УДК 351.746.1:94(470.43). 083
СЫСКНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ САМАРЫ (К ИСТОРИИ ВОПРОСА)
© 2007 С.В.Короткова Самарский государственный университет
В настоящей статье дана характеристика организации и структуры сыскного отделения, которое было создано в Самаре в начале XX века. Проанализирована деятельность сыскного отделения в борьбе с профессиональной преступностью.
Реформы 60-х годов XIX века в России способствовали ускорению социально-экономического развития страны. Развитие капиталистических отношений способствовало распаду традиционных связей и отношений в обществе, в первую очередь в деревне, углублению социального расслоения, значительному увеличению миграционных потоков, люмпенизацией части населения. Все эти процессы не могли не вызвать всплеска уголовной преступности. Отличительной особенностью преступности второй половины XIX века становится ее профессиональный характер. В последней четверти XIX века темпы роста преступности стали значительно обгонять прирост народонаселения [9, С.11]. С .Я.Лебедев в этой связи отмечал: XIX столетие преступный мир вступил окрепшим, сплоченным, монолитным, имеющим силы и возможности противопоставить себя общественному порядку и закону. Не удивительно, что на протяжении практически всего XIX - XX века постоянно предпринимались попытки реформирования полиции, создания отдельных специализированных служб, способных эффективно бороться с ростом преступности в стране.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг. способствовала активизации этого процесса в провинции, расширению полицейских штатов на местах, повышению квалификации ее личного состава. В результате принятия закона от 6 июля 1908 года «Об организации сыскной части» в 89 городах Российской империи, в том числе и в Самаре, были созданы сыскные отделения четырех разрядов.
Следует отметить, что фактически сыскное отделение в г. Самаре было создано несколько ранее, а именно 15 сентября 1905 года. Первоначально оно не было самостоятельным подразделением губернской полиции и входило в состав канцелярии полицмейстера. До принятия закона
от 6 июля 1908 года сыскное отделение не выделялось из ведения общей полиции, его деятельность регламентировалась такими нормативными актами, как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, а также Устав уголовного судопроизводства 1864 года.
Самарское сыскное отделение относилось ко II разряду и было сформировано приказом губернатора от 6 ноября 1908 года [9, С.36.]. В его состав входили: начальник отделения; помощник начальника; полицейские надзиратели - 3 человека; городовые - 6 человек.
Кроме того, в состав Самарского сыскного отделения входили нештатные сотрудники: агенты и писари, общим количеством 6 человек, а также прикомандированные к отделению из штата Самарской городской полиции околоточные надзиратели - 5 человек [9, С.36.]. Общий штат сыскного отделения в Самаре составил всего 22 человека: его начальник, полицейские надзиратели, околоточные надзиратели [9, С.36.]. Если сравнивать со столицей, то штаты Самарского сыскного отделения были гораздо скромнее. Не было должностей чиновников «высшего оклада», надзирателей третьего разряда, делопроизводителей и их помощников, журналиста, фельдшера, писцов.
Столь небольшая численность для города с более чем полумиллионным населением, каким на тот момент являлась Самара, серьезно затрудняла успешное достижение достижению главной задачи - предупреждение и пресечение уголовной преступности и, прежде всего, профессиональной.
Кроме штатных чинов сыскное отделение имело также свою сеть агентов. На посто-
янном жаловании их в разное время находилось, как правило, от 3 до 5 человек, в то время, как число разовых (или как их еще называли «штучников») колебалось в пределах от 5 до 10 человек [8, С.3.]. Списки их хранились у начальника отделения. Контакты с агентами осуществляли как начальник сыскного отделения, так и другие чины отделения, но всегда с ведома начальника. Ежемесячно на вознаграждение агентам выделялось по 200 руб. Из этой же суммы оплачивались и экстренные разъезды чинов отделения по городу Самаре с целью ведения внешнего наблюдения и розысков. В расходовании этих денег начальник отделения ежемесячно отчитывался перед полицмейстером. При выплате вознаграждения постоянным агентам от них отбирались расписки, в то время как штучники при получении денег никаких расписок не давали. В своей деятельности чины сыскного отделения прибегали также к услугам и негласных агентов из преступного мира. В этом случае оплата производилась исключительно по сдельной системе.
