Научная статья на тему 'Методы изучения этического сознания будущего учителя'

Методы изучения этического сознания будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
379
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ / FUTURE TEACHER / ETHICAL CONSCIOUSNESS / METHODS OF STUDYING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бездухов Артем Владимирович

В данной статье делаются пояснения относительно того, с помощью каких методов научно-педагогических исследований возможно изучать, какие категории этики «знает» этическое сознание будущих учителей; какие моральные ориентиры «видит» их этическое сознание; что «знает» их этическое сознание о комплементарных отношениях между этическим категориями; на какие категории этики «обращает внимание» этическое сознание будущих учителей в ситуации морального выбора, в ситуации рефлексивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDYING OF A FUTURE TEACHER’S ETHICAL CONSCIOUSNESS

The article gives explanations about scientific-pedagogical research methods that can be used for studying categories of ethics future teachers’ ethical consciousness «knows», the moral «compasses» their ethical consciousness «sees», what their ethical consciousness «knows» about complementary relationships between ethical categories and what ethical categories future teachers’ consciousness «pays attention to» in the situations of moral choice and reflexive behavior.

Текст научной работы на тему «Методы изучения этического сознания будущего учителя»

УДК 37.01+122:17

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© 2013 А.В.Бездухов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 30.08.2013

В данной статье делаются пояснения относительно того, с помощью каких методов научно-педагогических исследований возможно изучать, какие категории этики «знает» этическое сознание будущих учителей; какие моральные ориентиры «видит» их этическое сознание; что «знает» их этическое сознание о комплементарных отношениях между этическим категориями; на какие категории этики «обращает внимание» этическое сознание будущих учителей в ситуации морального выбора, в ситуации рефлексивного поведения. Ключевые слова: будущий учитель; этическое сознание; методы изучения.

Формирование этического сознания будущего учителя - важная социально-нравственная и педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы современного общества, стремящегося к поощрению добра, к претворению его в жизнь, и современного образования, ориентированного на творение добра таким образом, чтобы «добро в себе и для себя»1 учителя становилось «добром в себе и для себя» учащегося.

Чтобы получить представление о результатах своей этико-педагогической деятельности по формированию этического сознания будущего учителя, преподаватель педагогического вуза должен иметь представление о категориальном строе такого сознания первокурсников. Решение данной задачи требует отобрать такие методы научно-педагогических исследований, с помощью которых становится возможным, во-первых, изучать то, какие категории этики и понятия морали «знает» этическое сознание будущих учителей; во-вторых, выявлять, какие моральные ориентиры «видит» их этическое сознание; в-третьих, выявлять, что «знает» их этическое сознание о комплементарных отношениях между этическим категориями; в-четвертых, выявлять, на какие категории этики «обращает внимание» этическое сознание будущих учителей в ситуации морального выбора, в ситуации рефлексивного поведения; в-пятых, выявлять принципы, которыми руководствуются студенты при снятии проблемности этической ситуации, при осуществлении морального выбора, при объяснении поступков и действий другого человека (других людей) в их соотношении со своими поступками и действиями.

Бездухов Артем Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: red-flag@yandex. ru

1 Гегель. Энциклопедия философских наук: в 4 т. - Т. 3. - Философия духа. - М.: 1977. - С. 336.

Выявляя, какие категории этики и понятия морали «знает» этическое сознание будущих учителей, мы узнаем, чем «ведает» их сознание о категориях этики, педагогической этики.

Следует отметить, что выявляя, какими категориями этики и понятия морали «ведает» этическое сознание будущих учителей, мы обнаруживаем «белые» пятна незнания студентов. Ведать, читаем в толковом словаре русского языка В.И.Даля в современной его версии, означает «знать, иметь о чем-то сведение <...> знание»2. «Ведение, - пишет С.Л.Катречко, -представляет собой некоторую незаполненную «карту», которая делает возможным последующую деятельность по выявлению и исследованию «белых» пятен не-знания. Именно в этом смысле ведение, выступая как своеобразный медиатор между состоянием не-знания и знания, делает возможным переход от первого ко второму состоянию»3.

