Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАРГИНСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК О МЛАДШЕМ БРАТЕ'

СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАРГИНСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК О МЛАДШЕМ БРАТЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волшебные сказки / даргинский фольклор / младший брат / сюжетика / мотивы / композиция / герой / fairy tales / Dargin folklore / younger brother / plot / motives / composition / hero

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ф.А. Алиева, Ф.Х. Мухамедова

Волшебные сказки – один из древнейших жанров в фольклоре народов Дагестана, в том числе и даргинцев. По мере своего исторического развития художественная структура волшебной сказки вбирала в себя многообразие сюжетов, мотивов, образов как древнейшего происхождения, так и более позднего периода – эпохи феодализма. В репертуаре волшебных сказок даргинцев особую тематическую группу составляют сказки о младшем брате, обездоленном, «низком» герое, который в ходе развития сюжетных действий проявляет свои подлинные качества, в результате чего всегда оказывается в выигрыше. Цель данной статьи – на материале, впервые введенном в научный оборот, показать идейно-художественное, композиционное и эстетическое содержание сюжетики волшебных сказок о младшем брате, выявить их функциональные и поэтические особенности. В ходе анализа было прослежено, что младший брат, презираемый всеми, – это, в сущности, любимый народом бескорыстный, наивный, доверчивый и вместе с тем бесстрашный герой, который, преодолевая все преграды и препятствия, на деле оказывается умнее всех и достигает нужной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLOT AND COMPOSITIONAL FEATURES OF DARGIN FAIRY TALES ABOUT THE YOUNGER BROTHER

Fairy tales are one of the oldest genres in the folklore of the peoples of Dagestan, including the Dargins. In the course of its historical development, the artistic structure of the fairy tale absorbed a variety of plots, motifs, images of both the most ancient origin and a later period – the era of feudalism. In the repertoire of fairy tales of the Dargins, a special thematic group consists of fairy tales about a younger brother, a destitute, “inferior” hero who, during the development of plot actions, shows his true qualities, as a result of which he always wins. The purpose of this article is to use the material introduced into science for the first time to show the ideological, artistic, compositional and aesthetic content of the plot of fairy tales about the younger brother, to identify their functional and poetic features. During the analysis, it is traced that the younger brother, despised by everyone – is, in fact, a beloved folk person, a selfless, naive, trusting and at the same time a fearless hero who, overcoming all obstacles, actually turns out to be smarter than everyone and achieves the desired goal.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАРГИНСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК О МЛАДШЕМ БРАТЕ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редакторы раздела: Литературоведение

АЛЕКСЕЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)

Языкознание

КУКУЕВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики, БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» (г. Сургут)

УДК 398

Alieva F.A., Cand. of Sciences (Philology), leading research associate, Institute of Language, Literature and Art n.a. G. Tsadasa of Dagestan Federal Research

Centre, Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: folkloriyali@mail.ru

Mukhamedova F.Kh., Doctor of Sciences (Philology), chief research associate, Institute of Language, Literature and Art n.a. G. Tsadasa of Dagestan Federal

Research Centre, Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: fmuhamedova@mail.ru

PLOT AND COMPOSITIONAL FEATURES OF DARGIN FAIRY TALES ABOUT THE YOUNGER BROTHER. Fairy tales are one of the oldest genres in the folklore of the peoples of Dagestan, including the Dargins. In the course of its historical development, the artistic structure of the fairy tale absorbed a variety of plots, motifs, images of both the most ancient origin and a later period - the era of feudalism. In the repertoire of fairy tales of the Dargins, a special thematic group consists of fairy tales about a younger brother, a destitute, "inferior" hero who, during the development of plot actions, shows his true qualities, as a result of which he always wins. The purpose of this article is to use the material introduced into science for the first time to show the ideological, artistic, compositional and aesthetic content of the plot of fairy tales about the younger brother, to identify their functional and poetic features. During the analysis, it is traced that the younger brother, despised by everyone - is, in fact, a beloved folk person, a selfless, naive, trusting and at the same time a fearless hero who, overcoming all obstacles, actually turns out to be smarter than everyone and achieves the desired goal.

