Научная статья на тему 'Сын века Сергей Яковлевич Батышев'

Сын века Сергей Яковлевич Батышев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сын века Сергей Яковлевич Батышев»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАКТИКИ

СЫН ВЕКА

СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ БАТЫШЕВ

В истории России было немало славных имен государственных деятелей и политиков, писателей и ученых, крупных инженеров и военачальников, внесших заметный вклад в создание и приумножение экономического, культурного и просветительно-образовательного потенциала России.

Ценный опыт за годы своего развития накопила система профессионального образования. Но ее главным богатством были и остаются личности ученых - педагогов, решавших и решающих проблемы профессионального образования. Их объединяет верность системе профобразования и стремление сохранить ее традиции и приумножить успехи.

Безусловно, выдающейся фигурой в отечественном образовании ХХ века является личность большого ученого Сергея Яковлевича Батышева, талантливого, одаренного, неординарного человека, который 60 лет жизни отдал развитию системы профессионального образования.

Действительный член Российской академии образования, Нью-Йоркской Академии наук, Международной академии технического образования, Международной кадровой академии, Академии профессионального образования, почетный член Международной академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Президент Ассоциации «Профессиональное образование», Герой Советского Союза - таков далеко

О.Д. Казацкая

63

Сын века Сергей Яковлевич Батышев I

не полный перечень почетных званий С.Я. Батышева, оставившего яркий след в российской профессиональной школе прошлого века.

Вся его жизнь связана с подготовкой квалифицированных специалистов. Работая в системе трудовых резервов, а затем профессионально-технического образования, Сергей Яковлевич прошел большой путь организатора подготовки квалифицированных рабочих - от директора техникума до заместителя председателя Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию.

Принципиальное значение в жизни С.Я.Батышева имел его переход в структуру АПН СССР, где он выступил инициатором и организатором нового направления научно-педагогических исследований - педагогики и психологии профессионально-технического образования, возглавив вскоре такие академические структуры, как Отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования и Научный совет при нем.

Являясь основоположником профессиональной педагогики, Сергей Яковлевич стал автором 36 книг, 33 брошюр, свыше 400 научных статей по проблемам профессиональной школы, в том числе таких известных, как «Очерки профессионально-технического образования» и первого в отечественной и мировой практике учебника «Профессиональная педагогика». Он был создателем новой научной дисциплины «Производственная педагогика». Под его научным руководством вышла в свет Энциклопедия профессионального образования (в 3-х томах). Им был разработан «главный чертеж» монографии «История профессионального образования в России», вышедшей в 2003г.

Академик С.Я.Батышев был единственным ученым XX века, сделавшим значительный шаг вперед на пути развития российской научной школы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров.Под его руководством экспериментально проверена и внедрена на многих крупных предприятиях страны ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих на предприятиях.

Он стоял у истоков движения за научную организацию учебно-воспитательного процесса (НОУВП) в системе профессионально-технического образования.

Опираясь на исторический опыт и тенденции развития систем производственного обучения, Сергей Яковлевич разработал научные основы проблемно-аналитической системы производственного обучения.

Многие его идеи и сегодня не потеряли своего значения и могут быть положены в основу разработки федерального и регионального компонентов

64

I О.Д. Казацкая

государственного стандарта профессионального образования.

Дело живет и продолжает жить в его творческом и научном наследии, в его учениках.

Большую работу в области научно-исследовательской и организационной деятельности по популяризации идей академика проводит Федеральный музей профессионального образования, взаимодействующий с региональными музеями учреждений профессионального образования всех уровней. Музей выступает как социальный институт, целью которого является активное участие в формировании человеческой личности под воздействием процессов образования и воспитания.

Фонд музея включает уникальные памятники истории отечественного профессионального образования, в числе которых экспонаты как результаты творчества народно-художественных промыслов, более 20 тысяч из них - подлинники. С этих позиций наследие музейного фонда представляет бесценный социальный и исторический опыт, который приобрела Россия в поисках системы, наиболее отвечающей потребностям общества в квалифицированных специалистах и всесторонне развитых личностях.

Федеральный музей профессионального образования является инициатором проведения крупных всероссийских мероприятий для руководителей музеев, педагогов и учащихся учреждений профессионального образования: молодежных слетов поисковых отрядов и музейных объединений «Войди в историю России»; конкурсов музейно-педагогических программ «Мастерами славится Россия», «Лучший экспонат по истории профобразования», «Лучший экспонат по истории Великой отечественной войны». Музей участвует в проведении «Вахт Памяти», организует научно-практические конференции и семинары, круглые столы, Уроки мужества, встречи поколений, в одной из которых в 1995г. принял участие и Сергей Яковлевич Батышев. Особой популярностью пользуются мастер-классы по народно-художественным ремеслам и конкурсы профмастерства как механизм управления качеством профобразования.

Музей активно участвует в работе такого высокого форума, как Международные научные чтения, посвященные академику С.Я.Батышеву, которые не только являются данью памяти видному ученому и общественному деятелю, но и способствуют творческому распространению его научного наследия. На базе Музея завершили свою работу IV Международные чтения по теме «Особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса».

Музеем проводится большая исследовательская работа, которая явля-

65

Сын века Сергей Яковлевич Батышев I

ется основой любой формы музейной деятельности - комплектования, экспозиционной, просветительской, методической и т.д.