Выявляя, какие моральные ориентиры «видит» этическое сознание будущих учителей, мы, по сути, выявляем, какими моральными ориентирами оно ведает и на какие ориентиры оно «обращает внимание». Принцип «видеть» -«обратить внимание», как подчеркивает Л.П.Киященко, покоится на фундаментальной генетической предрасположенности - нацеленности на построение взаимоотношений с миром, прежде всего - на основе различных форм ви-зуализации4.

Выявляя, что «знает» этическое сознание студентов о комплементарных этических категориях, мы, как и в случае с выявлением того, что «знает» их сознание о категориях этики,

2 Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: 2004. - С. 105.

3 Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен / / Что значит знать?: Сб. науч. ст. - М.: 1999. - С. 60 - 99. - С. 69.

4 Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании?

// Что значит знать?: Что значит знать?: Сб. науч.

ст. - М.: 1999. - С. 100 - 110. - С. 103.

педагогической этики, выявляем «белые» пятна незнания студентов о категориях, находящихся в комплементарных отношениях. Выявляя, на какие категории этики «обращает внимание» этическое сознание будущих учителей в ситуации морального выбора, ситуации рефлексивного поведения, мы, как и в случае с выявлением того, на какие моральные ориентиры «обращает внимание» такое сознание студентов, выявляем нацеленность будущих учителей на построение взаимоотношений с миром и с другими людьми.

Определяя то, какими принципами руководствуются студенты при снятии проблемности этической ситуации, осуществлении морального выбора, при объяснении поступков и действий другого человека (других людей) в их соотношении со своими поступками и действиями, мы уясняем, как будущие учителя оценивают свои поступки и поступки другого.

Сделаем пояснения относительно необходимости выявления принципов, которыми руководствуются студенты при снятии проблемности этической ситуации, осуществлении морального выбора, при объяснении поступков и действий другого человека (других людей) в их соотношении со своими поступками и действиями.

Прежде чем сделать такие пояснения, следует отметить, что в нашей работе мы употребляем понятия «принцип этики» и «принцип морального выбора» как идентичные понятия. Методологической основой данного утверждения являются, во-первых, положение Ю.А.Шрейдера о том, что в каждой этической системе дается своя картина ситуации морального выбора, в которой обнаруживаются универсальные характеристики такой ситуации, определенные ученым как принципы этики5. Во-вторых, положение А.В.Разина о том, что предметом этики, проясняющей основания морального выбора, демонстрирующей личности способы рассуждений о жизни, которые были уже осуществлены в истории человечества, в самом общем виде является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которого он совершается6. В-третьих, положение В.А.Василенко о том, что первоисточником принципов являются реальные, вытекающие из наличных условий существования людей практические нравственные от-ношения7.

Прояснить основания морального выбора человека способны вытекающие из его реальных

5 Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: 1998. - С. 26.

6 Разин А.В. Этика: учебник для вузов. - М.: 2003. -С. 14 - 15.

7 Василенко В.А. Мораль и общественная практика. -М.: 1983. - С. 152.

нравственных отношений принципы. Таким принципами являются принципы морального выбора. Когда мы ведем речь о пояснении необходимости выявления принципов этики, мы имеем в виду пояснения относительно того, в каком соотношении находятся между собой принципы этики и категории этики, с помощью которых оформляется этическое сознание учителя. На первый взгляд, все просто. Достаточно только сослаться на то, что этическое мышление «есть образ мышления, связанный с оценкой поступков и принципов»8, что рациональный уровень нравственного сознания включает знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали9.

Связь между принципами этики и категориями этики достаточно четко, на наш взгляд, раскрыта А.Г.Харчевым, отмечающим, что понятие «принцип» обозначает уже обретшее форму моральное содержание, а сами этические категории, соответствующие моральным принципам, должны быть научным выражением этих принципов как элементов морали в целом, в единстве их содержания и формы, исторической и логической структур10. Однако, как подчеркивает В.П.Бездухов, если исходить из того, что этические категории соответствуют моральным принципам, то долг, ответственность, благо, добро как категории должны являться принципами морали, принципами этики. На самом деле категории добра, блага и т.д. не являются принципами этики11.

В то же время содержание принципов морального выбора не может быть раскрыто без учета содержания этических категорий, которое явно или неявно «присутствует» в том или ином принципе. Другими словами, принципы этики (морального выбора) должны быть основаны на категориях этики.