Key words: fairy tales, Dargin folklore, younger brother, plot, motives, composition, hero.

Ф.А. Алиева, канд. филол. наук, вед. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального

исследовательского центра РАН, г. Махачкала, E-mail: folkloriyali@mail.ru

Ф.Х. Мухамедова, д-р филол. наук, гл. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального

исследовательского центра РАН, г. Махачкала, E-mail: fmuhamedova@mail.ru

СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАРГИНСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК О МЛАДШЕМ БРАТЕ

Волшебные сказки - один из древнейших жанров в фольклоре народов Дагестана, в том числе и даргинцев. По мере своего исторического развития художественная структура волшебной сказки вбирала в себя многообразие сюжетов, мотивов, образов как древнейшего происхождения, так и более позднего периода - эпохи феодализма. В репертуаре волшебных сказок даргинцев особую тематическую группу составляют сказки о младшем брате, обездоленном, «низком» герое, который в ходе развития сюжетных действий проявляет свои подлинные качества, в результате чего всегда оказывается в выигрыше. Цель данной статьи - на материале, впервые введенном в научный оборот, показать идейно-художественное, композиционное и эстетическое содержание сюже-тики волшебных сказок о младшем брате, выявить их функциональные и поэтические особенности. В ходе анализа было прослежено, что младший брат, презираемый всеми, - это, в сущности, любимый народом бескорыстный, наивный, доверчивый и вместе с тем бесстрашный герой, который, преодолевая все преграды и препятствия, на деле оказывается умнее всех и достигает нужной цели.

Ключевые слова: волшебные сказки, даргинский фольклор, младший брат, сюжетика, мотивы, композиция, герой.

Волшебная сказка в процессе своего длительного исторического развития соединила в своей поэтической системе множество сюжетов, мотивов, образов, порожденных как архаической эпохой о борьбе с фантастическими персонажами, так и более поздним периодом. К последним относятся сказочные тексты о социальных конфликтах, взаимоотношениях в семье, вражде братьев, о мачехе и падчерице, коварстве старших братьев, о борьбе с реальными социальными врагами - ханами, царями, падишахами и т.д.

К числу наиболее популярных сюжетов волшебных сказок в русском фольклоре относятся сказки о младшем брате. Мотив младшего брата встречается в волшебных сказках всех народов мира. Зарождение волшебных сказок о младшем брате многие исследователи-сказковеды склонны относить к периоду распада рода, когда возникают семейные распри, и братья чаще всего враждуют из-за права наследования. Жертвой такой несправедливости, как правило, становится младший брат «За темой младшего брата, - пишет М.А. Вавилова, - закрепился стабильный круг мотивов: несправедливый раздел имущества, победа младшего в соревнованиях, вероломство, зависть старших братьев и др. [1, с. 160].

В даргинском фольклоре, как и в русском, также можно выделить сюжеты о младшем брате с подобной же тематикой. Так, наибольшее распространение среди них получили сказки о несправедливом разделе имущества, коварстве старших братьев, борьбе с фантастическими персонажами - драконами, дэва-

ми, чудовищами, а также и с реальными классовыми врагами - с ханами, падишахами, царями и т.д. Цель данного исследования заключается в том, чтобы проанализировать многообразие форм сюжетики даргинских волшебных сказок о младшем брате, рассмотреть их тематическое и художественное богатство, а также показать их идейно-эстетические, композиционные и стилистические особенности.

В русском фольклоре волшебным сказкам посвящен ряд исследований известных фольклористов, в том числе и сказковедов: Э.В. Померанцевой [2]; В.Я. Проппа [3]; Е.М. Мелетинского [4]; М.А Вавиловой [1]; В.П. Аникина [5]; Е.А. Тудоровской [6]; В.Е. Гусева [7] и др. В них рассматривались основные сюжеты, мотивы и образы волшебных сказок [5], раскрывалось их идейно-эстетическое содержание [2; 5], вопросы происхождения [3; 4], жанровой классификации [7], характер ведущего конфликта [6] и др.

