Научная статья на тему 'СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ В ПАРАНАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ'

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ В ПАРАНАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЮРРЕАЛИЗМ / ФУТУРИЗМ / НЕОСЮРРЕАЛИЗМ / НЕОФУТУРИЗМ / ПАРАНАУКА / ПАРАНАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андреев Артем Андреевич

Одновременное существование традиционных и нетрадиционных направлений в культуре неизбежно приводит их к творческому взаимодействию. Примером являются такие популярные течения в культуре XX и XXI вв., как сюрреализм, футуризм, неосюрреализм, неофутуризм и паранаучное творчество. Проведенный сравнительный анализ данных направлений показал, что художественная деятельность в искусстве часто проявляется в творческой взаимосвязи традиционных и нетрадиционных направлений культуры. Выясняется, что паранаучное творчество, как нетрадиционное направление культуры, по своим содержательным и сюжетным свойствам оказывается близким к творчеству французских сюрреалистов А. Бретона, П. Элюара, Т. Корбьера и русских футуристов В. Маяковского и И. Игнатьева, а также современных неосюрреалистов и неофутуристов. Автор приходит к выводу, что современное искусство на основе паранаучного творчества реализует свое духовное содержание в культуре и воплощает в реальность свои новые творческие идеи. Таким образом, современное искусство находится в процессе развития и поиске новых творческих оснований в культуре. Данной тенденции способствует культура постмодерна. Она направлена на постоянные изменения, новизну и нестандартность, оказывает влияние на современное искусство, приближая его к нетрадиционным направлениям культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURREAL AND FUTURISTIC TRENDS IN PARASCIENTIFIC WORKS

The simultaneous existence of traditional and nontraditional trends in culture inevitably leads them to creative interaction. A case in point are such popular trends in the culture of the 20th and 21st centuries as surrealism, futurism, neo-surrealism, neo-futurism and parascientific creativity. A comparative analysis of these directions has shown that artistic activity in art is often manifested in a creative relationship of traditional and nontraditional cultural trends. It turns out that parascientific creativity, as a nontraditional direction of culture, in its content and plot properties is close to the works of the French surrealists A. Breton, P. Eluard, T. Corbière and Russian futurists V. Mayakovsky and I. Ignatiev, as well as contemporary neo-surrealists and neo-futurists. The author comes to the conclusion that contemporary art, based on parascientific creativity, realizes its spiritual content in culture and brings to life its new creative ideas. Thus, contemporary art is in the process of development and the search for new creative foundations in culture. The postmodern culture also contributes to this trend. It aims at constant change, novelty and originality, thereby influencing contemporary art and bringing it closer to nontraditional cultural trends.

Текст научной работы на тему «СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ В ПАРАНАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-143-151 l©_®_

УДК 008 ББК 71.4+72

Научная статья / Research Article

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2021 г. А. А. Андреев

г. Новосибирск, Россия

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ И ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ В ПАРАНАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Аннотация: Одновременное существование традиционных и нетрадиционных направлений в культуре неизбежно приводит их к творческому взаимодействию. Примером являются такие популярные течения в культуре XX и XXI вв., как сюрреализм, футуризм, неосюрреализм, неофутуризм и паранаучное творчество. Проведенный сравнительный анализ данных направлений показал, что художественная деятельность в искусстве часто проявляется в творческой взаимосвязи традиционных и нетрадиционных направлений культуры. Выясняется, что пара-научное творчество, как нетрадиционное направление культуры, по своим содержательным и сюжетным свойствам оказывается близким к творчеству французских сюрреалистов А. Бретона, П. Элюара, Т. Корбьера и русских футуристов В. Маяковского и И. Игнатьева, а также современных неосюрреалистов и неофутуристов. Автор приходит к выводу, что современное искусство на основе пара-научного творчества реализует свое духовное содержание в культуре и воплощает в реальность свои новые творческие идеи. Таким образом, современное искусство находится в процессе развития и поиске новых творческих оснований в культуре. Данной тенденции способствует культура постмодерна. Она направлена на постоянные изменения, новизну и нестандартность, оказывает влияние на современное искусство, приближая его к нетрадиционным направлениям культуры. Ключевые слова: сюрреализм, футуризм, неосюрреализм, неофутуризм, пара-наука, паранаучное творчество, художественное творчество. Информация об авторе: Артем Андреевич Андреев — преподаватель, кафедра иностранных языков, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Каменская ул., д. 56, 630099 г. Новосибирск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3795-6941. E-mail: artsun8@yandex.ru Дата поступления статьи: 15.01.2019 Дата публикации: 28.12.2021

