Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
тревожность / Интернет / старшие подростки / anxiety / Internet / older adolescents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назарян М.К., Кочетова Ю.А.

В статье рассматриваются результаты исследования специфики связи тревожности и проблемного использования интернета у лиц старшего подросткового возраста. Методики исследования: Общая шкала проблемного использования интернета Холмогоровой А.Б., Герасимовой А.А., Шкала проявлений тревоги Тейлора (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS), Шкала ситуативной и личностной тревоги Спилбергера – Ханина. Выборка составила 76 человек в возрасте от 15 до 17 лет, среди них 38 юношей и 38 девушек. Исследование проводилось государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 1533 «ЛИТ» с помощью онлайн-опроса учеников 9-11 классов в 2024 г. Результаты исследования выявили существование прямой связи тревожности и проблемного использования интернета у лиц старшего подросткового возраста и связь ситуативной тревожности и проблемного использования интернета у старших подростков. Предполагаемых изначально половых различий в показателе проблемного использования интернета выявлено не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF ANXIETY AND PROBLEM USING INTERNET IN OLDER ADOLESCENCE

The article discusses the results of a study of the specifics of the relationship between anxiety and problematic Internet use in older adolescents. Research methods: General scale of problematic Internet use by Kholmogorova A.B., Gerasimova A.A., Taylor Manifest Anxiety Scale (TMAS), Spielberger-Khanin Situational and Personal Anxiety Scale. The sample consisted of 76 people aged 15 to 17 years, among them 38 boys and 38 girls. The study was conducted by the state budgetary educational institution of Moscow “School No. 1533 “LIT” using an online survey of students in grades 9-11 in 2024. The results of the study revealed the existence of a direct connection between anxiety and problematic use of the Internet in older adolescents and the connection between situational anxiety and problematic Internet use among older adolescents. Initially hypothesized gender differences in problematic Internet use were not found.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9 Назарян М.К., Кочетова Ю.А.

Назарян М.К.

студент 2 курса магистратуры Московский государственный психолого-педагогический университет

(г. Москва, Россия)

Кочетова Ю.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой Московский государственный психолого-педагогический университет

(г. Москва, Россия)

СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМНОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в статье рассматриваются результаты исследования специфики связи тревожности и проблемного использования интернета у лиц старшего подросткового возраста. Методики исследования: Общая шкала проблемного использования интернета Холмогоровой А.Б., Герасимовой А.А., Шкала проявлений тревоги Тейлора (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS), Шкала ситуативной и личностной тревоги Спилбергера - Ханина. Выборка составила 76 человек в возрасте от 15 до 17 лет, среди них 38 юношей и 38 девушек. Исследование проводилось государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 1533 «ЛИТ» с помощью онлайн-опросаучеников 9-11 классов в 2024 г. Результаты исследования выявили существование прямой связи тревожности и проблемного использования интернета у лиц старшего подросткового возраста и связь ситуативной тревожности и проблемного использования интернета у старших подростков. Предполагаемых изначально половых различий в показателе проблемного использования интернета выявлено не было.

Ключевые слова: тревожность, Интернет, старшие подростки.

Стремительное развитие технологий и возможностей интернета оказывает колоссальное влияние на психику человека. Все жизненные процессы общества трансформируются в соответствии с увеличением количества пользователей интернет-ресурсов и внедрения интернета повсеместно: учеба, работа, хобби, досуг. В свою очередь, подростки становятся одними из самых главных групп общества, использующих интернет и его возможности в меру и без. Молодые люди в старшем подростковом возрасте, находясь на этапе перехода во взрослую жизнь, особенно подвержены различного рода переживаниям и стрессам. Старший подростковый возраст представляет собой этап, включающий в себя множество стрессогенных задач и особенностей: активное становление личности и идентичности подростка, формирование навыков социального взаимодействия, профессиональное самоопределение, развитие моральных ценностей, и, одно из самых сложных, половое созревание. Все это делает их уязвимыми к различным негативным воздействиям и способствует формированию тревожности.

