Научная статья на тему 'Связи России и Германии в инвестиционной сфере: Федеральный и региональный уровни (1990-е начало 2000-х гг. )'

Связи России и Германии в инвестиционной сфере: Федеральный и региональный уровни (1990-е начало 2000-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕСУРСЫ / РЫНКИ / РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Александр Игоревич

В статье анализируется опыт инвестиционного сотрудничества РФ и ФРГ, накопленный странами в начале постбиполярного периода. Автор исследует динамику инвестиционной активности немецких компаний на территории России. Определяются факторы, способствовавшие повышению роли регионального аспекта в российско-германских инвестиционных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связи России и Германии в инвестиционной сфере: Федеральный и региональный уровни (1990-е начало 2000-х гг. )»

УДК 327.57

А.И. Егоров

СВЯЗИ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ (1990-Е - НАЧАЛО 2000-Х ГГ.)

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В статье анализируется опыт инвестиционного сотрудничества РФ и ФРГ, накопленный странами в начале постбиполярного периода. Автор исследует динамику инвестиционной активности немецких компаний на территории России. Определяются факторы, способствовавшие повышению роли регионального аспекта в российско-германских инвестиционных проектах.

Ключевые слова: Россия, Германия, инвестиции, сотрудничество, совместные предприятия, ресурсы, рынки, регионы.

Неотъемлемым аспектом глобализации стало быстрое перемещение капиталов из одной точки земного шара в другую, что способствовало росту конкурентной борьбы за инвестиционные ресурсы. Нередко обладая дефицитным бюджетом, государства не могли на постоянной основе удовлетворять свои возрастающие потребности путем наращивания поставок импортных товаров. В целях экономии, равно как и ввиду необходимости привлечения высокотехнологичных зарубежных производств для поддержания собственной конкурентоспособности, местные производители были вынуждены привлекать в разных формах иностранные инвестиции.

Такие процессы нашли отражение в ходе российско-германских отношений, где на первый план вышла заинтересованность сторон в качественном совершенствовании экономического взаимодействия. Как правило, РФ и ФРГ использовали традиционные резервы наращивания товарооборота, прежде всего увеличение объема экспорта энергоносителей - с российской стороны, и готовой продукции - с германской, что в значительной степени предопределило диспропорции в структуре двусторонней торговли: абсолютное преобладание в российском вывозе товаров энергетического сектора в обмен на поставки в РФ машин и оборудования немецких производителей. Однако в последнее десятилетие ХХ - начале XXI вв. все более становилась очевидной исчерпанность экстенсивного пути развития двустороннего сотрудничества. При этом банковская система РФ отличалась неповоротливостью, а ситуация на финансовых рынках характеризовалась дороговизной кредитных ресурсов.

В этих условиях инвестиционная деятельность российских компаний осуществлялась преимущественно за счет внутренних средств, недостаток которых ощущался практически во всех отраслях отечественной индустрии. Германские капиталовложения помогали отчасти смягчить проблему недостатка ресурсов у российских товаропроизводителей, а также удержать свою рыночную нишу предприятиям малого и среднего бизнеса. В свою очередь, немецкие компании осуществляли поиск мест наиболее выгодного приложения своих капиталов, предпочитая поддерживать деловые контакты с теми партнерами, которые обладали весомым экономическим потенциалом, развитой инфраструктурой, квалифицированными трудовыми и богатыми природными ресурсами, конструктивным отношением политического руководства к иностранным инвесторам.

С учетом интересов обеих сторон и новейших глобальных тенденций на первый план в российско-германских экономических отношениях выходило сотрудничество в сфере привлечения немецких капиталов в отечественную экономику. Однако на этом пути встали несколько преград, ключевой из которых оказался неблагоприятный инвестиционный климат в РФ. На протяжении нескольких лет, когда российское руководство осуществляло политику «шоковой терапии», так и не были созданы устойчивые предпосылки для инвестиционного

бума. Германские официальные лица предпочитали не столько открытую, сколько латентную критику такого положения. В середине 1990-х гг. министр иностранных дел ФРГ К. Кинкель дипломатично отмечал: «Мы добиваемся от Москвы улучшения общих условий для иностранных инвестиций. Только в этом случае огромный потенциал экономики РФ может раскрыться в полной мере, а жизненный уровень населения начнет расти» [1]. Перемены к лучшему в состоянии инвестиционного климата рассматривались немецкими специалистами в качестве одной из важнейших предпосылок политической стабилизации в России и переходу инициативы от оппозиционных партий к реформаторским силам.