В своей повседневной деятельности чины сыскного отделения не пользовались форменной одеждой. Это было сделано для того, чтобы они как можно меньше были известны как публике, так и преступному миру. До получения Инструкции 1910 года служебных удостоверений сотрудники сыскного отделения не имели. Вместо удостоверений им выдавались билеты специального образца.
С одной стороны, сыскное отделение находилось в ведении полицмейстера, с другой стороны, начальник отделения пользовался полной самостоятельностью в своей деятельности. Фактически никакого надзора со стороны полицмейстера за действиями чинов сыскного отделения не существовало. Это подтверждается еще и тем, что за время его существования самарским полицмейстером ни разу не было проведено не только ревизии, но и обычной проверки делопроизводства.
Начальником сыскного отделения в г. Самаре был назначен надворный советник Павел Александрович Михеев. Образование он получил в духовном училище, где окончил полный курс. До назначения на должность начальника сыскного отделения он занимал должности: полицейского надзирателя, станового пристава, пристава 4 части г. Самары и затем, с 6 ноября 1908г., приступил к исполнению обязанностей начальника сыскного отделения.
Бюджет сыскного отделения (не считая жалования чинов) составлял: около 2700 рублей на сыскные расходы (это почти два годовых жалования начальника сыскного отделения в год), порядка 1000 рублей шло на фотографирование преступников и канцелярские расходы [11, С.8.].
В отношении урегулирования финансового обеспечения сыскных отделений «Инструкция чинам сыскных отделений», введенная в действие 10 августа 1910 года, установила, что штатное содержание они получают в полицейском управлении, при котором состоят. Средства на канцелярию, фотографию и агентуру должны были выдаваться авансами полицмейстеру. Полицмейстер же, в свою очередь, выдавал их начальнику сыскного отделения с истребованием необходимых оправдательных документов и занесением движения сумм в приходно-расходные книги. Контролировать финансовую деятельность сыскного отделения должен был лично начальник полиции. По расходам на агентуру следовало представлять расписки агентов, но допускалось в виде исключения, при невозможности их получения, оправдывать расходы документами за подписью начальника.
На сыскное отделение возлагалось «производство дознаний, расследований и розысков по всем без исключения общеуголовным преступлениям в городе Самаре» [8, Л.2.]. Следует отметить, что расследованием мелких нарушений, касающихся благочиния, благоустройства или беспатентной торговли сыскное отделение не занималось, а в случае поступления сведений по данной категории дел направляло все материалы в общую полицию [10, Л.5.].
В отчете о деятельности за 1909 год отмечалось, что «Самарское сыскное отделение занимается не только расследованием преступлений и розыском преступников... но производит целые полицейские дознания по всем уголовным делам, поступающим к общей полиции... Произведенные затем дознания. сыскное отделение передает затем непосредственно судебной власти, без всякого участия общей полиции» [8, Л.5.].
Общее руководство деятельностью сыскных отделений осуществлял Департамент полиции, работа которого была построена по децентрализованному принципу.
