Научная статья на тему 'SWOT-анализ как инструмент формирования стратегии физкультурного вуза'

SWOT-анализ как инструмент формирования стратегии физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреенко Алексей Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы стратегического управления качеством образования. Учитывая, что образовательная деятельность вуза тесно связана с научной, административно-хозяйственной, финансовой, информационной, социальной и другими видами деятельности, задача руководства вуза установить четкие взаимодействия процессов, в ходе выполнения которых рождается новое качество, не присущее ни одному из них в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT-analysis as the formation tool of physical culture university strategy

The article studies the issues of strategic management of educational process quality. Considering that educational activity of higher institution is closely connected with scientific, administrative, financial, information, social and other kinds of activity, the task of university administration is to establish the accurate interactions of processes during performance of which the new quality that is not inherent to any of them taken separately is born.

Текст научной работы на тему «SWOT-анализ как инструмент формирования стратегии физкультурного вуза»

SWOT-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Алексей Сергеевич Андреенко, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры»

(ВГАФК)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы стратегического управления качеством образования. Учитывая, что образовательная деятельность вуза тесно связана с научной, административнохозяйственной, финансовой, информационной, социальной и другими видами деятельности, задача руководства вуза - установить четкие взаимодействия процессов, в ходе выполнения которых рождается новое качество, не присущее ни одному из них в отдельности.

Ключевые слова: качество образования, менеджмент качества, стратегическое планирование

SWOT-ANALYSIS AS THE FORMATION TOOL OF PHYSICAL CULTURE

UNIVERSITY STRATEGY

Alexei Sergeevich Andreyenko, the post-graduate student,

Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article studies the issues of strategic management of educational process quality. Considering that educational activity of higher institution is closely connected with scientific, administrative, financial, information, social and other kinds of activity, the task of university administration is to establish the accurate interactions of processes during performance of which the new quality that is not inherent to any of them taken separately is born.

Keywords: quality of education, quality management, strategic planning.

ВВЕДЕНИЕ

Интеграция России в мировое образовательное пространство, реализация принципов Болонского соглашения, новые социально-экономические реалии выдвинули новые требования к качеству высшего образования [1, 4]. Мировая практика свидетельствует, что развитие высших учебных заведений определяется и тем, как в сложившихся условиях решается проблема обеспечения качества подготовки специалистов. Поэтому ее решение стало основой государственной образовательной политики и центральным звеном деятельности Министерства образования Российской Федерации [2].

В условиях усиливающейся конкуренции в образовательной среде и вхождения России в Болонский процесс, решить эту проблему поможет эффективная система менеджмента качества образовательного учреждения, в том числе вуза педагогического и физкультурного профиля, основанная на мониторинге, измерении и самооценке.

Наиболее популярным методом изучения основных условий, в которых организация должна работать, в стратегическом менеджменте является SWOT-анализ. SWOT-метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Как отмечают Е.А. Князев и К.Таверньи [3], имеется реальная возможность в рамках SWOT-анализа анализировать вуз и его окружение в терминологии делового мира. Вуз производит собственный продукт, имеет определенные ресурсы, соперничает на определенном рынке и занимает определенную его долю; ему характерен определенный производственный процесс, он связан со своими заказчиками и т.д. Для каждого из направлений производится поиск сильных и слабых внутренних сторон, возможностей и угроз во внешней среде. В результате проведенного анализа вырабатываются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности ву-

за.

Для повышения продуктивности и результативности деятельности ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» - активно осваивает методы стратегического управления качеством образования. Учитывая, что образовательная деятельность вуза тесно связана с научной, административно-хозяйственной, финансовой, информационной, социальной и другими видами деятельности, задача руководства вуза - установить четкие взаимодействия процессов, в ходе выполнения которых рождается новое качество, не присущее ни одному из них в отдельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В проведении самооценки методом SWOT-анализа участвовало: 7 структурных подразделений, 19 кафедр и 4 факультета: Факультет физической культуры, Факультет физической культуры и спорта, Факультет довузовской подготовки, Факультет заочного обучения.