Для цитирования: Андреев А. А. Сюрреалистические и футуристические интенции в паранаучном творчестве // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 143-151. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-00-00

В начале XX в. в мировой художественной культуре стали появляться новые творческие направления, отличавшиеся своей оригинальностью. Среди них заметно выделились сюрреализм, футуризм и паранаучное творчество. Предпосылки возник-

новения этих направлений и причины их высокой востребованности в обществе определяются той социальной, политической и духовной ситуацией, которая сложилась в культуре данной исторической эпохи. Паранаучное творчество определяется нами как творческая деятельность авторов паранаучных учений, имитирующих научные теории. К наиболее популярным паранаучным учениям, возникшим в XX в., относятся уфология, криптозоология, парапсихология, волновая генетика, теория торсионных полей.

Главная проблема состоит в том, что сегодня недостаточно выявлены художественные основания паранаучного творчества. Для их выявления необходимо обратиться к сравнительному анализу паранаучного творчества с художественным творчеством сюрреалистов и футуристов, а также выяснить сюрреалистические и футуристические интенции в паранаучном творчестве. Для этого сначала рассмотрим специфику сюрреализма и футуризма.

Сюрреализм и футуризм в художественной культуре первой половины XX в. находятся в одном ряду среди самых известных и популярных направлений модернизма.

Сюрреализм в переводе с французского "surrealisme" означает сверхреальное, сверхъестественное. Данное направление впервые было сформировано в литературе, когда французский поэт Гийом Аполлинер назвал сюрреализмом свое стихотворение. Как художественное направление в культуре сюрреализм оформился в 1924 г., когда французский писатель Андре Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма». В данном документе провозглашается первостепенность свободы, бессознательного, иррационального, интуитивных прозрений, глубинных переживаний, пренебрежение разумом и законами логики, преобладание духовного над материальным. Темы магии, подсознания, эротики и иронии были главными в произведениях сюрреалистов. В своих работах они использовали фантастические формы и абстрактные образы [9, с. 524].

Интерес сюрреалистов к бессознательному сложился под влиянием теории психоанализа З. Фрейда. С целью достижения глубин своего бессознательного они изобрели теорию освобождения желания, с помощью которой воспроизводились механизмы сновидений. Для этого сюрреалисты использовали метод неконтролируемого создания текстов — «автоматическое письмо», которое представляет собой результат бессознательной работы автора. Суть этого метода состоит в том, что автор в процессе создания своего произведения пребывает в состоянии гипноза или медитации либо находится в полном сознании, но не контролирует движение своей руки. Таким образом, бессознательные импульсы свободно управляют рукой автора, и произведение создается как бы само собой.

Для объединения сна и реальности сюрреалисты также предлагали абсурдное и противоречивое совмещение натуралистических образов с помощью коллажа и техники "ready-made". Смысл техники ready-made состоит в том, что автор представляет в виде своего произведения какой-либо объект или текст, который создал не он сам и не для художественных целей. В процессе создания произведения автор перемещает предмет из нехудожественного контекста в художественный. Благодаря этому предмет предстает в новом свете, открываются его новые, не замечавшиеся ранее стороны и свойства. Во второй половине XX в. сюрреализм получил свое продолжение в форме такого направления постмодернизма, как неосюрреализм, которое в процессе своего развития также породило новые формы художественного творчества.