Даргинские волшебные сказки публиковались в различных изданиях, сборниках как на национальном языке, так и в русском переводе. Среди них выделяются следующие публикации: «Даргинские народные сказки» (на дарг яз.) [8]; «Дагестанские народные сказки» [9]; «Сказки народов Дагестана» [10]; Абакарова Ф.О. «Кубачинский фольклор: этнолокальные особенности» [11]; Алиева Ф.А. «Даргинские народные сказки: новые варианты известных сюжетов» [12]; «Свод памятников фольклора народов Дагестана»: в 20 т. Т. 2. Волшебные сказки [13] и мн. др.

Волшебные сказки были предметом исследования и в различных трудах дагестанских фольклористов: А.М. Ганиевой [14]; М.Р Халидовой [15]; Х.М. Халилова [16]; Ф.О. Абакаровой и Ф.А. Алиевой [17], Ф.М. Ибрагимовой [18] и мн. др.

Для волшебных сказок характерен особый фантастический мир, в котором фигурируют разнообразные чудесные предметы и явления, фантастические персонажи. Сюжеты их полны архаики, волшебства, веры в потусторонние силы, способные воздействовать на окружающий мир, природу, людей. Отсюда и сюжетное многообразие волшебных сказок, обусловленное ходом исторического развития жанра - от его древнейшей структуры до классической жанровой формы.

Сюжеты сказок о младшем брате в фольклоре даргинцев тематически и композиционно разнообразны. Так, рассмотрим одну из них - «Младший брат» [11, с. 218 - 219], представляющую наиболее упрощенный вариант данного типа сказок и бытующую в фольклоре кубачинцев - одной из этнических групп даргинского народа. В зачине ее повествуется о том, что у одних родителей было три сына, и отец, умирая, завещал им жить дружно и ни за что не держать путь на восток. Удивленный таким предупреждением старший сын все же рискнул и отправился в путь.

С этих действий и начинаются сюжетные перипетии сказки. Долго шел старший брат, пока на его пути не встретилась красивая девушка с золотым кувшином, которая шла за водой. Она очень понравилась парню, и он пошел за ней. «Но неожиданно девушка остановилась, подняла с земли камень и, обернувшись к парню, сказала: 'Да превратись ты в каменьГ» [11, с. 218]. Не успела она произнести эти слова, как парень тут же окаменел.

На поиски старшего брата отправился средний брат, и его постигла та же участь. Тогда в действие сказки вступает младший брат, который, задумав найти старших братьев, также отправился в путь. Здесь в сюжет сказки вводится эпизод встречи со старухой, которая предупредила младшего брата, чтобы он остерегался красивой девушки, так как это ведьма, погубившая немало молодых жизней, превратив их в камень.

Пытаясь найти старших братьев, младший проявляет смелость, сноровку. Вместе с тем можно сказать, что его поступки не настолько активны, как это характерно для сказок данного ряда: его действия сдержаны, их описания схематичны, они не содержат какого-либо героического подвига, так как герой действует только с одной целью - найти своих старших братьев и узнать, что же с ними случилось. Затем младший брат убивает девушку-ведьму, превращавшую всех людей в камень. Узнав у старухи, что уязвимое место ведьмы -это ее левая коса, он отрезает ее, и она погибает. В сказке, таким образом, отсутствуют описания длительности или трудности борьбы младшего брата со своими противниками.

Можно сказать, что для данной сказки не характерно сложное композиционное построение, подвиг героя - это, скорее, механическое действие, чем его осознанная борьба за освобождение братьев. Вставной эпизод, хотя и участвует в развитии основного действия сказки, все же больше представляет побочный сюжетный ход, который не играет существенной роли в сюжете, так как не показывает ситуацию героической борьбы.