Департамент полиции имел право непосредственного обращения к губернатору, хотя не мог «требовать от них объяснений, еще менее делать им замечания» [11, С.176 - 177]. Предусматривалось, что, если «какое-либо лицо или подчиненное место усмотрит, что предписание департамента превышает власть ему данную, как-то, отменяют предписания, данные министром, а паче, когда они нарушают порядок законами и учреждениями постановленный, тогда представляют они о сем директору, в случае же подтверждения от него, передают все обстоятельства дела на уважение министра» [11, С.177.]. Так, в июле 1911 года начальник сыскного отделения г. Самары направил директору Департамента полиции представление, в котором доложил, что вынужден распоряжением, данным 8-м делопроизводством (напомним, что именно это делопроизводство в составе Министерства внутренних дел в период с 1908 по 1917гг. заведовало сыскными отделениями) заниматься не свойственным полиции делом. Суть его такова: в 1911 году Даниловская мануфактура по случаю победы в войне 1812 года выпустила в продажу серию носовых платков с рисунками, приуроченными к этой дате. В этой серии, наряду с отдельными эпизодами войны, имелись платки и с изображением императора Александра I... «Между тем, обращение указанных платков вызывает. протест со стороны. части населения» [3, Л.17.]. В этих условиях следовал грозный циркуляр «принять самые энергичные меры к изъятию из продажи такого рода платков» [3, Л.57.]. Это мероприятие было возложено на приставов всех частей и на сыскные отделения. После представления «протеста» директору Департамента вопрос был решен в пользу сыскных отделений, они были освобождены от этого дела. Подобная ситуация сложилась через полгода, однако связна она была с попыткой местного ГЖУ переложить часть своих обязанностей, связанных с розыском политических противников самодержавия, на сыскные отделения, что вынудило начальника сыскного отделения г. Самары написать отношение в Департамент, откуда пришла инструкция, запрещавшая возлагать на них несвойственные задачи [1, Л.16.]. Однако, такие случаи, когда Департамент непосредственно вмешался в работу местных полицейских органов были крайне редки. Гораздо чаще Департамент, лишь разрабатывал инструкции и циркуляры; которые после кон-
трассигнации у министра внутренних дел или губернатора, проводились в жизнь.
Однако такие случаи, когда Департамент непосредственно вмешивался в работу местных полицейских органов, были крайне редки. Гораздо чаще он лишь разрабатывал инструкции и циркуляры; которые после контрассигнации у министра внутренних дел или губернатора проводились в жизнь.
Несмотря на слабую регламентацию деятельности по розыску преступников, наличие достаточно сложной процедуры для принятия решения об оперативных мерах, результаты розыска по всем категориям преступлений были достаточно высокими. Так, например, в 1910 году было раскрыто 74% от общего числа преступлений [7, Л.8.].
Наряду с расследованием мелких краж и мошенничеств, на счету у самарских сыщиков были и такие крупные дела, как розыск и задержание вооруженной банды грабителей Егора Агафонова, совершившей целый ряд тяжких преступлений в Самарской губернии: убийства, разбойные нападения), поимка вора-рецидивиста Максима Храброва, объявленного во всероссийский розыск и т.п. [7, Л.1].
У сыскного отделения, так же, как и у общей полиции, существовала система информаторов, часть из которых находилась на постоянном жалованье, а часть привлекалась к работе время от времени. Штатные агенты состояли, главным образом, из дворников, извозчиков, привратников. Что касается нештатных (или как их еще называли «негласных») агентов, то они вербовались, в основном из представителей преступного мира: мелких шулеров, проституток, мошенников. Агентурная сеть была законспирирована. Встречаться с агентом следовало лишь с ведома начальника сыскного отделения. Для такого рода встреч использовалась, как правило, конспиративная квартира. Благодаря работе этих агентов удавалось не только раскрывать, но и предотвращать значительное количество преступлений.
Деятельность сыскного отделения заключалась, кроме того, в канцелярском делопроизводстве, выдаче различных справок просителям, а также в приеме заявлений о всякого рода происшествиях. Для этих целей в сыскном отделении существовала канцеля-
рия, которая работала ежедневно с 9 до 23 часов и с 7 до 9 вечера, а иногда и позднее, в зависимости от количества работы. Содержание канцелярии обходилось казне в размере 1000 рублей в год.[2, Л.458]
Следует отметить, что объем работы в канцелярии был очень велик, тогда как штаты Самарского сыскного отделения (напомним, что оно относилось ко II разряду) не предусматривали должности канцелярских работников. Все работавшие в канцелярии писари (а это 1 - 2 человека) были нештатными работниками. Не удивительно, что объем работы далеко превышал их возможности. Поэтому и уездные исправники, и начальник сыскного отделения были вынуждены пускаться на всякого рода ухищрения, чтобы поддерживать работу в канцелярии на мало-мальски должном уровне. С этой целью на службу принимались писари, которых в официальном порядке оформляли на должности нижних полицейских чинов, в то время как на практике они занимались число канцелярской работой, никакой полицейской службы не несли и, соответственно, не получали обмундирования или какой-либо денежной компенсации. [6, Л.82] О крайней нехватке рабочих рук для выполнения канцелярской работы говорит и тот факт, что в случае наложения взыскания на чина общей или сыскной полиции в виде отстранения его от несения наружной службы или даже наложения административного ареста ему в процессе отбывания наказания воспрещались все занятия, кроме канцелярской работы.[4, Л.62]
В начале XX века впервые при производстве розысков и раскрытии преступлений полицейскими органами стали широко использоваться служебные собаки. Для обучения приемам работы со служебными собаками в г. С.-Петербурге была учреждена специальная школа дрессировщиков, при которой существовал питомник полицейских собак. Сыскным отделением г. Самары было приобретено две служебные собаки, которые впоследствии также активно использовались для предупреждения и раскрытия преступлений. [5, Л.46].