Следующее популярное направление модернизма в художественной культуре первой половины XX в. — это футуризм. Футуризм в переводе с латинского "futurum"

означает будущее. В своих произведениях футуристы провозглашали культ будущего, техники, силы, движения, энергии, скорости, возвышали технические достижения индустриальной цивилизации, выражали пренебрежение прошлым и настоящим, человеческими чувствами, идеалами любви и добра [9, с. 522]. Они отказались от традиционной грамматики, поэт получил право на собственную орфографию, свой ритм и словотворчество. Во второй половине XX в. футуризм продолжил свое развитие в виде такого направления постмодернизма, как неофутуризм. Неофутуризм представляет собой популярное направление в художественном и изобразительном искусстве, в котором главным мотивом является достижение светлого будущего на основе гармонии человека, природы и техники.

Одновременно с направлениями сюрреализма и футуризма в культуре XX в. развивается паранаучное творчество, которое по своим содержательным и сюжетным характеристикам оказывается близким к художественному творчеству сюрреалистов и футуристов.

Содержательное и сюжетное сходство паранаучного творчества с художественным творчеством сюрреалистов наблюдается на примере такой паранауки, как парапсихология.

Парапсихология основывается на исследованиях и практическом применении таких загадочных явлений бессознательного, как ясновидение, телепатия и предвидение [7, с. 221]. Популярной формой парапсихологии является трансперсональная психология. Данное учение направлено на познание и раскрытие необычных способностей бессознательного, среди которых известны воспоминание прошлых перевоплощений своей души, преодоление пространства и времени, осознание себя другим человеком, животным, растением, предметом или всей вселенной.

Наукообразные описания парапсихологами необычных состояний и способностей бессознательного имеют содержательные и сюжетные аналогии с художественным творчеством сюрреалистов. Для выявления данных аналогий рассмотрим фрагмент произведения французского сюрреалиста Андре Бретона «Куст крапивы заглядывает в окно»:

Женщины с наждачным телом Алый линь дымоходов Ее память соленые соты Пчелиного роя кораблей уходящих Ее смех шипенье головешки в сугробе

По ночам вытягивается и съеживается под притоптывание аккордеона

Кираса травы скрипучая пила кухонная терка

Скребущая позолоту сфинксов

Сплетающая гамак Дунаю

По вечерам для нее распахиваются

Пространство и время когда ночник ее зрачка мерцает как эльф Трофей бессонных битв моих снов... [2]

В данном произведении автор показывает иллюзорные, ассоциативные и символические проявления бессознательного. Процесс написания этого произведения не контролируется полностью сознанием автора, поскольку применяется метод автоматического письма. Фразы и мысли — на грани сна, который в произведениях сюрреалистов является источником новых идей и способом познания окружающего мира. Подобные способы познания своего бессознательного и реального мира применяются

также и парапсихологами. В ходе такого познания выявляется аналогичное иллюзорное и фантастическое содержание бессознательного. Этот способ познания больше похож на игру, в которой паранаука подхватывает, соединяет и интерпретирует идеи науки, объединяя ее материал с ненормативными ассоциациями и выступая для человека современной, технологически развитой городской цивилизации в виде своеобразного хэппенинга [5, с. 136], представляющего собой языковую импровизацию без четкого сценария, которая не контролируется автором полностью.

Другой представитель французского сюрреализма — Поль Элюар — в стихотворении «Нагота правды» демонстрирует характерное для парапсихологии парадоксальное сочетание фантастических и эмоциональных переживаний:

У отчаянья крыльев нет, И у любви их нет, Нет лица, Они молчаливы, Я не двигаюсь, Я на них не гляжу, Не говорю им ни слова,

И все-таки я живой, потому что моя любовь и отчаянье живы.