У инвесторов из ФРГ, имевших опыт работы в РФ, накопилось немало претензий к принимающей стороне. В концентрированном виде они сводились к следующему: относительно нестабильное федеральное и региональное законодательство в инвестиционной сфере; недостаточная эффективность и медленные темпы реструктуризации банковской системы; излишняя коррумпированность и бюрократичность исполнительных структур; достаточно высокий уровень криминальности некоторых сфер российской экономики; утечка капиталов (согласно оценкам независимых экспертов, от 15 до 20 млрд долл. в год), лишавшая экономику необходимых финансовых средств для инвестиций в модернизацию предприятий, большой удельный вес теневой экономики, составлявший от 39 до 40 % ВВП РФ; предельно высокая доля бартерных сделок (характерных для 90-х гг. ХХ в.) [2]. К тому же с августа 1998 г. российские должники перестали обслуживать значительную часть своих внешних обязательств. Данные обстоятельства негативно сказывались на умонастроении немецких инвесторов. Положение осложнялось утратой опыта инвестиционного сотрудничества, накопленного германской и российской сторонами в досоветский период.

Возрожденное в конце 1980-х - начале 1990-х гг. совместное предпринимательство, сделав первые шаги, столкнулось с серьезными трудностями и не получило повсеместного распространения. К тому же властям ФРГ пришлось осуществлять широкомасштабные вложения в экономику восточногерманских земель, причем благодаря государственным льготным механизмам они обеспечивали большую доходность. Также немецкие компании вложили значительные средства в хозяйство стран Центральной и Восточной Европы, чей инвестиционный климат был гораздо благоприятнее российского.

Несмотря на это, германская сторона проявляла заметный интерес к развитию инвестиционного взаимодействия с Россией на федеральном и региональном уровнях. В период 1997-1999 гг., когда общая инвестиционная активность зарубежных компаний показала отрицательную динамику, германские капиталовложения на территории РФ не уменьшились, а напротив, несколько выросли (табл. 1).

Таблица 1.

Объем общих иностранных и германских инвестиций в Россию,

1997-1999 гг. (в млн. долл. США) [3]

1997 г. 1998 г. 1999 г.

Всего, млн. долл. 12295 11773 9560

Из них

Прямые 5333 3361 4260

Портфельные 681 191 31

Прочие 6281 8221 5269

Из них германские

Всего 1647 2848 1695

Окончание табл. 1.

Прямые 228 328 330

Портфельные - - -

Прочие 1419 2520 1365

Доля Германии, в %

Во всех инвестициях 13,4 24,2 17,7

В прямых 4,3 9,8 7,7

В портфельных - - -

В прочих 22,6 30,7 25,9

Как следует из табл. 1, общие иностранные инвестиции в 1997 г. составляли 12295 млн долл., а в дальнейшем проявилась негативная тенденция: в 1998 г. - 11773, в 1999 г. -9560 млн. долл. Сократились как прямые, так и портфельные инвестиции, хотя уменьшение первых оказалось не столько масштабным, чем вторых. Прямые инвестиции снизились с 5333 млн долл. в 1997 г. до 4260 млн долл. в 1999 г., а портфельные - с 681 млн долл. до 31 млн долл. за этот же период.

Динамика инвестиционной активности немецких компаний оказалась иной. В 1997 г. объем германских инвестиций составил 1647 млн долл., или 13,4 % от общей суммы зарубежных капиталовложений. На кризисный 1998 г. пришелся пик активности (2848 млн долл., или 24,2 % всех капиталовложений), а в 1999 г. произошло фактическое возвращение на докризисный уровень (1695 млн долл., или 17,7 %). Что касается прямых инвестиций, то их амплитуда оказалась менее замысловатой: после рывка в 1998 г. по сравнению с 1997 г. (328 млн. долл. против 228 млн долл.) в 1999 г. им удалось удержаться на завоеванных позициях, достигнув суммы в 330 млн долл.