Тревожность у подростков является одной из часто встречаемых черт личности, оказывающей существенное влияние на качество жизни, учебы и межличностных отношений. Часто пребывая в тревожном состоянии, подростки ищут доступные для них способы отвлечения или уменьшения тревоги, и нередко находят его в виртуальном мире. Размеренное использование интернета может иметь положительный эффект, однако чаще случается так, что подростки начинают им пользоваться неконтролируемо и чрезмерно, что может приводить к проблемному использованию интернета. «Представляется корректным замена используемого в научной дискуссии термина интернет-зависимость на менее стигматизирующее понятие — проблемное использование интернета. Последнее способствует акцентированию внимания на необходимости фиксации механизмов негативных последствий пользования интернетом и позволяет избежать стигматизации интернета как непосредственной причины зависимости» [2]. Проблемное использование интернета может иметь серьёзные последствия для психического здоровья подростков, включая ухудшение

эмоционального состояния, снижение успеваемости и нарушение навыков социального взаимодействия. Имеющиеся исследования указывают на то, что чаще остальных к использованию интернета в качестве средства избегания реальности обращаются именно подростки с повышенной тревожностью. Проблемное использование интернета, наоборот, усугубляет зависимость от виртуального мира и способствует усилению симптомов тревожности: «злоупотребление интернетом связывают с депрессией, суицидальным поведением и повышенной тревогой у подростков, а также с социальной тревожностью и нарушениями процессов социального познания» [2].

Первым шагом к анализу данных, полученных из методик, стала проверка каждой шкалы каждой методики на нормальность с помощью критерия Шапиро-Уилка, а также подсчет средних, медиан и др. (таблица 1).

Таблица 1. Описательные статистики.

Описательные статистики

Общая

Прояв Предпо шкала

ления Ситуа Лично чтение Регул Когнит Компул Негат пробле

тревог тивная стная онлайн яция ивная ьсивное ивные много

и тревог тревог - настр поглощ использ после использ

ТЕЙЛ а а общени оения енность ование дствия ования

ОР я интерне та

N 73 73 73 73 73 73 73 73 73

Средн ее 22.янв 43.5 47.1 сен.66 13.авг авг.88 11.июл апр.77 48.7

Медиа на 22 43 48 8 15 9 11 4 49

Станд

артное отклон сен.30 10.авг сен.79 апр.82 апр.5 4 04.июл апр.61 фев.88 13.сен

ение

Мини мум 5 20 27 3 3 3 3 2 14

Макси мум 43 73 68 21 21 19 20 13 86

Шапи р°- Уилк 0.979 0.985 0.986 0.934 0.951 0.954 0.966 0.860 0.993

Шапи р°- Уилк р 0.275 0.513 0.620 <.001 0.007 0.010 0.049 <.001 0.971

Для дальнейшего исследования необходимо интерпретировать распределения по критерию Шапиро-Уилка, тем самым выяснив нормальность распределения каждой шкалы. Гипотеза о нормальности проверяется при уровне значимости 0.05. Если р-значение меньше 0.05, гипотеза о нормальности отвергается, что указывает на ненормальное распределение данных. Данные таблицы свидетельствуют о том, что для анализа корреляций между шкалами необходимо выбрать непараметрический критерий анализа, способный проявлять связь и различия шкал без необходимости нормального распределения. Исходя из этого были выбран критерий ранговой корреляции Спирмена для исследования корреляции между количественными переменными с ненормальным распределением. Результаты всех корреляций отображены в таблице 2. Для оценки направленности и силы связи используются следующие ориентиры:

• 0,75 - 1.00 очень высокая положительная,

• 0,50 - 0.74 высокая положительная,

• 0,25 - 0.49 умеренная положительная,

• 0,00 - 0.24 слабая положительная,

• 0,00 - -0.24 слабая отрицательная,

• -0,25 - -0.49 умеренная отрицательная,

• -0,50 - -0.74 высокая отрицательная,

• -0,75 - -1.00 очень высокая отрицательная [4].