Интересна сюжетная фабула другой даргинской сказки - «Три брата» [12, с. 51 - 54]. В одной семье жили три брата, двое старших жили в достатке, но младшему не везло, и братья его не признавали. Подобный зачин-завязка сказки служит поводом для последующего развертывания сюжета. Как-то братья собрались в дорогу в целях наживы и взяли с собой младшего. Долго шли они, шли и дошли до развилки трех дорог Старшие пошли своим путем, а младшему велели идти прямо - то есть по самому трудному пути. Далее повествуется, что младший брат встретил на своем пути одну старушку и попросил у нее чего-нибудь поесть. Старушка привела его в свой дом и стала месить тесто на моче. На вопрос парня, почему она так делает, старушка ответила, что уже несколько лет в их селе источник воды захватил семиглавый дракон (аждаха), который никого не подпускает к воде, все жители селения страдают от него.

Парень молча пошел к источнику воды и видит - там сидит семиглавый дракон. Одним ударом шашки одолев его, младший брат избавил людей от дракона. Все жители селения не знали, как его благодарить. Узнав о храбром юноше, жители соседних селений, которые также страдали от драконов - брата и сестры, стали просить его помочь им избавиться от них. Младший брат решил сразиться и с этими чудовищами, и в следующих эпизодах сказки описывается, как он смело и отважно вступает с ними в борьбу.

Но здесь героя ожидают очередные препятствия: чтобы добраться до чудовища-брата, который обитает в большом дворце, он должен отобрать ключ от дворца у чудовища-сестры, которая сидит на волшебном дереве, одни листья которого смотрят в левую сторону, а другие - в правую. Если брать лист с левой стороны - все люди превращались в камни, а если с правой - они вновь оживали.

Здесь на помощь герою приходят благодарные звери. В сюжет сказки введены эпизоды встречи героя с лисой, волком и медвежатами, которых он собирался убить, но, пощадив, отпустил их, и они в нужную минуту пришли к нему на помощь.

Как видим, в сказке действует художественный прием гиперболизации степени препятствий, которые попадаются на пути младшего брата. От схватки к схватке они все более осложняются: если первого дракона он одолевает с легкостью, то в следующий раз ему приходится приложить усилия, чтобы проявить не только смелость, отвагу, но и сноровку, что и случилось в борьбе с чудовищами -братом и сестрой.

Далее в действие включается мотив оборотничества, превращений: стоило герою прикоснуться к ветке дерева, и у него в руке остался один лист. Он дунул в сторону сестры, и она превратилась в камень, затем схватил ветку с правой стороны, и все те, кого чудовище-сестра превратила в камень, ожили, поднялись и стали благодарить героя.

Однако вместе с ними ожила и чудовище-сестра. Тогда юноша вспомнил, что в знак благодарности звери дали ему по волосу, чтобы при необходимости он сжег их, и тогда они придут к нему на помощь. Герой так и сделал. Подойдя к волшебному дереву, на котором сидела чудовище-сестра, он сжег волосы, которые ему дали звери. Они тут же прибежали. Медвежата стали трясти дерево, на котором сидела чудовище-сестра; она упала, лиса пустилась ее отвлекать, а в это время волк напал на нее и разорвал на части. Так была побеждена чудовище-сестра, а затем и чудовище-брат. Герой вместе со своими друзьями вернулся в село, ему нашли красавицу жену, они поженились и зажили счастливо.

В другой даргинской сказке - «Три сына царя» [12, с. 58 - 62] - младший брат также является носителем положительных качеств, он смел, благороден, отважен, решителен, может с легкостью одолеть семи-, девяти-, двенадцатиглавых драконов; как и в предыдущей сказке, он во всем подчиняется старшим братьям, не перечит им ни в чем, но все же каждый раз поступает по своему усмотрению.

Так, победив всех трех драконов, он никому из старших братьев об этом не рассказывает. У каждого из драконов были кони - черной, красной и белой мастей, они дали ему по волосу, чтобы он мог их сжечь в случае надобности, тогда кони моментально придут ему на помощь.

