Научная статья на тему 'Связь страха и тревожности с характеристиками лич- ности у студентов-психологов'

Связь страха и тревожности с характеристиками лич- ности у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1130
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь страха и тревожности с характеристиками лич- ности у студентов-психологов»

Психология и педагогика

менение их для решения организационных, технических и прикладных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе,

Третий компонент педагогических условий направлен на стимулирование мотивации к повышению уровня личностных профессиональных качеств студентов. Мотивация рассматривается целым рядом авторов в качестве движущей силы человеческого поведения и деятельности, которая влияет на все структурные образования личности (Л.И. Божович, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, М.А. Петрова и др.). Наличие положительных мотивов в познавательной деятельности студентов — важнейшее условие эффективного ее протекания. Мотивы являются, с одной стороны, фактором развития личности, а с другой -показателем развития личностных качеств.

Фактор новизны всегда выступает в качестве мотива к деятельности познания, поэтому организационные формы и методы обучения позволят нам наиболее эффективно интегрировать в учебном процессе рациональные и эмоциональные компоненты и тем самым поддерживать интерес студентов к образовательному про-

цессу. Полагаем, что систематическая психолого-

педагогическая диагностика уровня развития личностных

профессиональных качеств будущих учителей технологии будет способствовать повышению их мотивации и поможет студентам получить объективную информацию об особенностях развития своих качеств. Это позволит преподавателю адекватно строить учебный процесс, а будущим педагогам правильно спроектировать программу саморазвития личностных профессиональных качеств.

Мы считаем, что осуществление данных педагогических условий будет способствовать стремлению будущих учителей технологии к самосовершенствованию, содействовать развитию их исследовательской позиции в профессиональной деятельности, формированию умений адекватно определять проблему, противоречия в технологическом образовании, использовать общенаучные методы в решении профессиональных педагогических задач.

Статья принята к публикации 6.12.06

М.И. Иванович

Связь страха и тревожности с характеристиками дич ности у студентов-психодогов

В настоящее время система высшего профессионального образования претерпевает значительные изменения. В отечественной и западной научной литературе усилился интерес к проблеме подготовки специалистов в области практической психологии (Абрамова Г.С., Гулина М.А., Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н., Качюнас Р., Меновщиков В.Ю., Глэддинг С., Джорж Р., Кристиани Т., Нель-сон-Джоунс Р.), определяется перспектива проведения профессиографических исследований для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов.

Существует ряд исследований, посвященных изучению особенностей личности студентов психологических факультетов. Установлено, в частности, что существуют отличия в уровне рефлексии, коммуникативной и в эмоциональной сферах личности студентов психологических и не психологических факультетов. Однако изучение особенностей и репертуара страхов не выделялось в качестве предмета научного анализа.

Учитывая сложность и неоднозначность существующей проблемы, целью нашего исследования являлось выявление страхов у студентов - психологов и их взаимосвязь с характеристиками личности. Мы предполагаем, что страхи взаимосвязаны с определенными образо-

ваниями личности, и при этом страх смерти является базовым страхом.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам определиться с научной терминологией. Мы придерживаемся определения страха как эмоции, возникающей в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленной, на источник действительной или воображаемой опасности.

Сравнительный анализ рассматриваемых понятий страха и тревоги показывает, что содержательно они близки по смыслу, это вызывает трудности методологического характера при их экспериментальном изучении. В изучении тревоги и страха изначально существовали различные точки зрения в понимании этих явлений. Изучение тревоги и страха, в основном, проводилось в рамках аналитического и экзистенциального направления. Исходя из определений, процесс трансформации тревоги может быть представлен в следующей последовательности.

Тревога - Страх - Тревожность (состояние - эмоция - личностное образование).

В своих поздних работах 3. Фрейд подразделяет страх на сигнальный и автоматический. «Автоматический страх, или первичный, связан с опасением полного уничтожения.»[7,с. 14] Наш современник В. Гарбузов выделя-

Ж психология и педагогика

■ ■ ...__•_. _'•- - .

