Научная статья на тему 'SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СОБЛЮДЕНИЯ ИХ ПРАВ'

SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СОБЛЮДЕНИЯ ИХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
SWOT-анализ / профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / органы профилактики / прокурорская проверка / метод прокурорской проверки / несовершеннолетние / SWOT analysis / prevention of neglect and juvenile delinquency / prevention agencies / procurator’s check / method of procurator’s check / minors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Константиновна Анацкая

Статья посвящена возможности применения в рамках проведения прокурорской проверки SWOT-анализа как метода исследования семейной среды. В исследовании аргументируется тезис о том, что посредством SWOT-анализа прокурор может представить отчетливую картину внутренних и внешних сил, тенденций и препятствий, в условиях которых строятся детско-родительские отношения. Построение указанной картины, в свою очередь, призвано повысить эффективность прокурорской защиты прав несовершеннолетних при оценке как семейного благополучия, так и достаточности мер, принимаемых органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольга Константиновна Анацкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT ANALYSIS AS A METHOD OF PROCURATORIAL VERIFICATION OF THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON MINORS AND COMPLIANCE WITH THEIR RIGHTS

The article is devoted to the possibility of using SWOT analysis as a method of examining the family environment in the framework of a prosecutor’s inspection. The paper argues that through SWOT analysis, the procurator can present a clear picture of internal and external forces, trends and obstacles in which child-parent relations are built. The formation of this picture, in turn, is designed to increase the effectiveness of procuratorial protection of the rights of minors in assessing both family well-being and the sufficiency of measures taken by the authorities to prevent neglect and juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СОБЛЮДЕНИЯ ИХ ПРАВ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2023. № 4 (45). С. 112-118 • CRIMINALIST. 2023;4(45):112-118

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ)

НАУКИ

Научная статья УДК 347.963

SWOT-АНАЛИЗ КАК МЕТОД ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СОБЛЮДЕНИЯ ИХ ПРАВ

Ольга Константиновна АНАЦКАЯ

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, olka.ez@icloud.com

Аннотация. Статья посвящена возможности применения в рамках проведения прокурорской проверки SWOT-анализа как метода исследования семейной среды. В исследовании аргументируется тезис о том, что посредством SWOT-анализа прокурор может представить отчетливую картину внутренних и внешних сил, тенденций и препятствий, в условиях которых строятся детско-родительские отношения. Построение указанной картины, в свою очередь, призвано повысить эффективность прокурорской защиты прав несовершеннолетних при оценке как семейного благополучия, так и достаточности мер, принимаемых органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: SWOT-анализ, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы профилактики, прокурорская проверка, метод прокурорской проверки, несовершеннолетние

Для цитирования: Анацкая О. К. SWOT-анализ как метод прокурорской проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и соблюдения их прав // Криминалистъ. 2023. № 4 (45). С. 112-118.

Original article

SWOT ANALYSIS AS A METHOD OF PROCURATORIAL VERIFICATION OF THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON MINORS AND COMPLIANCE WITH THEIR RIGHTS

Olga K. ANATSKAYA

St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, olka.ez@icloud.com

© Анацкая О. К., 2023

Abstract. The article is devoted to the possibility of using SWOT analysis as a method of examining the family environment in the framework of a prosecutor's inspection. The paper argues that through SWOT analysis, the procurator can present a clear picture of internal and external forces, trends and obstacles in which child-parent relations are built. The formation of this picture, in turn, is designed to increase the effectiveness of procuratorial protection of the rights of minors in assessing both family well-being and the sufficiency of measures taken by the authorities to prevent neglect and juvenile delinquency.

Keywords: SWOT analysis, prevention of neglect and juvenile delinquency, prevention agencies, procurator's check, method of procurator's check, minors

For citation: Anatskaya O. K. SWOT analysis as a method of procuratorial verification of the implementation of legislation on minors and compliance with their rights. Criminalist. 2023;4(45):112-118. (In Russ.).