В сказку введены и разнообразные побочные эпизоды, которые также способствуют раскрытию образа младшего брата. Так, например, в ней рассказывается о том, как братья шли, шли и добрались до одного города, в котором царь выбирал женихов для своих трех дочерей. Посадив каждую из них перед окнами высокого дворца, он положил перед старшей дочерью яблоко, перед средней -кольцо, а перед младшей - носовой платок и поставил условие, что отдаст своих дочерей за того парня, который, вскочив на коня, сможет достать эти вещи. Только младший брат смог с помощью черного, красного и белого коней долететь до дворца, где сидели дочери царя, и достать эти вещи. Дочери царя догадались, что только один человек мог это сделать. Его привели к царю, и он в доказательство положил перед ним все это. Царь сыграл им большую свадьбу и отдал ему всех трех дочерей. Младший брат вернулся домой с большим добром и с тремя невестами. Он говорит отцу: «Вот три дочери царя, вот сорок кораблей с золотом, а вот и сорок лошадей» [12, с. 62]. Так юноша вышел из ситуации настоящим героем.

Обратимся к сюжетной фабуле сказки «Храбрый юноша» [12, с. 40 - 45]: у одного человека было трое сыновей, и вот он состарился и, собрав своих сыновей, сделал завещание, чтобы похоронили его у дороги, поставили памятник и до 40 дней ходили сторожить могилу. Но после 40 дней чтобы не сторожили ее, и чтобы она исчезла, как у настоящего джигита. И еще попросил их, чтобы не ходили за высокую гору. В этом зачине-завязке угадываются дальнейшие действия братьев. Братья задумались, почему же отец им завещал не ходить за высокую гору, и все же решили испытать свою судьбу и посмотреть, что же там есть. Вначале пошел старший брат, братья ждали его, но так и не дождались, тогда вслед за ним пошел средний брат. И он не вернулся. Наступила очередь младшего, он тоже решил узнать, что же находится за этими горами, и где его старшие братья. С этого момента в сюжетное действие сказки включается младший брат, благодаря активности которого в последующем развертывается сказочная фабула.

Здесь можно отметить разнообразные формы дальнейшего развития сюжета, в которых младшим братом совершаются решающие подвиги: он вступает в борьбу с семиглавым драконом. На пути исполнения героем подвигов происходят новые конфликты, они не преднамеренны, а вводятся в текст только с целью подчеркивания его богатырских подвигов. В этом случае даже невеста, дочь царя, предложенная им в качестве жены для героя, - это не цель, к которой он стремился, а награда, от которой он с легкостью отказывается. Здесь действия нарастают, они имеют целью привести героя к решающему подвигу. Можно подчеркнуть, что герой подвергается испытанию и одерживает победу.

В сюжет также вступают помощники, которые оживляют героя. Так, в сказку включены и другие подвиги героя с использованием чудесных помощников. Подобные действия героя можно отнести к вставным эпизодам. Е.А. Тудоровская, характеризуя структуру волшебных сказок с точки зрения наличия в них ведущего конфликта, уделяет особое внимание вставным эпизодам. Она отмечает, что «нарастание действия приводит к решающему подвигу, разрешению ведущего конфликта, часто с использованием чудесной помощи, и характер вставного эпизода может быть самый разнообразный» [6, с. 156]. Среди них Е.А. Тудоровская выделяет следующий: герой подвергается испытанию и выдерживает его.

Надо отметить, что и в приведенной нами сказке присутствует дополнительный сюжет, в котором герой подвергается испытанию и выдерживает его. В частности, это эпизод его встречи с богатырями, где они говорят: «Ты должен с нами выпить водку, а кто опьянеет - тому мы отрубаем голову и бросаем в колодец» [12, с. 43].

Но юноша выдвигает свое ответное условие: водку разливает тот, кто пришел последним, это тоже своего рода наказание. Юноша, наливая им водку, все же перехитрил их: отвлек их и незаметно налил себе воду. Так он всех забросил в колодец, где и увидел своих убитых братьев. Подобные сюжетные вставки часто зависят от фантазии самого рассказчика, они оригинальны и довольно разнообразны.

