересно, какая дорога попадется - знакомая или незнакомая?.. Незнакомая! С буквой У! Поехали?

Скорее всего, задание покажется вполне доступным и будет выполнено по аналогии с предыдущими.

- ...А дальше на машине? По какой дороге? - Никто не знает, только Настя знает!..

Если мы имеем дело с автобусом или трамваем, будет интереснее, если после прочтения каждой дорожки мы будем объявлять: «Станция. какая?», предлагая ребенку придумать название станции. «Картошкино!»... «Мячиково!»... «Селедкино!»...

Можно также добавить: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция. какая?»

Если же мы едем на машине, можно придумывать названия улиц, по которым мы проезжаем: «Цветочная!». «Слоновая!». «Проспект Игрушек!».

Присутствие на занятии фантазии сделает процесс более живым, добавит юным водителям сил и готовности продолжать начатое дело, несмотря на его кажущееся однообразие.

Сколько дорожек выбирать? Этот вопрос стоит обсудить с ребенком, спросив у него, сколько остановок гостям надо проехать для того, чтобы оказаться возле нашего дома. После этого стоит вспомнить, как мы прочитываем встречающиеся в словах согласные:

- Прямо в маршрутке в дом въедем? Нет, пойдем короткими шагами!.. Л, П, Н, З. (Кладем перед ребенком соответствующую дорожку.)

г) Садитесь, пожалуйста!

- Тук-тук-тук!..

- Кто там? (Практически любой ребенок сам догадается задать этот вопрос, однако ответ может быть также подсказан взрослым.)

- Это я! (по возможности смешным голосом)

- Кто?.. Сейчас Сашенька закроет глазки, а ручку протянет сюда (показываем на пакет). Кого достанет, тот и будет первым гостем!

- Слон!

- Проходи, слон, садись!

- А куда?.. На пол?.. На потолок?.. На стенку?..

- Действительно, мы ведь ничего еще не приготовили!

- Подожди, слон, мы тебе сейчас диванчик принесем/

Будет забавно, если слон возразит:

- Мне нельзя на диванчик! Подо мной все диванчики ломаются. Я тяжеленький!

- А мы тебе не простой диванчик сделаем, а специальный,слоновый.

- А слоновых диванчиков не бывает. И вообще все диванчики очень непрочные. Я уже их сто пятьдесят восемь тысяч сломал!

- А у нас есть мастер Саша, он может любой диванчик сделать! Даже слоновый!

Слово СЛОН выкладывается из кубиков так же, как ранее ТРАМВАЙ. После этого игрушка-слон сможет сесть на свой диванчик, радуясь обретенному удобству.

- Ах, какой хороший диванчик! И не ломается! Никогда на таком не сидел!

Работа с кассой букв и слогов происходит примерно так же, как с кубиками. При желании надпись «СЛОН» может быть представлена как заказ, оформляемый в магазине. А сам «специальный слоновый диванчик» из обычных строительных кубиков будет незамедлительно привезен заказчику прямо из магазина.

Хорошо, если в наборе «Гости-1» будет около 6 игрушек-персонажей - в среднем ребенку вполне доступно последовательное выкладывание 6 подобных слов.

Слова, называющие игрушки набора «Гости-1» должны быть 4-5-буквенными, в них не должно быть гласных кроме У, О, А, Э, Ы. Выберите подходящие игрушки, из тех, которые у вас есть. Примерный набор -ГНОМ, КРАБ, РЫБКА, СЛОН, КЛОУН, СОВА (СОВУШКА).

д) Чем займемся?

В зависимости от возможностей и настроения детей можно:

- «угостить» пришедших, отгадывая яства, названия которых произнесены по частям;

- поотгадывать оставшиеся загадки (более сложные с буквами А и О, или же с буквами У и Ы, если они еще не давались детям);

- пригласить гостей на прогулку, чтобы в их отсутствие кто-то из оставшихся дома хозяев, наводя порядок, переставил диванчики, и потом пришлось заново определять, куда кому садиться;

- выложить слова-угощения (например, всеми любимые ТОРТ, КОЛБАСА и т.п.).

Гости-2

В наборе «Гости-2», рядом со словами того же типа, что и ранее (БЫЧОК, ВОЛК, КОАЛА), могут появиться слова подлиннее, например, ЗАИЧОНОК, КОЛОБОК, ДРАКОША, КОРОВУШКА и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обычно игра настолько нравится детям, что при первом повторении в ее подаче можно ничего не менять. Однако теперь, выкладывая слова, можно иногда выстраивать ситуацию так, чтобы ребенок сам договаривал слово, пытаясь определить, какой «кусочек» дальше:

- ЗА. Й. - а дальше? ЗА. Й.........

