74
Вестник АмГУ
Выпуск 86, 2019
УДК 364.4
JLC. Конфедератова, Н.М. Полевая
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
В статье рассматривается понятие связей с общественностью в социальной работе. Характеризуются основные цели и задачи таких связей в социальной работе.
Ключевые слова: связи с общественностью, социальная работа, получатели социальных услуг, социальные учреждения, специалисты социальных служб.
PUBLIC RELATIONS IN SOCIAL WORK
77//'s article discusses the concept of public relations in social work. The main goals and objectives of public relations in social work are characterized.
Key words: public relations, social work, recipients of social services, social institutions, specialists of social services.
Связи с общественностью играют важную роль в социальной работе и характеризуются как «...система постоянной разносторонней коммуникативной деятельности, направленной на установление взаимопонимания, положительного взаимодействия, а также доброжелательных взаимоотношений между учреждениями социальной защиты населения и общественностью» [3].
Следует отметить, что основными целями связей с общественностью в социальной работе являются:
1) сбор, осмысление и распространение исторического и современного опыта благотворительности, волонтерства, социального обеспечения, социального обслуживания и социальной защиты в целом;
2) формирование положительного образа специалистов по социальной работе, имиджа социальных служб;
3) установление и поддержание контактов со всеми заинтересованными лицами.
В рамках достижения поставленных целей выделяются первостепенные задачи, среди кото-
мониторинг сообщений СМИ и оценка влияния социальных служб и учреждений на общественное мнение;
изучение общественного мнения для формирования имиджа как социальных служб, учреждений и организаций, так и социальной работы как профессиональной деятельности;
выявление и устранение эффекта «смысловых ножниц» в понимании деятельности социальной службы, учреждений;
анализ ценностных ориентаций и взглядов получателей социальных услуг, с которыми работают социальные организации и учреждения, для формирования внутренней корпоративной культу-
Выпуск 86, 2019
Вестник АмГУ
75
информирование получателей социальных услуг о новых видах таких услуг, инновационных формах социальной помощи и поддержки, методах и технологиях работы, а также о деятельности социальных служб и учреждений в целом [2].
Как отмечает A.A. Александров: «...роль PR-деятельности в области социальной работы возможно рассмотреть через анализ ее функции. Так, с точки зрения исследователя Э. Броули, связи с общественностью в контексте социальной работы выполняют следующие функции:
доводят до сведения общественности необходимость реализации полезных социальных программ;
предоставляют полные сведения о программах социального обслуживания, характеризуя потребности и проблемы целевой аудитории;
разъясняют цели, особенности и деятельность специалистов по социальной работе; информируют общество о целесообразности затрат на социальное обеспечение, что способно предотвратить индивидуальные, семейные и общественные кризисы;
предоставляют данные о получателях социальных услуг (дети, подростки, родители, престарелые и другие группы населения) и о способах помощи этим категориям;
обеспечивают полезной информацией граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации: безработных, людей, переживающих потерю близкого человека, и т.д.;
сообщают необходимые сведения уязвимым группам населения — психически больным, нуждающимся пожилым и инвалидам;
разъясняют общественности, общественным организациям потребности уязвимых групп населения;
сообщают данные, полезные для групп само- и взаимопомощи;
поощряют создание групп само- и взаимопомощи, уведомляя об их существовании и способствуя их поддержке со стороны общественности» [1].
Деятельность в PR — это процесс управления коммуникацией, который происходит между организацией и ее целевой аудиторией. В свою очередь в рамках социальной работы под общественностью принято понимать всех тех, с кем социальная организация, учреждение или служба вступает в контакт. Это взаимодействие может происходить внутри и за пределами организаций, учреждений и служб.
Учитывая нацеленность социальных организаций на продвижение социальных услуг, нужно отчетливо представлять особенности целевой аудитории, на которую они рассчитаны, поэтому и работа с общественностью должна быть одним из важнейших направлений деятельности специализированных учреждений.
Таким образом, внедрение связей с общественностью в социальную работу представляет собой тот самый инновационный ресурс, который может повысить эффективность деятельности социальных учреждений и трудящихся в них специалистов, качество услуг для получателей социальных услуг и общества в целом.
1. Александров, A.A. Роль средств массовой информации и PR в социальной работе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - Вып. 11. - С. 168-171.
2. Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвузовский сборник научных трудов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; под ред. Л.Э. Панкратовой, J1.C. Копыловой. - Екатеринбург, 2012. -309 с.
3. Технологии социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: Омега-Л, 2011. - 388 с.