Однако в процентном соотношении к уровню общих иностранных инвестиций падение все же произошло: с 9,8 % в 1998 до 7,7 % в 1999 г. К тому же большая часть инвестиций происходила в сфере торговли и услуг, а крупных совместных проектов осуществлялось немного. Среди них: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной магистрали «Берлин-Варшава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского металлургического комбината и Пермского нефтеперерабатывающего завода.

Приход к власти В.В. Путина позволил активизировать политику привлечения зарубежных капиталовложений в экономику РФ, для чего были созданы соответствующие предпосылки. Среди них выделялись стабилизация политической обстановки и консолидация элиты вокруг фигуры нового национального лидера. В сжатые сроки российскому руководителю удалось преодолеть последствия финансового кризиса 1998 г., обеспечить рост ВВП, повысить уровень жизни населения.

Неплохим сопроводительным фоном, способствовавшим активизации инвестиционного сотрудничества на территории РФ, стали переговоры, которые российские компетентные лица проводили с международными финансовыми организациями. В марте 2000 г. между правительством РФ и частными банками-кредиторами, входившими в Лондонский клуб, было подписано соглашение, согласно которому часть российской задолженности списывалась. Осенью того же года РФ и Парижский клуб начали переговоры по поводу урегулирования проблемы российских долгов на сумму 36 млрд долл. [4].

Дополнительный импульс экономическим связям с зарубежными партнерами придали посткризисная девальвация рубля и соответственно резкое удорожание импорта товаров и услуг. В этой ситуации собственное производство в РФ становилось для иностранных произ-

водителей более эффективной формой вложения капиталов, позволяя обходить импортные ограничения, таможенные пошлины и прочие барьеры. Германский капитал с интересом относился к емкому российскому рынку, стремясь использовать все возможные инструменты для его тщательного изучения и полноценного освоения. Одновременно перестраивался механизм обеспечения двустороннего инвестиционного сотрудничества, что выражалось в развитии его традиционных, а также появлении новых структурных элементов.

На рубеже ХХ - XXI вв. активизировал свою деятельность Союз немецкой экономики, собиравший информацию о рынках сбыта, возможностях закупок и продаж в РФ, оказывавший помощь своим компаниям в поиске российских деловых партнеров, определении эффективности проектов и их сопровождении, в том числе оказании правовых и маркетинговых консультаций. Среди неправительственных организаций, осуществлявших поддержку инвестиционного сотрудничества, выделялся Восточный комитет немецкой экономики. Юридически он не был подчинен государственным органам или предпринимательским организациям ФРГ.

Основные задачи Комитета заключались в снабжении немецких компаний текущей информацией и консультировании промышленных кругов ФРГ по актуальным вопросам экономического положения России (равно как и стран Восточной Европы); координации позиции германских фирм по всем вопросам и проблемам экономических отношений с ними; консультировании соответствующих федеральных министерств, а также содействии в подготовке и проведении официальных переговоров с российской стороной по вопросам экономического сотрудничества; развитии торговли и других форм хозяйственного взаимодействия; обеспечении прямых связей с российскими предприятиями.

Торгово-экономические вопросы рассматривались в Восточном комитете в централизованном порядке, чем достигалась единая позиция его членов. Следует подчеркнуть, что вопросами экономических отношений с Россией занималась специальная Рабочая группа Восточного комитета. На первом плане в ее деятельности находилось посредничество в контактах между заинтересованными деловыми партнерами. Рабочая группа Восточного комитета активно сотрудничала с Торгово-промышленной палатой РФ, совместно с которой она согласовывала программы заседаний, выставок, двусторонних инвестиционных проектов. Также были учреждены новые российско-германские структуры, оказывавшие содействие капиталовложениям компаний ФРГ в экономику РФ.

Развитие инвестиционного сотрудничества стало главной задачей Рабочей группы высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, подотчетной непосредственно президенту России и канцлеру Германии. Упор в ее деятельности был сделан на раскрытии потенциала сотрудничества в таких высокотехнологичных и наукоемких отраслях, как информатика, авиация, космос, биотехнология.

