УДК 821. 352.3.09
ББК 83.3 (2=Ады)
П 93
Пшизова А.К.
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской филологии Адыгейского государственного университета, e-mail: asya_pshizova@mail.ru
Керашева Ф.Н.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: fkerasheva@mail.ru
Гендерные аспекты образа Мартина Идена в одноименном романе Джека Лондона
(Рецензирована)
Аннотация:
С позиций тендерных исследований анализируется образ Мартина Идена, главного героя романа американского писателя Джека Лондона. Рассматривается философско-мировоззренческая основа творчества писателя, в частности влияние идей о «сверхчеловеке» Ф. Ницше и натуралистическая концепция Г. Спенсера. В контексте гендерно-го подхода выявляется ряд стереотипов в мировоззрении главных персонажей как носителей определенного родового сознания - мужского и женского, и делается вывод о том, что в романе реализуется мотив сниженного показа обычных женщин и стремления мужчин «высшего порядка» к божественному, недосягаемому, неземному.
Ключевые слова:
Гендерные исследования, Ф. Ницше, Д. Лондон, гендерные стереотипы, «сверхчеловек», идеальный образ, разрыв мечты с реальностью.
Pshizova A.K.
Candidate of Philology, Senior Lecturer of the Russian Philology Department, Adyghe State University, e-mail: asya_pshizova@mail.ru
Kerasheva F.N.
Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: fkerasheva@ mail.ru
Gender aspects of an image of Martin Iden in a novel of the same name of Jack London
Abstract:
The image of Martin Iden, the main character of the novel of American writer Jack London, is analyzed from positions of gender researches. The philosophical basics of works and world outlook of the writer are examined, in particular influence of ideas about «superperson» by F. Nietzsche and the naturalistic concept of G. Spencer. In the context of gender approach, a number of stereotypes in outlook of the main characters as carriers of a certain patrimonial consciousness - male and female are identified. The conclusion is drawn that the motive of the reduced display of ordinary women is implemented in the novel, as well as aspiration of men of «the highest order» to the divine, inaccessible and unearthly.
Keywords:
Gender researches, F. Nietzsche, J. London, gender stereotypes, «superperson», an ideal image, a rupture of dream with reality.
В настоящее время тендерные исследования, возникшие на Западе как междисциплинарная отрасль знания в конце 60-х - начале 70-х годов, а в России в конце 80-х, играют значительную роль в литературоведении. Считается, что впервые термин «тендер» был введен в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлером в работе «Пол и ген-дер» (1968). По мнению Р. Столлера, ген-дер - это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях половых различий, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением. Появление термина «гендер» знаменует новый этап в изучении поло-ролевых стереотипов (равно, как у женщин, так и у мужчин). Гендерный подход акцентирует внимание, прежде всего, на социокультурных доминантах, влияние которых, определяет статус человека, формы его реализации, способность быстро ориентироваться в постоянно меняющемся мире. Впоследствии теории гендера и стереотипного мышления развивается и в работах С. Бэсоу [1], К. Дио и Л. Льюиса [2]; Р. Д. Эшмора, Ф. К. дел Бока, А. Во-лерса [3] и др.
Гендерный подход представляется нам достаточно продуктивным в исследовании типичного для творчества Джека Лондона образа мужчины, вступающего в борьбу за место в обществе. Для художественной манеры Д. Лондона в изображении мужских и женских типов характерна концепция, сформированная под влиянием идей Ф. Ницше и Г. Спенсера. Как отмечает Н.Э. Кутеева, «...в творчестве Дж. Лондона стремление к отображению индивидуалистической концепции чело-
века синтезируется с идеологией «американской мечты» и эмерсоновской теорией «доверия к себе». Герой-одиночка в произведениях писателя соединяет в себе черты романтического бунтаря и ницшеанской сильной личности, бросающей вызов инертному большинству, прозябающему в бездействии. Творчество Лондона сочетает в себе романтический индивидуализм с позитивистской «научной» объективностью, а также идею социального неравенства с признанием естественной необходимости конкурентной борьбы» [4]. При этом, следует подчеркнуть, что увлечение Д. Лондоном идеями Ф. Ницше претерпевает эволюцию, и по поводу романа «Мартин Иден» (1909) автор отметил: «... я написал еще один роман, в котором выступил против философии сверхчеловека. Это был «Мартин Иден» [5: 231-232]. На наш взгляд, отход от идей ницшеанства проявился в том, что Мартин относится к себе требовательно и критически, он склонен к саморефлексии в отличие от «сверхчеловека» Ницше, уверенного в собственной непогрешимости и вседозволенности.