[10, с. 22]

Похожий интерес к миру бессознательного проявлял и такой сюрреалист, как Тристан Корбьер. В стихотворении «Питания сну» он раскрыл сложную взаимосвязь сновидения и бессознательного, показав тайные мотивы человеческой души:

Сон! Вслушайся: к тебе я обращаю слово. Сон, балдахин для тех, кто не имеет крова! То, словно Альбатрос, ты кружишь с ураганом, То мнешь ночной колпак почтенным горожанам! Друг неученых дев, не тронутых изъяном, И выручка — иным, в ученье слишком рьяным! Нежнейший пуховик, отрада голоштанным! ... Сон, ты — на всех одна вселенская тоска! В ничто и никуда несущая река! Сон, ты — подъемный мост! Ты — ход из тупика! Сон, ты — хамелеон, одевшийся в светила! Сон, призрачный корабль, расправивший ветрила! Вуаль-ревнивица, что незнакомку скрыла! Паук Тоски, сплети мне свой покров унылый! Награда и предел, судьбу венчаешь ты, Упокоение последней нищеты, Заветный слушатель непонятой мечты, Укрытье для греха, приют для чистоты! .Сон, тысяч голосов безгласнейший носитель! Сон, расточитель тайн, былого воскреситель, Ежевечерний «Век», «Калейдоскоп» и «Зритель»! Источник Юности, заветная Обитель! Сон, ненасытную ты насыщаешь страсть, И бедная душа, одну лишь зная власть, Спешит к воде твоей живительной припасть. Ты сматываешь нить, на чьем конце висели Жандармы грозные, коты, Полишинели, Бедняга-музыкант с его виолончелью

И лиры немощных, что трели не пропели! Сон, царь и властелин! Ты — бог моей подруги, Мне изменяющей с тобой, тысячерукий! Сон, веер жарких ласк! Купальня сладкой муки! .Для тех соломинка, кто выплывет едва ли! Волшебный ключ к дверям, откуда в шею гнали. Всем кредиторам нос, а также прочей швали! Сон - вроде ширм от жен: чтобы не приставали! Сон, каждому из нас ты воздаешь сторицей: Девица для солдат, солдатик для девицы! Мир мировых судей! Полиция полиций! Ты — флокса чашечка, готовая раскрыться! Сон, искушение в тебе и власяница, Мель — острому уму и глубина — тупице! Подвальное окно! Неяркий луч в бойнице, Упавший к нам на дно безжалостной темницы. Так вслушайся же, сон! Связующая нить Неверных сумерек меж Быть или не Быть!

[1, с. 218-220]

Содержательное и сюжетное сходство паранаучного творчества с художественным творчеством футуристов наблюдается на примере такой паранауки, как уфология.

Уфология занимается поиском внеземных цивилизаций и их высокоразвитых технологий, изучением феномена неопознанных летающих объектов, возможного общения инопланетян с людьми, проблем похищения людей инопланетянами, гипотезы палеоконтакта — внеземного происхождения земных цивилизаций. Особый интерес у уфологов вызывают высокоразвитые технологии инопланетян. Например, их летающим объектам приписываются способности быстрого преодоления пространства и времени; сверхвысокие скорости, световые и цветовые изменения, необычные движения вопреки законам физики; загадочные формы и возможности быстрой трансформации. Самих инопланетян также представляют как существ, обладающих сверхразвитыми знаниями в области науки и техники. Многие уфологи выражают мечту о контакте землян с какой-либо внеземной цивилизацией в будущем.

Рассказы уфологов о высокоразвитых технологиях внеземных цивилизаций имеют содержательные и сюжетные аналогии с художественным творчеством футуристов. Для выявления данных аналогий рассмотрим фрагмент стихотворения «Поэт рабочий» советского поэта-футуриста Владимира Маяковского:

.Кто выше — поэт или техник, который

ведет людей к вещественной выгоде? Оба.

Сердца — такие ж моторы. Душа — такой же хитрый двигатель. Мы равные.

Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа. Лишь вместе

вселенную мы разукрасим и маршами пустим ухать.

