Научная статья на тему 'SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ'

SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1502
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИИ / РЕКУРРЕТНОСТЬ / SWOT-АНАЛИЗ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / РЕЙТИНГОВЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жевтун И.Ф., Белова Е.А.

Актуальность темы исследования определятся прежде всего тем, что функционирование транспортно-логистических компаний во многом определяется воздействий внешний и внутренних факторов, что объясняется спецификой их деятельности и высокой степенью неопределенности и изменчивости социально-экономической среды. Принимая во внимание тот факт, что увеличение количества транспортно-логистических компаний усиливает влияние конкуренции на процесс раздела рынка и производства услуг. В рамках данной работы авторами проведен SWOT-анализ транспортно-логистической деятельности с целью выявления состояния компании в данном сегменте рынка, возможности собственного влияния объекта и влияние со стороны без контроля объекта. Также в статье исследуются причины, обуславливающие формирующее воздействие на положение компании на рынке транспортно-логистических услуг, выявляются факторы и устанавливается их определяющее влияние (в большей или меньшей степени) на производственную деятельность транспортно-логистической компании «VEK».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жевтун И.Ф., Белова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT ANALYSIS AS A METHOD OF STRATEGIC PLANNING OF THE ACTIVITIES OF A TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANY

The relevance of the research topic will be determined primarily by the fact that the functioning of transport and logistics companies is largely determined by the effects of external and internal factors, which is explained by the specifics of their activities and a high degree of uncertainty and variability of the socio-economic environment. Taking into account the fact that the increase in the number of transport and logistics companies increases the impact of competition on the process of dividing the market and the production of services.Within the framework of this work, the authors conducted a SWOT analysis of transport and logistics activities in order to identify the state of the company in this market segment, the possibility of its own influence of the object and influence from outside without control of the object. The article also examines the reasons that determine the formative impact on the company's position in the market of transport and logistics services, identifies factors and establishes their determining influence (to a greater or lesser extent) on the production activities of the transport and logistics company "VEK".

Текст научной работы на тему «SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ»

EDN: NGDTGU

И.Ф. Жевтун - ст. преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, gevtun.ira@mail.ru,

I.F. Zhevtun - senior lecturer of the department «Operation of Road Transport», Pacific state university, Khabarovsk, Russia;

ЕА. Белова - к.социолог.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, belka11960@yandex.ru,

E.A. Belova - candidate of sociological sciences, associate professor of the department Operation of motor transport, Pacific National University, Khabarovsk, Russia.

SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ SWOT ANALYSIS AS A METHOD OF STRATEGIC PLANNING OF THE ACTIVITIES OF A TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANY

Аннотация. Актуальность темы исследования определятся прежде всего тем, что функционирование транспортно-логистических компаний во многом определяется воздействий внешний и внутренних факторов, что объясняется спецификой их деятельности и высокой степенью неопределенности и изменчивости социально-экономической среды. Принимая во внимание тот факт, что увеличение количества транспортно-логистических компаний усиливает влияние конкуренции на процесс раздела рынка и производства услуг.

В рамках данной работы авторами проведен SWOT-анализ транспортно-логистической деятельности с целью выявления состояния компании в данном сегменте рынка, возможности собственного влияния объекта и влияние со стороны без контроля объекта. Также в статье исследуются причины, обуславливающие формирующее воздействие на положение компании на рынке транспортно-логистических услуг, выявляются факторы и устанавливается их определяющее влияние (в большей или меньшей степени) на производственную деятельность транспортно-логистической компании «VEK».

Abstract. The relevance of the research topic will be determined primarily by the fact that the functioning of transport and logistics companies is largely determined by the effects of external and internal factors, which is explained by the specifics of their activities and a high degree of uncertainty and variability of the socio-economic environment. Taking into account the fact that the increase in the number of transport and logistics companies increases the impact of competition on the process of dividing the market and the production of services.

Within the framework of this work, the authors conducted a SWOT analysis of transport and logistics activities in order to identify the state of the company in this market segment, the possibility of its own influence of the object and influence from outside without control of the object. The article also examines the reasons that determine the formative impact on the company's position in the market of transport and logistics services, identifies factors and establishes their determining influence (to a greater or lesser extent) on the production activities of the transport and logistics company "VEK".

