УДК 378:159.922
СВЯЗИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© 2013 О.К.Позднякова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 05.09.2013
В данной статье рассматриваются направления деятельности преподавателя педвуза по формированию нравственного сознания будущего учителя, дополнительность которых обеспечивается реализацией связей взаимодействия между ними, и раскрывается содержание таких связей.
Ключевые слова: преподаватель, нравственное сознание, будущий учитель, направления деятельности, связь взаимодействия.
Среди тенденций, характерных для развития современного российского
образования, отчет-ливо прослеживается тенденция формирования успешного человека, ориентированного в пер-вую очередь на пользу и благо для себя, а не для другого. В данном контексте зачастую забывается, что нравственное воспитание уча-щегося должно приводить к тому, что его благо начнет совпадать с благом другого человека, с которым он связан и взаимодействует.
Преодолеть данную тенденцию возможно за счет подготовки учителя, понимающего, что натуральные (материальные) блага, которые являются одним из критериев успешности в жизни, могут и должны быть «конвертируемы» в нравственную ценность, что становится возможным тогда, когда субъект готов не только получать благо для себя, но и обеспечивать это благо другим. Речь идет об учителе, у которого сформировано нравственное сознание. Нравственное сознание учителя, отражая, созидая, преобразуя педагогическое пространство, способствует развитию у педагога нравственной ориентации на познание мира и ученика, на решение многообразных педагогических проблем сквозь призму нравственности.
Подготовка такого учителя осуществляется в процессе обучения студентов в педагогическом вузе. В данной статье мы обозначим направления деятельности преподавателя педагогического вуза и раскроем содержание связей взаимодействия между ними.
Направлениями деятельности преподавателя по формированию нравственного сознания студентов - будущих учителей, определяемыми в контексте структурных компонентов нравствен-
Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики. E-mail: oksana 19 70@mail. ru
ного сознания, в качестве которых мы выделяем этическое, моральное знание и понятия нравственного сознания, являются:
1. Формирование у студентов нравственных представлений (знаний) и понятий о морали, педагогической морали (этическое образование и нравственное просвещение будущих учителей). Цель этического образования и нравственного просвещения - формирование этического и морального знания, которое составляет материал для становления личностных форм нравственного сознания в контексте духовно-практического освоения мира студентами в морали, определяющими (личностные формы) моральный строй их педагогического мышления. Средство - создание «среды события знания».
2. Формирование опыта нравственной деятельности студента. Цель - формирование моральных мотивов поступков-действий и формирование способности будущего учителя к оцениванию реализованных нравственных отношений по критерию добра и зла, должного и недолжного. Средство - создание ситуаций морального выбора действий и поступков.
3. Организация нравственной практики студентов. Цель - формирование рефлексивно-нравственного отношения к социальной и к педа-гогической действительности, к учащимся и т.д., развитие личностных форм нравственных сознания будущего учителя, определяющих моральный строй его педагогического мышления. Средство - создание ситуаций рефлексивного поведения и рефлексивной деятельности.
Данные направления деятельности преподавателя вуза, реализуемые как в процессе обучения, так и при организации внеаудиторной работы студентов, взаимосвязаны и взаимодо-полнительны. Каждое направление решает свои приоритетные задачи. Так, формирование зна-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(4), 2013
нии о морали, о педагогической морали на уровне теории через создание «среды события знания» связано с развитием у будущего учителя способности к духовно-практическому освоению мира в морали в целом и в педагогической морали в частности. Знание «участвует» в обосновании способов морального выбора. Формирование моральных мотивов действий-поступков через создание ситуаций морального выбора связано с развитием у студентов способности к моральному выбору и оцениванию его результатов, с развитием личностных форм нравственного сознания, которые (формы) служат основой для выражения нравственных отношений и производства оценок. Формирование у студентов рефлексивно-нравственного отношения к социальной и к педагогической действительности, к учащимся и т.д. через создание ситуаций рефлексивного поведения и рефлексивной деятельности связано с развитием у них способности к морально-этической педагогической рефлексии, к оцениванию собственных действий-поступков, с развитием личностных форм нравственного сознания.
Как видим, каждое последующее направление деятельности преподавателя вуза базируется на предшествующем направлении. Однако это не замкнутый круг, последний «виток» которого представлен нравственной практикой. Результаты оценивания студентами действий-поступков, педагогической деятельности дают им представление во имя чего они овладевали знанием о морали, о педагогической морали, знанием педагогической теории, что становится отправным моментом для определения ими новых ориентиров духовно-практического освоения мира, педагогической действительности. Самостоятельное формирование ориентиров и их осознание студентами указывает им стратегию движения по избранному пути. «Во имя чего?» и «Каков путь?» - это, как подчеркивает В.Н.Сагатовский, и есть мировоззренческий уровень1 духовно-практического освоения мира в морали, которое происходит при участии нравственного сознания.
