способах социальной диагностики [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазов, М.М. Управление персоналом : анализ и диагностика персонал-менеджмента [Текст] / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. - СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 251 с.
2. Коваль, И.В. Нестандартные цели и нетрадиционные технологии в освоении курса «Социология» в инженерных вузах : опыт, проблемы (на примере Красноярской гос. архитектурно-строит. акад.) [Текст] / И.В. Коваль. - Красноярск : Изд-во КрасГАСА, 2005. - 354 с.
3. Коваль, И.В. Социология формирующегося конкурентоспособного специалиста в инженерном вузе (на примере Красноярской гос. архитектурно-строит. акад.) [Текст] / И.В. Коваль. - Красноярск : Изд-во Красноярской гос. архитектурно-строит. акад., 2007. - 382 с.
4. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. вузов / Л. И. Лубышева. - М. : Академия, 2001. - 238 с. - (Высшее образование).
5. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2009. - 544 с.
6. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / С. Д. Неверко-вич. - М. : Физическая культура, 2006. - 528 с.
7. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/news/9637. - Дата обращения 30.11.2011.
8. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / А.В. Родионов. - М. : Академический Проект, Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
9. Сабиров, А.Г. Формирование отношения студентов к социальногуманитарным дисциплинам [Текст] / А.Г. Сабиров // Социологические исследования. -1998. - № 11. - С. 84.
10. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учебник / В.И. Столяров. - М. : Физкультура и спорт, 2005 - 400 с.
11. Тодосийчук, А. Условия перехода к инновационной экономике [Текст] / А. Тодосийчук // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 25-38.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
SWOT-АНАЛИЗ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Якуб Камболетович Коблев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор,
Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, академик
РАЕ, заведующий кафедрой,
Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета,
г. Майкоп,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент,
профессор РАЕ,
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель работы - разработка модели БШОТ-анализа как компонента тренерско-педагогического управления. Исследование проводилось на базе инженерного вуза и технического
колледжа.
Ключевые слова: диагностика, педагогическое управление, информационные технологии, SWOT-анализ.
SWOT-ANALYSIS INSIDE INFORMATIONAL TECHNOLOGIES OF PHYSICAL
EDUCATION
Jakub Kamboletovich Koblev, the doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding
member of RAO, Rector,
Anatoliy Mikhailovich Doronin, the doctor of pedagogical sciences, professor, academician of
RAE, Department chair,
Institute of Physical Culture and Judo of Adygay State University, Maikop,
Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Professor of the Russian academy of natural sciences,
Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of this paper is to elaborate the SWOT-analysis method for pedagogical control. The investigation has been carried out based on engineering university and technical college.
Keywords: diagnostics, pedagogical control, informational technologies and SWOT-analysis.
У современных специалистов не вызывает сомнений, что эффективное педагогическое управление невозможно без получения достоверной информации об учебнотренировочной деятельности обучающихся [1-8]. Известно, что контроль и диагностика являются механизмами ее получения. В.К. Бальсевичем доказано, что автоматизированный многопараметрический контроль учебно-тренировочной деятельности обучающихся, интегрированный с педагогической диагностикой и синхронный процессу обучения (воспитания, тренировки), является значимым фактором педагогического управления, т.к. обеспечивает налаженную обратную связь и своевременную коррекцию дидактического процесса [1]. В этом - технологический потенциал педагогического контроля. В то же время анализ научно-методической литературы и педагогической практики показал, что потенциал педагогической диагностики используется слабее. Это сдерживает информатизацию педагогического управления, вывод методики и практики физического воспитания на новый уровень. Проблема исследования состоит в вопросе, какими должны быть методы диагностики дидактического процесса, чтобы их применение стало значимым фактором эффективности физического воспитания обучающихся? Ранее авторами была высказана идея экстраполяции высоких технологий менеджмента качества в физическое воспитание, неотъемлемым компонентом которых является SWOT-анализ [2]. Цель исследования - разработка и апробация методики SWOT-анализа физического воспитания обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе инженерного вуза - Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ) и технического колледжа - Краснодарского колледжа управления, техники и технологий (ККУТТ). В основу разработки методики SWOT-анализа дидактического процесса был положен качественный анализ сложных систем [2,5], предполагающий диагностику их состояния (нормальное, функционально ограниченное или абнормальное).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Применительно к педагогическим технологиям SWOT-анализ (SWOT - англ. сила
- слабость - возможности - угрозы) будет заключаться в выявлении сильных и слабых сторон дидактического процесса, возможностей его совершенствования и факторов
внешней среды, которые могут негативно повлиять на его эффективность. При этом выделяют следующие направления: SWOT-анализ деятельности конкретного обучающегося, SWOT-анализ деятельности педагога и SWOT-анализ дидактического процесса в целом.