ет восемь инстинктов человека: агрессивность, свобода, доминирование, исследование, сохранение достоинства, альтруизм, продолжение рода, самосохранение. Страх изначально заложен в инстинкте самосохране-ния[3,с. 139-140]. Если посмотреть на вопрос обусловленности тревоги, принимая во внимание труды других авторов, мы увидим, что и здесь проблема стоит гораздо шире. О. Ранк в своей теории обосновывает развитие тревоги, связывая ее с травмой рождения,[1,с.39]. С. Гроф, описывая базовые перенатальные матрицы (БПМ) и систему конденсированного опыта (СКО), пишет о том, что многие патологии взрослых во многом связаны с перенатальным периодом развития ре6енка.[4 с.306]

Учитывая вышесказанное, первоначальная формула должна приобрести следующий вид:

Страх(р) - Тревога(п) - Страх(к) - Тревожность.

Страх(р) - первичный страх (неосознаваемый).

Тревога(п) - неосознаваемая тревога (тревога/ страх).

Страх(к) - конкретизированный страх (осознаваемый страх/эмоция).

Тревожность - как личностное образование.

Исследование проводилось на базе Иркутского государственного педагогического университета. Выборка представлена 65 девушками, студентами пятого курса психологического факультета заочного отделения, возраст испытуемых составляет тридцать лет. В ходе работы мы использовали следующие психодиагностические методики: шкала самооценки личностной тревожности по Ч.Д.Спилбергеру, тест Р. Кэттела для выявления личностных особенностей, тест Р. Плутчика для определения напряженности психологических защит, опросник иерархической структуры актуальных страхов Ю. Щербатых.

Полученные результаты позволяют установить тесную взаимосвязь между суммарным показателем страхов и личностной тревожностью (г = 0,627, при р = 0,000), свидетельствующую о том, что тревожность тесно взаимосвязана со страхами, чем выше показатели страхов, тем выше тревожность. Кроме того, большинство (18 страхов, из 24) взаимосвязаны с личностной тревожностью, а именно такие, как: страх болезни близких, войны, страх перед экзаменами, глубины, негативных последствий болезни близких людей, преступности, начальства, ответственности, бедности, страх перед будущим, высоты, страх перед публичными выступлениями, сумасшествия, страх изменений в личной жизни, старости, страх, за сердце, смерти, замкнутых пространств, страх заболеть каким-либо заболеванием, страхи, связанные с половой функцией, При этом существуют статистически недостоверные взаимосвязи между личностной тревожностью и страхами пауков, темноты, самоубийства, агрессии по отношению к близким. Интересным представляется факт, что взаимосвязь между тревожностью и страхом смерти составляет г = 0,242, при р = 0,053, что рассматривается нами как тенденция

к взаимосвязи, показатель, обусловленный недостаточно большой выборкой, возрастными особенностями и действием психологических защит. Данная взаимосвязь является прямой, отсюда следует, чем выше страх смерти, тем выше личностная тревожность.

В пользу данного предположения говорит тот факт, что взаимосвязь между страхом перед будущим и тревожностью составляет г = 0,476, при р = 0,000. Поскольку человеком собственная смерть в большинстве воспринимается как смутная перспектива, достаточно отдаленная во времени и даже как событие, которое может произойти с кем угодно, только не с ним.

Принимая во внимание, что страх - это одна из наиболее значимых эмоций, необходимо было выяснить, посредством чего человек справляется с ней, в связи с этим, опираясь на уже имеющиеся положения о роли психологических защит, мы исследовали наличие взаимосвязи между психологическими защитами и иерархической структурой страхов. В результате было установлено, что для нашей выборки характерно наличие лишь одной достоверной взаимосвязи, между «вытеснением» и суммарным показателем страхов г = - 0,249, при р = 0,046, которая является обратной, отсюда следует, чем полнее человек осознает собственные страхи, тем меньше напряжены психологические защиты и наоборот.

При сопоставлении показателей между психологической защитой «вытеснение» и страха смерти, выявлена взаимосвязь, которая составляет г = - 0,262, при р = 0,036 и также является обратной, то есть, осознание человеком конечности своего существования, приводит к снижению напряженности психологических защит и большей аутентичности, и наоборот, попытки отрицания собственной смерти способствуют возникновению напряженности защитных механизмов человека и его дезинтеграции. Для совладания с тревожностью испытуемые в большей степени используют психологические защиты «рационализация» и «регрессия», так взаимосвязь между личностной тревожностью и защитой «рационализация», составляет г = - 0,284 при р = 0,022 при большей напряженности защиты показатель тревожности будет меньше. Статистические данные о связи между защитой «регрессия» с тревожностью г = 0,232 при р = 0,056 могут рассматриваться как тенденция к взаимосвязи. Данная взаимосвязь предполагает большую напряженность защиты при более высоких показателях тревожности.