Таблица 1

Фрагмент агрегатированных результатов обобщенной матрицы SWOT-анализа

Возможности 1. Реализация программы дополнительного финансирования из бюджетных и внебюджетных источников. 2. Создание службы качества образовательной деятельности академии. 3. Использование существующих возможностей для перехода академии на путь инновационного развития. Угрозы 1. Демографический, социальный и экономический кризис в стране и его последствия. 2. Низкий уровень здоровья нации, массовости физической культуры и спорта. 3. Высокая конкуренция в образовательном пространстве.

Сильные стороны 1. Статус академии как федерального государственного образовательного учреждения с бюджетным финансированием. 2. Наличие достаточной материально-технической базы. 3. Возможность получения внебюджетных средств за счет оказания платных услуг. ПОЛЕ СИВ 1. С 2 і В 3 становление и развитие академии как инновационной структуры, входящей в инновационный сектор экономики региона. 2. С 1 і В 2 повысить контроль качества образовательной деятельности студентов и число специализаций, увеличить заинтересованность работодателей в выпускниках академии. 3. С 2 і В 1,2 расширить поиск потенциальных спонсоров, инвесторов и деловых партнерові. ПОЛЕ СИУ 1. С 2,3 ^ У 3 изыскать возможность привлечения внебюджетных средств и повысить имидж вуза. 2. С 1,2 ^ У 1,2 потенциальных абитуриентов может привлечь в вуз наличие общежития для студентов, МТБ, разнообразие направлений и специализаций.

Слабые стороны 1. Старение материальнотехнической базы. 2. «Старение кадров», уход квалифицированных преподавателей и молодых перспективных работников в другие вузы или коммерческие структуры из-за низкой заработной платы, слабый кадровый резерв. 3. Слабо развитая система непрерывного образования. ПОЛЕ СЛВ 1. В 3 і Сл 2 бюджетное повышение з/п, а также доплата из внебюджетных источников, переход на инновационный путь развития сделает привлекательной работу ППС. 2. В 2 і Сл 3 расширение номенклатуры образовательных программ и услуг, усиление профориентационной работы с общеобразовательными школами, постоянно действующие подготовительные курсы - обеспечат больший приток абитуриентов, и устойчивая связь с внешней средой -трудоустройство выпускников. ПОЛЕ СЛУ 1. С 2 ^ У 3 Материальное стимулирование персонала из внебюджетных средств, переход на инновационный путь развития. 2. С 3 ^ У 1,2 снизить негативное влияние этих факторов поможет наличие общежития для студентов, МТБ, разнообразие направлений и специализаций, система довузовской подготовки абитуриентов, хорошо организованная РЯ - кампания.

Каждой службе предлагалось заполнить матрицу SWOT-анализа на академию.

На основании совокупного мнения всех участников самооценки экспертов - сотрудников академии и их статистической обработки была построена обобщенная матрица SWOT-анализа академии.

Суть ее заключалась в совместном рассмотрении внешней и внутренней среды вуза, а затем в разделении событий в каждой из этих частей на благоприятные и неблагоприятные. Для установления связей между ними заполнялась матрица SWOT. Как видно из таблицы 1, в ее левой части выделяются два блока: “сильные стороны”, “слабые стороны”, в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны вуза. В верхней части матрицы также выделяются два блока “возможности” и “угрозы”, в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуются четыре поля: СИВ “сила и возможности”; СИУ “сила и угрозы”; СЛВ “слабость и возможности”; СЛУ “слабость и угрозы”. На каждом из полей были рассмотрены все возможные парные комбинации и выделены те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения вуза.

На основе корреляционного анализа названных групп факторов были разработаны и рекомендованы пути совершенствования деятельности академии на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом состояния внутренней среды вуза, а также внешней среды его окружения. Наиболее существенные рекомендации:

а) развитие материально-технической базы академии, реконструкция и все виды ремонта учебно-спортивных комплексов, а также других объектов;

б) интеграция в вопросах подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта: создание учебно-педагогических комплексов с Михайловским педагогическим колледжем, Жирновским педагогическим училищем, Волгоградским училищем олимпийского резерва, Волгоградским социально-педагогическим колледжем;

в) активная работа по изысканию возможности привлечения внебюджетных финансовых средств, мотивация персонала из этих средств и социальная поддержка студентов.