Пример 1. Педагогом физической культуры выявлено: обучающийся П-ов выполняет норматив “сгибание и разгибание рук в упоре лежа” на “отлично” (сильная сторона физической подготовленности студента П-ва - достаточное развитие силовой выносливости), но норматив ”бег на 3000 м” - на ’’удовлетворительно” (слабая сторона подготовленности - недостаточное развитие выносливости). Это - пример SWOT-анализа двигательной деятельности (и ее результатов) конкретного обучающегося.
Пример 2. Педагог по физической культуре выявил, что 90% обучающихся в группе сдают на “хорошо” или ”отлично” норматив “сгибание и разгибание рук в висе” (сильная сторона дидактического процесса), но 60% обучающихся выполняют норматив “бег на 100 м” на ’’удовлетворительно” или ’’неудовлетворительно” (слабая сторона). Это
- пример анализа дидактического процесса в целом.
SWOT-анализ дидактического процесса невозможно реализовать без технических информационных систем: выявление сильных и слабых сторон, позитивных и негативных факторов для физического воспитания немыслимо без обработки больших объемов однородной фактической информации (т.е. учет - основа для аудита). А SWOT-анализ для каждого обучающегося тем более немыслим без ЭВМ: “вручную” можно произвести такой анализ в лучшем случае для 2-3 обучающихся.
SWOT-анализ не существует изолированно. Результаты контроля и диагностики являются входной информацией для SWOT-анализа, а его результаты, в свою очередь, входная информация для принятия педагогических решений. На ее основе формируют матрицу, отражающую сильные и слабые стороны дидактического процесса, а также возможности его совершенствования и факторы, которые могут негативно повлиять на его эффективность (это справедливо для учебной деятельности отдельных обучающихся и дидактического процесса в целом). Выделение сильных и слабых сторон учебнотренировочного процесса возможно лишь на основе количественной оценки и качественного анализа учебно-тренировочной деятельности обучающихся. Формирование информационного поля происходит на основе решающих правил. Пусть S - множество параметров, полученных в результате контроля и диагностики, R - множество решающих правил. Тогда Q=f(S R) и W=g(S R) - соответственно множество порций информации, которое должно быть отнесено к полю “Сильные стороны” и ’’Слабые стороны”. Выходная информация SWOT-анализа J=Q U W - входная для принятия педагогических решений. Таким образом, полученная в результате SWOT-анализа матрица - информационное поле, в котором педагог может ориентироваться и принимать решения.
Пример 3. Вузовский преподаватель физической культуры произвел анализ дидактического процесса, в результате чего получил матрицу сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (таблица 1).
Исходя из результатов SWOT-анализа, педагог может принять следующие решения: вовлекать студентов в занятия в спортивных секциях сообразно их интересам и возможностям; усиление спортизации физического воспитания за счет обучения студентов аэробике и т.д. Рассмотрение примера завершено.
Кроме того, подобное поле возможно расширить до информационного объекта, агрегирующего результаты диагностики, анализа и принятия решений (таблица 2).
