Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
440
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина Т.П., Криволапова К.В.

Статья посвящена изучению тревожности в младшем и старшем подростковом возрасте. Представлены результаты ситуативной и личностной тревожности в экспериментальных группах. Выявлено, что личностная и ситуативная тревожность выше у учащихся старшего подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ANXIETY IN ADOLESCENCE

The article is devoted to the study of anxiety in younger and older Teens. Presents the results of situational and personal anxiety in the experimental groups. It was revealed that personal and situational anxiety is higher among students older adolescents.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

старшеклассников формируется при общении, при котором они свободно обмениваются своими мыслями, выражают чувства, имеют свои взгляды на ценности и мир в целом.

Использованные источники:

1.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 3 - 33

2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Центр, 2005. - С. 12 -22.

УДК 159.9.07

Усынина Т.П., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии

Криволапова К.В.

студент 3 курс, факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена изучению тревожности в младшем и старшем подростковом возрасте. Представлены результаты ситуативной и личностной тревожности в экспериментальных группах. Выявлено, что личностная и ситуативная тревожность выше у учащихся старшего подросткового возраста.

Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, младшие подростки, старшие подростки, подростковый возраст.

Usynina T. P., candidate of psychological Sciences associate Professor of General psychology

Krivolapova K. V. the student of 3 course of faculty clinical psychology Orenburg state medical University Russia, Orenburg STUDY OF ANXIETY IN ADOLESCENCE Abstract. The article is devoted to the study of anxiety in younger and older Teens. Presents the results of situational and personal anxiety in the experimental groups. It was revealed that personal and situational anxiety is higher among students older adolescents.

Keywords: anxiety, situational anxiety, personal anxiety, younger Teens, older teenagers, adolescence.

Тревожность характеризует черту личности и является индивидуальной характеристикой каждого человека.

В психологической литературе можно встретить различные определения тревожности. Тревожность в современной мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными

течениями, учеными. Например, Р. С. Немов, рассматривает тревожность, как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Ч. Д. Спилбергер различает тревогу - как состояние и тревожность -как свойство личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора.

Наиболее распространенной классификацией является деление тревожности на два основных вида. Первый вид - это ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Второй вид - это личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Цель исследования - выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1) изучить психологическую литературу, уточнить сущность понятия тревожность, изучить виды тревожности;

2) выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;

3) провести экспериментальное исследование, для определения уровня тревожности у подростков, а также сравнить полученные результаты между двумя возрастными группами.

В исследование приняло участие 50 человек. Из них 9 класс (25 человек), 11 класс (25 человек).

С целью определения уровня ситуативной и личностной тревожности был использован опросник Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности».

Были получены следующие результаты по уровню ситуативной тревожности, низкий уровень 9 класс (19%), 11 класс (0%); средний 9 класс (58%), 11 класс (54%); высокий уровень 9 класс (23%), 11 класс (46%). Были получены следующие результаты по уровню личностной тревожности, низкий уровень 9 класс (9%), 11 класс (0%); средний уровень 9 класс (71%), 11 класс (39%); высокий уровень 9 класс (20%), 11 класс (61%).

При математической обработке данных, мной был использован критерий и-Манна-Уитни (сравнение двух независимых выборок).

В первой таблице происходит сравнение учеников 9 и 11 класса по уровню выраженности ситуативной тревожности. Была сформулирована гипотеза Но: различия в уровне ситуативной тревожности у учеников 9 и 11 класса отсутствуют.

Составляем таблицу необходимых данных для подсчета критерия и-Манна-Уитни. Высчитываем Их и Иу по формуле.

Их=(25*25)-491,5+25(25+1 )/2=625-491,5+325=458,5 Иу=(25*25)-783,5+25(25+1)/2=625-783,5+325=166,5 Для определения р-уровня, выбираем наименьшее И, которое сравниваем с табличным для соответствующего объема выборки п=25 и т=25. В соответствии с таблицей видим, что Иэмп (166,5) меньше, чем Икрит(227). Следовательно р<0,05. В соответствии со схемой определения р-уровня (р<0,05) Н0 отклоняется. В результате исследования были обнаружены статистически достоверные различия между уровнем ситуативной тревожности у учащихся 9 и 11 классов.

Во второй таблице происходит сравнение учеников 9 и 11 класса по уровню выраженности личностной тревожности. Была сформулирована гипотеза Н0: различия в уровне личностной тревожности у учеников 9 и 11 класса отсутствуют.

Составляем таблицу необходимых данных для подсчета критерия И-Манна-Уитни. Высчитываем Их и Иу по формуле:

Их=(25*25)-525,5+25(25+1)/2=625-525,5+325=424,5 Иу=(25*25)-749,5+25(25+1)/2=625-749,5+325=200,5 Для определения р-уровня, выбираем наименьшее И, которое сравниваем с табличным для соответствующего объема выборки п=25 и т=25. В соответствии с таблицей видим, что Иэмп (200,5) меньше, чем Икрит(227). Следовательно р<0,05. В соответствии со схемой определения р-уровня (р<0,05) Н0 отклоняется. В результате исследования были обнаружены статистически достоверные различия между уровнем личностной тревожности у учащихся 9 и 11 классов.

По результатам первой и второй таблицы можно сказать, что и личностная и ситуативная тревожность выше у учащихся 11 класса. Это может быть связано со многими факторами. Во-первых, перед одиннадцатиклассников встает выбор своей будущей профессии, если в прошлом году он был достаточно абстрактным, то в этом году становится реальностью. Во-вторых, это может быть связано с предстоящим единым государственным экзаменом. Так как проведение опросника, выпало на октябрь, а в это время, как раз происходит подготовка к пробным экзаменам.

В результате проведенного исследования мы смогли подтвердить гипотезу, поставленную в начале работы и доказать, что уровень личностной и ситуативной тревожности заметно выше у старших подростков.

Использованные источники:

1.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.//Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2002. - 258 с.

2.Мухина В.С., Детская психология // Под ред. Л.А. Венгера - М.: Просвещение, 1985. - 202 с.

3.Прихожан А.М., Причины, профилактика и преодоление тревожности // А.М. Прихожан //Психологическая наука и образование., 1998. - №2. - с. 1117.

4.Психологический словарь // под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М., 1983.- 205 с.

УДК 159.9.07

Усынина Т.П., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии

Каскинова Р.С.

студент 3 курса факультет «Клиническая психология» Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи тревожности и социально-психологической адаптации в пожилом возрасте. Представлены особенности ситуативной и личностной тревожности в пожилом возрасте. Выявлена взаимосвязь между показателями тревожности и социально-психологической адаптации пожилых людей.

Ключевые слова: ситуативная тревожность, личностная тревожность, социально-психологическая адаптация, эмоциональный комфорт, пожилой возраст, старость.

Usynina T. P., candidate of psychological Sciences associate Professor of General psychology

Kasinova R. S.

3rd year student, faculty «Clinical psychology» Orenburg state medical University Russia, Orenburg THE RELATIONSHIP OF ANXIETY AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN OLD AGE Abstract. The article is devoted to the study of the relationship of anxiety and socio-psychological adaptation in old age. The peculiarities of situational and personal anxiety in the elderly. The interrelation between measures of anxiety and social-psychological adaptation of elderly people.

Keywords: situational anxiety, personal anxiety, socio-psychological adaptation, emotional comfort, old age, old age.

За последние 10 лет в развитых странах мира значительно увеличилась доля населения пожилых людей, в то время как доля детей и молодежи сократилась. Последним возрастным периодом является старость. Старость -период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Также в этот период изменяется сам социальный статус человека, что связано с прекращением или ограничением профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.