В центре внимания научной работы ФМПО в соответствии со стратегией развития (ПНК) находятся проблемы истории профессионального образования России, теоретического и прикладного музееведения, истории и организации музейного дела в системе профессионального образования России.

Критерием всех научных исследований является историческая достоверность, научность, актуальность, использование современных методов исследований.

Сотрудники Музея ведут научные исследования основных периодов развития системы профессионального образования, начиная с Петровских времен.

В 2005-2010гг. были расширены хронологические рамки исследования и интерпретации истории профобразования как в направлении истоков письменности и ремесла, так и в сторону уровней профобразования, перспектив и прогнозов развития РПШ. В связи с потребностью исследования всех уровней профессионального образования новыми принципами подхода к изучению истории профобразования России в последние пять лет стали отраслевой и географический принципы.

Можно выделить следующие работы: «Высшее техническое образование XX века», «Высшие профессиональные строительные школы в России», «Подготовка кадров для железнодорожного транспорта в УПО», «Профессиональное обучение в дореволюционный период. Урок мастерства в старинной школе» и др. Ведется составление аннотированной библиографии фонда редких книг, находящихся в Музее.

С 2011г. Музей осваивает новые направления и методики работы, получив статус экспериментальной площадки федерального Института стратегии развития образования РАО, по теме «Музейная педагогика как ресурс развития личности обучающихся и студентов учреждений профессионального образования».

Итогом стало проведение Всероссийского конкурса музейно-педагогических программ УПО, на который поступило 196 работ из 52 субъектов РФ. Конкурс показал, что сотрудники музеев УПО успешно разрабатывают и апробируют разнообразные музейно-педагогические программы, связанные с учебно-воспитательным процессом учреждений и приносящие большую пользу в деле образования и воспитания обучающейся молодежи. Благодаря музейной педагогике связь между музейной и учебной деятельностью образовательного учреждения стала более наглядной и полезной.

66

I О.Д. Казацкая

Музеи научились более эффективно использовать имеющийся педагогический потенциал и психолого-педагогические методики по работе с молодежной аудиторией. Всего в Конкурсе 15 победителей, 47 работ отмечено грамотами.

Научные исследования музея находят свое отражение в публикациях, которые занимают важное место в многогранной деятельности музея. За 25 лет было выпущено в свет около 70 различных публикаций, среди них сборники научно-исследовательских работ, материалов научно-практических конференций; летописи; альманахи; методические материалы и др. В 2007г. вышел альманах «Сто великих имен российской профшколы», куда золотыми буквами вписано и имя академика С.Я.Батышева.

Но есть еще специфическая, присущая только музею, форма публикации результатов изучения музейного собрания - это музейная экспозиция, основная задача которой - показ музейными средствами истории развития профессионального образования России.

На сегодняшний день основные экспозиционные разделы нашего музея имеют три направления: «История профессионального образования России XVIII-XXI вв.»; «Народно-художественные промыслы в системе УПО»; «История усадебного комплекса «Ивановское».

Разработка музеем различных форм и методов работы с посетителями и, в частности, с профессиональными учебными заведениями всех уровней и школами обеспечивает дифференцированный подход к посетителям и позволяет более успешно достигать цели. В музее ведется разнообразная выставочная деятельность, рассчитанная на посетителей различных категорий и возрастов. Так выставка «Наша гордость» представила более 200 имен выдающихся деятелей и заслуженных работников начального профессионального образования Российской Федерации. Среди них: С.Я. Батышев,

A. Ф. Бордадын, В.М. Ярыгин, В.С. Филиппов, Б.П. Пыстин, Г.Л. Камаев,

B. И. Конкин и многие другие.

В 2001 г. после ухода из жизни Сергея Яковлевича Батышева в Федеральном музее профессионального образования Минобрнауки России был открыт мемориальный кабинет его имени, где собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о творческом и научном потенциале ученого. Большая часть личных вещей была подарена музею его семьей. Посещение мемориального кабинета не оставляло равнодушных, настолько сильно было впечатление личного присутствия ученого, его колоссальной энергетики.

В мае 2015г. музей открыл новую экспозицию, посвященную 100-летию со дня рождения выдающегося ученого. В экспозиции представлены лич-

67

Сын века Сергей Яковлевич Батышев I

ные вещи, книги, фотографии, документы, научные труды, подарки и награды Сергея Яковлевича, а также уникальная фонозапись его голоса. Среди многочисленных экспонатов и документов, любезно предоставленных музею родными и близкими Сергея Яковлевича, есть поздравление с 40-летием Победы от калмыцкого писателя Давида Кугультинова, адресованное

С.Я.Батышеву - «Человеку, который Дело и Слово уравнял мужеством поступка и обрел моральное право учить». Лучше о Сергее Яковлевиче, пожалуй, не скажешь.

История профессиональной школы России за более чем трехвековой период своего развития - это, прежде всего, история энтузиастов, подлинных патриотов своей страны и история совершенствования подготовки профессионалов. Хочется верить, что ученики академика С.Я.Батышева продолжат реализацию его идей и развитие его научного наследия.

Никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться - вот главные черты настоящего русского ученого и патриота Сергея Яковлевича Батышева.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.