б3
Таблица 1
Пример SWOT-анализа в физическом воспитании студентов_____________
Сильные стороны Возможности для обучения
1. 70% студентов мужского пола имеют высокий и достаточный базовый уровень развития силовых способностей и выносливости 2. 85% студенток имеют высокий и достаточный уровень развития гибкости. 3. 80% студентов имеют высокий и достаточный уровень физического здоровья и функциональной работоспособности. 1. Наличие тренажерного зала с современным оборудованием создает возможности для валеологизации и спортизации физического воспитания. 2. Наличие 12 спортивных секций при кафедре физического воспитания открывает широкие возможности для студентов и преподавателей для занятий избранным видом спорта, для укрепления их здоровья, развития физических качеств, а также мотивационного и поведенческого компонентов физической культуры личности. 3. Возможность обучения студентов аэробике, кик-боксингу и другим нетрадиционным видам двигательных действий открывает широкие перспективы для усиления спортивной и оздоровительной направленности физического воспитания. 4. Наличие информационных систем анализа двигательной деятельности позволит приобщить студентов к информационным технологиям, содействовать формированию их информационной культуры личности и преодолеть разрыв между физическим воспитанием (двигательной деятельностью) и образованием (умственной деятельностью).
Слабые стороны Негативные внешние факторы
1. 65% студентов характеризуются низким уровнем мотивационного компонента физической культуры личности. 2. 75% студентов характеризуются недостаточным уровнем развития быстроты и ловкости. 1. Дефицит времени, отводимый на учебнотренировочные занятия. 2. Недостаточно благоприятны условия для занятий в подвальной комнате.
Таблица 2
Пример интегрированного информационного объекта для конкретного студента
Показатели учебно-тренировочной деятельности
Сила: в зоне опасности. Быстрота: в зоне предупреждения. Выносливость: в зоне предупреждения Гибкость: в зоне нормы. Ловкость: в зоне предупреждения. Уровень знаний в области физической культуры: в зоне нормы. Мотивация к физкультурно-спортивной деятельности: в зоне предупреждения. Здоровье и функциональная работоспособность: в зоне предупреждения
Сильные стороны Возможности для обучения
1. Достаточный уровень развития ловкости. 2. Достаточный уровень знаний в области физической культуры. 1. Наличие тренажерного зала с современным оборудованием (тренажерами). 2. Наличие 12 спортивных секций. 3. Возможность обучения студентов нетрадиционным видам двигательных действий. 4. Наличие информационных систем анализа двигательной деятельности.
Слабые стороны Негативные факторы
1. Низкий уровень развития силы. 2. Недостаточный уровень развития быстроты. 3. Недостаточный уровень развития выносливости. 4. Недостаточный уровень развития ловкости. 5. Недостаточный уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. 6. Недостаточный уровень здоровья и функциональной работоспособности. Дефицит времени, отводимый на учебно-тренировочные занятия
Принятое решение
1. Предложить возможность выбора спортивных секций при кафедре. 2. При выдаче индивидуальных заданий приоритет № 1 - упражнения на развитие силы и здоровья и функциональной работоспособности, № 2 - на развитие быстроты, выносливости и ловкости. 3. Предложить студенту отслеживать динамику собственного физического развития. 4. Предложить студенту с помощью информационных систем анализировать собственную двигательную деятельность.
Получение подобной продукции немыслимо без современных информационных технологий. Для авторов также несомненно, что SWOT-анализ тесно связан с методами количественного и качественного) анализа сложных педагогических систем (таблица 3).
Таблица 3
Взаимосвязь SWOT-анализа с методами количественного и качественного анализа
сложных педагогических систем
№ Метод Связь со SWOT-анализом
1. Традиционные статистические методы 1. На основе статистической обработки (вычисления эмпирического среднего выбранного показателя) можно судить о том, соответствует тот или иной показатель должному уровню или не соответствует (пример 4). 2. На основе вычисления коэффициентов корреляции возможно судить о гармоничности развития тех или иных качеств (свойств личности) обучающихся, следовательно, о системности дидактического процесса (пример 5).
2. Квалиметриче-ский анализ Только на основе измерения (оценки) безразмерных величин, не поддающихся непосредственному измерению (латентных переменных), можно судить о результативности дидактического процесса (пример 6).
3. Кластерный анализ Выделяя кластера (подмножества) обучающихся, можно каждому кластеру поставить в соответствие таблицу, отражающую сильные и слабые стороны их учебной деятельности, а также возможные вариант выхода из ситуации (пример 7).
4. Качественный анализ Результаты качественного анализа - основа для вычисления индекса успешности учебно-тренировочной деятельности обучающегося [2].
