Далее перешли к самому главному - структуре данного документа, которая была представлена на слайде. Стандарт состоит из 4 разделов:
1) Общие сведения;
2) Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт;
3) Характеристика обобщенных трудовых функций;
4) Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Функции распечатали на цветных листах. На зеленых -общепедагогическую функцию «Обучение», на желтых - воспитательную деятельность, на голубых - развивающую деятельность, на белых листах для учителей начальных классов - педагогическую деятельность, по реализации программ начального общего образования, для остальных учителей -педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего образования. Модули предметного обучения «Математика» и «Русский язык» было решено рассмотреть на соответствующих методических объединениях.
Для более тщательной проработки трудовых функций и применению их к себе, учителя все функции распределили, а потом приклеили на карту. Карта была разбита на 4 зоны. Первая зона - владею, умею, часто использую, делаю всегда. Вторая зона - использую редко, владею частично, пробую применять. Третья зона - нужна помощь в реализации или информация для применения. Четвертая зона - не слышал, не знал, не пробовал. В итоге у каждого учителя получилась индивидуальная карта похожая на разноцветное солнце. После каждый учитель проанализировал получившуюся карту и наметил пути развития. Также администрация школы взяла на заметку темы, на которые предстоит уделить больше внимания на педагогических и методических советах.
Таким образом, успешный учитель-профессионал - это учитель способный к нестандартным трудовым действиям, мобильный, ответственный и готовый к переменам.
УДК 159.9.072
Слинькова Т.В., к.псих.н., доцент доцент кафедры психологии образования Дальневосточный федеральный университет
Россия, г. Уссурийск
СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте. Показаны ценностные ориентации,
способствующие формированию девиантного поведения у мальчиков подросткового возраста.
Ключевые слова: девиантное поведение, ценностные ориентации, подростки.
Девиантное (отклоняющееся) поведение рассматривается как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а так же сопровождающееся ее социальной дезадаптацией»216. Наибольшую остроту проблема девиантного поведения приобретает в подростковом возрасте, который считается периодом наиболее интенсивного личностного развития и характеризуется поиском собственного места в общества. Стремление добиться независимости от взрослых и признания со стороны сверстников, толкает подростков к неадекватным формам самоутверждения. Кроме того, именно в подростковом возрасте происходит формирование этических норм и ценностных установок. Несформированность нравственных ценностей, может способствовать, на наш взгляд, развитию и закреплению негативных форм социальных отклонений.
В контексте названой проблематики было проведено исследование, целью которого явилось изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению у мальчиков подросткового возраста.
Эмпирической базой исследования были выбраны мальчики - подростки восьмых классов общеобразовательных школ г. Уссурийска Приморского края, в количестве 30 человек (возраст 13 - 15 лет).
Для изучения склонности к девиантным формам поведения использовалась методика определения склонности к отклоняющемуся
217
поведению (А.Н. Орел) . Ценностные ориентации подростков изучались
218
при помощи методики «Ценностные ориентации» М.Рокича , построенной на методе ранжирования.
На первом этапе исследования выявлялась готовность подростков к реализации отдельных форм девиантного (отклоняющегося) поведения, с помощью методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (таблица 1).
Таблица 1 Выраженность показателей склонности к девиантному поведению у мальчиков, %___
№ Шкалы методики Выражена Не выражена
1 Склонность к преодолению норм и правил 73,3 26,7
2 Склонность к аддиктивному поведению 60 40
3 Склонность к саморазрушающему поведению 40 60
216 Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С.15.
217 Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
218 Там же.
4 Склонность к агрессии и насилию 66,7 33,3
5 Волевой контроль эмоциональных реакций 70 30
6 Склонность к делинквентному поведению 63,3 36,7
Из таблицы 1 видно, что процент мальчиков-подростков проявляющих склонность к девиантому поведению выше практически по всем шкалам. Наибольшее количество подростков (73,3 %) демонстрируют склонность к преодолению норм и правил, т.е. предрасположены к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Показатели шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций у 70% респондентов. Достаточно высокие показатели склонности к агрессии и насилию (66,7%), делинквентному поведению (63,3%) и аддиктивному поведению (60%) у мальчиков-подростков. А вот склонность к саморазрушаюшему поведению наблюдается только у 40 % опрошенных.
Полученные данные свидетельствуют о высокой распространенности среди мальчиков подросткового возраста общеобразовательных школ склонности к различным формам девиантного поведения.
На втором этапе исследования нами были выявлены корреляционные связи между склонностью к девиантному поведению и ценностными ориентациями мальчиков-подростков. Для статистической обработки результатов исследования применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г). Расчеты проводились с использованием программы SPSS 17.