В настоящее время социологами отмечается кризис института семьи — тенденция к ее нестабильности [1, с. 39 — 57]. Семья как социальный институт выполняет значимые для всего общества функции по воспроизведению, воспитанию и социализации новых членов общества, а потому нуждается в особой защите. Общесоциальные проблемы материально-финансового и жилищно-бы-тового характера, проблемы, возникающие вследствие саморазрушающих человека зависимостей, а также новые вызовы, связанные с изменившимися в последние несколько лет политико-экономическими условиями, только увеличивают потребность в комплексном подходе к организации защиты российской семьи со стороны государства.

Защита семьи и создание условий для достойного воспитания детей признаны одной из функций государства (п. «ж1» ст. 72 Конституции Российской Федерации). В целях реализации этой функции государственными органами осуществляется деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Указанная деятельность призвана решать задачи по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждению их безнадзорности, вовлечения в антиобщественные действия, совершения ими правонарушений (ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ (ред. от 21 ноября 2022 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Поскольку внутрисемейные отношения оказывают ключевое влияние на формирование личности ребенка и это влияние не всегда является позитивным, государство

при осуществлении профилактической работы должно реализовывать механизмы, нивелирующие негативное воздействие семьи на формирование личности ребенка, избегая ограничения приоритетного права родителей на воспитание собственных детей. Прокуратура как гарант законности посредством прокурорского надзора обеспечивает сохранение указанного баланса в деятельности органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В то же время высказывается мнение, что случаи нарушения прав и свобод несовершеннолетних являются типичными не только для тех, кто призван защищать детей по своему социальному статусу — родителей, но и для тех, кто обязан их защищать согласно своему профессиональному долгу — работников учебно-воспитательных учреждений, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [2, с. 15]. В таком случае можно сделать вывод о том, что прокурор реализует не только надзорную функцию, но и правозащитную, содействуя несовершеннолетним в реализации и восстановлении их прав.

В связи с индивидуальными особенностями каждой семьи эффективная реализация надзорной деятельности и непосредственной защиты прав несовершеннолетних при проверке законности деятельности органов профилактики требует анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование детско-родительских отношений в каждой отдельной семье, попадающей в поле зрения прокурора.

Осуществление указанного анализа возможно в рамках предоставленного прокурору полномочия по проведению прокурорской проверки как средства прокурорского

надзора, применяемого для обнаружения любых правонарушений во всех направлениях.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что детальная регламентация порядка реализации прокурорами надзорных функций не требуется1, что оставляет прокурорским работникам определенную свободу выбора методов, используемых при проведении проверок.

По мнению ряда исследователей, все средства, применяемые прокурорами, можно подразделить на правовые (установленные законодательно) и организационно-методические (выработанные практикой) [3, с. 83 — 93]. Учитывая вышеуказанное мнение Конституционного Суда Российской Федерации, такое сложносоставное правовое средство реализации прокурором своих полномочий, как прокурорская проверка, содержит в себе и методы организационно-методических средств, т. е. прямо не установленных законом. Указанный вывод открывает возможности для применения и адаптации приемов и методов, разработанных в иных науках.

Экономика предлагает такой инструмент сканирования среды, как SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT представляет собой первые буквы английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны),

1 По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр „Мемориал"», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал"», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С. А. Ганнушкиной : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

opportunities (возможности), threats (угрозы) [4, т. 7].

SWOT-анализ применяется преимущественно для оценки эффективных путей развития организованных социальных единиц всех форм. Его сущность заключается в определении сильных и слабых сторон, внешних угроз и возможностей, которые могут помешать или же помочь организации в ее деятельности и развитии.

Семья как малая социальная группа и специфическая социально-психологическая общность также составляет организованный человеческий коллектив, который в каждом конкретном случае имеет свои сильные и слабые стороны, влияющие на реализацию имеющихся возможностей, на внутрисемейные отношения влияют и внешние угрозы. Посредством SWOT-анализа прокурор может представить отчетливую картину внутренних и внешних сил, тенденций и препятствий, в условиях которых строятся детско-родительские отношения.

Прокурорская проверка включает в себя этапы подготовки, проведения проверочных мероприятий и оценки полученной информации [5, с. 208 — 215]. И хотя по своей сути SWOT-анализ является методом оценки, для максимальной эффективности в ходе проведения прокурорской проверки его использование должно начинаться с первого этапа — подготовки, в рамках которой определяются, в частности, предмет и задачи SWOT-анализа.