Рекомендуемые по итогам SWOT-анализа основные мероприятия дополнили существующую концепцию развития ФГОУ ВПО «ВГАФК» на период 2006-2015 гг.

ВЫВОДЫ

1. Исследования, выполненные в академии с использованием SWOT-анализа, подтвердили актуальность и своевременность существующих планов и программ по развитию вуза, внедрение современных компьютерных технологий и т.д.

2. Наряду с позитивными тенденциями развития академии по итогам SWOT-анализа выявлены определенные недостатки в ее деятельности: проблема «старение кадров», недостаточная связь с работодателями и довузовскими образовательными учреждениями и др.

3. В результате выполненных исследований разработаны дополнительные мероприятия по совершенствованию деятельности академии с учетом состояния внутренней среды вуза, а также внешней среды его окружения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, В.Г. Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в вузе / В.Г. Белкин, Е.Б. Гаффорова, В.А. Балабан // Болонский процесс и качество образования. Ч. 3 : Опыт вузов. - Нижний Новгород, 2005. - C. 74-82.

2. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений / составитель Азарьева В.В. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. электротехн. ун-та "ЛЭТИ", 2005. - 132 с.

3. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред. Е. А. Князева. - Казань : Унипресс, 2001. - 528 с.

4. Наварецкий Д. Подготовка специалистов по физической культуре (исторические аспекты и современные европейские тенденции) / Д. Наварецкий, Ю. Войнар .Черкассы «Вщлуння-Плюс» - 2005. - 172 с.

Контактная информация: [email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОРНОМ ТУРИЗМЕ

Шамиль Гусейнович Арадахов, старший преподаватель,

Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ),

г. Махачкала

Аннотация

В статье представлены экспериментальные материалы по обоснованию методики базовой подготовки спортсменов в горном туризме, позволяющей унифицировать ее содержание в различных видах горного туризма.

Ключевые слова: методика, содержание, базовая подготовка, горный туризм.

EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF THE CONTENT AND METHODOLOGY OF BASE PREPARATION IN MOUNTAINEERING

Shamil Gusejnovich Aradahov, the senior teacher,

The Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala

Annotation

The article presents the experimental materials on justification of the methodology for base preparation of athletes in mountaineering, allowing to unify its content in various kinds of mountaineering.

Keywords: methodology, content, base preparation, mountaineering.

ВВЕДЕНИЕ

Особое значение в горном туризме имеет базовая подготовка, которая закладывает основу физической и технико-тактической подготовленности и служит не только фундаментом спортивного совершенствования, но и является одним из основных факторов безопасности. Однако в настоящее время уровень методической подготовленности инструкторов и тренеров снизился, и, как следствие, снизилось качество подготовки горных туристов, и естественно возросла вероятность происшествий [2].

Анализ программ подготовки в различных видах горного туризма показывает, что время, отводимое на освоение умений и навыков преодоления одних и тех же препятствий в различных видах туризма, в различных учебно-тренировочных центрах может различаться на 30-50%, отличается также и последовательность освоения отдельных технических приемов и действий. Нет единства мнений специалистов и в вопросах оценки уровня физической, технической и тактической подготовленности горных туристов [1,3].

В ходе исследования состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:

- между потребностью в повышении качества подготовки горных туристов и отсутствием единых взглядов специалистов к определению содержания и методики, обеспечивающей необходимую базовую подготовку;

- между существующими системами базовой подготовки в различных видах туризма, обусловленными их специализацией, возможностью интеграции и взаимоза-менения этих систем, и недостаточной теоретико-практической разработанностью подходов в реализации этой возможности;

- между необходимостью формирования у спортсменов на этапе базовой подготовки знаний, умений и навыков, обеспечивающих не только спортивное совершен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.