Ключевые слова: транспортно-логистические услуги, конкурентоспособность, самоорганизации, рекурретность, SWOT-анализ, логистические издержки, рейтинговые позиции.

Keywords: transport and logistics services, competitiveness, self-organization, recurrence, SWOT analysis, logistics costs, rating positions.

В текущих условиях рынка конкуренция является одной из движущих сил его развития и основным инструментом влияния на ситуацию, под ее влиянием складываются новые взаимоотношения между участниками рынка. Увеличение числа компаний, оказывающих транспортно-логистические услуги усилило возрастающую конкуренцию в данном сегменте рынка, процессе производства услуг. Это вызывает реакцию государства в управлении и обеспечении организованного развития рынка транспортных услуг как большой открытой системы, стремящейся к устойчивости и эффективности. В то же время насыщение рынка производителями транспортно-логистических услуг способствует развитию процессов самоорганизации, в силу того, что государство использует ограниченный набор методов для корректирования.

Для транспортно-логистических компаний самоорганизация как адаптация к условиям внешней среды обусловлена именно переходом транспорта в новую, качественную фазу развития и рекур-ретности формирования рынка транспортно-логистических услуг. Потребительский спрос увеличивается на комплекс недорогостоящих, качественных и разнообразных услуг удовлетворяющие все, а не одну из возможных транспортных потребностей.

Определение методов анализа и корректировки деятельности позволяет вести более продуманную адаптационную политику транспортно-логистических компаний к условиям, в которых им

приходится осуществлять свою деятельность.

В производственной практике существует большое количество подходов для оценки деятельности предприятия. Транспортно-логистические компании для выявления факторов как внутренней, так и внешней среды довольно часто применяют метод стратегического планирования - SWOT-анализ.

SWOT-анализ является одним из самых распространенных инструментов стратегического планирования. Он позволяет провести аналитическую работу с целью выявления сильных (strengths) и слабых сторон (weaknesses) организации, а также возможностей (opportunities) и угроз (threats) внешней среды. Сильные и слабые стороны относятся к факторам внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности и угрозы являются факторами внешней среды (то есть тем, что влияет на объект извне и при этом не может контролироваться объектом) [3].

В условиях жесткой конкурентной борьбы этот метод дает возможность выявить сильные и слабые стороны внутренней среды компании, кроме этого возможности и угрозы, обусловленные конкуренцией и оценить реальное положение (место) предприятия на рынке с целью формирования стратегии дальнейшего развития. Также с помощью данного метода устанавливаются факторы внутренней среды, которые положительно или отрицательно влияют на бизнес. Факторы, влияющие на функционирование транспортно-логистической компании, как правило делят на следующие группы: направленные на клиента (стоимость перевозки, качество обслуживания, сохранность груза и т.д.) и направленные на повышении эффективности работы подвижного состава (сокращение простоев, сокращение порожних пробегов и т.д.).

В рамках данной статьи была апробирована возможность применения SWOT-анализа применительно к транспортно-логистической компании «VEK» (для сохранения конфиденциальности и неразглашения коммерческой тайны, название предприятия изменено). Данная организация будет рассматриваться в существующих условиях российской экономики. Компания осуществляет деятельность в области перевозок, охватывающей весь комплекс транспортно-логистических услуг по доставке груза по Дальневосточному региону, а также сборного груза из Москвы и Новосибирска. Имеет собственные складские помещения, подвижной состав, филиалы по России, постоянных клиентов. Транспортный процесс представляет собой - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий, и операций. Процесс функционирования транспортно-логистической компании в данной статье включает рассмотрение основных направлений деятельности: работа склада - операции по обработке грузов (консолидация и расконсолидация), хранение; погрузо-разгрузочные работы; ротация и перевалка грузов, использование транспортных средств, находящихся на балансе компании.