Понимание того, что принципы этики должны быть основаны на категориях этики, не является новым в науке. Еще И.Кант утверждал, что «принципы должны быть основаны на понятиях; на всякой другой основе могут иметь место только вспышки, которые не могут дать человеку никакой моральной ценности и даже уверенности в себе, без чего не быть сознания своего морального убеждения и морального ха-

8Кобляков В.П. Этическое сознание. - Л.: 1979. - С. 27.

9 Мишаткина Т.В. Структурно-функциональный анализ морали // Этика: учебное пособие / Под ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. - Минск: 2002. - С. 100 - 128. - С. 118.

10 Харчев А.Г. Этика и мораль // Предмет и система этики. - М.; София: 1973. - С. 69 - 91. - С. 76 - 77.

11 Бездухов В.П. Культура и образование // Кулют-кин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя - Самара: 2002. - С. 66 - 173. - С. 93.

рактера, а это сознание - высшее благо в человеке. Эти понятия, если они должны стать субъективно практическими, не должны останавливаться на объективных законах нравственности, чтобы восхищаться ими и высоко ценить по отношению к человечеству, а должны рассматривать представление о них по отношению к человеку и к его индивидуальности»12.

Например, такой принцип морального выбора, как принцип возрастания субъекта мора-ли13, получает свое обоснование через привлечение категории «благо»: «моральное благо нельзя обрести сразу на всю жизнь в результате одного поступка»14, то есть основывается на категории «благо». Принцип диктата совести -через привлечение категории «совесть»: «моральное поведение требует внимательно следовать предупреждениям совести»15, то есть основывается на категории «совесть» и т.д.

Следует иметь в виду, что при формулировании принципов этики Ю.А.Шрейдер употребляет категории блага, совести и др. в теоретическом смысле, но не в моральном смысле. Это объясняется тем, что раскрытие содержания принципов этики есть для ученого область теоретических проблем. В принципе не зафиксировано «лицо», от имени которого данный принцип формулировался бы.

Мы согласны с мнением ученых, что и принципам этики, и категориям этики свойственна высокая степень обобщенности. Это есть общее между принципом этики и этической категорией, которое, однако, не покрывает собой различия между ними. Суть же различий заключается в следующем: если этические категории оформляют этическое сознание учителя, то принципы этики не оформляют такого сознания, они могут лишь руководить деятельностью учителя по категориальному оформлению такого сознания; если категория этики фиксирует и сущее, и должное, то принцип этики (принцип морального выбора) фиксирует только должное.

Осмысление идеи И.Канта о том, что понятия, находящиеся в основаниях принципов, должны стать субъективно практическими16, дает нам основание утверждать, что категориально оформляемое этическое сознание учителя есть субъективный способ бытия этического отношения.

Заметим, что понимание того, что сознание есть субъективный способ существования отно-

шений, не является новым в науке. Так, Т.В.Мишаткина отмечает, что моральное сознание - это субъективный способ бытия нравственных отношений17. Аналогичные точки зрения мы находим у О.К.Поздняковой, согласно которой «нравственное сознание есть субъективный способ существования нравственных отношений»18, а также у Л.В.Вершининой, утверждающей, что «ценностное сознание есть субъективный способ бытия ценностных отношений, поскольку знание, значение, смысл, идеал, понятия и категории, выступающие в значении ценностей, определяют субъективные ценностные отношения личности учителя»19.

Понимание того, что этическое сознание учителя есть субъективный способ бытия этического отношения, означает, что бытие этического отношения «в учителе» есть основание такого отношения. Данное утверждение базируется на идее Т.В.Мишаткиной, отмечающей, что «бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, прочувствование, становится их основанием и обоснованием»20.

Указывая на то, что бытие этического отношения «в учителе» предполагает его (отношения) отражение и осмысление, мы не включили в состав такого отношения «прочувствование», предполагающее бытие такого этического отношения. Это объясняется тем, что, как было выявлено выше, категория есть область и структура теоретических проблем, а не строй переживаний, который понуждает человека совершать поступки.