Для упорядочения техники сыска при сыскных отделениях создавались особые бюро для регистрации преступников. Не стало исключением и Самарское сыскное отделение. Регистрационное бюро сыскного отделения г. Самары включало в себя фотографический, антропометрический и дактилоскопический кабинеты. На каждо-
го преступника составлялись подробные регистрационные карты. Кроме того, существовали еще отдельные картотеки, в которых учет преступников велся в алфавитном порядке, а также по словесному портрету и дактилоскопии. Всего в 1909 году в регистрационном бюро имелись сведения на 1101 человека [8, С.3].
Все данные о профессиональных преступниках обобщались и направлялись в Департамент полиции в Центральное регистрационное бюро. Туда же поступали и аналогичные сведения со всех остальных сыскных отделений. В основу описания был положен словесный портрет по системе А.Бертильона, а также прилагающаяся к каждому портрету дактилоскопическая карта. Департамент полиции проводил работу по их систематизации и издавал на их основе специальные «розыскные альбомы», которые затем направлялись в сыскные отделения для использования в практической деятельности. Кроме того, такие альбомы предоставлялись и в распоряжение чинов общей и железнодорожной жандармской полиции «в целях постоянного осведомления о повсеместно распространяющих свою деятельность так называемых «преступников-гастролеров» из различных категорий профессиональных воров, а равно особенно опасных грабителей, мошенников и «интернациональных преступников».
Согласно «Инструкции чинам сыскных отделений» при сыскных отделениях предписывалось организовать учебные музеи. Такой музей был организован в 1907 году усилиями Самарского сыскного отделения в здании Самарского губернского правления. В нем «было собрано и систематизировано все, что удалось добыть по характеристике способов, инструментов, образцов разных подделок и т.п., применявшихся ворами, шулерами, грабителями и убийцами в пределах Самарской губернии».
9 августа 1910 года была издана «Инструкция чинам сыскных отделений», которая более детально регламентировала деятельность сыскных отделений, а также позволила в достаточно короткий срок сформировать относительно устойчивую систему, способную осуществлять реальную борьбу с профессиональной преступностью.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 465. - Оп.1. - Д. 1350.
2. ГАСО. - Ф.465. - Оп.1. - Д.2166.
3. ГАСО. - Ф.465. - Оп. 1. - Д. 2334.
4. ГАСО. - Ф. 465. - Оп. 1. - Д. 2340
5. ГАСО. - Ф.465. - Оп.1. - Д. 2484.
6. ГАСО. - Ф.465. - Оп.1. - Д. 2610.
7. ГАСО. - Ф.466. - Оп.1. - Д. 9.
8. ГАСО. - Ф.466. - Оп.1. - Д. 11.
9. Мулукаев Р.С. Общеуголовная полиция дореволюционной России. - М.: Акад МВД СССР, 1979.
10. Свод Законов Российской империи. - Спб.: Вестник знания, 1903. -Т.1. - Ч.1.
11. Тумшис М. Из истории российского сыска / М.Тумшис, П.Алексеев // Общество и безопасность. - М. 2003. - № 5.
ON HISTORY OF THE SAMARA CRIMINAL POLICE
© 2007 S.V.Korotkova
Samara State University
The paper covers the organization and structure of the Samara Criminal Police established at the beginning of the XX century. The activity of the Criminal Police in the struggle against professional crime is analyzed.