Каждое направление деятельности преподавателя переходит в последующее направление, а каждое нижерасположенное «подчиняется» вышерасположенному направлению. Так, понятия нравственного сознания (личностные его формы) служат для выражения различных сторон нравственного отношения, реализуемых в нравственной деятельности, для производства
оценок педагогической реальности и действий-поступков (нравственная практика).
Нравственная практика дает будущему учителю ответ на вопрос: «Как принимались решения в ситуации морального выбора?», а нравственная деятельность дает ответ на вопрос: «Что надо знать будущему учителю об этике, о педагогической этике, о педагогике?».
Дополнительность направлений деятельности преподавателя педагогического вуза по формированию нравственного сознания будущего учителя достигается за счет реализации связей взаимодействия, связей порождения и связей преобразования (И.В.Блауберг2) между направлениями. Мы остановимся на содержании связей взаимодействия.
Суть этих связей заключается в том, что формируемые в учебном процессе и во внеаудиторной работе представления студентов о морали, о педагогической морали, о нормах, о принципах педагогической деятельности и т.д., являющиеся по сути этическим, моральным, педагогическим знанием, еще не гарантируют требуемого, должного поведения учителя. Однако в детерминации поведения и деятельности они важны, поскольку информированность студента, ученика о нормах и правилах поведения, деятельности, общения является основой для осознания ими собственного поведения, деятельности и взаимодействия друг с другом. Знание - это не только составляющая информации о нормах педагогической деятельности и т.д. Знание необходимо студенту для оценивания результатов деятельности воспитания, обучения и образования учащихся в целом и для осуществления их нравственного воспитания в частности. Нравственное сознание в отличие от этики как науки не изучает мораль, ее функции, не устанавливает законов и т.д., а выражает отношение учителя к действительности, к человеку, к ученику и т.д., в структуре которого (отношение) находится и оценочное отношение. Знание начинает выполнять функцию оценки тогда, когда оно осмысленно, когда свершилось «событие знания», которое присуще «именно смысловой составляющей знания»3. Оценивание, осуществляемое будущим учителем на основе и при участии знания, смысловая составляющая которого свидетельствует о свершившемся «событии знания» является необходимым моментом морального выбора действий и поступков. Развивая идеи В.П.Бездухова
1 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч.
- Ч. 1. - Введение: философия и жизнь. - СПб.: 1997.
- С. 13.
2 Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: 1977. - С. 254 - 258.
3 Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен
// Что значит знать?: Сб. научных ст. - М.: 1999. -
С. 60 - 99. - С. 67.
о смысловой составляющей знания, которая наполняет информацию учителя смыслом и определяет способ его бытийствования в педагогическом пространстве4, скажем, что смысловая составляющая этического, морального знания сливает воедино процессы обоснования морального выбора (этическое, моральное знание обосновывает этот выбор) и освящения этого выбора (смысловая составляющая этого знания освящает этот выбор). Результаты нравственной деятельности, нравственной практики в целом и результаты морального выбора в частности осмысливаются будущим учителем на основе категорий этики, педагогической этики или понятий нравственного сознания, что показывает на различие между научным, этическим знанием и нравственным сознанием. Понятия нравственного сознания есть не что иное, как личностные формы нравственного сознания будущего учителя, на основе которых он оценивает и выражает нравственное отношение к социальной и к педагогической действительности, к учащимся, к самому себе и т.д. Из этого следует, что нравственные отношения существуют не только как компонент нравственного сознания. Они, определяя, характеризуя содержание нравственной деятельности будущего учителя, существуют и как форма его нравственной практики.
Обосновав наличие и роль смысловой составляющей этического, морального, педагогического знания в оценивании, в моральном выборе, мы вступили в область психологии, разрабатывающей проблему структуры сознания личности человека.
Так, А.Н.Леонтьев, поставив вопрос, из чего состоит сознание, как оно возникает, каковы его источники, выделил в сознании такие структурные его компоненты, как чувственную ткань образа, значение и личностный смысл5. Мы не осмысливаем проблему структуры нравственного сознания с психологической точки зрения в терминах теории А.Н.Леонтьева, поскольку идеи ученого о структуре сознания человека получили свое развитие в работах А.Ю.Агафонова, Г.В.Акопова, В.М.Аллах-вердова, А.А.Бодалева, Б.С.Братуся, В.П.Зин-ченко, Д.А.Леонтьева, В.Н.Мясищева В.И.Сло-бодчикова, Е.И.Исаева и других. Следует отметить также и исследование Л.В.Вершининой, посвященное проблеме структуры ценностного сознания. Л.В.Вершинина осмыс-
лила такие структурные компоненты сознания как значение и смысл в контексте теории ценностей в той ее части, в которой ценность трактуется как «значение», «отношение» (М.С.Каган6), как «осознанный смысл жизни», «смысловое образование» (Б.С.Братусь7).