Положительную роль в содействии капиталовложениям компаний ФРГ в экономику РФ сыграло учреждение в апреле 2001 г. Российско-германского агентства по инвестициям, призванного содействовать взаимным капиталовложениям, а также реализации проекта конверсии части внешнего долга РФ в прямые инвестиции немецких фирм. Агентство дополнило деятельность Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве торговли и экономического развития РФ, филиал которого стал действовать во Франкфурте-на-Майне. Позитивные изменения в политической области, стабилизация экономического положения в стране и совершенствование механизма двустороннего сотрудничества явились предпосылками углубления российско-германского сотрудничества в инвестиционной сфере. Здесь наметились положительные сдвиги, хотя в целом обеспечить прорыв в этой области не удалось (см. табл. 2).

Таблица 2

Объем общих иностранных и германских инвестиций в Россию,

2000-2001 гг. (в млн долл. США) [5]

2000 г. 2001 г.

Всего, млн долл. 10958 14258

Из них

Прямые 4429 3980

Портфельные 145 451

Прочие 6384 9827

Из них германские

Всего 1468 1237

Прямые 341 495

Портфельные - -

Прочие 1127 742

Доля Германии, %

Во всех инвестициях 13,4 8,7

В прямых 7,7 12,4

В портфельных - -

В прочих 17,7 7,6

Как видно из табл. 2, в 2000 г. начался рост инвестиционной активности зарубежных компаний на территории России. Общие капиталовложения в этом году составили 10958 млн. долл., а в 2001 г. - 14258 млн долл. Однако германские инвесторы наоборот снизили общую активность: в 2000 г. они вложили 1468 млн долл. (13,4 %), в 2001 г. - 1237 млн долл. (8,7 %). В то же время их прямые инвестиции выросли: с 341 млн. долл. в 2000 г. (7,7 %) до 495 млн долл. в 2001 г. (12,4 %). Этот показатель был особенно важным, поскольку свидетельствовал о привлечении финансовых ресурсов ФРГ в реальный сектор экономики РФ, об установлении более тесных связей между российскими и немецкими предприятиями, что, в свою очередь, помогало повысить конкурентоспособность молодого отечественного бизнеса.

Основной причиной увеличения доли ФРГ в иностранных прямых инвестициях стало наращивание капиталовложений в российскую экономику крупных германских компаний. Обладая солидными основными и оборотными капиталами, они могли позволить себе рисковые вложения, что производилось в следующих формах: создание дочерних фирм, филиалов и представительств на территории другой страны, участие в капитале юридических лиц принимающей стороны, учреждение совместных предприятий в РФ. Примером могло служить сотрудничество газовых компаний ФРГ с российским концерном РАО «Г азпром». 29 марта 2000 г. «Рургаз АГ» и «Газпром» подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве на 2001 г., предусматривавшее создание совместных предприятий в сфере транспорта, подземного хранения и распределения газа, а также в экологической области [6]. На пресс-конференции председателя правления газовой компании «Винтерсхалл» Г. Детхардинга прозвучало, что в 1999 г. были осуществлены капиталовложения в объеме 1014 млн. ДМ - на 51 млн больше, чем в 1998 г. Средства были направлены, в частности, на завершение строительства магистрального газопровода ЯГАЛ (соединительная «труба» для газа с Ямала).

16 июня 2000 г. руководители «Винтерсхалла» и «Газпрома» в присутствии президента РФ В.В. Путина подписали меморандум об освоении месторождения «Приразломное» в арктическом шельфе РФ (Тимано-Печорский бассейн). С учетом участия «Винтерсхалла» в проектах геологоразведки и добычи нефти и газа в России данный проект стал крупнейшим российско-германским соглашением [7].