Поскольку изначально SWOT-анализ был создан для анализа эффективности деятельности организаций, определение его предмета в виде предмета проводимой прокурорской проверки или состояния законности в целом будет приводить к нечеткости и размытости выводов, основанных на средних значениях различных объектов проверки. Наибольшую эффективность применение SWOT-анализа показывает при сканировании организованных социальных единиц, к которым относится и семья. Так, в случае проверки деятельности органов профилактики целесообразно проводить выборочный анализ семей, состоящих на профилактическом учете, если же проверка проводится в рамках подготовки к судебным заседаниям, связанным с защитой прав несовершенно-

летних, то ЭШОТ-анализу подлежит каждая семья, в отношении которой организовано судебное рассмотрение.

Общие закономерности семейного неблагополучия, предмет [6, с. 207—218] и цели прокурорской проверки будут влиять как на объем проводимого SWOT-анализа, так и на круг охватываемых им семей. Но в любом случае предметом SWOT-анализа остается индивидуально определенная семья, ставшая объектом прокурорской проверки в связи с возможными нарушениями прав несовершеннолетних лицами, призванными защищать детей по своему социальному статусу или профессиональному долгу. Исходя из предмета SWOT-анализа можно определить его задачи:

1) выявление сильных и слабых сторон семьи как социального института, полноты реализации семьей своих функций;

2) выявление внешних угроз, мешающих семье выполнять свои функции как социального института;

3) выявление возможностей для благоприятной жизни семьи и выхода из кризиса (при его возникновении);

4) анализ связей всех оцениваемых элементов;

5) выявление причин и условий, способствующих семейному неблагополучию, нарушению прав несовершеннолетних, и способов их устранения.

В целях решения указанных задач используется общая табличная форма элементов SWOT-анализа:

Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны

Внешняя среда Возможности Угрозы

Анализ внутренней и внешней среды семьи основывается на оценке различных характеристик. При этом та или иная характеристика внутренней семейной среды может отражать как сильную, так и слабую сторону семьи, а характеристика внешней среды, окружающей семью, может воссоздавать модель угрозы или возможности. Например, такая характеристика внутренней среды, как конфликтность внутри семьи, может показывать сильную сторону семьи

при отсутствии конфликтов или слабую при их наличии. Внешняя характеристика «экономическое состояние региона проживания», передающая состояние рынка труда, средний уровень инфляции, предоставляемые регионом социальные гарантии, может отражать как угрозу для существования семьи, например при отсутствии вакансий на рынке труда и небольшом количестве региональных социальных гарантий, так и возможности при стабильном рынке труда с высокой оплатой и низкими темпами инфляции.

Характеристики, подлежащие оценке при проведении SWOT-анализа в рамках прокурорской проверки, должны определяться исходя из субъектного состава и индивидуальных особенностей семьи, целей проведения прокурорской проверки. Вместе с тем можно предложить перечень наиболее универсальных из них.

Характеристики внутренней семейной среды:

1) состав семьи, степень ее сплоченности;

2) состав доходов семьи и их распределение внутри семьи;

3) жилищные условия (в том числе безопасность и санитарные условия жилища);

4) наличие предметов, обеспечивающих удовлетворение первичных потребностей человека (пища, вода, одежда, игрушки, условия для сна и обучения);

5) педагогическая компетентность родителей;

6) наличие факторов асоциальности семьи (зависимости, умышленная безработица, криминализация);

7) конфликтность внутри семьи;

8) организация совместного семейного досуга и досуга несовершеннолетних;

9) состояние здоровья несовершеннолетних и родителей (физического и психического);

10) наличие жалоб детей на родителей и родителей на детей;

11) степень активной самозащиты семьи от внешнего воздействия и угроз.

Характеристики внешней среды, окружающей семью:

1) экономическое состояние региона проживания (рынок труда, инфляция, социальная поддержка);

2) социокультурные особенности общности, к которой принадлежит семья (национальность, религия, традиции брака и воспитания, политические взгляды);

3) наличие форс-мажорных обстоятельств, которые не могли быть учтены семьей заранее (чрезвычайные ситуации, пожары, введение военного положения, мобилизация члена семьи и т. п.);

4) полнота реализации государством мер социальной и правовой защиты семьи;

5) степень давления органов образования и системы профилактики на семью и его обоснованность (профилактические учеты, посещение семьи, факты изъятия детей);

6) наличие устойчивых социальных связей семьи с внешним миром и степень их влияния на семью (коллеги, друзья, знакомые, родственники).