Компания «VEK» имеет три склада, для обслуживания и выполнения погрузо-разгрузочных работ имеются восемь грузчиков и пять вилочных погрузчиков. Большая часть времени у грузчиков затрачивается на подготовку груза к отправке (изготовление обрешетки). Вместе с тем параллельно необходимо осуществлять погрузку-разгрузку груза, так как преобладание малогабаритного и легковесного груза требует ручной разгрузки-погрузки. В силу недостаточного количества складских работников происходит задержка при ПРР и довольно часто на складах формируются очереди автомобилей (простой), нарушается режим работы склада, увеличивается срок доставки груза грузополучателю. Следует отметить, что для выгрузки негабаритного и тяжелого груза нанимается кран-манипулятор, грузоподъемность собственных вилочных погрузчиков-до 2 тонн, и не всегда механизированная погрузка-разгрузка осуществляется в рамках установленных норм, только 60-70 % норма соблюдается. Возможные подходы решения этих проблем при имеющихся финансовых возможностях предприятия это: увеличение (найм) штата складских работников для подготовки груза к транспортировке (изготовления обрешетки); приобретение и использование на складах терминалов, чтобы каждый клиент самостоятельно оформлял свой груз, без участия складского работника. Это даст возможность грузчикам заниматься непосредственно, своими функциональными обязанностями (погрузка-разгрузка, замер груза) и сократить время ожидание погрузки-разгрузки груза, сократить простои подвижного состава. Адекватное обеспечение склада необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объема реализации услуг, прибыли и ряда других экономических показателей.

Наиболее представительной областью логистического воздействия являются грузопотоки, связанные с использованием различных видов транспорта, требующих взаимодействия и координации [5].

Для оценки грузопотока ТЛК «VEK», необходимо провести сравнительный анализ перевезенных контейнеров (отчет о деятельность компании за 2020-2021 гг.). Доставка контейнеров происходит из: Москвы, Новосибирска, Владивостока. Пункт приема: Хабаровск, Петропавловск-

Камчатский, Южно-Сахалинск. В таблице 1 представлена динамика отправленных контейнеров по направлениям в 2020-2021 гг.

Таблица 1 - Количество отправленных контейнеров за 2020-2021 гг.

2020 2021 Абсолютное изменение 2020 2021 Абсолютное изменение 2020 2021 Абсолютное изменение

Направление Владивосток Москва Новосибирск

Хабаровск 120 119 -1 310 312 -2 90 85 -5

Петропавловск-Камчатский 276 293 17 60 61 1 42 52 10

Южно-Сахалинск 183 181 -2 1 12 11 12 20 8

По представленным данным (таблица 1), снижение грузопотока в 2021 было незначительным. Устойчивая положительная динамика - доставка в Петропавловск-Камчатский. При доставке груза используется смешанная перевозка, где задействован автомобильный, железнодорожный и морской транспорт. Количество принимающих участия видов транспорта зависит от направления доставки. Учитывая, что в доставке груза задействовано несколько видов транспорта без перевалки обойтись невозможно, что существенно замедляет процесс доставки груза (зависимость от операторов железнодорожного и морского транспорта) и несет дополнительные издержки.

При оказании транспортно-логистических услуг, компания задействует и собственный подвижной состав, анализ показателей работы которого является значимой характеристикой транспортного процесса предприятия. Прибыль транспортной компании напрямую зависит от эффективности работы транспортных средств. Снижение объема перевозимых грузов в 2020 (до 213 т) было обусловлено влиянием пандемии и веденными ограничениями. В 2021 году этот показатель увеличился до 265 тысяч тонн, в сравнении с 2020 годом. Следует отметить, что при снижении объема перевозимых грузов, сокращается и среднее расстояние перевозок, так в 2020 году значение данного показателя было меньше на 44 км, в сравнении с 2021 годом. По данным компании средний пробег одного транспортного средства в 2021 году составил 120 000 км. Фактический показатель среднего расстояния перевозок грузов изменился незначительно, так как пункты назначения являются стабильными. Предприятию необходимо увеличить долю перевозок на дальние расстояния, так как именно на таких маршрутах предприятие более конкурентоспособно. Снижение коэффициента использования грузоподъемности в 2021 г. произошло не только в связи с перевозкой легковесного груза, но и неэффективным использованием транспортных средств.

Транспортно-логистическая компания не располагает собственной ремонтно-эксплуатационной службой, обслуживание транспортных средств осуществляется в специализированных автомобильных сервисах. Основными статьями затрат компании, по содержанию собственных транспортных средств являются: техническое обслуживание, технический ремонт, материальные расходы.

Также в ТЛК «VEK» не на должном уровне осуществляется работа с потенциальными клиентами. Учитывая этот недостаток, роль специалиста по обслуживанию клиентов должна быть направлена не только для удержания постоянных клиентов, но и для привлечения новых, и если есть возможность, то следует выделить (нанять) дополнительный персонал для решения этого вопроса.