В отраслевой структуре германских инвестиций на территории РФ приоритет отдавался сфере услуг, прежде всего торговле, банковской и страховой областям, транспорту и связи, а также промышленности. Здесь германские компании главным образом инвестировали в те отрасли, где традиционно обладали конкурентными преимуществами: машино- и автомобилестроение, электротехника, авиакосмическая отрасль, строительная индустрия, пищевая промышленность. На территории России в конце ХХ - начале XXI вв. было зарегистрировано около 2000 коммерческих организаций с участием германских компаний, в том числе около 450 - предприятий со 100 % немецким капиталом. Общее число занятых в них составило 280 тыс. чел. [8]. Среди крупнейших российско-германских инвестиционных проектов, имевших место на рубеже веков, можно выделить сборочное производство германского концерна БМВ в Калининградской области, совместное предприятие с фирмой «Даймлер -Крайслер» по производству сельскохозяйственных машин, проект компании «Байер» по строительству химического завода в Санкт-Петербурге, сооружение химической установки по производству метанола в Архангельске с участием АО «Ман Феррошталь». Немецкие инвесторы проявили активность в создании магазинов оптово-розничной торговли компании «Метро», а также розничных магазинов немецкого филиала шведской фирмы «ИКЕА».

Также германские компании стали инвестировать в информационную сферу, считая, что наиболее эффективно использовать потенциал российского рынка программирования можно не за счет приглашения специалистов на работу в ФРГ, а выполнения заказов немецкими фирмами непосредственно в РФ, а также путем создания совместных предприятий. Одной из ключевых тенденций исследуемого периода стала децентрализация управления внешнеэкономическими связями, по мере нарастания которой осуществлялось перераспределение функций в экономической области от центральных властей в пользу регионов, призванных внести существенный вклад в обеспечение сильных позиций своей державы на мировой арене. Сама жизнь заставляла региональные власти мыслить креативно, делая ставку на инновационные методы сотрудничества. Субъекты РФ стремились с помощью эффективных инструментов обеспечить повышение своей конкурентоспособности в международном разделении труда, для чего пытались привлекать немецкие инвестиции, новые технологии, квалифицированные инженерно-технические кадры. В свою очередь, свободные капиталы из ФРГ искали места своего наиболее выгодного приложения.

На рубеже XX - XXI веков потоки германских инвестиций в Россию стали менять свое региональное направление. Если в 1999 - 2000 гг. свыше 2/3 капиталов из ФРГ было направлено в Москву, то в 2001 г. - только около 40 %. Более половины финансовых вложений германских компаний отправились в провинцию, прежде всего в центральные и северозападные районы. Также с немецкой стороны был проявлен интерес к Приволжскому и Уральскому федеральным округам. Сторонники московского направления капиталовложений отмечали высокий уровень инфраструктурного обеспечения в столице и хорошую квалификацию специалистов, хотя правовой аспект деятельности не заслужил с их стороны высшего балла. Однако неосвоенный провинциальный рынок привлекал все более пристальное внимание компаний и правительств земель ФРГ. Последние одна за другой стали открывать свои представительства на территории России, причем наибольшую активность проявили партнеры из земли Северный Рейн-Вестфалия. Они плодотворно сотрудничали с российскими регионами, расположенными по берегам рек Волга и Дон - Костромской, Нижегородской, Самарской, Ростовской областями.

Поддерживая своих инвесторов, правительство Северного Рейна-Вестфалии учредило в Дюссельдорфе агентство «Восток-Запад», при котором действовал Центр поддержки экспортеров в РФ. Он координировал мероприятия, проводимые на земельном уровне в рамках инвестиционного взаимодействия с РФ. При нем также размещалось представительство Торгово-промышленной палаты Ростовской области. В 2001 г. были подготовлены и направлены в регионы РФ делегации для участия в Днях экономики и в переговорах немецких и российских предпринимателей: в мае - в Ростове-на-Дону, в октябре - в Нижнем Новгороде.