[6, с. 103]

В данном стихотворении содержится идеализация техники, мотивы освоения вселенной и устремленности в будущее. Данные интенции имеются и в рассказах уфологов о внеземных цивилизациях. Паранаучное творчество роднит с футуризмом культ силы, движения и энергии. Например, паранаучные идеи вечного двигателя, машины времени и торсионных полей, которые призваны обеспечить человечество неисчерпаемыми источниками энергии, решить материальные проблемы и принести всеобщее счастье.

Другим примером является творчество русского футуриста Ивана Игнатьева, который в одном из своих стихотворений представил оригинальную игру космических и технологических мотивов:

Тебя, Сегодняшний Навин, Приветствую Я радио-депешей, Скорей на Марсе Землю Вешай И фото Бег останови. Зажги Бензинной зажигалкой Себе пять Солнц и сорок Лун И темпом Новым и Нежалким Завертит Космос свой Валун.

[8, с. 233]

Похожее романтическое воспевание техники и космоса наблюдается и в творчестве неофутуристов, например, в стихотворении Андрея Вознесенского «Параболическая баллада»:

Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно — во мраке и реже — по радуге Жил огненно-рыжий художник Гоген, Богема, а в прошлом торговый агент. Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра. Он дал

кругаля через Яву с Суматрой! Унесся, забыв сумасшествие денег, Кудахтанье жен, духоту академий. Он преодолел тяготенье земное.

[3, с. 19]

Проведенный сравнительный анализ паранаучного творчества с художественным творчеством сюрреалистов и футуристов позволил выявить сюрреалистические и футуристические интенции в паранаучном творчестве, а также определить художественные основания паранаучного творчества, которые состоят в следующем. Во-первых, идеи сюрреализма и футуризма в культуре постмодерна получили свое развитие в таких современных формах, как неосюрреализм и неофутуризм. Культура постмодерна направлена в первую очередь на постоянные изменения, новизну, необычность и нестандартность. Данная интенция одинаково проявляется как в паранаучном творчестве, так и в творчестве неосюрреалистов и неофутуристов, например, в том, что авторы при создании своих произведений ориентируются на красоту звучания, впе-

чатлительное описание, удивительное представление или демонстративное выражение. Поэтому французский философ Ж.-Ф. Лиотар отмечал, что лучшее доверие в культуре постмодерна вызывает произведение, необязательно соответствующее определенным нормам или традициям, а рассказанное эмоционально, красиво, ярко и эффектно [4, с. 52].

Во-вторых, стало ясно, что паранаучное творчество имеет определенные основания, позволяющие выступать в роли нового направления в современном художественном творчестве. Данные основания прослеживаются в содержательном и сюжетном соответствии паранауки и творчества сюрреалистов и футуристов, которое проявляется в одинаковых художественных приемах воспроизведения сюжета, способах исполнения основных идей и методах создания произведения. Выясняется, что паранаука обладает всеми необходимыми содержательными и сюжетными качествами современного художественного творчества. Поэтому паранаука совместно с такими направлениями, как сюрреализм и футуризм способна выступать в качестве нового направления в современном художественном творчестве и может формировать новые идеи для данного вида творчества. В этом состоит главная творческая роль паранауки в современном искусстве. Поэтому можно сделать вывод, что современное искусство, находясь в постоянном развитии и поиске новых творческих оснований в культуре, порождает новые виды творчества, к которым относится и паранаучное творчество. С помощью паранаучных учений оно реализует свое духовное содержание в культуре и воплощает в реальность свои новые творческие идеи. Данным способом современное искусство проявляет такие свойства, как динамичность, избирательность и целесообразность, необходимые для успешного развития в культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бретон А. Куст крапивы заглядывает в окно // Stihi.ru. URL: http://www.stihi. ru/2008/05/22/4349 (дата обращения: 19.09.2018).

2 Вознесенский А. А. Мозаика: Стихи и поэмы. Владимир: Владимирское книжн. изд-во, 1960. 72 с.

3 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

4 Мартишина Н. И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. 178 с.

5 Маяковский В. В. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1987. Т. 1. 768 с.

