Научная статья на тему 'Связь творческих способностей и интеллекта у молодежи'

Связь творческих способностей и интеллекта у молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Марина Владимировна

В статье представлены результаты изучения связи творческих способностей и их компонентов с различными видами интеллекта у молодежи. Обозначена актуальность исследования в рамках изучения молодого поколения. Показаны результаты диагностики изучаемых свойств личности испытуемых и описаны различные уровни развития видов интеллекта и компонентов творческих способностей у молодежи. Использовались следующие методики изучения творческих способностей и интеллекта: тест Э. Торренса, тест Д. Векслера, тест исследования структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Проанализирована связь между изучаемыми признаками и доказана корреляция различных компонентов творческих способностей и видов интеллекта. Подтверждено, что наблюдается тесная связь между вербальным интеллектом, геометрическим сложением, пространственным воображением и творческими способностями личности: гибкостью, беглостью, оригинальностью и разработанностью. Названы условия реализации коррелирующих интеллектуальных и креативных способностей. Результаты исследования могут быть использованы в консультационной, коррекционной и развивающей работе психолога, а также при разработке психологических программ в помощь администрации, кураторам и тьюторам студенческих групп для улучшения воспитательной работы учебных заведений различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь творческих способностей и интеллекта у молодежи»

УДК 159.928.23-053.81

Романова Марина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Пензенского государственного университета

СВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА У МОЛОДЕЖИ

Romanova Marina Vladimirovna

PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, General Psychology Department, Penza State University

THE CONNECTION OF CREATIVITY AND INTELLIGENCE AMONG YOUNG PEOPLE

Аннотация:

В статье представлены результаты изучения связи творческих способностей и их компонентов с различными видами интеллекта у молодежи. Обозначена актуальность исследования в рамках изучения молодого поколения. Показаны результаты диагностики изучаемых свойств личности испытуемых и описаны различные уровни развития видов интеллекта и компонентов творческих способностей у молодежи. Использовались следующие методики изучения творческих способностей и интеллекта: тест Э. Торренса, тест Д. Векслера, тест исследования структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Проанализирована связь между изучаемыми признаками и доказана корреляция различных компонентов творческих способностей и видов интеллекта. Подтверждено, что наблюдается тесная связь между вербальным интеллектом, геометрическим сложением, пространственным воображением с творческими способностями личности: гибкостью, беглостью, оригинальностью и разработанностью. Названы условия реализации коррелирующих интеллектуальных и креативных способностей. Результаты исследования могут быть использованы в консультационной, коррекционной и развивающей работе психолога, а также при разработке психологических программ в помощь администрации, кураторам и тьюторам студенческих групп для улучшения воспитательной работы учебных заведений различного уровня.

Ключевые слова:

интеллект, общий интеллект, вербальный интеллект, невербальный интеллект, творческие способности, компоненты творческих способностей, молодой человек.

Summary:

The results of the study of studies the relationship of creative abilities and its components with various types of intelligence among young people are presented in the article. The relevance of the study in the framework of the research of the younger generation is indicated. Diagnostic results of the studied personality traits of the subjects are shown and various levels of development of types of intelligence and components of creative abilities in young people are described. The following methods of studying creative abilities and intelligence were used: the test of E. Torrens, the test of D. Wexler, the test of researching the structure of intelligence of R. Amthauer. The correlation between the studied traits is analyzed and the correlation between the various components of creative abilities and types of intelligence is proved. It has been confirmed that there is a close connection between verbal intelligence, geometric composition, spatial imagination with the creative abilities of the individual: flexibility, fluency, originality and sophistication. The conditions for the implementation of correlating intellectual and creative abilities are named. The results of the study can be used in consulting, correctional and developing work of a psychologist, as well as in the development of psychological programs to help the administration, curators and tutors of student groups to improve the educational work of educational institutions at various levels.

Keywords:

intelligence, general intelligence, verbal intelligence, nonverbal intelligence, creativity, components of creativity, young person.

Социально-культурные изменения в России приводят к необходимости поиска нового и неизученного, основанного на интеллектуальном потенциале в рамках современного общества. В связи с этим повышается запрос на людей не только интеллектуальных, но и творческих. Творческая личность в современных реалиях является востребованным субъектом в обществе, так как способности таких людей нестандартно мыслить позволяют взглянуть на имеющиеся проблемы и трудности с другой стороны. Вместе с тем психологическим фундаментом творческих способностей являются прежде всего интеллектуальные возможности человека.