На основании данных транспортно-логистической компании «VEK» составим матрицу SWOT-анализ деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Матрица SWOT-анализ ТЛК «VEK»

Сильные стороны Слабые стороны

1 2

Наличие собственных складских помещений Недостаток оборотного капитала

Расширенный перечень сервисно-логистических услуг Высокая зависимость рентабельности производственной деятельности предприятия от изменения цен на энергоносители

Собственные филиалы по России Недостаточно квалифицированных кадров (логист, менеджер по работе с клиентами, работник склада)

Ожидание на складе разгрузки/погрузки автомобиля

Наработанная клиентская база Нарушение срока доставки груза грузополучателю

Продолжение таблицы

1 2

Конкурентоспособные тарифы на услуги предоставляемые, компанией Не рациональное использование собственного подвижного состава (простои)

Не организована работа по привлечению новых клиентов

Оперативность при оформлении документов Отсутствие скоординированности действий с операторами железнодорожных и морских перевозок

Возможности Угрозы

Современные информационные технологии, позволяющие повысить эффективность производства Геополитические и экономические факторы, влияющие на снижение грузопотока (санкции, стоимость автомобильного топлива, увеличение транспортного налога, экологических сборов)

Расширение клиентской базы Появление новых компаний с более низкими издержками (усиление конкуренции)

Высокий кадровый потенциал региона Снижение покупательной способности населения

Выход на новые рынки

Рассматриваемый метод стратегического планирования обусловлен конкурентностью рынка и необходимостью использования дополнительных параметров для повышения эффективности работы транспортно-логистической компании, основан на современной системе стратегического анализа, которая позволяет в режиме реального времени оценивать адекватность каждой стратегической задачи предприятия

Решающими факторами для успеха организации является понимание угроз, выставляемых внешним окружением, которое представляет собой внешний стратегический ресурс и возможности оценить риски с учетом сильной и слабой стороны, а также использовать источники преимуществ, представляющие внутренние ресурсы управления для разработки концепций стратегического планирования организации на долгосрочную перспективу.

Источники:

1. Бауэрсокс Д. Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Д. Бауэрсокс, Д. Д. Клосс. - Москва : ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001. - 640 с.

2. Буянов В.П. Рискология (управление рисками) /В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов. - М.: Экзамен, 2002. - 384с.

3. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.

4. Менеджмент на транспорте: учеб. пособ. для студ. вузов / Н.Н. Громов [и др.], под общ. ред. Н.Н. Громова, В. А. Персианова. - М.: Академия. 2003. - 528с.

5. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. системный анализ в логистике: учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. - М.: Экзамен, 2004. - 408с.

6. Пальникова Е. Н. Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта / Е. Н. Паль-никова // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). С. 809-814.

7. Уровень логистических издержек в экономике 2019 год. URL: http://min1rans.org/ru/rejtingi/uroven-logisticheskih-izderzhek-v-ekonomike.

References:

1. Bauersox D. D. Logistics: integrated supply chain / D. D. Bauersox, D. D. Kloss. - Moscow : Olymp-Business CJSC, 2001. - 640 p.

2. Buyanov V.P. Riskology (risk management) / V.P. Buyanov, K.A. Kirsanov, L.M. Mikhailov. - M.: Exam, 2002. - 384 s.

3. Markova V.D., Kuznetsova S.A. Strategic management: concepts, concepts, decision-making tools: reference manual. -M.: INFRA-M, 2014. - 320 p.

4. Transport management: studies. help. for students. universities / N.N. Gromov [et al.], under the general editorship of N.N. Gromov, V. A. Persianov. - M.: Academy. 2003. - 528s.

5. Mirotin L.B., Tashbayev Y.E. system analysis in logistics: textbook / L.B. Mirotin, Y.E. Tashbayev. - M.: Exam, 2004. - 408s.

6. Palnikova E. N. Methods of increasing the competitiveness of road freight transport / E. N. Palnikova // Young scientist. -2016. - № 10 (114). Pp. 809-814.

7. The level of logistics costs in the economy in 2019. URL: http://mintrans.org/ru/rejtingi/uroven-logisticheskih-izderzhek-v-ekonomike.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.