При этом, в романе заметно эклектическое сочетание мировоззрений, характерное для Д. Лондона. Человек понимается как существо биологическое, в котором изначально заложены качества, определяющие суть его натуры. Философия «побеждает сильнейший» определяет и внешний облик персонажей, и типологические черты характера. При таком подходе в мужчине подчеркиваются маскулинные черты, обрисованные в духе «сверхчеловека», стремящегося к доминированию, а женские образы в целом намного слабее в художественном смысле, так как они не могут, по определению, выполнять в обществе значимые функции.
Прототипом Мартина Идена являет-
ся сам писатель - Джек Лондон. Нетрудно проследить многочисленные параллели в судьбе автора и его героя. Джек Лондон не только обнажал свои мысли и недостатки характера, но и порой горько иронизировал по этому поводу. Своему биографу, социалисту Фредерику Бэмфорду Лондон писал: «...И ни один достопочтенный обозреватель не обнаружил, что эта книга является нападением на индивидуализм, что Мартин Иден погиб из-за того, что был настолько отъявленным индивидуалистом, что и не подозревал о потребностях других и поэтому, когда развеялись его иллюзии, ему не оставалось ничего ради чего стоило бы жить» [6].
Роман повествует об удивительном пути простого необразованного матроса, который во имя любви к женщине, которая выше него по общественному положению - аристократке Руфи Морз, поставил цель стать богатым и знаменитым. Это уникальный сюжет, в котором воплощены все коллизии стремления героя к успеху, его титанического труда, самоотречения во имя любви. В то же время - это типичная для буржуазного общества история разрыва между мечтой и действительностью, приводящая главного героя к страшному разочарованию и гибели. Данный мотив позволяет говорить о неоромантических тенденциях в романе «Мартин Иден».
В гендерном плане очень важен процесс самоидентификации Мартина, обнаружение им своего места в мире, «.. .осознания собственной значимости, расовой, классовой и культурной принадлежности» [4]. Мартин разочаровался во всём, чему поклонялся: в знаниях, в творчестве, в любви. Вот почему он не поверил и не откликнулся на запоздалый призыв Руфи. Он понял истинную цену успеха. Дальнейшая жизнь потеряла смысл, иллюзии рассеялись, уступив место тоскливому отчаянию. Внешняя безупречность Мор-зов поначалу слепит Мартина. Постепенно для него всё отчётливее вырисовывается истинная сущность их семьи. Он обна-
руживает под вуалью внешнего лоска их семейства лицемерие и духовную ограниченность, подкреплённые обывательскими предрассудками. Одна лишь Руфь дольше всех остаётся для него полубожественным, недосягаемым существом. Но со временем Иден приходит к выводу, что среда затормозила духовное становление Руфь, выросшей в благоприятных для развития интеллекта условиях — среди книг и картин, как в своё время тормозила и его — Мартина Идена.
Но кроме социальных причин разницы в мироощущении Мартина и Руфи, есть и природные. Мартин родился с врожденным эстетическим чувством, «красота всегда находила отзвук в его душе», а Руфь, несмотря на ее образованность, была глуха к красоте и могла ценить только те образцы искусства, которые получили одобрение в критике. В этом плане можно заметить признаки возвышения главного героя, показа его как личности, наделенной сверхвозможностями, то есть имеет место реализация автором гендер-ного стереотипа, в рамках которого мужчинам приписываются более высокий, чем женский, интеллект, ум, а также качества, связанные с деятельностью и активностью. «Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм»; «логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам» [7].
Несомненно, что Мартин и Руфь -люди из разных миров, и социальных, и природно-духовных. Мартин был очарован внешностью «бледной, как лилия» де-
вушки, ее образованием, происхождением. Она казалась ему существом высшего порядка, «бледное, воздушное существо, с одухотворенными большими голубыми глазами и пышными золотистыми волосами. Во что она была одета, он не понял; он сознавал только, что платье ее так же необыкновенно, как она сама. Он мысленно сравнил ее с бледно-золотистым цветком на хрупком стебле. Впрочем, нет: скорее это дух, божество, богиня — в ее возвышенной красоте было что-то неземное. Или, может быть, правду пишут в книгах, авторы которых утверждают, что в высших слоях общества много женщин, подобных ей?» [5: 200]. В этом обожествлении кроется желание обладать неземной женщиной, не такой, как Лиззи Конноли. Таким образом, в романе реализуется мотив сниженного показа обычных женщин и стремления мужчин «высшего порядка» к божественному, недосягаемому, неземному. Руфь же, напротив, как представительницу вырождаюшейся в физическом смысле аристократии, привлекла физическая мощь и красота Мартина: «Взгляд ее на мгновение остановился на его мускулистой шее, с выступающими жилами, — на этой, почти бычьей шее, потемневшей от солнца, свидетельствовавшей о здоровье и силе» [5: 18].