Таблица 2. Результаты анализа корреляций по критерию Спирмена и их значимость.

Прояв ления трево ги ТЕЙЛ ОР Ситуа тивная тревог а Личн остна я трево га Предпо чтение онлайн общен ия Регул яция настр оения Когнит ивная поглощ енность Компул ьсивное использ ование Негат ивные после дстви я Общая шкала пробле много использ ования интерн ета

Проявл ения тревоги ТЕЙЛО Р 0.824 0.778 0.234 0.458 0.341 0.294 0.432 0.520

р- значени е <.001 <.001 0.046 <.001 0.003 0.012 <.001 <.001

Ситуати вная тревога 0.824 0.797 0.335 0.506 0.286 0.201 0.345 0.483

р- значени е <.001 <.001 0.004 <.001 0.014 0.088 0.003 <.001

Личнос тная тревога 0.778 0.797 0.263 0.509 0.212 0.216 0.284 0.422

р- значени е <.001 <.001 0.024 <.001 0.072 0.067 0.015 <.001

Предпо чтение онлайн- общени я 0.234 0.335 0.263 0.199 0.408 0.326 0.166 0.645

р- значени е 0.046 0.004 0.024 0.091 <.001 0.005 0.161 <.001

Регуляц ия настрое ния 0.458 0.506 0.509 0.199 0.223 0.172 -0.109 0.446

р- значени е <.001 <.001 <.001 0.091 0.058 0.145 0.357 <.001

Когнит ивная поглощ енность 0.341 0.286 0.212 0.408 0.223 0.641 0.436 0.820

р- значени е 0.003 0.014 0.072 <.001 0.058 <.001 <.001 <.001

Компул ьсивное использ ование 0.294 0.201 0.216 0.326 0.172 0.641 0.496 0.794

р- значени е 0.012 0.088 0.067 0.005 0.145 <.001 <.001 <.001

Негатив ные последс твия 0.432 0.345 0.284 0.166 -0.109 0.436 0.496 0.529

р- значени е <.001 0.003 0.015 0.161 0.357 <.001 <.001 <.001

Общая 0.520 0.483 0.422 0.645 0.446 0.820 0.794 0.529 —

шкала

пробле

много

использ

ования

интерне

та

р- значени е <.001 <.001 <.001 <.001 <.001 <.001 <.001 <.001

Каждая из шкал, измеряющих различные виды тревожности показывает умеренную положительную связь высокой значимости с общей шкалой проблемного использования интернета, что подтверждает данные авторов методики «Общая шкала проблемного использования интернета» о взаимосвязи: «Злоупотребление интернетом связывают с депрессией, суицидальным поведением и повышенной тревогой у подростков, а также с социальной тревожностью и нарушениями процессов социального познания» [2]. Уже на данном этапе исследования представляется возможным подтвердить гипотезу о том, что существует связь тревожности и проблемного использования интернета в старшем подростковом возрасте.

Также было рассмотрено распределение общего уровня проблемного использования интернета среди испытуемых с высокой ситуативной тревожностью (рис.1) и отдельно с низкой ситуативной тревожностью (риунок. 1).

Распределение уровня проблемного использования интернета с высокой ситуативной тревожностью

высокии

умеренный

низкий

Рисунок 1. Распределение результатов по уровню общего проблемного использования интернета среди испытуемых с высокой ситуативной

тревожностью.

Распределение уровня проблемного использования

интернета с низкой ситуативной тревожностью

высокий

умеренный

низкий

Рисунок 2. Распределение результатов по уровню общего проблемного использования интернета среди испытуемых с низкой ситуативной

тревожностью.

Исходя из данных на рисунках 1 и 2 можно сделать выводы: - среди испытуемых с высоким уровнем ситуативной тревожности высокий уровень проблемного использования интернета составляет 26%, а низкий уровень проблемного использования интернета - 6%,

- среди испытуемых с низким уровнем ситуативной тревожности высокий уровень проблемного использования интернета составляет 0%, а низкий уровень проблемного использования интернета - 43%.