Данная сказка интересна своим сюжетно-композиционным построением. Ее художественная структура представляет сложное повествование с различными вставными эпизодами борьбы с фантастическими персонажами, олицетворяющими темные силы природы, контаминациями со сказками о животных, мотивами оборотничества, чудесных превращений людей в камни и их возвращения в прежнее состояние. Характерно, что все эти элементы волшебства и фантастики в сюжете способствуют одной цели - они служат раскрытию образа главного героя сказки - младшего брата как бесстрашного храбреца, способного преодолеть все трудности на своем пути, чтобы достичь желаемой цели.

Таким образом, сюжетное построение сказки демонстрирует, что все симпатии рассказчика на стороне младшего брата, который благодаря своим героическим поступкам добивается всеобщего признания в народе.

Для сюжета сказки «Как сын талхана (князя) нашел невесту, унесенную тучей» [12, с. 79 - 84] также характерна сложная композиционная структура, в строении которой участвуют различные вставные эпизоды, побочные действия и мотивы, с помощью которых развивается сказочный сюжет. Главная движущая сила всех последующих действий в сказке - активность младшего брата, одного из трех сыновей талхана, у которого были еще и три дочери. Умирая, он завещал сыновьям отдать дочерей замуж, кто бы ни пришел их сватать: «летающий по воздуху» или «ходячий по земле». Несмотря на то, что старшие братья противятся отдать сестер за беркута, бедного мельника и сокола, младший брат принуждает их выполнить волю отца и отдать сестер замуж. Далее в сюжет сказки вводится мотив поисков невест для старших братьев. Женив своих братьев, юноша отправляется на поиски своей невесты - девушки, которую он увидел во сне и в которую влюбился.

Библиографический список

Завязка всех последующих действий сказки начинается с эпизода, в котором сообщается о том, как внезапно налетевшая туча схватила и унесла невесту младшего брата, которую привели к нему в дом. Младший брат дал слово во что бы то ни стало найти и вернуть ее. Все дальнейшие сюжетные ходы сказки связаны с поисками унесенной тучей невесты младшего брата. В сюжет введены вводные мотивы, которые разрастаются в целые истории, иной раз довольно пространные, которые вместе с тем несут и самостоятельную функцию: показать степень отважности, решительности и героизма младшего брата, который в достижении своей цели не останавливается ни перед чем. В финале сказка завершается счастливым концом: одолев всех драконов, находящихся на его пути к невесте, юноша, наконец, освобождает ее и своих трёх сестер и возвращается с ними домой. Семь дней и ночей играли музыканты на сыгранной для всех большой свадьбе.

Таким образом, рассматривая ряд сюжетов волшебных сказок о младшем брате, можно сделать вывод о том, что их сюжетно-композиционная структура довольно разнообразна: она включает в себя как простейшую форму, так и различные вводные вставки, побочные эпизоды, мотивы борьбы героя как с фантастическими персонажами, так и конкретными врагами - нартами, богатырями и т.д.

Как видим, в сказке все сюжетные ходы, поступки и действия направлены на то, чтобы дать возможность герою раскрыть себя, показать с лучшей стороны, проявить героические поступки, одолев все возникающие на его пути препятствия. Младшему брату помогают и чудесные превращения, в частности, в сказках использован мотив превращения людей в камень и их возвращения в прежний человеческий облик.

Все эти чудесные явления происходят не только по воле самого героя, но и с помощью добрых персонажей или лесных зверей, которые также способствуют раскрытию положительных качеств героя. Другими словами, младший брат в сказках на деле оказывается удачливым героем. Бесстрашный, верный своему слову, он выполняет все, за что берется, выходит невредимым из всех ситуаций и в качестве награды может получить красавицу жену, да еще и несметные богатства в придачу.

В каждом конкретном сюжете действия и поступки младшего брата мотивированы его стремлением достичь желаемого - скорейшей победы в неравной борьбе. Младший брат в волшебных сказках даргинцев - излюбленный народный герой, так как он всегда находчив, смел, отважен и решителен, но вместе с тем наивен, добродушен и удачлив.