Собственно, трагедия Мартина Иде-на обусловлена его идеализацией Руфи и общества, к которому она принадлежала. Мартин поздно понимает, что «. он любил Руфь своей мечты, небесное создание, которое сам же и сотворил, светлую сияющую музу своих стихов», а не «маленькую буржуазку», какой она была на самом деле» [5: 78]. Руфь мыслила огра-
ниченно, в соответствии с её стереотипами: человек из низов не может добиться высоких вершин, а, тем более, достичь вершины социальной лестницы - стать творческой личностью, писателем. Желания ее были амбивалентны - она хотела заполучить его как мужчину, но из-за сословных предрассудков не могла выйти замуж за человека из низов. Руфь, не веря в возможности Мартина, чуть не погубила его талант, пытаясь сделать его клерком, весь смысл жизни которого - карабкаться по карьерной лестнице. Разрыв между идеалами и влияние стереотипов привели главных героев к разрыву. Как Мартин, так и Руфь в итоге обманулись в своих идеалах. Только Мартин, в отличие от своей возлюбленной, обманулся трагически - идеальный мир, который был так близок, вдруг рухнул в мгновение ока. Ещё одним заблуждением, повергшим его позднее в бездну отчаяния, стало представление о собственной исключительности. Оно возникло на почве увеличивающегося контраста между ним и средой, из которой он вышел.
По сути, финал романа, в котором Мартин приходит к полнейшему нигилизму, отрицанию всех ценностей, которым он поклонялся, перекликается с мыслью Ф. Ницше, который писал: «. сознание отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием «цели», ни понятием «единства», ни понятием «истины» не может быть истолкован общий характер бытия. Коротко говоря: категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымаются нами, и мир кажется обесцененным.» [8: 94].
Примечания:
1. Basow S.A. Gender Stereotypes and Roles. Pacific Grove, 1992; Basow S.A. Sex roles stereotypes: Traditions and alternatives. Belmont, 1980.
2. Deaux K., Lewis L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. № 45 (5).
3. Ashmore R. D., Del Boca F. K., Wohlers A. J. Gender Stereotypes // The Social
Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts / ed. by R.D. Ashmore, F.K. Del Boca. N. Y., 1986. 120 p.
4. Кутеева Н.Э. Полемика с ницшеанской идеей сверхчеловека в романе Джека Лондона «маленькая хозяйка большого дома» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. Вып. 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/polemika-s-nitssheanskoy-ideey-sverhcheloveka-v-romane-dzheka-londona-malenkaya-hozyayka-bolshogo-doma#ixzz3VELu5Dm
5. Лондон Д. Собр. соч.: в 14 т. Т. 6. М., 2006. 380 с.
6. Лондон Д. Мартин Иден: аннотация. URL: http://inolib.org/prose_/prose_classic/ dghek-london-martin-iden.html
7. Гендерные стереотипы. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Бешукова Ф.Б. Влияние идей Ницше на постмодернистскую эстетику // Вестник Адыгейского университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2008. Вып. 3 (31). С. 93-98.
References:
1. Basow S.A. Gender Stereotypes and Roles. Pacific Grove, 1992; Basow S.A. Sex roles stereotypes: Traditions and alternatives. Belmont, 1980.
2. Deaux K., Lewis L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label/Journal of Personality and Social Psychology. 1984. No. 45 (5).
3. Ashmore R. D., Del Boca F. K., Wohlers A. J. Gender Stereotypes // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts/ed. by R.D. Ashmore, F.K. Del Boca. N. Y., 1986. 120 pp.
4. Kuteeva N.E. Polemics with the Nietzschean idea of a superman in the novel by Jack London «The little lady of the big house» // Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2010. Iss. 3. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/polemika-s-nitssheanskoy-ideey-sverhcheloveka-v-romane-dzheka-londona-malenkaya-hozyayka-bolshogo-doma#ixzz3VELu5Dm
5. London J. Coll. of works.: in 14 v. V. 6. M., 2006. 380 pp.
6. London J. Martin Eden: a summary. URL: http://inolib.org/prose_/prose_classic/dghek-london-martin-iden.html
7. Gender stereotypes. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Beshukova F.B. Influence of Nietzsche's ideas on the post-modernist esthetics // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2008. Iss. 3 (31). P. 93-98.