Центр поддержки экспортеров в РФ тесно контактировал с Объединением по поддержке предпринимателей «Волга-Дон» и Фирменным пулом в Ростове-на-Дону. Эти организации осуществляли оперативную поддержку предприятиям Северного Рейна-Вестфалии, предлагая полный комплекс услуг по их продвижению на российском рынке товаров и услуг. Объединение «Волга-Дон» было создано в 2000 г. как некоммерческое партнерство с фирмами земли Северный Рейн-Вестфалия и в сжатые сроки доказало эффективность своей работы. В 2002 г. оно включало 32 предприятия федеральной земли. В РФ на постоянной основе функционировало представительство экономики Северного Рейна-Вестфалии, которое поддерживало своих инвесторов по таким направлениям как политическое и экономическое. В рамках первого направления устанавливались контакты с российскими региональными органами власти, а также осуществлялось лоббирование совместных проектов. Экономическое направление предполагало поиск подходящих российских фирм-партнеров, оценку их платежеспособности, помощь при аккредитации и сертификации, подготовку и сопровождение деловых поездок, участие в выставках и ярмарках на территории РФ. Также объединение «Волга-Дон» информировало своих членов и другие заинтересованные структуры через свой Интернет-сайт и регулярно выходившие информационные письма о российских региональных новостях экономики и политики, о проводимых тендерах.

Фирменный пул, основанный в Ростове-на-Дону в начале 2002 г., занимался продвижением своих членов, преимущественно средних предприятий, на целевой рынок и сопровождал их деятельность на юге России. Создание пула в Ростове было инициировано совместно земельным правительством Северного Рейна-Вестфалии и Ростовской областной администрацией при сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой Дортмунда. Фирменный пул являлся постоянным и исключительным представительством интересов компаний-участниц пула; собирал и анализировал для своих участников рыночную информацию; устанавливал контакты с представителями региональных органов власти; готовил деловые визиты и посещения выставок и ярмарок.

Таким образом, в 1990-е - начале 2000-х гг. Россия и Германия осознали необходимость активизации отношений в инвестиционной области, что отразило их интересы в условиях новых реальностей постбиполярной эпохи. На пути сотрудничества встретилось немало препятствий, в первую очередь оценка немецкой стороной инвестиционного климата в РФ как не самого благоприятного. Вместе с тем на этом направлении в период 2000-2001 гг. наметились положительные изменения.

Тенденции российско-германских отношений в инвестиционной сфере также оказались противоречивыми. Очевидно, что их потенциал не был исчерпан. Для полноценной реализации резервов инвестиционного сотрудничества требовалось проведение структурных преобразований в экспорте РФ, что во многом зависело от темпов перехода отечественной экономики на инновационные рельсы развития.

Библиографический список

1. Kinkel, K. Partner im Wandel. Deutsche AuBenpolitik und die GUS-Staaten [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 1996. №10/ Режим доступа: http://www. intemationalepolitik.de/ip/archive/jahrgang 1996/ oktober 1996/ documentation. htm (Дата обращения: 30.07.2009).

2. Lambsdorff, O. von. Eine stabile Instability. Russische Wirtschaftskrise und deutsche Politik [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 1998. №10/ Режим доступа: http://www. internationalepoli-tik.de/ip/archive/jahrgang 1998/ oktober 1998/ documentation. htm (Дата обращения: 30.07.2009).

3. Сводная таблица составлена по данным: Иностранные инвестиции в Российской Федерации (1995-

2003 гг.). Центр экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации. Москва -2004 - май [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.1prime.ru/documents/documents/ 20040707/20040707.asp (Дата обращения: 29.07.20090.

4. Neuer Partner Rupland [Электронный ресурс] // Internationale Politik. 2002. №10/ Режим доступа: http://www. internationalepolitik.de/ip/archive/jahrgang 2002/ oktober 2002/ documentation. htm (Дата об-

ращения: 30.07.2009).

5. Сводная таблица составлена по данным: Иностранные инвестиции в Российской Федерации (19952003 гг.). Центр экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации. Москва -

2004 - май // Режим доступа http://www.1prime.ru/documents/documents/20040707/20040707.asp (Дата обращения: 29.07.2009).

6. Юдина, Л. «Газпром» - «Рургаз»: переводчик им не нужен [Текст] // Труд. 2001. 13 апреля.

7. Колчанов, Р. Северный вектор: «Винтерсхалл» расширяет деловое партнерство с «Газпромом» [Текст] // Труд. 2000. 31 марта.

8. Проничев, И.К. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2006/2006-2/5.htm (Дата обращения: 30.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.