Пример 4. Например, эмпирическое среднее в академической группе (мужской части) результатов выполнения норматива “сгибание и разгибание рук в висе” - 8,3 повторений. Это говорит о недостаточном уровне развития силовых способностей студен-тов-юношей в группе (должно быть не менее 12 повторений, чтобы развитие силы считалось в зоне нормы).
Пример 5. В инженерном вузе провели исследование операционного и когнитивного компонентов физической культуры личности студентов, физическое воспитание которых находится на завершающей стадии. Коэффициент корреляции оказался равен
0,85, т.е. корреляционная связь достоверна. Это свидетельствует о системности физического воспитания, о взаимосвязанности формирования операционного и когнитивного компонентов физической культуры личности студентов.
Пример 6. Было установлено, что уровень физической культуры личности бухгалтеров (выпускников колледжа) составляет в среднем +2,71 логит (физическая культура личности - латентная переменная). Должный уровень физической культуры личности -не менее +1,5 логит. Это говорит о том, что в колледже на должном уровне формируют физическую культуру личности будущих бухгалтеров.
Пример 7. Например, педагог по физической культуре выделил следующий кластер обучающихся: возраст - от 18 до 19 лет, медицинская группа - основная, пол - женский, уровень развития всех физических качеств - функционально-ограниченный, уровень мотивационного компонента физической культуры личности - низкий (находится в абнормальном состоянии). Сильные и слабые стороны данного кластера очевидны. Возможные пути преодоления слабых сторон - спортизация физического воспитания за счет введения занятий по аэробике.
SWOT-анализ должен стать обязательной составляющей дидактических информационных технологий, т.к. он позволяет теснее интегрировать компоненты педагогического управления (педагогический контроль и диагностику, планирование, принятие решений и коррекцию), чем в традиционной системе физического воспитания. Без комплексного многопараметрического анализа невозможно полноценно проводить коррекцию дидактического процесса, принимать оптимальные педагогические решения. С точки зрения авторов, приоритетной задачей должно быть не повышение статистических показа-
телей, а вывод обучающихся на более высокий уровень качественного состояния (особенно если речь идет об абнормальном состоянии). Педагог должен стремиться к тому, чтобы минимальной была доля обучающихся (и параметров дидактического процесса), находящихся в абнормальном состоянии, и максимальной - в нормальном состоянии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрытие потенциала педагогической диагностики возможно лишь на основе SWOT-анализа дидактического процесса. SWOT-анализ - неотъемлемый компонент информационных технологий физического воспитания, интегрированный с автоматизированным педагогическим контролем, диагностикой, принятием педагогических решений и коррекцией дидактического процесса.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а 1 от 03.03.2011
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. Доронин, А.М. Научные и методологические основы проектирования информационных технологий физического воспитания / А.М. Доронин, Д.А. Романов // Физическая культура. - 2011. - № 5. - С. 7-12.
3. Коблев, Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо : дис. ... д-ра пед. наук / Коблев Я.К. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1990. - 496 с.
4. Немцев, О.Б. Биомеханические основы точности движений / О.Б. Немцев ; Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп : [б.и.], 2004. - 187 с.
5. Романов, Д.А. Математическое моделирование в структуре информатизации физического воспитания / Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 1. - С. 90-95.
6. Свечкарев, В.Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Свечкарев В.Г. ; Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп, 2008. - 40 с.
7. Ушаков, А.Р. Информационные технологии переподготовки сотрудников Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков / А.Р. Ушаков, Д.А. Романов, Т.Л. Шапошникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10. - С. 95-101.
8. Чурсинов, В.Е. Научно-теоретические и методические возможности адаптивного управления взаимодействием спортсмена с внешней предметной средой : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Чурсинов В.Е. - Майкоп, 2001. - 51 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.56
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11-14 ЛЕТ С УЧЕТОМ ЛАТЕРАЛЬНОГО
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Ярослав Евгеньевич Козлов, преподаватель,
Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье анализируется применение методики технической подготовки юных футболистов на этапе начальной специализации с учетом асимметрии развития моторной функции, которая спо-