6 Найдыш В. М., Гнатик Е. Н., Данилов В. Н. Наука и квазинаука. М.: Альфа-М, 2008. 320 с.

7 Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 559 с.

8 Элюар П. Нагота правды // Stihi.ru. URL: http://www.stihi.ru/2008/05/22/4349 (дата обращения: 24.06.2019).

***

© 2021. Artem A. Andreev

Novosibirsk, Russia

SURREAL AND FUTURISTIC TRENDS IN PARASCIENTIFIC WORKS

Abstract: The simultaneous existence of traditional and nontraditional trends in culture inevitably leads them to creative interaction. A case in point are such popular trends in the culture of the 20th and 21st centuries as surrealism, futurism, neo-surrealism, neo-futurism and parascientific creativity. A comparative analysis of these directions has shown that artistic activity in art is often manifested in a creative relationship of traditional and nontraditional cultural trends. It turns out that parascientific creativity, as a nontraditional direction of culture, in its content and plot properties is close to the works of the French surrealists A. Breton, P. Eluard, T. Corbière and Russian futurists V. Mayakovsky and I. Ignatiev, as well as contemporary neo-surrealists and neo-futurists. The author comes to the conclusion that contemporary art, based on parascientific creativity, realizes its spiritual content in culture and brings to life its new creative ideas. Thus, contemporary art is in the process of development and the search for new creative foundations in culture. The postmodern culture also contributes to this trend. It aims at constant change, novelty and originality, thereby influencing contemporary art and bringing it closer to nontraditional cultural trends.

Keywords: surrealism, futurism, neo-surrealism, neo-futurism, parascience, parascientific creation, artistic creation.

Information about the author: Artem A. Andreev — Lecturer, Department of

Foreign Languages, Novosibirsk State University of Economics and Management,

Kamenskaya St., 56, 630099 Novosibirsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-

0002-3795-6941. E-mail: artsun8@yandex.ru

Received: January 15, 2019

Date of publication: December 28, 2021

For citation: Andreev A. A. Surreal and futuristic trends in parascientific works. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2021, vol. 62, pp. 143-151. (In Russian) https://doi. org/10.37816/2073-9567-2021-62-143-151

REFERENCES

1 Breton A. Kust krapivy zagliadyvaet v okno [Bush of nettle looks in through the window]. In: Stihi.ru. Available at: http://www.stihi.ru/2008/05/22/4349 (accessed 19 September 2018). (In Russian)

2 Voznesenskii A. A. Mozaika: Stikhi ipoemy [Mosaic: Verses and poems]. Vladimir, Vladimirskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1960. 72 p. (In Russian)

3 Liotar Zh.-F. Sostoianie postmoderna [The condition of postmodernity]. Moscow, Institut eksperimental'noi sotsiologii Publ.; St. Petersburg, Aleteiia Publ., 1998. 160 p. (In Russian)

4 Martishina N. I. Nauka i paranauka v dukhovnoi zhizni sovremennogo cheloveka [Science and parascience in a spiritual life of modern man]. Omsk, Izdatel'stvo OmGTU Publ., 1997. 178 p. (In Russian)

5 Maiakovskii V. V. Sochineniia: v 2 t. [Works: in 2 vols.]. Moscow, Pravda Publ., 1987. Vol. 1. 768 p. (In Russian)

6 Naidysh V. M., Gnatik E. N., Danilov V. N. Nauka i kvazinauka [Science and quasi-science]. Moscow, Al'fa-M Publ., 2008. 320 p. (In Russian)

7 Sadokhin A. P., Grushevitskaia T. G. Mirovaia khudozhestvennaia kul'tura: uchebnoe posobie dlia vuzov [World art culture: a textbook for universities]. Moscow, IuNITI-DANA Publ., 2001. 559 p. (In Russian)

8 Eliuar P. Nagota pravdy [The Nakedness of Truth]. In: Stihi.ru. Available at: http:// www.stihi.ru/2008/05/22/4349 4349 (accessed 24 June 2019). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.