СВЯЗЬТВОРЧЕСТВА
ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА И ДЖЕКА ЛОНДОНА (НА МАТЕРИАЛЕ «ТРИЛОГИИ ЖЕЛАНИЯ » И «МАРТИНА ИДЕНА»)
THE CONNECTION BETWEEN THE CREATIVE WORK
OF THEODORE DREISER AND JACK LONDON (BASED
ON THE MATERIAL OF TR/LOGY OF DES/RE AND MARTIN EDEN)
Е.М. Фомина
Драйзер, Лондон, трилогия, Иден, Каупервуд, позитивизм, сверхчеловек, американская мечта, Спенсер, Ницше.
В статье рассматривается творческий путь двух великих американских писателей-реалистов XX века -Теодора Драйзера и Джека Лондона. Производится сопоставление их философских идей, а именно преемственности ницшеанства и позитивизма. Объясняется единогласное развенчивание «американской мечты» в произведениях обоих авторов. Обнаруживаются сходства в жизненном пути главных героев произведений «Трилогия желания» и «Мартин Иден», Фрэнка Каупервуда и Мартина Идена соответственно. Приводятся доводы для выявления связи творчества Драйзера и Лондона.
Бурный рост реалистической литературы в Америке в начале XX века был ознаменован выходом в свет произведений целой плеяды талантливых писателей, среди которых были Теодор Драйзер и Джек Лондон. Несмотря на то что нет достоверных сведений о связи творчества этих авторов, многие исследователи косвенно указывают на нее в своих научных работах. В данной статье мы произведем попытку сравнения творчества двух писателей на примере их жизненного пути, философских предпочтений и на материале произведений «Трилогия желания» (Драйзер) и «Мартин Иден» (Лондон).
Я.Н. Засурский называл писателей «замечательными художниками», которые развенчали «некоронованных королей "страны желтого дьявола"» [Засурский, 1977, с. 108] и обличали времена, когда в обществе установилось господство
Е.М. Fomina
Dreiser, London, trilogy, Eden, Cowperwood, positivism, superman, American dream, Spenser, Nietzsche. The article discusses the career of the two great American realist writers of the XX century who are Theodore Dreiser and Jack London. It compares their philosophical ideas, namely the idea of the continuity of Nietzsche and positivism. The article also explains the unanimous debunking of American Dream in the works of both authors and identifies similarities in the course of life of Frank Cowperwood and Martin Eden, the main characters of the works Trilogy of Desire and Martin Eden respectively. Besides, it argues in favour of identifying the connection of the creativity of Dreiser and London.
монополий. Как и Драйзер, Лондон на жизненном опыте ощутил несостоятельность «американской мечты» и тяжесть жизни талантливого человека в капиталистическом обществе [Батурин, 1975, с. 62]. Вводя в романы персонажей «из народа», оба автора способствовали также «обогащению литературного языка элементами живой разговорной речи» [Засурский, 1977, с. 108].
С.С. Батурин отмечал, что в тяжелые для Драйзера времена, когда его романы запретили к выходу в печать, Джек Лондон был одним из писателей, присоединившихся к официальному протесту в защиту Драйзера [Батурин, 1975, с. 135]. Также исследователь отмечает интересный факт - в годы проживания в Калифорнии Драйзер водил близкую дружбу с поэтом Джорджем Стирлингом, который ввел его в литературный мир Сан-Франциско. Именно Стирлинг,
[156]
Е.М. ФОМИНА. СВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА И ДЖЕКА ЛОНДОНА (НА МАТЕРИАЛЕ «ТРИЛОГИИ ЖЕЛАНИЯ» И «МАРТИНА ИДЕНА»)
по утверждению американских литературоведов, впоследствии стал прототипом Рэсса Брис-сендена в романе Лондона «Мартин Иден» [Батурин, 1975, с. 165]. Сам Мартин Иден, в свою очередь, представлял собой «отражение типичных обстоятельств жизни многих известных американских литераторов» [Батурин, 1979, с. 96], в том числе самого Лондона и Драйзера.