Корреляционный анализ показал, что повышение склонности к преодолению норм и правил связано с увеличением значимости для мальчиков-подростков таких ценностей, как материально обеспеченная жизнь (rs= -0,42, p<0,05), общественное признание (rs= -0,44, p<0,05), развлечение (rs= -0,36, p<0,05), свобода (rs= -0,50, p<0,01), высокие запросы (rs= -0,39, p<0,05), независимость (rs= -0,40, p<0,05), рационализм (rs= -0,40, p<0,05); при этом снижается значимость таких ценностей как: наличие хороших друзей (rs=0,38, p<0,05) и чуткость (rs=0,58, p<0,001).
Склонность к аддиктивному поведению приводит к увеличению значимости следующих ценностей: материально обеспеченная жизнь (rs= -0,41, p<0,05), общественное признание (rs= -0,45, p<0,05), развлечение (rs= -0,54, p<0,0l), свобода (rs= -0,63, p<0,01), высокие запросы (rs= -0,40, p<0,05), независимость (rs= -0,46, p<0,05), непримеримость к себе и другим (rs=- 0,42, p<0,05), рационализм (rs= -0,46, p<0,05), твердая воля (rs= -0,51, p<0,01); при этом снижается значимость таких ценностей как: жизненная мудрость (rs=0,38, p<0,05), ответственность (rs=0,38, p<0,05), честность (rs=0,52, p<0,01), чуткость (rs=0,67, p<0,001).
У мальчиков-подростков склонных к саморазрушающему поведению увеличивается значимость следующих ценностей: общественное признание
(rs= -0,42, p<0,05), высокие запросы (rs= -0,37, p<0,05).
Для склонных к агрессии и насилию мальчиков-подростков характерны высокие оценки следующих ценностей: материально обеспеченная жизнь (rs= -0,43, p<0,05), развлечения (rs= -0,44, p<0,05), свобода (rs= -0,39, p<0,05), высокие запросы (rs= -0,40, p<0,05), независимость (rs= -0,41, p<0,05), непримеримость к себе и другим (rs= -0,37, p<0,05), рационализм (rs= -0,41, p<0,05); при этом снижается значимость таких ценностей как: исполнительность (rs=0,41, p<0,05), честность (rs=0,36, p<0,05) и чуткость (rs=0,39, p<0,05).
При слабом волевом контроле эмоциональной сферы, нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (шкала «волевой контроль эмоциональных реакций») увеличивается значимость для мальчиков -подростков таких ценностей, как развлечения (rs= -0,39, p<0,05), свобода (rs= -0,49, p<0,01), независимость (rs= -0,50, p<0,01), твердая воля (rs= -0,40, p<0,05); при этом снижается значимость исполнительности (rs=0,42, p<0,05).
Для мальчиков-подростков склонных к делинквентному поведению характерно увеличение значимости ценностей: материально обеспеченная жизнь (rs= -0,41, p<0,05), развлечения (rs= -0,46, p<0,05), свобода (rs= -0,49, p<0,01), высокие запросы (rs= -0,43, p<0,05), непримеримость к себе и другим (rs= -0,47, p<0,01), рационализм (rs= -0,47, p<0,01); снижается значимость таких ценностей как: наличие жизненной мудрости (rs=0,38, p<0,05), ответственность (rs=0,36, p<0,05), честность (rs=0,48, p<0,01), чуткость (rs=0,62, p<0,001).
Согласно полученным данным, наиболее чувствительными в плане формирования склонности к девиантному поведению являются такие терминальные ценности как развлечение, свобода, материально-обеспеченная жизнь, общественное признание; инструментальные - высокие запросы, непримеримость к недостаткам в других, рационализм, независимость, умение настоять на своем; в сочетании с низкой ценностью в первую очередь - чуткости, честности, ответственности, а также жизненной мудрости.
Таким образом, по результатам исследования выявлена связь ценностных ориентаций мальчиков подросткового возраста со склонностью к девиантному поведению. В основе девиантного поведения подростков, лежит склонность к праздности, обеспеченной жизни, ориентация на собственное мнение в сочетании с деформацией нравственных ценностей, в частности, снижение значимости чуткости, честности, ответственности и исполнительности.
Использованные источники:
1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
2. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
Федоренко А.Е.
студент 1 курса магистратуры кафедры дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»
г. Ростов-на-Дону Платохина Н.А., канд.пед.наук профессор кафедры дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»
г. Ростов-на-Дону
ЭФФЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются эффективные условия повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: управление, профессиональная компетентность, модель управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов.
Аbstract: This article discusses effective conditions improve professional competence of teachers of preschool educational institution.
Keywords: management, professional competence, process management model improve professional competence of teachers.
Обеспечение эффективности реализации ценностно-смысловой модели образовательного пространства дошкольного учреждения и достижение достаточного уровня развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края обусловлено разработкой и внедрением целостной модели управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, представленной следующими блоками: проективный, организационный, диагностический, результативный.
Проективный блок направлен на определение эффективных условий управления процессом повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, принципов, функций, содержания и методов развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре народа. Основой для разработки модели управления послужили принципы: научности управления (Ю.К.Бабанский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.), системности (Ч. Барнард, С. Оптнер и др.), гуманности (Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов и др.),