Научная статья на тему 'Символичность мотивов сна и пробуждения в эпосах «Калевипоэг» и «Масторава»'

Символичность мотивов сна и пробуждения в эпосах «Калевипоэг» и «Масторава» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / EPIC / МОТИВ СНА / THE THEME OF SLEEP / ПРОБУЖДЕНИЕ / AWAKENING / ЭПИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / EPIC CHARACTER / КАЛЕВИПОЭГ / KALEVIPOEG / ТЮШТЯ / TYUSHTYA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ингл Оксана Петровна

Рассматривается характер звучания мотивов сна и пробуждения в финно-угорских книжных эпосах «Калевипоэг» и «Масторава». Делается вывод о разности осмысления состояния сна эстонской и эрзянской литературными культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The symbolism of the theme of sleep and awaking in the epic “Kalevipoeg” and “Mastorava”

It considers the character of such theme as sleep and awaking in the Finno-Ugric epic books “Kalevipoeg” and “Mastorava”. It concludes the difference in understanding the sleep in Estonian and Erzya literary tradition.

Текст научной работы на тему «Символичность мотивов сна и пробуждения в эпосах «Калевипоэг» и «Масторава»»

Финно-угорский мир. 2015. № 2

СИМВОЛИЧНОСТЬ

МОТИВОВ СНА И ПРОБУЖДЕНИЯ

В ЭПОСАХ «КАЛЕВИПОЭГ» И «МАСТОРАВА»

О. П. ИНГЛ,

преподаватель русского языка,

русской культуры и литературы

(г. Чарльстон, Южная Каролина, США)

Мотивы сна и пробуждения (приго- ' товление ко сну и собственно сон Ка- ' левипоэга и других персонажей) свя- I зывают в «Калевипоэге» все сюжеты и микросюжеты. В тексте встречается 43 описания сна по нескольку десятков строк [1]. Калевипоэг укладывается спать даже в аду, где нет времени, так как нет солнца. Сон в «Калевипоэге» олицетворяет забытье нации: поспали, поели, снова уснули. В такой жизни I нет места интеллектуальным прорывам и светлым эмоциям.

Автор показывает сон в его разнообразии: сон мертвых, сон воспоминаний, сны духов, вещие сны, сон от фи- I зической усталости, сон с наступлением ночи. Самые злосчастные происшествия случаются с Калевипоэгом во I сне. Однажды после бездумного пьянства в гневе герой убивает сына кузнеца. Колдун завораживает Калевипоэга, и он спит семь недель, в то время как его народ переживает беду. Герой гибнет от того, что меч «в дремоте» отрубает ему ноги [1, 220]. Нежелание спать и наблюдение сна указывают на более высокое состояние [1, 75]. Духи предков спят, а духи природы - нет. Певец бодрствует, когда Калевипоэг спит [1, 52]. Калевипоэг забывает про сон, веселясь с девушками; он пробужда- : ется от горя, узнав о бедствиях войны [1, 219]. Ф. Крейцвальд изображает сон ; нации как знак трагичности ее бытия, а редкие моменты пробуждения - как благо для нее.

А. Шаронов в «Мастораве» представляет идеализированное прошлое, «золо-

тое время» эрзи при мудром царе Тюш-тяне, утерянное не из-за внешних напастей, а в переломные моменты, когда ум и сердце народа погружались в сон, не позволяя ему адекватно осмысливать меняющиеся обстоятельства. Вот эрзянка, забыв, что нельзя тыкать ухватом в Инешкипаза, провоцирует изменение небесно-земного порядка, что приводит к потере земного рая [2, 41]. Вот каше-еды, забывшись, пренебрегают призывом Тюштяна следовать за ним и остаются рабами на своей земле [2, 182]. Вот Арса, возглавивший эрзянское войско, перед сражением соблазняется красавицей и забывает о битве. Опомнившись, он застывает от ужаса и раскаяния. Тогда «матушка-земля от сна проснулась... стала / засыпать песком врагов поганых...» [2, 209]. Рождается мощный образ ожившей Масторавы. Земля оказывается живее «забывшегося» правителя. Вот эрзяне молятся на Дятловых горах, а мимо них плывет русский царь по Волге-Раву. Царь видит молящихся и шлет им богатые дары (за помощь Са-маньки). Старики в ответ отправляют «ребят» с гостинцами - хлебом, солью, медом. Парни, не подумав, «заснув», все съедают, а чаши заполняют водой из Рава и землей. Царь принимает дары за знак добровольного подданства ему эрзян [2, 238]. Пробуждается народ, лишь услышав зов трубы Тюштяна и его наставление беречь обычаи, родной язык и «своих людей в царях» иметь.

Ф. Крейцвальд и А. Шаронов в разных контекстах открывают трагизм сонного состояния и настаивают на необхо-

© Ингл О. П., 2015

КРУГЛЫЙ СТОЛ

димости пробуждения героя или народа. Ф. Крейцвальд изображает непривлекательность и безысходность последствий

сна, а А. Шаронов пытается вдохновить читателя перспективами осознанного пробуждения народа.

Поступила 27.05.2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Калевипоэг. Эстонский народный эпос / собр. и обр. Ф. Р. Крейцвальд ; пер. В. Державин и А. Кочетков. - Таллин : Ээсти раамат, 1979. - 250 с.

2. Шаронов, А. М. Масторава / А. М. Шаронов. -

Саранск : Эрзянь Мастор, 2010. - 264 с.

1. Kreutzwald, F. R. ed. (1979) Kalevipoeg. Esto-

nian national epic, Tallinn: Eesti Raamat.

2. Sharonov, A. (2010) Mastorava, Saransk: Erzyan Mastor.

СЮЖЕТ «СВАДЬБА ТЮШТЯНА» В ЭПОСЕ «МАСТОРАВА» Е. А. ШАРОНОВА,

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

А. М. ШАРОНОВ,

доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела мониторинга социальных процессов ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (г. Саранск, РФ)

Свадьба Тюштяна - один из центральных эпизодов эпоса «Масторава» [3], утверждающих инязора в его статусе. В фольклорных текстах нет описания свадьбы Тюштяна, но отмечается, что у него красивая жена, а дети - как белые лебедята. А. М. Шаронов, не противореча фольк-лорно-эпической традиции, воспроизводит в «Мастораве» свадебную процедуру согласно схеме, представленной в «Мордовской свадьбе» М. Е. Евсевьева [1, 7-341].

Тюштян просит Инешкипаза дать в жены лучшую из эрзянок - работящую Паксине. Она тоже ищет пару и случайно выбирает инязора, представшего перед ней пахарем. Тюштян сватается, но девушка просит родителей не выдавать ее замуж, так как ей суждено вскоре умереть. Ее хоронят в серебряном гробу, позолоченном изнутри, на бугре у развилки до-

рог. В ногах сажают деревце печали, веря, что срок наступит - Паксине проснется и ухватится за него. Инязор находит девушку, привозит в свой дом, и она «оживает». После соблюдения определенного ритуала начинается свадебный пир.

Сюжет свадьбы Тюштяна основывается на традиции мифологической свадьбы. Тюштян ищет невесту, подобно Мастор-пазу, Пурьгинепазу, Левонтию. Паксине повторяет действия Азравки. Обе стороны - парень и девушка - свободны в своем выборе, без их согласия брак не заключается. Матриархальная и патриархальная семейно-брачные идеологии равноценны. Жених и невеста одинаково активны. Выбор Паксине жениха-земледельца указывает на ее социальные предпочтения, перед которыми другие достоинства менее значимы. Мотив о приоритете земледе-

© Шаронова Е. А., Шаронов А. М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.