Проведенный анализ научно-исследовательских работ показал, что исследования в рамках изучаемой темы в основном относятся к изучению либо творческих способностей [1], либо к изучению интеллекта и различных его видов [2]. Имеются работы, освещающие вопросы интеллектуальных способностей и творческих возможностей, но в школьном или подростковом возрасте [3]. В фундаментальном труде Е.П. Ильина описываются возрастные и гендерные особенности креативности [4]. Наше исследование посвящено связи творческих способностей и интеллекта. Данный вопрос особенно актуален в рамках изучения молодого поколения, так как именно молодежь является потенциалом общественного развития. Часто бывает, что образованные мо-

лодые люди с высоким интеллектом не могут проявить себя в творческой деятельности не потому, что они не желают, а по причине непонимания и незнания, где они могут применить свои способности и возможности. Молодежь должна иметь выход своего интеллектуального потенциала не только в нестандартном решении трудных задач, но и в виде создания новых творческих проектов, в виде конструкторской и изобретательской деятельности. По нашему мнению, существует, необходимость исследования связей отдельных компонентов творческих способностей и различных видов интеллекта, которое поможет определить вектор применения интеллектуальных возможностей в различной творческой деятельности. В вопросе ориентации и направлении молодых людей к реализации творческого потенциала в процессе обучения помогают чаще всего администрации учебных заведений, а также кураторы и тьюторы.

Наше исследование проводилось на базе Пензенского государственного университета в 2018 и 2019 гг. В качестве выборки исследования выступили студенты различных направлений подготовки в составе 74 человек, в возрасте от 18 до 21 года. В работе использовались следующие методики изучения творческих способностей и интеллекта: тест Э. Торренса, тест Д. Векс-лера, тест исследования структуры интеллекта Р. Амтхауэра. В рамках исследования мы предположили, что существует связь между творческими способностями и интеллектом у молодежи.

На начальном этапе нашего исследования мы провели диагностическую процедуру с целью изучения уровня интеллекта по предложенному диагностическому инструментарию. В результате проведенной диагностики были определены уровни различных видов интеллекта по методике Р. Амтхауэра и тесту Д. Векслера. Молодые люди получили высокие результаты по следующим субтестам: арифметический, определение закономерностей и геометрическое сложение, общий интеллект. Это позволяет говорить о том, что для молодых людей характерно практическое и наглядно-действенное мышление, вычислительные способности и готовность быстро решать формализуемые задачи. Средние показатели полученных данных у молодых людей находятся среди следующих компонентов и видов интеллекта: исключение лишнего, определение общего, запоминание, пространственное воображение, осведомленность, поиск аналогий и вербальный интеллект. Такие показатели свидетельствуют о развитии у молодых людей пространственного представления и о способности к абстракции. Также они способны к оперированию вербальным материалом, хорошо владеют языковыми навыками и умениями в выражении своих идей и мыслей.

Затем с помощью теста креативности Э. Торренса мы изучили уровень творческого потенциала личности испытуемых: оригинальность, гибкость, беглость и разработанность творческого мышления. Согласно полученным результатам, можно утверждать, что высокий уровень творческих способностей свойствен молодым людям, для которых характерна оригинальность, гибкость, быстрота выдвижения различных идей и предложений, способность к изобретательской деятельности и креативность в реализации различных задач. Также обнаружен средний уровень оригинальности, который предполагает способность мышления избегать типичных ответов в решении конкретных поставленных задач. Чаще всего данные задачи связаны с большими умственными возможностями в поиске и выработке оригинальных и необычных вариантов решения.

На заключительном этапе нашего исследования мы изучили связь интеллекта и различных компонентов творческих способностей молодых людей с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена гэ (таблица 1).

Таблица 1 - Расчет связи интеллекта и творческих способностей

с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Шкалы интеллекта по тесту Р. Амтхауэра и тесту Д. Векслера Шкалы теста креативности Э. Торренса