Выявление того, какие категории этики и понятия морали «знает» этическое сознание будущих учителей, какие моральные ориентиры «видит» их этическое сознание, что «знает» их этическое сознание о комплементарных этических категориях, осуществляется с помощью метода понятийного словаря.

Выявление того, на какие категории этики «обращает внимание» этическое сознание будущих учителей в ситуации морального выбора, в ситуации рефлексивного поведения, какими принципами руководствуются студенты при снятии проблемности этической ситуации, при осуществлении морального выбора, при объяснении поступков и действий другого человека

12 Кант И. Критика практического разума. - СПб.: 1995. - С. 253.

13 Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: 1998. - С. 255.

14 Шрейдер Ю.А. Этика.....

15 Шрейдер Ю.А. Этика.....- С. 256.

16 Кант И. Критика практического разума..- С. 253.

17 Мишаткина Т.В. Структурно-функциональный анализ морали .... - С. 100 - 128. - С. 116.

18 Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. -М.: 2006. - С. 27.

19 Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. - М.: 2009. -С. 61.

20 Мишаткина Т.В. Структурно-функциональный анализ морали .... - С. 100 - 128. - С. 116.

(других людей) в их соотношении со своими поступками и действиями, осуществляется с помощью методики «Ценностные ориентации» В.А.Ядова21. Использование данной методики позволяет после выбора студентами по субъективной для них значимости категорий этики и принципов этики и последующего их ранжирования определять иерархию категорий этики и принципов этики, являющихся и принципами морального выбора. Естественно, мы предлагаем «свой» список категорий этики и принципов этики, которые будущие учителя ранжируют по субъективной для себя значимости. Другими словами, использование методики В.А.Ядова в наших целях связано с сутью методики, а не с ее содержанием, которое в методике ученого составляют ценности-цели и ценности-средства.

Выявление связей между оформляющими этическое сознание студентов этическими категориями, связей между принципами этики, которыми руководствуются студенты при снятии проблемности этической ситуации, осуществлении морального выбора, при объяснении поступков и действий другого человека (других людей) в их соотношении со своими поступками и действиями, осуществляется с помощью корреляционно-регрессионного анализа, который, как пишет О.Ю.Ермолаев, позволяет выявить коэффициенты корреляции рангов или коэффициенты парной корреляции (Спирмен)22.

Определение скрытых, но объективно существующих закономерностей в категориальном строе этического сознания и мышления студентов; выделение из общей совокупности, описываемой множеством показателей, внутренне од-

нородных, но различающихся между собой общностей, или компонентов, осуществляется с помощью метода главных компонент23. Этот метод дает возможность описать этическое сознание будущих учителей посредством выделения обобщенных факторов или главных компонент. Главные компоненты - это укрупненные показатели категориального строя этического сознания, мышления студентов, отражающие внутренние объективно существующие закономерности в таком строе сознания и мышления, которые не поддаются непосредственному наблюдению.

Качественному анализу количественных данных способствуют наблюдения за деятельностью студентов в различных организационных формах обучения (лекции, семинары и др.), во внеаудиторное время, беседы с ними и с преподавателями педагогического вуза и т.д., проводимые на протяжении всего периода обучения студентов в вузе. Материалы наблюдений служат источником для бесед со студентами, в процессе которых мы, решая задачи качественного анализа получаемого эмпирического знания, решали и задачу формирования этического сознания будущих учителей.

21 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. - Л.: 1979. -С. 208 - 209.

22 Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. - М.: 2002. - С. 212 - 217.

23Дубров А.М. Обработка статистических данных методом главных компонент. - М.: 1978.

METHODS OF STUDYING OF A FUTURE TEACHER'S ETHICAL CONSCIOUSNESS

© 2013 A.V.Bezdukhov° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article gives explanations about scientific-pedagogical research methods that can be used for studying categories of ethics future teachers' ethical consciousness «knows», the moral «compasses» their ethical consciousness «sees», what their ethical consciousness «knows» about complementary relationships between ethical categories and what ethical categories future teachers' consciousness «pays attention to» in the situations of moral choice and reflexive behavior.

Keywords: future teacher, ethical consciousness, methods of studying.

Artyom Vladimirovich Bezdukhov, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Department of pedagogy. E-mail: vlbezdukhov@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.