- ЧОНОК!

- Это много. У нас нет такого кубика. Давай возьмем «кусочек» поменьше. ЗА. Й.........

- Ч!

- Я предлагаю взять сразу ЧО! Такой кубик найдется?..

Оперируя подобными «единицами», дети рано или поздно привыкают к ним, начиная «слышать» их в звучащих словах и «видеть» в написанных. Это умение для нас, как уже говорилось, чрезвычайно ценно.

И, разумеется, для оживления ситуации можно немножко «поговорить» с гостем:

- Кто там?.. ВОЛК???.. Вот так гость! Ты нас съесть хочешь?..

- Я - ВОЛК из сказки про теремок! Разве там волк кого-нибудь ел?..

- Сейчас вспомним. Нет, вроде не ел. Ну, тогда заходи!..

«Домашнее задание»

Играя в «Гостей», дети «ехали по дорожкам» - прочитывали ряды соединений согласных с какой-либо из несмягчающих гласных (У, О, А, Э, Ы).

Эта работа очень полезна и требует многократного повторения. Сочетания следует «освоить»: глаз должен «привыкнуть» к тому, как это выглядит, ухо - к тому, как это звучит.

Подобную работу можно превратить в «домашнее задание» («домашнее задание самим себе»), то есть придать ей несколько иной, «дополнительный» статус.

Для выполнения задания не потребуется так много времени, как для наших «основных» игр, - будет достаточно 5-10 минут в день. Договорившись обо всем с родителями, задание можно будет выполнять в условленное время - утром перед завтраком, вечером перед сном и т.п.

Прежде всего, спросим у ребенка, на чем можно кататься.

Важно, чтобы прозвучало много вариантов: ПОЕЗД. МАШИНА. ЭЛЕКТРИЧКА. МЕТРО. АВТОБУС. ТРОЛЛЕЙБУС. ТРАМВАЙ. ТАКСИ. МАРШРУТКА. САМОЛЕТ. ВЕРТОЛЕТ. ВОЗДУШНЫЙ ШАР. ПАРОХОД. КОРАБЛЬ.

КАТЕР. ЛОДКА. БАЙДАРКА. ГРУЗОВИК. ТРАКТОР. САМОСВАЛ. ВЕЗДЕХОД. ВЕЛОСИПЕД. САМОКАТ. КОНЬКИ. РОЛИКИ. СНОУБОРД. СКЕЙТБОРД. САНКИ. ЛЫЖИ. ВОДНЫЕ ЛЫЖИ. КАРЕТА...

Дорожки-то у нас есть, но разве мы на всем этом покатались? А ведь хочется! Проснемся утром, умоемся, оденемся и подумаем: «На чем бы сегодня прокатиться?.. На роликах!».. А вечером соберемся спать и подумаем: «На чем бы перед сном прокатиться?... На катере!».

Будет лучше, если материал, используемый при выполнении «домашних заданий», будет отличаться от материала, используемого на занятиях. Вместо отдельных дорожек, которые можно развернуть веером, можно взять лист бумаги с напечатанными дорожками-строчками.

ЛМНРВЗБДГЖФ

ЛА ЗА НА ВА МА БА РА ЖА Г ЩА ХА ПА СА ФА ЦА ТА ЧА ] НО МО ЛО РО ВО 30 ЦО ХО К БО ГО ЖО ДО 1Ц0 ЧО ТО ПО

СУ ФУ МУ ЛУ ЩУ ЖУ ЧУ ГУ РУ ТУ ЦУ ДУ БУ ШУ ХУ ЗУ к ГЭ ДЭ БЭ ХЭ КЭ ТЭ ФЭ лэ

Еще раз напомним: важно мыслить это задание как игру, предоставлять ребенку выбор и обязательно радоваться успехам, даже едва заметным. Подсказки разрешаются! Запрещается лишь побуквенное прочтение (М... А... - МА!). А лучше всего помогать, называя только одну букву (вернее, звук) - именно ту, в которой ребенок ошибся. (См. правило, сформулированное в предыдущей статье.)

Когда же мы почувствуем, что дети освоили дорожки, можно будет порадоваться за них и назвать наше «катание» «ГОНКАМИ». Ведь мы уже сможем кататься с высокой скоростью!

Желаем радостных, творческих, плодотворных занятий! ■

(Продолжение следует.)

Статья поступила в редакцию 27.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.