Представленные характеристики семейной среды, содержащие большое количество вопросов педагогики и психологии, обнаруживают необходимость подбора специалистов, привлекаемых к проверке еще на этапе ее подготовки. Поскольку SWOT-анализ во многом опирается на субъективные оценки, для обеспечения максимальной объективности выводов, получаемых по его результатам, целесообразно привлекать специалистов из числа лиц, не работающих в органах профилактики, чья деятельность входит в предмет проверки, в рамках которой проводится сам анализ.

На этапе проведения проверки осуществляется сбор фактических данных, необходимых для наполнения выбранных характеристик [7, с. 11]. В зависимости от предмета проверки и ее задач объем необходимой информации для оценки тех или иных характеристик будет разниться. Вычленить лишь необходимые сведения позволит применение принципа разумной достаточности, под которым понимается правильный выбор приоритетов и разумное расходование временных и организационных ресурсов в целях получения информации, достаточной для проведения оценки. Так, при оценке характеристики «наличие устойчивых социальных связей семьи с внешним миром и степень их влияния на семью» нет необхо-

димости анализировать связи родителей со всеми их коллегами. Однако если в трудовом коллективе происходит вовлечение одного из родителей в алкогольную зависимость, то такой факт нуждается в отражении в качестве угрозы благополучию семьи.

В целях сбора фактических данных изучаются документы, которыми располагают органы профилактики и прокурор. Руководствуясь принципом достаточности, прокурор может осуществить сбор эмпирического материала путем личного наблюдения за условиями проживания семьи, взаимодействием ее членов между собой и с иными лицами, опроса ребенка, членов его семьи, а также сотрудников органов профилактики и педагогов, непосредственно взаимодействующих с семьей. При этом прокурор использует наблюдение и опрос как стратегию создания целостного образа семьи [8, разд. VI]. Образ семьи, воспринятый посредством наблюдения прокурором, может существенно отличаться от образа, воспринятого сотрудником органа профилактики, особенно в случае, когда последний проявляет формализм и необъективность при оценке семейного благополучия. Таким образом, наблюдение прокурора за семьей является не подменой функций органов профилактики, а одним из способов сбора эмпирического материала для эффективной оценки деятельности указанных органов.

Сбор эмпирической базы для оценки характеристик внешней среды требует также анализа политико-экономического состояния условий, в которых проживает семья. Для этого разумно обладать актуальными данными об изменениях законодательства в социальной, трудовой, налоговой сферах. В ходе обязательного мониторинга СМИ может быть получена информация о тех решениях органов власти, которые могут создать угрозы или, наоборот, новые возможности для существования семьи.

Заключительный этап прокурорской проверки в части применения SWOT-ана-лиза зависит от полученной информации. Оценке подлежат как количественные, так и качественные показатели. В оценке части характеристик, для оценки которых необходи-

мы специальные знания, может участвовать привлеченный специалист. Например, привлечение специалистов психологов и социологов позволит более эффективно оценивать семейное благополучие в семьях «внешнего благополучия», где проблемы воспитания и социализации детей имеют латентный характер. При этом окончательный анализ всех собранных материалов и формулирование выводов прокурор должен проводить самостоятельно.

Нельзя забывать, что оценка внутренней среды семьи невозможна без оценки внешних угроз и возможностей. Их соотношение может свидетельствовать как о негативных тенденциях в семье, так и о попытках позитивного выхода из ситуации. Оценка семейной среды без учета соотношения внутренних и внешних факторов может привести к неверным выводам и решениям, которые усугубят семейную проблему. Наиболее выраженный положительный эффект использования SWOT-анализа как комплексного инструмента может быть достигнут при оценке семейного благополучия в семьях, в которых родители желают заботиться о своих детях, любят их, но по объективным причинам нездоровья, низкого уровня образования или невозможности трудоустроиться не могут в полной мере обеспечить реализацию функций семьи. В таком случае SWOT-анализ позволяет увидеть и оценить необходимость принятия соответствующих мер по преодолению слабых сторон семьи и возникших внешних угроз, избегая формальной оценки семейного благополучия в отрыве от существующей действительности.