Гибкость Беглость Оригинальность Разработанность

Осведомленность 0,42 * 0,16 0,48 * 0,16

Исключение лишнего 0,51 * 0,45* 0,12 0,26

Поиск аналогий 0,44 * 0,53 * 0,06 0,14

Определение общего 0,03 0,03 0,03 0,22

Арифметический 0,18 0,22 0,02 0,36

Определение закономерностей 0,21 0,08 0,16 0,32

Геометрическое сложение 0,04 0,16 0,02 0,72 *

Пространственное воображение 0,12 0,64 * 0,08 0,68 *

Запоминание 0,61 * 0,14 0,55 * 0,02

Вербальный интеллект 0,72 ** 0,63 ** 0,74 ** 0,12

Невербальный интеллект 0,26 0,12 0,03 0,53 *

Общий интеллект 0,44 ** 0,48 ** 0,51 ** 0,41

Примечания: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

В результате проведенного корреляционного анализа мы определили, что уровень вербального интеллекта коррелирует с большинством компонентов творческих способностей: гибкость, беглость и оригинальность, так как полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости (p < 0,0l). Это свидетельствует о том, что у представленных молодых людей продуктивность, скорость и способность к возникновению новых идей и предложений реализуется в вербальном опыте. Учебный процесс у таких испытуемых протекает легче, так как они хорошо понимают и оценивают полученную речевую информацию, понимают смысл высказываний, а также на высоком уровне коммуницируют в рамках учебно-воспитательной деятельности. Такие молодые люди чаще всего принимают участие в культурно-массовых мероприятиях. Геометрическое сложение и пространственное воображение коррелируют с разработанностью (p < 0,05). Это говорит о том, что детализация идей напрямую зависит от богатства пространственных представлений и от развитого аналитико-синтетического мышления. Для молодых людей свойственны развитые конструктивные теоретические и практические способности, которые могут реализовываться в изобретательской деятельности, что также находит подтверждение в наличии умеренной тесноты связи еще и с показателем «невербальный интеллект» (rs = 0,53, при p < 0,05).

Наблюдается умеренная связь между осведомленностью (rs = 0,42), исключением лишнего (rs = 0,51), поиском аналогий (rs = 0,44), запоминанием (rs = 0,61) и гибкостью в проявлении творческих способностей (p < 0,05). Данные демонстрируют способность использовать разнообразные стратегии решения поставленных задач с точностью речевого выражения, подвижностью мышления, а в дальнейшем и удовлетворенностью принятыми решениями. Результаты могут способствовать раскрытию творческого потенциала через повышенную реактивность в вербальном плане, а также осмысленному воспроизведению информации. Молодых людей с такими диагностическими показателями интеллекта и творческих способностей необходимо привлекать не только к созданию, но и к реализации различных творческих проектов и мероприятий.

Исключение лишнего (rs = 0,45), поиск аналогий (rs = 0,53) и пространственное воображение (rs = 0,64) коррелирует с беглостью творческих способностей (p < 0,05): молодые люди, способные создавать новые идеи и конструировать, могут делать это продуктивно и быстро. Такие способности могут быть реализованы не только в учебной деятельности, но и в олимпиадах, конкурсных мероприятиях, написании научно-исследовательских работ. Осведомленность (rs = 0,48) и запоминание (rs = 0,55) находят умеренную связь с оригинальностью (p < 0,05), что может осуществляться не только в проявлении высокой интеллектуальной активности, но и в создании реальных и полезных продуктов материального и духовного мира.

Таким образом, наши предположения о том, что существуют связь между творческими способностями и интеллектом у молодежи подтверждается частично, так как данная связь существует между различными видами интеллекта и отдельными компонентами творческих способностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут рассматриваться в качестве основы для создания и реализации психологических программ, направленных на улучшение воспитательной работы администрацией учебных заведений различного уровня. Также результаты исследования связей интеллекта и творческих способностей обучающихся могут помочь кураторам и тьюторам студенческих групп в подготовке учебно-воспитательных и культурно-массовых мероприятий.

Ссылки:

1. Вытовтова Е.Л., Чернышова О.В. Развитие творческих способностей студентов в процессе обучения // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 100-106.

2. Бажин А.С., Фомина Н.И. Развитие социального интеллекта студентов в процессе обучения в вузе: итоги, выводы, заключение // Студент. Аспирант. Исследователь. 2016. № 6 (12). С. 89-98. ; Fomina N.L. The interdependence of emotional intelligence and successful interpersonal communication // Студент. Аспирант. Исследователь. 2015. № 4 (4). С. 107-113.

3. Михаленко Т.Н., Скачкова М. Взаимосвязь креативности и уровня интеллектуального развития учащихся начальной и средней школы // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей IX международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 80-83 ; Солопанова И.Ю. Развитие творческих способностей старшеклассников средствами информатики : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. 448 с. (Мастера психологии).

References:

Bazhin, AS & Fomina, NI 2016, 'The Development of Students' Social Intelligence in the Learning Process at the University: Results, Inference, Conclusion', Student. Aspirant. Issledovatel, no. 6 (12), pp. 89-98, (in Russian).

Fomina, NL 2015, 'The Interdependence of Emotional Intelligence and Successful Interpersonal Communication', Student. Aspirant. Issledovatel, no. 4 (4), pp. 107-113, (in Russian).

Mikhalenko, TN & Skachkova, M & Gulyaev, GYu (ed.) 2017, 'Interrelation of Creativity and the Level of Intellectual Development of Primary and Secondary School Students', Sovremennoe obrazovanie: aktualnie voprosi, dostizheniya i innovacii: sbornik statey IXmezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Penza, pp. 80-83, (in Russian).

Solopanova, lYu 2008, The Development of Creative Abilities of High School Students by Means of Computer Science, PhD thesis, Tambov, (in Russian).

Vytovtova, EL & Chernyshova, OV 2017, 'The Development of Students' Creative Abilities in the Learning Process', Vestnik Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika, vol. 7, no. 1 (22), pp. 100-106, (in Russian).

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.