Кроме того, С.С. Батурин отмечал сходство отношения Драйзера и Лондона к журналистике того времени - активно работая в этой сфере и одновременно зная темные стороны реальной жизни, авторы обнаруживали «резкое несоответствие между подлинной жизнью и ее изображением на страницах американских журналов» [Батурин, 1979, с. 69]. Типажи произведений обоих авторов явились результатом пристального наблюдения за реальной жизнью. Свои правдивые корреспондентские наблюдения оба писателя передали в серии очерков (Драйзер - о Нью-Йорке, у Лондона - «Люди бездны»).
Учение Герберта Спенсера повлияло и на Теодора Драйзера, и на Джека Лондона. Знакомство с его концепцией произвело эффект разорвавшейся бомбы на сознание Драйзера («Spencer, whose introductory volume to his Synthetic Philosophy ("First Principles") quite blew me, intellectually, to bits» [Dreiser, 1969, c. 457]). Ричард Лехан в работе «Теодор Драйзер. Его мир и его романы» отметил, что именно под влиянием философии позитивизма Спенсера Драйзер осознал, что человек всегда желает то, чего не имеет, и что все его желания не могут осуществиться, поскольку мир полон запретов; что жизнь человека находится не в его руках, а во власти различных химических процессов во вселенной [Lehan, 1969, с. 47]. В книге «Dictionary of Literary Biography» («Словарь литературной биографии») было упомянуто, что, читая Спенсера, Драйзер пришел к выводу о бессилии человека перед законами жизни и о тщетности стремления достичь невероятных высот, потому что никто не знает, чем это может обернуться впоследствии [Dictionary of Literary Biography, 1981, с. 238].
Как следствие, Драйзер изобразил в «Трилогии желания» героя, наделенного исключительной волей к власти, сильную личность,
которая сама себя сделала таковой, хладнокровного дельца, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. В то же время крушение титана Фрэнка Каупервуда, которым заканчивается трилогия, убедительно демонстрирует, что, сточки зрения Драйзера, аморализм неизбежно приводит личность к саморазрушению. Ведь любой человек, по мнению Драйзера, каким бы сильным он ни был, по своей природе слаб и обречен на крушение всех надежд.
Для главного героя романа Лондона «Мартин Иден» взгляды Спенсера стали основой жизненной философии («И вот этот самый Спенсер нарисовал ему стройную картину мира, свел все знания воедино, уточнил основные факты, и перед его изумленным взором предстала вселенная столь наглядно...» [Лондон, 2014, с. 111]). Как и Драйзер, Лондон считал важнейшей целью эволюции сохранение равновесия между прогрессом и разложением, поскольку именно в этом он видел гармонию духовной природы личности. Также естественным для Лондона виделся процесс борьбы за выживание человека в реальном мире. Писатель трактовал жизнь как борьбу за выживание в мире, который враждебен человеку; проводил аналогию между миром животных и миром людей: «выживают сильнейшие, а наименее приспособленные и слабые погибают» [Морозкина, 2009, с. 71]. Этот принцип наиболее ярко проявился в романе Лондона «Мартин Иден», где на примере главного героя наглядно изображается конфликт индивида-одиночки и чуждой социальной среды («В борьбы за существование ... побеждает сильнейший, а слабый осужден на гибель!» [Лондон, 2014, с. 295], «Мир принадлежит сильным, которые так же благородны, как и могучи, и которые презирают стадо торгашей и лавочников» [Там же, с. 90]).
Эти идеи, высказываемые главным героем, созвучны и философии Фридриха Ницше. Герои книг Лондона представляют собой носителей «воли к жизни», сильных личностей, бросающих вызов «инертному большинству, прозябающему в бездействии» [Морозкина, Кутеева,
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
[157]
S
X
н
U
м
2005, с. 34]. Волк Ларсен, Мартин Иден являются художественным воплощением ницшеанской концепции «сверхчеловека» в ее американской трактовке, воспринимаемой в контексте идеи «нового Адама» и «американской мечты», однако в столкновении с действительностью они проигрывают битву.