Применение механизма SWOT-анализа прежде всего направлено на установление причин и условий неблагополучия семьи и поиска способов его устранения и профилактики. В то же время необходимо придерживаться принципа, согласно которому прокуратура не подменяет иные органы, в частности органы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних. Проведенный прокурором анализ семейного благополучия посредством SWOT-анализа в рамках проверки законности деятельности органов профилакти-

ки не должен подменять их деятельность, а призван оказать помощь в оценке соответствия закону принятых ими решений с учетом фактически сложившейся семейной среды, а также выявлении тенденций к формализму и необъективности должностных лиц органов профилактики при реализации профилактических мер.

Одновременно использование SWOT-анализа органами профилактики может повысить эффективность их деятельности, поскольку результаты анализа показывают исследователю широкую картину семейной среды, учитывающую и внутренние и внешние факторы.

В настоящее время единого для всех органов профилактики диагностического подхода в выявлении семейного неблагополучия не разработано. Существующие методики основываются на маркерах семейного благополучия, что в фактической деятельности органов профилактики приводит к поиску указанных маркеров без проведения комплексного анализа семейной среды. В то же время если органами профилактики применение SWOT-анализа должно быть организовано в комплексе с иными методиками, направленными в том числе на поиск подходящих форм профилактических мер, то в прокурорской деятельности применение исключительно данного метода является достаточным для оценки состояния законности.

SWOT-анализ как метод прокурорской проверки призван обеспечить эффективность прокурорской деятельности по защите прав несовершеннолетних в сложной с этической точки зрения сфере оценки благополучия семейной среды. Действуя в рамках принципа научности, указанный метод по итогам исследования предлагает широкую картину, но одновременно не требует глубокого вмешательства в жизнь семьи. Оценка не только внутренних сторон жизни семьи, но и внешних угроз и возможностей, а впоследствии и анализ деятельности органов профилактики создают механизм для обеспечения комплексной защиты семьи как социального института с сохранением баланса между публичными интересами общества и частными интересами семьи.

Список источников

1. Социология семьи : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности (040200) 0203000 «Социология» / А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков [и др.] ; под ред. А. И. Антонова. 2-е изд., испр. Москва : ИНФРА-М, 2010. 636 с.

2. Ермаков А. В. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних : специальность 12.00.11 «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура» : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ермаков Алексей Васильевич. Москва, 2007. 23 с.

3. Дытченко Г. В., Никитин Е. Л. Средства прокурорского реагирования (постановка и анализ проблемы, способы ее решения) // Криминалистъ. 2009. № 1 (4). С. 83 — 93.

4. Патрахина Т. Н. Swot-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации // Вестник евразийской науки. 2015. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-kak-instrument-planirovaniya-strategii-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 01.06.2022).

5. Коршунова О. Н. Защита прокурором прав несовершеннолетних в современных условиях: проблемы и решения // Защита здоровья нации и надзорная деятельность: актуальные вопросы и современные решения : монография по материалам Междунар. науч.-практ. симпозиума / под ред. Т. И. Отческой. Москва : Проспект, 2022. С. 208 — 215.

6. Коршунова О. Н., Головко И. И. Предмет деятельности прокурора — новая категория или необходимость // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 423. С. 207 — 218.

7. Прокурорская проверка: методика и тактика проведения : учеб. пособие / О. Н. Коршунова, Е. А. Бурмистрова, И. И. Головко [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Коршуновой. Санкт-Петербург : Юридич. центр, 2017. 431 с. (Учебники и учебные пособия).

8. Подберезный В. В., Шимко З. И. Наблюдение объекта как стратегия создания его образа // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nablyudenie-obekta-kak-strategiya-sozdaniya-ego-obraza (дата обращения: 01.09.2023).

Информация об авторе

О. К. Анацкая - аспирант Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

Information about the author

O. K. Anatskaya - Postgraduate Student of the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.