В этом же исследовании выявлены следующие взаимосвязи между суммарным показателем страхов и личностными особенностями по тесту Р. Кэттела: между суммарным показателем страхов и фактором, С (сила, слабость «Я») г = - 0,246, при р= 0,049. Данная связь подразумевает обратную зависимость, чем более эмоционально устойчив человек, тем менее он подвержен негативному воздействию страхов. Установлена значимая связь между суммарным показателем страха и фак-

Психология и педагогика

тором О (гипотимия, гипертимия) г= 0,404, при р= 0,000, т.е. чем ярче выражены у человека неуверенность, чувство вины, состояние одиночества, тем острее будут проявляться страхи. Выявлена связь между суммарным показателем страха и фактором 04, (низкая эго-напряженность, высокая эго-напряженность) г = 0,359, при р = 0,003. Для людей с высокой эго-напряженностью, чрезмерно раздражительных, с повышенной мотивацией, активностью, высока вероятность наличия высоких показателей по страхам.

Также нами получены данные о взаимосвязях между показателями личностной тревожности и некоторыми шкалами теста Р. Кэттела: между личностной тревожностью и фактором В (определяющим уровень интеллекта) г= -0,255, при р= 0,041. Взаимосвязь является обратной и предполагает наличие более высокой тревожности при низких показателях интеллекта, между тревожностью и фактором Е (конформность, доминантность) г= 0,269, при р= 0,031 т.е. тревожность возрастает, в связи с увеличением у человека неуверенности, ин-трапунитивности, робости; между тревожностью и фактором М (праксемия, аутия) г= 0,314, при р= 0,011 высокие показатели, связанные с аутией, будут характеризоваться высокими показателями личностной тревожности; между тревожностью и фактором 04, г= 0,242, при р= 0,053, в данном случае ее можно рассматривать близкой к достоверной, из этого следует, что она является общей как для страхов, так и для тревожности.

Исходя из вышеизложенного следует, что страх и тревога - явления взаимообусловленные и одновременно имеющие отличия. Страх как сложное многомерное явление связан с процессами, представляющими угрозу существованию человека или личности, и определяется чувственным опытом человека, связанным в основном с

прошлым и настоящим, основанием которого является первичный страх. Тревогу предваряют события, связанные с будущим, тревога имеет два аспекта: положительный, создающий некоторое избыточное напряжение, способствующее общей активности, связанной с разрешением сложившейся ситуации «предвосхищение», и отрицательный, способствующий повышению уровня общей напряженности, приводящей к дезорганизации жизнедеятельности «подавление».

Полученные эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что между страхом и тревожностью имеется взаимосвязь. При этом доказано существование различий в стратегии совладания с этими состояниями, выявлены взаимосвязи между страхом и тревожностью и особенностями личности у студентов факультета психологии.

Библиографический список

1. Блюм. Г. Психоаналитические теории личности. КСП.: М, 1996 - С.37-39.

2. Барташев. A.B. Диагностика пограничных психических расстройств личности. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

3. Гарбузов В.И. Инстинкты и судьба человека. СпБ.: Астрель-СпБ, 2006.

4. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М.: Институт трансперсональной психологии, 2001.

5. Краткий психологический словарь под редакцией A.B. Петровского - Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

6. Мэй. Р. Смысл тревоги - М.: независимая фирма Класс, 2001.

7. Эммануэль Р. Страх. - М.: Проспект, 2002.

Статья принята к публикации 30.10.06

Т.Д. Сапранкова

Служба практической психологии - инновация в системе образования России

Более пятнадцати лет назад началось массовое внедрение практической психологии в систему образования. Это был крупномасштабный инновационный процесс, затронувший различные уровни образования. В школах, дошкольных учреждениях внедрялись новые штатные единицы педагогов - психологов. В высшей школе начали готовить практических психологов, детских практических психологов, психологов - педагогов, просто психологов, психологов-консультантов - до сих пор еще нет единства в наименовании специальности.

Данное нововведение в системе среднего общего образования России дало положительные результаты уже за первые пять лет своего существования [1]. Однако спустя пятнадцать лет многие специалисты вынуждены констатировать, что имеются серьезные проблемы, затрудняющие функционирование служб ППО в отдельных регионах, что не позволяет целостному процессу развития службы ППО Российской Федерации в масштабах страны двигаться дальше.

Для рассмотрения возможных путей дальнейшего развития службы ППО целесообразно обратиться к ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.