КРУГЛЫЙ СТОЛ
димости пробуждения героя или народа. Ф. Крейцвальд изображает непривлекательность и безысходность последствий
сна, а А. Шаронов пытается вдохновить читателя перспективами осознанного пробуждения народа.
Поступила 27.05.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Калевипоэг. Эстонский народный эпос / собр. и обр. Ф. Р. Крейцвальд ; пер. В. Державин и А. Кочетков. - Таллин : Ээсти раамат, 1979. - 250 с.
2. Шаронов, А. М. Масторава / А. М. Шаронов. -
Саранск : Эрзянь Мастор, 2010. - 264 с.
1. Kreutzwald, F. R. ed. (1979) Kalevipoeg. Esto-
nian national epic, Tallinn: Eesti Raamat.
2. Sharonov, A. (2010) Mastorava, Saransk: Erzyan Mastor.
СЮЖЕТ «СВАДЬБА ТЮШТЯНА» В ЭПОСЕ «МАСТОРАВА» Е. А. ШАРОНОВА,
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
А. М. ШАРОНОВ,
доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела мониторинга социальных процессов ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (г. Саранск, РФ)
Свадьба Тюштяна - один из центральных эпизодов эпоса «Масторава» [3], утверждающих инязора в его статусе. В фольклорных текстах нет описания свадьбы Тюштяна, но отмечается, что у него красивая жена, а дети - как белые лебедята. А. М. Шаронов, не противореча фольк-лорно-эпической традиции, воспроизводит в «Мастораве» свадебную процедуру согласно схеме, представленной в «Мордовской свадьбе» М. Е. Евсевьева [1, 7-341].
Тюштян просит Инешкипаза дать в жены лучшую из эрзянок - работящую Паксине. Она тоже ищет пару и случайно выбирает инязора, представшего перед ней пахарем. Тюштян сватается, но девушка просит родителей не выдавать ее замуж, так как ей суждено вскоре умереть. Ее хоронят в серебряном гробу, позолоченном изнутри, на бугре у развилки до-
рог. В ногах сажают деревце печали, веря, что срок наступит - Паксине проснется и ухватится за него. Инязор находит девушку, привозит в свой дом, и она «оживает». После соблюдения определенного ритуала начинается свадебный пир.
Сюжет свадьбы Тюштяна основывается на традиции мифологической свадьбы. Тюштян ищет невесту, подобно Мастор-пазу, Пурьгинепазу, Левонтию. Паксине повторяет действия Азравки. Обе стороны - парень и девушка - свободны в своем выборе, без их согласия брак не заключается. Матриархальная и патриархальная семейно-брачные идеологии равноценны. Жених и невеста одинаково активны. Выбор Паксине жениха-земледельца указывает на ее социальные предпочтения, перед которыми другие достоинства менее значимы. Мотив о приоритете земледе-
© Шаронова Е. А., Шаронов А. М., 2015
Финно-угорский мир. 2015. № 2
лия заимствован из народной песни о дочери Тюштяна Кирдюне. Его проецирование на образ Паксине вполне оправданно. Девушка внешностью и трудолюбием напоминает богиню хлеба и урожая Норов-аву: она неустанно трудится в поле, поэтому голову ее покрыла озимь, на концах волос выросли колосья. Тюштян из нескольких девушек тоже выбирает земледелицу.
Особого внимания заслуживает имитация смерти Паксине перед замужеством, указывающая на связь свадебного и похоронного обрядов. В 1931 г. Л. С. Кавтаськин в с. Федоровке Стерли-башского района Башкирской АССР наблюдал обряд выхода девушки замуж уже после ее смерти. Роль покойницы, не вышедшей замуж при жизни, играла ее подруга - «временная невеста». Нашелся и парень на роль жениха [2, 188]. В «Мастораве» обряд принципиально отличается. Смысл имитации смерти заключается в близости замужества и перехода в потусторонний мир. Девушка, «умирая», прощается со свободной жизнью, духовно очищается, освобождается от прошлого для будущей жизни. В случае, описанном Л. С. Кавтась-киным, обряд трансформировался и приобрел иное значение. «Свадьба» девушки после ее смерти призвана восполнить жизнь, не допустить провисания главных ее эта-
пов. Имитация смерти Паксине - форма прощания с прошлым и перехода в новый мир. На определенной стадии развития этнической общности внутриродовые браки были запрещены и замужество в чужой род стало восприниматься как уход в иной мир. Девушка нуждалась в психологической подготовке к нему, ей внушалось, что прежняя жизнь закончилась и она должна с этим смириться. На прощание с девичеством отводилась неделя.
Свадьба дополняет биографию Тюштяна, разворачивая ее в семейно-бытовой план, расширяя исторический и культурологический фон: только женатый мужчина имеет право на высокое положение в социуме. Кроме того, эпизод со свадьбой сближает Тюштяна с Инешкипазом и Пурь-гинепазом, считавшими создание семьи важнейшим актом творения мира, а следовательно, героическим деянием. Тюштян женится как герой, посвящающий свой брак интересам народа. Так, Инешкипаз создает Анге и женится на ней сразу после сотворения мира, прежде других великих дел - создания растений, животных, человека, богов и т. д., чтобы основать семью и небесный социум. Обретение жены рассматривается как окончательное завершение созидания своей сущности. Точно так же мыслит и поступает Тюштян.
Поступила 27.05.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Евсевьев, М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 5. Историко-этнографические исследования. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1966. - 552 с.
2. Кавтаськин, Л. С. Мордовские обряды и причитания при похоронах девушки // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. - Саранск, 1972. - С. 186-192.
3. Шаронов, А. М. Масторава / А. М. Шаронов. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 2003. - 488 с.
4. Шаронов, А. М. Трансформация образа героя в эрзянской и мокшанской героической поэзии / А. М. Шаронов, Е. А. Шаронова // Вестник НИИГН при Правительстве Республики Мордовия. - 2010. - № 2. -С. 149-163.
1. Evsevev, M. (1966) Historical and ethnograph-
ic research, Selected works: in 5 volumes, Vol. 5, Saransk: Mordovia Press.
2. Kavtaskin, L. (1972) Mordovian rites and lamentations at a girl's funerals, Study of Finno-Ugric folklore, Saransk, p. 186-192.
3. Sharonov, A. (2003) Mastorava, Saransk: Mor-
dovia Press.
4. Sharonov, A. (2010) Transformation of the hero image in Erzya and Moksha heroic poetry, Bulletin of the Research Institute of Humanities at the Government of the Republic of Mordovia, № 2, p. 149-163.