1. Вавилова М.А. Сказки. Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие для педагогических институтов. Москва: Высшая школа, 1978: 149 - 177.

2. Померанцева Э.В. Русские народные сказки. Москва, 1977.

3. Пропп В.Я. Морфология сказки. Москва: Наука, 1969.

4. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. Москва, 1958.

5. Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва, 1977.

6. Тудоровская Е.А. О структуре волшебной сказки. Русская народная проза. Ленинград, 1972.

7. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Ленинград: Наука, Ленингр. отделение, 1967.

8. Даргинские народные сказки. Составители З. Абдуллаев, С. Гасанова. Махачкала, 1989.

9. Дагестанские народные сказки. Составитель Н. Капиева. Махачкала, 1954.

10. Сказки народов Дагестана. Составитель и автор примечаний Х.М. Халилов. Москва: Наука, 1965.

11. Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор: этнолокальные особенности. Махачкала, 1996.

12. Алиева Ф.А. Даргинские народные сказки: новые варианты известных сюжетов. Махачкала: Деловой мир, 2008.

13. Свод памятников фольклора народов Дагестана: в 2 т. Волшебные сказки. Москва: Наука, 2011; Т. 2.

14. Ганиева А.М. Очерки устного народного творчества лезгин. Москва: Наука, 2004.

15. Халидова М.Р Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2005.

16. Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004.

17. Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала, 1999.

18. Ибрагимова Ф.М. Устно-поэтическое творчество рутулов, агулов, цахуров. Махачкала, 2018.

References

1. Vavilova M.A. Skazki. Russkoe narodnoe po'eticheskoe tvorchestvo: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih institutov. Moskva: Vysshaya shkola, 1978: 149 - 177.

2. Pomeranceva 'E.V. Russkienarodnyeskazki. Moskva, 1977.

3. Propp V.Ya. Morfologiya skazki. Moskva: Nauka, 1969.

4. Meletinskij E.M. Geroj volshebnojskazki. Proishozhdenieobraza. Moskva, 1958.

5. Anikin V.P. Russkaya narodnaya skazka. Moskva, 1977.

6. Tudorovskaya E.A. O strukture volshebnoj skazki. Russkaya narodnaya proza. Leningrad, 1972.

7. Gusev V.E. 'Estetika fol'klora. Leningrad: Nauka, Leningr. otdelenie, 1967.

8. Darginskie narodnye skazki. Sostaviteli Z. Abdullaev, S. Gasanova. Mahachkala, 1989.

9. Dagestanskie narodnye skazki. Sostavitel' N. Kapieva. Mahachkala, 1954.

10. Skazki narodov Dagestana. Sostavitel' i avtor primechanij H.M. Halilov. Moskva: Nauka, 1965.

11. Abakarova F.O. Kubachinskij fol'klor: 'etnolokal'nye osobennosti. Mahachkala, 1996.

12. Alieva F. A. Darginskie narodnye skazki: novye varianty izvestnyh syuzhetov. Mahachkala: Delovoj mir, 2008.

13. Svod pamyatnikov fol'klora narodov Dagestana: v 2 t. Volshebnye skazki. Moskva: Nauka, 2011; T. 2.

14. Ganieva A.M. Ocherki ustnogo narodnogo tvorchestva lezgin. Moskva: Nauka, 2004.

15. Halidova M.R. Ustnoe narodnoe tvorchestvo avarcev. Mahachkala, 2005.

16. Halilov H.M. Ustnoe narodnoe tvorchestvo lakcev. Mahachkala, 2004.

17. Abakarova F.O., Alieva F.A. Ocherki ustno-po'eticheskogo tvorchestva dargincev. Mahachkala, 1999.

18. Ibragimova F.M. Ustno-po'eticheskoe tvorchestvorutulov, agulov, cahurov. Mahachkala, 2018.

Статья поступила в редакцию 18.08.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.