Одновременно в идеях Ницше о «сверхчеловеке» и Драйзер увидел воплощение собственной мечты стать человеком успешным и могущественным, который уверенно идет к власти, не обращая внимания на страдания других людей [American Literature..., 1973, с. 1879; Critical Essays on Theodore Dreiser, 1981, c. 73]. При создании «Трилогии желания» Драйзер наделил Фрэнка Ка-упервуда чертами, которые перекликаются с ницшеанской концепцией «сверхчеловека». Во втором романе цикла даже есть глава XX под названием «Человек и сверхчеловек», в которой повествуется о превосходстве Каупервуда и его талантливом манипулировании обычными людьми.
При сравнении романа «Мартин Иден» и «Трилогии желания» можно заметить параллель в развитии образов главных героев. Индивидуалисты Мартин и Фрэнк терпят поражение в борьбе с обществом, их «сверхсила» не помогает им преодолеть законы жизни, вследствие чего происходят разочарование в «американской мечте» и осознание тщетности своей деятельности. В конце пути оба героя понимают, что окружающие признают их только как известных людей, обладателей крупного состояния и абсолютно не интересуются их внутренним миром, чувствами, переживаниями.
Кроме того, оба персонажа стремились познать красоту во всех ее проявлениях - будь то прекрасная поэзия, роман, картина, музыка или красивая женщина. В жизни и Фрэнка, и Мартина появляется женщина (Беренис и Руфь соответственно), которая переворачивает мировоззрение героя на 180 градусов и заставляет обратиться к тем сторонам его души, которые были ему раньше неведомы. Эти женщины становятся для них ангелами, указывающими путь в новую жизнь (в случае Фрэнка - это обретение душевной гармонии и осознание тщетности «золотой
лихорадки», в случае Мартина - саморазвитие и покорение профессиональных высот в литературном мире).
Таким образом, несмотря на то что нет прямых указаний на связь творчества Драйзера и Лондона, несомненным являются обращение обоих авторов к одним философским течениям (ницшеанство и позитивизм), неоднократное пересечение жизненных путей авторов (общие знакомые, взаимные положительные отзывы о произведениях друг друга), а также сходное в ряде аспектов понимание устройства жизни и человеческого общества.
Библиографический список
1. Батурин С.С. Т. Драйзер. М.: Молодая гвардия. 1975. 333 с.
2. Батурин С.С. Портреты американских писателей: Л. Стеффенс, Дж. Лондон, Т. Драйзер. М.: Художественная литература. 1979. 422 с.
3. Засурский Я.Н.Теодор Драйзер: жизнь и творчество. М.: Изд.-во Моск. ун-та. 1977. 319 с.
4. Лондон Д. Мартин Иден / пер. с англ. Р. Облонской. М.: ACT. 2014. 415 с.
5. Морозкина Е.А., Кутеева Н.Э. Ницшеанские влияния влитературеСШАнарубежеХ1Х-ХХ вв. Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т. 2005. 98 с.
6. Морозкина Е.А. Позитивизм в американской прозе конца XIX - начала XX вв. Бирск: Бирск. гос. соц-пед. акад. 2009. 146 с.
7. American Literature. The Makers and the Making. Book D, 1914 to the Present. N.Y.: St.Martins Press. 1973. P. 1196-2970.
8. Critical Essays on Theodore Dreiser. Boston: G.K. Hall & Co. 1981. 343 p.
9. Dictionary of Literary Biography. Detroit: Gale, 1981. Vol. 9: American Novelists, 1910-1945. 432 p.
10. Dreiser T. A book about myself. London: Constable, 1929.502 p.
11. Lehan R. Theodore Dreiser. His World and his Novels. Southern Illinois: University Press. 1969. 280 p.
11. Lehan R. Theodore Dreiser. His World and his Novels. Southern Illinois: University Press, 1969. 280 p.