Однако считаем необходимым обратиться к идеям В.П.Зинченко, который дополнил и развил идеи А.Н.Леонтьева о структуре сознания человека8. Наше обращение к теории В.П.Зин-ченко о структуре сознания, который, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделил биодинамическую ткань движения и действия и обосновал, как подчеркивает В.И.Слободчиков, двуслойную уровневую структуру и четыре единицы анализа со-знания9, обусловлено тем, что она (теория) позволяет нам обосновать, как происходит развитие и становление личностных форм нравственного сознания будущего учителя в процессе реализации направлений деятельности преподавателя педагогического вуза, формирующего нравственное сознание будущего учителя.
Не описывая каждый из компонентов структуры сознания, что достаточно полно осуществлено как В.П.Зинченко, так и В.И.Сло-бодчиковым10, не раскрывая связь между слоями сознания, осмыслим данные уровни и структуры сознания, исходя из решаемой задачи, связанной с раскрытием сущности связей взаимодействия между направлениями деятельности преподавателя по формированию нравственного сознания будущего учителя.
Так, в процессе этического образования и нравственного просвещения студентов мы не просто сообщаем им знание о морали, о педагогической морали и т.д., но создаем условия для перехода «от информации к мысли и от мысли к действию»11. Суть перехода от информации к мысли, с нашей точки зрения, заключается в том, что применение информации опосредуется мыслью, что и делает ее осмысленным знанием (смысловая составляющая знания). Переход от информации к мыс-
4 Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: 2002. - С. 82.
5 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2 т. -Т. 2. - М.: 1983. - С. 94 - 231. - С. 171 - 186.
6 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С. 51.
1Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). - М.: 1985. - С. 32 - 44.
8 Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15 - 36.
9 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М.: 1995. -С. 188.
10 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.....- С. 188 - 191.
11 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: 1991. - С. 40.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(4), 2013
ли, с нашей точки зрения, осуществляется в рамках рефлексивного слоя нравственного сознания. Результаты перехода от мысли к действию (действию-поступку - О.П.), как мы полагаем, находят свою определенность в бытийном слое нравственного сознания, который, как подчеркивает В.П.Зинченко, есть наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, есть материал, из которого строятся целесообразные действия12.
Реальная ценность реализуемых в нравственной деятельности действий и поступков проявляется в нравственной практике, которая позволяет выявить мотивы и намерения будущих учителей. В смысловой оценке, включенной в биодинамическую и чувственную ткани нравственного сознания, образующие содержание бытийного его слоя, просматривается система отношений будущего учителя к миру и к людям. Критерием такой оценки являются категории этики, педагогической этики, понятия морали, педагогической морали, они же понятия нравственного сознания, служащие основой для производства оценок реальности и поступков, действий, в том числе, совершаемых в
уме. Последние «присутствуют» в бытийном слое сознания будущего учителя.
Этическое, моральное, педагогическое знание, ценности, словом, значения, предъявляемые студентам в процессе этического образования, наделяются ими смыслом (рефлексивный слой нравственного сознания будущего учителя) как в моделируемом в учебном процессе контексте нравственной деятельности, так и в реальном контексте в период педагогической практики и внеаудиторной работы.
Осмысление слоев сознания и единиц их анализа, предложенных В.П.Зинченко, позволившее нам обосновать связи взаимодействия между направлениями деятельности преподавателя, показывает, что при формировании нравственного сознания будущего учителя обойтись только чисто учебными задачами не представляется возможным. Требуется организация нравственной деятельности и нравственной практики будущих учителей, результаты которой подвергаются ими морально-этической и педагогической рефлексии.
12Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания .... - С. 15 - 36. - С. 24.
LIAISONS BETWEEN THE DIRECTIONS OF HIGHER EDUCATION LECTURER'S ACTIVITY IN FORMING THE MORAL CONSCIOUSNESS OF A FUTURE TEACHER
© 2013 O.K. Pozdnyakova"
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article examines the direction of Teachers' Training Institute lecturers' activity in forming the moral consciousness of a future teacher, the supplementation of which is provided by realizing liaisons between them; and reveals the content of such interactions.
Key words: lecturer, moral consciousness, future teacher, the directions of activity, liaison.
° Oksana Konstantinovna Pozdnyakova, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Corresponding member of Russian Academy of Education, Professor of Pedagogy department. E-mail: oksana 19 70@mail. ru