Таким образом представляется возможным подтвердить частную гипотезу о том, что существует связь ситуативной тревожности и проблемного использования интернета у старших подростков. Это можно объяснить тем, что молодые люди часто используют ресурсы интернета в целях отвлечения и уменьшения чувства тревоги. Интернет становится своего рода средством избегания беспокоящей подростка реальности.

В данной работе также был проведен обширный анализ показателей шкал на различия в мужской и женской выборке. Для наглядности и достоверности были выбраны 2 критерия оценки различий: непараметрический Манна-Уитни и параметрические 1-тесты (критерий Стьюдента). Результаты отображены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели различий по критерию Манна-Уитни и критерию 1-Стьюдента.

Переменная Т-тест (Стьюдент 1) р-значение (Т-тест) Манн-Уитни и р-значение (Манн-Уитни)

Проявления тревоги Тейлора -0.148 0.883 647 0.834

Ситуативная -1.296 0.199 574 0.310

тревожность

Личностная -0.774 0.442 600 0.466

тревожность

Предпочтение онлайн-общения -1.251 0.215 543 0.175

Регуляция настроения 0.378 0.706 656 0.916

Когнитивная -1.303 0.197 561 0.247

поглощенность

Компульсивное использование 0.244 0.808 646 0.829

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Негативные -0.211 0.833 643 0.799

последствия

Общая шкала проблемного использования -0.647 0.520 629 0.687

интернета

Для всех рассмотренных шкал результаты анализа различий по критерию ^Стьюдента и критерию Манн-Уитни показали, что различия между юношами и девушками в старшем подростковом возрасте не являются статистически значимыми (все p-значение> 0.05). Это указывает на отсутствие значимых различий на минимально допустимом уровне (95%) в проявлениях тревоги, предпочтениях онлайн-общения, регуляции настроения, когнитивной поглощенности, компульсивного использования, негативных последствий и общем проблемном использовании интернета.

Таким образом, из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что частная гипотеза о том, что существуют различия связи тревожности и проблемного использования интернета в старшем подростковом возрасте у юношей и девушек - не подтвердилась. На теоретическом уровне можно предположить, что это может быть связано с тем, что в старшем подростковом возрасте происходит ряд значительных физиологических, психологических, социальных и биологических изменений: в это время подростки могут иметь похожие стрессогенные факторы и использовать схожие механизмы регуляции настроения и поведения, независимо от пола, а также указывать на универсальность использования интернета, как средства борьбы с тревожностью в контексте половых различий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета //Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: - 2009. - С 100131;

2. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования Интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 56—79;

3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с. 30;

4. Сорокова М.Г. Математические методы в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие. — М.: Неолит, 2020. — 216 с;

5. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. - М., 1983

Nazaryan M.K., Kochetova Yu.A.

Nazaryan M.K.

Moscow State Psychological and Pedagogical University

(Moscow, Russia)

Kochetova Yu.A.

Moscow State Psychological and Pedagogical University

(Moscow, Russia)

RELATIONSHIP OF ANXIETY AND PROBLEM USING INTERNET IN OLDER ADOLESCENCE

Abstract: the article discusses the results of a study of the specifics of the relationship between anxiety and problematic Internet use in older adolescents. Research methods: General scale of problematic Internet use by Kholmogorova A.B., Gerasimova A.A., Taylor Manifest Anxiety Scale (TMAS), Spielberger-Khanin Situational and Personal Anxiety Scale. The sample consisted of 76 people aged 15 to 17 years, among them 38 boys and 38 girls. The study was conducted by the state budgetary educational institution of Moscow "School No. 1533 "LIT" using an online survey of students in grades 9-11 in 2024. The results of the study revealed the existence of a direct connection between anxiety and problematic use of the Internet in older adolescents and the connection between situational anxiety and problematic Internet use among older adolescents. Initially hypothesized gender differences in problematic Internet use were not found.

Keywords: anxiety, Internet, older adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.